• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Обж-разработка раздела Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Наумовская общеобразовательная школа

Обж-разработка раздела Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Наумовская общеобразовательная школа

Человек и природа неразделимы, человек – неотъемлемая часть природы и не может существовать вне ее. Однако для обеспечения своей безопасности и благополучия человек создал искусственною среду обитания: построил города, развил комплексную систему обеспечения безопасности и удовлетворения своих потребностей. При этом человек отделился от естественной природной среды и, проводя большую часть времени вне природы, начал утрачивать способность общаться с ней. Но все блага цивилизации не могут заменить...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обж-разработка раздела Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Наумовская общеобразовательная школаОбж-разработка раздела Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Наумовская общеобразовательная школаМуниципальное бюджетное образовательное учреждение

Наумовская общеобразовательная школа



Методическая разработка

Раздела образовательной программы

«Основы комплексной безопасности»

6 класс



Работу выполнил:

Майоров Александр Владимирович

учитель ОБЖ



с.Наумовка

2013







Содержание

1. Пояснительная записка

2. Цели и задачи раздела

3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями

4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы

5. Обоснование используемых в образовательном процессе технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

6. Система знаний и система деятельности

7. Календарно-тематическое планирование раздела «Основы комплексной безопасности»

8. Разработка урока по теме 1.2 « Ориентирование на местности»















Пояснительная записка

Человек и природа неразделимы, человек - неотъемлемая часть природы и не может существовать вне ее. Однако для обеспечения своей безопасности и благополучия человек создал искусственною среду обитания: построил города, развил комплексную систему обеспечения безопасности и удовлетворения своих потребностей. При этом человек отделился от естественной природной среды и, проводя большую часть времени вне природы, начал утрачивать способность общаться с ней. Но все блага цивилизации не могут заменить то, что дает человеку общение с природой. Чем больше благ дает нам цивилизация, тем сильнее мы нуждаемся в общении естественной природной средой для восстановления своих духовных и физических сил. Чистый лесной и горный воздух, солнечный свет, естественные водоемы - к этому стремиться человек, чтобы укрепить свое здоровье и отвлечься от городской жизни. Те, кто ходил в походы, что общение с природой помогает человеку формировать выдержку, уверенность в себе, умение управлять своими эмоциями, анализировать обстановку, самостоятельно принимать решения и мобилизовать себя на их решение. В процессе общения человека с природой происходит совершенствование его физических качеств: Выносливости, силы, ловкости, быстроты. В то же время пребывание на природе таит в себе определенные опасности для человека и требует подготовки, знаний, умений и навыков. Живя в городе, человек привыкает пользоваться определенными благами цивилизации. Это различные виды транспорта, это тепло, это телефон, служащий для общения с другими людьми. В природной среде все иначе. Чтобы правильно перемещаться в нужном направлении, надо знать и уметь ориентироваться на местности. Чтобы прожить на природе хотя бы один день, нужно уметь обеспечить себя водой и пищей, а в некоторых случаях и временным укрытием от непогоды. Необходимо знать особенности того места , где вы планируете организовать свой отдых, соблюдать правила безопасного поведения. Одним из видов отдыха на природе является активный туризм. К активному туризму относятся все виды туристических путешествий, которые характеризуются активным способом передвижения по маршруту, когда турист затрачивает собственные физические усилия. К таким видам туризма относится однодневные и многодневные путешествия, которые организуются силами самих участников. Это могут быть походы выходного дня, пешие, лыжные, горные, водные и велосипедные походы. А что бы эти походы были безопасны, приносили пользу здоровью, удовольствие необходимо к ним готовиться, знать наиболее характерные часто встречающиеся ситуации и правила безопасного поведения в них. В последнее время в нашей стране очень популярен дальний (внутренний) и выездной туризм. Дальний и выездной туризм связан с передвижением человека на различных видах транспорта: железнодорожном, морском, авиационном, автомобильным. Эти путешествия связаны с перемещением человека на значительные расстояния, в другой часовой пояс и в другие климатические условия. Следовательно, что бы эти путешествия принесли человеку только пользу, не нанесли вред, ущерб здоровью, очень важно соблюдать правила обеспечения личной безопасности при следовании к месту отдыха различными видами транспорта, знать и выполнять правила акклиматизации в различных климатических условиях.



Вывод: изучение материала раздела 1 «Основы комплексной безопасности» поможет учащимся:

- Сформировать личные умения и навыки безопасного общения с природной средой в различных условиях местности и климата с учетом своих индивидуальных особенностей и возможностей.

- Приобрести знания и навыки по безопасному поведению в наиболее часто встречающихся опасных ситуациях в природных условиях.

- Овладеть навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в природных условиях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности.

- Сознательно относится к личной безопасности в природных условиях.



2. Цели и задачи раздела

Цели обучения:

• овладение системой теоретических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности.

• интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных практической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, способности к преодолению трудностей

• формирование представлений о личной безопасности, окружающем мире.

• воспитание культуры личности, отношения к вопросам безопасности как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Задачи обучения:

Познавательные (знания и предметные умения)

приобретения практических умений и теоретических знаний по обеспечению личной безопасности человека в природной среде.

овладение умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретение опыта.

формирование у учащихся основных понятий об опасных ситуациях в природной среде, об их последствиях для здоровья и жизни человека.

Приобретение учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом своих возможностей.

Развивающие (способы деятельности, мыслительные операции)

• овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности

• решение разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска путей и способов решения.

• исследовательской деятельности, развитие идей, обобщений

• поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии, комбинировать известные алгоритмы деятельности

• освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной



Воспитательные (ценностные ориентации и смыслы)

формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях ситуаций природного характера

формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни

понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности



3 .Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями.

Знание и использование в педагогической практике резервов развития младших подростков помогает более успешно обучать и воспитывать детей. Чаще всего приходиться решать проблемы: как сформировать положительную учебную мотивацию, развивать познавательную учебную мотивацию, развивать познавательную и творческую активность, увлечь, заинтересовать, пробудить интерес. Учеными и практиками затрачиваются колоссальные усилия для их разрешения. Но почему-то установилась печальная закономерность: чем дальше идет процесс обучения, тем ниже активность учеников. Чтобы избежать превращения школьника в потребителя знаний необходимо постоянно учитывать возрасные особенности школьников.

Формулы самоопределения подростков по отношению к школе типично антишкольные: в традиционном варианте - "не хочу (и не умею) учиться", в экспериментальном - "умею, но не хочу". Исследования показали, что активность человека, как субъекта во взаимодействии с окружающим миром, рождается информационной потребностью. Именно она источник активности человека, который в физиологии зарегистрирован И.П. Павловым как рефлекс "что такое?".

Информационная потребность - это потребность всего живого в информации для ориентировочно-приспособительного поведения и борьбы за существование. Для человека это еще и осознанная необходимость информации для осуществления творчески преобразовательной деятельности. В соответствии с этим я использую информационную привлекательность материала раздела, включаю в каждый урок проблемную составляющую, побуждающую учеников к изучению содержания урока. привожу интересные факты, статистические данные для привлечения внимания к рассматриваемой теме.

Одно из основных условий успешного формирования индивидуальных особенностей у ученика, это знание этих особенностей на каждой возрастной ступени. Возрастные особенности всегда существуют и проявляются в форме индивидуальных вариантов развития и являются фоном для изучения индивидуальных различий. Учет психологических особенностей чрезвычайно важен в воспитании и обучении, поэтому индивидуальный подход к каждому ученику - неотъемлемая часть изучения всего курса.

Подростковый возраст охватывает период от 11-12 до 14-15 лет.

Психологически подростковый возраст крайне противоречив, он характеризуется максимальными диспропорциями в уровне и темпах развития. Важнейшей психологической особенностью является его чувство взрослости. Оно выражается в том, что уровень притязаний подростка предвосхищает его будущее положение, которого он фактически еще не достиг. Именно на этой почве у подростка возникают типичные возрастные конфликты с родителями, педагогами и самим собой. В целом - это период завершения детства и начала "вырастания" из него.

Подростковый возраст - это возраст "пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности". Поведение и деятельность подростка во многом определяются особенностями самооценки. В учебной деятельности подростка имеются свои трудности и противоречия, но есть и свои преимущества, на которые может и должен опираться педагог. Эти особенности подростков учитываются в преподавании раздела через проведение работы по осознанию подростком личностного смысла изучаемой темы. Шестиклассники ещё находятся в начальном подростковом периоде, поэтому легко идут на контакт с учителем и сверстниками, их можно заинтересовать занимательным изложением материала, его практической значимостью.

С общим ростом сознательного отношения к действительности заметно усиливается сознательное отношение к учению. С другой стороны, именно в подростковом возрасте наблюдаются отдельные случаи отрицательного отношения к учению: в каждом конкретном случае выясняю причины такого отношения. Одной из таких причин является своеобразная реакция подростка на те или иные неудачи в учении, вызванные иногда случайными обстоятельствами (например, болезнью), ведущие к снижению успеваемости.

Подросток обычно остро переживает собственные неудачи, и затронутое самолюбие вызывает у него желание замаскировать свое подлинное отношение к этим неудачам: он делает вид, что успехи в учении не имеют для него значения. Стараюсь вовлечь таких детей в посильную деятельность, поручить выполнение индивидуального задания с последующей положительной оценкой, создать ситуацию успеха.

Неуспех, как правило, вызывает у учащихся бурные отрицательные эмоции и нежелание выполнять трудные учебные задания. Наоборот, благоприятной ситуацией учение для подростков является ситуация успеха, которая обеспечивает им эмоциональное благополучие. "Желание хорошо учиться, - утверждал В.А. Сухомлинский, - приходит только вместе с успехом в учении. Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями". Для устранения неуверенности ученика в своих силах преодоления отрицательного отношения к учению специально создаю "ситуации успеха", например, задавая вопрос, на который знаешь заведомо, что будет получен правильный ответ.

К индивидуальным различиям в умственных способностях относятся и способности учащихся к самостоятельному приобретению знаний, умений самостоятельной работы. Они связаны со всей познавательной деятельностью ученика: овладение новыми знаниями, выполнение различных учебных практических заданий, особенно выделение в изучаемом материале существенного, установления связи нового материала с ранее усвоенным и т.п. Для учащихся, имеющих затруднения при выполнении самостоятельной работы, принимаю меры, соответствующие каждому конкретному случаю. Это может быть разделение сложной задачи на этапы, помощь ученикам в составлении плана ответа. Стремлюсь к тому, чтобы выработать у учащихся навыки обобщать, делать выводы, выделять наиболее главное и т.п.

В подростковом возрасте изменяется мышление школьника, оно приобретает новые черты и качества. У подростка учителям надо предупреждать или устранять такие недостатки мышления, как склонность к слишком "смелым аналогиям", поспешным обобщениям, выводам или умозаключениям. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности проявляются в том, что одни из учащихся более продуктивно работают над образным материалом, а другие - со словесным материалом, третьи - одинаково хорошо работают и с наглядно-образным и словесно-логическим материалом. Для развития индивидуальных свойствх мышления,ученикам предлагается, например: излагая материал словесно, подкреплять его образным, и наоборот.

Внимание подростков постепенно приобретает характер организованных, регулируемых и управляемых процессов. Внимание само по себе не является особым познавательным процессом. Оно присуще любому познавательному процессу (восприятию, мышлению, памяти и т.д.) и выступает как форма, способность организации этого процесса. В подростковом возрасте человек становится изобретательным, анализирующим и восприимчивым.

Значительно увеличивается объем памяти, причем не только за счет лучшего запоминания материала, но и его логического осмысления. Усиливается стремление добиваться понимания того, что надо запомнить, и воспроизводить не буквально, а своими словами, делая при этом нужные сохранения и обобщения. Свойства памяти у каждого ребенка различны. Одни сразу же могут воспроизвести правила, определения и т.д. Другие на этапе первичного ознакомления с материалом этого сделать не могут (не потому что не хотят, а именно не могут). Таким ученикам надо еще некоторое время для осмысления, запоминания. Учитывая свойства памяти, мышления, таких учащихся спрашиваю не сразу, после ознакомления с новым материалом, а через урок, может быть два, давая им необходимое время. Но к концу изучения темы, конечно, все учащиеся должны знать и уметь формулировать основные понятия.

В отличие от хорошо успевающих учеников, слабоуспевающие из-за недостаточно развитой речи, мышления, не умения излагать мысли своими словами, стремятся запомнить и воспроизвести учебный материал почти дословно. При этом они часто не понимают сущности излагаемых предметов, явлений, а схватывают лишь внешне наиболее бросающиеся в глаза. Здесь, с одной стороны, сказываются индивидуальные особенности памяти учеников, с другой - содержание и характер изложения этого материала. Это учитывается при многократном обращении к материалу различными способами и с разных сторон. Таким ученикам можно отвечать по составленному дома плану, используя наглядные пособия, схемы, таблицы, можно использовать карточки. В тактичной форме, обращаю внимание ученика на ошибки при запоминании нового материала, учю выделять и находить в тексте наиболее главное, существенное. Недостатки памяти у остальных учащихся часто имеют свои корни не в том, что эти ученики от природы слабые, а в особенности их характера, общей заторможенности, пассивности, нерешительности, неуверенности, которые делают процесс заучивания вялым и поэтому не достаточно продуктивным. Основное направление в индивидуальной работе с такими учащимися - это поддержка уверенности в себе, в своих силах, уверенности в успехе. Иногда дети обнаруживают стремление механически заучивать то, что требует осмысления. Большое значение для осмысленного запоминания материала, имеет речь. Поэтому требую от учащихся своими словами по-разному, но всякий раз правильно передавать тот материал, который подлежит буквальному заучиванию.

Немалую роль в процессе обучения играют интересы школьника. Интересы, мотивы, потребности младших подростков динамичны, весьма неустойчивы. Они проявляют готовность овладеть интересующей областью знания. Учебные интересы младших подростков находятся в стадии развития, становления. Большое значение имеют также личные успехи подростка в изучении того или иного предмета. Они как бы окрыляют его, в то время как неудачи могут повлечь за собой снижение интереса. С другой стороны, наблюдаются и такие случаи, когда оценка по тому или иному предмету побуждает подростка "доказать", что она случайна, что он может достигнуть успеха, высокой оценки знания, и эта борьба за выправление неудач нередко ведет к тому, что интерес к учебному предмету повышается. На понижение интереса подростков к учению, может влиять возникновение какого-либо сильного, всепоглощающего интереса в области, непосредственно не связанной с учением, а именно - увлечение спортом, музыкой и др. Использую, по возможности, увлечения школьников во внеурочное время для продуктивной работы по предмету и во внеклассной работе: привлекаю к проведению различных мероприятий.

"Активность младшего подростка не та, что у младших школьников. Его привлекает теперь не столько сам процесс деятельности, сколько цель и ее результат. Он уже не просто собирает макулатуру или приводит в порядок библиотечные книги, а стремится сделать это как можно лучше, не просто любит читать, а выбирает самые "героические" книги, те, в которых описаны подвиги, приключения. Он становится мечтателем, романтиком. Он углублен в свои переживания, интересы. Он, то энергичен, деятелен, весел, то вдруг вял, пассивен, мрачен" - пишет кандидат педагогических наук В. Лапик. "Это самый мятущийся, самый критический, самый неуравновешенный возраст" (Н.К. Крупская). Задача педагогов состоит в том, что бы создать педагогическое пространство, где ребенок имел бы возможность для разностороннего проявления своей личности, обогащения своего внутреннего мира - основа, на базе которой формулируется и развивается творческий процесс.

В заключение хочется привести слова замечательного и талантливого педагога Ш.А. Амонашвили: "Чем многограннее у ребенка жизненный опыт детства, тем успешнее можно вплетать в него богатейший опыт человечества. Многогранный жизненный опыт человечества. Многогранный жизненный опыт детства есть благоприятнейшая почва, и посеянные в ней очищенные семена богатого опыта человечества могут дать редчайший урожай - неповторимую личность". Пусть запомнятся ученикам туристические слёты, увлекательные походы, общение со сверстниками.























4.Ожидаемые результаты освоения раздела программы



Реализация данного раздела программы обеспечит освоение обще учебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной, познавательной деятельности:

• воспитание культуры личности, отношения к вопросам безопасности как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

• овладение системой теоретических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности.

• формирование представлений о личной безопасности, окружающем мире.

• формирование умения интегрировать в личный опыт новую, в том числе самостоятельно полученную информацию;

• создание условия для умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки, ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи.

• создание условия для плодотворного участия в работе группы; умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль, формулировать выводы.



Обучающиеся приобретут умения:

формулировать проблему и цели своей работы

по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач

определять адекватные способы и методы решения задач

прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными знаниями.

Обучающиеся научатся:

представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в форме конспекта, доклада, сообщения.

Обеспечению личной безопасности в природных условиях.

Приемам действий в опасных ситуациях природного характера.







5. Обоснование используемых в образовательном процессе технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

С учетом уровневой специфики класса выстраивается система учебных занятий, проектируются цели, задачи, планируются результаты обучения. Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки школьников в системе естественного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта- переход от суммы «предметных результатов» к «межпредметным результатам». Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса ОБЖ. Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о безопасности будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т.д. При выполнении творческих работ формируются умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

Мотив - это побудительная причина, повод к какому-либо действию, довод в пользу чего-либо.

Учитель должен постоянно помнить, что человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, порождающей отрицательные эмоции, на этой почве у некоторых детей уже в начальной школе развиваются неврозы.



Способы повышения мотивации учебной деятельности учащихся.

Развитие мотивов учения идет двумя путями:

Через усвоение учащимися общественного смысла учения;

Через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.

Задача учителя с одной стороны довести до сознания ребенка те мотивы, которые общественно незначимы, но имеют достаточно высокий уровень действительности

Например: желание получать хорошие оценки.

Осуществляется помощь ученику в осознании связи оценки с уровнем знаний и умений и т.о. происходит подход к мотивации, связанной с желанием иметь высокий уровень знаний и умений.

С другой стороны повышается действительность мотивов, которые осознаются учащимися как важные, но реально на их поведение не влияют (это непосредственно связано с особенностями организации учебного процесса)

Способы, повышающие интерес школьника к учебной деятельности:

А) Способ раскрытия учебного предмета - не как последовательность частных явлений, каждый из которых учитель объясняет, дает готовый способ действий с ним, а ребенок запоминает и действует указанным способом, а так чтобы изучение предмета шло через раскрытие сущности явлений и опираясь на эту сущность ученик сам получал бы частные явления. В этом случае учебная деятельность приобретает творческий характер и тем самым вызывает интерес к изучению данного предмета. Здесь будет иметь место мотивация процессом учения.

Например, ученикам интересно изучать ОБЖ, самостоятельно решая ситуационные задачи.

Б) Организация работы по предметам малыми группами.

В.Ф.Моргун обнаружил, что принцип подбора учащихся при комплектовании малых групп имеет большое мотивационное значение. Если детей с нейтральным отношением к предмету объединить с детьми, которые любят другой предмет, то после совместной работы первые существенно повышают свой интерес к предмету.

Если с нейтральными - объединить в группу любящих предмет, то отношение не меняется.

Большое значение для повышения интереса к предмету имеет групповая сплоченность учащихся, работающих малыми группами. Кроме успеваемости и развития учитывается желание ученика, учитель спрашивает: «С кем бы ты хотел заниматься в одной четверке на уроке…» Влияние групповой сплоченности объясняется тем, что при работе малыми группами на первый план выходят отношения не «учитель-ученик», а отношения между учащимися.

В группах, где не было сплоченности, отношение к предмету ухудшилось, а в сплоченных группах интерес вырос с 12% на 25%.

В) В исследованиях М.В.Матюхиной обнаруживалось, что успешно можно формировать учебно-познавательную мотивацию, используя отношение между мотивом и целью деятельности. Цель, поставленная учителем должна стать целью ученика. Наилучший путь - от мотива к цели. (Ученик имеет мотив, который заставляет стремиться к заданной учителем цели). На практике, как правило наоборот, в этом случае важно использовать цель, как источник мотивации, превратить ее в мотив - цель. Следует четко определить цель, необходимо также чтобы дети принимали участие в постановке, анализе и обсуждении условий ее достижения.

Для превращения целей в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижение вперед.

Г) Проблемность обучения.

На каждом этапе необходимо использовать проблемные ситуации. Если учитель делает это, обычно мотивация учащихся находится на достаточно высоком уровне. Важно, что по содержанию она является внутренней (познавательной).

Д) Решающее значение для мотивации учения имеет тип ориентировочной основы действия (ООД), используемый в учебном процессе.

1 тип ООД. Характеризуется неполным составом ориентировочной основы, ориентиры представлены в частном виде и выделяются самим субъектом путем слепых проб. Процесс формирования действия на такой ориентировочной основе идет очень медленно, но с большим количеством ошибок. Сформированное действие оказывается чувствительным к малейшим изменениям условий выполнения.

2 тип ООД. Характеризуется наличием всех условий, необходимых для правильного выполнения действия. Но эти условия даются субъекту во-первых, готовыми, и во-вторых, в частном виде, пригодном для ориентировки лишь в данном случае. Формирование действия при такой организации идет быстро и безошибочно. Сформированное действие более устойчиво, чем в 1 типе. Однако сфера переноса действия ограничена сходством конкретных условий его выполнения.

3 тип ООД. Имеет полный состав, ориентиры представлены в общем виде, характерном для целого класса явлений. В каждом конкретном случае ООД составляется субъектом самостоятельно с помощью общего метода, который ему дается. Этому действию присуща не только быстрота, но и большая устойчивость, широта переноса.





Сам субъект составляет ООД



1 тип - проб и ошибок 3 тип - на основе метода.



Если сам ученик находит метод - это творчество.

1 тип ООД при систематическом использовании ведет к отрицательной мотивации. Наоборот 3 тип ООД обеспечивает устойчивую положительную мотивацию. При обучении на основе деятельностного подхода (развивающего обучения) познавательная мотивация не только падает, а поднимается от класса к классу на более высокий уровень.

Формирование мотивации прямым образом зависит от содержания обучения.



Е) Индивидуальные формы работы.

В любом классе имеется несколько учеников, с которыми необходимо вести индивидуальную работу. Как правило, это учащиеся с отрицательным отношением к учебной деятельности, а также школьники с низким уровнем мотивации.

1)Диагностика мотивации:

(для обнаружения первых двух видов:

А) отрицательное отношение к учению, мотивация избегания неприятностей;

Б) нейтральное отношение к учению, мотивируют внешние результаты учения)

- наблюдение,

- беседа,

- создание ситуации выбора.

2) Выяснить причины, обеспечить гуманное доброжелательное отношение с учителем.

Как правило, это неумение учиться.

Пути коррекционной работы:

- выявить слабые звенья (проверить)

- отработка - с помощью учителя (задания с занимательным сюжетом), отмечать успехи учеников, нестандартные задания (составить задачник).

Личностно-ориентированное обучение предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся - его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т. е. ученик как личность.

Принципы личностно-ориентированного урока:

Использование субъектного опыта ребенка.

Актуализация имеющегося опыта и знания является важным условием, способствующим пониманию и введению нового знания. Понимание в целом тесно связано с личным опытом субъекта и осуществляется на базе прошлого опыта, знаний, правил и других знаний (о своих возможностях, факторах понимания и т.п.). Понимание является основным компонентом процесса учения.

Вариативность заданий, предоставление ребенку свободы выбора при их выполнении и решении задач, использование наиболее значимых для него способов проработки учебного материала.

Накопление знаний, умений и навыков не в качестве самоцели (конечного результата), а важного средства реализации детского творчества.

Обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения.

Для развития учащихся используются не одна отдельно взятая технология, а совокупность нескольких приемов и методов, что дает большую эффективность и позволяет учителю выстраивать учебную деятельность, исходя из потребностей учащихся и социального заказа общества.

Активный метод - это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

Интерактивный метод - означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

Игровое обучение - это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

Дифференцированное обучение - одно из главных условий развития личности. Принцип дифференцированного подхода к обучению учащихся предполагает оптимальное приспособление учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям школьника.

Принципы активного обучения, реализуемые при организации учебного процесса:

-Индивидуализация - под индивидуализацией понимается создание системы многоуровневой подготовки учашихся, учитывающей индивидуальные особенности обучающихся и позволяющей избежать уравниловки и предоставляющей каждому возможность максимального раскрытия способностей для получения соответствующего этим способностям образования. Индивидуализация обучения осуществляется по:

Содержанию, когда обучающийся имеет возможность корректировки направленности получаемого образования. Эту возможность учащийся получает при использовании элективных дисциплин, а также развитием деятельности научных обществ учащихся.

Объёму учебного материала, что позволяет способным ученикам более глубоко изучать предмет в познавательных, научных или прикладных целях.

Времени усвоения, допуская изменение в определённых пределах регламента изучения определённого объёма учебного материала в соответствии с темпераментом и способностями слушателя. Активизация учебно-познавательной деятельности достигается за счёт повышения уровня учебной мотивации, которое, в свою очередь, наблюдается при максимально возможном приближении темпа, направленности и других аспектов организации учебного процесса к индивидуальным стремлениям и возможностям учащихся.

- Гибкость - сочетание вариативности подготовки, с возможностью оперативного, в процессе обучения, изменения её направленности

- Развитие сотрудничества - практическое осознание необходимости перехода на принципы доверия, взаимопомощи, взаимной ответственности обучающихся и преподавателя.

Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей.



Развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения. Проблемное обучение основано на ряде психологических посылок: мышление не сводится лишь к функционированию готовых знаний. Оно процесс продуктивный, творящий новые знания, Чтобы организовать собственную мыслительную деятельность школьника, надо создать и соответствующие внешние условия.
Начало и источник творческого мышления - это проблемная ситуация. Она вызывает познавательную потребность как внутреннее условие. Через познавательную потребность преподаватель может управлять процессом усвоения учащимися новых знаний.
Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, когда он не находит объяснения какому-то факту, явлению, процессу. Известные способы действия не обеспечивают достижения цели, и тогда человек начинает искать новые. Таким образом, проблемная ситуация - это ситуация конфликта между знаниями как прошлым опытом и незнанием того, как объяснить новые явления. Это затруднение и является условием возникновения познавательной потребности. Проблемная ситуация содержит такие основные компоненты:

1) неизвестные знания; 2) противоречие, когда прошлого опыта недостаточно для выхода из затруднения; 3) познавательная потребность как внутреннее условие, стимулирующее мыслительную деятельность; 4) интеллектуальные возможности учащегося к "открытию" нового. Как видим, в структуре проблемной ситуации есть внешние факторы и внутренниеусловия.
В процессе учебной, или другой работы у человека (школьника) возникает, возможно, не одна проблемная ситуация. Но он одни из них принимает, а другие - нет. Иначе говоря, не всякое возникшее затруднение его затронет, т.е. станет проблемой.

Проблема - это та проблемная ситуация, которую учащийся принял к решению, опираясь на имеющиеся у него средства: систему знаний, практический опыт поиска и др. Значит, важной задачей преподавателя является формирование ценностного отношения ученика к знанию, познавательного интереса.

Применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для организации личностно-ориентированного обучения позволяет повысить эффективность учебного процесса, уровень информированности и подготовки учащихся, систематизировать знания, индивидуализировать обучение. ИКТ способны обеспечить эффективную передачу знаний, активное вовлечение учащихся в учебный процесс, повышение результативности обучения, а также, в максимальной степени учесть личностные потребности и особенности самих учащихся. Это дает толчок к развитию навыков самообучения, определенную грамотность при работе с источниками информации, что также является необходимым условием для дальнейшего интеллектуального роста ученика.











6. Система знаний и система деятельности

Обучающиеся должны знать:

Приобрести знания по безопасному поведению в наиболее

часто встречающихся опасных ситуациях в природных условиях.

Общие правила безопасности во время активного отдыха.

Правила личной безопасности во время при следовании к месту отдыха различными видами транспорта.

Знать и выполнять правила акклиматизации в различных климатических условиях.

Влияние опасных ситуаций и их последствий на безопасность личности.

Обучающиеся должны уметь:

Овладеть навыками самостоятельно определять цели и задачи по

Выбирать средства реализации поставленных целей,

Оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности.

Сознательно относится к личной безопасности в природных условиях.

Овладеть навыками по безопасному поведению в наиболее часто встречающихся опасных ситуациях в природных условиях.

Применять полученные теоретические знания на практике - принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

Система деятельности включает в себя:

Развитие аналитического, критического, творческого мышления.

Умение проводить аналогию, анализ, синтез, обобщение между различными опасными ситуациями и явлениями.

Выстраивать причинно-следственные связи между фактом, событием и явлением

Умение ставить цель и определять пути ее достижения, как самостоятельно так и в группе.

Умение информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссиях, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.

Умение организовать свое рабочее место, анализировать текст, конспектировать, готовить доклады ит.д.

Умение оценивать с эстетической точки зрения красоту окружающего мира, умение сохранять его.

Умение обеспечить свою жизнедеятельность при автономном существовании в природных условиях.















Виды универсальных учебных действий


Личностные

Регулятивные

Общепознавательные

Коммуникативные


Универсальные учебные действия (стандарт второго поколения)
Личностные УУД (самоопределение, нравственно-этическое оценивание)

Познавательные УУД (общие учебные умения, постановка и решение практических задач, логических)

Регулятивные УУД (целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка )

Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества, согласование действий с партнером, построение речевых высказываний, работа с информацией )









7. Календарно-тематическое планирование раздела «Основы комплексной безопасности»



Предмет ОБЖ

Класс 6

Количество часов в неделю: 1

Количество часов по разделу: 25



Общее количество часов: 35

Программа: рабочие программы « Основы безопасности жизнедеятельности» Предметная линия учебников под редакцией А.Т.Смирнова. 5-9 классы.москва «Просвещение», 2011

Учебник: «Основы безопасности жизнедеятельности» 6 класс. А.Т.Смирнов. Б.О.Хренников. Москва «Просвещение», 2008















КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6 класс



п/п





Тема урока

Кол-во часов



Тип

урока



Элементы содержания



Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид

контроля,

измерители

Элементы дополнительного (необязательного) содержания

Домашнее задание

Время проведения

план.

факт.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Раздел I Основы комплексной безопасности (25 часов)

Тема 1 Подготовка к активному отдыху на природе (6 часов)

1

Природа и человек

1

Урок изучение и первичного закрепления новых знаний

Экстремальные ситуации в природе и первоочередные действия человека, попавшего в неё.


Знать правила безопасного поведения в природной среде

Решение ситуационных задач


§ 1.1

сентябрь


2

Ориентирование на местности

1

Комбинированный урок

Правила ориентирования на местности

Знать способы ориентирования на местности.

Владеть навыками ориентирования на местности.


Фронтальный опрос.



§ 1.2

сентябрь


3

Определение своего местонахождения и направления движения на местности


1

Комбинированный урок

Как находить дорогу к жилью

Знать отдельно взятые признаки определения сторон горизонта






Практическая работа.

Ориентирование на местности

(15 мин.)



§ 1.3

сентябрь


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

4

Подготовка к выходу на природу

1

Комбинированный урок

Как подготовиться к путешествию по незнакомым местам, чтобы не попасть в экстремальную ситуацию

Знать как подготовиться к выходу на природу

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос


§ 1.4

сентябрь


5

Определение места для бивака и организация бивачных работ

1

Комбинированный урок

Оборудование временного жилища (укрытия).

Знать правила сооружения временного укрытия

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос


§ 1.5

октябрь


6

Определение необходимого снаряжения для похода

1

Комбинированный урок

Личное снаряжение. Групповое снаряжение.

Знать о чём следует позаботиться, о личном и групповом снаряжении

Тест


§ 1.6

октябрь


Тема 2

Активный отдых на природе и безопасность (5 часов)

7

Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе

1

Комбинирован-ный урок

Отдых на природе

Знать правила безопасности во время активного отдыха на природе

Решение ситуационных задач


§ 2.1

октябрь


8

Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности

1

Комбинированный урок

Опасности при движении в горах.

Опасности при движении на равнине

Знать меры безопасности при движении в горах.

Правила передвижения по склонам

Решение ситуационных задач


§ 2.2

октябрь


9

Подготовка и проведение лыжных походов

1

Комбинированный урок

Личное снаряжение. Групповое снаряжение.

Знать о чём следует позаботиться, о личном и групповом снаряжении

Решение ситуационных задач


§ 2.3

ноябрь


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

10

Водные походы и обеспечение безопасности на воде

1

Комбинированный урок

Правила безопасного поведения на воде. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.

Знать: правила поведения на воде и оказания помощи утопающему.

Владеть навыками оказания помощи утопающему.

Использовать полученные знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности на воде.

Практическая работа.

Оказание помощи утопающему


§ 2.4

ноябрь


11

Велосипедные походы и безопасность туристов

1

Комбинированный урок

Как подготовиться к путешествию на велосипеде, чтобы не попасть в экстремальную ситуацию

Знать, как подготовиться к выходу в поход на велосипеде.

Правила безопасности туристов передвигающихся в

походе на велосипеде

Фронтальный опрос


§ 2.5

ноябрь




Тема 3 Дальний (внутренний) и выездной туризм. Меры безопасности (6 часов)


12

Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме

1

Комбинированный урок

Три группы факторов:

Природный, техногенный, социальный

Знать определения трёх групп факторов

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос


§3.1

декабрь


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

13

Акклиматизация человека в различных климатических условиях

1

Комбинированный урок

Особенности акклиматизации в различных климатогеографических условиях.

Акклиматизация в условиях жаркого климата.

Знать особенности акклиматизации в различных климатогеографических условиях.


Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос


§ 3.2

декабрь


14

Акклиматизация в горной местности

1

Комбинированный урок

Проявление горной болезни. Общие правила успешной акклиматизации

Знать в чём проявляется горная болезнь. Общие правила успешной акклиматизации

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос


§ 3.3

декабрь


15

Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта

1

Комбинированный урок

Аварийные ситуации при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта

Знать: причины опасных ситуаций на транспорте, правила поведения на транспорте.

Иметь представление о правилах поведения во время ОС на транспорте.

Решение ситуационных задач


§ 3.4

декабрь


16

Обеспечение личной безопасности на водном транспорте

1

Комбинированный урок

Аварийные ситуации на водном транспорте. Правила безопасного поведения.

Правила безопасного поведения пассажира на водном транспорте.

Уметь правильно действовать ОС на воде и водном транспорте.

Решение ситуационных задач


§3.5

декабрь


17

Обеспечение личной безопасности на воздушном транспорте

1

Комбинированный урок

Аварийные ситуации на авиационном транспорте. Правила поведения пассажира. Правила поведения в ОС.

Знать: причины опасных ситуаций на транспорте, правила поведения на транспорте.

Иметь представление о правилах поведения во время ОС на авиационном трансп.

Тест


§ 3.6

январь













1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11



Тема 4 Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде (4 часа)


18

Автономное существование человека в природе

1

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Автономное существование человека в природе

Знать правила безопасного поведения в природной среде

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос


§ 4.1

январь


19

Добровольная автономия человека в природной среде


1

Комбинированный урок

Добровольная автономия

Знать правила безопасного поведения в природной среде

Объяснение. Расширение и углубление.

Закрепление.


§ 4.2

февраль


20

Вынужденная автономия человека в природной среде

1

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Правила безопасного поведения человека при вынужденном автономном существовании в природных условиях. Сигналы бедствия.

Знать правила безопасного поведения человека при вынужденном автономном существовании в природных условиях.

Владеть навыками подачи сигналов бедствия


Практическая работа.

Способы подачи сигналов бедствия (15 мин.)


§ 4.3

февраль


21

Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании

1

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Устройство временных укрытий (жилищ). Добывание огня, воды и пищи, разведение костра. Обеспечение бытовых потребностей

Знать правила безопасного поведения в природной среде (добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия)

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос


§ 4.4

Подготовить сообщение по одному из пунктов плана в тетради




февраль


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Тема 5 Опасные ситуации в природных условиях (4 часа)

22

Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях

1

Комбинированный урок

Как вести себя при встрече с хищными зверями

Знать в каких случаях хищные звери первыми нападают на человека. Каковы признаки скорого нападения и как его избежать

Решение ситуационных задач


§5.1- §5.2

февраль


23

Укусы насекомых и защита от них

1

Комбинированный урок

Укусы насекомых (гнус, мухи-слепни, пчёлы, осы, шмели, шершни, клещ).

Знать меры защиты от укусов насекомых.

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос


§5.3

март


24

Клещевой энцефалит и его профилактика

1

Комбинированный урок

Клещевой энцефалит. Заражение энцефалитом.

Знать как обезопасить себя от клещевого энцефалита

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос


§5.4

март


25

Контроль знаний по теме « Безопасность в природе на отдыхе»



1

Урок проверки знаний



Контрольная работа



март


Раздел II Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (9 часов)

Тема 6 Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (4 часа)

26

Личная гигиена и оказание первой медицинской помощи в природных условиях

1

Комбинированный урок

Личная гигиена, общие понятия и определения. Аптечка, природные лекарств. средства

Знать общие понятия и определения личной гигиены, природные лекарственные средства

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос


§6.1

март


27

Оказание первой медицинской помощи при травмах

1

Комбинированный урок

Закрытые травмы. Ушибы. Растяжение и разрывы связок. Вывихи. Переломы.

Знать наиболее характерные травмы, которые могут возникнуть в походе. Правила оказания помощи при травмах

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос



§6.2

апрель


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

28

Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах, отморожении и ожоге

1

Комбинированный урок

Тепловые и солнечные удары, обморожения.

Знать, что является признаками солнечного и теплового удара, обморожения.

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос


§6.3

апрель


29

Оказание первой медицинской помощи при укусах змей и насекомых

1

Комбинированный урок

Укусы змей и насекомых. Оказание первой медицинской помощи при укусах змей и насекомых

Знать оказание первой медицинской помощи при укусах змей и насекомых

Тест


§6.4

апрель


Тема 7 Здоровье человека и факторы, на него влияющие (5 часов)








§

30

Здоровый образ жизни и профилактика утомлений

1

Комбинированный урок

Здоровье физическое и духовное. Режим труда и отдыха. Умственная и физическая работоспособность. Режим дня. Профилактика переутомления.

Знать об основах здорового образа жизни, факторах, укрепляющих и разрушающих здоровье.

Использовать полученные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни

Решение ситуационных задач


§7.1

апрель


31

Компьютер и его влияние на здоровье

1

Комбинированный урок

Безопасный компьютер (телевизор)

Знать, что именно может навредить при общении с компьютером

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос


§7.2

май


32

Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека

1

Комбинированный урок

Нарушение экологического равновесия (загрязнение воздуха, воды, почвы)

Знать влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос



§7.3

май


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

33

Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека

1

Комбинированный урок

Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека и их социальные последствия.

Приводить примеры вредных привычек, факторов, разрушающих здоровье.

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос


§7.4- §7.5

май


34

Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ

1

Комбинированный урок

Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании, чистота и культура в быту

Знать о профилактике вредных привычек. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни.

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос


§7.6

май


35

Контроль знаний по теме « Основы здорового образа жизни»

1

Урок проверки знаний





Контрольная работа
















Всего 35 часов

















8. Разработка урока по разделу 1 «Основы комплексной безопасности»

Теме 1.2 « Ориентирование на местности»

Конспект урока в 6 классе



Тема: 1.2. Ориентирование на местности

Обучающая цель: познакомить обучающихся с основными способами ориентирования на местности, разобрать различные способы ориентирования на местности.

Воспитательная цель: сформировать убеждение в необходимости умения свободно ориентироваться на местности, используя для этого все доступные способы.

Развивающая цель: развивать умение сотрудничать, умение анализировать, обобщать знания полученные из различных источников, умение использовать личный опыт в различных ситуациях.

Время: 45 мин.

Оборудование: компас жидкостный-10 шт.плакаты по ориентированию-2 шт., увеличенный макет механических часов-1шт.,часы механические-1 шт., слайды



Содержание урока.

1.Основные элементы ориентирования на местности.

2. Способы определения сторон горизонта.

3. Определение сторон горизонта ночью по Полярной звезде.

Мотивационно-ориентировочный блок



1.Основные элементы ориентирования на местности.

Актуализация темы.

Учитель. Как вы думаете, нужно ли учиться ориентироваться на местности? Почему? ( обучающиеся высказывают своё мнение)

Учитель. Поэтому умение ориентироваться на местности - первое условие безопасного пребывания человека в природных условиях, залог его безопасности, сохранения жизни и здоровья. Да, действительно, человек очень часто бывает на природе. Ему нравиться ходить в различные походы, поездки за грибами, за ягодами, прогулки по лесу. При этом существует опасность заблудиться, потерять ориентировку на местности.

Привести примеры из личного опыта.

Фронтальная работа

Учитель. Как вы думаете? Что означает уметь ориентироваться на местности? обучающиеся выдвигают свои определения.

Учитель. Записывает выдвинутые идеи на доске.

Учитель используя выдвинутые идеи систематизирует основные элементы, определяющие умение ориентироваться на местности, называет недостающие.



Исполнительский блок



2.Способы определения сторон горизонта

Учитель. 1.Какие стороны горизонта вы знаете?

2.Если вы стоите лицом на Юг, то что будет находиться справа от вас? Сзади? Слева?

3.Если солнце на Востоке, то куда будут направлены тени?

4. Если солнце на Юге , то куда будут направлены тени?

Это поможет обучающимся лучше ориентироваться в сторонах света на местности.

Постановка проблемы. Слайд 1.

Учитель. Представьте себе, что вы гостили у бабушки в соседней деревне, пошли за грибами и заблудились в лесу. Вы точно знаете, что шли от деревни всегда на север. Что делать?

Работа в группах

Учитель делит обучающихся на группы по 2-3 человек для решения поставленной проблемы. Задание группам: Составьте подробный план действий и опишите способы ориентирования в этой ситуации.

обучающиеся в группах выдвигают свои идеи и вырабатывают план действий. (Вернуться, сориентироваться, позвонить и т.д.)

Выступление групп. Обсуждение результатов работы групп.

Учитель. Вы определили, чтобы вы смогли самостоятельно выбраться из леса вам необходимо уметь ориентироваться на местности, определять стороны горизонта. Вы назвали известные вам способы определения сторон горизонта.

Учитель используя выдвинутые обучающимися способы определения сторон горизонта, (сопровождая свой рассказ показом слайдов) систематизирует их, дополняет недостающими способами (ориентирования по компасу, по солнцу, по солнцу и часам, по собственной тени, по звездам, по часам, по местным предметам: по стволам и коре деревьев, по состоянию снежного покрова на склонах, по мху и лишайникам, по муравейникам и др).

Отмечает группу, которая назвала всех больше способов.

Учитель. А теперь любая группа будет задавать свой вопрос по теме любой другой группе, которая ответив, задает свой вопрос по ориентированию следующей группе. И т.д. по кругу.

Учитель контролирует правильность ответа.

При этом важно использовать каждым обучающимся раздаточный материал; жидкостные компаса при определении сторон горизонта с помощью компаса, макет механических часов, при определении сторон горизонта с помощью часов, часы механические, при определении сторон горизонта с помощью солнца и часов.

Работа в группах

Практическое задание № 1 при помощи часов и условного солнца определить стороны горизонта.

Практическое задание № 2 с помощью жидкостного компаса определить стороны горизонта.











Физминутка

Учитель ОБЖ.Если у вас под рукой нет компаса...
Тогда есть смысл попробовать сделать его из ручных средств прямо в полевых условиях. Это приспособление его изобретатель Анатолий Коваленко назвал «прибором для точного определения на местности в трудных условиях». Он пригоден для ориентации в тех случаях, когда другими способами сделать это не удается.
Технология его изготовления довольно проста. В крышку котелка наливается немного воды. В эту воду опускают обыкновенную булавку с насаженными на нее для плавучести двумя маленькими кусочками коры на концах. Острие булавки будет показывать направление на север. Для проверки рекомендуется в вечернее или ночное время найти Полярную звезду в созвездии Малая Медведица. Потом замечается дерево или другой ориентир, находящийся под этой звездой. Таким образом удается точно установить направление на север. Для верности «лесного компаса» на крышку котелка можно нанести риски, соответствующие направлениям на стороны горизонта.

Обж-разработка раздела Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Наумовская общеобразовательная школа





-Как ориентироваться в пасмурную погоду?
-Чтобы при движении в пасмурную погоду выдержать избранное направление, обычно через каждые 100-150 м маршрута намечают какой-нибудь хорошо заметный ориентир. Это особенно важно, если на пути возникли завал или густая заросль кустарника, которые вынуждают отклониться от прямого направления. В лесу, заросшем кустарником с густым подлеском, лучше идти по тропам, придерживаясь нужного направления

3.Определение сторон горизонта ночью по Полярной звезде.

Ситуационная задача .

Учитель. Мы изучили с вами способы ориентирования днем, а как вы будете ориентироваться ночью?

обучающиеся высказывают свои гипотезы.

Используя слайд, познакомить обучающихся с определением сторон горизонта по Полярной звезде.

Учитель. Какой на ваш взгляд самый надежный способ определения сторон горизонта?

Рефлексивно-оценочный блок



Назовите способы определения сторон света на местности.

Какие вы знаете способы определения сторон света по местным предметам?

Приведите примеры определения направления на север по местным предметам и постарайтесь объяснить их.

Почему снег больше подтаивает на южном склоне бугра и на северном склоне ямки?

Почему мох, лишайник растет с северной стороны камня, дерева?

Почему смола на стволах хвойных деревьях вытапливается с южной стороны?



Продолжите предложение

Во время занятий я понял, что…

Самым полезным для меня было…

Своими основными ошибками на занятии я считаю…

Мне не понравилось…

Больше всего мне понравилось, как работал…

На следующем занятии я хотел бы…

На месте ведущего я…



Выставить оценки обучающимся за ответы и работу на уроке.

Домашнее задание. Модуль 1, раздел 1, тема 1.2.

Практические задания.

1. После окончания занятий по дороге домой определите, в каком направлении находится ваш дом, школа, библиотека, относительно школы.

2. Определите с помощью родителей направление на север. По их команде пройдите 50 метров на восток, далее 75 метров на юг, 50 метров на запад, 75 метров на север.

Если вы вернетесь в исходную точку, то вы выполнили задание правильно. Такое же упражнение: 50 метров на запад, 25 метров на юго-восток, 50 метров на восток, 25 метров на северо-запад. Перед выполнением этих заданий определите длину своего шага (или пары шагов).

3. При прогулке в лесу или парке потренируйтесь в определении направления на юг, используя описанные в учебнике способы.









ЛИТЕРАТУРА

Основная литература:

1. Основы безопасности жизнедеятельности: 6-й кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробьева. М.:АСТ: Астрель, 2006.

2. Основы безопасности жизнедеятельности : Учеб. Для учащихся 6 кл. общеобраз. Учреждений / А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев. М.: Просвещение, 2006.

3. Основы безопасности жизнедеятельности: программы общеобразовательных учреждений под общей редакцией А.Т.Смирнова. «Просвещение», 2007 год.

4. Примерные программы по учебным предметам «Основы безопасности жизнедеятельности». Стандарты второго поколения. Основы безопасности жизнедеятельности. «Просвещение», 2010 год.

Дополнительная учебная литература:

Школа выживания. Ориентирование в пространстве и времени. В.Головачев. Пособие по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» Н.Новгород, 2001 год.

Учебные и справочные пособия:

Основы безопасности жизнедеятельности. Справочник школьника/ В.П.Ситников. - М..: Филол.об-во «СЛОВО», АСТ, Компания «Ключ - С», Центр гуманитарных наук при ф-те журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, 1997.

Интернет-ресурсы (ссылки)

1.school-obz.org

2.ru.wikipedia.org

3. 1september.ru

4. zavuchinfo.ru

5. openklass.ru/uzer



© 2010-2022