• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Методическая разработка «Методика по пропаганде здорового образа жизни»: зимний сбор «Зимний экстрим»

Методическая разработка «Методика по пропаганде здорового образа жизни»: зимний сбор «Зимний экстрим»

" В данной методической разработке представлена методика по пропаганде здорового образа жизни, а также разработка мероприятия -зимний сбор «Зимний экстрим». Предназначена для учащихся 5-11 классов. В разработке представлены виды деятельности развивающие коммуникативные способности ребят, их физическую выносливость, воспитывающие духовно-нравственные качества личности. В практической части этой разработки дан двухдневный план мероприятия «Зимний экстрим», образец заявления родителей на участие ре...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

















Методика по пропаганде здорового образа жизни

Зимний сбор « Зимний экстрим»









Автор: Закирова Фарида Низаметдиновна,

Учитель географии МОУ « СОШ № 35»

Миасского городского округа











Миасский городской округ

2010г.





Психологические обоснование необходимости пропаганды здорового образа жизни.

Одна из важнейших задач современной школы - обучение личности, способной к непрерывному самообразованию. Однако реализация этой задачи сталкивается с рядом объективных трудностей и противоречий.

Во - первых. Обучение - это крайне энергозатратный процесс. Между тем никто и нигде специально не обучает учащихся искусству восстановления сил, вследствие чего страдает их физическое и психическое здоровье.

Во - вторых, для самостоятельного получения знаний человеку необходимо обладать развитым, « самостоятельным» мышлением в самом широком смысле этого слова, хотя это умение школьникам не прививается.

В - третьих, гуманистическое направление педагогики подразумевает личностное развитие учащихся. Но не все педагоги знакомы с методами и приемами самоактуализации личности в процессе обучения. Это обстоятельство оказывает существенное негативное влияние как на уровень интереса к обучению в школе, так и на динамику личностного роста каждого конкретного ученика.

В ходе учебной деятельности у школьника создается напряжение:

  1. Внутренние причины - иррациональные убеждения; не хватает важного умения для дела; негативные эмоции и чувства; неестественное поведение; внутреннее сопротивление чему- то.

  2. Внешние причины - воздействие чужих мыслей; что - то не получается в делах; неприятное общение с кем - либо; информационная перегрузка; возможна зависимость от наркотиков.

РЕЗУЛЬТАТ - СТРЕСС

Психологическое напряжение оценивается организмом, как угрожающее и проявляется выделением адреналина. Если адреналин не пошел на реальное дело, а остается в теле, то он становится обузой для нас, а точнее - ядом.



СТРЕСС традиционно подразделяется на физиологический и психологический.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ стресс возникает в ситуациях, когда к организму предъявляются больше требований, чем он может выдержать.

Сюда относятся:

- слишком сильный или слабый звук;

-слишком высокая или низкая температура;

-голод;

-жажда;

-постоянная перегрузка позвоночника;

-недостаточное количество сна;

-постоянная гиподинамия;

-нездоровая экология.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ стресс делится на:

1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ стресс преследует цивилизованного человека постоянно. Его вызывают:

-теле- и радиосообщения;

-разговоры по телефону;

-чтение книг и журналов;

-бытовое каждодневное общение.

И вся эта информация требует обработки. Есть такой термин « компьютерное время». Это время, требующееся на обработку постоянных данных. Требуется энергия и ученик часто не справляется, т.к. времени на обработку поступившего материала не хватает, а на подходе новая. Скорости мозга не хватает, и в результате - информационный « завал», ведущий к созданию напряжения.

  1. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ стресс возникает в ситуациях, которые наш мозг считает как опасные, грозящие унижением, потерей личностных границ. Он сопровождается наличием негативных эмоций, таких как гнев, вина, страх, невозможностью принятия решения, неадекватным поведением.



УЧЕБНЫЙ стресс - это разновидность обычного стресса, который включает в себя физиологический, информационный и эмоциольный ,т.к. появляется в результате деятельности, имеющий отношение к телу, интеллекту и эмоциям учащегося:

-ребенку нравится бегать и прыгать - его ограничили в движении

( физический);

- ребенку нравится задавать вопросы и думать самому - ему предлагают просто запомнить ( информационный);

- ребенку хочется, чтобы его принимали таким, каков он есть, - он находится под постоянной оценкой( эмоциональный).

Учебный стресс - это состояние, характеризующееся избыточным напряжением тела, снижением эмоционального и интеллектуального потенциала, ведущее в перспективе к психосоматическим заболеваниям и остановке личностного роста.

Физические последствия учебного стресса: общее напряжение, дрожь, спазмы и т.д.

Психологические последствия: ощущение постоянного беспокойства, раздражительность, агрессивность, чувство недовольства всем и вся, перекладывание ответственности за происходящее на других.

Духовные последствия учебного стресса: остановка личностного роста, духовная деградация.

Для решения текущих дел и планов человеку требуется много сил, а их становится намного меньше, если последствия стресса не выведены из тела и сознания. Существуют специальные приемы, которые помогают человеку выйти из стресса, это сознательный процесс.





Решение проблемы - самый предпочтительный вариант для снятия напряжения.

ВЫХОД ИЗ НАПРЯЖЕНИЯ,

  1. «положительный»

-искусство;

- позитивные мысли;

- смех;

- проговаривание ситуации;

- сон;

- физическая работа;

- ведение дневника;

- спорт;

2. « отрицательный»

- дрожь,крик, давление;

- топание ногами;

- драка;

- наслаждение негативными эмоциями;

- болезнь.

В условиях школы можно использовать искусственные способы снятия напряжения.

Занятия в кружках и секциях, классные и общешкольные мероприятия, участие в детских общественных организациях.

Ученик - это прежде всего живой человек, и « ученик» - это его социальная роль. Учащиеся нуждаются в простых вещах: в достаточном количестве сна, еды, воды, качественной экологии и движении. Основная задача школы - создать условия для восполнения физических ресурсов и самоактуализации, то есть потребности человека в развитии и реализации своей личности. Самоактуализация толкает человека к тому, чтобы он стал тем, кем он может стать. Человек не может без общества. Оно помогает ему реализоваться. Однако на внутреннем плане должно сохраняться отчуждение, чтобы не растворялась индивидуальность. Исследователи самоактуализации отмечают, что каждый человек хорош от природы, только обстоятельства и окружающие люди могут нарушить правильное развитие. Самоактуализирующейся личности необходимо творческое отношение к жизни, принятие ответственности за свою жизнь на себя, самопринятие, а также автономность мышления.

Естественная форма самоактуализации:

- ребенок воспитывается умными и добрыми людьми, не подавляющими его самость. А помогающими ей проявиться;

-пройдя путь своих собственных ошибок и разочарований, человек становится сильным;

- процесс творческой деятельности.

Формируемые способы самоактуализации:

- человек осознает свои ограничения и самостоятельно или под руководством консультанта занимается профилактической работой со своей личностью;

Преодоление неуверенности в себе - главное условие развития самоактуализации личности. Сложности в достижении самоактуализации - явление рядовое. Преодоление их и представляет собой процесс самоактуализации. И для того чтобы нейтрализовать его, необходимо позаботиться о том, чтобы человек смог полюбить себя и приобрести свое собственное мнение. Наличие своего собственного мнения является гарантом того, что человек начнет советоваться сам с собой, а не с окружающими, начнет доверять своим внутренним побуждениям.

Гуманистическое направление в педагогике характеризуется тем, что руководитель просто создает условия для реализации потребностей воспитанников. Он становится катализатором процессов во внутреннем мире учащегося.

Существуют разные способы изменения убеждений:

- в одном случае будет бурное реагирование на смену своего убеждения;

- напротив, приход нового поведения, которое неизбежно следует за сменой убеждения, может остаться незамеченным самим субъектом.

В обоих случаях мы встречаемся с яркой особенностью: эти процессы идут бессознательно, т.е. я меняю отношение к чему - либо, но как это происходит, в какой момент и почему - остается тайной для меня. В каком случае мы можем быть уверенны, что у обучаемого сформировалось новое убеждение. Только в том случае, если у человека появилось новое поведение. Его, в свою очередь, мы можем просто наблюдать. Личность, достигшая уровня самоактуализации, менее подвержена депрессивным состояниям, целеустремленна, отличается адекватной самооценкой, не зависит от условностей, духовна, толерантна, принимает ответственность за свою жизнь на себя.

ВСЕ ВЫШЕ ПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ ТРУДНОСТИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ (неумение осознать и регулировать свои эмоции, информационная перегрузка, блокирование личностного роста) ИМЕЮТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРОБЛЕМЕ ЗДОРОВЬСБЕРЕЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ И ВЕДЕНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. Необходимо использовать нетрадиционные подходы к здоровьесбережению школьников.

Поселок Нижний Атлян относится к Миасскому округу и расположен от города на 1ё5 км. В поселке действует МОУ « СОШ № 35», в которой обучается 140 учеников и сельский клуб - здание находится в аварийном состоянии. Руководитель клуба - неспециалист, профессиональных кружков нет. В целом получается, что основным центром, где ребята могут с пользой для себя проводить свободное время является школа. С 2006 года по 2009 год в МОУ « СОШ № 35» работал скаутский отряд « ШАНС», который являлся основным пропагандистом здорового образа жизни.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

- популяризация и пропаганда скаутского движения, как одной из эффективных форм воспитания детей и подростков;

- создание условий для всестороннего развития нравственного, патриотического, экологического воспитания детей и молодежи;

- повышение мотивации к ведению здорового образа жизни.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

- создать условия для организации разнообразного, насыщенного отдыха и досуга подростков;

- создать условия для развития социальной активности и ответственной гражданской позиции;

- обучать и закреплять основные навыки поведения человека в естественных условиях, приобретать опыт по защите жизни и здоровья в экстремальных условиях;

- обучать основам самообеспечения в условиях автономного выживания;

- игры, тренировки на свежем воздухе, закаливание, отработка навыков туристической техники;

- создать условия для активного коллективного взаимодействия подростков;

- создать условия личностного роста каждого ребенка.

ГРУППЫ УЧАСТНИКОВ:

  1. Участники с 9 до 14 лет.

  2. Вожатые с 14 до 18 лет.

  3. Руководители - учителя школы.

РЕАЛИЗАЦИЯ:
МЕРОПРЯТИЕ « ЗИМНИЙ ЭКСТРИМ» на 2 дня















ПЛАН МЕРОПРИЯТИЯ



время

мероприятие

Что необходимо

Ответ.

12ч. -12.30

1

Встреча и распределение патрулей

Списки,вожатые, подготовка классов

Руков.

12.30- 13

2

Работа в патрулях: выбор командира, название патруля, девиз, песня. Распределение дежурства во времени

Классные комнаты.

Вожатые и руководители

Учитель - куратор

13 - 13.30

3

Рабочая линейка. Выдача маршрутных листов. Представление команд.

зал

Руков.

13.30 -15

4

Доброе дело: патрули работают по заданиям

инструменты

Вожатые и учителя

15 - 15.30

5

Обед

Школьная столовая

Повар и вожатые

15.30 - 17

Мастер - классы:

  1. Психологический тренинг

  2. Диспут

  3. Изготовление костюма

  4. Выход из ситуации

  5. Интеллектуальные игры

  6. Танцы, танцы.

  7. Спой с нами…

Кабинеты. Подготовка руководителей. Музыка. Задания

Руковод.

17 -18

6

Работа в патруле:

  1. Подготовка художественного номера к вечерним посиделкам

  2. Подготовка игр и песен

Диски

Вожатые и учителя

18 - 19

7

Встреча между патрулями: игры, концерт - ромашка

Подготовка ромашек с заданиями

Вожатые и учителя

19 - 19.30

8

Ужин

Школьная столовая

Повар и вожатые

19.30 -21

9

Выпуск газет:

1.Знаки зодиака

2.против наркотиков

3.Дружба крепкая

Ватманы и фломастеры

Вожатые и учителя

21 - 23

10

Вечерние посиделки:

Программа, худ. номера, дискотека

Актовый зал

Руков.

23 - 23.30

11

Ночные посиделки: обсуждение мероприятий

Классные комнаты

Вожатые и учителя

23.30 -24

12

Подготовка к ночлегу

Подготовка спальных мест

13

Ночная вылазка:

Маршрутный лист, костер, факел, песни. игры

Руков.

9 -9.30

14

Подъем, умывание

Вожатые

9.30 - 9.45

15

Зарядка

Коридор

Физрук

9.45 - 10.15

16

Завтрак

Школьная столовая

Повар и вожатые

10.15 - 11.30

17

Творческое дело:

Минута славы

Актовый зал

Вожатые, учителя и руковод.

11.30 - 13.30

18

Туристско - спортивная эстафета

« ЗИМНИЙ ЭКСТРИМ» 3 -5 км

  1. Попади в цель

  2. Вереврчный город

  3. Найди мину

  4. Азимут и топознаки

  5. Песня у костра

  6. Приготовить яичницу

  7. Лыжная эстафета

Подготовка маршрутных листов.

Подготовка этапов

Руковод. И физрук

13.30 - 13.45

19

Операция « нас здесь не было»

Мусорные мешки

Вожатые и учителя

13.45 - 14

20

Итоговая линейка:

  1. Подведение итогов

  2. Награждение

  3. Мои впечатления

Актовый зал .

Грамоты

Руковод.



Родителям отправлены заявления.

ОБРАЗЕЦ

Уважаемые родители!

С 12 ч.______________ до 14 ч.________________ состоится скаутское мероприятие « ЗИМНИЙ ЭКСТРИМ».

План работы: доброе дело, мастер - классы, вечерние посиделки, ночная вылазка, зимняя трасса. С собой иметь: одежду для помещения и для улицы (по погоде), умывальные принадлежности, сухой паек на 2 дня, 100 рублей.

Заявление

Я ___________________________________

Разрешаю___________________________________________

Принять участие в скаутском мероприятии. С планом ознакомлены. Беседа о правилах поведения проведена.

Число ______________________________ Роспись _______________________________

Образцы МАРШРУТНЫХ ЛИСТОВ

МАСТЕР _КЛАССЫ

Станции

Кабинет

Оценка

Психологический тренинг

Диспут

Изготовление костюма

Выход из ситуации

Интеллектуальные игры

Танцы, танцы

Спой с нами



« ЗИМНИЙ ЭКСТРИМ»

Станции

Руководитель

Оценка

Попади в цель

Веревочный город

Найди мину

Азимут и топознаки

Песня у костра

Приготовление яичницы

Лыжная эстафета

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ

  1. Спортивно - туристическое направление

  2. Творческое направление

  3. Прикладной блок, мастер - классы

  4. Клубы общения

ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ:

  1. Мероприятия - беседы, тренинги, диспуты.

  2. Игра - деятельность, организация для проведения досуга, общения и развития

  3. Коллективные творческие дела - формы взаимодействия взрослых и детей в совместной позитивной деятельности.



ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

По результатам реализации методики планируется обобщение и информационно - методического распространение опыта универсальной модели скаутских мероприятий.

Участниками мероприятий будут получены, отработаны и закреплены основные навыки и знания поведения человека в естественных условиях, а также опыт и знания по защите жизни и здоровья в экстремальных условиях.

Работа по базовым направлениям и специальностям скаутской программы познакомит школьников со скаутской методикой, а членов скаутских объединений будет мотивировать к прогрессивному качественному росту в организации.

Одним из важнейших результатов реализации программы является создание условий для организации разнообразного, насыщенного и малозатратного отдыха детей и подростков.

Ребята, участвуя в различных мероприятиях, получают навыки самоорганизации, умение жить в коллективе и общаться со сверстниками, принимать решение и нести за них ответственность. Развиваются лидерские качества.

Обеспечивается максимальная загруженность каждого дня, формирование мотиваций на будущее, создаются условия для профилактики табакокурения, алкоголизма, наркомании, предупредив возможность получения « острых ощущений» другими способами.

Решение проблемы занятости детей и как следствие, сокращение пространства девиантного поведения. Восстановление и укрепление физических, психологических и духовно - нравственных сил детей и подростков.

Получение ребятами практических навыков здорового образа жизни, физического совершенствования: развитие силы, координации движений в соответствии с возрастными и физическими возможностями.



© 2010-2022