• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Конспект урока с использованием ЦОР. Тема: Похититель рассудка. ( Вредные привычки и их влияние на здоровье человека). 5 класс

Конспект урока с использованием ЦОР. Тема: Похититель рассудка. ( Вредные привычки и их влияние на здоровье человека). 5 класс

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




КОНСПЕКТ УРОКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦОР

(ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ)



Класс: 5

Тема: Похититель рассудка (Вредные привычки и их влияние на здоровье человека)

Продолжение учебного занятия: 40 минут

Тип учебного занятия: Лекция - игра

Цели и задачи учебного занятия:

  • Обучающая: Узнать происхождение алкоголя и выявить причины его чрезмерного употребления.

  • Развивающая: Показать учащимся пагубность для здоровья употребление алкоголя и опасность привыкания к нему.

  • Воспитывающая: Сформировать у учащихся убеждение, что употребление алкоголя - это не привычка, а болезненное пристрастие, фактически неизлечимое.

Оборудование: лекционная аудитория и мультимедийный проектор, ноутбук или стационарный компьютер.

Дидактические материалы: Книга для учителя «Методические материалы и документы по курсу «Основы Безопасности Жизнедеятельности», тематическое и поурочное планирование к учебнику А.Т. Смирнова «Основы безопасности жизнедеятельности», мультимедийная презентация «Похититель рассудка», учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-х классов общеобразовательных школ под общей редакцией А.Т.Смирнова - М.: Просвещение, 2008, «Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя». - М.: ТЦ Сфера, 2003.



Ход учебного занятия



I этап учебного занятия: приветствие, мотивация к учебной деятельности, раскрытие темы

Цель

Задачи

Длительность

Настроить учащихся на положительные эмоции для восприятия нового материала

Дать положительные эмоции, раскрепостить учащихся для беседы, раскрыть тему урока

2 минуты

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Слово учителя: Здравствуйте, дети! Садитесь. Я рад приветствовать вас на нашем уроке «Основы безопасности жизнедеятельности.

Часто ли люди задумываются о том, какую разрушительную силу несет в себе алкоголь? И представляют ли они те изменения, которые могли бы произойти в нашей жизни, если бы много умных и талантливых людей не ушли из жизни из-за злоупотребления спиртным?

Наступит ли время, когда человек,

Сможет тому удивиться,

Что укорачивал он свой век,

Что водкой когда-то травился,

Что люди сознательно яд горький пили,

Здоровью огромный тем вред наносили,

И ум свой теряли, валялись в грязи?

Когда по-иному все будет? Скажи!

Здороваются с учителем, садятся.

Начинают слушать учителя





II этап учебного занятия: постановка цели задач урока

Цель

Задачи

Длительность

В непринужденной форме определить тему урока. Поставить перед учащимися цель урока

Сориентировать и настроить учащихся на работу в течение всего урока

1 минута

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Как Вы уже догадались, речь сегодня на уроке пойдет о «безумии», выбранном человеком добровольно, и которое ведет к гибели, прежде всего того, кто на это решился.

Сегодня мы узнаем о происхождении алкоголя и причинах его чрезмерного употребления. Узнаем о пагубности алкоголя для здоровья человека и опасность привыкания к нему. Как всегда вас ждет встреча с Галилео, с которым вы попытаетесь дойти до истины и сделать, я надеюсь, правильные выводы.

Итак, тема сегодняшнего урока «Похититель рассудка».

Дети слушают учителя

III этап учебного занятия: изучение нового материала

Цель

Задачи

Длительность

Ознакомить учащихся с основной темой урока

Узнать сведения о вреде алкоголя, его разрушительном действии, развить творческие способности учащихся

30 минут

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Слово учителя (2-ой слайд): Национальное бедствие, коллективное самоубийство наций, путь к катастрофе человечества - так оценивают ученые и общественность стремительно растущее злоупотребление спиртными напитками.

Речь идет о генетической трагедии человечества. За последние сто лет выявлен неуклонный рост употребления спиртных напитков, обгоняющий прирост населения.

Дети слушают рассказ учителя

Демонстрация 1-го кинофрагмента «Страшная статистика» (3-ий слайд): По данным Всемирной организации здравоохранения употребление спирта более 8 литров в год на душу населения ведет к необратимому угасанию этноса.

Россия и ее соседи. Турция - потребление алкоголя 1,5 литра в год, прирост населения 900 тысяч в год.

Государства средней Азии - потребление алкоголя 2,6 литра в год, прирост населения 585 тысяч в год.

Китай - потребление алкоголя 5 литров в год, прирост населения 6 миллионов ежегодно.

Россия - потребление алкоголя на душу населения 15-18 литров в год. По данным федеральной службы государственной статистики с 1992 года средняя убыль населения в год составляет 774 649 человек.

Береги себя!

Дети смотрят кинофрагмент

Слово учителя (4 слайд): Известно, что первую бутылку водки изготовил араб Рагез в 860 году; перегонка вина для получения спирта резко усугубила пьянство, не исключено, что именно это послужило поводом для запрета употребления спиртных напитков основоположником ислама Мухаммедом (Магомет, 570-632) - запрет вошел впоследствии и в свод мусульманских законов - Коран (7 век), но даже в странах Азии, где потребление вина запрещалось религией (Кораном), культ вина все же процветал и воспевался в стихах.

Дети слушают учителя и смотрят кадры презентации


Послушайте одну из легенд:

Давным-давно в один восточный город въехал на повозке торговец по имени Ал Коголь. Он разложил нитки, ложки, гвозди, миски и стал торговать. Он вел себя тихо и никому не мешал. Но после его появления в городе начали происходить странные вещи. Сапожник вместо пряжек набил набойки, вместо набоек прибил пряжки. Лекарь одному из пациентов вырвал здоровый зуб, другому вместо зубов лечил уши, третьему вместо лекарства насыпал в рот перца. Плотник подрался с соседом-парикмахером. Каменщик ругался на улице и задевал прохожих. Портной, дворник и продавец восточных сладостей обижали своих жен и детей, которых раньше любили. Женщины и дети плакали. Стекольщик и хлебопек были найдены спящими в пыли у дороги. Все эти люди сильно изменились. Глаза у них налились кровью, носы стали красными, руки тряслись. Горожане заметили, что, когда люди заходили в лавку Ал Коголя, покупали там не гвозди, горшки и миски, а высокие бутылки. Когда они пили из этих бутылок, то морщились, глаза у них краснели и говорили они грубыми голосами. Часто ругались и даже дрались. Горе, слезы пришли в дома. Горожане обратились за помощью к мудрому старцу.

И вот что он сказал.

Всегда идет борьба между добром и злом. Ал Коголь на одном из восточных языков означает "дурманящий". Этим дурманом наполнены бутылки. Вино дурманит головы людей. Они перестают быть самими собой. Ведут себя грубо и глупо. Алкоголь сначала разрушает души, а затем тела людей. Существовала легенда, что тот, кто выпьет первую рюмку этого зелья, превратится в орла, которого заклюет курица, кто выпьет две рюмки, тот превратится в барана, самого безмозглого в стаде. Тот, кто выпьет три рюмки, станет свиньей и будет валяться в грязи, никогда не видя ни зеленой травы, ни листвы, ни звезд на небе. Если мы хотим жить счастливо и достойно, то надо объединиться и выгнать эту нечисть из города.

Люди вняли совету мудреца. Они изгнали злого оборотня Ал Коголя, разбили все бутылки с отравой. А сапожник, лекарь, плотник и парикмахер, каменщик и портной, дворник и продавец скоро выздоровели и опять стали добрыми, умными и чистыми людьми.











Дети слушают учителя



















Дети слушают учителя

Слово учителя (5 слайд): Также научились получать крепкие спиртные напитки в средневековье в Западной Европе путем возгонки вина. Согласно легенде, впервые эту операцию совершил итальянский монах алхимик Валентиус. Испробовав, вновь полученный, продукт и придя в состояние сильного алкогольного опьянения, алхимик заявил, что он открыл чудодейственный эликсир, делающий старца молодым, утомленного бодрым, тоскующего веселым. Все спиртные напитки содержат алкоголь, который настолько быстро завоевал мир человека, что эту тему не обошли вниманием ни писатели и поэты, ни художники и композиторы.

Дети слушают учителя и смотрят кадры презентации


Слово учителя (6-9 слайды): Посмотрите на картины великих художников средневековья Ян Стена, Андриана ван Остаде, Эдгара Дега, Паоло Веронезе.

Алкоголь -

Страшный, злейший враг человечества.

Тело, душу и разум

Не щадишь, а жестоко калечишь ты.

Начиная с седой старины,

Ты идешь, собирая ужасную дань.

Сколько ты искалечил,

Превращая в пропойную рвань?





Дети слушают учителя и смотрят кадры презентации


Слово учителя (10 слайд): Злую силу алкоголизма понимали многие передовые люди своего времени. Известный религиозный реформатор тех лет Мартин Лютер писал: " Каждая страна должна иметь своего дьявола, наш немецкий дьявол - добрая бочка вина". А как же дела обстояли на Руси?

Дети слушают учителя и смотрят кадры презентации


Слово учителя (11 слайд): Распространение пьянства на Руси связано с политикой господствующих классов. Было даже создано мнение, что пьянство является якобы старинной традицией русского народа. При этом ссылались на слова летописи: "Веселие на Руси - есть пити". Но это клевета на русскую нацию. Русский историк и этнограф, знаток обычаев и нравов народа, профессор Н.И. Костомаров (1817-1885) полностью опроверг это мнение. Он доказал, что в Древней Руси пили очень мало. Не осталась равнодушна к этой проблеме и русская народная мудрость.

(12 слайд) Я приглашаю уже полюбившегося вами профессора Галилео.

Дети слушают учителя и смотрят кадры презентации


Галилео (13 слайд): Здравствуйте, дорогие мои! Разделимся на три команды (по числу рядов в классе) и поиграем в увлекательную игру. Я буду Вам читать вперемешку слова известных русских пословиц. А Вы должны эти слова поставить правильно. Дополнительный бал той команде, которая расскажет о значении этой пословицы. Итак, начинаем!

Первая пословица: «поросло… хмелем… Было… да… ремесло». (Через некоторое время) Правильно! Эта пословица звучит так: «Было ремесло, да хмелем унесло». А кто расскажет о значении пословицы?



Дети слушают профессора Галилео, объединившись в команды, пытаются соединить слова в пословицу, пытаются сформулировать свое понятие о смысле пословицы.

Галилео: Давайте-ка посмотрим наш волшебный телевизор. Про алкоголь он тоже много знает (14 слайд).

Дети смотрят 2-ой кинофрагмент «Статистика» о злоупотреблении алкоголем взрослыми и подростками в России.

Галилео (15 слайд): Вторая пословица: «рюмочки… сумочки… до… доведут… да… Бутылочки». (Через некоторое время) Молодцы! Эта пословица звучит так: «Бутылочки да рюмочки доведут до сумочки». А что означает эта пословица?

Дети слушают профессора Галилео, объединившись в команды, пытаются соединить слова в пословицу, пытаются сформулировать свое понятие о смысле пословицы.

Галилео: Нашему телевизору не терпится вам что-то рассказать. Давайте посмотрим и послушаем его. (16 слайд).

Дети смотрят 3-ий кинофрагмент «Желудок» о злоупотреблении алкоголем взрослыми и подростками в России.

Галилео (17 слайд): Третья пословица: «разорил… Вино… полюбил… семью». (Через некоторое время) Отлично! Эта пословица звучит так: «Вино полюбил - семью разорил». А кто расскажет о значении этой пословицы?

Дети слушают профессора Галилео, объединившись в команды, пытаются соединить слова в пословицу, пытаются сформулировать свое понятие о смысле пословицы.

Галилео: И вновь нашему телевизору не терпеться вам что-то рассказать. Прислушаемся к нему. (18 слайд).

Дети смотрят 4-ый кинофрагмент «Кровь» о злоупотреблении алкоголем взрослыми и подростками в России.

Галилео (19 слайд): Четвертая пословица: «помнит… где… Выпил… две… да… и… не». (Через некоторое время) Похвально! Эта пословица звучит так: «Выпил две, да и не помнит где». А как Вы понимаете эту пословицу?

Дети слушают профессора Галилео, объединившись в команды, пытаются соединить слова в пословицу, пытаются сформулировать свое понятие о смысле пословицы.

Галилео: И вновь я обращаю ваше внимание на наш волшебный телевизор. Внимание! (20 слайд).

Дети смотрят 5-ый кинофрагмент «Мозг» о злоупотреблении алкоголем взрослыми и подростками в России.

Галилео (21 слайд): Пятая пословица: «ноги… жиденьки… Высока… да… у хмеля… голова». (Через некоторое время) Правильно! Эта пословица звучит так: «Высока у хмеля голова, да ноги жиденьки». А что может рассказать эта пословица?

Дети слушают профессора Галилео, объединившись в команды, пытаются соединить слова в пословицу, пытаются сформулировать свое понятие о смысле пословицы.

Галилео: А сейчас Вы узнаете от моего телевизора еще кое-что. Смотрим! (22 слайд).

Дети смотрят 6-ой кинофрагмент «Печень» о злоупотреблении алкоголем взрослыми и подростками в России.

Галилео (23 слайд): Шестая пословица: «горшки… Кто… пьет,… тот… и… бьет». (Через некоторое время) Правильно! Молодцы» Эта пословица звучит так: «Кто пьет, тот и горшки бьет». А кто расскажет о значении этой пословицы?

Дети слушают профессора Галилео, объединившись в команды, пытаются соединить слова в пословицу, пытаются сформулировать свое понятие о смысле пословицы.

Галилео: И, наконец, последняя история моего волшебного телевизора. Внимание! (24 слайд).

Дети смотрят 7-ой кинофрагмент «Сердце» о злоупотреблении алкоголем взрослыми и подростками в России.

Галилео: Подводим итоги нашей с Вами игры. Победила команда … ряда. Молодцы! А я передаю слово вашему учителю. Вам слово …!

Дети слушают Галилео. Аплодируют победителям игры.

Слово учителя: Неделю назад я дал каждому из Вас домашнее задание - первой группе поливать неделю водой зерна пшеницы, а второй группе наблюдать, как в стакане с водой развивается сухая луковица. Давайте посмотрим, что из этого получилось.

Дети демонстрируют проведенный опыт в домашних условиях. И пшеница и лук дали зеленые побеги.

Слово учителя: Эти опыты провел и я. Но вместо воды я использовал водку. Посмотрите, что получилось! Видите? Даже небольшое количество алкоголя ядовито, оно губительно для любого живого организма.

Дети внимательно слушают учителя и его рассказ о его опыте над растениями.

Слово учителя (25 слайд): Детям и подросткам не стоит, не только дружить, но и знакомиться с напитками, которые хоть в какой-то мере содержат алкоголь. Потому что детский организм (это доказа­ли врачи еще в конце XIX века) в силу своей несформированности, а потому и слабости сопротивления, подвергается разрушительному действию алкоголя в большей степени, чем взрослый.


Слово учителя (26 слайд): Подростки 12-13 лет, имевшие неосторожность пойти на по­воду у опасной привычки, выглядят обычно болезненно-серыми, уставшими и изможденными. У таких ребят не получается быть хорошими учениками. Их память намного слабее, чем у тех, кто вовремя поел, хорошо отдохнул и не засорил свой организм сигаретным дымом или алкоголем.


IV этап учебного занятия: заключительный. подведение итогов

Цель

Задачи

Длительность

Подвести итог занятия, закрепить усвоенные знания, выставить оценки за ответы с места.

Поставить задачи на следующий урок.

Дать домашнее задание.

7 минут

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Слово учителя: Задумывались ли вы раньше о том, какой вред может принести алкоголь вам, вашей семье, вашим друзьям? Какие выводы мы с вами может сделать по пройденному уроку?

(слайд 27): Выводы:

  • Алкоголь вредит учебе и здоровью;

  • Употребляя алкоголь (сталкиваясь с нетрезвыми гражданами), можно оказаться в опасных ситуациях;

  • Употребление алкоголя отрицательно сказывается на поведении и взаимоотношениях с друзьями и близкими;

  • Алкоголь в детском возрасте особенно опасен из-за слабости детского организма и быстрого привыкания.

Дети отвечают на поставленные вопросы и делают выводы, записывая их в тетрадь

Слово учителя (слайд 28): А завершить урок хочется еще одной русской пословицей: «Пить да гулять - добра не видать!». Домашнее задание (слайд 29): параграф 6.4 страница 137 вашего замечательного учебника. На этом наш урок окончен. Берегите себя!

Дети записывают домашнее задание и прощаются с учителем










ПРЕПОДАВАТЕЛЬ - ОРГАНИЗАТОР ОБЖ А. ДЕГТЯРЁВ


© 2010-2022