Урок основ безопасности жизнедеятельности в 6 классе

Тема урока: Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека. Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ   Тип урока. Урок- лекция Цели урока. 1.      Раскрыть сущность наркомании и механизм формирования наркозависимости. 2.      Показать влияние наркотиков на здоровье человека. 3.      Обучить навыкам отказа от употребления психоактивных веществ. Задачи урока: 1.                  Познакомить учащихся с ситуацией, складывающейся в последние годы в ...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 6 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок основ безопасности жизнедеятельности в 6 классе.


Тема урока: Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека. Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ

Тип урока. Урок- лекция

Цели урока.

  1. Раскрыть сущность наркомании и механизм формирования наркозависимости.

  2. Показать влияние наркотиков на здоровье человека.

  3. Обучить навыкам отказа от употребления психоактивных веществ.

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с ситуацией, складывающейся в последние годы в России в связи с употреблением людьми наркотиков.

  2. Показать влияние наркотиков на здоровье человека.

  3. Вырабатывать у школьников умение сказать «Нет!» при предложении «попробовать» наркотики.

  4. Сформировать твёрдое убеждение в том, что наркомания практически неизлечимое заболевание.

  5. Обратить внимание на основные причины распространения наркомании среди молодёжи.

  6. Убедить их в необходимости всегда быть готовыми ответить отказом на предложение попробовать наркотик

  7. Сформировать у учащихся твёрдое убеждение в том, что развитие наркомании как неизлечимого заболевания начинается с первой пробы наркотика.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, учебник, видеофильм «Точка невозврата», раздаточный материал.

Планируемые результаты: учащиеся понимают влияние психоактивных веществ на здоровье человека, могут сформировать твёрдое убеждение в том, что наркомания практически неизлечимое заболевание, понимают, чем опасны наркотики и обучатся навыкам отказа от употребления психоактивных веществ.

Личная значимость изучаемого для учащегося: понимать, почему не рекомендуется употреблять психоактивные вещества.

Методы обучения: проблемный.

Учебные вопросы:

  • Психоактивные вещества и наркотики.

  • Наркомания и механизм формирования наркотической зависимости.

  • Основная причина распространения наркомании

  • Первая проба наркотика - начало развития наркомании.

  • Четыре правила «Нет наркотикам!».

Формы организации учебной деятельности: самостоятельная работа с информационным материалом, выполнение самостоятельных заданий, устный ответ , индивидуальное сообщение новой для класса информации (доклад), осуществление самоконтроля и рефлексии.

Приемы деятельности учителя: создание условий для постановки проблемы, помощь учащимся в поиске ответов и решении спорных вопросов, создание ситуации успеха, подведение итогов работы.

Развитие умений учащихся: взаимодействовать в группах, применять знания в новой ситуации, решать нестандартные задачи, устанавливать причинно-следственные связи, развивать способности к самоанализу.


Основные понятия урока: психоактивные вещества (ПАВ), наркотики, марихуана , наркомания, героин, наркоманы, кокаин, наркогенное действие, стадии наркотической зависимости.

Основные этапы урока.


1.Организационный момент (Приветствие учителя, подготовка рабочих мест)

2.Постановка цели урока.

3. Актуализация знаний.

4. Изучение нового материала. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков

5. Динамическая пауза

6. Первичное закрепление знаний.

7. Рефлексия деятельности.

8. Домашнее задание.

Источники информации: Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников- М.: Просвещение, 2011.





Ход урока.


  1. Организационный момент.

Приветствие. Отметка отсутствующих, подготовка рабочих мест


  1. Постановка цели урока.

О наркоманах и наркомании много говорят в средствах массовой информации. Любую информацию о ПВА можно найти в Интернете. Наркотики стали бичом XXI века. В нашей стране отмечается рост преступного бизнеса, связанного с распространением наркотиков. Как вы думаете, о чём сегодня мы с вами будем говорить на уроке?

Сформулируйте цель урока.

Дополнительно мы узнаем о наркологической обстановке на территории Иркутской области.

Научимся работать с дополнительной литературой, извлекать из нее нужную информацию; составлять небольшие сообщения, излагать их содержание и формулировать вопросы; мыслить и четко отвечать на поставленные вопросы, решать задачи и задания тестового характера, оценивать свою работу.



  1. Актуализация знаний.

Из уроков биологии вспомните, что объединяет такие вещества как кокаин, марихуана, героин?

Наркотики- это психоактивные вещества синтетического или растительного происхождения, которые оказывают особое, специфическое воздействие на нервную систему и весь организм человека.


  1. Изложение нового материала. Вступительное слово учителя.

В XXI веке наркомания стала глобальной проблемой. Целые регионы мира, такие как Колумбия, Афганистан, страны Золотого треугольника, являются центрами международной наркомафии.

Запись на доске.

Психоактивное вещество (ПАВ) - это вещество, которое при введении в организм человека может изменять восприятие, настроение, способность к познанию, поведение или двигательные функции. В повседневной жизни психоактивные вещества обычно называют «наркотиками».

Наркотики - это психоактивные вещества, запрещенные законом, например марихуана, героин, кокаин.

Самый распространенный наркотик - это марихуана. Наркоманы еще называют ее «анаша», «дурь», «травка». Но каким бы словом марихуану ни называли - это психоактивное вещество, нарушающее нормальную работу мозга. Марихуана -это сушеные листья и цветы растения конопли. Наркоманы их курят. Курильщики марихуаны быстро теряют интерес к тому, что происходит рядом с ними. Марихуана изменяет их чувства. Поэтому наркоман видит, слышит, чувствует иначе, чем обычный человек. Иногда он смеется без видимой причины. А иногда сердце наркомана бешено бьется (до 160 ударов в минуту), белки глаз становятся красными, во рту образуется сухость, дыхание затрудняется, начинается интенсивное потоотделение... Человек впадает в панику. Все курильщики марихуаны теряют память, а наркоман за рулем опасен не только для себя самого, но и для окружающих.

Кокаин - наркотик, который нюхают или курят. Кокаин возбуждает мозг. Наркоман не чувствует усталости, теряет сон и аппетит. Некоторые наркоманы становятся беспокойными и впадают в панику.

Героин - один из самых страшных наркотиков. Почему?

Во-первых, героин наркоманы чаще всего вводят с помощью шприца. Уколы нестерильным шприцем приводят к заражению инфекционными заболеваниям, например СПИДом, гепатитом.

Во-вторых, героин очень быстро вызывает привыкание: к нему можно пристраститься за пару дней.

В-третьих, передозировка героина часто смертельна.

Так что тот, кто рискует попробовать героин, рискует в буквальном смысле слова жизнью

Наркоманы - люди, употребляющие наркотики или заболевшие наркоманией.

Наркомания - (от греч. narke - оцепенение и мания) болезнь, характеризующаяся

непреодолимым влечением к наркотикам, вызывающим в малых дозах эйфорию, в больших - оглушение, наркотический сон. Наркомания-это болезнь, которой заболевают люди, употребляющие наркотики.

В истории человечества известно несколько целей использования наркотических веществ. Во-первых, использование их в медицине с целью обезболивания, в том числе наркоза во время операции.

Во-вторых, использование наркотических веществ в культовых целях религии (введение человека в состояние экстаза).

В-третьих, применение наркотических веществ для достижения удовольствия.

Из истории:

В Каирском музее находится мумия малолетней принцессы, жившей в XIV веке до нашей эры. Во рту у неё были обнаружены остатки опиума. И вполне возможно, что умерла она от его передозировки. Но тогда не было известно, что опиум может вызвать пристрастие, и «маковые соски» без колебаний рекомендовали как успокоительное средство даже для маленьких детей.

Первые упоминания о применении опиума в медицине были обнаружены в греческих источниках VII в. до н. э. В России эта практика продолжалась до 30-х гг. XX века. Кроме того, он использовался в быту: настойку опия можно было купить в наших аптеках без рецепта почти до 60-х годов.

Потребление наркотических веществ, с тем чтобы вызвать у человека необычные ощущения и переживания, изначально связано с культовыми целями. Но, обнаружив стимулирующие свойства некоторых наркотических веществ и расслабляющее действие других, какая-то часть людей стала использовать их исключительно для того, чтобы вызывать у себя такие же ощущения и переживания. В настоящее время наиболее широко распространены способы потребления наркотических веществ в медицинских целях и для того, чтобы ввести себя в состояние приятного одурманивания.

Наркотик - это возбудитель болезни. Попав в организм человека, он запускает необратимый процесс развития наркомании. Внедрение возбудителя заболевания (наркотика) в организм здорового человека происходит во время первой пробы (приёма) наркотика. Врождённого иммунитета в организме человека против действия наркотика нет. Первое употребление наркотика приводит к появлению влечения к наркотическому опьянению. Начинается скрытый период болезни, человек уже болен.

Наркогенным (т. е. опьяняющим, одурманивающим) действием обладают разнообразные по химическому строению вещества, найденные в природе или подученные искусственным путём. В зависимости от особенностей своего строения они влияют на различные отделы центральной нервной системы, вызывая привлекательные для человека психические состояния. Такие состояния достигаются главным образом за счёт способности одурманивающих веществ усиливать субъективно «положительное» и тормозить субъективно «отрицательное» в психике. Важно знать, что все вызывающие опьянение (одурманивание) вещества делятся на две большие группы.

Психоактивные вещества делятся на «легальные» и «нелегальные».

К легальным психоактивным веществам относятся вещества, не запрещенные законом к употреблению, хранению и распространению, независимо от степени их вредного влияния на психику и организм человека. Скорее всего, это связано с тем, что продажа этих веществ приносит доход, употребление их исторически обусловлено и объявление их «вне закона» сложно воспринимается обществом. Хотя при этом большинство легальных психоактивных веществ оказывают чрезвычайно вредный эффект на организм человека и губят множество жизней.

К легальным психоактивным веществам относят никотин (табак, сигареты, папиросы, сигары), алкоголь (все напитки, содержащие этиловый спирт), кофеин (кофе, чай).

Кофеин возбуждающе действует на центральную нервную систему, поэтому частое и обильное употребление крепкого чая или кофе, неочищенного от кофеина, вредно для организма.

Вопросы для активизации знаний:

Как вы думаете, что способствует приёму наркотиков?

Учащиеся перечисляют причины употребления ПАВ:

- Естественное любопытство. Желание «просто попробовать».

- Активный поиск новых видов «кайфа».

- Неумение сказать «нет».

-Попадание под влияние различных мифов о химических веществах.

-Стремление не отстать от приятелей.

-Страх прослыть «белой вороной» или «маменьким сынком».

- Неосознанное желание убежать от сложностей жизни.
- Наплевательское отношение к себе и к своей жизни.

- Желание сделать свою жизнь интересной и наполненной.

- Незнание того, как на самом деле действуют ПАВ (психоактивные вещества) на психику и организм человека.

Учитель: С помощью наркотиков они пытаются улучшить настроение, испытать положительные эмоции. Однако настроение улучшается не всегда, а если и улучшается, то на короткое время. Что обязательно происходит с человеком, употребляющим наркотики, так это то, что он становится наркоманом.

Как вы думаете, в каких условиях происходит первая проба наркотика?

Учащиеся:

- В компании.

- Под влиянием окружающих, по их уговору, настоянию.
-Психологическая установка молодёжи: «Ну, один-то раз можно: за один раз не накажут и всегда можно извиниться, попросить прощение».

Учитель. Уже после первых приёмов наркотических и токсических веществ возникает психическая зависимость, т. е. болезненное стремление вновь и вновь испытать это изменённое состояние, постоянно прокручиваются в голове мысли о препарате, о новом приёме наркотиков, об испытанных ощущениях. Если употребление наркотиков, токсического вещества продолжается, очень быстро наступает 2-я стадия - «начинает нравиться».

Отсюда:

  • осознанное желание получать «кайф» при помощи ПАВ;

  • планирование употребления;

  • поиск разумных оправданий употребления;

  • поиск «подходящей» компании;

  • ПАВ становится необходимым атрибутом веселья и отдыха;

  • ПАВ начинают использовать как:

  • средство против «комплексов»;

  • лекарство от стресса;

  • способ общения;

  • спутник сексуальных отношений.

Можно заметить рост требуемой для получения нужных ощущений дозы. В это время формируется особая «тусовка» -свои ПАВ, своя музыка, стиль одежды, юмор.

Зависимость - болезнь привыкания. Организм привыкает к определённой дозе и требует большей для получения удовольствия.

Если человек продолжает употреблять вещества, изменяющие состояние сознания (ПАВ), он переходит с меньших доз на большие и с менее сильных веществ на более сильные.

Стадия 3. Возникают проблемы:

- ощущения после употребления, инфекционные заболевания);

-потеря контроля над поведением (травмы, насилия, криминал);

-неразборчивость в сексе (венерические заболевания, нежелательная беременность, проблемы в отношениях);

-скандалы в семье;

-проблемы с учёбой, неприятности в школе;

-финансовые трудности (долги, продажа вещей из дома, постоянный поиск денег);

-конфликт с друзьями;

-основной круг общения - те, кто употребляют ПАВ;

-конфликты с законом, приводы в милицию.

На 3-й стадии возникает физическая зависимость. Наркотик не приносит желаемого удовольствия, а употребляется для приведения организма в нормальное состояние. Возникающие проблемы служат оправданием дальнейшего употребления. Употребление вызывает новые проблемы. Причина и следствие меняются местами. Прекратить употребление наркотиков на этой стадии самостоятельно практически невозможно, необходима помощь специалистов.

Продолжение употребления обязательно ведёт к переходу на следующий этап развития зависимости.

Стадия 4. Употребление становится целью:

  • употребление ради употребления;

  • постоянная потребность в ПАВ;

  • использование крайних средств в поисках дозы;

  • разрушение нравственных ценностей;

  • апатия и нежелание жить, утрата смысла существования;

  • попытки самоубийства;

  • серьёзные проблемы со здоровьем, возникновение хронических заболеваний;

  • разрыв с семьёй, друзьями, обществом.

Глубокие физиологические изменения происходят на 4-й стадии. В этот момент употребляются ПАВ для того, чтобы прожить в этот день. Мозг разучился самостоятельно регулировать нейрохимический баланс и не может воспринимать мир без очередной дозы.

Абсолютное большинство наркоманов, дошедших до этой стадии развития зависимости, погибает от передозировки. Количество вещества, требуемое для возвращения мозга к нормальному функционированию, становится критическим для жизнедеятельности организма в целом.

Если человек не прекращает употребления - он погибает. Наркомана можно долго лечить и возвратить ему нормальную физическую форму, но психологически его вылечить почти невозможно.

Просмотр в и обсуждение видеофильма «Точка невозврата»

Используя параграф учебника, самостоятельно рассмотрите четыре правила «Нет наркотикам».

Правило 1. Постоянно вырабатывать в себе твёрдое «Нет!» любым психоактивным веществам в любой дозе, какой бы малой она ни была, в любой обстановке, в любой компании. Всегда только «Нет!».

Правило 2. Постоянное формирование умения получать удовольствие при полезной ежедневной деятельности (хорошая учёба, занятия спортом, активный отдых на природе), а значит, говорить твёрдое «Нет!» безделью, скучной и неинтересной жизни, праздному времяпрепровождению.

Для этого можно взять себе за правило на каждый день ставить задачу: «Я сегодня сделаю два полезных дела, которые мне делать не хочется. Но я их сделаю, сделаю до конца и хорошо». Такая ежедневная установка для себя поможет формировать силу воли и избавит от скуки и безделья. Итак, «Нет!» безделью.

Правило 3. В вашей жизни большое значение приобретает умение выбирать себе друзей и товарищей среди сверстников. Третье «Нет!» тем сверстникам и той компании, где приём наркотиков - дело обыденное. Для этого вам, возможно, придётся побороть свою стеснительность. Вы должны уважать своё мнение и не поддаваться влиянию окружающих, которые предлагают попробовать наркотик. «Нет!» компании, где употребляют наркотики.

Правило 4. Четвёртое «Нет!» своей стеснительности и нерешительности, когда нужно отказаться от предложения попробовать наркотик. Жизнь дороже! Трагедия наркоманов заключается в том, что они добровольно попали в рабскую зависимость от химических веществ, добровольно пошли по пути лишения себя всех человеческих качеств.

  1. Динамическая пауза.

VI. Первичное закрепление материала.

Задание. Давайте рассмотрим причины употребления наркотиков.

1

Хочу удовольствий!

А мне и один раз ни к чему.

1

2

Старшие курят. Хочу быть похожим на них.

Берегись, за удовольствие придется платить!

2

3

Стараюсь забыть о неприятном.

Может и забудешь, только ненадолго.

3

4

В жизни надо попробовать все! Брошу в любой момент

Не каждой рыбке удается соскочить с крючка.

4

5

Все мои друзья так делают

Любой человек может делать глупости. Я стараюсь их не делать.

5

6

От одного раза ничего не будет.

Настоящие друзья не будут на меня давить.

6

А теперь посмотрите на ответы и подберите ответ на каждое из предложений попробовать наркотик. Поставьте в скобках номер соответствующего вопроса.

  1. Рефлексия.

У вас у всех на столах лежат листики синего, жёлтого и красного цвета.

Синий - я активен и уверен на уроке, услышанное на уроке актуально и значимо для меня, я доволен своим результатом.

Жёлтый - я чувствовал себя не совсем уверенно, работал мало, услышанное на уроке заставило меня задуматься.

Красный - мне не все было понятно, мои результаты меня огорчили, мне есть над чем поработать дома.



  1. Домашнее задание.

Для желающих: найти дополнительный материал по изучаемому вопросу в сети Интернет, и подготовить сообщение.

Подготовить компьютерные презентации по теме «Влияние психоактивных веществ на здоровье человека»

Спасибо вам за урок!

9


© 2010-2022