- Преподавателю
- ОБЖ
- Рабочая программа по ОБЖ 6 класс
Рабочая программа по ОБЖ 6 класс
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кобелева Т.Е. |
Дата | 15.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казЁнное общеобразовательное учреждение
«Ключи-Булакская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
____________/Черкунова Г.Т./
МО протокол № 1
от «____» сентября 2014г
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
__________/ Бухтиярова Н.Н./
«____» сентября 2014г
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
______________/Рябцева Е.Д./
Приказ №___
от «____» сентября 2014г
Рабочая программа
по основам безопасности жизнедеятельности в 6 классе
2014-2015 учебный год
Составитель:
Кобелева Татьяна Егоровна,
учитель рисования, черчения и ОБЖ
с. Ключи-Булак
2014 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в 6 классе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (утверждён приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года), учебного плана МКОУ «Ключи-Булакская СОШ» на 2014-2015 учебный год, программы для общеобразовательных учреждений по основам безопасности жизнедеятельности 1 - 11 классы (базовый уровень) под редакцией А.Т.Смирнова (Москва «Просвещение» 2008) и учебника для общеобразовательных учреждений (Основы безопасности жизнедеятельности 6 класс. Москва «Просвещение» 2011) Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения основ безопасности жизнедеятельности, которые определены стандартом..
В настоящее время в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации привычек здорового образа жизни возрастает роль и ответственность системы образования. Только через образование можно обеспечить повышение общего уровня культуры всего населения в области безопасности жизнедеятельности и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.
Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы можно решить в специальной отдельной образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности»
21 июля 2005 г. В российской Федерации был принят Федеральный закон № 100-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» и статья 14 Закона Российской Федерации «Об образовании». 30 августа 2005 г. Департаментом государственной политики в образовании Министерства образования и науки в органы управления образования субъектов РФ было направлено рекомендованное письмо № 03-1572 «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях» (см. Приложения) Данные нормативно правовые акты внесли ряд изменений и уточнений которые нашли отражение в предлагаемой авторской программе.
Настоящая программа представляет собой часть общеобразовательной области ОБЖ и предназначена для учащихся основной школы (5-9 классы). Изучение тематики данной программы направлено на достижение следующих целей.
1.Развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера: развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни: подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину РФ в области безопасности жизнедеятельности
2.Освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от ЧС; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности
3.Овладение умениями предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможности
Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в 6-ом классе строится так, чтобы были достигнуты следующие цели:
-
безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
-
понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
-
принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;
-
антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
-
отрицательное отношение учащихся к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
-
готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.
-
приобретение учащимися теоретических и практических навыков;
-
психологическая подготовка при возникновении опасных ситуаций в автономных условиях существования;
-
умение правильно действовать в условиях активного отдыха на природе.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
-
формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
-
формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
-
выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Для реализации учебной программы используется учебно-методический комплект, включающий:
1. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А.Т.Смирнова, Б.О.Хренников
2.Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях» И.К.Топоров.
Требования к уровню подготовки обучающих
Должны знать:
-
основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и правила их профилактики;
-
меры безопасности при активном отдыхе на природе;
-
способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;
-
правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
-
приемы и правила оказания первой медицинской помощи;
Должны уметь:
-
действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
-
соблюдать правила поведения на воде и оказывать помощь утопающему;
-
оказывать первую медицинскую помощь при укусах грызунов и диких животных;
-
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
-
действовать по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации
-
соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей.
Критерии и нормы оценки знаний, навыков обучающихся
Оценивая знания обучающихся, надо учитывать их глубину и полноту, аргументированность их изложения, умение обучающихся использовать знания применительно к конкретным случаям и практическим действиям в повседневной жизни.
Оценка «5» выставляется за ответ, в котором обучающийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики, своего опыта.
Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.
Оценку «3» обучающиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения использовать знания в своем опыте.
Оценку «2» ставится, если обучающийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».
Учебно-тематическое планирование
№ раздела и темы
Наименование раздела и темы
Количество часов
Раздел
Тема
Практические занятия
Контрольные работы
I
Безопасность человека в природных условиях.
25
1
Подготовка к активному отдыху на природе.
6
2
Активный отдых на природе и безопасность.
5
3
Дальний (внутренний) и выездной туризм. Меры безопасности.
6
4
. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде.
4
5
Опасные ситуации в природных условиях.
4
1
II
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
10
6
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
4
1
7
Здоровье человека и факторы, на него влияющие.
6
1
Всего часов
35
-
3
Содержание по предмету
Раздел I. Безопасность человека в природных условиях.
1. Подготовка к активному отдыху на природе.
Ориентирование на местности. Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Определение необходимого снаряжения для похода. Определение места для бивака и организация бивачных работ.
2. Активный отдых на природе и безопасность.
Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе. Подготовка и обеспечение безопасности в пеших и горных походах, при проведении лыжных, велосипедных и водных походов.
3. Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности (6 часов)
Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Акклиматизация человека в различных природных условиях. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта.
4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде.
Автономное существование человека в природных условиях. Добровольная и вынужденная автономия. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании.
5. Опасные ситуации в природных условиях.
Опасные погодные условия. Дикие животные и обеспечение безопасности при встрече с ними. Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика.
Раздел II. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
6. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях.
Первая медицинская помощь при отравлении. Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата, порядок наложения поддерживающей повязки. Правила и способы транспортировки пострадавшего. Первая медицинская помощь при кровотечениях. Способы остановки кровотечения. Оказание первой медицинской помощи при утоплении. Способы проведения искусственной вентиляции лёгких и непрямого массажа сердца. Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах, при отморожении.
Раздел III. Основы здорового образа жизни.
7. Здоровье человека и факторы, на него влияющие.
Здоровый образ жизни и профилактика утомления. Компьютер и его влияние на здоровье. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Влияние социальной среды на развитии и здоровье человека. Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека. Профилактика употребления наркотиков и психоактивных веществ. Стадии развития наркомании. Правила четырех «Нет» наркомании.
Список литературы
А.Т.Смирнов программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» 1-11классы, М.Просвещение 2008 г.
И.К.Топоров. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях» М Просвещение 2000г.
А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. Учебник Основы безопасности жизнедеятельности 6 класс: М.: Просвещение, 2013г
А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, М.В.Маслов «Основы безопасности жизнедеятельности» Рабочая тетрадь 6 класс Москва «Просвещение» 2012г.
Календарно-тематическое планирование
№ урока
Наименование темы и раздела урока
Дата
план
факт
Безопасность человека в природных условиях 25 ч
Подготовка к активному отдыху на природе
1
Природа и человек
2
Ориентирование на местности
3
Определение своего местонахождения и направления движения на местности
4
Подготовка к выходу на природу. Словарный диктант
5
Определение места для бивака и организация бивачных работ
6
Определение необходимого снаряжения для похода. Тест
Активный отдых на природе и безопасность (5ч)
7
Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе
8
Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности
9
Подготовка и проведение лыжных походов. Контрольная работа
10
Водные походы и обеспечение безопасности
11
Велосипедные походы и безопасность туристов
Дальний ( внутренний) и выездной туризм, меры безопасности 6ч
12
Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и внутреннем туризме
13
Акклиматизация человека в различных климатических условиях
14
Акклиматизация человека в горной местности
15
Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта
16
Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха водным транспортом
17
Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха воздушным транспортом. Тест
Обеспечение безопасности при автономном пребывании человека в природе 4ч
18
Автономное пребывание человека в природной среде. Тест
19
Добровольная автономия человека в природной среде
20
Вынужденная автономия человека в природной среде
21
Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании. Самостоятельная работа
Опасные ситуации в природных условиях 4ч
22
Опасные погодные явления
23
Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях
24
Укусы насекомых и защита от них.
25
Клещевой энцефалит и его профилактика. Контроль ЗУН: «Основы комплексной безопасности»
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 10ч
Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи 4ч
26
Вопросы личной гигиены и оказание первой медицинской помощи в природных условиях
27
Оказание первой медицинской помощи при травмах
28
Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечных ударах, отморожении и ожоге
29
Оказание первой медицинской помощи при укусах змей и насекомых. Контрольная работа
Здоровье человека и факторы, на него влияющие 6ч
30
Здоровый образ жизни и профилактика утомления
31
Компьютер и его влияние на здоровье
32
Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека
33
Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека
34
Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека
35
Профилактика употребления наркотиков и психоактивных веществ. Контрольная работа
1