- Преподавателю
- ОБЖ
- Рабочая программа по ОБЖ 5-11 класс
Рабочая программа по ОБЖ 5-11 класс
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Логинов Ю.А. |
Дата | 31.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Голуметь
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМО Зам. директора по УВР Директор
учителей начальных классов Подпись Подпись
Протокол от _______________ ________________ _______________
№____ (дата) (дата)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по основам безопасности жизнедеятельности
для _5 - 11_ классов
на 20_14-__ - 20_15__ уч. год
Учитель
_Логинов Юрий Алексеевич
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Изучение основ безопасности жизнедеятельности в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасной жизнедеятельности;
-
воспитание ответственности за личную безопасность и безопасность окружающих, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
-
развитие эмоционально-волевых качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
-
овладение умениями определять потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В повседневной жизни
Понятие о здоровом образе жизни и факторах, укрепляющих и разрушающих здоровье. Вредные привычки и их профилактика.
Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами и др.
Индивидуальные средства защиты: индивидуальная медицинская аптечка, ватно-марлевая повязка, респиратор, противогаз.
Пожар. Возможные причины пожара. Меры пожарной безопасности. Правила поведения на пожаре. Средства пожаротушения.
Опасные ситуации и правила поведения на воде. Оказание помощи утопающему.
Опасные ситуации на дороге. Правила дорожного движения (в части правил, касающихся пешеходов, велосипедистов и водителей мопедов).
Опасные ситуации на транспорте. Правила поведения пассажиров в общественном транспорте.
Опасные ситуации в случае вынужденного автономного пребывания в природных условиях. Способы ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия, добывания огня, воды и пищи, сооружения укрытия (жилища).
Опасные ситуации в условиях пребывания человека на территории с неблагоприятными экологическими факторами. Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в атмосфере, воде, почве. Бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания.
Опасные ситуации криминогенного характера, меры предосторожности и умение правильно вести себя в опасных ситуациях. Элементарные способы самозащиты, допустимые пределы самообороны.
Опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого скопления людей (в толпе, на стадионах, в местах проведения массовых мероприятий и др.).
Меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта. Поведение при похищении или захвате в качестве заложника.
Поведение в условиях военного конфликта.
Органы государственной власти, обеспечивающие безопасность населения; порядок взаимодействия населения с ними.
Оказание первой медицинской помощи
Первая медицинская помощь при отравлениях, ожогах, обморожениях, тепловых и солнечных ударах, поражениях электрическим током, ушибах, растяжении связок, вывихах, переломах, кровотечениях.
Проведение искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.
Основы безопасного поведения
в чрезвычайных ситуациях
Чрезвычайные ситуации природного происхождения (метеорологического, геологического, гидрологического, биологического) и правила поведения в этих ситуациях.
Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения (аварии на транспорте и объектах экономики, радиационное и химическое загрязнение местности и др.) и правила поведения в этих ситуациях.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (РСЧС), ее основные задачи.
Гражданская оборона, ее предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий.
Действие населения по сигналу оповещения «Внимание всем!» и сопровождающей речевой информации.
Средства коллективной защиты и правила пользования ими.
Эвакуация населения. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы.
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу ОБЖ в МКОУ «СОШ с.Голуметь» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, включающего в себя три компонента (приказ Министерства образования Российской Федерации № 2089 от 05.03.2012 г.).
1. Федеральный компонент - устанавливается Российской Федерацией.
2. Региональный компонент (национально-региональный) - устанавливается субъектом Российской Федерации (№ 1089 от 06.12.2012 г.).
3. Компонент образовательного учреждения - устанавливается образовательным учреждением.
При составлении рабочей программы учитывались Федеральный и Региональный базисные учебные планы по курсу ОБЖ, в соответствие с которыми, на изучение курса ОБЖ в 5 - 11 классах отводится по 34 часа в год (1 час в неделю). Кроме того, для учащихся 10-х классов отводится 40 часов в год для проведения сборов на базе воинской части.
Рабочая программа является типовой, определяющей базовое содержание курса (федеральный компонент общеобразовательных программ) и предназначена для общеобразовательного учреждения.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.
Цели и задачи изучения предмета.
Основными целями и задачами изучения курса ОБЖ в МКОУ «СОШ с.Голуметь» являются:
1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ); государственной системе защиты населения от опасных и ЧС; об обязанностях граждан по защите государства.
2. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества.
3. Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.
4. Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в ЧС; использовать СИЗ и СКЗ; оказывать ПМП пострадавшим.
На современном этапе концепция образования по курсу ОБЖ состоит из четырех ступеней обучения, содержащих несколько уровней подготовки и получения знаний:
-I ступень (уровень 0) - семья, детские дошкольные учреждения;
-II ступень (уровни 1 - 1-4-й классы; 2 - 5-9-й классы; 3 - 10-11-й классы) - средняя общеобразовательная школа;
-III ступень (уровни 4,5,6,7) - профессиональные учебные заведения;
-IV ступень (уровни 8,9,10) - ВУЗы.
Настоящая рабочая программа посвящена обучению детей по курсу ОБЖ на 2-ом и 3-ем уровнях, т.е. в 5-11-х классах.
Содержание рабочей программы.
Второй уровень обучения ОБЖ реализовывается в 5 - 9-ых классах основного общего образования. Он начинается с изучения источников и видов опасностей, а завершается определением роли личности в обеспечении безопасности в условиях деятельности и отдыха человека. Второй уровень обучения включает следующие темы (изучаемые вопросы) обязательного минимума содержания курса ОБЖ (5-9 кл.):
описание источников опасности и их видов;
основные понятия и терминология в области БЖД, классификация опасностей;
естественные опасности, связанные с изменением климата, освещенности; защита от них;
стихийные явления (землетрясения, извержения вулканов, бури, ураганы, смерчи, туманы, град, наводнения, обвалы, оползни, сели и т.п.) и защита от них;
техногенные опасности, связанные с реализацией учебного процесса в школе, работой современного производства транспорта, источников получения энергии, др. отраслей экономики, защита от техногенных ЧС; использование СИЗ и СКЗ;
безопасность в условиях вынужденной автономии, ориентирования, способы выживания, добывание огня, пищи и воды, правильное их использование;
опасности, возникающие в криминальных ситуациях и правила безопасного поведения в таких ситуациях;
1МП и способы ее оказания пострадавшим;
опасные профессии, роль личности в обеспечении безопасности жизнедеятельности в повседневной обстановке.
Третий уровень обучения ОБЖ (10-11 кл.) является завершающим для лиц, получающих среднее (полное) общее образования. Основными темами обязательного минимума содержания курса ОБЖ на этом уровне являются:
проблемы безопасности в системе «человек - среда обитания», идентификация опасностей, определения размеров и показателей опасных зон;
последствие воздействия на человека и среду обитания различных опасностей, в том числе террористических актов, и защита от этих опасностей;
формирование осознанной потребности ведения ЗОЖ, усвоение основных положений Российского законодательства о семье и необходимости сохранения репродуктивного здоровья; основные знания и навыки по сохранению своего здоровья, профилактика инфекционных заболеваний и ЗППП;
оказание первой медицинской помощи при тепловых и солнечных ударах, поражениях электрическим током, переломах, кровотечениях;
овладение навыками ЭРП, ИВЛ;
ознакомление с основными направлениями деятельности государственных организаций по защите населения и территорий от ЧС, Единой государственной системой предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), гражданской обороной и ее задачами;
изучение современных средств поражения, масштабов разрушений, их поражающие факторы и способов защиты от них;
основные руководящие документы в области обороны и службы в РА;
обязанности при прохождении военной службы по призыву и контракту, альтернативная служба;
предназначение и структура ВС РФ, их история создания;
обязательная и добровольная подготовка к военной службе;
постановка на воинский учет, сроки воинской службы, статус военнослужащего (Закон о статусе военнослужащего);
начальная военная подготовка в школе и на базе воинской части.
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку, учебно - тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно - методического обеспечения, список литературы, приложения к программе.
В основу содержания программы положена идея полицентризма опасных и вредных факторов, а также идея предметной интеграции. Элементы содержания других общеобразовательных областей, одновременно являющиеся фрагментами образовательной области ОБЖ и подлежащие чёткой взаимосвязи с интегрирующем курсом, рассматриваются: в естествознании, обществознании, технологии, физической культуре, математике и информатике и др. предметная интеграция в программе способствует формированию целостного представления об изучаемом объекте и предмете, усилению развивающей и культурной составляющей курса, а также рациональному использованию учебного времени.
С учётом познавательных возможностей школьников программа обучения по курсу строится на основе спирального развёртывания системы знаний о безопасности человека, что позволяет на каждом этапе обучения формировать целостную картину опасностей окружающего мира, обеспечивать развитие знаний, умений и навыков в этой области, постепенно углублять мировоззренческий и практический уровни содержания школьного курса.
Достигается это за счёт увеличения от этапа к этапу обучения числа выявленных связей и отношений, использования различных глубин проникновения в сущность явлений и характера познавательной деятельности учащихся.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:
-использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
-выделение характерных причинно-следственных связей;
-творческое решение учебных и практических задач;
-сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
-самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
-самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведе-ния, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;
соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Межпредметные связи
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» представляет собой совокупность фрагментов во всех образовательных областях и основного массива содержания, которое обобщает и систематизирует учебный материал других предметов. В естествознании это сведения из физики, химии, биологии, географии и экологии, которые изучаются в тематических линиях «Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». В физической культуре - основы знаний о здоровом образе жизни и правила безопасности во время занятий физической культурой и спортом. Межпредметные связи реализуются за счет применения опорных знаний обучающихся, проведения интегрированных уроков и т.д.
Особенности организации учебного процесса по ОБЖ
Основными принципами обучения ОБЖ являются: сознательность, активность и самостоятельность; системность, последовательность и комплексность; обучение на высоком уровне трудности; прочность формирования знаний, умений и навыков; групповой и индивидуальные принципы обучения.
Принципы реализуются с помощью различных методов и средств (ТСО, наглядность), приемов позволяющих представлять взаимосвязь изучаемых явлений с реальной действительностью.
Основные методы обучения - наблюдения, повседневный опыт, интуитивное предсказание, активные методы обучения стимулирующие познавательную деятельность учащихся, интеракивное обучение - обучение основанное на общении, компьютерные методы обучения (адаптивные методы, метод проблем и открытий, метод научных исследований и т.д..)
Методы обучения включают устное изложение материала (рассказ, объяснение, инструктирование, лекция), обсуждение объясняемого материала (беседа, классно-групповое занятие, семинар), демонстрация, упражнение, самостоятельная работа.
Виды интерактивных методов используемых в обучении - мозговая атака, обучение в малых группах, метод учебных центров, деловая игра, метод проектов.
Основной организационной формой обучения является урок. Основные принципы, методы и средства обучения конкретизируются и реализуются в ходе урока и через него.
Типы уроков - вводный, изучения нового материала, комбинированный, обобщающий.
Вид урока определяется по основным методам обучения, или активным формам. Основные виды - объяснительно-иллюстративный, проблемный, телеурок, лекция и т.д.
Нетрадиционные формы урока - интернет-урок, видеоурок, урок интервью и т. д. проводятся после изучения какой-либо темы, выполняя функции обучающего контроля
Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне ученик должен
знать
-
основы здорового образа жизни и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье, вредные привычки и их профилактику;
-
потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
-
основы безопасной жизнедеятельности в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного происхождения;
-
основные задачи РСЧС и гражданской обороны;
-
основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности населения и порядок взаимодействия населения с этими службами;
уметь и применять в практической деятельности и повседневной жизни
-
правильно действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
-
соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
-
выполнять правила дорожного движения (в части правил, касающейся пешехода, велосипедиста, водителя мопеда);
-
правильно пользоваться бытовыми приборами и инструментами, бытовыми приборами контроля качества окружающей среды и продуктов питания;
-
соблюдать меры предосторожности и правила поведения пассажиров в общественном транспорте;
-
соблюдать меры предосторожности и правила поведения в криминогенной ситуации и в местах большого скопления людей, применять элементарные способы самозащиты в конкретной ситуации криминогенного характера;
-
проявлять бдительность и правильно действовать в случае угрозы террористического акта;
-
правильно пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, индивидуальной медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
-
оказывать первую медицинскую помощь в неотложных случаях;
-
ориентироваться на местности, подавать сигналы бедствия, добывать огонь, воду и пищу, строить укрытие (жилище) в случае вынужденного (автономного) пребывания в природной среде;
-
правильно действовать в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного происхождения;
-
правильно действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей, ценностей и продуктов питания в случае эвакуации населения;
-
обращаться за помощью в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Оценка знаний и умений учащихся.
Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
1. Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 - 100% от максимально возможного количества баллов.
2. Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 - 89% от максимально возможного количества баллов.
3. Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.
4. Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов.
Контроль качества образования по курсу ОБЖ.
. Для 5, 6, 7, 8 классов.
проведение тестирования по пройденному материалу;
летучки, самостоятельные работы;
семинары, круглые столы;
зачеты по практическим вопросам с выходом на природу;
сообщения учащихся по тематике.
. Для 9, 10, 11 классов.
тестирование (10 класс);
рефераты и их защита (9, 10, 11 класс);
самостоятельные работы, семинары (9, 10, 11 класс);
уметь проводить диагностику простых заболеваний, оказывать ПМП, ЭРП и ИВЛ пострадавшим (9, 11 класс).
Требования к уровню подготовки выпускников по курсу ОБЖ.
Требования разработаны на основании Госстандарта по ОБЖ в соответствии с обязательным минимумом и служат основой для разработки и осуществления контроля качества образования по ОБЖ для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений.
Выпускник должен:
Знать/понимать:
• основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
• правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
• способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.
Уметь:
• действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
• соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
• оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
• пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом,
респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
• вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
• действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
• соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
• пользования бытовыми приборами и инструментами;
• проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;
• обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Перечень учебно - методического обеспечения.
Методические и учебные пособия:
-комплект учебников «Основы безопасности жизнедеятельности» (автор А.Т. Смирнов под ред. Воробьёва);
-учебно - наглядные пособия (плакаты: «Воинские звания и знаки различия», «Военная форма одежды», «Устройство автомата Калашникова», «Основы и правила стрельбы из стрелкового оружия, «Правила поведения во время пожара»; средства индивидуальной защиты: противогазы, ватно - марлевые повязки, аптечка; автомат Калашникова);
Учебно-тематическое планирование
по ОБЖ.
Класс: 5 «А» «Б».
Преподаватель: Логинов Ю.А.
Количество часов: всего-34, в неделю-1
Плановых контрольных уроков: 4, зачётов 1 ,тестов 3.
Планирование составлено на основе примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности под редакцией А.Т. Смирнова изд. «Просвещение» 2008 год.
Учебник: М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др. ОБЖ: 5-й кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений; под ред. Ю.Л. Воробьева. - М.: АСТ: Астрель, 2014 - 173, [3], с.: ил. новый. (основной учебник).
Дополнительная литература:
1. Игровые классные часы.Правила пожарной безопасности(5 - 11 классы)/ Е.Н. Дубровская - М.: Педагогическое общество России, 2007.
2. Основы безопасности жизнедеятельности.-Учебно - справочный материал/ авт. - сост. И.П. Иванов - Саратов: СарИПК и ПРО, 1995.
3. Правила дорожного движения для детей/ авт. - сост. В. Надеждина.-М.: АСТ;Мн.: Харвест,2006.
4. Пожарная безопасность в школе: методическое пособие/Л.Ю. Скрипник. 3-е изд. М,: Айрис - пресс,2006.
5. Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению правил дорожного движения/ авт. - сост. В.Е. Амелина. - М.: Глобус,2006.
6. Журналы ОБЖ.
№
п\п
Наименование раздела темы
Кол-во часов
Дата
раздел
тема
План
Факт
I
Безопасность и защита человека в опасных ситуациях
16
1
Человек, среда его обитания, безопасность человека.
5
1.1
Город как среда обитания.
1
1.2
Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища.
1
1.3
Особенности природных условий в городе.
1
1.4
Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и их безопасность.
1
1.5
Основы безопасности жизнедеятельности человека.
1
2
Опасные ситуации техногенного характера.
6
2.1
Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения.
1
2.2
Пешеход. Безопасность пешехода.
1
2.3
Пассажир. Безопасность пассажира.
1
2.4
Водитель.
1
2.5
Пожарная безопасность.
1
2.6
Безопасное поведение в бытовых условиях
1
3
Опасные ситуации природного характера.
2
3.1
Погодные условия и безопасность человека.
1
3.2
Безопасность на водоемах.
1
4
Опасные ситуации социального характера.
3
4.1
Криогенные ситуации и личная безопасность.
1
4.2
Обеспечение личной безопасности дома.
1
4.3
Обеспечение личной безопасности на улице.
1
ІІ
Чрезвычайные ситуации
6
5
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
5
5.1
Чрезвычайные ситуации природного характера.
1
5.2
Чрезвычайные ситуации техногенного характера.
1
5.3
Практические занятия по обработке дейсвий в случае возникновения чрезвычайной ситуации природного характера.
4
ІІІ
Основы здорового образа жизни.
7
6
Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни.
6.1
О здоровом образе жизни.
1
6.2
Двигательная активность и закаливание организма необходимые условия укрепления организма.
1
6.3
Рациональное питание. Гигиена питания.
1
ІV
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
8
7
Первая медицинская помощь и правила её оказания.
8
7.1
Первая медицинская помощь и правила при различных видах повреждений.
2
7.2
Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении (практические занятия).
3
7.3
Первая медицинская помощь при отравлениях (практические занятия).
3
Всего часов
35
Учебно - тематическое планирование
по ОБЖ.
Класс: 6.
Преподаватель: Логинов Ю.А, .
Количество часов: всего-34, в неделю-1
Плановых контрольных уроков: 4, зачётов 1 ,тестов 3.
Планирование составлено на основе примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности под редакцией А.Т. Смирнова изд. «Просвещение» 2008 год.
Учебник: ОБЖ: 6-й кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. - М.:АСТ:Астрель, 2014 [2] с.: ил.(основной учебник).
Дополнительная литература:
1.Волович В. С природой один на один: о выживании человека в экстремальных условиях М. Воениздат, 1989
2. Волович В. Академия выживания (человек в условиях автономного существования) М. ТОЛК/Техноплюс, 1996
3. Ильин А. Школа выживания в природных условиях, М.:ЭКСМО-ПРЕСС, 2001
4. Журналы ОБЖ.
№
п\п
Наименование раздела темы
Кол-во часов
Дата
раздел
тема
План
Факт
I
Безопасность человека в природных условиях.
25
1
Подготовка к активному отдыху на природе.
6
1.1
Природа и человек.
1
1.2
Ориентирование на местности.
1
1.3
Определение своего местонахождения и направления движения на местности.
1
1.4
Подготовка к выходу на природу.
1
1.5
Определение места для бивака и организация бивачных работ.
7
1.6
Определение необходимого снаряжения для похода.
1
2
Активный отдых на природе и безопасность.
5
2.1
Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе.
1
2.2
Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности.
1
2.3
Подготовка и проведение лыжных походов.
1
2.4
Водные походы и обеспечение безопасности на воде.
1
2.5
Велосипедные походы и безопасность туристов.
1
3
Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности.
6
3.1
Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме.
1
3.2
Акклиматизация человека в различных климатических условиях.
1
3.3
Акклиматизация человека в горной местности.
1
3.4
Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта.
1
3.5
Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха водными видами транспорта.
1
3.6
Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха воздушными видами транспорта.
1
4
Обеспечение личной безопасности при автономном пребывании человека в природной среде.
4
4.1
Автономное пребывание человека в природной среде.
1
4.2
Добровольная автономия человека в природной среде.
1
4.3
Вынужденная автономия человека в природной среде.
1
4.4
Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании.
1
5
Опасные ситуации в природных условиях.
4
5.1
Опасные погодные явления.
1
5.2
Обеспечения безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях
1
5.3
Укусы насекомых и защита от них.
1
5.4
Клещевой энцефалит и его профилактика.
1
ІІ
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
10
6
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
4
6.1
Вопросы личной гигиены и оказание первой медицинской помощи в природных условиях.
1
6.2
Оказание первой медицинской помощи при травмах.
1
6.3
Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах, отморожении и ожоге.
1
6.4
Оказание первой медицинской помощи при укусах змей и насекомых.
1
7
Здоровье человека и факторы, на него влияющие.
6
7.1
Здоровый образ жизни и профилактика утомления.
1
7.2
Компьютер и его влияние на здоровье
1
7.3
Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека.
1
7.4
Влияние социальной среды на развитие здоровье человека.
1
7.5
Влияние наркотиков и психотропных веществ на здоровье человека.
1
7.6
Профилактика употребления наркотиков и психотропных веществ.
1
Всего часов
35
Учебно - тематическое планирование
по ОБЖ.
Класс: 7.
Преподаватель: Логинов Ю.А.
Количество часов: всего-34, в неделю-1
Плановых контрольных уроков: 4, зачётов 2 ,тестов 2.
Планирование составлено на основе примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности под редакцией А.Т. Смирнова изд. «Просвещение» 2008 год.
Учебник: ОБЖ: 7-й кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. - М.: АСТ:Астрель, 2014- 158 с., [2] с. НОВЫЙ (основной учебник)
Дополнительная литература:
1. Игровые классные часы.Правила пожарной безопасности(5 - 11 классы)/ Е.Н. Дубровская - М.: Педагогическое общество России, 2007.
2. Основы безопасности жизнедеятельности.-Учебно - справочный материал/ авт. - сост. И.П. Иванов - Саратов:СарИПК и ПРО 1995.
4. Пожарная безопасность в школе: методическое пособие/Л.Ю. Скрипник. 3-е изд. М,: Айрис - пресс,2006.
5. Журналы ОБЖ.
№
п\п
Наименование раздела темы
Кол-во часов
Дата
раздел
тема
План
Факт
I
Безопасность и защита человека в опасных ситуациях
3
1
Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях.
3
1.1
Различные природные явления и причины их возникновения.
1
1.2
Общая характеристика природных явлений.
1
1.3
Опасные и чрезвычайные ситуации. Общие понятия и определения.
1
II
Чрезвычайные ситуации природного характера.
21
2
Чрезвычайные ситуации геологического происхождения.
7
2.1
Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия.
1
2.2
Защита населения от последствий землетрясений.
1
2.3
Правила безопасного поведения населения при землетрясении.
1
2.4
Вулканы, извержение вулканов на Земле.
1
2.5
Последствия извержения вулканов. Защита населения.
1
2.6
Оползни, их последствия, защита населения.
2
3
Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения.
3
3.1
Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия.
1
3.2
Защита населения от последствий ураганов и бурь.
1
3.3
Смерчи
1
4
Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения.
7
4.1
Наводнения. Виды наводнений и их причины.
1
4.2
Защита населения от последствий наводнений.
1
4.3
Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнений.
1
4.4
Сели и их последствия.
1
4.5
Защита населения от последствий селевых потоков.
1
4.6
Цунами и их характеристика.
1
4.7
Защита населения от цунами
1
5
Чрезвычайные ситуации биологического происхождения
4
5.1
Лесные и торфяные пожары
1
5.2
Профилактика лесных и торфяных пожаров
1
5.3
Эпидемии
1
5.4
Эпизоотии, эпифитотии
1
III
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
11
6
Здоровый образ жизни и его значение
7
6.1
Психологическая уравновешанность
1
6.2
Стресс и его влияние на человека
1
6.3
Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте
1
6.4
Формирование личности подростка. Взаимоотношения со взрослыми.
1
6.5
Формирование личности подростка. Взаимоотношения со сверстниками
1
6.6
Формирование личности подростка. Взаимоотношения со сверстниками противоположного пола.
1
6.7
Взаимоотношения подростка и общества
1
7
Первая медицинская помощь и правила её оказания
4
7.1
Общее правило оказания первой медицинской помощи.
1
7.2
Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении.
1
7.3
Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах.
1
7.4
Общее правило транспортировки пострадавшего
1
Всего часов:
35
\
Учебно - тематическое планирование
по ОБЖ.
Класс: 8.
Преподаватель: Логинов Ю.А.
Количество часов: всего-34, в неделю-1
Плановых контрольных уроков: 4, зачётов 1 ,тестов 1.
Планирование составлено на основе примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности под редакцией А.Т. Смирнова изд. «Просвещение» 2008 год.
Учебник: ОБЖ: 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. - М.: АСТ:Астрель, 2014 - 190, [2] с. (основной учебник).
Дополнительная литература:
1. Игровые классные часы. Правила пожарной безопасности(5 - 11 классы)/ Е.Н. Дубровская - М.: Педагогическое общество России, 2007.
2. Основы безопасности жизнедеятельности.-Учебно - справочный материал/ авт. - сост. И.П. Иванов - Саратов:СарИПК и ПРО 1995.
4. Пожарная безопасность в школе: методическое пособие/Л.Ю. Скрипник. 3-е изд. М,: Айрис - пресс,2006.
5. Журналы ОБЖ.
№
п\п
Наименование раздела темы
Кол-во часов
Дата
раздел
тема
План
Факт
I
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
11
1
Пожарная безопасность
3
1.1
Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия
1
1.2
Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения
1
1.3
Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожаре
1
2
Безопасность на дорогах
3
2.1
Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизм людей
1
2.2
Организация дорожного движения. Обязанности пешеходов и пассажиров
1
2.3
Водитель, формирование качеств безопасного водителя
1
3
Безопасность на водоемах
3
3.1
Безопасное поведение на водоемах в различных условиях
1
3.2
Безопасный отдых у воды
1
3.3
Оказание помощи терпящим бедствие на воде
1
4
Экология и безопасность
2
4.1
Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека
1
4.2
Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке
1
II
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения
12
5
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия
9
5.1
Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера
1
5.2
Аварии на радиационно опасных объектах и их последствия
1
5.3
Обеспечение радиационной опасности населения
1
5.4
Аварии на химически опасных объектах и их последствия
1
5.5
Обеспечение химической защиты населения
1
5.6
Пожары на взрывопожарных объектах экономики и их возможные последствия
1
5.7
Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах
1
5.8
Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия
1
5.9
Обеспечение защиты населения от аварий на гидротехнических сооружениях
1
6
Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
3
6.1
Оповещение о чрезвычайных ситуаций техногенного характера
1
6.2
Эвакуация населения
1
6.3
Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
1
III
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
12
7
Основы здорового образа жизни
8
7.1
Общее понятие о здоровье как основной ценности человека
1
7.2
Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность
1
7.3
Репродуктивное здоровье - составная часть здоровья человека и общества
1
7.4
Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества
1
7.5
Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний
1
7.6
Вредные привычки и их влияние на здоровье
1
7.7
Профилактика вредных привычек
1
7.8
Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности
1
8
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
4
8.1
Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение (практические занятия)
1
8.2
Первая медицинская помощь при отравлениях АХОВ (практические занятия)
1
8.3
Первая медицинская помощь при травмах (практические занятия)
1
8.4
Первая медицинская помощь при утоплении (практические занятия)
1
Всего часов
35
Учебно - тематическое планирование
по ОБЖ.
Класс: 9 «А» «Б».
Преподаватель: Логинов Ю.А.
Количество часов: всего-34, в неделю-1
Плановых контрольных уроков: 4, зачётов 1 ,тестов 1.
Планирование составлено на основе примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности под редакцией А.Т. Смирнова изд. «Просвещение» 2008 год.
Учебник: ОБЖ: 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. - М.: АСТ:Астрель, 2014 - 253.
Дополнительная литература:
1. Игровые классные часы.Правила пожарной безопасности(5 - 11 классы)/ Е.Н. Дубровская - М.: Педагогическое общество России, 2007.
2. Основы безопасности жизнедеятельности.-Учебно - справочный материал/ авт. - сост. И.П. Иванов - Саратов:СарИПК и ПРО 1995.
4. Пожарная безопасность в школе: методическое пособие/Л.Ю. Скрипник. 3-е изд. М,: Айрис - пресс,2006.
5.ОБЖ: тесты: 9 класс/С.С. Соловьёв - М.: Издательство «Экзамен»,2006.
6. Журналы ОБЖ.
№
п\п
Наименование раздела темы
Кол-во часов
Дата
раздел
тема
План
Факт
I
Основы безопасности личности, общества и государства
24
1
Национальная безопасность России в мировом сообществе
4
1.1
Россия в мировом сообществе
1
1.2
Национальные интересы России в современном мире
1
1.3
Основные угрозы национальным интересам России
1
1.4
Формирование Общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности
1
2
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера кА угроза национальной безопасности России
3
2.1
Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация
1
2.2
Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия
1
2.3
Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия
1
3
Современный комплекс проблем безопасности социального характера
3
3.1
Военные угрозы национальной безопасности России
1
3.2
Международный терроризм - угроза национальной безопасности России
1
3.3
Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма
1
4
Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
3
4.1
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
1
4.2
Гражданская оборона как составная часть Национальной безопасности и обороноспособности страны
1
4.3
МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
1
5
Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
5.1
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций
1
5.2
Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
1
5.3
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях
1
5.4
Эвакуация населения
1
5.5
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения
1
6
Основы государственной политики по организации борьбы с терроризмом и наркобизнесом
6
6.1
Виды террористических акций, их цели и способы осуществления
1
6.2
Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом
1
6.3
Система борьбы с терроризмом
1
6.4
Правила поведения при угрозе террористического акта
1
6.5
Государственная политика противодействия наркотизму
1
6.6
Профилактика наркомании
1
II
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
11
7
Основы здорового образа жизни
3
7.1
Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность
1
7.2
Здоровый образ жизни и его составляющие
1
7.3
Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России
1
8
Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье
3
8.1
Ранние половые связи и их последствия
1
8.2
Инфекции, передаваемые половым путем
1
8.3
Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе
1
9
Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья
3
9.1
Брак и семья
1
9.2
Семья и здоровый образ жизни человека
1
9.3
Основы семейного права в Российской Федерации
1
10
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
2
10.1
Первая медицинская помощь при массовых поражениях
1
10.2
Первая медицинская помощь при передозировке при приеме психоактивных веществ
1
Всего часов
35
Учебно - тематическое планирование
по ОБЖ.
Класс: 10.
Преподаватель: Логинов Ю.А.
Количество часов: всего-35, в неделю-1, 40 часов военно-полевых сборов.
Плановых контрольных уроков: 4, зачётов 3 ,тестов 1.
Планирование составлено на основе примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности под редакцией А.Т. Смирнова изд. «Просвещение» 2008 год.
Учебник: ОБЖ: 10 кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. - М.: ООО «Изд. Астрель»: 2014 - 382.
Дополнительная литература:
1. Военно - патриотическое воспитание в школе. -изд. 2 - е, испр./ авт. - сост. М.В. Видякин и др.-Волгоград: Учитель, 2006.
2. Вооружённые силы Российской Федерации - защитники нашего Отечества. - Учебное пособие.- Москва: Армпресс,2001.
3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Тестовый контроль качества знаний старшеклассников: 10 - 11 кл.: Пособие для преподавателей - организаторов курса «Основы безопасности жизнедеятельности» общеобразоват. учреждений/ А.Т. Смирнов, М.В. Маслов; под общ. ред. А.Т. Смирнова.-М.: Просвещение, 2002.
4. Основы безопасности жизнедеятельности.- Учебно - справочный материал/ авт. - сост. И.П. Иванов - Саратов: СарИПК и ПРО 1995.
5. Пожарная безопасность в школе: методическое пособие/Л.Ю. Скрипник. 3-е изд. М,: Айрис - пресс,2006.
6.ОБЖ:тесты: 9 класс/С.С. Соловьёв - М.: Издательство «Экзамен»,2006.
7. Система по профилактике наркомании/ авт. Сост.О.В. Галичкина. Волгоград: Учитель, 2006 .
8. Журналы ОБЖ.
№
п\п
Наименование раздела темы
Кол-во часов
Дата
Раздел
тема
План
Факт
I
Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях
13
1
Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения
6
1.1
Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях. Подготовка туристического похода
1
1.2
Правила поведения в ситуациях криминогенного характера
1
1.3
Условия ответственность несовершеннолетних
1
1.4
Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
1
1.5
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи
1
1.6
Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности
1
2
Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны
7
2.1
Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны
1
2.2
Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения
1
2.3
Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени
1
2.4
Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
1
2.5
Средства индивидуальной защиты
1
2.6
Организация провидения аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайных ситуаций
1
2.7
Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении
1
II
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
10
3
Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний
3
3.1
Сохранение и укрепление здоровья - важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности
1
3.2
Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика
2
4
Основы здорового образа жизни
7
4.1
Здоровый образ жизни и его составляющие
2
4.2
Биологические ритмы и их влияние работоспособность человека
2
4.3
Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека
1
4.4
Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек
2
III
Основы военной службы
12
5
Вооруженные Силы Российской Федерации - защитники нашего Отечества
6
5.1
История создания Вооруженных Сил Российской Федерации
2
5.2
Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначения
2
5.3
Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Реформа Вооруженных Сил
1
5.4
Другие войска, их состав и предназначение
1
6
Боевые традиции Вооруженных Сил России
3
6.1
Патриотизм и верность воинскому долгу - качества защитника Отечества
1
6.2
Памяти поколений - дни воинской славы России
1
6.3
Дружба войсковое товарищество - основа боевой готовности частей и поздравлений
1
7
Символы воинской чести
3
7.1
Боевое Знамя воинской части - символ воинской чести, доблести и славы
1
7.2
Ордена - почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе
1
7.3
Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации
1
8
Основы военной службы (практические занятия на базе воинской части во внеурочное время)
40
8.1
Основы подготовки граждан к военной службе. Начальная военная подготовка в войсках
1
8.2
Размещение и быт военнослужащих
3
8.3
Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда
4
8.4
Организация караульной службы, обязанности часового
4
8.5
Строевая подготовка
4
8.6
Огневая подготовка
14
8.7
Тактическая подготовка
5
8.8
Физическая подготовка
5
Всего часов
35+40
Учебно - тематическое планирование
по ОБЖ.
Класс: 11.
Преподаватель: Логинов Ю.А.
Количество часов: всего-35, в неделю-1
Плановых контрольных уроков: 3, зачётов 2 ,тестов 2.
Планирование составлено. на основе примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности под редакцией А.Т. Смирнова изд. «Просвещение» 2008 год.
Учебник: ОБЖ: 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов,
Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. - М.: ООО
«Изд. Астрель»: 2014 - 318.
Дополнительная литература:
1. Военно - патриотическое воспитание в школе. -изд. 2 - е, испр./ авт. - сост.
М.В. Видякин и др.-Волгоград: Учитель, 2006.
2. Вооружённые силы Российской Федерации - защитники нашего Отечества. - Учебное пособие.- Москва: Армпресс,2001.
3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни:
Тестовый контроль качества знаний старшеклассников: 10 - 11 кл.:
Пособие для преподавателей - организаторов курса
«Основы безопасности жизнедеятельности» общеобразоват. учреждений/ А.Т. Смирнов, М.В. Маслов; под общ. ред. А.Т. Смирнова.-М.: Просвещение, 2002.
4. Основы безопасности жизнедеятельности.- Учебно - справочный материал/ авт. - сост. И.П. Иванов - Саратов: СарИПК и ПРО 1995.
5. Пожарная безопасность в школе: методическое пособие/Л.Ю. Скрипник.
3-е изд. М,: Айрис - пресс,2006.
6.ОБЖ:тесты: 9 класс/С.С. Соловьёв - М.: Издательство «Экзамен»,2006.
7. Система по профилактике наркомании/ авт. Сост.О.В. Галичкина. Волгоград: Учитель, 2006 .
8. Журналы ОБЖ.
№
п\п
Наименование раздела темы
Кол-во часов
Дата
Раздел
тема
План
Факт
I
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
10
1
Основы здорового образа жизни
6
1.1
Правила личной гигиены и здоровье
1
1.2
Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов
1
1.3
Инфекции, передаваемые половым путем. Меры профилактики
1
1.4
СПИД и его профилактика
2
1.5
Семья в современном обществе. Законодательство и семья
1
2
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи
4
2.1
Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте (практические занятия)
1
2.2
Первая медицинская помощь при ранениях (практические занятия)
1
2.3
Первая медицинская помощь при травмах (практические занятия)
1
2.4
Первая медицинская помощь при остановке сердца
1
II
Основы военной службы
25
3
Воинская обязанность
10
3.1
Основные понятия о воинской обязанности
1
3.2
Организация воинского учета и его предназначение
2
3.3
Обязательная подготовка граждан к военной службе
2
3.4
Добровольная подготовка граждан к военной службе
1
3.5
Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке на воинский учет
3
3.6
Увольнение с военной службы и пребывание в запасе
1
4
Особенности военной службы
8
4.1
Правовые основы военной службы
1
4.2
Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации - закон воинской жизни
1
4.3
Военная присяга - клятва воина на верность Родине - России
1
4.4
Прохождение военной службы по призыву
2
4.5
Прохождение военной службы по контракту
1
4.6
Права и ответственность военнослужащих
1
4.7
Альтернативная гражданская служба
1
5
Военнослужащий - защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил
7
5.1
Военнослужащий - патриот, с честью и достоинством несущие звание защитника Отечества
1
5.2
Военнослужащий - специалист, в совершенстве оружием и военной техникой
1
5.3
Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина
1
5.4
Военнослужащий - подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников
1
5.5
Как стать офицером Российской армии
2
5.6
Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации
1
Всего часов
35
Список литературы.
1. Временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования по ОБЖ (приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 19.05.1998№1236);
2. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по ОБЖ (приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 30.06.2012 № 56);
3. Стандарт основного общего образования по ОБЖ (приказ Минобразования России от 5.03.2010);
4. Стандарт среднего (полного) общего образования по ОБЖ на базовом уровне (приказ Минобразования России от 5.03.2012);
5. Примерные программы по ОБЖ для основного общего образования;
6. Авторская программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в V - IX классах общеобразовательных учреждений, автор А.Т. Смирнов (изд-во «Просвещение», 2011);
8. Концепция образования по "Основам безопасности жизнедеятельности"// Основы безопасности жизни. - 2003. - №3. - С. 23−30, №8. - С. 50−53.
9. Методические рекомендации по оборудованию кабинета (класса) ОБЖ в общеобразовательных учреждениях / Н.А. Крючек, С.К. Миронов, Б.И. Мишин. - М.:Дрофа, 2003. - 80 с.
10. Методика преподавания курса "Основы безопасности
жизнедеятельности" в общеобразовательных учреждениях: книга для учителя / И.К. Топоров.- М.: Просвещение, 2000. - 96 с.
11. ОБЖ: 6-й кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. - М.:АСТ:Астрель, 2005-2006, [2] с.: ил.(основной учебник).
12. ОБЖ: 5-й кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/ М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др., под ред. Ю.Л. Воробьева. - М.: АСТ: Астрель, 2006 - 173, [3], с.: ил. новый. (основной учебник).
13. ОБЖ: 7-й кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. - М.: АСТ:Астрель, 2004- 158 с., [2] с. НОВЫЙ (основной учебник)
14. ОБЖ: 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. - М.: АСТ:Астрель, 2006 - 206, [2] с. (основной учебник).
15. ОБЖ: 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. - М.: АСТ:Астрель, 2002 - 253, [3] с. НОВЫЙ (основной учебник)
16. ОБЖ: 10 кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. - М.: ООО «Изд. Астрель»: 2004 - 382, [2] с. (основной учебник)
17. ОБЖ: 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. - М.: ООО «Изд. Астрель»: 2002 - 366, [2] с. (основной учебник)
18. Планирование и проведение «Дня защиты детей»: метод. пособие /
А.Г. Маслов. - М.: Академия, 2001. - 150 с.
19. Склонность к саморазрушению / В.Н. Мошкин // Основы
безопасности жизнедеятельности. - 2000. - № 4. - С. 12 - 16.
20. Теория, методика преподавания основ безопасности жизнедеятельности / В.В. Марков. - М.: Академия, 2004. - 384 с.