«Духовно-нравственное воспитание и светский характер школы»

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ

УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ





ЭССЕ

«Духовно-нравственное воспитание

и светский характер школы»

Выполнил:

слушатель курсов

повышения квалификации

заместителей директоров школ

по воспитательной работе

Зам. директора по ВР

МОУ СОШ № 47 г Твери

Рязанов Д.С.


Тверь, 2010 г.

Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

В Федеральном государственном образовательном стандарте обозначены Проблемы России. И одной из таких проблем является «Полусоветская социальная сфера». Т.е. то, что нам досталось от Советского периода. И отношения, и трактовки, и стереотипы.

В том же документе прописана и новая цель образования.

Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

А на основании чего нам предлагается «воспитывать … высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Идеологическая и методологическая основа Стандартов нового покаления - это Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

А в ней определены цели и смысл образования, как духовно-нравственное развитие личности обучающегося, формирование и развитие «компетентности к обновлению компетенций». И строить работу предлагается на основе «национального воспитательного идеала», опираясь на «Систему базовых национальных ценностей», которые «определяют основное содержание программ духовно-нравственного развития и воспитания молодых граждан России».

Одной из базовых национальных ценностей являются «Традиционные религии России». А это «представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности как основе межконфессионального диалога».

Еще одной опорой «национального воспитательного идеала» в Концепции определяется «Современный национальный воспитательный идеал личности гражданина России». Это «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны (это все входит в определение понятия «патриотизм»), укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России».

Национальный воспитательный идеал определяется как «высшая цель образования - идеальное представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, институтов гражданского общества, религиозных и общественных организаций, СМИ.

Впервые национальный воспитательный идеал определяется как преемственный по отношению к воспитательным идеалам прошлых эпох России».

В Концепции и Стандарте определяются и основные задачи духовно-нравственного развития и воспитания школьников.

И в задаче формирование у обучающихся социальной культуры отражено:

  • Осознание себя гражданином России на основе принятия национальных духовных и нравственных ценностей.

В Концепции и Стандарте отмечается, что «Духовно-нравственное развитие гражданина России - это педагогически организованный процесс постепенного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, посредством осознанного и последовательного принятия ею ценностей: …»

Далее перечисляются духовно-нравственные ценности. И среди них ценность «культуры своего народа, компонентом которой может быть система ценностей одной из традиционных российских религий».

А среди планируемых результатов реализации программ воспитания и социализации школьников ожидается «социальная и духовная консолидация российского народа».

И в структуре Стандарта нового поколения в разделе «Основная образовательная программа» требуется разработать программу духовно-нравственного развития, воспитания.

Так же и образовательным учреждениям придется разрабатывать примерную основную образовательную программу, включающую и программу духовно-нравственного развития, воспитания.

Да вот беда-то в чем, говорим о духовно-нравственном воспитании, пишем Концепции и Стандарты, а что это такое - так и не определились!!!

А если используем определения, так те которые остались с времен «Советской власти».

Об этой проблеме «Полусоветской социальной сферы» так же сказано в начале Федерального государственного образовательного стандарта.

Воспитание - питание, вскормление, старания о научении и образовании детей.

Чем напитать детскую душу?

На чем вскармливать, где корни и откуда питаться?

Чему научить?

Чей образ запечатлеть, образовать детям?

Что такое «духовно-нравственное воспитание»?

Как бы мы не хотели, сколько бы не старались уйти от решения этого вопроса, все равно наступает момент, когда нам приходится все-таки как-то самоопределяться в вопросах духовно-нравственного воспитания. И возникает множество версий.

Таких как, например: "Духовность - это способность иметь свой внутренний мир".

Непонятно, так это дар или способность? А что, есть люди без этой способности? Что, никакого внутреннего мира? А если имеет, то какой? Вопросов много. Но, скажите, зачем изобретать колесо? Зачем придумывать новые определения?

Если человек изучает физику - он использует язык физики, то есть науки, которая этим занимается. Если говорим об истории - применяем исторические термины, используемые историками.

Так если мы говорим о духовности, духовном мире, духовных ценностях, душе, может правильнее будет обратиться к тем, кто этим вопросом занимается тысячелетиями?

Полный Церковно-славянский словарь дает следующие определения:

  • «духовный» - в противоположность телесному - свойственный духу, нетленный, вечно живой, невидимый невещественный;

  • «духовен» - просвящен Духом Святым, преспевающий в добродетелях и отчуждающийся от греха;

  • «нравственность» - образ мысль и чувствований.

(Полный церковно-славянский словарь. Издательский отдел Московского Патриорхата. Москва. 1993 г.)

Следует, что духовно-нравственное воспитание - формирование образа мыслей и чувствований, просвященных Духом Святым, преспевающих в добродетелях и отчуждающихся от греха.

И, говоря о духовно-нравственном воспитании, невозможно обойти вопрос, а на основе какой духовности мы будем строить процесс воспитания и каким духовным ценностям мы будем приобщать молодежь. Что послужит критериями определения что духовно и нравственно, а что нет? Как определить степень духовно-нравственного развития? Нужна «система координат». Иначе - заплутаем!

Очередной камень преткновения - это «светский» характер наших школ и воспитания.

В Малой советской энциклопедии (Акционерное общество «Советская энциклопедия», Москава, «Мосполиграф», 1930г.) сказано, что «светская школа - это школа, устраняющая элементы религиозного воспитания, и из безрелигиозной школы первых годов после революции она сделалась антирелигиозной».

И в той же Малой советской энциклопедии говориться, что «религия - это примитивная идеология в которой продукт мысли человека представляется ему в форме недоступных обычному восприятию существ, образующих особый «потусторонний» мир». А авторитетным «экспертом» выдвигается Плеханов. Здесь же Бог представляется как «продукт человеческой головы», не более. А религия считается «тормозом культуры», «усыпляющим дурманом». Религиозное чувство представлено как «чувство беспомощности, слабости, страха».

Так и хочется крикнуть: «Да сколько можно унижать и оскорблять религиозные чувства!»

Вот вам и проявление проблемы «Полусоветской социальной сферы».

Неужели нет других мнений и точек зрения по данному вопросу?

Заглянем в Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой (Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, Русская академия наук. Институт русского языка им.В.В.Виноградова. - М.: ООО «А ТЕМП», 2006.)

«Светский - не церковный, мирской, гражданский» Заметьте - не «антицерковный», а «не церковный».

«Церковь - объединение последователей той или иной религии».

Вновь обратимся к Полному церковно-славянскому словарю. (Полный церковно-славянский словарь. Издательский отдел Московского Патриорхата. Москва. 1993 г.)

«Церковный - принадлежащий церкви, священный».

«Церковь - дом Господень, В самом широком смысле под нею понимают совокупность всех разумных существ, небесных и земных, т.е. ангелов и людей под единою главою - Христом. В более употребимом смысле, церковью называется общество людей веровавших и верующих во Христа, когда бы они не жили и где бы теперь не находились. Церковью-же называется затем всякое частное, поместное общество православных христиан. Наконец, церковью называется в священном писании отдельная христианская семья».

И если у нас «светская» школа в «полусоветском» понимании, тогда у нас и христианские (и не только христианские) семьи отделены от школы! Но тогда как быть с мнением Президента РФ Д.А.Медведева, что «школа должна отвечать запросам общества»? Ведь наши семьи - это часть российского общества.

В том же Толковом словаре русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой находим:

«Светский» определяется как противоположность понятию «духовный».

А «духовный - относящийся к религии и церкви»

И если у нас церковь отделена от государства и школы, или школа отделена от церкви, то, как можно говорить о духовно-нравственном воспитании? И из какого источника берутся нравственные ценности? На чем они основываются? Или опять будем «строить дом на песке»? Долго ли простоит?

Но ведь в Концепции определено, что нравственные ценности определяются «системой ценностей одной из традиционных российских религий».

Где логика? А может, эти противоречия специально внесены в Концепцию и стандарты, чтобы опять прогремел «холостой выстрел»? Много шуму из ничего!

Обратимся к Толковому словарю русского языка В.И.Даля.

«Светский - земней, мирской, суетный; гражданский».

«Мирское - общее, людское; общественное, общинное».

«Общинное - общее достояние».

И школа тоже должна стать «общим достояние», «отвечать запросам общества» (из Концепции). Может пора обратиться к педагогическому опыту прошлых лет? Ведь до революции школа так и называлась «народной».

Светский - означает вне иерархи Церковной администрации, не подчиняющийся ей. Но именно церковь является носителем иерархии духовных ценностей - критериев, через которые происходит оценка и самооценка человека. А нравственный образа человека - отношение к этим духовным ценностям.

Школа не входит в структуру церкви. Но она не может не быть носителем духовных ценностей. Иначе - свято место пусто не бывает!

«Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне» сказано Господом в Евангелие от Матфея (г. 19, с. 14). А мы боимся пустить Бога в школу, в свою жизнь. Нам надо бы открыть двери души на распашку, а мы сами закрываемся от Бога и детей к Нему не пускаем.

Опора русской души в Православии. А духовные ценности Православия даны самим Господом Иисусом Христом.

Воспитание - есть запечатление, запечатление увиденного, услышанного, прочитанного, прочувствованного. Православие не надо просто знать, этим надо жить.

Но мы слишком часто сталкиваемся с непониманием (еще страшнее - нежеланием понимать) этого.

Поэтому нам необходимо четко определиться с понятиями, выработать единый понятийный аппарат. Иначе мы так и будем, произнося одни и те же прекрасные слова, говорить о разном, понимать свое и не понимать других. А о каком единстве тогда может быть речь?

Даже, говоря о «духовно-нравственных ценностях», мы будем понимать по-своему, и ценить по-разному.

У нас нет единого мировоззрения, что мешает нам обрести и «национальную идею».

© 2010-2022