• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Конспект урока по ОБЖ: Военная угроза национальной безопасности России. Международный терроризм — угроза национальной безопасности России (9 класс)

Конспект урока по ОБЖ: Военная угроза национальной безопасности России. Международный терроризм — угроза национальной безопасности России (9 класс)

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 7. Военная угроза национальной безопасности России.
Международный терроризм - угроза национальной безопасности России

Цель урока. Познакомить учащихся с внешними, внутрен­ними и трансграничными угрозами национальной безопас­ности России в современном мире. Обоснованно показать учащимся возрастание роли Вооруженных сил России по обес­печению военной безопасности государства и укрепления Воо­руженных сил РФ.

Познакомить учащихся с понятием террориз­ма как идеологией насилия и жестокости в отношении челове­ка. Обратить внимание на особенности террористической дея­тельности в России, показать влияние террористической деятельности на национальную безопасность России.

Изучаемые вопросы

  1. Возрастание роли Вооруженных сил РФ для обеспече­ния национальной безопасности России в современном мире.

  2. Основные внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России.

  3. Основные трансграничные угрозы национальной безо­пасности России.

  4. Терроризм как идеология насилия.

  5. Особенности террористической деятельности в России.

  6. Международный терроризм - угроза национальной безо­пасности России.

Изложение учебного материала

1. Отметить, что в начале нового столетия обозначились процессы повышения роли военной силы для обеспечения политических и экономических интересов государств мира. В настоящее время Российские Вооруженные силы приобретают геополитическое значение.

В связи с этим особое значение имеет организация обороны государства - Российской Федерации. Учащимся нужно дать определение обороны государства. Она организуется и осуще­ствляется в соответствии с Конституцией Российской Федера­ции и федеральными конституционными законами. В целях обороны в стране устанавливается воинская обязанность граж­дан и создаются Вооруженные силы Российской Федерации.

Анализ существующих угроз национальной безопасности России с учетом изменений, произошедших в области военного и боевого противостояния, потребовал переоценки перспектив военного строительства в России с учетом роли и места нашей страны в современном мире. В этой связи в стране планово про­водятся мероприятия по укреплению и оснащению современ­ным вооружением Вооруженных сил Российской Федерации.

2. Познакомить учащихся с основными внешними и внут­ренними угрозами национальной безопасности России.

К основным внешним угрозам относятся:

  • развертывание группировок сил и средств, имеющих целью военное нападение на Российскую Федерацию или ее союзни­ков;

  • территориальные претензии к Российской Федерации, угроза политического или силового отторжения от Российской Федерации отдельных территорий;

  • вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств;

  • наращивание группировок войск, ведущих к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федера­ции;

  • вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты РФ, расположенные на территориях зарубежных госу­дарств, а также на объекты и сооружения на государственной гра­нице РФ или на границах ее союзников;

  • действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям;

  • дискриминация, подавление прав, свобод и законных инте­ресов граждан Российской Федерации в зарубежных государствах.

К основным внутренним угрозам относятся:

  • попытки насильственного изменения конституционного строя и нарушение территориальной целостности России;

  • планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападение на государствен­ные, народно-хозяйственные, военные объекты, объекты жизне­обеспечения и информационной инфраструктуры;

  • создание, оснащение, подготовка и функционирование не­законных вооруженных формирований;

  • незаконное распространение на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;

  • широкомасштабная деятельность организованной пре­ступности, угрожающая политической стабильности в масшта­бах субъектов Российской Федерации;

  • деятельность сепаратистских и радикальных религиозных национальных движений в Российской Федерации.

3. Познакомить учащихся с основными трансграничными угрозами национальной безопасности России.

К основным трансграничным угрозам относятся:

  • создание, оснащение, обеспечение и подготовка на терри­ториях других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории России;

  • деятельность поддерживающихся из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремист­ских группировок, направленная на подрыв конституционного строя РФ, создание угрозы территориальной целостности РФ и безопасности ее граждан;

  • трансграничная преступность, включающая контрабандную и иную противозаконную деятельность в масштабах, угро­жающих национальной безопасности России, ведение враждеб­ных по отношению к РФ информационных действий;

  • деятельность наркобизнеса, создающая угрозу проникновения наркотиков на территорию РФ или транзита наркотиков в другие страны;

  • угроза деятельности международных террористических ор­ганизаций; в настоящее время произошло сращивание внутрен­него и международного терроризма, а его угрозы возрастают, в том числе с применением компонентов оружия массового пора­жения.

В заключение урока сделать вывод, что Вооруженные силы Российской Федерации играют главную роль в обеспечении военной безопасности государства, а далее подчеркнуть, что Российская Федерация рассматривает возможность примене­ния военной силы для обеспечения своей национальной безо­пасности исходя из следующих принципов:

  • применение всех имеющихся в ее распоряжении сил и средств, включая ядерное оружие, в случае необходимости отра­жения вооруженной агрессии, если все другие меры разрешения кризисной ситуации исчерпаны или оказались неэффективными;

  • применение военной силы внутри страны в строгом соот­ветствии с Конституцией и федеральными законами в случае

возникновения угрозы жизни граждан, территориальной целост­ности страны, а также угрозы насильственного изменения кон­ституционного строя.

4. Довести до учащихся понятие терроризма по тексту Фе­дерального закона «О противодействии терроризму» (от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ).

Далее подчеркнуть, что терроризм - это опаснейшее пре­ступление против человечества, крайняя форма проявления на­силия и жестокости в отношении людей или организаций, а также уничтожение имущества и других материальных ценно­стей, действия, создающие опасность гибели людей либо при­чинения значительного имущественного ущерба.

Терроризм относится к числу общечеловеческих проблем и яв­ляется самой распространенной, фанатически жестокой, трудно­предсказуемой чрезвычайной ситуацией социального характера.

Террористы совершают взрывы, устраивают пожары, про­водят массовые отравления, захватывают заложников, убивают людей.

В своей деятельности террористы используют новейшие об­разцы оружия. Реальной остается возможность применения! террористами оружия массового уничтожения.

Терроризм в нашей стране является сложным социаль­но-политическим явлением, он вобрал в себя наиболее харак­терные противоречия нашего общества.

5. Обратить внимание учащихся на основные особенности
террористической деятельности в России:

  • тщательность подготовки и высокий уровень конспирации террористических организаций;

  • достаточно высокий уровень вооруженности и техниче­ской оснащенности террористов;

  • выбор высокоманевренных и защищенных от воздействия сил правопорядка средств доставки к объекту теракта и быст­рой передислокации исполнителей из этого района;

  • гибкость и неординарность тактики действий террористов на всем протяжении совершения преступной акции;

  • ведение наблюдения и контрнаблюдения;

  • наличие в террористических группах и вооруженных фор­мированиях ранее судимых лиц, пользующихся авторитетом в преступной среде, и лиц, знакомых с приемами и методами оперативно-розыскной деятельности (бывших сотрудников си­ловых структур).

6. Обратить внимание учащихся на то, что современный мир наполнен огромным количеством разнообразных террори­стических групп, сект, фанатов, террористов-одиночек. Терро­ристические акты чаще всего организуются, координируются, проводятся в рамках мировой террористической системы, вкоторую входят известные террористические организации:
«Алькаида», «Красные кхмеры», «Ирландская республиканская армия», «Исламское движение сопротивления - ХАМАС», «Тигры освобождения Тамил Элама», «Аум Синрике», «Крас­ные бригады» и др.

В настоящее время международным терроризмом против России развязана открытая кампания в целях дестабилизации существующей политической и экономической обстановки в стране и нанесения ущерба национальной безопасности Рос­сии. Международный терроризм как социальное явление пред­ставляет собой совокупность преступлений, характеризующую собой труднопредсказуемую чрезвычайную ситуацию социаль­ного характера.

В заключение урока необходимо подчеркнуть, что терро­ризм направлен прежде всего на расширение влияния опреде­ленных сил в обществе и в мировом сообществе, на захват ими и установление политической власти.

Действия террористов все больше находятся в центре вни­мания мирового сообщества, против международного терро­ризма формируется международное противодействие.

Контрольные вопросы

  1. Какую роль играет оборона государства в обеспечении национальной безопасности России?

  2. Какие существуют в настоящее время внешние угрозы национальной безопасности России?

  3. Какие угрозы относятся к внутренним угрозам нацио­нальной безопасности России?

  4. Какие угрозы относятся к трансграничным, угрозам на­циональной безопасности России?

  5. Почему Вооруженные силы РФ играют в настоящее время главную роль в обеспечении военной безопасности государства?

  6. Что представляет собой терроризм как общественное яв­ление?

  7. Какие основные особенности террористической дея­тельности характерны для терроризма в России?

  8. Какую угрозу террористические акты представляют для национальной безопасности России?

  9. Какие существуют наиболее известные международные террористические организации?

  10. Какую основную цель ставят перед собой террористиче­ские организации?

Домашнее задание

Изучить § 3.1 , 3.2 учебника.



© 2010-2022