Рабочая программа по ОБЖ 9 класс

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка к рабочей программе для 9 класса.


Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, а также на основе положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента России от 12 мая 2009 г № 537), авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов под редакцией А.Т. Смирнова, Москва, Просвещение, 2011 г.

В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества, государства.

Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения.

Рабочая программа содержит:

  • Пояснительную записку.

  • Общую характеристику предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

  • Описание места предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебном плане.

  • Содержание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

  • Тематическое планирование с распределением учебной нагрузки по предмету.

  • Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Цели и задачи изучения основ безопасности жизнедеятельности в 5-9 классах:

  • Безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и и социального характера.

  • Понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности.

  • Принятие учащимися ценностей гражданского общества, прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти.

  • Антиэкстремистское мышление и антиреррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека.

  • Отрицательное отношение учащихся к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков.

  • Готовность и способность учащихся к нравственному совершенствованию.

Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:

  • Формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.

  • Формирование индивидуальной системы здорового образа жизни.

  • Выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.

Общая характеристика предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе (5-9 классы) предназначен для:

1. Формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека.

2. Выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих.

3. Приобретение учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом их возможностей.

4. Формирование у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения. Отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе и наркотиков.

Структура предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» при модульном построении содержания образования включает в себя два учебных модуля и пять разделов.

Под учебным модулем следует понимать конструктивно завершенную часть предмета, основанную на его методологии и включающую в себя такой объем учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

Учебные модули

Модуль-1

Модуль-2

Основы безопасности личности, общества и государства.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Разделы

1

Основы комплексной безопасности

4

Основы здорового образа жизни

2

Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций

5

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

3

Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ

-

-

Особое место в структуре программы занимает раздел 3 модуля 1 «Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ». Понятийная база и содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» основаны на положениях Федеральных законов РФ и других нормативно-правовых актов, в том числе:

Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г. (утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537);

Стратегия государственной антинаркотической политики РФ до 2020 г. (утверждена Указом Президента РФ от 9 июня 2010 г. № 690), а также Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленной в ФГОСТ общего образования второго поколения.

Место курса в учебном плане.

Для реализации содержания, учебных целей и задач предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5-9 классах в программе на каждый класс предусмотрено 34 часа (1 час в неделю во всех классах). В учебном плане предусмотрено:

Инвариантная часть

Предметная область

Учебный предмет

Количество часов в неделю

5

класс

6

класс

7

класс

8

класс

9

класс

Физическая культура

Основы безопасности жизнедеятельности

-

-

-

1

-

Региональный компонент


Физическая культура

Основы безопасности жизнедеятельности

1

1

-

1


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.

Личностные результаты:

  • Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

  • Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • Формирование целостного мировоззрения, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное. Языковое, духовное многообразие современного мира;

  • Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

  • Развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • Формирование коммуникативной компетентности в обращении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • Формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

Метапредметные результаты:

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль соей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;

  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы;

  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

  • Освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;

  • Формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметные результаты:

  • Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

  • Формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

  • Понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

  • Понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

  • Понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;

  • Формирование установки на здоровый образ жизни, исключающей употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

  • Формирование антиэкстремистской и антитеррористической личной позиции;

  • Понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

  • Знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;

  • Знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • Умение оказывать первую помощь пострадавшим;

  • Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, полученной из различных источников;

  • Умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.


Содержание учебного предмета:

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (24ч).

Раздел 1. Основы комплексной безопасности (8 ч).

Глава 1. Национальная безопасность России в современном мире (4 ч).

Глава 2. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность в России (4 ч).

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций. (7 ч).

Глава 3. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (3 ч).

Глава 4. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (4 ч).

Раздел 3. Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации (9 ч).

Глава 5. Общие понятия о терроризме и экстремизме. (2 ч)

Глава 6. Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (3 ч).

Глава 7. Организационные основы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации (2 ч).

Глава 8. Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости (2 ч).

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 ч).

Раздел 4. Основы здорового образа жизни (9 ч).

Глава 9. Здоровье - условие благополучия человека (3 ч).

Глава 10. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (3 ч).

Глава 11. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья (3 ч).

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (1 ч).

Глава 12. Оказание первой помощи (1 ч).

Программа будет реализована за 1 учебный час в неделю. Всего 34 часа в год. Формой проведения занятий по программе является урок.






Содержание программы 9 класс

МОДУЛЬ: ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА (24 часа)

РАЗДЕЛ: ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (8 часов)


1. Национальная безопасность России в современном мире (4 часа)

1. Современный мир и Россия.

Россия в мировом сообществе. Страны и организации в современном мире, с которыми Россия успешно сотрудничает.

2. Национальные интересы России в современном мире.

Основные виды национальных интересов России в современном мире.

3. Основные угрозы национальным интересам и безопасности России.

Степень влияния личности на обеспечение национальной безопасности России.

4. Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность.

Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности.

2. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность в России (4 часа)

1. Чрезвычайные ситуации и их классификация.

Классификация Ч.С., основные причины увеличения их числа. Масштабы и последствия Ч.С. для жизнедеятельности человека. Ключевые понятия в области безопасности жизнедеятельности.

2. Чрезвычайные ситуации природного характера и их последствия.

Ч.С. природного характера, их причины и последствия.

3. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия

Ч.С. техногенного характера, их причина и последствия.

4. Угроза военной безопасности России.

Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России Роль Вооруженных Сил России в обеспечении национальной безопасности страны.

РАЗДЕЛ: ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ РФ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (7 часов)

3. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (3 часа)

1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Основные задачи, решаемые РСЧС по защите населения страны от ЧС природного и техногенного характера.

2. Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны.

Основные факторы, определяющие развитие ГО в настоящее время.

3. МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Роль МЧС России в формировании культуры в области безопасности жизнедеятельности населения страны.

4. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (4 часа)

1. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.

Мониторинг и прогнозирование ЧС.

Основное предназначение проведения системы мониторинга и прогнозирования ЧС

2. Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

3. Оповещение и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций.

Оповещение населения о ЧС. Централизованная система оповещения населения о ЧС, единая дежурно - диспетчерская служба на базе телефона 01. Создание локальных и автоматизированных систем оповещения.

4. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.

РАЗДЕЛ: ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (9 часов)

5. Общие понятия о терроризме и экстремизме (2 часа)

1. Международный терроризм - угроза национальной безопасности России.

Понятие экстремизма, терроризма, современный терроризм и его сущность.

2. Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы осуществления.

Экстремистская деятельность, террористическая деятельность.

6. Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (3 часа)

1. Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму.

Основные органы федеральной исполнительной власти, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом.

2. Общегосударственное противодействие терроризму.

Субъекты противодействия терроризму, антитеррористическая деятельность.

3. Нормативно-правовая база противодействия наркотизму.

7. Организационные основы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации (2 часа)

1. Организационные основы противодействия терроризму в Российской Федерации.

НАК, федеральный оперативный штаб.

2. Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации.

8. Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости (2 часа)

1. Правила поведения при угрозе террористического акта.

Опасные террористические акты.

2. Профилактика наркозависимости.

МОДУЛЬ: ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (10 часов)


РАЗДЕЛ: ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (9 часов)


9. Здоровье - условие благополучия человека (3 часа)

1. Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность.

Определение, данное здоровью в Уставе ВОЗ. Основные факторы, оказывающее существенное влияние на здоровье человека. Взаимосвязь, существующая между духовной, физической, и социальной составляющими здоровья человека.

2. Здоровый образ жизни и его составляющие.

ЗОЖ и его составляющие. Роль ЗОЖ в формировании у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности.

3. Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.


10. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (3 часа)

1. Ранние половые связи и их последствия.

Причины вступления подростками в ранние половые связи и их последствиями.

2. Инфекции, передаваемые половым путём.

Признаки основных инфекций, передаваемых половым путем (ИППП), и причинами их распространения. Основные меры профилактики ИППП.

3. Понятие о ВИЧ - инфекции и СПИДе.

Общими понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе, обратить внимание на основные причины распространения ВИЧ-инфекции в нашей стране. Сформировать убеждение в том, что соблюдение норм здорового образа жизни - единственная профилактика ВИЧ-инфекции.

11. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья (3 часа)

1. Брак и семья.

Факторы, характеризующие взаимоотношения супругов.

2. Семья и здоровый образ жизни человека.

Качества, какими должен обладать человек, чтобы успешно реализовать функцию семьи.

3. Основы семейного права в Российской Федерации.

Знакомство с Семейным кодексом РФ.

РАЗДЕЛ: ОСНОРВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ (1 час)

12. Оказание первой помощи (1 час)

1. Первая помощь при массовых поражениях (практическое занятие по плану преподавателя). Первая помощь при передозировке в приёме психоактивных веществ.

Оказание помощи при массовых поражениях, при передозировке в приёме психоактивных веществ.







Календарно-тематическое планирование


№ П/П

Тема урока

Количество часов

Основные вопросы, понятия

Планируемые результаты (предметные)

Тип урока

Оснащение

Возможные формы контроля, творческой, исследовательской, проектной деятельности

Дата проведения

План

Факт

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (24ч).

Раздел 1. Основы комплексной безопасности (8 ч).

Глава 1. Национальная безопасность России в современном мире (4 ч).

1

Современный мир и Россия.

1

Россия в мировом сообществе. Страны и организации в современном мире, с которыми Россия успешно сотрудничает.

Обосновывают значение молодого поколения граждан РФ для развития нашей страны.

Характеризуют основные виды национальных интересов России в современном мире.

Анализируют степень влияния личности на обеспечение национальной безопасности России.

Определяют значение культуры безопасности жизнедеятельности населения в обеспечении национальной безопасности России.

УОНМ

Рассказ «Роль и значение молодого поколения граждан России для развития нашей страны».

06.09

06.09

2

Национальные интересы России в современном мире.

1

Национальные интересы России в современном мире, их содержание.

УОНМ

Таблица.

13.09

13.09

3

Основные угрозы национальным интересам и безопасности России.

1

Основные угрозы национальным интересам и безопасности России.

УОНМ

Фронтальный опрос.

20.09

20.09

4

Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность.

1

Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности.

Комбинированный. Компьютер, колонки, видеоролик.

Выбрать из текста учебника качества, которыми может обладать человек высокого уровня культуры безопасности жизнедеятельности.

27.09

27.09

Глава 2. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность в России (4 ч).

5

Чрезвычайные ситуации и их классификация.

1

Классификация Ч.С., основные причины увеличения их числа. Масштабы и последствия Ч.С. для жизнедеятельности человека. Ключевые понятия в области безопасности жизнедеятельности.

Классифицируют ЧС по масштабу их распространения и тяжести последствий.

Характеризуют в общих чертах ЧС природного и техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия.

Определяют отрицательное влияние ЧС на национальную безопасность России.

Анализируют влияние человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.

Объясняют существующие (внешние и внутренние) угрозы национальной безопасности России.

Комбинированный

Таблица.

04.10

04.10

6

Чрезвычайные ситуации природного характера и их последствия.

1

Ч.С. природного характера, их причины и последствия.

Комбинированный. Компьютер, презентация.

Фронтальный опрос.

11.10

11.10

7

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия

1

Ч.С. техногенного характера, их причина и последствия.

Комбинированный. Компьютер, презентация.

Привести примеры техногенных чрезвычайных ситуаций, имевших место в Иркутской области.

18.10

18.10

8

Угроза военной безопасности России.

1

Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России Роль Вооруженных Сил России в обеспечении национальной безопасности страны.

Комбинированный. Компьютер, слайды.

Фронтальный опрос.

25.10

25.10

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций. (7 ч).

Глава 3. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (3 ч).

9

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

1

Основные задачи, решаемые РСЧС по защите населения страны от ЧС природного и техногенного характера.

Анализируют права и обязанности граждан РФ в области безопасности в условиях ЧС мирного и военного времени.

Характеризуют основные силы и средства РСЧС для защиты населения страны от ЧС природного и техногенного характера.

Характеризуют задачи, решаемые ОУ, по защите обучающихся и персонала в условиях ЧС.

Объясняют роль МЧС России по защите населения от ЧС в современных условиях.

УОНМ

Фронтальный опрос.

01.11

01.11

10

Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны.

1

Основные факторы, определяющие развитие ГО в настоящее время.

УОНМ

Фронтальный опрос.

15.11

15.11

11

МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

1

Роль МЧС России в формировании культуры в области безопасности жизнедеятельности населения страны.

Комбинированный. Компьютер, презентация

Фронтальный опрос.

22.11

22.11

Глава 4. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения

от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (4 ч).


12

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.

1

Мониторинг и прогнозирование ЧС.

Основное предназначение проведения системы мониторинга и прогнозирования ЧС

Характеризуют основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от ЧС мирного и военного времени.

Анализируют систему мониторинга и прогнозирование ЧС и её основные мероприятия.

Моделируют рациональное размещение объектов экономики и поселений людей по территории страны с точки зрения обеспечения их безопасности от ЧС природного и техногенного характера.

Комбинированный

Фронтальный опрос.

29.11

29.11

13

Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

1

Инженерная защита населения и территорий от ЧС.

УОНМ

Какие защитные сооружения имеются в Иркутской области.

04.12

04.12

14

Оповещение и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций.

1

Оповещение населения о ЧС. Централизованная система оповещения населения о ЧС, единая дежурно - диспетчерская служба на базе телефона 01. Создание локальных и автоматизированных систем оповещения.

УОНМ

Составить перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации.

11.12

11.12

15

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.

1

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения представляют собой совокупность первоочередных работ в зоне ЧС.

Комбинированный

Решение ситуационных задач.

18.12

18.12

Раздел 3. Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации (9 ч).

Глава 5. Общие понятия о терроризме и экстремизме. (2 ч)

16

Международный терроризм - угроза национальной безопасности России.

1

Понятие экстремизма, терроризма, современный терроризм и его сущность.

Характеризуют международный терроризм как серьёзную угрозу национальной безопасности России.

Анализируют виды террористических актов, их цели и способы осуществления.

Формулируют собственную позицию неприятия терроризма в любых его проявлениях.

Комбинированный

Фронтальный опрос.

25.12


17

Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы осуществления.

1

Экстремистская деятельность, террористическая деятельность.

Комбинированный. Компьютер, презентация.

Какую угрозу национальной безопасности России представляет международный терроризм.

15.01


Глава 6. Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (3 ч).


18

Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму.

1

Основные органы федеральной исполнительной власти, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом.

Характеризуют основные нормативно-правовые акты противодействия экстремизму, терроризму, наркотизму.

Формулируют основные направления по формированию антитеррористического поведения.

С помощью интернета и средств массовой информации на конкретных примерах готовят сообщение на тему «Хулиганство и вандализм - разновидности экстремизма».

Составляют правила своего поведения в различных ситуациях, чтобы не попасть в наркотическую ловушку.

УОНМ

Сформулировать основные направления по формированию антитеррористического поведения.

22.01


19

Общегосударственное противодействие терроризму.

1

Субъекты противодействия терроризму, антитеррористическая деятельность.

УОНМ

Сообщение «Хулиганство и вандализм - разновидности экстремизма».

29.01


20

Нормативно-правовая база противодействия наркотизму.

1

Наркотизм.

УОНМ

Определите своё отношение к возможному употреблению наркотиков. Продумайте правила своего поведения в различных ситуациях, чтобы не попасть в наркотическую ловушку.

05.02


Глава 7. Организационные основы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации (2 ч).

21

Организационные основы противодействия терроризму в Российской Федерации.

1

НАК, федеральный оперативный штаб.

Объясняют организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в РФ.

Анализируют примеры НАК по обеспечению своевременной и надёжной защиты населения от терроризма.

С помощью Интернета и средств массовой информации составляют сообщение на тему «Деятельность Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков» России (ФСКН России) и её положительные результаты.

Комбинированный. Интернет.

Карточки с ситуациями.

12.02


22

Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации.

1

Наркобизнес.

Комбинированный. Интернет.

Рассказ «Деятельность ФС РФ по контролю за оборотом наркотиков и её положительные результаты».

19.02


Глава 8. Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости (2 ч).

23

Правила поведения при угрозе террористического акта.

1

Опасные террористические акты.

Анализируют рекомендации специалистов по безопасному поведению при угрозе теракта.

Вырабатывают отрицательное отношение к приёму наркотиков.

Комбинированный

Тестовое задание

26.02


24

Профилактика наркозависимости.

1

Наркозависимость

Комбинированный

Решение ситуационных задач

05.03


Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 ч).

Раздел 4. Основы здорового образа жизни (9 ч).

Глава 9. Здоровье - условие благополучия человека (3 ч).

25

Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность.

1

Определение, данное здоровью в Уставе ВОЗ. Основные факторы, оказывающее существенное влияние на здоровье человека. Взаимосвязь, существующая между духовной, физической, и социальной составляющими здоровья человека.

Характеризуют здоровье как полное физическое, духовное и социальное благополучие.

Анализируют взаимосвязь индивидуального и общественного здоровья.

Объясняют влияние репродуктивного здоровья на национальную безопасность России.

Комбинированный

Таблица.

12.03


26

Здоровый образ жизни и его составляющие.

1

ЗОЖ и его составляющие. Роль ЗОЖ в формировании у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности.

Комбинированный

Сообщение «Значение ЗОЖ в формировании у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности».

19.03


27

Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.

1

Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России

Комбинированный

Какие качества человека будут способствовать гармоничному взаимоотношению членов семьи и созданию безопасной семейной жизни.

02.04


Глава 10. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (3 ч).

28

Ранние половые связи и их последствия.

1

Причины вступления подростками в ранние половые связи и их последствиями.

Характеризуют основные факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (ранние половые связи, инфекции, передаваемые половым путём, ВИЧ - инфекция), анализируют профилактику заражения ИППП.

Комбинированный

Фронтальный опрос.

09.04


29

Инфекции, передаваемые половым путём.

1

Признаки основных инфекций, передаваемых половым путем (ИППП), и причинами их распространения. Основные меры профилактики ИППП.

Комбинированный

Таблица.

16.04


30

Понятие о ВИЧ - инфекции и СПИДе.

1

Общими понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе, обратить внимание на основные причины распространения ВИЧ-инфекции в нашей стране. Сформировать убеждение в том, что соблюдение норм здорового образа жизни - единственная профилактика ВИЧ-инфекции.

Комбинированный

Сообщение «Меры профилактики, которые необходимо соблюдать, чтобы избежать ВИЧ - инфекции».

23.04


Глава 11. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья (3 ч).

31

Брак и семья.

1

Факторы, характеризующие взаимоотношения супругов.

Анализируют основы семейного права в РФ.

Анализируют взаимосвязь семьи и ЗОЖ в жизнедеятельности личности и общества.

Характеризуют особенности семейно-брачных отношений в РФ.

Комбинированный

Сообщение «Основные факторы, характеризующие взаимоотношения супругов в современном обществе».

30.04


32

Семья и здоровый образ жизни человека.

1

Качества, какими должен обладать человек, чтобы успешно реализовать функцию семьи.

Комбинированный

«Роль семьи в формировании основ ЗОЖ».

07.05


33

Основы семейного права в Российской Федерации.

1

Знакомство с Семейным кодексом РФ.

Комбинированный

Таблица.

14.05


Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (1 ч).

Глава 12. Оказание первой помощи (1 ч).

34

Первая помощь при массовых поражениях (практическое занятие по плану преподавателя). Первая помощь при передозировке в приёме психоактивных веществ.

1

Оказание помощи при массовых поражениях, при передозировке в приёме психоактивных веществ.

Отрабатывают в паре приёмы в оказании первой помощи при массовых поражениях населения и при передозировке в приёме психоактивных веществ, различные способы транспортировки постарадавшего.

Урок применения знаний и умений

Таблица.

21.05

































Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса:

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 5-9 классах учащийся должен знать:

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

  • основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности;

  • систему взглядов, принятых в Российской Федерации, по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;

  • основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;

  • правила поведения при угрозе террористического акта;

  • государственную политику противодействия наркотизму;

  • основные меры по профилактике наркомании.

Учащийся должен уметь:

  • предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;

  • принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;

  • действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;

  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

  • оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ,

УСПЕШНО ОСВОИВШИХ РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ.


В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен:

Знать:

основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие;

потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

меры безопасности при активном отдыхе в природных условиях;

основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства;

систему взглядов, принятых в Российской Федерации, по обеспечению личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;

наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;

организацию защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации;

законодательную нормативно - правовую базу РФ по организации борьбы с терроризмом;

правила поведения при угрозе террористического акта;

государственную политику противодействия наркотизму;

основные меры по профилактике наркомании;

права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;

основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;

рекомендации специалистов в области безопасности жизнедеятельности по правилам безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

приемы и правила оказания первой медицинской помощи.

Уметь:

доступно объяснить значение здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности и здоровья;

предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;

соблюдать правила дорожного движения в качестве пешехода, пассажира и водителя транспортного средства (велосипеда, мопеда);

действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очага возгорания;

соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей;

перечислить последовательность действий при оповещении возникновения угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации;

пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни;

невосприимчивости к вредным привычкам;

обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

безопасного пользования различными бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;

подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях (походы выходного дня, ближний, дальний и международный туризм);

проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;

оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях.


Характеристика контрольно-измерительных материалов,

используемых при оценивании уровня подготовки учащихся.


Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме. Письменные работы проводятся по значимым вопросам темы или раздела курса ОБЖ. Контрольные письменные работы проводятся после изучения разделов программы курса ОБЖ в конце четверти и учебного года. В курсе ОБЖ может использоваться зачетная форма проверки знаний.

Преподавание ОБЖ, как и других предметов, предусматривает индивидуально - тематический контроль знаний учащихся. Причем при проверке уровня усвоения материала по каждой достаточно большой теме обязательным является оценивание двух основных элементов: теоретических знаний и умений применять их при выборе практических.

Для контроля знаний по ОБЖ используются различные виды работ (тесты, экспресс- опросы, самостоятельные, проверочные, контрольные, практические, ситуационные задачи)

Оценка устных ответов учащихся.

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу ОБЖ, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса ОБЖ, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной не грубой ошибки, не более двух-трех не грубых ошибок, одной не грубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе программных требований к основным знаниям и умениям учащихся, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений, усвоение которых целесообразно считать обязательными результатами обучения. Ниже приведены обобщенные планы основных элементов

Оценка письменных контрольных работ.

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной не грубой ошибки и одного недочета, не

более трех недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной не грубой ошибки, не более трех не грубых ошибок, одной не грубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

Оценка практических работ.

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий, самостоятельно и правильно выбирает необходимое оборудование; все приемы проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной не грубой ошибки и одного недочета.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе выполнения приема были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; если приемы выполнялись неправильно.

Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил практическую работу.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.

Контрольно-измерительные материалы составляются в соответствии с требованиями государственного стандарта по ОБЖ, уровнем обученности учащихся. Проверочные работы состоят из вопросов и заданий, соответствующих требованиям базового уровня как по объему, так и глубине.



Сайты, используемые при подготовке и проведении занятий


Совет безопасности РФ

scrf.gov.ru

Министерство внутренних дел РФ

mvd.ru

МЧС России

emercom.gov.ru

Министерство здравоохранения и соцразвития РФ

minzdrav-rf.ru

Министерство обороны РФ

mil.ru

Министерство образования и науки РФ

mon.gov.ru/

Министерство природных ресурсов РФ

mnr.gov.ru

Федеральная служба железнодорожных войск РФ

fsgv.ru

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm

Федеральная пограничная служба

fps.gov.ru

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности

gan.ru

Русский образовательный портал

gov.ed.ru

Федеральный российский общеобразовательный портал

school.edu.ru

Федеральный портал «Российское образование»

edu.ru

Портал компании «Кирилл и Мефодий»

km.ru

Образовательный портал «Учеба»

uroki.ru

Журнал «Курьер образования»

courier.com.ru

Журнал «Вестник образования»

vestnik.edu.ru

Издательский дом «Профкнига»

profkniga.ru

Издательский дом «1 сентября»

1september.ru

Издательский дом «Армпресс»

armpress.info

Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября»)

festival.1september.ru

Энциклопедия безопасности

opasno.net

Личная безопасность

personal-safety.redut-7.ru

Образовательные ресурсы Интернета-Безопасность жизнедеятельности

alleng.ru

«Мой компас» (безопасность ребёнка)

moikompas.ru/compas/bezopasnost_det

Информационно-методическое издание для преподавателей ОБЖ-МЧС России

school-obz.org/topics/bzd/bzd.html

Эконавт-CATALOG (электронный каталог интернет ресурсов по Охране трудa, Безопасности дорожного движения, Безопасности жизнедеятельности)

econavt-catalog.ru

Портал Всероссийской олимпиады школьников

rusolymp.ru/

Образовательные ресурсы Интернета - Безопасность жизнедеятельности

alleng.ru/edu/saf.htm

Безопасность. Образование. Человек. Информационный портал ОБЖ и БЖД: Всё о безопасности жизнедеятельности

bezopasnost.edu66.ru

Безопасность и выживание в экстремальных ситуациях

hardtime.ru

Премьеручфильм

Нормативно-правовые документы РФ (в электронном виде).

Конституция РФ.

Семейный кодекс РФ.

Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г. (утверждена Указом Президента РФ от 12.05.2009 г. № 237).

Уголовный кодекс РФ.

Федеральный закон «О гражданской обороне»

ФЗ «О защите населения и территории от ЧС.

ФЗ «О пожарной безопасности 69-ФЗ».

ФЗ «О противодействию терроризму».

ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».

ФЗ от 05.05.2010 г «О внесении изменений в ФЗ об обороне».

ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

ФЗ «О статусе военнослужащих».

Основная и дополнительная литература.

1. Пособие «День защиты детей» (в компьютере).

2. Детская энциклопедия ОБЖ (в компьютере).

3. Краткая энциклопедия по действиям в чрезвычайных ситуациях (в компьютере).

4. Дипломная работа«Чрезвычайные ситуации природного характера типичные для Иркутской области. Правила поведения в чрезвычайные ситуации природного характера» (в компьютере).

5. Программа профилактических (релаксационных) упражнений (в компьютере).

6. Природная катастрофа. Землетрясение (в компьютере).

7. Пожарная опасность (в компьютере).

8. Паспорт здоровья (в компьютере).

9. Классификация огнетушителей (в компьютере).

10. Безопасность личности (в компьютере).

11. Безопасность питания. Особенности продуктов питания (в компьютере).

12. Научись управлять собой (сборник упражнений по регуляции психоэмоционального состояния, снятию утомления и последствий стресса).

13. Антистрессовая физическая культура.

14. Производственные аварии и катастрофы и их классификация (в компьютере).

15. Стресс и пути выхода из него (в компьютере).

16. Репродуктивное здоровье (в компьютере).

17. Правила безопасного поведения в критических ситуациях (в компьютере).

18. Правила безопасного поведения на улицах (в компьютере).

19. Правила и порядок поведения населения при угрозе террористического акта (в компьютере).

20. Информационно-психологическая безопасность личности (в компьютере).

21. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: 5-9 кл.: пособие для учащихся образовательных учреждений / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова - М.: Просвещение, 2008. - 160 с.: ил.

22. Обучение правилам дорожного движения: 5-9 кл.: метод. Пособие / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова - М.: Просвещение, 2008. - 32 с.: ил.

23. Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности»: Учеб. - метод. Пособие - М.: Гумманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000 - 160 с.: ил.

24. Как оказать помощь при автодорожном происшествии: 9-11 классы - М.: Издательство АСТ - ЛТД, 1997. - 64 с.: ил.

25. Медико-санитарная подготовка учащихся: Учеб. Для сред. Учеб. Заведений / В.Н. Завьялов, М.И. Гоголев.- М.: Просвещение, 1988. - 112 с.

26. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. Для учащихся 5-9 кл. общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение. 1996. - 158 с.: ил.

27. Первая помощь детям в экстремальных ситуациях. - Иркутск.: РПЦ Радиан, 2001. - 4- с., ил.

28. Личная безопасность в чрезвычайных ситуациях.

29. Правила дорожного движения, 2003 г.

30. Правила дорожного движения, 2004 г.

31. Тестовый контроль под редакцией А. Т. Смирнова, 2013 год.

32. ОБЖ. Планируемые результаты. Работаем по новым стандартам. Автор А. Т. Смирнов, 2013 г.

Презентации для 9 класса.

1. Терроризм - угроза обществу.

2. Презентации по первой медицинской помощи (13 презентаций).

3. Презентации по ЗОЖ.

4. МЧС России.

5. Военная безопасность РФ.

6. ЧС техногенного и природного характера.

Видеофильмы.

  • Алкоголь. Общее дело.

  • Алкоголь. Общее дело. Ролики.

  • Социальные видеоролики по вредным привычкам.

  • Защита населения от ЧС.

  • Атака боевыми ОВ.

  • Ударная сила Калашников.

  • Система Гриша.

  • Видеоролики ПДД, пожарной безопасности.


© 2010-2022