Рабочая программа по ОБЖ - 8 класс

Курс предназначен для ознакомления учащихся с общими характеристиками различных чрезвычайных ситуаций, их последствиями, а также для приобретения ими знаний умений по защите жизни и здоровья в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.   В процессе изучения данного курса учащиеся знакомятся с организацией Российской системы защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций, приобретают практические навыки по гражданской обороне, оказанию само- и взаимопомощи и знания по основам здорового обра...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

42


г. КРАСНЫЙ СУЛИН


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2


Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ № 2

________Л.Г. Пархоменко

Пр. ОУ №___ от ________


Рабочая учебная программа

по Основам безопасности жизнедеятельности

Уровень общего образования (класс): основное общее 8 классы

Количество часов: 8а и 8б- 35 ч.

Срок реализации программы: 2014-2015уч.год

ФИО учителя: Максимова Галина Ивановна

Квалификационная категория I категория

Составлена на основе:

  • типовой примерной программе среднего (полного) общего образования по «Основам безопасности жизнедеятельности» с учетом авторской программы А.Т.Смирнова, Б.О.Хренникова



Оглавление




Пояснительная записка_________________________________________________________2

Содержание учебного предмета:_________________________________________________6

  • разделы учебной программы_______________________________________________6

  • планируемые результаты_________________________________________________ 7

  • система оценки планируемых результатов__________________________________ 9

Календарно-тематическое планирование:_________________________________________ 11

  • тематическое планирование______________________________________________ 11

  • поурочное планирование________________________________________________ 12

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса__________________ 15

Приложение: контрольно-измерительные материалы______________________________ 17







Пояснительная записка

Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:



  • Федеральный Закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п.3.ст.28,п.6. ст. 28,п.9,10 ст.2);

  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования (далее ФКГСОО), утвержденного распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756-р и утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089;

  • ФГОС общего образования

  • Письмо Министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 24/4.1.1-4851- м от 08.08.2014г. «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ»;

  • Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 30.04.2014г. № 263 «Об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области на 2014-2015 учебный год»

  • Устав МБОУ СОШ № 2;

  • Образовательная программа школы;

  • Авторская программа по «ОБЖ» А.Т.Смирнова, Б.О. Хренникова.

  • Примерная типовая программа среднего (полного) общего образования по «Основам безопасности жизнедеятельности» (Сборник нормативных документов).

  • Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Основы безопасности жизнедеятельности». Учебник, под общей редакцией А.Т.Смирнова, Б.О. Хренникова - М…Просвещение, 2014 г.

Общая характеристика учебного курса ОБЖ.

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по ОБЖ и авторской программой учебного курса. Изменений в авторскую образовательную программу под общей редакцией А.Т. Смирнова (программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-х, 8-х, 10-11 классов общеобразовательных учреждений) не внесено.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.

Цели и задачи программы обучения:

Задачи:

1.Формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;

2. Выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;

3. Формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.

Цели:

1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; их влиянии на безопасность личности, общества и государства; о здоровье человека и здоровом образе жизни (ЗОЖ), об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях.

2. Развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни, личному и общественному здоровью.

3. Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.

4. Овладение умениями оценивать возникающие ситуации, опасные для жизни и здоровья; умело действовать в ЧС; оказывать ПМП пострадавшим.

5. Развивать умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников.



Особенности организации учебного процесса по ОБЖ

Основными принципами обучения ОБЖ являются: сознательность, активность и самостоятельность; системность, последовательность и комплексность; обучение на высоком уровне трудности; прочность формирования знаний, умений и навыков; групповой и индивидуальные принципы обучения.

Курс предмета «ОБЖ» учитывает особенности, содержание и последовательность изучения материала в соответствии с учебно-методическим комплектом (УМК):

  • Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений / А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2010 г

Основной организационной формой обучения является урок. Основные принципы, методы и средства обучения конкретизируются и реализуются в ходе урока и через него.

Уроки деятельностной направленности:

· уроки «открытия» нового знания;

· уроки рефлексии;

· уроки общеметодологической направленности;

· уроки развивающего контроля.

Нетрадиционные формы уроков:

· Урок - коммуникации;

· Урок - практикум;

· Урок - игра;

· Урок - исследование;

· Урок - консультация;

· Урок - зачет;

-Интегрированный урок и др.

Базовыми технологиями, на которых построена реализация курса, являются:

-разноуравневое обучение;

-обучение в сотрудничестве.

Активные и интерактивные методы обучения;

· Информационно-коммуникационные технологии;

· Игровые технологии;

· Исследовательская технология обучения;

· Здоровьесберегающие технологии.

Структура курса ОБЖ при модульном построении содержания образования включает в себя три учебных модуля и шесть разделов (в каждом модуле по два раздела).

Модуль I (M-I). Основы безопасности личности, общества и государства

Раздел I. Основы комплексной безопасности.

Раздел П. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.

Модуль II (М-II). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Раздел III. Основы здорового образа жизни.

Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

Модуль III (M-III). Обеспечение военной безопасности государства

Раздел V. Основы обороны государства.

Раздел VI. Основы военной службы.

Модульный принцип построения содержания курса ОБЖ позволяет:

- последовательно и логически взаимосвязано структурировать тематику курса ОБЖ;

- повысить эффективность процесса формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности и готовности к военной службе с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по другим учебным предметам (при поурочном планировании предмета по годам обучения), а также с учетом особенностей обстановки в регионе в области безопасности (при разработке региональных учебных программ);

Межпредметные связи

  • физкультура - ЗОЖ;

  • история - ОВС;

  • биология - ЗОЖ, оказание ПМП;

  • география - выживание в природе,

  • химия - опасные вещества, экологическая безопасность;

  • физика - природные явления, техногенные аварии и катастрофы.

Место предмета в учебном плане

Для реализации содержания, учебных целей и задач предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 8-х, классах в программе отводится 1 час в неделю. В связи с Постановлением Правительства РФ «О переносе выходных дней в 2015 году» от 27.08.2014 года № 860 и в соответствии с расписанием школы курс ОБЖ будет реализован:

  • в 8-А и 8-Б классах за 35 учебных часа в год.





2) Содержание учебного предмета

Разделы учебной программы

8 класс

Тема I. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

Глава 1.Пожарная безопасность.

Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.

Глава 2. Безопасность на дорогах.

Причины дорожно-транспортного травматизма. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.

Глава 3. Безопасность на водоемах.

Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.

Глава 4. Экология и безопасность.

Загрязнение окружающей природной среды. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.

Тема II. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения

Глава 5.Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия

Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения.

Потенциально опасные объекты экономики. Аварии на радиационно-опасных, химически опасных и взрывоопасных пожарных объектах. Причины их возникновения и возможные последствия. Аварии на гидротехнических объектах. Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

Глава 6. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных и химически опасных объектах.

Тема III. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Глава 7. Основы здорового образа жизни

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и безопасность - основные составляющие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества и обеспечения их безопасности. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека. Вредные привычки и их профилактика.

Глава 8. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здоровья человека. Средства оказания первой медицинской помощи при травмах и утоплении. Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком.

Планируемые результаты освоения программы

В результате изучения «Основ безопасности жизнедеятельности» в 8 классах ученик должен

знать:

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

  • правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;

  • соблюдение мер пожарной безопасности в быту и на природе;

  • о здоровом образе жизни;

  • об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;

  • о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

  • основные поражающие факторы при авариях на химических и радиационных объектах;

  • правила поведения населения при авариях; классификация АХОВ по характеру воздействия на человека;

  • организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных объектах.

уметь:

  • предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;

  • принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;

  • действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;

  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

  • оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

  • Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:

  • обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

  • подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях;

  • оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

  • выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.


Система оценки планируемых результатов

Формы и виды контроля:

Основной формой организации учебного процесса является урочная деятельность. Преобладающий тип урока - комбинированный. Комбинированные уроки дополняются проведением уроков в форме школьной лекции-визуализации и уроков в форме практических занятий.

  • учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций;

  • подготовка индивидуальных рефератов;

  • индивидуальные консультации;

  • практические занятия;

  • внеклассная и внешкольная работа (участие в олимпиаде по ОБЖ, мероприятиях и соревнованиях в рамках детско-юношеского движения «Безопасное колесо» и пожарно-прикладным видам соревнований, проведение Дня защиты детей, различных эстафет и викторин по ОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками военкомата и правоохранительных органов, органов ГОЧС, ГИБДД, медицины и др.).

Контроль результатов обучения осуществляется через использование следующих видов оценки и контроля ЗУН: входящий, текущий, тематический, итоговый.

При этом используются различные формы оценки и контроля ЗУН:

  • контрольная работа (к.р.),

  • самостоятельная работа (с.р.),

  • тест, контрольный тест (т.),

  • устный опрос (у.о.).

  • практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности - главная составляющая учебного процесса.

Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.

Показатели уровня успешности обучающихся:

  • Отметка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу ОБЖ, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

  • Отметка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

  • Отметка «3» ставится, если учащийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса ОБЖ, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.

  • Отметка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка письменных контрольных работ.

  • Отметка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

  • Отметка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

  • Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

  • Отметка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка практических работ.

  • Отметка «5» ставится, если учащийся выполняет практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий, самостоятельно и правильно выбирает необходимое оборудование; все приемы проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности.

  • Отметка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

  • Отметка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе выполнения приема были допущены ошибки.

  • Отметка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; если приемы выполнялись неправильно.

  1. Календарно-тематическое планирование

  1. Тематическое планирование

8 класс

Перечень разделов

Наименование разделов (тем) программы

Кол-во учебных часов

Раздел 1.

«Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни».

11 ч.

Раздел II.

«Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения»

11 ч.

Раздел III.

«Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».

13ч.


Итого:

  1. часа.


  1. Поурочное планирование

урока

Пункт

учебника

Тема урока

Вид урока

Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности

Примерная дата проведения

Модуль I. «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ». (11 часов)


Глава 1

«Пожарная безопасность»


3



1

§1.1

Пожары в жилых зданиях, их причины и последствия.

Комбинированный урок


1

Работа с текстом, решение ситуативных задач.


2

§1.2

Профилактика пожаров.

Комбинированный урок


1

ситуативные задачи работа в группах


3

§1.3

Права граждан при пожаре.

Тест: «Пожарная безопас ность»

Фронтальный опрос

1

Тестирование



Глава 2

«Безопасность на дорогах».


3



4

§2.1

Причины ДТП и травматизм людей.

Комбинированный урок

1

ситуативные задачи работа в группах


5

§ 2.2

Организация дорожного движения пешеходов.

Комбинированный урок


1

игровая


6

§ 2.3

Водитель, безопасность. Тест: «Безопасность на дорогах».

Текущий контроль

1

Тестирование



Глава 3

Безопасность на водоёмах


3



7

§ 3.1


Безопасное поведение на водоёмах.

Текущий контроль

1

ситуативные задачи работа в группах


8

§ 3.2

Безопасный отдых у воды.

Комбинированный урок


1

Работа с карточками, памятки.


9

§ 3.3


Оказание помощи, терпящим на воде.

Комбинированный урок


1

Практическая работа



Глава 4

«Экология и безопасность»


2



10

§ 4.1

Правила безопасного поведения. Загрязнение окружающей среды.

Комбинированный урок


1

Фронтальный опрос, работа по карточкам


11

§ 4.2

Поведение при неблагоприятной экологической обстановке.

Комбинированный урок


1

Анализ проблем ных ситуаций.




Глава 5

«ЧС техногенного характера и их последствия»


9



12

§ 5.1

Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Комбинированный урок


1

Решение ситуативных задач, работа в группах


13

§ 5.2

Аварии на РОО и их возможные последствия.

Комбинированный урок


1

Рабо с карточками по группам


14

§5.3

Обеспечение радиационной безопасности населения.

Комбинированный урок,

1

Выполнение контрольных заданий


15

§ 5.4

Аварии на ХОО, их возможные последствия. Тест: «Аварии на ХОО»

Комбинированный урок


1

Тестовые задания


16

§ 5.5

Обеспечение химической защиты населения.

Комбинированный урок


1

Работа с текстом, составление конспекта


17

§ 5.6

Пожары на взрывопожарных объектах экономики и их возможные последствия.

Комбинированный урок


1

Решение ситуативных задач, работа в группах


18

§ 5.7

Оповещение и эвакуация населения при ЧС техногенного характера.

Комбинированный урок

1

Работа в парах


19

§ 5.8

Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия.

Комбинированный урок


1

Презентация. Работа с текстом, причины аварий


20

§ 5.9

Защита населения от аварий на гидротехническихсооружениях. Тест: «ЧС техногенного характера».

Комбинированный урок


1

Анализ проблемных ситуаций, тестирование.



Глава 6

«Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера».


2



21

§ 6.1

§ 6.2

Оповещение о ЧС техногенного характера. Эвакуация населения

Урок-проект

1

Составление и защита проекта


22

§ 6.3.

Мероприятия по защите населения от ЧС. Тест: «Оповещение и эвакуация населения».

Текущий контроль

1

Тестирование учащихся




Глава 7

«Основы здорового образа жизни».


9



23

§ 7.1.

Общие понятия о здоровье.

Комбинированный урок


1

Работа с текстом, составление памяток о здоровье.


24

§ 7.2.

Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность.

Комбинированный урок


1

Решение ситуативных задач, работа в группах


25

§7.3.

Репродуктивное здоровье - составная часть здоровья человека в обществе.

Комбинированный урок


1

Работа с текстом, составление памяток о здоровье.


26

§7.4.


Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.

Комбинированный урок


1

Решение ситуативных задач, работа в группах


27

§7.5.


ЗОЖ и профилактика основных неинфекционных заболеваний

Комбинированный урок


1

Выполнение тестовых заданий


28

§7.6.


Вредные привычки и их влияние на здоровье

Комбинированный урок


1

Решение ситуативных задач, работа в группах


29

§7.7.


Профилактика вредных привычек.

Комбинированный урок


1

Ситуационные задачи


30


Тестирование по теме: «Вредные привычки»

тестирование

1

Выполнение тестовых заданий


31

§7.8.


ЗОЖ и безопасность жизнедеятельности. Тестирование №6 по ЗОЖ.

Комбинированный урок

закрепление

1

Тестирование учащихся



Глава8

«Основы медицинских знаний

и оказание первой медицинской помощи».


4



32

§8.1


Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение (практическое занятие).

Текущий контроль

1

Работа с практическими заданиями по группам


33

§8.2


Первая медицинская помощь при отравлении АХОВ (практическое занятие).

Текущий контроль

1

Практическая работа:


34

§8.3


Первая медицинская помощь при травмах

практическое занятие.

1

Текущий контроль


35

§8.4


Первая медицинская помощь при утоплении (практическое занятие). Тестирование №7: «Основы медицинских знаний».

практическое занятие.

1

Текущий контроль




Итого:

35 часов


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Печатные пособия

  1. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений / А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2010 г

  2. «Основы безопасности жизнедеятельности»: Тестовый контроль качества знаний учащихся 5-11 классов под редакцией В.Н. Латчук; В.В.Марков. М…2001г. Дрофа.

  3. Примерная программа среднего (полного) общего образования по «Основам безопасности жизнедеятельности для 10-11 классов. (В пособие включены контрольные работы для проверки полученных учащимися знаний, примеры экстремальных ситуаций, способы выживания в условиях автономного существования).

  4. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя - составители А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, -М: просвещение, 2001.

  5. ОБЖ, учебно - методический журнал-2000-2011гг. «Правила дорожного движения»

  6. «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». Учебник для учащихся 10-11классов, под редакцией Смирнов А.Т. - М …Просвещение 2009г.

  7. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя- составители А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, -М: просвещение, 2001.





Информационно-методическое обеспечение:

Наименование электронных образовательных изданий

1

Электронное с. у. н. «ОБЖ 5-11 классе»

2

Сборник педагогических практик учителей РО по использованию доски SMART (физ. культура, ОБЖ, информатика, технология)

Средства обучения

1. Печатные пособия

  • Альбом "Детям о правилах пожарной безопасности"

  • Плакаты "Действия населения при авариях и катастрофах техногенного характера"

(Плакаты рассказывают о действиях населения при авариях с выбросом хлора, аммиака, при разливе ртути, со взрывами и пожарами, при радиоактивном загрязнении и правилам поведения на радиоактивной загрязненной местности).

  • Плакаты "Действия населения при стихийных бедствиях"

(Плакаты рассказывают о действиях при наводнениях, оползнях, селях, землетрясениях, лесных пожарах, смерчах).

  • Плакаты "Осторожно! Терроризм"

  • Плакаты "Первая реанимационная и первая медицинская помощь"

  • Плакаты "Первая медицинская помощь при чрезвычайных ситуациях"

  • Плакаты "Первичные средства пожаротушения"

  • Плакаты "Пожарная безопасность"

  • Плакаты "Терроризм - угроза обществу"

  • Плакаты "Умей действовать при пожаре"

  • Плакаты "Правила поведения в аварийных ситуациях на транспорте"

  • Показаны основные правила поведения людей в аварийных ситуациях на транспорте

  • Плакаты "Правила поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера"

(Показаны основные правила поведения людей при химических, радиационных авариях, пожарах и т.д.)

  • Плакаты "Правила поведения в ЧС природного характера"

(Показывает основные правила поведения людей при землетрясениях, лавинах, оползнях и т.п.)

  • Плакаты «Умей действовать при пожаре»

  • «Уголок гражданской защиты»

2. Учебно - практическое оборудование.

  • Противогаз ГП-7

  • Респиратор Р-2

  • Аптечка индивидуальная АИ-2

  • Сумка санинструктора

  • Аптечка первой медицинской помощи, шины, резиновый жгут, бинты

3. Информационно- коммуникационные средства.

  • Презентации к уроку 8 класс

  • Эл. сборник тестов 8 класс

4. Экранно-звуковые пособия

  • «Детство без алкоголя»

  • «Береги здоровье смолоду»

  • Компакт-диск "Основы пожарной безопасности"

  • Компакт-диск "Основы противопожарной безопасности"

5. Технические средства обучения

  • Компьютер, интерактивный комплекс.


5) Приложение:

контрольно-измерительные материалы


ТЕСТИРОВАНИЕ №1 «ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

Пожары и взрывы

1. Взрыв характеризуется следующими особенностями:

а) большой скоростью химического превращения;

б) большим количеством газообразных продуктов;

в) резким повышением температуры;

г) сильным звуковым эффектом (грохот, громкий звук, шум сильный хлопок);

д) мощным дробящим действием.

Найдите ошибку в приведенных примерах.

2. Наибольшим разрушениям продуктами взрыва и ударной волной подвергаются здания и сооружения. Разрушения подразделяются на:

а) мелкие;

б) слабые;

в) средние;

г) крупные;

д) сильные;

е) полные.

Найдите ошибки в примерах.

3. Среди перечисленных ниже поражающих факторов укажите те, которые характерны для взрыва:

а) высокая температура;

б) осколочные поля;

в) волна прорыва;

г) сильная загазованность местности;

д) ударная волна.

4. Внимательно прочитайте условия задания и по описанным разрушениям определите вид разрушения:

а) в результате взрыва в одном из производственных зданий разрушены перегородки, крыша, окна и двери. В наружных стенах появились трещины, повреждены трубопроводы, электрический кабель. Перекрытия здания не разрушены. Здание может быть восстановлено после капитального ремонта; (средние разрушения)

б) в результате взрыва насосной станции по перекачке нефтепродуктов, обрушено перекрытие. Произошло разрушение трубопровода и электрического кабеля, другого оборудования. Оборудование восстановлению не подлежит (полные разрушения)

5. Среди перечисленных ниже причин укажите те, которые характерны для взрыва на промышленных предприятиях и в быту:

а) повышение температуры внутри производственного оборудования;

б) понижение давления в технологическом оборудовании;

в) несвоевременное проведение ремонтных работ;

г) отсутствие специальных приборов, указывающих превышение концентрации химически опасных веществ;

д) неосторожное обращение с взрывчатыми веществами;

е) повышение давления в технологическом оборудовании;

ж) отсутствие специальных устройств дымоудаления;

з) неправильная эксплуатация газовых приборов и газового оборудования;

и) отсутствие легко сбрасываемых конструкций во взрывоопасных производствах;

к) наличие инертных газов (хлодон, азот и др.) в зоне взрыва.

6. Процесс горения протекает при следующих условиях:

а) наличие горючего вещества;

б) наличие окислителя;

в) наличие условий для теплообмена;

г) наличие источника воспламенения.

Найдите ошибку в приведенных примерах.

7. В каком из перечисленных примеров могут создаться условия для возникновения процесса горения:

а) бензин + кислород воздуха;

б) ткань, смоченная в азотной кислоте + тлеющая сигарета;

в) гранит + кислород воздуха + пламя горелки;

г) дерево + кислород воздуха + факел;

д) ацетон + кислород воздуха + искра от зажигалки.

8. Определите по внешним признакам из приведенных примеров вид пожара:

а) из окон здания идет дым, огня не видно;(внутренний)

б) из окон здания идет дым, видно пламя;(наружный)

в) горит штабель лесоматериалов на открытой площадке;(открытый)

г) из окон здания идет небольшой дым, внутри здания огня не видно, но концентрация дыма очень высока;(внутренний)

д) из окон здания идет дым, внутри здания горит мебель (внутренний открытый).

9. Среди перечисленных ниже поражающих факторов укажите те, которые характерны для пожара:

а) открытый огонь;

б) разрушение зданий и поражение людей за счет смещения поверхностных слоев земли;

в) интенсивное излучение гамма-лучей, поражающее людей;

г) токсичные продукты горения, поражающие органы дыхания человека;

д) образование облака зараженного воздуха.

10. Какие условия способствуют распространению начавшегося пожара? Выберите из приведенных ответов правильные:

а) неправильные действия людей по тушению пожара;

б) скопление различных средств пожаротушения у очага загорания;

в) отсутствие или неисправность средств пожаротушения;

г) скопление большого количества горючих веществ и материалов;

д) наличие различных проемов, создающих возможность распространения пламени;

е) отсутствие естественного освещения;

ж) отсутствие проемов (оконных, дверных) для удаления продуктов горения;

з) запоздалое обнаружение возникшего пожара и сообщение о нем в пожарную охрану;

и) отсутствие достаточного количества кислорода воздуха.

11. Как вы поступите, если увидите, что маленькие дети разожгли во дворе костер и бросают в огонь бумагу, пластмассовые упаковки и баллончики из-под аэрозолей? Назовите правильные ответы:

а) остановитесь и объясните им, что это опасно;

б) пройдете мимо;

в) попытаетесь занять их чем-то другим;

г) затушите костер.

12. Как вы поступите, если на вас загорелась одежда? Назовите правильный ответ:

а) побежите и постараетесь сорвать одежду;

б) остановитесь, упадете и покатитесь, сбивая пламя;

в) завернетесь в одеяло или обмотаетесь плотной тканью.

13. Находясь на дискотеке, вы услышали сообщение о пожаре в соседнем помещении и необходимости эвакуации на улицу. Во время движения по коридору вы увидели впереди в 20 метрах от себя, как прогорела перегородка и на вас надвигается огненный вал. Выберите из предложенных вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность:

а) побежите в противоположную сторону (обратно);

б) задержите дыхание, пока не пройдет огненный вал;

в) упадете вниз;

г) увидев огнетушитель, воспользуетесь им для тушения пламени;

д) закроете голову одеждой (пиджаком);

е) подбежите к внутреннему пожарному крану и попытаетесь с его помощью потушить огонь;

ж) подбежите к окну и разобьете его, чтобы выскочить наружу;

з) спрячетесь за выступом колонны.


№ вопроса


а


б


в


г


д


е


ж


з

1



+






2

+



+





3


+



+




4

Средние разрушения

Полные разрушения







5

+


+


+

+


+

6



+






7


+


+

+




8

внутренний

наружный

открытый

внутренний

Внутренний открытый




9

+



+





10

+


+

+

+



+

11

+



+





12


+







13


+

+


+








ТЕСТИРОВАНИЕ №2 «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ».

1 ВАРИАНТ.

  1. При переходе через дорогу Вы успели дойти только до осевой линии. Что правильнее предпринять в данной ситуации?

    1. Быстрее закончить переход.

    2. Остановиться на месте.

    3. Вернуться назад.

  2. В каких местах запрещено пешеходу переходить через дорогу?

    1. На крутых поворотах.

    2. В местах, где дорога идет на подъем.

    3. Около туннелей и мостов.

    4. Во всех перечисленных местах.

  3. Должен ли пешеход следить за сигналами водителя на перекрестке?

    1. Нет, не должен.

    2. Да, должен.

    3. Иногда должен.

  4. Можно ли начинать переход через проезжую часть, когда горит желтый сигнал светофора?

    1. Можно, если спешишь.

    2. Можно, если нет приближающихся автомашин.

    3. Нельзя.

  5. Опасно ли переходить дорогу вдвоем, держась за руки?

    1. Опасно.

    2. Не опасно.

  6. В каком возрасте разрешается выезжать на велосипеде на дороги общего пользования?

    1. С 10 лет.

    2. С 14 лет.

    3. С 16 лет

  7. Где нужно ожидать трамвай при отсутствии посадочной площадки?

    1. На проезжей части не далее одного метра от рельс.

    2. На проезжей части не далее одного метра от тротуара.

    3. На тротуаре.

  8. Как перейти через дорогу на противоположную сторону при выходе из автобуса?

    1. Перед автобусом.

    2. Сзади автобуса.

    3. Только тогда, когда автобус уехал с остановки.

  9. Опасны ли кусты и деревья на обочине дороги?

    1. Не опасны.

    2. . Опасны тем, что они закрывают обзор дороги, и пешеход не видит транспортные средства.

    3. З. Опасны, т.к. может выскочить собака и испугать.

  10. Можно ли переходить улицу группой, не пользуясь пешеходным переходом?

    1. Можно.

    2. Нельзя.

Правильные ответы: 2,4,2,3,1,2,3,3,2,2







2 ВАРИАНТ

  1. Какие лица Правилами отнесены к «участникам дорожного движения»?

    1. Дорожные рабочие и пешеходы.

    2. Водители, пассажиры и пешеходы.

  2. В каком случае разрешается переходить дорогу в произвольном месте?

    1. В произвольном месте переходить дорогу нельзя.

    2. Если в зоне видимости нет перекрестка или пешеходного перехода, и дорога просматривается в обе стороны.

  3. С какого возраста разрешено управление мопедом?

    1. с 12 лет.

    2. с 14 лет.

    3. с 16 лет.

  4. Какие меры предосторожности должен принять пешеход, начиная переход дороги между стоящими автомобилями?

    1. Убедиться, что нет приближающихся слева и справа транспортных средств.

    2. Переходить дорогу медленно.

    3. Переходить дорогу как можно быстрее.

  5. По загородному шоссе пешеходы должны идти:

    1. Там, где меньше машин.

    2. По левой обочине навстречу транспорту.

    3. По правой обочине.

    4. По ходу движения транспорта.

  6. Назовите правильные действия пешехода при переходе перекрестка наразрешающий (зеленый) сигнал светофора.

    1. Как только загорелся зеленый сигнал светофора, необходимо быстро перейти дорогу.

    2. На "зеленый" переход безопасен, поэтому переходить дорогу надо, неотвлекаясь на действия водителей.

    3. Перед тем, как ступить на проезжую часть, необходимо посмотреть, что происходит слева и справа, и при переходе продолжать наблюдение за ситуацией на перекрестке.

  7. По какой полосе можно двигаться на велосипеде?

    1. По любой полосе, в один ряд.

    2. По крайней правой полосе в один ряд, возможно правее.

    3. Не далее второго ряда.

  8. Разрешается ли водителю велосипеда перевозить пассажиров?

    1. Разрешается, но только на багажнике.

    2. Разрешается перевозить пассажиров только в дворовой зоне.

    3. Разрешается перевозить одного ребенка до 7 лет на дополнительном сидении, оборудованном надежными подножками.

    4. Не разрешается.

  9. Как поступить, если на пути вашего перехода проезжей части стоит автобус, и в нем нет водителя?

    1. Дожидаться водителя и переходить дорогу, когда автобус уедет.

    2. Отойти на такое расстояние, чтобы дорога хорошо просматривалась в обе стороны и, убедившись в безопасности, перейти проезжую часть.

    3. Обойти автобус с любой стороны.

  10. Кто раньше появился на свет?

    1. Паровоз.

    2. Автомобиль.

    3. Пароход.

Правильные ответы: 2,2,3,1,2,3,2,3,2,2





ТЕСТИРОВАНИЕ №3: «ЧС техногенного характера».

1 - ВАРИАНТ

1. Поражающие факторы химических аварий с выбросом АХОВ - это:

а) интенсивное излучение гамма-лучей, поражающее людей;

б) проникновение опасных веществ через органы дыхания и кожные покровы в организм человека;

в) лучистый поток энергии;

2. Хлор - это:

а) бесцветный газ с резким запахом (нашатырного спирта);

б) парообразное вещество с запахом горького миндаля, от которого появляется металлический привкус во рту;

в) зеленовато-жёлтый газ с резким запахом;

3. Прибыв на место размещения в случае эвакуации из зоны аварии с выбросом ОВ, необходимо:

а) немедленно зарегистрироваться;

б) снять верхнюю одежду, принять душ с мылом, промыть глаза, прополоскать рот:

в) помочь эвакуируемым разместится на сборных пунктах, пройти на пункт питания;

4. Объект с ядерным реактором, завод, использующий ядерное топливо, транспорт, перевозящий ядерный материал - это:

а) радиационноопасный объект;

б) объект экономики особой опасности;

в) экологически опасный объект;

5. При оповещении об аварии на радиационноопасном объекте необходимо действовать в указанной последовательности:

а) включить радио и выслушать сообщение, выключить газ, электричество, взять необходимые вещи, продуты питания, документы, надеть средства защиты, вывесить на двери табличку «В квартире жильцов нет» и следовать на сборный эвакопункт;

б) включить радио и выслушать сообщение, выключить газ, электричество, освободить холодильник от продуктов, взять необходимые вещи, документы, надеть средства защиты, и следовать на сборный эвакопункт;

в) включить радио и выслушать сообщение, , освободить холодильник от продуктов и вынести скоропортящиеся продукты на мусор, выключить газ, электричество, взять необходимые вещи, документы, надеть средства защиты, вывесить на двери табличку «В квартире жильцов нет» и следовать на сборный эвакопункт;

6. К поражающим факторам прорыва относятся:

а) электромагнитное, магнитное и акустическое излучение, гидродинамическое давление и смыв плодородных почв;

б) поражающее действие различных предметов, вовлекаемое в движение, травмирующее человека обломками;

в) ударная волна, повышенная температура воздуха, пониженная концентрация кислорода;

7. Какие химические соединения, попадая в атмосферу и взаимодействуя с влагой, могут вызвать кислотные осадки:

а) диоксид серы и оксиды азота;

б) свинец и его соединения;

в) ртуть и её соединения;

г) бензин и мшенное масло;

8. Сирены и прерывистые гудки предприятий и транспортных средств означают сигнал:

а) «Внимание! Опасность!»;

б) «Внимание всем!»;

в) «Тревога!»;

9. К коллективным средствам защиты относятся:

а) убежища и ПРУ;

б) противогазы и респираторы;

в) средства защиты кожи и респираторы;

10. При попадании ОВ на кожу необходимо:

а) провести полную санитарную обработку;

б) промыть глаза водой в течении 10-15 мин.;

в) механически удалить ОВ;

г) направить пострадавшего лечебное учреждение.

Ответы: 1-б, 2-в, 3-б, 4-а, 5-в, 6-б, 7-а, 8-б, 9-а, 10-в.








2 - ВАРИАНТ

1. Последствиями аварий на химически опасных предприятиях могут быть:

а) разрушение наземных и подземных коммуникаций, промышленных зданий в результате действия ударной волны;

б) заражение окружающей среды и массовые поражения людей, растений, животных опасными ядовитыми веществами;

в) резкое повышение или понижение атмосферного давления в зоне аварии и на прилегающей к ней территории.

2. Аммиак - это:

а) бесцветный газ с резким запахом, тяжелее воздуха;

б) газ с удушливым неприятным запахом, напоминающим запах гнилых плодов;

в) бесцветный газ с резким удушливым запахом, легче воздуха.

3. В случае оповещения об аварии с выбросом АХОВ последовательность ваших действий будет следующей:

а) включить радио, выслушать рекомендации, надеть средства защиты, закрыть окна, отключить газ, воду, электричество, погасить огонь в печи, взять необходимые вещи, документы и продукты питания, укрыться в убежище или покинуть район аварии;

б) включить радио, выслушать рекомендации, надеть средства защиты, взять необходимые вещи, документы и продукты питания, укрыться в убежище или покинуть район аварии;

в) надеть средства защиты, закрыть окна, отключить газ, воду, электричество, погасить огонь в печи, взять необходимые вещи, документы и продукты питания, укрыться в убежище или покинуть район аварии.

4.Радиоактивные вещества:

а) моментально распространяются в атмосфере независимо от скорости и направления ветра, стелются по земле на небольшой высоте;

б) имеют специфический запах сероводорода, интенсивность которого не зависит от внешних факторов, а определяется периодом полураспада данного вещества;

в) не имеют запаха, цвета, вкусовых качеств, не могут быть уничтожены химическим или каким-либо другим способом, способны вызвать поражение на расстоянии от источника.

5. При движении по зараженной радиоактивными веществами местности необходимо:

а) периодически снимать средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи и отряхивать их от пыли, двигаться по высокой траве и кустарнику, принимать пищу и пить только при ясной безветренной погоде;

б) находиться в средствах индивидуальной защиты, избегать движения по высокой траве и кустарнику, без надобности не садиться и не прикасаться к местным предметам, не принимать пищу, не пить, не курить, не поднимать пыль и не ставить вещи на землю;

в) находиться в средствах индивидуальной защиты, периодически снимать их и отряхивать от пыли двигаться по высокой траве и кустарнику, не принимать пищу, не пить, не курить, не поднимать пыль и не ставить вещи на землю.

6. Антропогенные изменения в природе - это:

а) изменения, происходящие в природе в результате чрезвычайных ситуаций природного характера;

б) изменения, происходящие в природе в результате воздействия солнечной энергии;

в) изменения, происходящие в природе в результате хозяйственной деятельности человека.

7. Сточные воды представляют опасность для здоровья населения, так как могут:

а) являться источником распространения тяжелых инфекционных заболеваний, содержать яйца и ли чинки глистов;

б) вызвать гидродинамические аварии и значительные затопления территорий;

в) стать источником загрязнения искусственных водоемов.

8. РСЧС состоит из:

а) функциональных подсистем;

б) районных подсистем;

в) ведомственных подсистем.

9. В зависимости от обстановки и масштаба ЧС устанавливается один из режимов функционирования РСЧС:

а) прогнозирования обстановки;

б) повседневной деятельности;

в) оперативного реагирования.

10. Вы играли с друзьями на улице. Вдруг на заводах и предприятиях загудели гудки. В жилом районе включили сирену. Ваши действия:

а) немедленно пойти домой и уточнить у родителей или соседей, что произошло в микрорайоне, городе, стране;

б) пойти домой, включить радио или телевизор, выслушать информацию и выполнить указания;

в) продолжать игру, не обращая внимания, на происходящее вокруг

Ответы: 1-б, 2-в, 3-а, 4-в, 5-б, 6-в, 7-а, 8-а, 9-б, 10-б.

ТЕСТИРОВАНИЕ №4:«ОПОВЕЩЕНИЕ И ЭВАКУАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ».

  1. Что такое оповещение?

  2. Виды оповещения населения.

  1. В каком виде подаётся сигнал «Внимание всем!»

  2. Речевая информация по радио или телевиденью.

  3. Звуковой сигнал в виде завывающих сирен или гудков транспорта.

  4. Объявления из громкоговорящих устройств.

3. Как надо поступить в первую очередь при сигнале «Внимание всем!»

  1. Включить радио или телевизор.

  2. Собрать вещи и эвакуироваться.

  3. Загерметизировать помещение и оставаться в нём.

4. От чьего имени начинается речевая информация о ЧС?

  1. Президента России.

  2. Главы администрации города или района.

  3. Штаба ГОЧС города или района.



  1. Что такое эвакуация? Виды эвакуации.

  2. Куда в первую очередь нужно приходить при объявлении эвакуации?

  1. В сборный пункт эвакуации.

  2. В приёмный пункт эвакуации.

  3. В пункт временного размещения эвакуируемых.

7. Что нужно собрать при объявлении эвакуации?

  1. Документы и ценности.

  2. Продукты питания и запас воды на три дня.

  3. Тёплые вещи.

  4. Всё перечисленное.



  1. Что нужно сделать, чтобы при эвакуации не потерялись вещи?

  1. Держать вещи при себе и не выпускать их из рук.

  2. Сдать вещи в камеру хранения.

  3. Прикрепить к чемоданам и сумкам бирку с фамилией, именем и адресом эвакуации хозяина.

9. Что относится к способам эвакуации?

  1. Вывод пешим порядком.

  2. Вывоз транспортом.

  3. Комбинированный.

  4. Всё перечисленное

10.Что из перечисленного относится к аварийно-спасательным работам?

  1. Локализация и тушение пожаров.

  2. Поиск и извлечение поражённых из горящих и повреждённых зданий.

  3. Оказание первой медицинской помощи.

  4. Всё перечисленное.

11. Что относится к другим неотложным работам?

  1. Эвакуация населения из опасных зон.

  2. Ремонт и восстановление повреждённых и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей.

  3. Разведка маршрутов движения и участков работ.

ТЕСТИРОВАНИЕ № 5: «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

1. Что такое, на ваш взгляд, здоровый образ жизни? Расположите предложенные варианты по значимости.

А) не пить;

Б) не курить;

В) заниматься спортом;

Г) полноценно и правильно питаться;

Д) не употреблять наркотиков;

Е) не вести беспорядочную половую жизнь;

Ж) вести осмысленную жизнь;

З) жить полноценной духовной жизнью;

И) позитивное отношение к себе;

К) доброжелательное отношение к другим людям;

Л) гармоничное отношение в семье;

М) саморазвитие, самосовершенствование.

2. Необходим ли, по-вашему, здоровый образ жизни? Если нет, то почему? Если да, то почему?

3. Как вы думаете, является ли ваш образ жизни здоровым? Ответ надо обосновать.

4. Насколько успех в жизни человека зависит от его образа жизни?

А) полностью;

Б) во многом;

Г) не очень;

Д) не зависит.

5. Для чего бы вы стали вести здоровый образ жизни? Чтобы …

А) быть сильным;

Б) быть красивым;

В) быть всегда в форме;

Г) быть успешным в делах,

Д) в полной мере осуществлять свои способности;

Е) развиваться как личность;

Ж) иметь здоровых детей;

З) получать от жизни радость и удовольствие.

6. Какие обстоятельства могли бы побудить вас изменить образ жизни?

А) тяжелая болезнь;

Б) жизненный кризис;

В) смерть близкого человека;

Г) общее неудовлетворительное самочувствие;

Д) неудачи в делах;

Е) влюблённость;

Ж) чтение специальной литературы.

7. Что вы делаете для укрепления своего здоровья?

8. Расположите следующие ценности в соответствии с их степенью важности для вас:

А) образование;

Б) здоровье

В) семья;

Г) дружба;

Д) красота;

Е) любовь;

Ж) познание;

З) развитие;

И) уверенность в себе;

К) творчество;

Л) интересная работа;

М) материальная обеспеченность;

Н) счастье других;

О) развлечения;

П) беспечная жизнь.

ТЕСТИРОВАНИЕ №6: «ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ».

1 - ВАРИАНТ

1. Повреждение целостности тканей и нарушение функций, сопровождающиеся местной или общей реакцией организма, вызванное воздействием на человека факторов внешней среды, - это:

а) рана;

б) ушиб;

в) травма.

2. Если кровотечение сопровождается излиянием крови во внутренние органы, полости и ткани, то оно называется:

а) полостным;

б) внутренним;

в) закрытым.

3. Что необходимо сделать с раной перед наложением давящей повязки:

а) обработать рану перекисью водорода или слабым раствором марганцовки;

б) промыть рану водой и обработать ее зеленкой;

в) обработать рану йодом.

4. Какова последовательность оказания первой помощи при ушибах:

а) на место ушиба приложить теплую грелку, обеспечить покой пострадавшему и доставить его в медицинское учреждение;

б) на место ушиба наложить холод, тугую повязку, обеспечить покой пострадавшему и доставить его в медицинское учреждение;

в) на место ушиба нанести йодную сетку, обеспечить покой пострадавшему и доставить его в медицинское учреждение.

5. Повреждение тканей, возникающее при повышении их температуры свыше 50 °С, - это:

а) тепловой удар;

б) солнечный удар;

в) ожог.

6. Признаками перелома являются:

а) нарушение функции конечности, сильная боль при попытке движения ею, деформация и некоторое ее укорочение, подвижность костей в необычном месте;

б) тошнота и рвота, нарушение функции конечности, ее деформация и подвижность;

в) временная потеря зрения и слуха, появление сильной боли при попытке движения конечностью.

7. При закрытом переломе бедра необходимо:

а) попытаться определить подвижность ноги, согнув ее в коленном суставе, придать пострадавшему возвышенное положение;

б) дать обезболивающее средство, положить две шины: длинную, от подмышечной впадины до наружной лодыжки, и короткую, от промежности до внутренней лодыжки;

в) дать обезболивающее средство и наложить шину из подручного материала от подмышечной впадины до коленного сустава.

8. Один из признаков сотрясения головного мозга - это:

а) увеличение лимфатических узлов;

б) появление сыпи на руках и ногах;

в) покраснение кожи в области суставов;

г) нечеткость зрения и неодинаковые зрачки.

9. При укусах насекомых прежде всего необходимо:

а) промыть ранку спиртом или слабым раствором марганцовки;

б) аккуратно удалить жало, если оно есть;

в) дать пострадавшему 1-2 таблетки димедрола (супрастина, тавегила), а также 1-2 таблетки глюконата кальция;

г) на место укуса наложить холод.

10. Одной из составляющих здорового образа жизни является:

а) малоподвижный образ жизни;

б) небольшие и умеренные физические нагрузки;

в) оптимальный уровень двигательной активности;

г) курение и употребление алкоголя в небольших количествах.

Ответы: 1-в, 2-в, 3-а, 4-б, 5-б, 6-в, 7-г, 8-б, 9-в, 10-а

2 - ВАРИАНТ

1. Артериальное кровотечение возникает при:

а) повреждении какой-либо артерии при глубоком ранении;

б) поверхностном ранении в случае повреждения сосуда;

в) неглубоком ранении в случае повреждения любого из сосудов.

2. Способ остановки кровотечения приданием возвышенного положения поврежденной конечности главным образом применяется при:

а) любых ранениях конечности;

б) поверхностных ранениях в случае венозного кровотечения;

в) смешанном кровотечении.

3. Какова последовательность оказания первой помощи при растяжении:

а) наложить тугую повязку на поврежденное место, обеспечить покой поврежденной конечности, опустив ее как можно ниже к земле, и доставить пострадавшего в медицинское учреждение;

б) приложить холод и наложить тугую повязку на поврежденное место, обеспечить покой поврежденной конечности, придать ей возвышенное положение и доставить пострадавшего в медицинское учреждение;

в) нанести йодную сетку на поврежденное место, обеспечить покой поврежденной конечности, придать ей возвышенное положение и доставить пострадавшего в медицинское учреждение.

4. При ожоге необходимо:

а) убрать с поверхности тела горячий предмет, срезать ножницами одежду, на поврежденную поверхность на 5-10 минут наложить холод, здоровую кожу вокруг ожога продезинфицировать, на обожженную поверхность наложить стерильную повязку и направить пострадавшего в медицинское учреждение;

б) убрать с поверхности тела горячий предмет, срезать ножницами одежду, поврежденную поверхность смазать йодом, а затем маслом, наложить стерильную повязку и направить пострадавшего в медицинское учреждение;

в) убрать с поверхности тела горячий предмет, не срезая ножницами одежды, залить обожженную поверхность маслом, наложить стерильную повязку и направить пострадавшего в медицинское учреждение.

5. При открытом переломе прежде всего необходимо:

а) дать обезболивающее средство;

б) провести иммобилизацию конечности в том положении, в котором она находится в момент повреждения;

в) на рану в области перелома наложить стерильную повязку;

г) остановить кровотечение.

6. При поступлении АХОВ в организм человека через рот прежде всего необходимо:

а) промыть желудок;

б) прополоскать рот водой;

в) очистить кишечник;

г) ввести абсорбенты.

7. При травматическом шоке прежде всего необходимо:

а) создать спокойную обстановку для пострадавшего (исключить раздражающие шумы), дать обезболивающее средство;

б) провести временную иммобилизацию, обеспечить полный покой пострадавшему, направить пострадавшего в лечебное заведение;

в) устранить действие травматического фактора, остановить кровотечение, обработать рану, наложить давящую повязку.

8. Какую роль играют витамины в развитии человека:

а) являются главным источником энергии;

б) являются строительным материалом;

в) обеспечивают устойчивость организма к воздействию болезнетворных микробов.

9. Средством развития быстроты являются упражнения:

а) с преодолением веса собственного тела;

б) требующие энергичных двигательных реакций;

в) на растягивание мышц.

10. Солнечные ванны летом лучше всего принимать:

а) до полудня;

б) утром;

в) после полудня;

г)вечером.

Ответы: 1-а, 2-б, 3-б, 4-а, 5-г, 6-б, 7-в, 8-в, 9-б, 10-а

Согласовано:

Протокол заседания методического

совета МБОУ СОШ № 2

№___ от __________

Руководитель МС

______________ С.В.Цымбалова

Согласовано:

Заместитель директора

по УВР МБОУ СОШ № 2

_________/ С.В.Цымбалова

____ ____ 20____г.


© 2010-2022