«Экстремизм, патриотизм и толерантность»

1. Введение (3 мин.) Мы с вами граждане одного государства – Российской Федерации. Все вы прекрасно знаете, что в нашей стране проживают люди множества разных национальностей и вероисповеданий. К сожалению, с каждым годом в нашей стране увеличивается количество молодых людей, которые прикрываясь патриотическими идеями, разжигают вражду между представителями разных национальностей. Поэтому сегодня мы поговорим о том, чем патриотизм отличается от экстремизма, о разрушительных последствиях проявлен...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Экстремизм, патриотизм и толерантность».

Цель урока: сформировать у студентов представление об экстремизме как об одной из актуальных проблем современного общества.

Задачи урока:

  • ознакомить студентов с понятиями «толерантность», «патриотизм» и «экстремизм»;

  • показать на примерах разрушительные последствия экстремистской деятельности;

  • определить основные отличия действий, продиктованных патриотическими чувствами, от проявлений экстремистской направленности.

Ход урока

1. Введение (3 мин.)

Мы с вами граждане одного государства - Российской Федерации. Все вы прекрасно знаете, что в нашей стране проживают люди множества разных национальностей и вероисповеданий. К сожалению, с каждым годом в нашей стране увеличивается количество молодых людей, которые прикрываясь патриотическими идеями, разжигают вражду между представителями разных национальностей.

Поэтому сегодня мы поговорим о том, чем патриотизм отличается от экстремизма, о разрушительных последствиях проявлений экстремизма и о том, как научиться быть толерантными и терпимыми друг к другу.

2. Понятие «Экстимизм»15 мин

Отсутствие толерантности в людях зачастую ведет к негативным последствиям: неспособность признавать и принимать чужое легко перерастает во враждебность и в итоге может принимать поистине разрушительные масштабы.

Показ слайдов, отражающих разрушительные последствия экстремистских проявлений и их обсуждение.

Как вы считаете что такое экстремизм? Кто из вас может попробовать дать определение или перечислить какие-то его признаки?

Экстремизм (от латинского extremus - крайний) - приверженность крайним взглядам и, в особенности, мерам (обычно в политике).

Среди таких мер можно отметить организацию беспорядков, гражданское неповиновение, террористические акции, методы партизанской войны.

Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения.

Росту экстремизма обычно способствуют: социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения. В таких ситуациях крайние меры могут стать для некоторых лиц и организаций единственной возможностью реально повлиять на ситуацию, особенно если складывается революционная ситуация или государство охвачено длительной гражданской войной - можно говорить о «вынужденном экстремизме».

Экстремизм - это приверженность крайним взглядам и мерам.

Экстремистские акты можно определить более точно, опираясь на два основных критерия:

а) они не только используются в качестве прямого способа достижения политических, идеологических и социальных целей, но и являются инструментом публичности и устрашения;
б) они направлены на то, чтобы причинить вред не непосредственному противнику, а другим людям.

Первейшая цель экстремистских актов - не непосредственный физический вред, а их психологическое воздействие с точки зрения привлечения общественного внимания и подрыва авторитета государства в обеспечении безопасности своих граждан.

Под политическим экстремизмом следует понимать политическую активность, которая выражается в стремлении политически активных индивидов, общественных воплотить в жизнь свои политические идеалы всеми доступными средствами, включая формы насильственного воздействия, направленные на государственную власть, общество в целом или на какие-либо его элементы. Экстремизм проникает во все области общественной жизни:

Экономический экстремизм. Направлен на уничтожение многообразия и установление какой-либо одной формы собственности, единых методов ведения хозяйства и др.

Националистический (национальный) экстремизм. Находит выражение в разжигании вражды и ненависти между нациями и народностями.

Экстремизм в области культуры. Ориентирован на изоляционизм, отвержение опыта, достижения других культур, проявляется в пропаганде насилия, жестокости, уничтожении исторических памятников.

Экологический экстремизм. Выступает против научно-технического прогресса вообще, считая, что ликвидация неблагоприятных в экологическом отношении производств - единственно возможный путь улучшения качества окружающей среды.

3. Административная и уголовная ответственность за проявления экстремизма (5 мин.)

Существуют различные меры ответственности за проявления экстремизма.

В качестве проявления экстремизма можно рассматривать

хулиганство,

публичную демонстрацию нацистской символики,

распространение экстремистских материалов,

вандализм,

осквернение мест захоронения и многое другое.

За различные проявления экстремизма предусмотрена как административная ответственность, так и уголовная.

Уголовная ответственность по праву считается наиболее суровым видом ответственности, которая предусмотрена за совершение преступлений. В качестве наказания за уголовное преступление может быть предусмотрен штраф, обязательные работы, лишение свободы вплоть до пожизненного. Так же УК РФ предусмотрен такой вид наказания как смертная казнь за наиболее тяжкие преступления. Однако в РФ пока смертная казнь на практике не применяется.

Административная ответственность предусмотрена за менее тяжкие правонарушения. И соответственно, административные наказания не такие суровые как уголовные. Например, за совершение административного правонарушения может быть предусмотрен штраф (для граждан - до 5000 рублей), конфискация определенных предметов , арест до 15 суток (за некоторые правонарушения - до 30 суток), предупреждение и др.

Административная ответственность за проявления экстремизма

Прежде чем начать обсуждение конкретных административных правонарушений, хотелось бы отметить, что административную ответственность несут граждане, достигшие 16 лет.

  1. Понятие «патриотизм» (10 мин.)

Мы уже говорили о том, что в наше время есть люди, которые, прикрываясь патриотическими идеями, разжигают вражду между представителями разных национальностей.

Как вы считаете, что такое патриотизм? Кто из вас может попробовать дать определение или перечислить какие-то его признаки? (ответы учеников выслушиваются и записываются на доске, проводится обсуждение и подводятся итоги).

Патриотизм - это любовь к Отечеству, вытекающая из сознания солидарности интересов граждан данного государства или членов данной нации. Чувства привязанности к родине и родному народу проникнутые просвещенным пониманием умственных и нравственных потребностей народа, являются основой культурной общественной жизни; но те же чувства, пропитанные темными предрассудками и враждой к другим народам, вырождаются в узкий национализм и деморализующий шовинизм.

В чем выражается Патриотизм:

  • Зрелость характера, миротворчество, любовь к Родине и людям, сопереживание и самопожертвование.

  • Крепкая благополучная семья, воспитание детей достойными Гражданами страны.

  • Профессиональный и творческий вклад в конструктивное развитие культуры, экономики, спорта, здравоохранения, политики, образования страны.

Качество характера и поступки, достойные всеобщего уважения, ложатся в основу патриотизма.

Таким образом, мы с вами выяснили, чем отличается патриотизм от экстремизма. Запомните главное:

Патриотизм - это любовь к стране, а экстремизм - это ненависть к людям. Поэтому настоящий патриот никогда не станет экстремистом.

  1. Понятие «Толерантность»5 мин

Как вы считаете, что такое толерантность? Кто из вас может попробовать дать определение этого понятия или перечислить какие-то его признаки? (ответы учеников выслушиваются и записываются на доске, проводится обсуждение и подводятся итоги).

Толера́нтность (от лат. tolerantia - терпение) - социологический термин, обозначающий терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран-Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

С именем этого человека и связанно понятие "толерантность".

  1. Праздник толерантности - 16 ноября

(Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года)

- 16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. 16 ноября 1995 года, в Париже участники двадцать восьмой конференции ЮНЕСКО, а это 185 стран, приняли Декларацию принципов толерантности. «Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений.

Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным постижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».

  1. Буквенный анализ понятия «Толерантность».
    -Давайте попробуем вспомнить, что означает понятие толерантность, путем проведения буквенного анализа данного слова:
    Т- терпение.
    О- ответственность.
    Л- любовь.
    Е- единство.
    Р- радость.
    А- активность.
    Н- надежность
    Т- товарищество.
    Н- нравственность
    О- общение.
    С- сострадание, сотрудничество, справедливость.
    Т- терпимость.
    Ь


  1. Притча «Ладная семья»

- Техникум - это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье царил покой, мир, уважение и взаимопонимание. Что же для этого нужно. Прослушайте китайскую притчу, и вы всё поймёте.

Разгадка сна.
Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал:
- Мой повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть: ты потеряешь одного за другим всех своих близких.
Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал:
- Я счастлив, сообщить тебе, мой повелитель, радостную весть - ты переживешь всех своих родных.
Властелин несказанно обрадовался и щедро наградил толкователя за его предсказание.
Придворные были удивлены.
- Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден? - спрашивали они.
На что последовал ответ:
- Да, мы одинаково истолковали сон.
Но все зависит от того, не что сказать, а как сказать.

Какова основная идея притчи?
Согласны ли вы с ней?
А теперь мы немного поиграем:

  1. Игра «Мелочи жизни»

У студентов сигнальные карточки (красные и зеленые).
-Если вы считаете поступок, о котором я скажу, мелочью жизни, то поднимите красную карточку, а если так не считаете, то зеленую. Приготовились?
-- студент опаздывает в техникум, при входе всех расталкивает -это...
--Входит в комнату человек, со всеми здоровается - это ...
---Говорить в любой ситуации спокойным, ровным голосом - это ...
---Плакать по пустякам - это …
---Сидеть за столом, чавкать и болтать ногами - это ...
---Сердиться, если не попал на просмотр фильма - это ...
---Глотать наспех обед в столовой - это …
---Вы опоздали на запланированную встречу - это…

-Каких же карточек вы поднимали больше?

-Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних случаях он поступает правильно и проявляет хорошие качества, но иногда бывает и наоборот. -
- Подумайте, всегда ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту? Понять непохожих на нас людей. (ответы детей).
-А всегда ли может сказать комплименты в адрес другого человека, если мы обижены на него, или извиниться, если обидели сами?(ответы детей).
2. Игра «Аплодисменты»А сейчас ребята, хочу предложить вам игру «Аплодисменты»

Прошу встать всех тех, кто обладает определенными умениями или качеством. Остальные члены группы аплодируют тем, кто встал.

Ведущий: встаньте те, кто умеет:

- рисовать;

- играть на гитаре;

- танцевать;

- вышивать;

- плавать;

Встаньте те, кто мечтает стать:

- учителем;

- юристом;

- милиционером;

- визажистом;

- научиться играть в большой теннис;

- кто мечтает пригнуть с парашютом.

Ребята, а что дала вам эта игра? (все аплодировали,

поддерживали друг друга, радовались умениям, интересам и мечтам других)

Ведущий: Ребята, по ваши лицам я вижу, что настроение улучшилось, появилась улыбка на лице.

  1. Игра «Друг к дружке».

Я предлагаю выйти ко мне 10 человек. Ребята,

вы можете свободно перемещаться по классу. Когда я скажу «Друг к дружке», остановитесь около того, кто находится ближе к вам, образуются пары, которые выполняют мои задания.

Итак, начали: «Друг к дружке!». Теперь пожмите друг другу руки, нога к ноге, голова к голове, спина к спине, ухо к уху, затылок к затылку, плечо к плечу, рука к руке, щека к щеке (игра продолжается 3 раза в разных парах)

6. Стихи о толерантности (слайд № 11). Читают дети.

Толерантность - это дружба,
Труд и уважение.
И для нас она не служба,
А одно спасенье.

Толерантным будь всегда!
Ненависть откинь ты.
И гуманность навсегда,
Закрепи ты в мире.

Совладать сумей с собой,
Слушай своих близких.
В мире мы живем семьей,
Нет поступкам низким!

Доверяй своим друзьям!
Будь, терпим и вежлив!
Не кричи по пустякам!
Не кати ком снежный!

Кто в беде покинет друга,
Сам узнает горечь бед,
И на сердце будет вьюга,
Если дружбы в сердце нет!

Ведущий: Поделитесь своим настроением.

Если вам понравилось наше мероприятие поднимите зеленую карточку, если нет - красную.

-В заключение хочу прочитать слова писателя М. М. Рощина

«Попробуйте не наступить, а уступить.

Не захватить, а отдать.

Не кулак показать, а протянуть ладонь.

Не спрятать, а поделиться.

Не орать, а выслушать.

Не разорвать, а склеить».

Одним словом «Мы выбираем- Толерантность», вот тогда вы будете толерантной личностью, а ваш коллектив будет сильным, дружным, сплоченным.

-Наше занятие окончено. Спасибо.







6. Стихи о толерантности

Толерантность - это дружба,
Труд и уважение.
И для нас она не служба,
А одно спасенье.

Толерантным будь всегда!
Ненависть откинь ты.
И гуманность навсегда,
Закрепи ты в мире.

Совладать сумей с собой,
Слушай своих близких.
В мире мы живем семьей,
Нет поступкам низким!

Доверяй своим друзьям!
Будь, терпим и вежлив!
Не кричи по пустякам!
Не кати ком снежный!

Кто в беде покинет друга,
Сам узнает горечь бед,
И на сердце будет вьюга,
Если дружбы в сердце нет!







© 2010-2022