Проект по ОБЖ «Здоровье и экологическая чистота продуктов»

"Описание материала: Безопасность является важнейшей характеристикой практически любого товара. Безопасность обеспечивает безвредность потребления и эксплуатацию товара человеком. При характеристике потребительских свойств товара экологическая безопасность является важнейшим свойством, которое обеспечивает защиту человека от различных вредных или токсичных влияний как на самого человека, так и на окружающую среду. Безопасным товар должен быть при его использовании, хранении, транспортировании ... Маркировка товара – это обязательная информация, нанесенная на товар или упаковку в виде символов, знаков, меток, рисунков, клейм. В маркировке содержится информация о товаре, его изготовителе, способах ухода за ним, о таре и т.д. Маркировку наносят непосредственно на товар, на ярлыки, которые прикрепляют непосредственно на товар, на тару. Используют для этого бирки, этикетки, ярлыки. Особую роль в маркировке играет товарный знак предприятия-изготовителя или фирменная марка.   Говоря о безвредности продуктов питания, необходимо особое внимание уделить пищевым добавкам. К пищевым добавкам относят вещества, которые вводят в продукты, исходя из требований технологии для того, чтобы улучшить их вкус или внешний вид, продлить пригодность, стойкость к хранению и т.д. В настоящее время массовый покупатель «дозрел» до осознанного желания приобретать товары, наименее вредные для здоровья и окружающей среды.
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект по ОБЖ «Здоровье и экологическая чистота продуктов»Областное государственное бюджетное образовательное учреждениеПроект по ОБЖ «Здоровье и экологическая чистота продуктов»

среднего профессионального образования

«Асиновский техникум промышленной индустрии и сервиса»


Проект по ОБЖ «Здоровье и экологическая чистота продуктов»Проект по ОБЖ «Здоровье и экологическая чистота продуктов»

Проект по ОБЖ «Здоровье и экологическая чистота продуктов»

В помощь преподавателям ОБЖ и товароведения.



Авторы:

Буй Татьяна Михайловна-

преподаватель спецдисциплин,

Казакова Любовь Викторовна-

преподаватель математики


АСИНО

2014

Проект по ОБЖ «Здоровье и экологическая чистота продуктов»Проект по ОБЖ «Здоровье и экологическая чистота продуктов»

СОДЕРЖАНИЕ



  1. Основная цель……………………………………………………….

3


  1. Задачи ………………………………………………………………..

3


  1. Введение ……………………………………………………………..

4


  1. Проблема……………………………………………………………..

5


  1. Основное содержание……………………………………………….

6


  1. Исследование ………………………………………………………..

9


  1. Анкета ………………………………………………………………..

9


  1. Результаты опроса (таблица) ……………………………………….

10


  1. Результаты опроса (диаграмма) ……………………………………

11


  1. Вывод ………………………………………………………………..

12


  1. Литература …………………………………………………………..

13





Проект по ОБЖ «Здоровье и экологическая чистота продуктов»










«ЗДОРОВЬЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ

ЧИСТОТА ПРОДУКТОВ»



Основная цель:

помощь покупателям в выборе товара в системе торговли.

Дидактические цели:

после завершения данного проекта студенты и преподаватели смогут по внешним признакам оценивать качество товара, т.е. выбирать полезные и качественные продукты. Получат навыки правильно работать с информацией о товаре, уметь применять знания в таком важном для здоровья человека деле, как покупка товара.

Задачи проекта:


  • выяснить знания покупателей о качестве товара,

  • доказать опасность употребления в пищу запрещенных пищевых добавок,

  • пропагандировать здоровое питание,

  • воспитывать в людях ответственное отношение к своему здоровью.







ВВЕДЕНИЕ

Безопасность является важнейшей характеристикой практически любого товара. Безопасность обеспечивает безвредность потребления и эксплуатацию товара человеком. При характеристике потребительских свойств товара экологическая безопасность является важнейшим свойством, которое обеспечивает защиту человека от различных вредных или токсичных влияний как на самого человека, так и на окружающую среду. Безопасным товар должен быть при его использовании, хранении, транспортировании и утилизации, в тоже время товары не должны загрязнять окружающую среду. Покупая товар нужно учитывать риски получение травм (тепловых, механических, электрических), опасного физического воздействия (электромагнитного поля), источников ультрафиолетового, инфракрасного излучения.

Каждому покупателю необходимо ориентироваться в маркировке товара. Маркировка товара - это обязательная информация, нанесенная на товар или упаковку в виде символов, знаков, меток, рисунков, клейм. В маркировке содержится информация о товаре, его изготовителе, способах ухода за ним, о таре и т.д. Маркировку наносят непосредственно на товар, на ярлыки, которые прикрепляют непосредственно на товар, на тару. Используют для этого бирки, этикетки, ярлыки. Особую роль в маркировке играет товарный знак предприятия-изготовителя или фирменная марка.

Говоря о безвредности продуктов питания, необходимо особое внимание уделить пищевым добавкам. К пищевым добавкам относят вещества, которые вводят в продукты, исходя из требований технологии для того, чтобы улучшить их вкус или внешний вид, продлить пригодность, стойкость к хранению и т.д. В настоящее время массовый покупатель «дозрел» до осознанного желания приобретать товары, наименее вредные для здоровья и окружающей среды. Обратите внимание на наличие добавок запрещённых на территории Российской Федерации: Е121 (цитрусовый красный) - краситель; Е123(амарант)-краситель; Е216, Е217-консерванты; Е240(формальдегит)-консервант и т.д.

В настоящее время существует механизм добровольной экосертификации т.е. экологичность любого бренда проверяется независимой экспертизой и подтверждается нанесением соответствующей маркировки на упаковку. Если наибольший ассортимент охватить небольшим количеством экомаркировок, это облегчит выбор покупателю - ему достаточно будет знать их смысл и искать товары с данным логотипом. В России параллельно развивается несколько национальных экомаркировок, например: «Листок жизни», экомаркировка Санкт-Петербургского экологического союза, на сегодняшний день добилась набольшего успеха.

При покупке товара обратите внимание на ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НЕКОТОРЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОЗНАКИ.

ПРОБЛЕМА


Насыщение рынка разнообразными товарами не всегда гарантирует потребителю их высокое качество, безопасность для здоровья и окружающей среды. В этих условиях потребителю необходима гарантия, что товар соответствует определённому уровню качества.

Отсутствие культуры питания, высокий темп современной жизни приводит к тому, что мы всё чаще покупаем товары, не задумываясь об их ингредиентах, поэтому говорить о вреде, наносимом здоровью людей недобросовестными изготовителями стало актуальным в настоящее время.

При изучении этой проблемы я поняла, что в продуктах есть как полезные, так и вредные составляющие. Яркая реклама на телевидении, яркая упаковка не всегда соответствует качеству и полезности продуктов в наших магазинах. Поэтому я решила помочь нашим студентам и преподавателям в выборе качественных и экологически чистых товаров.








ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Неожиданный и весьма хаотичный переход плановой экономики к рыночной создал благоприятные условия для нечистоплотных, с низкой специальной и общей культурой производителей и торговцев, которые буквально заполонили российский рынок поддельными низкокачественными, зачастую экологически вредными для здоровья населения и употребления в быту товарами. По данным Государственной Думы, в настоящее время на российском рынке около 74% товаров фальсифицировано.

Фальсификация определяется как подделка, подмена в процессе изготовления продукции определённого качества другой. Менее ценной, не соответствующей своему названию.

В зависимости от метода подделки фальсификацию разделяют на:

  • ассортиментную (видовую);

  • качественную;

  • количественную;

  • стоимостную;

  • информационную.

Наибольшее распространение на современном российском рынке получили ассортиментная, качественная и информационная фальсификации.

При качественной фальсификации производится подделка товаров с помощью различных добавок, которые улучшают внешний вид (органолептические свойства) продукта, но заведомо понижают его качественные показатели. Для качественной фальсификации зачастую используют различные красящие и ароматизирующие вещества, подсластители, которые не предусмотрены технологией производства и рецептурой. К этому виду фальсификации можно отнести замену натурального продукта отходами (спитый чай, кофе без кофеина и др.).

Наиболее часто случаи фальсификации связаны со следующими группами пищевых продуктов импортного и отечественного производства:

  • вкусовые продукты (кофе, кофепродукты, чай);

  • мёд и кондитерские изделия (особенно шоколад);

  • безалкогольные напитки, в том числе соки натуральные;

  • растительные масла и животные жиры;

  • молочные продукты;

  • мясные продукты (особенно мясные консервы);

  • мука и макароны.

Безвредность пищевых продуктов - одна из важнейших проблем современности.

Пища может быть источником и носителем значительного числа опасных для здоровья человека химических веществ. Через пищу в организм человека попадают до 70% химических веществ и лишь 30% - через воду и воздух. Пути их попадания в продукты различных: накопление по ходу биологической цепи, в процессе производства, транспортировки, хранения и реализации.

В настоящее время непрерывно расширяется ассортимент пищевых продуктов, изменяется характер питания, появляются новые технологические производства, хранения и реализации продуктов питания, все более увеличивается количество применяемых различных химических соединений. Значительную опасность с точки зрения попадания токсичных веществ в пищевые продукты представляет загрязнение окружающей среды отходами промышленности и сельского хозяйства.

Интенсивное развитие сельского хозяйства и промышленности привело к увеличению вредных для человека выбросов во внешнюю среду жидких и газообразных технических отходов. В наше время в сельском хозяйстве используют сотни различных пестицидов химического и биологического происхождения, которые попадают в продовольственное сырьё и в продукты питания.

Результаты обследования в нашей стране свидетельствуют о высоком уровне загрязнённости продуктов питания токсичными химическими соединениями, биологическими агентами и микроорганизмами.

При решении проблемы безопасности продуктов питания необходимо прежде всего ставить вопрос об экологически чистом сырье для их производства. Однако до недавнего времени ограничения по содержанию вредных веществ предъявлялись только к конечному продукту - пищевым продуктам - и не распространялись на сырьё, из которого они производятся.

Загрязнение продуктов питания и продовольственного сырья происходит в результате:

  • Поступления в пищевое сырьё и продукты питания токсических веществ из окружающей среды - атмосферного воздуха, почвы, водоёмов и др.;

  • Несоблюдения санитарных требований к технологии производства и хранению пищевых продуктов, что приводит к образованию бактериальных токсинов;

  • Применение новых нетрадиционных, зачастую непроверенных технологий производства продуктов питания, использования запрещённых и неразрешённых пищевых добавок (красителей, консервантов, антиокислителей и др.);

  • Переноса в продукты питания токсических веществ из пищевого оборудования, посуды, инвентаря, тары, упаковки, вследствие использования неразрешённых полимерных, резиновых и металлических материалов;

  • Образования в пищевых продуктах токсических соединений в процессе теплового воздействия, кипячения, жарения, облучения и других способов технологической обработки.

К числу наиболее опасных химических средств, с точки зрения загрязнения продуктов питания относят пестициды. Они вызывают острые и хронические отравления. Хронические отравления развиваются постепенно при систематическом поступлении в организм пестицидов в малых количествах.

В последнее время в продуктах питания стали отмечать наличие отдельных антибиотиков, вредное действие которых выражается в аллергических реакциях и изменениях обменных реакций организма.

В России в настоящее время используется 58 наименований препаратов антибиотиков. Эти вещества переходят и накапливаются в мясе, молоке, яйцах.

Причинами загрязнения продуктов питания химическими элементами являются: распространение отходов промышленных предприятий, выбросы транспорта, разработка полезных ископаемых и др. в районах месторождения металлических или других руд соответствующими элементами загрязняется почва, а от неё - растения и вода.

Врачи и общественные деятели во всём мире бьют тревогу об угрозах здоровью человечества из-за некачественных продуктов. Качество продуктов, применение трансжиров, чрезмерное количество сахара, соли, консервантов, красителей, стабилизаторов, эмульгаторов и т.д. - спусковой крючок для букета серьёзных заболеваний: ожирение, гипертония, сердечнососудистые заболевания и онкологические, диабет, болезни суставов и позвоночника.

Поэтому сегодня, как никогда, необходимы чёткая программа по приоритетному обеспечению продовольственной безопасности населения России, принятие федерального закона о качестве и безопасности пищевых продуктов, а также законодательных актов на правительственном уровне, определяющих порядок лицензирования производства и реализации пищевых продуктов, порядок изъятия и переработки, утилизации продуктов, не имеющих сопроводительной документации, подтверждающей её безопасность, или представляющих угрозу населению.

Ещё хочу Вам напомнить о проверке срока службы или годности товара.

Срок службы товара - установленный изготовителем период времени, в течение которого потребитель может использовать товар по назначению и быть уверенным в его безопасности, а изготовитель несёт ответственность перед потребителем за возникающие в товаре существенные недостатки. Это касается как продовольственных, так и непродовольственных товаров.

На некоторые товары, которые по истечении определённого времени могут быть опасными для жизни, здоровья или имущества потребителей, установление срока службы является обязательным. К таким товарам относятся:

  • товары для детей;

  • товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях;

  • оборудование и приборы для отопления и горячего водоснабжения, сантехника;

  • предметы обстановки дома;

  • хозяйственные товары.

На некоторые товары вместо срока службы устанавливается срок годности. Закон определяет, что срок годности - это период времени, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению.

Запрещается реализация товаров с истёкшим сроком годности.

Во всех странах, в том числе и Российской Федерации, существует система стандартизации. При стандартизации продукции в государственные стандарты (ГОСТ Р) включают обязательные требования к качеству продукции, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества потребителя, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость; методы контроля соответствия обязательным требованиям; методы маркировки как средство информации о выполнении обязательных требований и правилах безопасности использования продукции.

ИССЛЕДОВАНИЕ


Для того, чтобы узнать умеют ли студенты и педагоги определять по внешним признакам и маркировке качество товаров, мы провели анкетирование.

Анкета:


Здравствуйте!

Мы проводим исследование на грамотного покупателя. Будем Вам благодарны, если Вы примете участие в этом опросе.


  1. Часто ли Вы являетесь покупателем?

    1. Да;

    2. Нет;

    3. Иногда;

  2. Кто в вашей семье чаще всего совершает покупки?

    1. Родители;

    2. Вы;

    3. Другие члены семьи;

  3. Были ли в вашей семье проблемы со здоровьем из-за некачественных продуктов?

    1. Да;

    2. Нет;

    3. Не помню;

  4. Знаете ли Вы что такое маркировка товара?

    1. Да;

    2. Нет;

    3. Не интересовался;

  5. Знаете ли Вы символы нанесённые на упаковку товара?

    1. Да;

    2. Нет;

    3. Мне всё равно;

  6. При выборе товара читаете ли Вы информацию на упаковке?

    1. Да;

    2. Нет;

    3. Иногда;

  7. Готовы ли Вы заняться изучением маркировки товара в целях своей безопасности?

    1. Да;

    2. Нет;

    3. Мне всё равно;

  8. Осуждаете ли Вы недобросовестных производителей товара?

    1. Да;

    2. Нет;

    3. Затрудняюсь ответить.

Результаты

опроса респондентов

п/п

Вопрос

Ответ a)

Ответ b)

Ответ c)

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Часто ли Вы являетесь покупателем?

31

66

9

19

7

15

Кто в вашей семье чаще всего совершает покупки?

14

30

28

60

5

10

Были ли в вашей семье проблемы со здоровьем из-за некачественных продуктов?

18

38

9

19

20

43

Знаете ли Вы что такое маркировка товара?

12

25

19

40

16

35

Знаете ли Вы символы, нанесённые на упаковку товара?

6

13

15

32

26

55

При выборе товара читаете ли Вы информацию на упаковке?

4

9

31

66

12

25

Готовы ли Вы заняться изучением маркировки товара в целях своей безопасности?

33

69

3

7

11

24

Осуждаете ли Вы недобросовестных производителей товара?

43

91

0

0

4

9



















Диаграмма

опроса респондентов














ВЫВОД


Итак, студенты и педагоги активно ходят в магазины и являются покупателями. К сожалению, 38% опрошенных имели проблемы со здоровьем из-за некачественных продуктов. Положительным результатом, проведённой мной работы, является то, что 69% опрошенных готовы заняться изучением маркировки и экознаков товара. Но меня волнует 31% респондентов, которые не задумываются о своём здоровье, и не готовы выбирать качественные для здорового и рационального питания. Следует обратить внимание на 43% респондентов, которые не помнят о проблемах со здоровьем, следовательно эта группа может быть включена в группу риска (т.е. возможно незначительные расстройства и ухудшение самочувствия имели место быть). 91% опрошенных заявили категорически, что они осуждают недобросовестных производителей.

Итак, наши студенты и преподаватели являются активными покупателями. Мне совсем не безразлично:

  • здоровые или больные люди окружают меня,

  • какие продукты употребляю в пищу я,

  • каким воздухом дышу,

  • какую воду пью.

Сейчас, после проведения опроса и анализа данных, я поняла, какая огромная и кропотливая предстоит работа, ведь 9% опрошенных даже не осуждают недобросовестных производителей.

Обращаюсь ко всем покупателям: при покупке товара обращайте внимание на:

  1. состав продукта;

  2. сроки годности;

  3. условия хранения;

и т.д.

пусть созданные мной буклеты будут началом ликвидации покупательской неграмотности.

В дальнейшем я планирую рассказывать о необходимости правильного, грамотного выбора товара в стенах техникума и расширить свою просветительскую деятельность в моём городе Асино.















ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА



  1. Н.С. Никифорова, С.А. Прокофьева: «Товароведение продовольственных товаров», иллюстрированное учебное пособие, М.: Издательский центр «Академия», 2005;


  1. Т.С. Голубкина, Н.С. Никифорова: «Розничная торговля продовольственными товарами» Товароведение и технология, М.: Издательский центр «Академия», 2012;


  1. В.И. Теплов, М.В. Сероштан, В.Е. Боряев: «Коммерческое товароведение», Издательский дом «Дашкова и К», Москва, 2001;

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ

images.yandex.ru


© 2010-2022