- Преподавателю
- ОБЖ
- Статья: «Особенности развития талантливых детей»
Статья: «Особенности развития талантливых детей»
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Панкова Л.Г. |
Дата | 31.01.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Особенности развития одаренных детей
Познавательное развитие.
-
Отличаясь широтой восприятия, они остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.
-
Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своем воображении создавать альтернативные системы.
-
Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.
-
Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать.
-
Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одаренные дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.
-
Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.
Психосоциальная чувствительность.
-
Одаренные дети обнаруживают обострённое чувство справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания.
-
Они предъявляют высокие требования к себе и окружающим.
-
Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображаемые друзья, братья или сестры) весьма характерны для одаренных детей.
-
Они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.
-
Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты.
-
Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная чувствительность.
-
Эгоцентризм в этом возрасте, как и у обычных детей.
-
Нередко у одаренных детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.
Физические характеристики.
-
Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного.
-
Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей
Все одаренные дети обладают следующими особенностями развития познавательной сферы:
-
Любознательность
-
Оригинальность мышления
-
Гибкость мышления
-
Легкость генерирования идей, или беглость мышления
-
Легкость ассоциирования.
-
Высокая степень концентрации внимания.
-
Отличная память.
-
Способность к прогнозированию
-
Способность к оценке
Особенности психосоциального развития:
Самоактуализация.
Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм) - стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям.
Социальная автономность - способность и стремление противостоять мнению большинства, относительная свобода от общепринятых ограничений
Познавательный эгоцентризм. Одаренные дети практически не способны понять, почему то, что просто и понятно для них самих, не могут постичь окружающие.
Лидерство. Одаренный ребенок довольно часто берет на себя роль руководителя и организатора, приобретая опыт принятия решений.
Лидерство проявляется в том, что ребенок сохраняет уверенность в себе в окружении других людей, легко общается, проявляет инициативу, принимает на себя ответственность.
Соревновательность - склонность к конкурентным формам взаимодействия. Приобретаемый в результате опыт побед и особенно поражений - важный фактор развития личности, закалки характера.
Особенности эмоционального развития. В качестве одной из основных особенностей развития эмоциональной сферы одаренного ребенка отмечается повышенная уязвимость.
В педагогической психологии выделяют четыре категории одаренных детей:
дети, интеллектуально одаренные (имеющие высокие показатели по специальным тестам интеллекта);
дети с ярким проявлением специальных способностей (достигшие больших успехов в каких-либо областях деятельности);
дети, академически одаренные (отлично успевающие в школе);
дети с высокой креативностью (потенциально одаренные).
Проблемы одаренных детей.
Лета Холлингуорт внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед одаренными детьми.
-
Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
-
Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.
-
Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
-
Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.
-
Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.
-
Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.
-
Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение