• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Выступление на тему Применение технологии критического мышления на уроках ОБЖ

Выступление на тему Применение технологии критического мышления на уроках ОБЖ

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технология развития критического мышления в преподавании ОБЖ

Технология развития критического мышления (ТРКМ) применяется в разных странах и во многих российских регионах. Ее название отчасти условно. Выражение «критическое мышление» подразумевает некую сосредоточенность на недостатках, недоверчивость, нежелание принимать что-либо на веру. Однако в российской образовательной традиции термин «критическое мышление» связывают с высоким уровнем осмысленности процесса обучения как учителем, так и учениками. Людям с критическим мышлением присуща открытость новым идеям.

Критическое мышление - способность анализировать информацию с позиций логики и личностно-ориентированного подхода, находить в ней противоречия, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Формирование критического мышления - одна из актуальнейших задач современного обучения. Она обусловлена требованиями общества и государства к образованию. Президент России в Послании Федеральному собранию 12 ноября 2009 г. отметил: «Главная задачасовременной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. ...школьноеобучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации».

Решению указанной главой Российского государства главной задачи школы способствует применение технологии развития критического мышления. Она помогает учить школьников решать различные проблемы, с которыми им придется столкнуться во взрослой жизни, что особенно важно в обучении ОБЖ. ТРКМ служит эффективному формированию навыков и умений безопасной жизнедеятельности, позволяет школьникам не только осваивать алгоритм действий в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, но и учиться предвидеть, предупреждать и избегать их.

ТРКМ в рамках предмета ОБЖ:

  • дает возможность учителю формировать устойчивую мотивацию к изучению предмета, развивать креативные способности учащихся, проводить рефлексию их и собственной деятельности, двигаться дальше в планировании и ведении уроков, а также в профессиональном саморазвитии;

  • способствует самоопределению учеников, формирует самостоятельность их мышления и деятельности;

    • влияет на цели учителя и результаты образовательного процесса.

Приемы и методы ТРКМ

Технология критического мышления включает совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика (пробудить в нем исследовательскую творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания), затем предоставить ему условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.

Уроки на основе ТРКМ отличаются трехфазной структурой: вызов, осмысление, рефлексия с использованием соответствующих каждой фазе (стадии) приемов и методов.

Первая стадия - вызов

Ставится задача - «вызвать» (восстановить в памяти, побудить вспомнить) имеющиеся у учащихся знания по изучаемому вопросу, активизировать и мотивировать их на учебную деятельность.

Приемы и методы: кластеры, верные и ошибочные утверждения, «мозговой штурм», ключевые слова, тематический видео- и аудиоряд.

Работа индивидуально, в парах и группах. Учащиеся получают информацию, выслушивают, записывают, обсуждают ее.

На стадии вызова используются следующие приемы и методы.

1. Составление списка известной информации

Пример. 5 класс. Тема «Опасности в жилище». Задание. Составьте список известных вам опасностей, которые подстерегают вас дома.

2. Систематизация известной информации с использованием кластера

Кластеры (прием «Грозди») - выделение и графическая систематизация смысловых единиц в виде грозди. С помощью кластеров можно в систематизированном виде представить большие объемы информации (ключевые слова, идеи). В овалах кластеров могут быть размещены: основополагающий вопрос, темы учебной программы, темы исследовательских работ. Они могут стать ведущим приемом как на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Учащиеся любого возраста легко и с удовольствием используют их.

Примеры:

8 класс. Тема «Режим дня».

Задание. Создать кластер «Режим дня». Так как кластеры можно использовать по-разному, то одни учащиеся захотят проанализировать, много ли времени занимают дела, другие - определить приоритеты и откорректировать свой режим дня (рис. 1);

11 класс. Тема «Знакомство. Вступление в брак».

3. «Мозговая атака»

Метод, используемый для создания банка идей, из которых впоследствии можно выбрать лучшую. Работая в группе или в паре, учащийся зачастую получает гораздо больший заряд энергии, уверенности в своих силах. Достоинство этого метода -большое количество идей в единицу времени. На стадии осмысления лучшая идея прорабатывается, а на стадии рефлексии может быть получен конечный продукт.

Пример. 11 класс. Тема «Здоровое питание».

Задание. Разработать просветительские буклеты.

4. Верные и неверные утверждения

В этом приеме используются провокационные вопросы (утверждения), с помощью которых учащиеся, выбирая верные утверждения из предложенных учителем, описывают заданную им тему, ситуацию, правила и т.д. Этот прием можно использовать как для «вызова» имеющихся у учащихся знаний в начале урока, так и на других его стадиях.

Пример. 9 класс. Тема «Проблема наркотиков лично меня никогда не затронет».

Задание. Ответить на поставленные учителем вопросы.

5. Ситуационные задачи

Пример. 5 класс. Тема «Первая медицинская помощь».

Задание. Решить ситуационную задачу: Твоя младшая сестренка прибежала домой. У нее из носа идет кровь. Ей необходима твоя помощь. Как бы ты ей помог?

6. Ключевые слова

Учащиеся должны придумать рассказ, используя ключевые слова, или расставить их в определенной последовательности, а затем на стадии осмысления искать подтверждения своим предположениям.

Пример.6 класс. Тема «Если человек заблудился в лесу».

Задание:

- на стадии вызова: составьте рассказ с написанными на доске словами;

- на стадии осмысления: прочитав параграф учебника, внесите изменения или дополнения в свой рассказ.

Ключевые слова: лес, грибы, заблудился, решение.

7. Таблица «Плюс-минус-интересно» (ПМИ) либо ее модификация «Плюс-минус-вопрос»

Данный прием позволяет учащимся даже скучный текст из учебника прочитать внимательно, без волевого усилия.

Пример. 8 класс. Тема «Радиация. Что мы о ней знаем?»

Задание. Ответьте на вопрос: «Атомная энергия: зло или благо?» Ответы в таблице для примера.

Атомная энергия: зло или благо?

Плюс

Минус

Вопросы

Самый экономный вид энергии '

Радиация

Сколько АЭС в мире и России? Как защититься от радиации? Можно ли излечиться от лучевой болезни?

Энергия будущего

Аварии на АЭС

Сколько аварий на АЭС было в стране и мире? Каковы их последствия?

8. Таблица ЗХУ (знаю, хочу знать, узнал)

Прием графической организации материала поможет собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить знания по изучаемому вопросу, их систематизировать (заполняется на всех стадиях урока).

Пример.8 класс. Тема «Землетрясения».

Задание. Заполнить таблицу. Ответы в таблице для примера.

3 - что мы знаем

X - что мы хотим узнать

У - что мы узнали и что нам осталось узнать узнать

Землетрясения -это... (сведения из географии)

Как необходимо действовать во время землетрясения?

Вторая стадия - осмысление

Ставится задача на непосредственную работу с информацией с использованием подходов критического мышления - осмысленного чтения или слушания. Учащиеся ищут ответы на поставленные вопросы, работают с новой информацией (фильм, лекция, материал учебника).

Приемы и методы: ведение «бортового журнала», мышление под прямым углом, Фишбоун, Инсерт, ролевая игра, таблица ЗХУ.

На стадии осмысления применяются приемы и методы:

1.Знакомство с новой информацией (текст, фильм) и дальнейшее обсуждение

2.Ролевая игра

Примеры:

- 7 класс. Тема «Как себя вести при угрозе урагана».

Задание. Придумать ситуацию по теме. Представить ситуацию в ролях.

Роли: учащийся - представитель МЧС, класс - собрание населения;

- 8 класс. Тема «Экологическая безопасность».

Роли: директор завода, загрязняющего окружающую среду; представитель партии зеленых; представитель власти, рядовые жители Калининграда.

3. Инсерт

Прием с использованием интерактивной системы записи для эффективного чтения и размышления, в технологии ТРКМ - пометки на полях. Этот прием делает более осознанным, зримым движение от усвоенных ранее знаний к новым, процесс их накопления.

Читая подготовленный учителем текст, учащиеся ставят на полях значки: «V» - уже знал, «+» - новое, «-» - думал иначе,«?» - не понял, есть вопросы. Это заставляет учащихся читать текст более внимательно, вдумчиво.

Затем можно предложить им систематизировать информацию в виде кратких пометок в таблице из четырех колонок, заголовок каждой из которых - один из указанных значков («V»; «+», «-», «?»). Для заполнения таблицы учащиеся возвращаются к тексту и более глубоко осмысливают его. После этого проводится обсуждение содержания записей в каждой из колонок таблиц, заполненных учащимися.

4. Ведение «бортового журнала» (дневника)

Данный прием включает различные приемы обучающего письма. Учащиеся, изучая тему, записывают ключевые фрагменты и свои мысли.

Формы «бортового журнала» (дневника) могут быть разными. Простейшая из них - таблица из двух колонок: в левую - учащиеся на стадии вызова фиксируют то, что им известно по изучаемой теме, в правую - при чтении и во время пауз записывают то новое, что они узнали. Учитель, излагая материал, должен делать паузы, чтобы учащиеся успевали заполнять «бортовые журналы».

Педагог может организовывать чтение учащимися записей наиболее важных, ключевых фрагментов и их обсуждение классом, чтобы учащиеся смогли лучше усвоить материал, откорректировать и дополнить свои записи.

На стадии рефлексии учащиеся сопоставляют и анализируют содержание записей в двух колонках. Возможно их итоговое обсуждение классом.

Ведение «бортового журнала» (дневника) можно использовать не только на уроке, но и во время домашней работы учащихся с текстом.

Пример. 8 класс. Тема «ЧС природного характера».

Задание. Заполнить таблицу «Последствия ЧС природного характера»

Мне известно по данной теме

Что нового я узнал

5. Мышление под прямым углом

Указанный прием применяется для освоения учащимися понятий, фактов путем их интерпретации своими словами (перевода на индивидуальный язык), ассоциаций, сопоставления их с другими понятиями, фактами. Это развивает логическое мышление, способствует формированию умения анализировать, различать понятия, факты, выделять главное, выявлять причинно-следственные связи и делать обоснованные выводы.

Учитель перед чтением текста или изложением учебного материала сообщает вопрос, на который учащиеся должны найти ответ. Для этого им предлагается заполнить таблицу из двух колонок или два отдельных списка. В правой колонке либо в отдельном списке «А» наиболее существенные, на их взгляд, факты, а в левой колонке или списке «Б» - свои мнения об этих фактах, вызванные ими ассоциации. Важно обратить внимание учащихся на то, что мнения, умозаключения, ассоциации должны быть как можно более конкретными.

Сопоставляя записи в двух колонках (списках), учащиеся формулируют и записывают в нижней части таблицы (на отдельном листе) ответ на поставленный учителем вопрос. Затем один из учащихся представляет свой вариант ответа, класс обсуждает и дополняет его.

Работа с использованием этого приема может; быть индивидуальной, парной или групповой, предполагающей фиксацию фактов, мнений и ассоциаций всех участников группы, а также выработку согласованного ответа на вопрос учителя.

6. Вопросы

Задаются вопросы простые, уточняющие, оценивающие, творческие, вопросы-интерпретации, практические. Желательно, чтобы в вопросах звучала проблема, важная для учащихся, с которой они сталкиваются в повседневной жизни.

Примеры:

- 5 класс. Вопрос: как вести себя в разговоре с незнакомыми людьми? (на основе сказки «Красная Шапочка»)»;

- 6 класс. Вопрос: в следующие выходные вы идете всем классом в поход. Если кто-то потеряется, как он может ориентироваться на местности без компаса? Предложите как можно больше вариантов.

7. Рисуем на уроке

В процессе обучения можно использовать естественную потребность человека в самовыражении через рисунки. Рисунки могут помочь в лучшем усвоении темы на уроке, а также для побуждения учащихся к ее дальнейшему изучению (особенно тех, у кого есть проблемы с устными ответами).

Пример. 7 класс. Тема «ЧС природного характера», повторительно-обобщающий урок.

Учитель: Прослушайте рассказ «Гибель великой столицы». Нарисуйте, как видится вам ситуация, описанная в рассказе.

Учащиеся рисуют землетрясение, цунами, пожары и т.д.

Учитель: А теперь объясните соседу по парте, почему вы нарисовали именно такую картину. Если кто-нибудь захочет что-то изменить в своем рисунке, это можно делать, используя текст рассказа.

Двое учащихся по просьбе учителя комментируют работы друг друга.

Учащиеся отвечают на вопрос: как нужно было действовать в описанной чрезвычайной ситуации?

Используя отрывки из художественных произведений, можно знакомить учащихся с ЧС, а через рисунки и разработку алгоритма - изучать правильные действия в них.

8. Дерево предсказаний

Прием с использованием следующей схемы: тема - «ствол дерева», «листья» - прогнозы, «ветви» - аргументы, обоснования прогнозов - «листочков». Это прием служит развитию умения обосновывать, аргументировать и, следовательно, правильно действовать.

9. Фишбоун

Фишбоун (дословно - рыбья кость) - это прием обработки информации путем составления схемы, представляющей собой «рыбий скелет», в «голове» которого - проблема, изучаемая на уроке, на верхних косточках - ее причины, на нижних - факты, подтверждающие их, в «хвосте» - вывод. Этот метод удобно использовать, когда проблема плохо поддается структурированию, число подтверждающих ее фактов значительно.

Учитель излагает информацию проблемного содержания.

Вывод

Проблема

Учащиеся вписывают в схему в виде «рыбьего скелета» формулировку проблемы, ее причины и подтверждающие их факты, анализируют их, формулируют и записывают выводы.

Работа может проводиться индивидуально, в парах или группах. Затем класс

обсуждает заполненную схему.

Пример. 8 класс. Тема «Экологическая безопасность социума».

Задание. Создать памятку для сверстников «Рекомендации по обеспечению экологической безопасности в повседневной жизни».

Проблема: нарушение экологического равновесия. Вверху схемы - причины загрязнения окружающей среды, внизу - факты загрязнения (заполняются в ходе опроса по изученному материалу), «хвост» - разработанная на стадии осмысления в парах или группах памятка.

9. Решение задач

Пример. 9 класс. Тема «Правила поведения граждан во время террористического акта».

Задача: «Еще 20-30 лет назад терроризм был бедой отдельных стран - Испании, Колумбии, Ирландии. Сейчас он стал повсеместным. Любые методы террора в России уголовно наказуемы. События в Будённовске, захват заложников в Москве - в Театральном центре на Дубровке, трагедия Беслана и другие наглядно продемонстрировали, что терроризм - страшное зло, от которого не застрахован никто. Считаете ли вы, что советы специалистов и рекомендации психологов могут помочь человеку, который оказался заложником террористов, достигнуть главной цели - остаться в живых?»

Задания:

- выделите ключевые слова для информационного поиска;

- найдите и соберите необходимую информацию;

- обсудите и проанализируйте собранную информацию;

- сделайте выводы;

- сравните ваши выводы с выводами специалистов.

Источники:

1. Антитеррор. Практикум для горожанина: сборник / сост.: редакция сайта «Антитеррор.Ру». -М.: Европа, 2005.

2. Мудров В.М. Шпаргалки по ОБЖ / В.М. Мудров.-М.: Экзамен, 2004.

3. Национальный портал противодействия терроризму «Россия антитеррор».

Методический комментарий. Решая эту задачу, учащиеся находят значения понятий «терроризм», «террорист», «заложник», знакомятся со статьями Уголовного кодекса РФ о терроризме, получают новую информацию о средствах и способах действий террористов и сил антитеррора. Анализируя полученную информацию, знакомятся с советами специалистов, рекомендациями психологов, которые могут помочь выжить; в положении заложника, разрабатывают меры личной безопасности в ситуациях, связанных с опасностью терактов, делают вывод о применении в случае необходимости знаний, приобретенных в ходе решения задачи.

Третья стадия - рефлексия

Учащиеся анализируют полученную информацию, соотносят ее с уже знакомой им и, используя знания, полученные на стадии осмысления, творчески перерабатывают.

Приемы и методы: дискуссия, написание творческих работ (синквейнов, эссе и др.), заполнение кластеров.

1. Организация различных видов дискуссий (с формированием собственного мнения)

Примеры:

- 8 класс. Тема дискуссии «Экология нашего города»;

- 9 класс. Тема дискуссии «Как избежать травм в школе». Работа в группах или в парах. Результат - создать по данной теме памятку школьнику.

Задания для обсуждения в группах: перечислите экологические проблемы нашего города; предложите, как сделать наш город более экологически чистым.

2. Написание эссе

Примеры:

- 6 класс. Тема эссе «Я оказался на необитаемом острове»;

- 11 класс. Тема эссе «Мой взгляд на счастливую семью».

  1. 3. Сочинение синквейнов1 (пятистиший)

Поэзия, по мнению педагогов и психологов, - чрезвычайно эффективная форма рефлексии. Написание синквейнов активизирует вниманием школьников во время усвоения нового материала. От них не требуется сочинять стихи в общепринятом представлении, следует только соблюдать достаточно строгий, но вместе с тем не вызывающий затруднений у подавляющего большинства учащихся алгоритм:

  • первая строка - одно слово (существительное или местоимение), которое обозначает предмет или объект, о котором пойдет речь в синквейне;

  • вторая строка - два слова - прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства предмета или объекта;

  • третья строка - три глагола, описывающие характерные действия;

  • четвертая строка - фраза из четырех слов, относящаяся к предмету или объекту;

  • пятая строка - суть предмета или объекта - одно существительное или фраза.

Примеры синквейнов:

6 класс

РАНА

Глубокая, рваная.

Обработать, продезинфицировать, перебинтовать.

Остановить жгутом артериальное кровотечение.

Опасность.

8 класс

РАДИАЦИОННАЯ АВАРИЯ

Опасная, смертоносная.

Защитить, эвакуироваться, герметизировать.

Обязательно провести йодную профилактику.

Тяжелые последствия.

11 класс

СЕМЬЯ

Крепкая, дружная.

Любить, уважать, заботиться.

Счастье, когда тебя понимают.

Дети.

4. Игра «Да - нет»

Учащиеся отвечают на вопросы учителя односложно.

Примеры:

- 5 класс. Вопрос: если я увижу, что дверь моей квартиры открыта и незнакомец выносит из нее сумки, я попытаюсь его остановить?

- 9 класс. Вопрос: отмороженные части тела необходимо растереть снегом?

5. Опрос по цепочке

На вопрос учителя отвечает кто-либо из учащихся, затем рассказ прерывается учителем в любом месте, и по его жесту продолжает отвечать другой учащийся (это мобилизует внимание).

6. Творческие задания

Учащиеся вспоминают или придумывают на заданную учителем тему загадки, кроссворды, слоганы.

Слоганы на тему «Пожарная безопасность»

Чтоб от пожара дом спасти,

В постели, папа, не кури!

Пожар - большая беда,

Защити семью и себя!

Электробезопасность - не просто слова,

Если есть на плечах у тебя голова!

Слоганы на тему «Безопасность на дороге»

Кто знает правила движенья,

Тот достоин уваженья!

Хочешь очень долго жить -

С дорогой научись дружить!

Вряд ли будешь ты живой

После игры на мостовой!

Если на красный сигнал перейдешь,

То прямо в больницу ты попадешь!

Ни спереди, ни сзади трамвай не обходи,

Пройди до тротуара и переход найди!

7. Использование притч, афоризмов, метафор

Это своеобразные «якоря» памяти, полезные при запоминании алгоритма поведения человека в экстремальных и чрезвычайных ситуациях.

Пример. 5 класс. Тема «Что такое чрезвычайная ситуация. Формула безопасности».

Одно из положений формулы безопасности - бороться до последнего.

1. Притча о двух лягушках, попавших в ведро с молоком: одна перестала бороться за выживание и утонула; другая, выбиваясь из последних сил, барахталась, лапками взбила масло, которое вынесло ее на поверхность.

  1. 2. Притча «Все в твоих руках» о падишахе: «...Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но веришь в собственные силы».

8. Мини-экзамен

Пример. 5 класс. Тема «Криминальные ситуации на улице».

Вопрос: какие ошибки допустила Красная Шапочка?

Задание. Продолжите фразу: «Если тебя силой пытаются увлечь за собой, ты будешь...».

9. Опрос - итог

Вопросы учителя. Что нового узнали на уроке? Чему научились? Какая информация, на ваш взгляд, является самой значимой?

Предмет ОБЖ особенный. В процессе его изучения важно все: и благоприятная психологическая атмосфера на уроке, и сформированность мотивации на его изучение, и осознание необходимости использования полученных знаний в повседневной жизнедеятельности (не только знать, но и применять). Потому что от этого может зависеть в какой-то момент жизнь человека. Вот почему учителю важно сначала самому осознать важность применения новых технологий. Знания могут позабыться по прошествии времени, а умения действовать в определенных ситуациях, ненавязчиво сформированные на уроке, остаются надолго. Во время урока необходимо задействовать и разум, и чувства ученика. Важны не только знания алгоритма, но и чувства, с которыми он получает эти знания. Эмоционально окрашенный ответ о стихийном бедствии, его последствиях и о том, что можно было избежать такого количества человеческих жертв, сопровождающийся видеорядом или стендовым докладом, свидетельствует об искренней заинтересованности ученика в изучаемой теме, в активном погружении в нее сверстников.

Интересные домашние задания способствуют тому, что ребенка не надо заставлять делать уроки. Приемы и методы технологии развития критического мышления позволяют сделать каждый урок непохожим на предыдущий. Приемы работы в паре или группе позволяют включать в урок всех школьников. Не надо бояться того, что дети на уроке будут говорить, обсуждать, даже спорить, нужно просто научить их это делать так, чтобы в конечном итоге появился ими же выполненный продукт (памятка, обращение, презентация).

Список литературы

  1. 1. Загашев, И. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке : образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма / И. Загашев // Педагогический университет «Первое сентября». - Режим доступа: http //lib.september. ru 2004/17/15. htm.

  2. 2. Загашев, И.О. Учим детей мыслить критически / И.О. Загашев, С.И. Заир - Бек, И.В. Муштавинская. - СПб : Альянс - Дельта, 2003.

  3. 3. Медведев, Д.А. Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ 12 ноября 2009 года / Д.А. Медведев // Официальный сайт Президента РФ. - Режим доступа: http //kremlin.ru/transcrips/5979.

  4. 4. Кулюткин, Ю.Н. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия / Ю.Н. Кулюткин, И.В. Муштавинская. - СПб.: СПбГУПМ, 2003.

  5. Рапацевич, Е.С. Педагогика : Большая современная энциклопедия / Е.С. Рапацевич. - Минск : Современное слово, 2005.

© 2010-2022