- Преподавателю
- ОБЖ
- Разработка уроков по ОБЖ
Разработка уроков по ОБЖ
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Нефедов А.В. |
Дата | 19.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок 1 ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ МОЛОДЁЖИ
Цели: познакомить учащихся с особенностями изучения курса ОБЖ в 11 классе; дать определение понятию «здоровый образ жизни»; обсудить проблему укрепления здоровья людей и продления их активной жизнедеятельности; подвести к самостоятельному выводу о том, что только сам человек формирует свой здоровый (или нездоровый) образ жизни; побудить учащихся к размышлению о состоянии своего здоровья.
Оборудование: плакаты «Типы людей с различным риском заболеваний», «Определение нормального веса».
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель обращает внимание учащихся на мудрые мысли, написанные на доске под девизом: «Человек - украшение мира» (о красоте физической и душевной), которые служат эпиграфом к уроку.
Учащиеся читают:
-
При мысли великой, что я человек, всегда возвышаюсь душою. (В. А. Жуковский.)
-
Много есть людей с красивой внешностью, которым, однако, нечем похвастать внутри. (Ф. Купер.)
-
Недовольство собою есть необходимое условие разумной жизни. Только это недовольство побуждает к работе над собою. (Л. Н. Толстой.)
-
Жизнь - это бесконечное совершенствование. Считать себя совершенным - значит убить себя. (Ф. Геббелъ.)
Учитель. Как вы считает, какое отношение имеют эти высказывания к теме нашего урока? Как связаны понятия: «Человек -здоровье - красота»?
Сегодняшняя тема урока посвящена актуальной проблеме поддержания, сохранения и преумножения здоровья на всех этапах жизненного пути человека, но в большей степени в период молодости.
II. Введение в изучение курса ОБЖ в 11 классе.
Учитель знакомит учащихся с особенностями преподавания курса ОБЖ в 11 классе: количество учебного времени составляет 68 часов за учебный год, как и в предыдущем классе; на уроках больше внимания уделено изучению тем по основам медицинских знаний, основам военной службы, поэтому учащиеся имеют возможность углубить свои знания по этим вопросам, совершенствовать навыки оказания доврачебной медицинской помощи при различных травмах, лечения распространенных заболеваний; изменения касаются способов и видов преподавания. Так, в заключительной части обучения преподавание курса будет раздельным: для юношей - изучение раздела «Основы военной службы», а для девушек - изучение разделов по основам медицинских знаний, подготовке к семейной жизни, оказанию первой доврачебной помощи. Причём, желающие девушки имеют право посещать курс, предназначенный для юношей с согласия их родителей, оформленного в письменной форме заявления.
Окончанием курса ОБЖ в 11 классе является возможность сдачи государственного экзамена за курс ОБЖ полной общеобразовательной школы по выбору учащегося. Следовательно, и отношение к предмету у одиннадцатиклассников должно быть ответственным.
III. Изучение новой темы.
1. Вводная беседа.
Учитель предлагает ответить на следующие вопросы:
-
Чего вы в первую очередь желаете себе?
-
Чего вы в первую очередь желаете своим близким?
-
Чего вы никогда не пожелаете своим врагам? Учитель. Правильно, ответом на эти вопросы будет одно-
здоровье.
2. Объяснение понятия «здоровье».
Учитель. Здоровье - плод воздействия разнообразных факторов на уникальную систему природы «человек». Каждый человек должен уметь управлять своим здоровьем с учетом риска заболеваний и особенностей психологического, физиологического факторов.
Для самостоятельного управления здоровьем каждому необходимо уметь создать комфорт души и тела, что достигается определенным образом жизни, отношением к средствам оздоровления и исцеления от недугов.
Какое определение вы дадите понятию «здоровье»?
Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний или физических дефектов.
Рассмотрим основные компоненты здоровья.
/ здоровье \
физическое
Скажите, насколько тесно взаимосвязаны компоненты здоровья? (Компоненты здоровья тесно взаимосвязаны: если человек здоров физически, но испытывает психологический дискомфорт, он не может чувствовать себя отлично.)
От чего зависит здоровье человека? (Здоровье человека зависит от образа жизни, поведения, образа мыслей.)
Согласитесь ли вы с таким мнением: какова деятельность человека, таков и он сам, его природа и его болезни? Докажите свой ответ примерами.
Здоровье - главный дар, данный нам нашими предками и нерасточительно расходуемый нами - ими последователями. Как распорядиться этим бесценным (действительно бесценным - ведь нам он достаётся совершенно бесплатно) даром? Очень важно как можно раньше прийти к выводу и пониманию необходимости сохранения и умножения своего здоровья, а для этого надо очень мало. Учёные определяют такое стремление как движение в два шага.
1-й шаг - состоит в выборе жизненных установок, определении своих целей в жизни.
2-й шаг - это выбор путей для реализации тех жизненных установок и целей, которые вы для себя определили в первом случае.
Сложно это? - Да, очень сложно.
Возможно выполнить это? - Да, возможно.
Надо только запомнить, что главное условие здорового образа жизни - личная заинтересованность человека. Необходимо понять, что ничего в жизни даром не даётся. Что результат будет тем лучше и выше, чем раньше вы начнёте работать над собой.
Человек - это не просто высокоорганизованная биологическая система, а организм, живущий в определенных общественных условиях, которые отражаются на физическом и психологическом самочувствии и определяют его нравственные устои.
Образ жизни - показатель, как условия жизнедеятельности человек реализует для своего здоровья. Здоровье человека в 60% зависит от образа жизни, в 20% - от окружающей среды, в 8% - от наследственности.
От рождения человек обладает определенными резервами здоровья, а длительность их использования зависит от самого человека (условий поведения, стиля, образа жизни).
При оценке здоровья используют 4 основных критерия:
-
- наличие или отсутствие хронических заболеваний;
-
- уровень достигнутого физического и нервно-психического развития;
-
- состояние основных систем организма - дыхательной, сердечно-сосудистой, выделительной, нервной и т. д.;
-
- степень сопротивляемости организма внешним воздействиям.
Существует комплекс факторов, определяющих как здоровье отдельного человека, так и общества в целом.
Какие это факторы на ваш взгляд? (Социально-экономические, определяемые уровнем развития общества: производство, образование, медицина, характер питания, население, досуг и др.)
Почему в странах с разным уровнем социально-экономического развития показатели здоровья различаются?
Как факторы природной среды (климат местности, растительный и животный мир, космос, уровень солнечной активности) влияют на состояние здоровья? (Влияние этих факторов состоит в распространении определенных заболеваний в определенных географических зонах - рак кожи в зонах с высокой солнечной радиацией, зоб (щитовидная железа) - в районах с недостаточным содержанием йода в воде и т. д.)
С чем связано влияние биологических и психологических факторов? (С наследственностью, темпераментом и поведением человека, его телосложением, психологическим складом личности, то есть с тем, что характеризует врожденные свойства и индивидуальность человека.)
Совершенно верно. Эти факторы определяют условия жизни человека, сказывающиеся на его здоровье.
3.Компоненты здорового образа жизни и их характеристика.
Учитель. Основными компонентами здорового образа жизни являются:
-достаточная двигательная активность, обеспечивающая суточную потребность организма в движениях;
-
закаливание, способствующее повышению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды и заболеваниям;
-
рациональное питание, сбалансированное по набору жизненно необходимых веществ (белков, жиров, углеводов), витаминов и микроэлементов;
-
соблюдение режима дня с учетом динамики индивидуальных биологических ритмов, гигиена умственного труда;
-
личная гигиена;
-
грамотное экологическое поведение;
-
психогигиена, направленная на формирование умения управлять своими эмоциями и профилактику неврастенических состояний;
-
сексуальное воспитание, профилактика заболеваний, передающихся половым путем;
-
отказа от вредных привычек - курения, употребления алкоголя и наркотиков;
-
безопасное поведение дома, на улице и в школе, обеспечивающее предупреждение травм и отравлений.
4. Рекомендации по здоровому образу жизни. Учитель предлагает учащимся самостоятельно сформулировать рекомендации и советы по здоровому образу жизни.
ПРИМЕРНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
-
Познай самого себя.
-
Содержи свое тело в чистоте.
-
Хорошо ешь.
-
Играй с осторожностью.
-
Выбирай друзей правильно.
-
Содержи свой мир в чистоте.
-
Научись говорить «нет».
-
Лекарство - не игрушка.
-
Проводи иммунизацию.
-
Если ты чувствуешь себя больным, обратись к врачу, родителям.
Далее учитель может привести некоторые цифры, свидетельствующие о росте заболеваемости среди молодежи.
Молодёжью по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) считаются люди в возрасте от 16 до 29 лет, и таких на Земле сейчас насчитывается около 30 %. Так вот, заболеваемость этой категории за последние 5 лет увеличилась на 26,3 %. Смертность от неинфекционных заболеваний постоянно возрастает и достигает сейчас 83 %.
Причиной всех подобных заболеваний является отсутствие личной заинтересованности у молодёжи в здоровом образе жизни, заботе о продолжении своего рода.
Основными задачами курса ОБЖ в 11 классе поставим для себя следующие: привитие навыков здорового образа жизни, формирование осознанного отношения к своему здоровью, здоровью будущих детей, подготовка к дальнейшей деятельности на благо Отчизны.
IV. Закрепление материала.
1.Фронтальный опрос.
Вопросы и задания:
-
Что может повлиять на здоровье человека?
-
Приведите примеры влияния на здоровье разных социально-экономических факторов.
-Проанализируйте, как социально-экономические факторы влияют на здоровье членов вашей семьи.
-Приведите примеры, как природные, биологические, психологические факторы влияют на здоровье.
- Как объясните выражение: «Хочешь иметь у себя здоровье -
здоровайся со всеми»? (77. К. Иванов.)
2.Экспресс -оценка состояния здоровья.
1)Выполнение задания 1.
Учитель. Для эффективного самоуправления состоянием своего здоровья необходимо систематически (можно раз в месяц) проводить экспресс-оценку состояния здоровья по следующим показателям:
-
измерение частоты пульса (ЧП);
-
определение индивидуальной конституции в сочетании с реальным весом.. Хотя здоровье представляет собой состояние, противоположное болезни, оно не имеет четких границ, так как существуют различные переходные состояния. Здоровье не исключает наличия в организме еще не проявившегося болезнетворного начала или субъективных колебаний в самочувствии человека.
Недавно появились сведения, позволившие медикам выделить три типа людей, имеющих свое особое строение внутренних органов и систем, которые и определяют характер, поведение и структуру болезни.
Типы людей с различным риском заболеваний
-Тип «А» (их около 16 %) - полные, солидные люди, с короткой шеей, широкой грудной клеткой, повышенной массой тела. Они, как правило, спокойны, медлительны, склонны а анализу и тугодумы. Это «тип-накопитель» (причем они и в жизни любят копить). Они копят в организме шлаки, вот почему чаще всего именно у этих людей бывают камнеобразования в органах, ожирение, склероз. И все за счет того, что они любят поесть, поспать, все делать обстоятельно, не торопясь. Сосудистые спазмы у этих людей, возникающие под воздействием сильных нервно-эмоциональных раздражителей, носят очень стойкий характер. В медицине этот тип людей получил статус «инфарктного».
-Полная противоположность первым - люди второй группы «Б» - типа «излучатели» (их 27 %). Это часто одаренные люди, стройные, худые, импульсивные, с преобладанием процессов возбуждения в нервном обеспечении организма. Это люди порыва, эмоциональные, часто некоммуникабельные, склонные к конфликту с социальной средой. Они же высокомнительные, быстро «схватывающие», с хорошей памятью. Главный характерный признак их - преобладание духовного начала. Они чувствуют себя в психологическом комфорте лишь при наличии комплекса внешних и внутренних раздражителей высокой интенсивности и силы.
Однако люди «Б»-типа часто бывают беспомощны в обычных жизненных ситуациях, жалостливы, легко ранимы. Следствием этого может произойти быстрое нервное истощение, срыв нервной деятельности; здоровье уносят, как правило, такие болезни, как неврастения, бессонница и другие психосоматические заболевания.
Третья, самая большая группа (их около 46-48 %) - люди типа «АБ». Их типовой портрет: средний рост, правильные черты лица, хорошая приспосабливаемость к различным жизненным ситуациям. Они любят жить в «контрастном» режиме, уверены во всем, и процессы возбуждения и торможения у них сбалансированы.
Только с учетом возрастной и индивидуальной конституции подбирайте питание, средства оздоровления, нагрузку и многое другое, от чего зависит ваше здоровье.
Учитель предлагает по плакату провести экспресс-оценку своего здоровья.
2) Выполнение задания 2.
Экспресс-информацией при определении нормального веса может послужить номограмма, разработанная В. Гришко и С. Борисовым.
15
Номограмма для определения нормального веса
у мужчин у женщин
16
неикои ваш рост со значением вашего возраста на возрастной шкале, вы получите значение нормального веса для вашего возраста и роста. И, наконец, соединяя значение роста и реального веса, можно получить ответ на вопрос, соответствует ли ваш вес вашему возрасту.
Индивидуальная конституция в сочетании с реальным весом -это ВАШ путеводитель по жизни. Регулярно работайте над своими слабыми сторонами, не увлекайтесь сильными, и успех будет постоянно с вами.
3)Выполнение задания 3.
Главный критерий - пульс. Чтобы любые занятия принесли пользу, нужно правильно выбрать нагрузку. Сделать это можно только в том случае, если знаешь свой индивидуальный тренировочный пульс. Определить его несложно.
Для начала сосчитайте пульс в покое (на запястье или шее, или виске утром, после пробуждения, лежа в постели). Теперь определите ваш индивидуальный тренировочный пульс, для этого: а) от цифры 220 отнимите свой возраст в годах; б) от полученной цифры отнимите количество ударов своего пульса в покое; в) умножьте полученную цифру на 0,6 и прибавьте к ней величину пульса в покое.
V. Итог урока.
Учитель. Какое значение для здоровья человека имеет здоровый образ жизни? {Здоровый образ жизни является универсальным средством профилактики заболеваний, укрепления и сохранения здоровья.)
От чего зависит состояние здоровья человека? (Состояние здоровья зависит от психологического климата в семье, в школе; соблюдения режима дня, учебы и отдыха; рационального питания, отношения к табаку, алкоголю, наркотикам; соблюдения правил личной гигиены и др.)
Какие выводы можете сделать по теме сегодняшнего урока? (Практика показывает, что у многих людей, в особенности у молодежи, размылось, утратило ценность и цельность представление о здоровье. В сознании же многих людей оно накрепко связано именно с лечением.)
Но ведь лечить можно бесконечно, здоровья это не прибавит!
Между тем здоровье человека, в первую очередь, зависит, прежде всего, от условий и образа жизни. Необходимо выработать в себе привычку проявлять элементарную заботу о сохранении здоровья, об укреплении и создании его резервов.
Сберечь и увеличить резервы физического и психического здоровья людей - означает, без всякого преувеличения, приумножить потенциал могущества страны.
Домашнее задание: определить значение понятия «гигиена».
Урок 2 ПРАВИЛА ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ И ЗДОРОВЬЯ
Цель: объяснить значение личной гигиены для общего состояния здоровья.
Ход урока
I. Организационный момент.
И. Повторение пройденного материала.
Проверочный экспресс-тест.
1. Выбери правильный вариант ответа.
Влияние биологических факторов на состояние здоровья связано:
о с психологическим складом личности;
А с наследственностью;
D с климатическими условиями местности.
2. В основе здорового образа жизни лежит:
о неукоснительное соблюдение правильно организованного режима дня школьника; А наследственность;
□ личная заинтересованность человека.
3. Правильно организованный режим дня обеспечивает:
о оптимизацию микроклимата учебных помещений;
А рациональное чередование и регулярность различных видов деятельности и отдыха;
□ правильную рабочую позу во время занятий;
О регулярное и рациональное питание.
4. Соотнеси понятия с их значениями.
о Единая система знаний и практической деятельности, аккумулирующая в себе успехи экологии, биологии, генетики, физической культуры, иммунологии, психологии и многих др. наук, целью которой является физическое, психическое и социальное благополучие здоровья юных граждан
А Болезнь
А Сознательное отношение к своему и общественному здоровью
□ Валеология
□ Нарушение нормальной жизнедеятельности организма
о Здоровый образ жизни
Ключ к ответу:
1. А; 2. D, о; 3. А, 0; 4. оа; До; пА.
III. Изучение новой темы.
1.Терминологическая работа.
Учащиеся зачитывают определения понятий «гигиена», «личная гигиена», объясняют их значение, в ходе обсуждения устанавливают наиболее полную трактовку термина, записывают в тетрадь.
ГИГИЕНА (от греч. hygieinos - здоровый) - область медицины, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающая меры профилактики заболеваний, обеспечения оптимальных условий существования, сохранения здоровья и продления жизни. Относится к наиболее древним отраслям медицинских знаний. Научная гигиена развивается со 2-й половины XIX в. Ее основоположником считается М. Петтенкофер; В России-А. П. Доброславин и Ф. Ф. Эрисман. Для изучения санитарного состояния внешней среды и ее влияния на организм человека гигиена использует физические, химические, физиологические, токсикологические и другие методы. Гигиена включает ряд самостоятельных разделов (коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена детей и подростков, гигиена питания, военная гигиена, радиационная гигиена и др.). {Большой энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1981, с. 303.)
ГИГИЕНА - наука, изучающая влияние различных факторов внешней среды на организм человека и разрабатывающая меры сохранения здоровья. {Словарь русского языка. Т. I. - М: Русский язык, 1981, с. 308.)
Учитель. Какое определение можете дать понятию «правила гигиены»?
Правила гигиены - совокупность практических мер, обеспечивающих сохранение здоровья.
Ученики записывают составляющие личной гигиены:
-
соблюдение чистоты тела;
-
соблюдение чистоты белья;
-
соблюдение чистоты одежды;
-
соблюдение чистоты жилища;
-
правильное приготовление и регулярный приём пищи;
-
чередование труда и активного отдыха;
-
чередование умственного и физического труда;
-
занятия физической культурой и спортом;
-
полноценный сон.
2. Р а б о т а малыми группами (в парах).
Далее урок проходит в виде обсуждения малыми группами (по 2 человека) одной из перечисленных составляющих личной гигиены. Итогом обсуждения должны стать обоснования в защиту конкретного правила личной гигиены, предложения по его исполнению и примерам негативного отношения к его применению со стороны подростков.
Ученики после обсуждения выступают со своими сообщениями. Учитель, комментируя выступления, оценивает их.
Вопросы к обсуждению записаны на доске:
-
На взаимосвязи каких параметров основано данное правило личной гигиены?
-
В каких условиях надо прибегать к следованию данному правилу?
-
В чем заключаются условия соблюдения данного составляющего личной гигиены?
-
Как изменится состояние здоровья, если пренебречь данным правилом гигиены?
-
Приведите убедительные доводы, аргументы в защиту данного правила личной гигиены.
IV. Закрепление материала. 1. И г р а «Доскажи словечко».
Учитель (а также учащиеся) прелагают прослушать какое-либо значение (определение) понятия. Играющие должны правильно назвать данное понятие, закончив предложение.
-
Его продолжительность соответствует возрастным нормативам с постоянным и точно установленным временем начала и пробуждения ... {полноценный сои).
-
Белки, жиры, углеводы должен содержать суточный ... {пищевой рацион).
-
Энергетические затраты, идущие на поддержание жизни организма при наибольшем покое, называются ... {основным обменом веществ).
-
У старших школьников наиболее высокий и продолжительный подъем работоспособности наблюдается ... {с 8 до 12 часов и с 16 до 18 часов).
-
Состояние здоровья человека и эффективность его учебной и трудовой деятельности зависит от ... {ритмической деятельности органов и систем организма).
-
Энергетические затраты при жизнедеятельности организма (передвижение в пространстве, выполнение работы и т. п.) называются ... {общим обменом веществ).
-
Во время занятий уменьшает нагрузку на опорно-двигательный аппарат, предупреждает нарушение осанки и способствует сохранению работоспособности ... {правильное полоо/сение тела за столом).
2. Инструктаж по исследованию режима дня учащихся.
Учитель. Предлагаю вам провести исследование своего режима дня методом анкетирования. Вы получаете специальные анкеты {табл. на с. 22). Послушайте, как их нужно заполнять. Начинать заполнение анкеты можно с любого дня, например, со среды. Каждый день заполняется анкета за предыдущий день. Продолжительность элементов режима дня (с 5-го по 16 пункт) необходимо отмечать в часах и минутах. Например, 5-й: занимался ли общественно-полезным трудом (что делал, с какого по какой час, сколько времени)? В понедельник убирал классную комнату с 13.00 до 13.35 (0 ч 35 мин). Во вторник работал на дачном участке с 14.00 до 15.10 (1 ч 10 мин) и т. д.
Если какой-либо элемент не выполнялся в течение недели, то в графах пишется «нет». Если же какой-либо элемент режима выполнялся только 1-2 раза в неделю, то в эти дни указывается время, а в остальные дни пишется «нет».
На анкетирование отводится неделя, затем вы должны письменно проанализировать свои анкеты, учитывая порядок чередования отдельных моментов режима дня, то есть степень упорядоченности и продолжительность элементов режима, то есть бюджет времени.
Полученные результаты необходимо сравнить с рекомендуемыми гигиеническими нормативами, затем сделать вывод об отклонениях в своем режиме дня, обосновать предложения по его коррекции.
Режим школьника по дням недели
Дата
Фамилия, имя
Возраст (лет)
Школа Класс
Домашний адрес
Элементы режима
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
Воскресенье
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
В котором часу лег спать?
2
В котором часу встал?
3
Сколько было уроков?
4
В котором часу ушел из школы?
5
Занимался ли общественно полезным трудом? (Что делал, с какого по какой час. Сколько времени?)
6
Занимался ли общественной работой (собрание, заседание совета, выпуск стенгазеты? С какого по какой час? Сколько времени)?
7
Участвовал ли в школьной репетиции художественной самодеятельности (что делал, с какого по какой час. Сколько времени)?
Окончание табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
8
Занимался ли в кружке (в каком, с какого по какой час. Сколько времени)?
9
Занимался ли спортом (в секции, участие в соревновании, каким спортом, с какого по какой час. Сколько времени)?
10
С какого по какой час делал уроки? Сколько времени?
11
Гулял ли на воздухе, с какого по какой час? Сколько времени?
12
Занимался ли музыкой, с какого по какой час? Сколько времени?
13
Читал ли художественную литературу, с какого по какой час? Сколько времени?
14
Сколько времени затратил на работу по дому, помощь семье, с какого по какой час?
15
Чем еще занимался в свободное время (настольные игры, вышивка, лепка и т. д. С какого по какой час? Сколько времени)?
16
Смотрел ли телевизор, с какого по какой час? Сколько времени?
V. Итог урока.
Беседа по вопросам:
-
Что составляет основу личной гигиены человека?
-
В чем состоит суть требований к гигиене белья, одежды, постельных принадлежностей, комнаты?
-
Какие виды отдыха вы бы рекомендовали своим друзьям, одноклассникам?
-
Какая взаимосвязь существует между понятиями «питание и здоровье», «возраст и здоровье», «движение и здоровье», «сознание и здоровье»?
Домашнее задание: приготовить сообщение о способах очищения организма, голодании, диетах.
Урок 3
НЕКОТОРЫЕ ПОНЯТИЯ ОБ ОЧИЩЕНИИ ОРГАНИЗМА.
НРАВСТВЕННОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ
Цели: дать понятие о некоторых способах очищения организма; рассмотреть компоненты нравственного здоровья.
Ход урока
I. Организационный момент.
П. Актуализация знаний.
1. О п р о с учащихся по проблемам личной гигиены:
-
Назовите составляющие личной гигиены.
-
Для чего необходимо чистить зубы не менее 2-х раз в сутки?
-
Каковы причины возникновения себореи?
-
Как вам помогает физическая культура в преодолении дневной усталости?
-
Поделитесь своими предложениями об изменении работы учебного заведения для соблюдения правил личной гигиены.
2. Сообщения учащихся на тему «Способы очищения орга
низма».
Учитель предлагает выступить с сообщениями об очищении организма. Комментируя их, учитель предлагает некоторые предложения записать для возможного применения в своей личной гигиене.
III. Изучение новой темы.
1.Терминологическая работа.
Учитель дает определение понятия «мораль»:
МОРАЛЬ (от лат. moralis - нравственный);
1) нравственность - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. п. В отличие от права исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения). Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие нормы, принципы, идеалы. Мораль изучается специальной философской дисциплиной - этикой.
2) Отдельное практическое нравственное наставление, нравоучение (мораль басни и т. п.). {Большой энциклопедический словарь. -М.: Советская энциклопедия, 1981, с. 840.)
2. Беседа о взаимосвязи понятий «нравственность и здоровье».
Учитель. Подумайте над тем, где закладываются основы морали. (Ответы учащихся.) Верно - в семье. Именно жизнь членов семьи, их поведение и повседневная деятельность является основой нравственности или, наоборот, безнравственного поведения. Какой еще фактор имеет большое значение для формирования личности подростка? (Ответы учащихся.) Да, это общество, окружающее человека. И случается нам видеть примеры идеальной семьи, в которой растёт моральный урод, поведение которого основывается на вседозволенности, хамстве, праве силы и грубости. Внешне привлекательный, физически здоровый молодой человек не может и не хочет жить по нравственным нормам общества и превращается в морального урода, изгоя. Его обходят, стараются не иметь с ним никаких общих дел, терпят его присутствие насколько это возможно, а, расставшись, стараются скорее забыть. Тяжело жить на свете такому индивиду. Есть ли выход из такой ситуации? Конечно, есть. Читайте русскую классику - Чехова, Толстого, Достоевского, живите так, как вас учат ваши родители, поступайте по их примеру, и вы заслужите уважение окружающих, да и сами себя оцените по-другому.
Наиболее ярко проявляется это при взаимоотношении с представителями противоположного пола. Это отношения, когда и правовые и нравственные нормы соблюдаются всеми людьми. Что же вынуждает человека следовать нормам этикета? Выполняя определённые нормы этикета в определённом кругу, человек ощущает свою принадлежность к этому кругу, а если вы добровольно выполняете все эти нормы, то вполне можете рассчитывать на доброжелательное отношение окружающих к себе.
IV. Валеологическая оценка самочувствия, активности и настроения тестом «САН».
Тест «САН» (самочувствие, активность, настроение) является психологическим тестом изучения изменений функционального состояния учащихся под влиянием учебной нагрузки.
Тест рекомендуется применять у учащихся старше 12-ти лет.
Цель работы: ознакомиться с методикой оценки самочувствия тестом «САН».
Для работы необходимо: тестовая карта.
Ход работы
Испытуемому выдается тестовая карта и дается инструкция.
Карта служит для самооценки Вашего состояния в момент исследования.
Она состоит из 30 пар слов, каждая под своим номером и характеризующая различные стороны самочувствия, активности и настроения. Между ними расположены цифры: 3 2 10 12 3.
Эти цифры отражают выраженность данного признака в баллах.
Надо зачеркнуть ту цифру, которая более всего соответствует Вашему состоянию. Например, между первыми парами слов (№ 1 самочувствие хорошее 3 2 10 12 3 самочувствие плохое) «0» соответствует среднему самочувствию, которое нельзя отнести ни к хорошему, ни к плохому. «1» слева от «0» отражает самочувствие несколько лучше среднего, «2»- удовлетворительное самочувствие, а цифра «3» соответствует хорошему самочувствию. Цифры в этой строке, стоящие ближе к словам «самочувствие плохое», аналогичным образом характеризует самочувствие, если оно ниже среднего.
Таким образом из семи цифр надо зачеркнуть ту, которая наиболее подходит Вашему состоянию в данный момент. Другими словами, в каждой строке необходимо зачеркнуть только одну цифру.
Не задумывайтесь над каждой парой слов, зачеркивайте цифры по первому впечатлению.
Время работы с картой - 3 минуты.
При обработке карты все оценки перекодируйте в ряд от 1 до 7. При этом балл «3», соответствующий плохому значению самочувствия, активности, настроения, оценивается цифрой 1, балл «0» -цифрой 4, а балл «3», отражающий хорошее самочувствие, активность и настроение, оценивается цифрой 7.
В карте пары слов
№ 1 2 7 8 13 14 19 20 25 26 -характеризуют самочувствие;
№ 3 4 9 10 15 16 21 22 27 28 - активность;
№ 5 6 11 12 17 18 23 24 29 30 - настроение.
Одним из особенностей теста «САН» является небольшое влияние мотивации на результаты исследования, а сами исследования проводятся практически с любым количеством испытуемых и через любые интервалы времени, начиная с 45 минут.
Для каждой категории (самочувствия, активности, настроения) рассчитываются индивидуальные средние баллы путем сложения всех баллов данной категории, и деления суммы на 10 (количество пар слов данной категории). Индивидуальные средние баллы от 3 до 5 оцениваются как средние категории (самочувствие, активность, настроение). Количество баллов от 5 до 6 - как выше среднего, от 6 до 7 - как высокие, от 2 до 3 как ниже среднего, от 1 до 2 - как низкие.
Тестовая карта «САН»
Фамилия Имя Возраст
№ 1 Самочувствие хорошее
3210123
Самочувствие плохое
№ 2 Чувствую себя сильным
3210123
Чувствую себя слабым
№ 3 Пассивный
3210123
Активный
№°4 Малоподвижный
3210123 Подвижный
№ 5 Веселый
3210123
Грустный
№ 6 Хорошее настроение
3210123
Плохое настроение
№ 7 Работоспособный
3210123
Разбитый
№ 8 Полный сил
3210123
Обессиленный
№ 9 Медлительный
3210123
Быстрый
№ 10 Бездеятельный
3210123
Деятельный
№ 11 Счастливый
3210123
Несчастный
№ 12 Жизнерадостный
3210123
Мрачный
№ 13 Напряженный
3210123
Расслабленный
№ 14 Здоровый
3210123
Больной
№ 15 Безучастный
3210123
Увлеченный
№ 16 Равнодушный
3210123
Взволнованный
№ 17 Восторженный
3210123
Унылый
№ 18 Радостный
3210123
Печальный
№ 19 Отдохнувший
3210123
Усталый
№ 20 Свежий
3210123
Изнуренный
№ 21 Сонливый
3210123
Возбужденный
№ 22 Желание отдохнуть
3210123
Желание работать
№ 23 Спокойный
3210123
Озабоченный
№ 24 Оптимистичный
3210123
Пессимистичный
№ 25 Выносливый
3210123
Утомляемый
№ 26 Бодрый
3210123
Вялый
№ 27 Соображать трудно
3210123
Соображать легко
№ 28 Рассеянный
3210123
Внимательный
№ 29 Полный надежд
3210123
Разочарованный
№30 Довольный
3210123
Недовольный
V. Итог урока.
Учитель. Какие системы самооздоровления и самосовершенствования считаете для себя наиболее приемлемыми? Почему отдали им предпочтение? Какой смысл вкладываете в понятия «экология и здоровье», «культура и здоровье», «труд и здоровье», «информация и здоровье», «нравственность и здоровье»?
Прочитайте записанные на доске мудрые мысли о красоте физической и душевной. По желанию можете записать те из них, которые наиболее соответствуют вашему мировоззрению.
На доске:
Никакая внешняя прелесть не может быть полной, если она не оживлена внутренней красотой.
В. Гюго
Красота тела может привлечь истинных поклонников, но для того, чтобы удержать их, требуется красота души.
К. Колтон
Красота души придает прелесть даже невзрачному телу, точно так же, как безобразие души кладет на самое великолепное сложение и на прекраснейшие члены тела какой-то особый отпечаток, который возбуждает в нас необъяснимое отвращение.
Г. Лессинг
Домашнее задание: привести примеры и назвать правила поведения мужчины по отношению к женщине: при входе в дверь, при подъёме по лестнице, при спуске с лестницы, при выходе из общественного транспорта и т. д.
Урок 4
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОЛОВ.
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕВУШЕК
В ТЁМНОЕ ВРЕМЯ СУТОК
Цель: дать понятие о правильном взаимоотношении полов; воспитывать уважительное отношение к женщине.
Оборудование: плакат «Рекомендации по правилам безопасного поведения девушек».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение материала.
1. Конкурс пословиц о здоровье.
Конкурс может проводиться в групповой (командной) форме или в индивидуальном первенстве. Состязающиеся пары или команды учащихся по очереди называют пословицы по теме «Здоровье». Побеждает та команда (или учащийся), которая последней назовет пословицу.
Примеры пословиц к конкурсу:
-
Умеренный в еде - всегда здоров (хинди).
-
Не в меру есть - болезнь и беда (осетинская).
-
Сытно кормить - только вредить (арабская).
-
Умеренность - мать здоровья (русская).
-
Хочешь здоровья - ешь поменьше (русская).
2. Фронтал ьный опрос.
Вопросы:
-
Какими принципами необходимо руководствоваться при проведении закаливающих процедур, соблюдении диеты, выполнении очищения организма?
-
Какова динамика умственной работоспособности?
-
Что такое утомление?
-Какие компоненты необходимо учитывать при организации режима дня?
- Как прокомментируете высказывание К. Гельвеция «Людям
необходима основанная на природе человека, на опыте, на разуме
человеческая мораль»?
III. Изучение новой темы.
1. Введение в тему урока.
Учитель. Сегодняшний разговор о взаимоотношении полов хотелось бы начать с мудрых мыслей. Прочтите их с доски и поделитесь своими мыслями о смысле, вложенном в них их авторами, о вашем отношении к высказываниям, об их состоятельности в приложении к современным меркам в отношениях между мужчиной и женщиной.
Учащиеся читают с доски высказывания и комментируют их:
• Нравственность есть наука об отношениях, существующих
между людьми, и об обязанностях, вытекающих из этих отноше
ний. (Л. Гольбах.)
-
Когда мужчины неуважительно относятся к женщине, это почти всегда показывает, что она первая забылась в своем обращении с ними. (Дени Дидро.)
-
Нам дарует радость не то, что нас окружает, а наше отношение к окружающему. (Ф. Ларошфуко.)
-
Женщине разумной и хорошо воспитанной столь же противно посягать на права мужчины, сколь разумному мужчине противно злоупотреблять слабостью женщины. {Даниэль Дефо.)
2. Сообщения учащихся на тему «Правила поведения мужчины в отношении женщины».
Выступающие учащиеся рассказывают о правилах поведения мужчины в отношении женщины, показывают некоторые правила обращения к женщине (приветствие, прощание, уступка, знаки внимания, защита и др.), объясняют их целесообразность, правильность. Остальные ученики комментируют сообщения, оценивают их.
3.Объяснение учителя.
Учитель. Девушки в силу ряда причин становятся первыми жертвами насильников, уличных грабителей и хулиганов. Поэтому предлагаемые рекомендации касаются скорее их, но юноши должны знать, какие опасности подстерегают их подруг, чтобы вовремя предупредить или предотвратить возможное преступление. Итак, возьмите на вооружение некоторые следующие рекомендации по безопасному поведению девушек в тёмное время суток.
Учащиеся зачитывают рекомендации с плаката:
-
Одежда не должна быть вызывающей, яркой, слишком откровенной.
-
Одежда должна быть удобной для движения, в том числе быстрого.
-
Обувь должна быть удобной не только для танцев, но и для ходьбы и бега.
-
Поведение не должно быть вызывающим, развязным.
-
Украшения на время движения по улице лучше снять.
-
Слишком яркий, грубый макияж выдаёт желание обратить на себя внимание.
-
Грубый с надрывом смех, развязный разговор привлекает лиц определённых наклонностей.
-
Нельзя садиться в машину к незнакомым или малознакомым людям.
-
Идти домой следует по людным, освещенным улицам.
-
Постарайтесь, чтобы ваши близкие встречали вас или сопровождали до дома.
-
Имейте под рукой простейшие защитные средства (баллончик с газом, лак для волос, шпильки, свисток, пакетик с молотым перцем или табаком и т. п.).
• Волосы распущенные легко наматываются на руку.
Учитель предлагает ученикам продолжить этот список рекомендаций.
Учитель. Чтобы избежать насилия в отношении девушек, очень важно регулярно проигрывать в уме различные ситуации, находя выход из них с наименьшими потерями для себя. Вместе с тем также всегда следует помнить о недопустимости превышения необходимой обороны.
Предлагаю вам проанализировать несколько сюжетных ситуаций, найти правильный выход.
4. Анализ конкретных ситуаций (АКС) «Что я буду делать, если...».
АКС 1.
Описание ситуации.
Несовершеннолетняя Кремова возвращалась поздно вечером из кинотеатра. На безлюдной улице к ней пристали пьяные мужчины, пытались увезти с собой на автомашине, закрывали ей рот рукой.
Вопрос-задание: что можно предпринять в этой ситуации?
Продолжение описания ситуации.
Спасаясь от преследователей, не имея возможности позвать на помощь, она разбила ногой витрину магазина. Сработала сигнализация, и прибывшие работники вневедомственной охраны задержали преступников. В данном случае имущественный ущерб был причинен не нападавшим, как при необходимой обороне, а владельцу магазина, который не был причастен к возникшей ситуации. Фактически Кремова умышленно повредила чужое имущество (ст. 149 УК РФ).
Вопросы и задания:
-
Как расценить действия девушки?
-
Есть ли состав преступления в ее действиях? Подобное причинение вреда является ли преступлением?
-
Что включает в себя понятие «крайняя необходимость»?
Ответ: в связи с крайней необходимостью в действиях девушки отсутствует состав преступления.
Понятие «крайняя необходимость» означает, что причинение вреда является единственным способом предотвратить более серьезный ущерб. В ст. 14 УК РФ говорится, что подобное причинение вреда не является преступлением, если грозящую опасность нельзя устранить другим путем.
АКС2.
Описание ситуации.
Пьяный Горшунов пришел к своей знакомой девушке Сиразет-диновой. Вызвал ее во двор, где стал избивать. Та позвала на помощь. На крик вышел сосед Григорович, потребовал прекратить избиение. Тогда Горшунов бросился с кулаками на Григоровича. В ходе возникшей драки оба упали на землю. При этом у Горшунова из кармана выпал нож, и Григорович, схватив его, нанес Горшуно-ву два удара, причинив одну непроникающую рану брюшной полости и проникающее ранение живота, повлекшее смерть Горшунова.
Вопросы и задания:
- Как в данной ситуации действовал Григорович?
-Правомерны ли были его действия? Объясните, почему вы
так считаете.
-
Какие факторы позволяют потерпевшему избирать самые жесткие меры защиты?
-
Всегда ли тот факт, что оружие от нападавшего переходит к защищавшемуся, может свидетельствовать об изменении характера посягательства?
Ответ: явно выраженный характер опасности, недвусмысленные угрозы позволяют потерпевшему избирать самые жесткие меры защиты вплоть до лишения жизни нападающего. В то же время могут создаваться такие сложные ситуации, когда оружие от нападавшего переходит к защищавшемуся. Как уже отмечалось выше, сам по себе этот факт еще не свидетельствует о прекращении состояния необходимой обороны. Однако с учетом конкретных обстоятельств утрата нападавшим оружия может свидетельствовать об изменении характера посягательства.
В данном случае Григорович, защищая Сиразетдинову, действовал в состоянии необходимой обороны, однако превысил ее пределы: после того, как нож перешел в руки защищающегося, Горшуное не пытался продолжать нападение и уже не представлял большой опасности.
TV. Итог урока.
Учитель. Так устроена жизнь, что очень часто итогом взаимоотношения молодых людей, девушки и юноши - является создание семьи. Прежде чем вступить в брак, вы должны знать обо всех особенностях и трудностях совместной жизни и готовить себя к ней. Необходимо воспитывать в себе моральные и физические качества для создания крепкой и счастливой семьи. Нет в жизни таких трудностей, которые нельзя преодолеть ради любимого человека, а чтобы эти трудности не заслонили великое чувство любви, к ним надо быть готовым. Здоровым и счастливым можно быть только в семье.
Каждый молодой человек, вступающий в самостоятельную жизнь, должен иметь представление о здоровом образе жизни, правильном сексуальном поведении, факторах риска для здоровья при ведении неупорядоченной половой жизни с частой сменой партнёров, о болезнях, передаваемых половым путём. Разговор об этом пойдёт на следующем уроке.
Домашнее задание: придумать ситуацию, когда девушка попала в неприятную ситуацию, и предложить правила поведения в конкретной ситуации, благодаря которым можно этого избежать.
Урок 5
БОЛЕЗНИ, ПЕРЕДАВАЕМЫЕ ПОЛОВЫМ ПУТЁМ,
МЕРЫ ИХ ПРОФИЛАКТИКИ
Цель: дать представление об основных болезнях, передаваемых половым путём (БППП), мерах профилактики этих заболеваний; определить причины и способы заражения кожно-венери-ческими заболеваниями.
Ход урока
I. Организационный момент.
П. Проверка выполнения домашнего задания.
Ученики предлагают описание ситуаций, в ходе которых девушка подверглась нападению или угрозе нападения, правила, по-
2 Шкене» 33