Рабочая программа по ОБЖ 5 класс

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

к программе по основам безопасности жизнедеятельности

для учащихся 5 класса


Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (второго поколения), на основе «Примерные программы основного общего образования по основам безопасности жиизнедеятельности: М. Просвещение, 2010год.» и является частью Федерального учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации.

Цели основного общего образования:

  1. формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;

  2. приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания;

  3. подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Общие цели изучения ОБЖ призваны способствовать:

  • повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства);

  • снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;

  • формированию антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;

  • обеспечению профилактики асоциального поведения учащихся.

Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:

  • формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;

  • формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;

  • воспитание антитеррористического поведения и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.

Для прохождения программы используется учебник Основы безопасности жизнедеятельности: 5 класс.; учебник для общеобразовательных учреждений/ М.П. Фролов, В.П. Шолох, М.В. Юрьева и др.; под ред. Ю.Л. Воробьева - М.: Астрель, 2013г.

В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура вводится как обязательный предмет. На его преподавание в 5 классе отводится 35 час в год, 1 час в неделю, 5кл - 35ч.

Содержание курса (Реферативное описание тем)

Понятийная база и содержание курса ОБЖ основаны на положениях федеральных законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области безопасности личности, общества и государства.

За основу проектирования структуры и содержания программы принят модульный принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания для формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни и антитеррористического поведения.

Модульный принцип позволяет:

  • эффективнее организовать учебно-воспитательный процесс в области безопасности жизнедеятельности в различных регионах России с учетом их реальных особенностей в области безопасности, а также более полно использовать межпредметные связи при изучении тематики ОБЖ;

  • структурировать содержание рабочей программы при изучении предмета в 5 - 9 классах.

Структурные компоненты программы представлены в двух учебных модулях, охватывающих весь объем содержания, определенный для основной школы в области безопасности жизнедеятельности. Каждый модуль содержит два раздела и шесть тем. При этом количество тем может варьироваться в зависимости от потребностей регионов в объеме определенного учебного времени.

Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства

Обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Модуль включает два раздела.

Раздел /. Основы комплексной безопасности (может изучаться в 5-9 классах).

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (может изучаться в 7-9 классах).

Модуль II. Здоровый образ жизни и оказание первой медицинской помощи

Решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь.

Модуль включает два раздела.

Раздел 3. Основы здорового образа жизни.

Раздел 4. Оказание первой медицинской помощи.

Основное содержание 5 класс

Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства (29 часов)

Раздел 1. Основы комплексной безопасности

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

Тема 1. Город как источник опасности. (5 часов)

Опасная и чрезвычайная ситуации. Как научиться выявлять и предвидеть опасности. Опасности в городе и в поселке. Системы обеспечения безопасности. Сигналы оповещения.

Тема 2. Чрезвычайные ситуации аварийного характера в жилище. (8 часов)

Опасные ситуации в жилище. Правила обращения с животными. Пожар. Причины возникновения пожара. Правила пожарной безопасности. Электричество. Если загорелся телевизор. Правила поведения при пожаре. Эвакуация. Средства тушения пожаров. Опасные газы. Затопление жилища. Разрушение здания. Средства бытовой химии. Отравления опасными веществами.

Тема3. Чрезвычайные ситуации на транспорте. (7 часов)

Современный транспорт - зона повышенной опасности. Общественный транспорт. Метро. Правила безопасности. Правила поведения в местах большого скопления народа. Толпа. Железнодорожный транспорт. Опасности на воде и водном транспорте. Безопасное поведение на льду. Воздушный транспорт.

Тема 4. Чрезвычайные ситуации криминогенного характера. (3 часа)

Опасные ситуации криминального характера. Как защитить свой дом. Криминальные ситуации на улице и других общественных местах. Террористический акт. Как защитить себя.

Тема 5. Нарушение экологического характера. (6 часов)

Нарушение экологического равновесия. Шумовое загрязнение. Радиоактивное загрязнение. Безопасный компьютер.

Модуль II. Здоровый образ жизни и оказание первой медицинской помощи (3 часа)

Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Оказание первой медицинской помощи.

Тема 1. Первая медицинская помощь и правила ее оказания. (3 часа)

Первая медицинская помощь при ранениях. Первая помощь при термических ожогах. Первая помощь при химических отравлениях и ожогах.

Контрольная работа - 3.

Практическая работа - 5:

  1. Отработка навыков действий обучающихся по сигналу «Внимание всем!»;

  2. Отработка навыков поведения при эвакуации;

  3. Способы остановки кровотечений и наложения жгута;

  4. Оказание первой помощи при отравлении;

  5. Оказание первой медицинской помощи при ожогах.

Планируемые результаты изучения предмета

ОБЖ в основной школе

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен знать:

• потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

• основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;

• систему взглядов, принятых в Российской Федерации, по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;

• наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;

• основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;

• законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по организации борьбы с терроризмом;

• правила поведения при угрозе террористического акта;

• государственную политику противодействия наркотизму;

• основные меры по профилактике наркомании.

Ученик должен уметь:

• предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;

• принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;

• действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;

• пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

• оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:

• обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

• подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях;

• оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

• выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.


Формирование универсальных учебных действий

Личностными результатами обучения ОБЖ в 5 классе являются:

- развитие духовных и физических качеств, обеспечивающих защищенность личных интересов в повседневной жизне подростка;

  • понимание важности сохранения своего здоровья и начало формирования потребности соблюдения норм здорового образа жизни;

  • формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности;

  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды и к жизни человека.

Метапредметными результатами обучения ОБЖ в 5 классе являются:

  • овладение умениями формулировать понятия, что такое опасность и безопасность; понимать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать, видеть причины опасности и понимать их влияние на человека и окружающую среду;

  • овладевать навыками безопасного поведения в повседневной жизни; оценивать свои поступки;

  • моделировать личные подходы к собственной безопасности в нестандартной ситуации;

  • приобретение личного опыта в поиске необходимой информации, умении анализировать ее и делать выводы;

  • развитие умения формулировать свои мысли, умения принимать точку зрения собеседника, понимать право существования иного мнения;

  • освоение алгоритмов действия в опасной и чрезвычайной ситуации в повседневной жизни: дома, на улице, в транспорте, в школе и других общественных местах.

Предметные результаты обучения. В результате обучения по представленной программе для 5 класса большинство учащихся будут:

Представлять: общие правила поведения в любой опасной ситуации; роль окружающей среды в жизнеобеспечении человека; важность сохранения своего здоровья; роль продуктов питания в сохранении своего здоровья; элементарные правила здорового образа жизни и умение применять их в повседневной жизни.

Понимать: что такое опасность; необходимость обеспечения личной и общественной безопасности, понимать ценность жизни человека; свою ответственность за свои поступки и действия; влияние потенциально опасных источников загрязнения окружающей среды; важность обеспечения безопасности жилища, личной и общественной безопасности.

Знать: что такое опасность, опасная, экстремальная и чрезвычайная ситуации; о службах защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; признаки опасных ситуаций в быту, на улице; возможные источники опасности в населенных пунктах; возможные источники опасности в жилище; возможные причины возгораний и пожаров; принципы работы средств тушения возгорания; подручные средства тушения возгорания; об опасности газов, используемых в быту; порядок действий в случае затопления жилища по разным причинам; порядок действий в случае проявления первых признаков землетрясения; о возможных опасных ситуациях на дорогах; правила движения пешехода; о возможных опасных ситуациях на общественном транспорте; правила поведения на льду замерзшего водоема; основные правила соблюдения санитарно-гигиенических норм в повседневной жизни; о правилах работы с персональным компьютером; правила обеспечения безопасности жилища и личной и общественной безопасности.

Уметь: сравнивать разные понятия и делать выводы. Объяснять сущность и необходимость правил безопасного поведения. Приводить примеры, анализировать ситуацию и делать соответствующие выводы (индивидуальная работа и работа в группе со сверстниками и учителем). Аргументировать и отстаивать свое мнение. Анализировать ситуацию, делать соответствующие выводы и принимать правильные решения.

Соотносить свои действия с планируемыми результатами. Предвидеть возможность проявления опасности в жилище. Предвидеть возникновения пожароопасных ситуаций. Уметь применять правила обеспечения безопасности жилища и личной, и общественной безопасности. Уметь находить альтернативные решения. Знать элементарные правила здорового образа жизни и уметь применять их в повседневной жизни.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен

знать/понимать

  • основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;

  • правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;

  • способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;

уметь

  • действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

  • соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

  • оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;

  • пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

  • вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;

  • действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.

использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

  • соблюдения мер предосторожности и правил поведения в общественном транспорте;

  • пользования бытовыми приборами и инструментами;

  • проявления бдительности, безопасного поведения при угрозе террористического акта;

  • обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

Список литературы:


  1. Учебники: Основы безопасности жизнедеятельности: 5 класс.; учебник для общеобразовательных учреждений/ М.П. Фролов, В.П. Шолох, М.В. Юрьева и др.; под ред. Ю.Л. Воробьева - М.: Астрель, 2013г.

  2. Настольная книга учителя ОБЖ,

  3. Конституция РФ,

  4. Законы РФ,

  5. Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ 5классы к учебнику ОБЖ под редакцией Ю.Л. Воробьева,

  6. Развернутое тематическое планирование по ОБЖ по учебникам под редакцией Ю.Л. Воробьева,

  7. Методические рекомендации по курсу ОБЖ.

6


© 2010-2022