- Преподавателю
- ОБЖ
- Рабочая программа по ОБЖ - 8 класс
Рабочая программа по ОБЖ - 8 класс
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Максимова Г.И. |
Дата | 09.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
42
г. КРАСНЫЙ СУЛИН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2
Утверждаю:
Директор МБОУ СОШ № 2
________Л.Г. Пархоменко
Пр. ОУ №___ от ________
Рабочая учебная программа
по Основам безопасности жизнедеятельности
Уровень общего образования (класс): основное общее 8 классы
Количество часов: 8а и 8б- 35 ч.
Срок реализации программы: 2014-2015уч.год
ФИО учителя: Максимова Галина Ивановна
Квалификационная категория I категория
Составлена на основе:
-
типовой примерной программе среднего (полного) общего образования по «Основам безопасности жизнедеятельности» с учетом авторской программы А.Т.Смирнова, Б.О.Хренникова
Оглавление
Пояснительная записка_________________________________________________________2
Содержание учебного предмета:_________________________________________________6
-
разделы учебной программы_______________________________________________6
-
планируемые результаты_________________________________________________ 7
-
система оценки планируемых результатов__________________________________ 9
Календарно-тематическое планирование:_________________________________________ 11
-
тематическое планирование______________________________________________ 11
-
поурочное планирование________________________________________________ 12
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса__________________ 15
Приложение: контрольно-измерительные материалы______________________________ 17
Пояснительная записка
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:
-
Федеральный Закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п.3.ст.28,п.6. ст. 28,п.9,10 ст.2);
-
Федерального компонента государственного стандарта общего образования (далее ФКГСОО), утвержденного распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756-р и утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089;
-
ФГОС общего образования
-
Письмо Министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 24/4.1.1-4851- м от 08.08.2014г. «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ»;
-
Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 30.04.2014г. № 263 «Об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области на 2014-2015 учебный год»
-
Устав МБОУ СОШ № 2;
-
Образовательная программа школы;
-
Авторская программа по «ОБЖ» А.Т.Смирнова, Б.О. Хренникова.
-
Примерная типовая программа среднего (полного) общего образования по «Основам безопасности жизнедеятельности» (Сборник нормативных документов).
-
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Основы безопасности жизнедеятельности». Учебник, под общей редакцией А.Т.Смирнова, Б.О. Хренникова - М…Просвещение, 2014 г.
Общая характеристика учебного курса ОБЖ.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по ОБЖ и авторской программой учебного курса. Изменений в авторскую образовательную программу под общей редакцией А.Т. Смирнова (программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-х, 8-х, 10-11 классов общеобразовательных учреждений) не внесено.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.
Цели и задачи программы обучения:
Задачи:
1.Формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;
2. Выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
3. Формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Цели:
1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; их влиянии на безопасность личности, общества и государства; о здоровье человека и здоровом образе жизни (ЗОЖ), об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
2. Развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни, личному и общественному здоровью.
3. Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.
4. Овладение умениями оценивать возникающие ситуации, опасные для жизни и здоровья; умело действовать в ЧС; оказывать ПМП пострадавшим.
5. Развивать умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников.
Особенности организации учебного процесса по ОБЖ
Основными принципами обучения ОБЖ являются: сознательность, активность и самостоятельность; системность, последовательность и комплексность; обучение на высоком уровне трудности; прочность формирования знаний, умений и навыков; групповой и индивидуальные принципы обучения.
Курс предмета «ОБЖ» учитывает особенности, содержание и последовательность изучения материала в соответствии с учебно-методическим комплектом (УМК):
-
Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений / А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2010 г
Основной организационной формой обучения является урок. Основные принципы, методы и средства обучения конкретизируются и реализуются в ходе урока и через него.
Уроки деятельностной направленности:
· уроки «открытия» нового знания;
· уроки рефлексии;
· уроки общеметодологической направленности;
· уроки развивающего контроля.
Нетрадиционные формы уроков:
· Урок - коммуникации;
· Урок - практикум;
· Урок - игра;
· Урок - исследование;
· Урок - консультация;
· Урок - зачет;
-Интегрированный урок и др.
Базовыми технологиями, на которых построена реализация курса, являются:
-разноуравневое обучение;
-обучение в сотрудничестве.
Активные и интерактивные методы обучения;
· Информационно-коммуникационные технологии;
· Игровые технологии;
· Исследовательская технология обучения;
· Здоровьесберегающие технологии.
Структура курса ОБЖ при модульном построении содержания образования включает в себя три учебных модуля и шесть разделов (в каждом модуле по два раздела).
Модуль I (M-I). Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел I. Основы комплексной безопасности.
Раздел П. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.
Модуль II (М-II). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел III. Основы здорового образа жизни.
Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
Модуль III (M-III). Обеспечение военной безопасности государства
Раздел V. Основы обороны государства.
Раздел VI. Основы военной службы.
Модульный принцип построения содержания курса ОБЖ позволяет:
- последовательно и логически взаимосвязано структурировать тематику курса ОБЖ;
- повысить эффективность процесса формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности и готовности к военной службе с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по другим учебным предметам (при поурочном планировании предмета по годам обучения), а также с учетом особенностей обстановки в регионе в области безопасности (при разработке региональных учебных программ);
Межпредметные связи
-
физкультура - ЗОЖ;
-
история - ОВС;
-
биология - ЗОЖ, оказание ПМП;
-
география - выживание в природе,
-
химия - опасные вещества, экологическая безопасность;
-
физика - природные явления, техногенные аварии и катастрофы.
Место предмета в учебном плане
Для реализации содержания, учебных целей и задач предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 8-х, классах в программе отводится 1 час в неделю. В связи с Постановлением Правительства РФ «О переносе выходных дней в 2015 году» от 27.08.2014 года № 860 и в соответствии с расписанием школы курс ОБЖ будет реализован:
-
в 8-А и 8-Б классах за 35 учебных часа в год.
2) Содержание учебного предмета
Разделы учебной программы
8 класс
Тема I. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
Глава 1.Пожарная безопасность.
Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.
Глава 2. Безопасность на дорогах.
Причины дорожно-транспортного травматизма. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.
Глава 3. Безопасность на водоемах.
Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.
Глава 4. Экология и безопасность.
Загрязнение окружающей природной среды. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
Тема II. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения
Глава 5.Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия
Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения.
Потенциально опасные объекты экономики. Аварии на радиационно-опасных, химически опасных и взрывоопасных пожарных объектах. Причины их возникновения и возможные последствия. Аварии на гидротехнических объектах. Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Глава 6. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных и химически опасных объектах.
Тема III. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Глава 7. Основы здорового образа жизни
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и безопасность - основные составляющие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества и обеспечения их безопасности. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека. Вредные привычки и их профилактика.
Глава 8. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здоровья человека. Средства оказания первой медицинской помощи при травмах и утоплении. Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком.
Планируемые результаты освоения программы
В результате изучения «Основ безопасности жизнедеятельности» в 8 классах ученик должен
знать:
-
потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
-
правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
-
соблюдение мер пожарной безопасности в быту и на природе;
-
о здоровом образе жизни;
-
об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
-
о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
-
основные поражающие факторы при авариях на химических и радиационных объектах;
-
правила поведения населения при авариях; классификация АХОВ по характеру воздействия на человека;
-
организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных объектах.
уметь:
-
предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
-
принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
-
действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
-
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
-
оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
-
Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:
-
обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
-
подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях;
-
оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
-
выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.
Система оценки планируемых результатов
Формы и виды контроля:
Основной формой организации учебного процесса является урочная деятельность. Преобладающий тип урока - комбинированный. Комбинированные уроки дополняются проведением уроков в форме школьной лекции-визуализации и уроков в форме практических занятий.
-
учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций;
-
подготовка индивидуальных рефератов;
-
индивидуальные консультации;
-
практические занятия;
-
внеклассная и внешкольная работа (участие в олимпиаде по ОБЖ, мероприятиях и соревнованиях в рамках детско-юношеского движения «Безопасное колесо» и пожарно-прикладным видам соревнований, проведение Дня защиты детей, различных эстафет и викторин по ОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками военкомата и правоохранительных органов, органов ГОЧС, ГИБДД, медицины и др.).
Контроль результатов обучения осуществляется через использование следующих видов оценки и контроля ЗУН: входящий, текущий, тематический, итоговый.
При этом используются различные формы оценки и контроля ЗУН:
-
контрольная работа (к.р.),
-
самостоятельная работа (с.р.),
-
тест, контрольный тест (т.),
-
устный опрос (у.о.).
-
практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности - главная составляющая учебного процесса.
Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
Показатели уровня успешности обучающихся:
-
Отметка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу ОБЖ, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
-
Отметка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
-
Отметка «3» ставится, если учащийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса ОБЖ, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.
-
Отметка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка письменных контрольных работ.
-
Отметка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
-
Отметка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
-
Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
-
Отметка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка практических работ.
-
Отметка «5» ставится, если учащийся выполняет практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий, самостоятельно и правильно выбирает необходимое оборудование; все приемы проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности.
-
Отметка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
-
Отметка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе выполнения приема были допущены ошибки.
-
Отметка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; если приемы выполнялись неправильно.
-
Календарно-тематическое планирование
-
Тематическое планирование
8 класс
Перечень разделов
Наименование разделов (тем) программы
Кол-во учебных часов
Раздел 1.
«Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни».
11 ч.
Раздел II.
«Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения»
11 ч.
Раздел III.
«Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».
13ч.
Итого:
-
часа.
-
Поурочное планирование
№
урока
Пункт
учебника
Тема урока
Вид урока
Кол-во
часов
Основные виды учебной деятельности
Примерная дата проведения
Модуль I. «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ». (11 часов)
Глава 1
«Пожарная безопасность»
3
1
§1.1
Пожары в жилых зданиях, их причины и последствия.
Комбинированный урок
1
Работа с текстом, решение ситуативных задач.
2
§1.2
Профилактика пожаров.
Комбинированный урок
1
ситуативные задачи работа в группах
3
§1.3
Права граждан при пожаре.
Тест: «Пожарная безопас ность»
Фронтальный опрос
1
Тестирование
Глава 2
«Безопасность на дорогах».
3
4
§2.1
Причины ДТП и травматизм людей.
Комбинированный урок
1
ситуативные задачи работа в группах
5
§ 2.2
Организация дорожного движения пешеходов.
Комбинированный урок
1
игровая
6
§ 2.3
Водитель, безопасность. Тест: «Безопасность на дорогах».
Текущий контроль
1
Тестирование
Глава 3
Безопасность на водоёмах
3
7
§ 3.1
Безопасное поведение на водоёмах.
Текущий контроль
1
ситуативные задачи работа в группах
8
§ 3.2
Безопасный отдых у воды.
Комбинированный урок
1
Работа с карточками, памятки.
9
§ 3.3
Оказание помощи, терпящим на воде.
Комбинированный урок
1
Практическая работа
Глава 4
«Экология и безопасность»
2
10
§ 4.1
Правила безопасного поведения. Загрязнение окружающей среды.
Комбинированный урок
1
Фронтальный опрос, работа по карточкам
11
§ 4.2
Поведение при неблагоприятной экологической обстановке.
Комбинированный урок
1
Анализ проблем ных ситуаций.
Глава 5
«ЧС техногенного характера и их последствия»
9
12
§ 5.1
Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Комбинированный урок
1
Решение ситуативных задач, работа в группах
13
§ 5.2
Аварии на РОО и их возможные последствия.
Комбинированный урок
1
Рабо с карточками по группам
14
§5.3
Обеспечение радиационной безопасности населения.
Комбинированный урок,
1
Выполнение контрольных заданий
15
§ 5.4
Аварии на ХОО, их возможные последствия. Тест: «Аварии на ХОО»
Комбинированный урок
1
Тестовые задания
16
§ 5.5
Обеспечение химической защиты населения.
Комбинированный урок
1
Работа с текстом, составление конспекта
17
§ 5.6
Пожары на взрывопожарных объектах экономики и их возможные последствия.
Комбинированный урок
1
Решение ситуативных задач, работа в группах
18
§ 5.7
Оповещение и эвакуация населения при ЧС техногенного характера.
Комбинированный урок
1
Работа в парах
19
§ 5.8
Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия.
Комбинированный урок
1
Презентация. Работа с текстом, причины аварий
20
§ 5.9
Защита населения от аварий на гидротехническихсооружениях. Тест: «ЧС техногенного характера».
Комбинированный урок
1
Анализ проблемных ситуаций, тестирование.
Глава 6
«Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера».
2
21
§ 6.1
§ 6.2
Оповещение о ЧС техногенного характера. Эвакуация населения
Урок-проект
1
Составление и защита проекта
22
§ 6.3.
Мероприятия по защите населения от ЧС. Тест: «Оповещение и эвакуация населения».
Текущий контроль
1
Тестирование учащихся
Глава 7
«Основы здорового образа жизни».
9
23
§ 7.1.
Общие понятия о здоровье.
Комбинированный урок
1
Работа с текстом, составление памяток о здоровье.
24
§ 7.2.
Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность.
Комбинированный урок
1
Решение ситуативных задач, работа в группах
25
§7.3.
Репродуктивное здоровье - составная часть здоровья человека в обществе.
Комбинированный урок
1
Работа с текстом, составление памяток о здоровье.
26
§7.4.
Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.
Комбинированный урок
1
Решение ситуативных задач, работа в группах
27
§7.5.
ЗОЖ и профилактика основных неинфекционных заболеваний
Комбинированный урок
1
Выполнение тестовых заданий
28
§7.6.
Вредные привычки и их влияние на здоровье
Комбинированный урок
1
Решение ситуативных задач, работа в группах
29
§7.7.
Профилактика вредных привычек.
Комбинированный урок
1
Ситуационные задачи
30
Тестирование по теме: «Вредные привычки»
тестирование
1
Выполнение тестовых заданий
31
§7.8.
ЗОЖ и безопасность жизнедеятельности. Тестирование №6 по ЗОЖ.
Комбинированный урок
закрепление
1
Тестирование учащихся
Глава8
«Основы медицинских знаний
и оказание первой медицинской помощи».
4
32
§8.1
Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение (практическое занятие).
Текущий контроль
1
Работа с практическими заданиями по группам
33
§8.2
Первая медицинская помощь при отравлении АХОВ (практическое занятие).
Текущий контроль
1
Практическая работа:
34
§8.3
Первая медицинская помощь при травмах
практическое занятие.
1
Текущий контроль
35
§8.4
Первая медицинская помощь при утоплении (практическое занятие). Тестирование №7: «Основы медицинских знаний».
практическое занятие.
1
Текущий контроль
Итого:
35 часов
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Печатные пособия
-
Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений / А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2010 г
-
«Основы безопасности жизнедеятельности»: Тестовый контроль качества знаний учащихся 5-11 классов под редакцией В.Н. Латчук; В.В.Марков. М…2001г. Дрофа.
-
Примерная программа среднего (полного) общего образования по «Основам безопасности жизнедеятельности для 10-11 классов. (В пособие включены контрольные работы для проверки полученных учащимися знаний, примеры экстремальных ситуаций, способы выживания в условиях автономного существования).
-
Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя - составители А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, -М: просвещение, 2001.
-
ОБЖ, учебно - методический журнал-2000-2011гг. «Правила дорожного движения»
-
«Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». Учебник для учащихся 10-11классов, под редакцией Смирнов А.Т. - М …Просвещение 2009г.
-
Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя- составители А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, -М: просвещение, 2001.
Информационно-методическое обеспечение:
-
№
Наименование электронных образовательных изданий
1
Электронное с. у. н. «ОБЖ 5-11 классе»
2
Сборник педагогических практик учителей РО по использованию доски SMART (физ. культура, ОБЖ, информатика, технология)
Средства обучения
1. Печатные пособия
-
Альбом "Детям о правилах пожарной безопасности"
-
Плакаты "Действия населения при авариях и катастрофах техногенного характера"
(Плакаты рассказывают о действиях населения при авариях с выбросом хлора, аммиака, при разливе ртути, со взрывами и пожарами, при радиоактивном загрязнении и правилам поведения на радиоактивной загрязненной местности).
-
Плакаты "Действия населения при стихийных бедствиях"
(Плакаты рассказывают о действиях при наводнениях, оползнях, селях, землетрясениях, лесных пожарах, смерчах).
-
Плакаты "Осторожно! Терроризм"
-
Плакаты "Первая реанимационная и первая медицинская помощь"
-
Плакаты "Первая медицинская помощь при чрезвычайных ситуациях"
-
Плакаты "Первичные средства пожаротушения"
-
Плакаты "Пожарная безопасность"
-
Плакаты "Терроризм - угроза обществу"
-
Плакаты "Умей действовать при пожаре"
-
Плакаты "Правила поведения в аварийных ситуациях на транспорте"
-
Показаны основные правила поведения людей в аварийных ситуациях на транспорте
-
Плакаты "Правила поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера"
(Показаны основные правила поведения людей при химических, радиационных авариях, пожарах и т.д.)
-
Плакаты "Правила поведения в ЧС природного характера"
(Показывает основные правила поведения людей при землетрясениях, лавинах, оползнях и т.п.)
-
Плакаты «Умей действовать при пожаре»
-
«Уголок гражданской защиты»
2. Учебно - практическое оборудование.
-
Противогаз ГП-7
-
Респиратор Р-2
-
Аптечка индивидуальная АИ-2
-
Сумка санинструктора
-
Аптечка первой медицинской помощи, шины, резиновый жгут, бинты
3. Информационно- коммуникационные средства.
-
Презентации к уроку 8 класс
-
Эл. сборник тестов 8 класс
4. Экранно-звуковые пособия
-
«Детство без алкоголя»
-
«Береги здоровье смолоду»
-
Компакт-диск "Основы пожарной безопасности"
-
Компакт-диск "Основы противопожарной безопасности"
5. Технические средства обучения
-
Компьютер, интерактивный комплекс.
5) Приложение:
контрольно-измерительные материалы
ТЕСТИРОВАНИЕ №1 «ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
Пожары и взрывы
1. Взрыв характеризуется следующими особенностями:
а) большой скоростью химического превращения;
б) большим количеством газообразных продуктов;
в) резким повышением температуры;
г) сильным звуковым эффектом (грохот, громкий звук, шум сильный хлопок);
д) мощным дробящим действием.
Найдите ошибку в приведенных примерах.
2. Наибольшим разрушениям продуктами взрыва и ударной волной подвергаются здания и сооружения. Разрушения подразделяются на:
а) мелкие;
б) слабые;
в) средние;
г) крупные;
д) сильные;
е) полные.
Найдите ошибки в примерах.
3. Среди перечисленных ниже поражающих факторов укажите те, которые характерны для взрыва:
а) высокая температура;
б) осколочные поля;
в) волна прорыва;
г) сильная загазованность местности;
д) ударная волна.
4. Внимательно прочитайте условия задания и по описанным разрушениям определите вид разрушения:
а) в результате взрыва в одном из производственных зданий разрушены перегородки, крыша, окна и двери. В наружных стенах появились трещины, повреждены трубопроводы, электрический кабель. Перекрытия здания не разрушены. Здание может быть восстановлено после капитального ремонта; (средние разрушения)
б) в результате взрыва насосной станции по перекачке нефтепродуктов, обрушено перекрытие. Произошло разрушение трубопровода и электрического кабеля, другого оборудования. Оборудование восстановлению не подлежит (полные разрушения)
5. Среди перечисленных ниже причин укажите те, которые характерны для взрыва на промышленных предприятиях и в быту:
а) повышение температуры внутри производственного оборудования;
б) понижение давления в технологическом оборудовании;
в) несвоевременное проведение ремонтных работ;
г) отсутствие специальных приборов, указывающих превышение концентрации химически опасных веществ;
д) неосторожное обращение с взрывчатыми веществами;
е) повышение давления в технологическом оборудовании;
ж) отсутствие специальных устройств дымоудаления;
з) неправильная эксплуатация газовых приборов и газового оборудования;
и) отсутствие легко сбрасываемых конструкций во взрывоопасных производствах;
к) наличие инертных газов (хлодон, азот и др.) в зоне взрыва.
6. Процесс горения протекает при следующих условиях:
а) наличие горючего вещества;
б) наличие окислителя;
в) наличие условий для теплообмена;
г) наличие источника воспламенения.
Найдите ошибку в приведенных примерах.
7. В каком из перечисленных примеров могут создаться условия для возникновения процесса горения:
а) бензин + кислород воздуха;
б) ткань, смоченная в азотной кислоте + тлеющая сигарета;
в) гранит + кислород воздуха + пламя горелки;
г) дерево + кислород воздуха + факел;
д) ацетон + кислород воздуха + искра от зажигалки.
8. Определите по внешним признакам из приведенных примеров вид пожара:
а) из окон здания идет дым, огня не видно;(внутренний)
б) из окон здания идет дым, видно пламя;(наружный)
в) горит штабель лесоматериалов на открытой площадке;(открытый)
г) из окон здания идет небольшой дым, внутри здания огня не видно, но концентрация дыма очень высока;(внутренний)
д) из окон здания идет дым, внутри здания горит мебель (внутренний открытый).
9. Среди перечисленных ниже поражающих факторов укажите те, которые характерны для пожара:
а) открытый огонь;
б) разрушение зданий и поражение людей за счет смещения поверхностных слоев земли;
в) интенсивное излучение гамма-лучей, поражающее людей;
г) токсичные продукты горения, поражающие органы дыхания человека;
д) образование облака зараженного воздуха.
10. Какие условия способствуют распространению начавшегося пожара? Выберите из приведенных ответов правильные:
а) неправильные действия людей по тушению пожара;
б) скопление различных средств пожаротушения у очага загорания;
в) отсутствие или неисправность средств пожаротушения;
г) скопление большого количества горючих веществ и материалов;
д) наличие различных проемов, создающих возможность распространения пламени;
е) отсутствие естественного освещения;
ж) отсутствие проемов (оконных, дверных) для удаления продуктов горения;
з) запоздалое обнаружение возникшего пожара и сообщение о нем в пожарную охрану;
и) отсутствие достаточного количества кислорода воздуха.
11. Как вы поступите, если увидите, что маленькие дети разожгли во дворе костер и бросают в огонь бумагу, пластмассовые упаковки и баллончики из-под аэрозолей? Назовите правильные ответы:
а) остановитесь и объясните им, что это опасно;
б) пройдете мимо;
в) попытаетесь занять их чем-то другим;
г) затушите костер.
12. Как вы поступите, если на вас загорелась одежда? Назовите правильный ответ:
а) побежите и постараетесь сорвать одежду;
б) остановитесь, упадете и покатитесь, сбивая пламя;
в) завернетесь в одеяло или обмотаетесь плотной тканью.
13. Находясь на дискотеке, вы услышали сообщение о пожаре в соседнем помещении и необходимости эвакуации на улицу. Во время движения по коридору вы увидели впереди в 20 метрах от себя, как прогорела перегородка и на вас надвигается огненный вал. Выберите из предложенных вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность:
а) побежите в противоположную сторону (обратно);
б) задержите дыхание, пока не пройдет огненный вал;
в) упадете вниз;
г) увидев огнетушитель, воспользуетесь им для тушения пламени;
д) закроете голову одеждой (пиджаком);
е) подбежите к внутреннему пожарному крану и попытаетесь с его помощью потушить огонь;
ж) подбежите к окну и разобьете его, чтобы выскочить наружу;
з) спрячетесь за выступом колонны.
№ вопроса
а
б
в
г
д
е
ж
з
1
+
2
+
+
3
+
+
4
Средние разрушения
Полные разрушения
5
+
+
+
+
+
6
+
7
+
+
+
8
внутренний
наружный
открытый
внутренний
Внутренний открытый
9
+
+
10
+
+
+
+
+
11
+
+
12
+
13
+
+
+
ТЕСТИРОВАНИЕ №2 «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ».
1 ВАРИАНТ.
-
При переходе через дорогу Вы успели дойти только до осевой линии. Что правильнее предпринять в данной ситуации?
-
Быстрее закончить переход.
-
Остановиться на месте.
-
Вернуться назад.
-
-
В каких местах запрещено пешеходу переходить через дорогу?
-
На крутых поворотах.
-
В местах, где дорога идет на подъем.
-
Около туннелей и мостов.
-
Во всех перечисленных местах.
-
-
Должен ли пешеход следить за сигналами водителя на перекрестке?
-
Нет, не должен.
-
Да, должен.
-
Иногда должен.
-
-
Можно ли начинать переход через проезжую часть, когда горит желтый сигнал светофора?
-
Можно, если спешишь.
-
Можно, если нет приближающихся автомашин.
-
Нельзя.
-
-
Опасно ли переходить дорогу вдвоем, держась за руки?
-
Опасно.
-
Не опасно.
-
-
В каком возрасте разрешается выезжать на велосипеде на дороги общего пользования?
-
С 10 лет.
-
С 14 лет.
-
С 16 лет
-
-
Где нужно ожидать трамвай при отсутствии посадочной площадки?
-
На проезжей части не далее одного метра от рельс.
-
На проезжей части не далее одного метра от тротуара.
-
На тротуаре.
-
-
Как перейти через дорогу на противоположную сторону при выходе из автобуса?
-
Перед автобусом.
-
Сзади автобуса.
-
Только тогда, когда автобус уехал с остановки.
-
-
Опасны ли кусты и деревья на обочине дороги?
-
Не опасны.
-
. Опасны тем, что они закрывают обзор дороги, и пешеход не видит транспортные средства.
-
З. Опасны, т.к. может выскочить собака и испугать.
-
-
Можно ли переходить улицу группой, не пользуясь пешеходным переходом?
-
Можно.
-
Нельзя.
-
Правильные ответы: 2,4,2,3,1,2,3,3,2,2
2 ВАРИАНТ
-
Какие лица Правилами отнесены к «участникам дорожного движения»?
-
Дорожные рабочие и пешеходы.
-
Водители, пассажиры и пешеходы.
-
-
В каком случае разрешается переходить дорогу в произвольном месте?
-
В произвольном месте переходить дорогу нельзя.
-
Если в зоне видимости нет перекрестка или пешеходного перехода, и дорога просматривается в обе стороны.
-
-
С какого возраста разрешено управление мопедом?
-
с 12 лет.
-
с 14 лет.
-
с 16 лет.
-
-
Какие меры предосторожности должен принять пешеход, начиная переход дороги между стоящими автомобилями?
-
Убедиться, что нет приближающихся слева и справа транспортных средств.
-
Переходить дорогу медленно.
-
Переходить дорогу как можно быстрее.
-
-
По загородному шоссе пешеходы должны идти:
-
Там, где меньше машин.
-
По левой обочине навстречу транспорту.
-
По правой обочине.
-
По ходу движения транспорта.
-
-
Назовите правильные действия пешехода при переходе перекрестка наразрешающий (зеленый) сигнал светофора.
-
Как только загорелся зеленый сигнал светофора, необходимо быстро перейти дорогу.
-
На "зеленый" переход безопасен, поэтому переходить дорогу надо, неотвлекаясь на действия водителей.
-
Перед тем, как ступить на проезжую часть, необходимо посмотреть, что происходит слева и справа, и при переходе продолжать наблюдение за ситуацией на перекрестке.
-
-
По какой полосе можно двигаться на велосипеде?
-
По любой полосе, в один ряд.
-
По крайней правой полосе в один ряд, возможно правее.
-
Не далее второго ряда.
-
-
Разрешается ли водителю велосипеда перевозить пассажиров?
-
Разрешается, но только на багажнике.
-
Разрешается перевозить пассажиров только в дворовой зоне.
-
Разрешается перевозить одного ребенка до 7 лет на дополнительном сидении, оборудованном надежными подножками.
-
Не разрешается.
-
-
Как поступить, если на пути вашего перехода проезжей части стоит автобус, и в нем нет водителя?
-
Дожидаться водителя и переходить дорогу, когда автобус уедет.
-
Отойти на такое расстояние, чтобы дорога хорошо просматривалась в обе стороны и, убедившись в безопасности, перейти проезжую часть.
-
Обойти автобус с любой стороны.
-
-
Кто раньше появился на свет?
-
Паровоз.
-
Автомобиль.
-
Пароход.
-
Правильные ответы: 2,2,3,1,2,3,2,3,2,2
ТЕСТИРОВАНИЕ №3: «ЧС техногенного характера».
1 - ВАРИАНТ
1. Поражающие факторы химических аварий с выбросом АХОВ - это:
а) интенсивное излучение гамма-лучей, поражающее людей;
б) проникновение опасных веществ через органы дыхания и кожные покровы в организм человека;
в) лучистый поток энергии;
2. Хлор - это:
а) бесцветный газ с резким запахом (нашатырного спирта);
б) парообразное вещество с запахом горького миндаля, от которого появляется металлический привкус во рту;
в) зеленовато-жёлтый газ с резким запахом;
3. Прибыв на место размещения в случае эвакуации из зоны аварии с выбросом ОВ, необходимо:
а) немедленно зарегистрироваться;
б) снять верхнюю одежду, принять душ с мылом, промыть глаза, прополоскать рот:
в) помочь эвакуируемым разместится на сборных пунктах, пройти на пункт питания;
4. Объект с ядерным реактором, завод, использующий ядерное топливо, транспорт, перевозящий ядерный материал - это:
а) радиационноопасный объект;
б) объект экономики особой опасности;
в) экологически опасный объект;
5. При оповещении об аварии на радиационноопасном объекте необходимо действовать в указанной последовательности:
а) включить радио и выслушать сообщение, выключить газ, электричество, взять необходимые вещи, продуты питания, документы, надеть средства защиты, вывесить на двери табличку «В квартире жильцов нет» и следовать на сборный эвакопункт;
б) включить радио и выслушать сообщение, выключить газ, электричество, освободить холодильник от продуктов, взять необходимые вещи, документы, надеть средства защиты, и следовать на сборный эвакопункт;
в) включить радио и выслушать сообщение, , освободить холодильник от продуктов и вынести скоропортящиеся продукты на мусор, выключить газ, электричество, взять необходимые вещи, документы, надеть средства защиты, вывесить на двери табличку «В квартире жильцов нет» и следовать на сборный эвакопункт;
6. К поражающим факторам прорыва относятся:
а) электромагнитное, магнитное и акустическое излучение, гидродинамическое давление и смыв плодородных почв;
б) поражающее действие различных предметов, вовлекаемое в движение, травмирующее человека обломками;
в) ударная волна, повышенная температура воздуха, пониженная концентрация кислорода;
7. Какие химические соединения, попадая в атмосферу и взаимодействуя с влагой, могут вызвать кислотные осадки:
а) диоксид серы и оксиды азота;
б) свинец и его соединения;
в) ртуть и её соединения;
г) бензин и мшенное масло;
8. Сирены и прерывистые гудки предприятий и транспортных средств означают сигнал:
а) «Внимание! Опасность!»;
б) «Внимание всем!»;
в) «Тревога!»;
9. К коллективным средствам защиты относятся:
а) убежища и ПРУ;
б) противогазы и респираторы;
в) средства защиты кожи и респираторы;
10. При попадании ОВ на кожу необходимо:
а) провести полную санитарную обработку;
б) промыть глаза водой в течении 10-15 мин.;
в) механически удалить ОВ;
г) направить пострадавшего лечебное учреждение.
Ответы: 1-б, 2-в, 3-б, 4-а, 5-в, 6-б, 7-а, 8-б, 9-а, 10-в.
2 - ВАРИАНТ
1. Последствиями аварий на химически опасных предприятиях могут быть:
а) разрушение наземных и подземных коммуникаций, промышленных зданий в результате действия ударной волны;
б) заражение окружающей среды и массовые поражения людей, растений, животных опасными ядовитыми веществами;
в) резкое повышение или понижение атмосферного давления в зоне аварии и на прилегающей к ней территории.
2. Аммиак - это:
а) бесцветный газ с резким запахом, тяжелее воздуха;
б) газ с удушливым неприятным запахом, напоминающим запах гнилых плодов;
в) бесцветный газ с резким удушливым запахом, легче воздуха.
3. В случае оповещения об аварии с выбросом АХОВ последовательность ваших действий будет следующей:
а) включить радио, выслушать рекомендации, надеть средства защиты, закрыть окна, отключить газ, воду, электричество, погасить огонь в печи, взять необходимые вещи, документы и продукты питания, укрыться в убежище или покинуть район аварии;
б) включить радио, выслушать рекомендации, надеть средства защиты, взять необходимые вещи, документы и продукты питания, укрыться в убежище или покинуть район аварии;
в) надеть средства защиты, закрыть окна, отключить газ, воду, электричество, погасить огонь в печи, взять необходимые вещи, документы и продукты питания, укрыться в убежище или покинуть район аварии.
4.Радиоактивные вещества:
а) моментально распространяются в атмосфере независимо от скорости и направления ветра, стелются по земле на небольшой высоте;
б) имеют специфический запах сероводорода, интенсивность которого не зависит от внешних факторов, а определяется периодом полураспада данного вещества;
в) не имеют запаха, цвета, вкусовых качеств, не могут быть уничтожены химическим или каким-либо другим способом, способны вызвать поражение на расстоянии от источника.
5. При движении по зараженной радиоактивными веществами местности необходимо:
а) периодически снимать средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи и отряхивать их от пыли, двигаться по высокой траве и кустарнику, принимать пищу и пить только при ясной безветренной погоде;
б) находиться в средствах индивидуальной защиты, избегать движения по высокой траве и кустарнику, без надобности не садиться и не прикасаться к местным предметам, не принимать пищу, не пить, не курить, не поднимать пыль и не ставить вещи на землю;
в) находиться в средствах индивидуальной защиты, периодически снимать их и отряхивать от пыли двигаться по высокой траве и кустарнику, не принимать пищу, не пить, не курить, не поднимать пыль и не ставить вещи на землю.
6. Антропогенные изменения в природе - это:
а) изменения, происходящие в природе в результате чрезвычайных ситуаций природного характера;
б) изменения, происходящие в природе в результате воздействия солнечной энергии;
в) изменения, происходящие в природе в результате хозяйственной деятельности человека.
7. Сточные воды представляют опасность для здоровья населения, так как могут:
а) являться источником распространения тяжелых инфекционных заболеваний, содержать яйца и ли чинки глистов;
б) вызвать гидродинамические аварии и значительные затопления территорий;
в) стать источником загрязнения искусственных водоемов.
8. РСЧС состоит из:
а) функциональных подсистем;
б) районных подсистем;
в) ведомственных подсистем.
9. В зависимости от обстановки и масштаба ЧС устанавливается один из режимов функционирования РСЧС:
а) прогнозирования обстановки;
б) повседневной деятельности;
в) оперативного реагирования.
10. Вы играли с друзьями на улице. Вдруг на заводах и предприятиях загудели гудки. В жилом районе включили сирену. Ваши действия:
а) немедленно пойти домой и уточнить у родителей или соседей, что произошло в микрорайоне, городе, стране;
б) пойти домой, включить радио или телевизор, выслушать информацию и выполнить указания;
в) продолжать игру, не обращая внимания, на происходящее вокруг
Ответы: 1-б, 2-в, 3-а, 4-в, 5-б, 6-в, 7-а, 8-а, 9-б, 10-б.
ТЕСТИРОВАНИЕ №4:«ОПОВЕЩЕНИЕ И ЭВАКУАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ».
-
Что такое оповещение?
-
Виды оповещения населения.
-
В каком виде подаётся сигнал «Внимание всем!»
-
Речевая информация по радио или телевиденью.
-
Звуковой сигнал в виде завывающих сирен или гудков транспорта.
-
Объявления из громкоговорящих устройств.
3. Как надо поступить в первую очередь при сигнале «Внимание всем!»
-
Включить радио или телевизор.
-
Собрать вещи и эвакуироваться.
-
Загерметизировать помещение и оставаться в нём.
4. От чьего имени начинается речевая информация о ЧС?
-
Президента России.
-
Главы администрации города или района.
-
Штаба ГОЧС города или района.
-
Что такое эвакуация? Виды эвакуации.
-
Куда в первую очередь нужно приходить при объявлении эвакуации?
-
В сборный пункт эвакуации.
-
В приёмный пункт эвакуации.
-
В пункт временного размещения эвакуируемых.
7. Что нужно собрать при объявлении эвакуации?
-
Документы и ценности.
-
Продукты питания и запас воды на три дня.
-
Тёплые вещи.
-
Всё перечисленное.
-
Что нужно сделать, чтобы при эвакуации не потерялись вещи?
-
Держать вещи при себе и не выпускать их из рук.
-
Сдать вещи в камеру хранения.
-
Прикрепить к чемоданам и сумкам бирку с фамилией, именем и адресом эвакуации хозяина.
9. Что относится к способам эвакуации?
-
Вывод пешим порядком.
-
Вывоз транспортом.
-
Комбинированный.
-
Всё перечисленное
10.Что из перечисленного относится к аварийно-спасательным работам?
-
Локализация и тушение пожаров.
-
Поиск и извлечение поражённых из горящих и повреждённых зданий.
-
Оказание первой медицинской помощи.
-
Всё перечисленное.
11. Что относится к другим неотложным работам?
-
Эвакуация населения из опасных зон.
-
Ремонт и восстановление повреждённых и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей.
-
Разведка маршрутов движения и участков работ.
ТЕСТИРОВАНИЕ № 5: «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»
1. Что такое, на ваш взгляд, здоровый образ жизни? Расположите предложенные варианты по значимости.
А) не пить;
Б) не курить;
В) заниматься спортом;
Г) полноценно и правильно питаться;
Д) не употреблять наркотиков;
Е) не вести беспорядочную половую жизнь;
Ж) вести осмысленную жизнь;
З) жить полноценной духовной жизнью;
И) позитивное отношение к себе;
К) доброжелательное отношение к другим людям;
Л) гармоничное отношение в семье;
М) саморазвитие, самосовершенствование.
2. Необходим ли, по-вашему, здоровый образ жизни? Если нет, то почему? Если да, то почему?
3. Как вы думаете, является ли ваш образ жизни здоровым? Ответ надо обосновать.
4. Насколько успех в жизни человека зависит от его образа жизни?
А) полностью;
Б) во многом;
Г) не очень;
Д) не зависит.
5. Для чего бы вы стали вести здоровый образ жизни? Чтобы …
А) быть сильным;
Б) быть красивым;
В) быть всегда в форме;
Г) быть успешным в делах,
Д) в полной мере осуществлять свои способности;
Е) развиваться как личность;
Ж) иметь здоровых детей;
З) получать от жизни радость и удовольствие.
6. Какие обстоятельства могли бы побудить вас изменить образ жизни?
А) тяжелая болезнь;
Б) жизненный кризис;
В) смерть близкого человека;
Г) общее неудовлетворительное самочувствие;
Д) неудачи в делах;
Е) влюблённость;
Ж) чтение специальной литературы.
7. Что вы делаете для укрепления своего здоровья?
8. Расположите следующие ценности в соответствии с их степенью важности для вас:
А) образование;
Б) здоровье
В) семья;
Г) дружба;
Д) красота;
Е) любовь;
Ж) познание;
З) развитие;
И) уверенность в себе;
К) творчество;
Л) интересная работа;
М) материальная обеспеченность;
Н) счастье других;
О) развлечения;
П) беспечная жизнь.
ТЕСТИРОВАНИЕ №6: «ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ».
1 - ВАРИАНТ
1. Повреждение целостности тканей и нарушение функций, сопровождающиеся местной или общей реакцией организма, вызванное воздействием на человека факторов внешней среды, - это:
а) рана;
б) ушиб;
в) травма.
2. Если кровотечение сопровождается излиянием крови во внутренние органы, полости и ткани, то оно называется:
а) полостным;
б) внутренним;
в) закрытым.
3. Что необходимо сделать с раной перед наложением давящей повязки:
а) обработать рану перекисью водорода или слабым раствором марганцовки;
б) промыть рану водой и обработать ее зеленкой;
в) обработать рану йодом.
4. Какова последовательность оказания первой помощи при ушибах:
а) на место ушиба приложить теплую грелку, обеспечить покой пострадавшему и доставить его в медицинское учреждение;
б) на место ушиба наложить холод, тугую повязку, обеспечить покой пострадавшему и доставить его в медицинское учреждение;
в) на место ушиба нанести йодную сетку, обеспечить покой пострадавшему и доставить его в медицинское учреждение.
5. Повреждение тканей, возникающее при повышении их температуры свыше 50 °С, - это:
а) тепловой удар;
б) солнечный удар;
в) ожог.
6. Признаками перелома являются:
а) нарушение функции конечности, сильная боль при попытке движения ею, деформация и некоторое ее укорочение, подвижность костей в необычном месте;
б) тошнота и рвота, нарушение функции конечности, ее деформация и подвижность;
в) временная потеря зрения и слуха, появление сильной боли при попытке движения конечностью.
7. При закрытом переломе бедра необходимо:
а) попытаться определить подвижность ноги, согнув ее в коленном суставе, придать пострадавшему возвышенное положение;
б) дать обезболивающее средство, положить две шины: длинную, от подмышечной впадины до наружной лодыжки, и короткую, от промежности до внутренней лодыжки;
в) дать обезболивающее средство и наложить шину из подручного материала от подмышечной впадины до коленного сустава.
8. Один из признаков сотрясения головного мозга - это:
а) увеличение лимфатических узлов;
б) появление сыпи на руках и ногах;
в) покраснение кожи в области суставов;
г) нечеткость зрения и неодинаковые зрачки.
9. При укусах насекомых прежде всего необходимо:
а) промыть ранку спиртом или слабым раствором марганцовки;
б) аккуратно удалить жало, если оно есть;
в) дать пострадавшему 1-2 таблетки димедрола (супрастина, тавегила), а также 1-2 таблетки глюконата кальция;
г) на место укуса наложить холод.
10. Одной из составляющих здорового образа жизни является:
а) малоподвижный образ жизни;
б) небольшие и умеренные физические нагрузки;
в) оптимальный уровень двигательной активности;
г) курение и употребление алкоголя в небольших количествах.
Ответы: 1-в, 2-в, 3-а, 4-б, 5-б, 6-в, 7-г, 8-б, 9-в, 10-а
2 - ВАРИАНТ
1. Артериальное кровотечение возникает при:
а) повреждении какой-либо артерии при глубоком ранении;
б) поверхностном ранении в случае повреждения сосуда;
в) неглубоком ранении в случае повреждения любого из сосудов.
2. Способ остановки кровотечения приданием возвышенного положения поврежденной конечности главным образом применяется при:
а) любых ранениях конечности;
б) поверхностных ранениях в случае венозного кровотечения;
в) смешанном кровотечении.
3. Какова последовательность оказания первой помощи при растяжении:
а) наложить тугую повязку на поврежденное место, обеспечить покой поврежденной конечности, опустив ее как можно ниже к земле, и доставить пострадавшего в медицинское учреждение;
б) приложить холод и наложить тугую повязку на поврежденное место, обеспечить покой поврежденной конечности, придать ей возвышенное положение и доставить пострадавшего в медицинское учреждение;
в) нанести йодную сетку на поврежденное место, обеспечить покой поврежденной конечности, придать ей возвышенное положение и доставить пострадавшего в медицинское учреждение.
4. При ожоге необходимо:
а) убрать с поверхности тела горячий предмет, срезать ножницами одежду, на поврежденную поверхность на 5-10 минут наложить холод, здоровую кожу вокруг ожога продезинфицировать, на обожженную поверхность наложить стерильную повязку и направить пострадавшего в медицинское учреждение;
б) убрать с поверхности тела горячий предмет, срезать ножницами одежду, поврежденную поверхность смазать йодом, а затем маслом, наложить стерильную повязку и направить пострадавшего в медицинское учреждение;
в) убрать с поверхности тела горячий предмет, не срезая ножницами одежды, залить обожженную поверхность маслом, наложить стерильную повязку и направить пострадавшего в медицинское учреждение.
5. При открытом переломе прежде всего необходимо:
а) дать обезболивающее средство;
б) провести иммобилизацию конечности в том положении, в котором она находится в момент повреждения;
в) на рану в области перелома наложить стерильную повязку;
г) остановить кровотечение.
6. При поступлении АХОВ в организм человека через рот прежде всего необходимо:
а) промыть желудок;
б) прополоскать рот водой;
в) очистить кишечник;
г) ввести абсорбенты.
7. При травматическом шоке прежде всего необходимо:
а) создать спокойную обстановку для пострадавшего (исключить раздражающие шумы), дать обезболивающее средство;
б) провести временную иммобилизацию, обеспечить полный покой пострадавшему, направить пострадавшего в лечебное заведение;
в) устранить действие травматического фактора, остановить кровотечение, обработать рану, наложить давящую повязку.
8. Какую роль играют витамины в развитии человека:
а) являются главным источником энергии;
б) являются строительным материалом;
в) обеспечивают устойчивость организма к воздействию болезнетворных микробов.
9. Средством развития быстроты являются упражнения:
а) с преодолением веса собственного тела;
б) требующие энергичных двигательных реакций;
в) на растягивание мышц.
10. Солнечные ванны летом лучше всего принимать:
а) до полудня;
б) утром;
в) после полудня;
г)вечером.
Ответы: 1-а, 2-б, 3-б, 4-а, 5-г, 6-б, 7-в, 8-в, 9-б, 10-а
Согласовано:
Протокол заседания методического
совета МБОУ СОШ № 2
№___ от __________
Руководитель МС
______________ С.В.Цымбалова
Согласовано:
Заместитель директора
по УВР МБОУ СОШ № 2
_________/ С.В.Цымбалова
____ ____ 20____г.