Рабочая программа по окружающему миру

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по окружающему миру

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ципьинская средняя общеобразовательная школа»

Балтасинского муниципального района РТ

Рассмотрено на заседании ШМО

Руководитель ШМО

____ /ТуктароваА.А./

Протокол № от

«__» ______ 2014 г.



Согласовано

Заместитель директора по УР

_________ / ПонуркинаН.И./

«__» ________ 2014 г.


Утверждено

Директор школы

__________ /НурмиевС.Т./


Приказ № от

«___» ________ 201 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру для 4 класса

Ситдиковой Раушании Ильдусовны, учителя начальных классов

первой квалификационной категории

Рассмотрено на заседании

педагогического совета,

протокол №1 от

«21» августа 2014 г


2014-2015 учебный год.




Пояснительная записка

Настоящая программа составлена на основе:

-Федерального Закона РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 №273-Ф3);

- Закона Республики Татарстан «Об образовании» (в действующей редакции);

-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки

России от 6 октября 2009 г. №373, зарегистрирован 22 декабря 2009 г. № 17785)

- Приказа Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года №1241 «О внесении изменении в федеральный государственный стандарт и

начального общего образования, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373»

(зарегистрирован 4 февраля 2011г.), зарегистрированный номер 19707;

-Учебного плана МБОУ «Ципьинская СОШ» Балтасинского муниципального района Республики Татарстан на 2014-2015 учебный год, рассмотренного на педагогическом совете (протокол №1 от 21.08.2014 года) и утвержденного приказом №236 от 22.08.2014г.

- Образовательной программы МБОУ «Ципьинская СОШ»;

-Основной образовательной программы начального общего образования (приказ №60 от 29.08.2011г),

- Положения о рабочих программах учебных предметов МБОУ «Ципьинская СОШ» (утверждено приказом директора школы от 24.08.13 г. №186),

- Примерной программы по окружающему миру федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования на основе авторской программы А. А. Плешакова, М.Ю. Новицкой. В 4 классе на уроки отводится 68часов (2ч в неделю, 34 учебных недель).

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегрированный характер, соединяет в равной мере природоведческие, географические, обществоведческие, исторические и другие знания и даёт обучающемуся возможность ознакомления с естественными и социальными науками. Это обеспечивает целостное и системное видение мира в его важнейших взаимосвязях.

ЦЕЛЬ изучения курса «Окружающий мир» - формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека; развитие у младшего школьника опыта общения с людьми, обществом и природой.

Для достижения поставленных целей изучения окружающего мира в начальной школе необходимо решение следующих практических ЗАДАЧ:

  • формировать в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.

  • воспитывать любовь к своему городу (селу), к своей Родине.

  • формировать опыт экологически и эстетически обоснованного поведения в природе и социальной среде.

  • развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира.





Тематическое планирование.


Наименование раздела программы

Количество часов

1

Мы - граждане единого Отечества.

13 ч

2

По родным просторам.

20 ч

3

Путешествие по Реке времени.

26 ч

4

Мы строим будущее России

9 ч

Итого:

68 ч


Содержание тем учебного курса


Содержание программы в выпускном классе определяет тема «Наше Отечество в природном и культурном пространстве и времени». Основным принципом организации содержания является стремление всесторонне раскрыть мысль о том, что историческое существование народов России должно сознательно строиться на основе взаимного уважения национальных традиций и плодотворного труда каждого гражданина для достижения ОБЩЕГО БЛАГА. Содержание четвёртого года обучения формирует понимание важности вклада каждого народа России и каждого гражданина в развитие исторической жизни нашего Отечества, в сохранение и преумножение его культурного достояния. Выпускники начальной школы начинают осознавать ответственность каждого за соблюдение национальных интересов, рост общенационального богатства страны, за упрочение социального и экологического благополучия граждан при условии бережного отношения к миру родной природы. В учебнике эта проблема раскрывается в ходе изучения способов взаимного сотрудничества людей в разного типа сообществах. Она рассматривается в процессе познания социально-нравственных и правовых закономерностей в устройстве государственной жизни, чрезвычайно значимых как для формирования ценностной сферы отдельного человека, так и для сохранения духовно-нравственного здоровья и благосостояния целого общества (раздел 1 «Мы - граждане единого Отечества»).

«Правила и безопасность дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств)»

Раздел 2 «По родным просторам» в форме путешествия знакомит детей с особенностями природных зон страны, с богатствами её недр, с тем, какими реками, озёрами, морями она славится, почему и как природа России изменяется в направлении с севера на юг, как решаются экологические проблемы, что делается для спасения растений и животных, включённых в Красную книгу России; для чего в стране создана сеть заповедников и национальных парков. Путешествие по родным просторам сменяется «Путешествием по Реке времени» (раздел 3).

В этом разделе учащиеся узнают, что такое история, каким образом мы можем познакомиться с историческим прошлым; какие события стали важнейшими вехами в истории нашего Отечества, каков вклад наших соотечественников в историю и культуру России; что помогают нам понять документы из наших семейных архивов и воспоминания родных, близких, друзей нашей семьи о прошлом Родины. Мысленно дети побывают в Древней Руси, проплывут по великим торговым путям от Балтийского моря к Чёрному и Каспийскому морям, пройдут вместе с русскими землепроходцами за Урал, в Сибирь и на Дальний Восток до Тихого океана. Дети познакомятся с прекрасными древними городами, монастырями и храмами, узнают о жизни народов России, ее славных сынов и дочерей, защищавших страну и создававших бесценное культурное достояние, которое является неотъемлемой частью мировой культуры всего человечества. Это путешествие во времени должно породить в детях чувство сопричастности к российской истории, чувство живой связи между разными историческими эпохами. Ведь только так можно открыть для себя законы красоты и правды - основу жизненной силы родной земли, Родины. Краткий заключительный раздел «Мы строим будущее России», решая конкретную задачу знакомства детей с жизнью современного российского государства, в то же время закрепляет сложившиеся у них в течение четырёх лет работы по курсу представления о непреходящих, вечных ценностях на всех уровнях бытия - личном, семейном, общечеловеческом, а кроме того, помогает на личном опыте убедиться в преемственности всех исторических эпох в жизни нашего Отечества, отмечать следы прошлого в настоящей жизни своего края, в осуществлении современными людьми проектов, которые были задуманы в далёком прошлом.

Наряду с доминирующей установкой на социально-нравственное воспитание внимание учителя постоянно должно быть сосредоточено и на продолжении экологического воспитания младших школьников, на развитии у них таких качеств, как наблюдательность, интерес к природе своей местности, желание глубже узнать традиционную трудовую и праздничную культуру народов своего края, тесно связанную с его природно-климатическими особенностями. Главные педагогические подходы в работе учителя в 4 классе остаются теми же, что и в предшествующих 1, 2 и 3 классах, - коммуникативно- деятельностный, культурно-исторический, духовно ориентированный. С помощью средств учебного предмета решаются общие задачи начальной школы: развитие у ребёнка познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, положительных личностных качеств, формирование целого комплекса ключевых компетентностей - коммуникативной, информационной, социальной, нравственной и др.

Большое внимание по-прежнему уделяется вопросам охраны здоровья, тесно связанным с актуализацией детской игровой культуры народов России, а также, как всегда, проблемам охраны природы.

Содержание национально-регионального компонента интегрируется в содержании учебного предмета по темам: «Российский народ», «Конституция России», «Государственное устройство России», «Российский союз равных», «Государственная граница России», «Путешествие за границу России», «Сокровища России и их хранители», «Творческий союз», «По равнинам и горам», «В поисках подземных кладовых», «Наши реки», «Озёра - краса Земли», «По страницам Красной книги», «По заповедникам и национальным паркам», «В путь по страницам летописи», «Современная Россия».


Требования к уровню подготовки обучающихся

Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, принятия образца «хорошего ученика»;

  • мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

  • понимание причины успеха и неуспеха учебной деятельности и способности действовать даже в ситуациях неуспеха (корректировать ход работы);

  • интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

  • новая социальная роль ученика, нормы и правила школьной жизни;

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, общество; осознание своей этнической принадлежности, ценностей многонационального общества;

  • готовность нести ответственность за бережное и уважительное отношение к животным, природе, окружающим людям;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;

  • личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России;

  • представление о морально-нравственных понятиях и нормах поведения и умение оформлять их в этическое суждение о поступке;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

  • навыки адаптации в мире;

  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • правила работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

  • гибкость в суждениях в процессе диалогов со сверстниками и взрослыми;

  • понимание и сопереживание чувствам других людей;

  • установка на здоровый образ жизни.

  • правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов);

  • соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов);

  • адекватно оценивать ситуацию на проезжей части и тротуаре с точки зрения пешехода и (или) велосипедиста;

  • прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства и (или) велосипедиста в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей)

Метапредметные результаты

Личностные :

Обучающийся научится:

- проявлять интерес к познанию мира;

- проявлять уважительное отношение к государственной символике, к историческому прошлому страны;

- проявлять уважительное отношение к правам и обязанностям ,установленным Конституцией РФ;

- проявлять уважительное отношение к государственному устройству Российской Федерации;

- проявлять интерес к соседним государствам;

- проявлять добрососедское и уважительное отношение к многообразию культуры соседних государств;

Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять интерес к сокровищам России, изучению языка;

- уважительное отношение к природному наследию человечества, России;

- бережное отношение к окружающей природе;

-любовь и уважение к хранителям родного языка, уважительное отношение к многообразию культур народов России.

Регулятивные:

Обучающийся научится:

- понимать, принимать и формулировать учебную задачу;

  • сохранять учебную задачу в течение всего урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);

  • ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;

  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;

  • планировать свои высказывания;

  • планировать свои действия;

  • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, позитивно относиться к своим успехам и неуспехам, стремиться к улучшению результата;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • уметь оценивать правильность выполнения действия по заданным критериям;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

  • проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;

Познавательные:

Обучающийся научится:

  • понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;

  • осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;

  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;

  • понимать содержание параграфа, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов и пр.);

  • выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественных и познавательных);

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  • владеть общим приёмом решения учебных задач;

  • проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении Календаря памятных дат, итогов проектных работ и пр.

Коммуникативные:

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;

  • слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;

  • аргументировать свою позицию;

  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении;

  • признавать свои ошибки, озвучивать их;

  • употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

  • готовить сообщения, выполнять проекты по теме;

  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • составлять рассказ на заданную тему;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников;

  • достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • узнавать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн);

  • находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России - Москву, свой регион, его главный город;

  • называть факторы, объединяющие граждан России в единый российский народ (общее историческое прошлое, общероссийская культура, государственный русский язык, общий труд на благо Отечества);

  • приводить конкретные примеры свобод, гарантируемых гражданам России её Конституцией, а также конкретные примеры прав и обязанностей граждан (в пределах нескольких статей Главы 2);

  • приводить конкретные примеры прав ребёнка;

  • называть элементы государственного устройства России как независимой демократической республики и высшую силу власти в ней - многонациональный народ;

  • называть имя действующего Президента РФ и его полномочия как главы государственной власти;

  • перечислять особенности субъектов РФ: принадлежность к одной из групп (республики, автономные области, области, автономные округа, края, города федерального значения); наличие регионального герба, гимна, флага; самобытное природное и культурное наследие; выдающиеся граждане;

  • показывать на карте границы России, её крайние точки, местоположение географических объектов, заданных учебником;

  • показывать на карте и называть государства, сопредельные России;

  • характеризовать растительный и животный мир основных природных зон России, а также особенности хозяйственно-бытовой жизни людей на этих территориях;

  • знать об экологических проблемах России и предложениях экологов по охране природы;

  • приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных своего края;

  • соотносить исторические события с датами, даты с веком, в котором данные события произошли;

  • располагать дату изучаемого события на схеме «Река времени»;

  • отличать подлинные исторические события от вымысла в народных преданиях и легендах;

  • показывать на карте Восточно-Европейской равнины места обитания разных племён (славянских и финно-угорских), называть их в соответствии с летописными сведениями;

  • определять по карте местоположение древнейших русских городов;

  • называть дату (век) Крещения Руси;

  • характеризовать важнейшие деяния некоторых русских князей из династии Рюриковичей, их значение в развитии древнерусской государственности (княгини Ольги, князей Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Дмитрия Донского и Александра Невского, Ивана III, Ивана Грозного как первого царя Московской Руси);

  • называть города, положившие начало Золотому кольцу, и показывать их на карте;

  • называть дату (век) Куликовской битвы;

  • называть важнейшие деяния соотечественников в допетровский период российской истории (книгопечатание, исследование земель и строительство новых городов на востоке России, преодоление последствий Смутного времени);

  • показывать на карте поволжские города - ключевые точки формирования народного ополчения под руководством князя Дмитрия Пожарского и гражданина Козьмы Минина;

  • перечислять основные преобразования в жизни страны во времена первых царей династии Романовых и в эпоху Петра I;

  • приводить примеры деятельности великих соотечественников в послепетровское время (М.В. Ломоносов, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков);

  • называть важнейшие события и героев Отечественной войны 1812 года (Бородинская битва, пожар Москвы; всенародное сопротивление захватчикам);

  • называть памятники и памятные места Москвы и России, связанные с событиями и героями Отечественной войны 1812 года (по выбору, в том числе - в своём крае);

  • характеризовать развитие промышленности в 19 в. (в том числе - и в своём крае);

  • характеризовать в общих чертах развитие театрального, музыкального, изобразительного искусства и литературы России в 19 веке; называть имена выдающихся отечественных музыкантов, художников, писателей; перечислять названия важнейших российских театров и художественных галерей, музеев, рассказывать о них (по выбору);

  • называть основные исторические события начала 20 в., в том числе - на примерах памяти об этих событиях в своём крае (Первая Мировая война, Октябрьский переворот 1917 года, Гражданская война);

  • характеризовать жизнь и созидательную деятельность соотечественников в СССР до Великой Отечественной войны, в том числе - в своём крае;

  • называть основные этапы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. (начало войны, блокада Ленинграда, Сталинградская битва, Курская битва, окончание войны, День Победы);

  • характеризовать основные особенности труда людей в тылу во время Великой Отечественной войны 1941 -1945 гг.;

  • называть реликвии Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. (в том числе своей семьи) как живые свидетельства человеческих судеб и истории народа;

  • характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в послевоенные годы восстановления разрушенного войной народного хозяйства;

  • характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в 50-70-е годы 20 века (наука, промышленность, исследования космоса, искусство и спорт);

  • характеризовать особенности жизни страны в 90-е годы 20 века и первое 10-летие 21 века.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • называть яркие явления в современной культурной жизни России, их значение для нашей страны и для других стран мира;

  • приводить положительные примеры развития творческих способностей и лучших человеческих качеств своих современников, проявивших себя в самых разных видах деятельности, в том числе - в своём крае (городе, селе).



Универсальные учебные действия

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности).

Смыслообразования («какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него).

Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия)

Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

Разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация)

Управление поведением партнера точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнера

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Общеучебные

- формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- знаково-символические

- моделирование

Логические

- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятия, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей,

- построение логической цепи рассуждений,

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование

Действия постановки и решения проблем:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно)

Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий)

Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик)

Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)

Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта)

Оценка (выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения)

Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий)



Календарно-тематическое планирование



№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

УУД

Дата проведения урока

Примечание


План

Факт




Раздел 1. Мы - граждане единого Отечества (13 ч)

1

Общество - это мы! ПДД - пешеходы, пассажиры.

1

Личностные умения:

- проявлять интерес к познанию мира;

- проявлять уважительное отношение к государственной символике, к историческому прошлому страны.

Познавательные умения:

- раскрывать значение понятий «мы», «общество», «объединение», «сообщество», «земляк», «землячество», «гражданин», «гражданское общество», «соотечественник», «паспорт», «дубликат», «отечественная война» и использовать их в активном словаре;

- объяснять смысл крылатых выражений и обосновывать своё мнение;

- определять различные виды обществ и обосновывать своё мнение;

- обосновывать условия принадлежности человека к определённому обществу/сообществу;

- отмечать показатели все народного единства и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные умения:

- адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

- составлять и оформлять паспорт ученика;

- составлять и оформлять фоторассказ об общности народов России;

- подготавливать и проводить презентацию о событиях Отечественной войны 1812 года;

- составлять и оформлять проект «Мой проект на благо России».

- рассказывать о структуре Конституции; о правах и обязанностях граждан России; о расширении прав и обязанностей ребёнка по мере взросления; о правах ребёнка и законах, их гарантирующих в РФ;

- определять принципы Декларации прав ребёнка ООН и соотносить их с правами и обязанностями, утверждёнными статьями Конституции РФ.

02.09



2

Российский народ.

1

05.09



3

Конституция России.

1

09.09



4

Права ребёнка.

1

12.09



5

Государственное устройство России.

1

16.09



6

Российский союз равных.

1

19.09



7

Государственная граница России.

1

23.09



8

Путешествие за границу России. Экскурсия. «Осень». ТБ № 42. В стране дорожных знаков.

1

26.09



9

Сокровища России и их хранители.

1

30.09



10

Творческий союз.

1

03.10



11

Обобщение по разделу «Мы - граждане единого Отечества».

1

07.10



12

Наши проекты. «За страницами учебника».

1

10.10



13

Проверочная работа.

1

14.10





Раздел 2. По родным просторам (20 ч)

14

Карта - наш экскурсовод.

1

Личностные умения:

- проявлять интерес к познанию мира;

- проявлять уважительное отношение к государственному устройству Российской Федерации.

Познавательные умения:

- актуализировать значение понятий «федерация», «субъект РФ», «республика»;

- раскрывать значение понятий «государство», «выборы», «функция власти», «министр», «министерство», «советник», «референдум», «президент», «суд» и использовать их в активном словаре;

- определять особенности государственного устройства РФ и обосновывать своё мнение;

- определять три ветви власти, роль каждой из них в России и обосновывать своё мнение;

- определять главу государства, его обязанности перед народом и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

- выполнять учебное задание, используя план.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя термины;

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

- рассказывать об особенностях государственного устройства России и о Конституции РФ;

- рассказывать о трёх ветвях власти в России;

- рассказывать о роли действующего Президента РФ и его обязанностях;

- рассказывать о субъектах РФ (местоположение на географической карте, граница, соседи, столица, символика и её значение, природные и культурные достопримечательности, современные достижения);

- оформлять и представлять презентацию заочного путешествия в субъект РФ

17.10



15

По равнинам и горам.

1

21.10



16

В поисках подземных кладовых.

1

24.10



17

Наши реки.

1

28.10



18

Озёра - краса Земли.

1

31.10



19

По морским просторам.

1

11.11



20

С севера на юг.

1

14.11



21

В ледяной пустыне.

1

18.11



22

В холодной тундре.

1

21.11



23

Среди лесов.

1

25.11



24

В широкой степи.

1

28.11



25

В жаркой пустыне.

1

02.12



26

У тёплого моря.

1

05.12



27

Мы - дети родной земли.

1

09.12



28

В содружестве с природой.

1

12.12



29

Как сберечь природу России.

1

16.12



30

По страницам Красной книги.

1

19.12



31

По заповедникам и национальным паркам.

1

23.12



32

Наши проекты. «За страницами учебника». Экскурсия. «Зима». ТБ №42

1

26.12



33

Проверочная работа.

1






Раздел 3. Путешествие по Реке времени (26 ч)

34

В путь по Реке времени.

1

Личностные умения:

- проявлять интерес к познанию мира;

- проявлять уважительное отношение к государственному устройству Российской Федерации.

Познавательные умения:

- актуализировать значение понятий «федерация», «субъект РФ», «республика»;

- раскрывать значение понятий «государство», «выборы», «функция власти», «министр», «министерство», «советник», «референдум», «президент», «суд» и использовать их в активном словаре;

- определять особенности государственного устройства РФ и обосновывать своё мнение;

- определять три ветви власти, роль каждой из них в России и обосновывать своё мнение;

- определять главу государства, его обязанности перед народом и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

- выполнять учебное задание, используя план.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя термины;

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

- рассказывать об особенностях государственного устройства России и о Конституции РФ;

- рассказывать о трёх ветвях власти в России;

- рассказывать о роли действующего Президента РФ и его обязанностях;

- рассказывать о субъектах РФ (местоположение на географической карте, граница, соседи, столица, символика и её значение, природные и культурные достопримечательности, современные достижения);

- оформлять и представлять презентацию заочного путешествия в субъект РФ

13.01



35

Путешествуем с археологами.

1

16.01



36

По страницам летописи.

1

20.01



37

Истоки Древней Руси.

1

23.01



38

Мудрый выбор.

1

27.01



39

Наследница Киевской Руси.

1

30.01



40

Москва - преемница Владимира.

1

3.02



41

Начало Московского царства.

1

6.02



42

Подвижники Руси и землепроходцы.

1

10.02



43

На пути к единству.

1

13.02



44

Начало Российской империи.

1

17.02



45

«Жизнь - Отечеству, честь - никому!»

1

20.02



46

Отечественная война 1812 года.

1

24.02



47

Великий путь.

1

27.02



48

Золотой век театра и музыки.

1

3.03



49

Расцвет изобразительного искусства и литературы.

1

6.03



50

В поисках справедливости.

1

10.03



51

Век бед и побед.

1

13.03



52

«Вставай, страна огромная!»

1

17.03



53

Трудовой фронт России.

1

20.03



54

«Нет в России семьи такой …» Экскурсия. «Весна». ТБ №42

1

3.04



55

После Великой войны.

1

7.04



56

Экскурсия в музей боевой славы. ТБ №42 Правила безопасного поведения в школе, быту, в общественных местах.

1

10.04



57

Достижения 1950-1970-х гг.

1

14.04



58

Наши проекты. «За страницами учебника».

1

17.04



59

Проверочная работа.

1

21.04





Раздел 4. Мы строим будущее России (9 ч)

60

Современная Россия.

1

Личностные умения:

- проявлять интерес к познанию мира;

- проявлять уважительное отношение к государственному устройству Российской Федерации.

Познавательные умения:

- актуализировать значение понятий «федерация», «субъект РФ», «республика»;

- раскрывать значение понятий «государство», «выборы», «функция власти», «министр», «министерство», «советник», «референдум», «президент», «суд» и использовать их в активном словаре;

- определять особенности государственного устройства РФ и обосновывать своё мнение;

- определять три ветви власти, роль каждой из них в России и обосновывать своё мнение;

- определять главу государства, его обязанности перед народом и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

- выполнять учебное задание, используя план.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя термины;

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

- рассказывать об особенностях государственного устройства России и о Конституции РФ;

- рассказывать о трёх ветвях власти в России;

- рассказывать о роли действующего Президента РФ и его обязанностях;

- рассказывать о субъектах РФ (местоположение на географической карте, граница, соседи, столица, символика и её значение, природные и культурные достопримечательности, современные достижения);

- оформлять и представлять презентацию заочного путешествия в субъект РФ

24.04



61

Здоровье России.

1

28.04



62

Умная сила России.

1

5.05



63

Светлая душа России.

1

8.05

12.05


64

Начни с себя! Экскурсия. «Лето». ТБ № 42 Правила безопасности дорожного движения. Велосипедист.

1

12.05

15.05


65

Наши проекты. «За страницами учебника» (экскурсия на предприятие села ТБ №42).

1

15.05

19.05


66

Проверочная работа.

1

19.05

22.05


67

Итоговая контрольная работа

1

22.05

8.05


68

Обобщение пройденного за год. Игра «Брейн-ринг».

1

22.05

22.05










Список литературы:


А.А.Плешаков; М.Ю.Новицкая. Окружающий мир. Учебник. 4 класс (1-4). М.: «Просвещение», 2014г. в 2-х частях.

А.А.Плешаков; М.Ю.Новицкая. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. М.: «Просвещение», 2014г. в 2-х частях.

А.А.Плешаков; М.Ю.Новицкая. Уроки по окружающему миру. 4 класс. Методическое пособие. М.: «Просвещение», 2014г.

Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова; М.Ю.Новицкой. Окружающий мир. «Окружающий мир» (CD). 2014г


Информационно-коммуникативные и технические средства

  • Магнитная доска

  • Ноутбук

  • Мультимедийный проектор

  • Интерактивная доска

  • Клавиатура

  • Мышка

  • Мультимедийные презентации к урокам по окружающему миру для 4 класса

  • Готовые учебно-методические разработки, цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), наглядные дидактические материалы, презентации, физкультминутки на Интернет-сайтах:

it-n.ru/

festival.1september.ru/

nachalka.com/

4stupeni.ru/

uroki.net/docnach.htm

pedsovet.su/load/100

openclass.ru/node/324

Примерная промежуточная аттестация по окружающему миру


Учени… ___ класса МБОУ СОШ ________

Фамилия имя _________________________________________


1 вариант

Часть А

Ответь на вопросы и выбери правильный вариант ответа

1. Какой орган человека подвергается наибольшему воздействию табака?

1) желудок 3) лёгкие

2) сердце 4) головной мозг

2. Какая из природных экосистем является искусственной?

1) лег 2) болото 3) озеро 4) поле

3. Самый многочисленный вид животных на Земле - это…

1) насекомые 2) птицы 3) рыбы 4) млекопитающие

4. В какой строчке перечислены только перелётные птицы?

1) снегирь, воробей, серая ворона, дятел

2) соловей, ласточка, иволга, лебедь

3) скворец, кукушка, сорока, голубь

4) цапля, синица, сова, галка

5. Из какого органа растения образуются плоды?

1) корень 2) стебель 3) лист 4) цветок

6. Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных обозначений называется…

1) глобусом 2) географической картой 3) картиной 4) планом

7. Определи тип леса по описанию.

В этом лесу царит полумрак. Деревья создают сильное затенение. Под их пологом могут существовать теневыносливые растения. Почва покрыта сплошным ковром мхов.

1) сосновый бор 3) лиственный лес

20 ельник 4) смешанный лес

8. Какой материк омывается всеми океанами земного шара?

1) Евразия 2) Австралия 3) Африка 4) Америка

9. Восстанови одно из правил пешехода: Стоящий …нужно обходить спереди.

1) троллейбус 2) автобус 3) маршрутное такси 4) трамвай

10. К названию какого города добавляют слово «Великий»?

1) Ярославль 2) Суздаль 3) Новгород 4) Владимир

Часть В


1. О каком животном идёт речь в тексте?

Типичная для тайги хищница довольно крупных размеров, с гибким телом и коротким хвостом. В неё длинные ноги с широкими лапами, острые втяжные когти. По бокам головы у животного развиты баки, а на конце ушей - кисточки. Пятнистость шерсти делает её незаметной. Основной способ охоты состоит в затаивании и осторожном подкрадывании к жертве, на которую она бросается большими прыжками.

Ответ: ___________________________________________________________

2. Какой материк называют «Новым светом»?

Ответ? ___________________________________________________________

3. Какое из географических названий лишнее?

Новая Земля, Ямал. Сахалин, Земля Франца-Иосифа, Северная Земля.

Ответ: ___________________________________________________________

Часть С

Запиши ответ в произвольной форме

1. К каким изменениям в живой природе приведут следующие изменения в неживой природе: солнце стало выше, прогревается и оттаивает почва, освобождаются ото льда водоёмы, осадки выпадают в виде дождя?

Ответ: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие правила поведения надо соблюдать, находясь в лесу? Назови не менее пяти правил.

Ответ: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Промежуточная аттестация по окружающему миру

Учени… ___ класса МБОУ СОШ ________

Фамилия имя _________________________________________


2 вариант

Часть А

Ответь на вопросы и выбери правильный вариант ответа

1. К какой группе животных относится бурый медведь по способу питания?

1) хищник 3) насекомоядный

2) растительноядный 4) всеядный

2. Закончи определение: Воздушная оболочка земли - это…

1) биосфера 2) атмосфера 3) литосфера 4)гидросфера

3. Какие горы НЕ расположены на территории России?

1) Кавказские горы 3) Альпы

2) Алтай 4) Уральские горы

4. Какое правило НЕ поможет сохранить зрение?

1) Необходимо ежедневно делать утреннюю зарядку.

2) Смотреть телевизор не более одного часа.

3) Нельзя читать лёжа.

4) При чтении свет должен освещать страницу слева. Расстояние от глаз до текста должно быть 30-35 см.

5. Из чего в почве образуется перегной?

1) из воздуха и воды 3) из остатков растений и животных

2) из песка и глины 4) из дождевых червей

6. Какой орган НЕ составляет нервную систему?

1) нервы 2) головной мозг 3) спинной мозг 4) сердце

7. Что нужно сделать в первую очередь при возгорании электроприбора?

1) отключить прибор от электросети

2) вызвать пожарную охрану

3) позвать на помощь соседей

4) выбежать из квартиры

8.В какой строчке перечислены только культурные растения?

1) овёс, клевер, ромашка, хохлатка

2) бересклет, плещина, кислица, колокольчик

3) рожь, ячмень, подсолнечник, гречиха

4) клён, рябина. Смородина, шиповник

9. Кто создал морской российский флот?

1) Петр I 2) Екатерина Великая 3) М.Ломоносов 4) Николай II

10. В каком городе был открыт первый музей России - Кунсткамера ?

1) в Москве 3) во Владимире

2) в Санкт-Петербурге 4) в Ярославле


Часть В

1. Закончи определение.

Особо охраняемая территория или акватория, в которой запрещена любая хозяйственная деятельность в целях сохранения природы - это…

Ответ: _________________________________________________________

2. Назови природную зону, в которой существует следующая взаимосвязь:

Растения - суслик - орёл .

Ответ: _________________________________________________________

3. Что изображено на Государственном гербе России?

Ответ: _________________________________________________________

Часть С

Запиши ответ в произвольной форме

1. Напиши, как распространяются семена растений. Приведи примеры.

Ответ: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Напиши, какими могут быть последствия разлива нефти на реке, море.

Ответ: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



© 2010-2022