Рабочая программа по ОБЖ 5 класс

Рабочая программа по ОБЖ для 5 класса составлена на основе Федеральных государственного образовательного стандарта (2009 г.),  авторской программы А. Т. Смирнова, Б. О. Хренникова (Москва «Просвещение», 2011), учебного плана МБОУ «СОШ № 10» на 2013 – 2014 учебный год, с учётом целей и задач основной образовательной программы. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.  В стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года отмечено: «В условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, России в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности». В данной рабочей  программе реализованы тре­бования Федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей при­родной среды», «О пожарной безопасности», «О противодействии терроризму», «О противодействии экстремистской деятельности» и др. В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о  чрез­вычайных ситуациях природного и техногенного харак­тера, их последствиях и мероприятиях, проводимых го­сударством по защите населения. Большое значение прида­ется также формированию  здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой  помощи. Подготовка обучающихся в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной   системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения. Цели учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: 1.    безопасное поведение обучающихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; 2.    снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства; 3.    понимание  важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности; 4.    антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение обучающихся,  нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека; 5.    отрицательное отношение обучающихся к приёму алкоголя, психоактивных веществ, наркотиков, табакокурению; 6.    готовность и способность обучающихся к нравственному самосовершенствованию.
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Основам безопасности жизнедеятельности

по_____________________________________________________


























Пояснительная записка

Рабочая программа по ОБЖ для 5 класса составлена на основе Федеральных государственного образовательного стандарта (2009 г.), авторской программы А. Т. Смирнова, Б. О. Хренникова (Москва «Просвещение», 2011), учебного плана МБОУ «СОШ № 10» на 2013 - 2014 учебный год, с учётом целей и задач основной образовательной программы.

В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.

В стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года отмечено: «В условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, России в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности».

В данной рабочей программе реализованы требования Федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О противодействии терроризму», «О противодействии экстремистской деятельности» и др.

В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой помощи.

Подготовка обучающихся в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения.

Цели учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности»:

  1. безопасное поведение обучающихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

  2. снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;

  3. понимание важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;

  4. антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение обучающихся, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;

  5. отрицательное отношение обучающихся к приёму алкоголя, психоактивных веществ, наркотиков, табакокурению;

  6. готовность и способность обучающихся к нравственному самосовершенствованию.

Достижение целей обеспечивается решением учебных задач:

  1. формирование у обучающихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

  2. формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;

  3. выработка у обучающихся антиэкстремисткой и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.

Специфика содержания курса ОБЖ заключается в необходимости учёта основных закономерностей развития теории безопасности, интегративности, направленности на формирование у обучающихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.

Решение поставленных задач достигается путём использования следующих методов работы:

  1. организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, самостоятельные работы и работы под руководством учителя);

  2. стимулирования и мотивации обучающегося (познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуации успеха);

  3. контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, практические работы, текущий и итоговый контроль);

  4. проблемно - развивающего обучения (монологический, диалогический, алгоритмический).

Итоговый и промежуточный контроль знаний обучающихся осуществляется в виде контрольных работ и тестированияпосле прохождения каждого раздела программы.

Процесс контроля знаний и умений учащихся связан с оценкой. Система оценивания обучающихся даёт возможность определить насколько успешно обучающийся освоил учебный материал или сформировал практический навык. Для оценивания деятельности обучающихся используется пятибальная система оценок: «5» («отлично») ставится за понимание программного материала, за логический и литературно правильно построенный ответ, за убедительность и ясность ответа, когда обучающийся не допускает ошибок; «4» («хорошо») ставится за правильное усвоение программного материала, однако в ответе допускаются неточности и незначительные ошибки, как в содержании, так и форме построения ответа; «3» («удовлетворительно») обучающийся знает основные, существенные положения учебного материала, но не умеет их разъяснять, допускает отдельные ошибки и неточности в содержании знаний и форме построения ответа; «2» («неудовлетворительно») выставляется за плохое усвоение материала, а не за отсутствие знаний; «1» - отсутствие ответа или работы без уважительной причины.

Для закрепления и применения знаний, полученных на уроках ОБЖ, выработки умений и навыков, расширения и углубления учебного материала, а также самостоятельной работы обучающихся рабочей программой предусмотрены домашние задания: чтение текста параграфа, пересказ, сообщения по теме урока, записи в тетради, рисунки.Домашние задания могут быть дифференцированными, индивидуальными, групповыми, общими для всех обучающихся класса.

Практические занятия по основам безопасности жизнедеятельности направлены на выработку умений оказывать первую помощь пострадавшим, профилактику вредных привычек, умение действовать в чрезвычайных и опасных ситуациях. Также в программе предусмотрены встречи с инспектором ДПС и ГИМС; экскурсия в пожарную часть города.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» рассчитан на 34 часа, из расчета 1 час в неделю. Программа рассчитана на 34 учебных часа.





































В процессе обучения обучающиеся должны:


знать:


  1. о возможных аварийных ситуациях в жилище (образовательном учреждении), причины их возникновения и правила поведения;

  2. правила пожарной безопасности и правила поведения при пожарах;

  3. наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия;

  4. рекомендации специалистов в области безопасности жизнедеятельности по правилам безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  5. о различных ситуациях, возникающих в общественном транспорте и правила поведения;

  6. правила поведения при нарушении экологического равновесия в местах проживания;

  7. основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;

  8. правила поведения при угрозе террористического акта;

  9. основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

уметь:


  1. владеть навыками использования первичных средств пожаротушения и пожарно-технического вооружения при возникновении пожара;

  2. предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решения и действовать, обеспечивая личную безопасность;

  3. соблюдать правила дорожного движения в качестве пешехода, пассажира и водителя транспортного средства (велосипеда, мопеда);

  4. действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очага возгорания;

  5. соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей;

  6. оказывать первую помощь при различных видах повреждений, отравлениях;

  7. пользоваться различными бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;

  8. проявление бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;

  9. владеть навыками оказания помощи терпящим бедствия на воде.







Содержание тем учебного курса



  1. Основы безопасности личности, общества и государства

Раздел 1. Основы комплексной безопасности

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни:

  • пожарная безопасность;

  • безопасность в среде обитания человека;

  • безопасность на дорогах;

  • безопасность в быту;

  • безопасность на водоёмах;

  • экология и безопасность;

  • чрезвычайные ситуации природного характера;

  • чрезвычайные ситуации техногенного характера;

  • современный комплекс проблем безопасности социального характера.

Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

  • антиобщественное поведение и его опасность;

  • личная безопасность дома и на улице;

  • основные причины возникновения терроризма и экстремизма;

  • виды террористических актов.

Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и за участие в террористической и экстремистской деятельности:

  • уголовный кодекс Российской Федерации об ответственности за антиобщественное поведение, участие в террористической и экстремистской деятельности;

  • наказание за участие в террористической и экстремистской деятельности.


  1. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Раздел 4. Основы здорового образа жизни

  • основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни;

  • составляющие здорового образа жизни.

Факторы, разрушающие здоровье:

  • вредные привычки и их влияние на здоровье.

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

Оказание первой помощи:

  • первая помощь при различных видах повреждений;

  • первая помощь при ушибах, ссадинах, отравлениях.



Учебно - методическая литература для обучающихся

  1. Антитеррор. Практикум для горожанина: сборник / сост.: редакция сайта «Антитеррор. Ру». - М.: Европа, 2005.

  2. Большой энциклопедический словарь / под.ред. А. М. Прохорова. - М.; Большая российская энциклопедия; СПб.; Норинт, 1997.

  3. Конституция Российской Федерации (последняя редакция).

  4. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г.).

  5. Основы безопасности жизнедеятельности 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012.

  6. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюпов; под общ.ред. А. Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2007.

Учебно - методическая литература для учителя

  1. А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. В. Маслов. ОБЖ. Тестовый контроль. 5-6 кл.-М.: Просвещение, 2013.

  2. В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий, М. И. Хабнер. Основы безопасности жизнедеятельности: методика преподавания предмета: 5 - 11 классы. - М.: ВАКО, 2011.

  3. Организация преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности в школе (сборник нормативно-правовых документов и учебно-методического материала)». Издательский центр «Вента-Граф», 2008.

  4. Основы безопасности жизнедеятельности 5-8 классы (тесты, игры, кроссворды). Г. П. Попопва. Издательство «Учитель», 2006.

  5. Основы безопасности жизнедеятельности 5-9 классы (тесты, контрольные и проверочные работы, справочные материалы). В. Н. Латчук, В. В. Марков, М. П. Фролов. Издательство «Дрофа», 2000.

  6. Основы безопасности жизнедеятельности. Методическое пособие 5, 8, 9 класс. В. Н. Латчук, В. В. Марков, А. Г. Асмолов. Издательство «Дрофа», 2004.

  7. Тематический контроль по ОБЖ. Е. И. Тупикин «Интеллект-центр», 2005.

  8. Экология. Автор-составитель Г. А. Фадеева. Издательство «Учитель», 2006.





Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата проведения

Тема

план

факт

Основы безопасности личности, общества и государства

Раздел 1. Основы комплексной безопасности (16 ч)

Глава I. Человек, среда его обитания, безопасность человека (5 ч)

1



Город как среда обитания

2



Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища

3



Особенности природных условий в городе

4



Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность

5



Безопасность в повседневной жизни

Глава II.Опасные ситуации техногенного характера (6ч)

6



Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения

7



Пешеход. Безопасность пешехода

8



Пассажир. Безопасность пассажира. Встреча с инспектором ДПС

9



Водитель

10



Пожарная безопасность. Экскурсия в пожарную часть.

11



Безопасное поведение в бытовых ситуациях

Глава III.Опасные ситуации природного характера (2 ч)

12



Погодные явления и безопасность человека

13



Безопасность на водоёмах. Встреча с инспектором ГИМС.

Глава IV. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характер (3 ч)

14



Чрезвычайные ситуации природного характера

15



Чрезвычайные ситуации техногенного характера

16



Тестирование по теме «Основы комплексной безопасности»

Раздел 3.Основы противодействия экстремизму и терроризму в

Российской Федерации (8 ч)

Глава V. Опасные ситуации социального характера,

антиобщественное поведение (3 ч)

17



Антиобщественное поведение и его опасность

18



Обеспечение личной безопасности дома

19



Обеспечение личной безопасности на улице

Глава VI. Экстремизм и терроризм - чрезвычайные опасности для

общества и государства (5ч)

20



Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения

21



Виды экстремистской и террористической деятельности

22



Виды террористических актов и их последствия

23



Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности

24



Тестирование по разделу «Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации»

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 ч)

Раздел 4. Основы здорового образа жизни (6 ч)

Глава VII.Возрастные особенности развития человека

и здоровый образ жизни (3 ч)

25



О здоровом образе жизни

26



Двигательная активность и закаливание организма - необходимые условия укрепления организма

27



Рациональное питание. Гигиена питания

Глава VIII.Факторы, разрушающие здоровье (3 ч)

28



Вредные привычки и их влияние на здоровье человека.

29



ЗОЖ и профилактика вредных привычек (практическое занятие)

30



Контрольная работа по теме «Здоровый образ жизни и возрастные особенности развития человека»

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (3 ч)

Глава IX. Первая помощь и правила её оказания (4 ч)

31



Первая помощь при различных видах повреждений

32



Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах (практическое занятие)

33



Первая помощь при отравлениях (практическое занятие)

34



Итоговая контрольная работа за курс 5 класса



Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата проведения

Тема

Содержание урока (основные понятия)

Домашнее задание

план

факт

Раздел 1. Основы комплексной безопасности (15 ч)

Глава I. Человек, среда его обитания, безопасность человека (5 ч)

1



Город как среда обитания

Особенности города как среды обитания

§1.1. читать. Составить список наиболее опасных мест г. Зима

2



Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища

Возможные аварийные и опасные ситуации в жилище и источники их возникновения

§1.2.читать. Составить памятку безопасногоповедения в жилище.

3



Особенности природных условий в городе

Влияние природных условий на город. Значение слов «экологическая обстановка».

§1.3. читать. Написать небольшой рассказ на тему «Экология моего района».

4



Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность

Опасные места в городе. Безопасные маршруты при следовании в разные районы. Адреса отделений полиции, пожарной части, «Скорой помощи».

§1.4. читать. Отвечать на вопросы стр. 22

5



Безопасность в повседневной жизни

Что такое опасная ситуация различного характера. Понятие чрезвычайной ситуации. Понятие безопасное поведение.

§1.5.перессказывать. Записать в тетрадь номера телефонов основных служб города.

Глава II.Опасные ситуации техногенного характера (6ч)

6



Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения

Поняте дорога, её элементы. Регулирование дорожного движения.

§2.1. пересказ. Нарисовать в тетради дорожные знаки, регулирующие движение пешехода на дороге.

7



Пешеход. Безопасность пешехода

Общие обязанности пешеходов.

§2.2, пересказ. Отвечать на вопросы стр. 39

8



Пассажир. Безопасность пассажира. Встреча с инспектором ДПС

Безопасное поведение в транспорте.Опасные ситуации в транспорте.

§2.3.читать. Записать в тетради правила для пассажиров общественного транспорта.

9



Водитель

Понятие водитель. Безопасность велосипедиста.

§2.4.читать. Задание 2 стр. 49.

10



Пожарная безопасность. Экскурсия в пожарную часть.

Причины пожаров. Правила безопасного поведения при пожаре.

§2.5.перессказ. Сделать подборку пословиц и поговорок о пожарах.

11



Безопасное поведение в бытовых ситуациях

Правила безопасного поведения в быту (электричество, бытовой газ, компьютер).

§2.6.читать. Отвечать на вопросы стр. 63.

Глава III.Опасные ситуации природного характера (2 ч)

12



Погодные явления и безопасность человека

Погода и её основные показатели. Правила безопасного поведения при различных погодных явлениях.

§3.1.читать. Составить список погодных явлений характерных для места проживания обучающихся.

13



Безопасность на водоёмах. Встреча с инспектором ИМС.

Безопасность на водоёмах в летний и зимний период.

§3.2.читать. Отвечать на вопросы практикума на стр. 75.

Глава IV. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (3 ч)


14



Чрезвычайные ситуации природного характера

Безопасное поведение при землетрясении, наводнении, метеорологических и геологических природных явлениях.

§4.1.читать. Сообщение о ЧС природного характера.

15



Чрезвычайные ситуации техногенного характера

Безопасное поведение при авариях на РОО, ХОО, пожаро- и взрывоопасных объектах.

§4.2. читать. Задание на стр. 86.

16



Тестирование по теме «ЧС природного и техногенного характера»

Повторить §4.1, 4.2.

Раздел 3.Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации (8 ч)

Глава V. Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение (3 ч)

17



Антиобщественное поведение и его опасность

Антиобщественные явления. Криминогенные ситуации.

§5.1.перессказ. Практикум стр. 94.

18



Обеспечение личной безопасности дома

Правила безопасного поведения дома.

§5.2.перессказ. Задание 1, 2 стр. 98.

19



Обеспечение личной безопасности на улице

Опасные места на улице. Правила безопасного поведения на улице.

§5.3.перессказ. Составить список опасных мест на улице.

Глава VI. Экстремизм и терроризм - чрезвычайные опасности для общества и государства ( 5ч)

20



Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения

Понятия терроризм и экстремизм.

§6.1 читать.

21



Виды экстремистской и террористической деятельности

§6.2. читать. Отвечать на вопросы стр. 111.

22



Виды террористических актов и их последствия

Виды терроризма по характеру общественного проявления. Формы осуществления терактов.

§6.3.читать. Оформить памятку на тему «Правила поведения при угрозе возникновения теракта и при теракте».

23



Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности

Особенности уголовной ответственности и наказание несовершеннолетнихсогласно УК РФ.

§6.4, читать.

24



Тестирование по разделу «Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации»

Повторить §6.1, 6.2,6.3, 6.4.

Раздел 4. Основы здорового образа жизни

Глава VII.Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни (5 ч)


25



О здоровом образе жизни

Определения здоровья и ЗОЖ

§7.1, читать.

26



Двигательная активность и закаливание организма - необходимые условия укрепления организма

Основные физические качества человека. Закаливание.

§7.2.читать. Сообщение о пользе закаливания.

27



Рациональное питание. Гигиена питания

Основные правила приёма пищи. Значение слова «рациональное питание».

§7.3.читать. Составить список полезных для здоровья человека продуктов питания.

Глава VIII.Факторы, разрушающие здоровье (2 ч)

28



Вредные привычки и их влияние на здоровье человека.

Влияние табакокурения и алкоголя на здоровье человека.

§8.1, читать.

29



ЗОЖ и профилактика вредных привычек (практическое занятие)

Способы борьбы с вредными привычками.

§8.2.читать. Оформить памятку о вреде курения, алкоголя, наркотиков (по выбору).

30



Контрольная работа по теме «Здоровый образ жизни и возрастные особенности развития человека»

Повторить §8.1, 8.2.

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

Глава IX. Первая помощь и правила её оказания

31



Первая помощь при различных видах повреждений

Понятие первая помощь. Содержание аптечки.

§9.1, читать. Принести перевязочный материал.

32



Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах (практическое занятие)

Первая помощь при различных видах повреждений.

§9.2.читать. Отвечать на вопросы стр. 160.

33



Первая помощь при отравлениях (практическое занятие)

Первая помощь при отравлении никотином, угарным газом

§9.3.читать.записать в тетради алгоритм оказания первой помощи при отравлении.

34



Итоговая контрольная работа за курс 5 класса

Обобщение знаний по программе



© 2010-2022