- Преподавателю
- ОБЖ
- Рабочая программа по ОБЖ 8 класс Смирнов
Рабочая программа по ОБЖ 8 класс Смирнов
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ковтунова Е.В. |
Дата | 26.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка.
Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» составлена на основе авторской программы разработанной А.Т. Смирновым, Б.О. Хренниковым (2009 года) в рамках Государственной программы обучения населения к действиям в ЧС, постановления Правительства Российской Федерации от 18.04.1992 года № 261 «О создании Российской системы предупреждения и действия в ЧС» с учетом местных условий и материально-технической базы. В соответствии с Требованиями к обязательному минимуму содержания основного общего образования.
В соответствии с основными Требованиями Минобразования России (Письмо Минобразования России от 14.05.99 № 714/11-12.) курс корректированной программы предусматривает ознакомление и обучение учащихся с характеристиками различных ЧС природного характера, а также для приобретения ими знаний и умений по защите жизни и здоровья в условиях опасных и ЧС жизни.
На этом уровне оптимизация обучения может быть достигнута путем реализации межпредметных программ (экология, биология, физика, химия, физическая культура, ОБЖ), требующих авторской разработки
Программа рассчитана на 34 часов и включает теоретические и практические знания.
В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов:
- «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
- «Об охране окружающей природной среды»;
- «О пожарной безопасности»;
- «О гражданской обороне»;
- «О безопасности дорожного движения» и др.
Содержание программы выстроено по четырем линиям:
обеспечение личной безопасности в повседневной жизни;
основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях.
основы здорового образа жизни;
оказание первой медицинской помощи;
В содержание рабочей программы включен региональный компонент в количестве 9 часов, взаимосвязанных с основной тематикой занятий.
Цели и задачи курса:
-
воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства;
-
развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
-
освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
• овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.
5-9 классы (основное общее образование).
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ПОНИМАТЬ:
-
значение экологической безопасности для населения страны (региона);
-
значение и функции Министерства ГОЧС РФ;
-
ценность собственного здоровья.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
-
основные опасные ситуации, возникающие в повседневной и профессиональной деятельности (по профилю будущей специальности) и правила поведения в них;
-
характеристику наиболее важных природных явлений и производственной деятельности человека, вызывающих возникновение чрезвычайных ситуаций;
-
основные мероприятия гражданской обороны по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
-
способы оповещения населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
-
правила поведения населения в зонах военного конфликта, порядок использования защитных сооружений гражданской обороны, порядок эвакуации населения;
-
наиболее распространенные инфекционные заболевания, причины их возникновения, меры профилактики;
-
методы и средства оказания первой медицинской помощи при различных видах травм, ранений и отравлениях;
-
основные составляющие здорового образа жизни, систему самооздоровления и основы личной и общественной гигиены;
-
основы законодательства Российской Федерации об обороне государства и воинской обязанности граждан, правовые основы военной службы, порядок прохождения военной службы по призыву.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
-
обеспечить собственную безопасность в зонах криминогенной опасности, использовать приемы самозащиты;
-
выполнять мероприятия гражданской обороны по защите в чрезвычайных ситуациях мирного военного времени, предусмотренных органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
-
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
-
оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях, растяжениях и ушибах, обморожениях, тепловом и солнечном ударах, проведении искусственной вентиляции легких и непрямом массаже сердца;
-
выполнять различные физические упражнения для развития силы, выносливости, гибкости и снятия эмоциональных нагрузок;
-
соблюдать правила личной гигиены, составлять рациональный режим дня.
Тематическое планирование
8 класс
№ модуля, раздела, темы
Наименование модуля, раздела, темы
Количество часов
I
Основы безопасности личности, общества и государства
11
1
Пожарная безопасность
3
2
Безопасность на дорогах
2
3
Безопасность на водоемах
3
4
Экология и безопасность
2
II
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения
11
5
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия
8
6
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
3
III
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
12
7
Основы здорового образа жизни
8
8
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
4
Всего часов
34
Содержание учебной программы
«Основы безопасности жизнедеятельности»
(8 класс)
Раздел I Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни (11ч)
Тема 1 Пожарная безопасность (3ч)
Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние «человеческого фактора» на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.
Тема 2 Безопасность на дорогах(2ч)
Причины дорожно-транспортного травматизма. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.
Тема 3 Безопасность на водоемах (3ч)
Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.
Тема 4 Экология и безопасность (2ч)
Загрязнение окружающей природной среды. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ, в атмосфере, воде, почве.1 Мероприятия, проводимые на защите здоровье населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
Раздел II Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность (11ч)
Тема 5 Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия (8ч)
Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения.
Потенциально основные объекты экономики. Аварии на радиационных, химически опасных и пожаро - взрывоопасных объектах. Причины их возникновения и возможные последствия. Аварии на гидродинамических объектах. Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
1 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
Тема 6 Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера (3ч)
Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Организация защиты населения при авариях на радиационных и химически опасных объектах.
Раздел III Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (12ч)
Тема 7 Основы здорового образа жизни (8ч)
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и безопасность, основные составляющие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества и обеспечения их безопасности. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека. Вредные привычки и их профилактика.
Тема 8 Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи(4ч)
Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здорового человека. Средства оказания первой медицинской помощи. Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком.
Поурочное планирование учебной
программы ОБЖ (8 класс)
№ раздела, темы и урока
Наименование раздела, темы и урока
Количество часов
Раздел
Тема
I
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
11
1
Пожарная безопасность
3
1.1
Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия
1
1.2
Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения
1
1.3
Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожаре
1
2
Безопасность на дорогах
3
2.1
Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизм людей
1
2.2
Организация дорожного движения. Обязанности пешеходов и пассажиров
1
2.3
Водитель, формирование качеств безопасного водителя
1
3
Безопасность на водоемах
3
3.1
Безопасное поведение на водоемах в различных условиях
1
3.2
Безопасный отдых у воды
1
3.3
Оказание помощи терпящим бедствие на воде
1
4
Экология и безопасность
2
4.1
Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека
1
4.2
Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке
1
II
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения
11
5
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия
8
5.1
Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера
1
5.2
Аварии на радиационно- опасных объектах и их возможные последствия
1
5.3
Обеспечение радиационной безопасности населения
1
5.4
Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия
1
5.5
Обеспечение химической защиты населения
1
5.6
Пожары на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия
1
5.7
Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах
1
5.8
Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия
1
5.9
Обеспечение защиты населения от аварий на гидротехнических сооружениях
1
6
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
3
6.1
Оповещение о чрезвычайных ситуациях техногенного характера
1
6.2
Эвакуация населения
1
6.3
Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
1
III
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
12
7
Основы здорового образа жизни
8
7.1
Общие понятия о здоровье как основной ценности человека
1
7.2
Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность
1
7.3
Репродуктивное здоровье - составная часть здоровья человека и общества
1
7.4
Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества
1
7.5
Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний
1
7.6
Вредные привычки и их влияние на здоровье
1
7.7
Профилактика вредных привычек
1
7.8
Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности
1
8
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
4
8.1
Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение (практические занятия)
1
8.2
Первая медицинская помощь при отравлении АХОВ (практические занятия)
1
8.3
Первая медицинская помощь при травмах (практические занятия)
1
8.4
Первая медицинская помощь при утоплении (практические занятия)
1
Всего часов
34
Контрольно-измерительные материалы
Проверочные работы по курсу ОБЖ - 8 класс
№ п /п
Тема проверочной работы
Форма проведения
Время работы
1
«Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни».
Тестирование
20 мин.
2
«Чрезвычайные ситуации природного характера»
Тестирование
20 мин.
3
«Чрезвычайные ситуации техногенного характера».
Тестирование
20 мин.
Перечень литературы
УМК учителя:
-
Федеральный закон «Об образовании» от 10.07 1992 № 3266-1 (с изменениями на 1.12.2007г.)
-
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования 2008 года.
-
Э.Д. Днепров. А.Г.Аркадьев «Сборник нормативных документов ОБЖ (4-е издание, - М: Дрофа, 2008 год)
-
Примерные программы по основам безопасности жизнедеятельности. 2008 года.
-
Программы образовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности (комплексная программа). Под общей редакцией А.Т. Смирнова 5 - 11 классы изд. Москва, Просвещение 2009 год.
-
А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников «ОБЖ 8 класс» изд., М: Просвещение, 2008г.
-
Евлахов, В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 5 - 9 кл. - М.: Дрофа, 2004.
-
Федеральный закон «Безопасности дородного движения от 10.12.1995г. № 196 (с изменениями на 30.12.2008 г.)
-
Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21.12 1994 г. № 69 (с изменениями на 22.07.2008 г.)
-
Федеральный закон «О чрезвычайном положении» от 30.05.2001, № 3 (с изменениями на 07.03.2005)
-
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности. / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. - М.: Дрофа, 2002;
-
Методика обучения ОБЖ / Л.В.Байгородова, Ю.В.Индюков-2003г.
-
Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по основам безопасности жизнедеятельности / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. - М.: Дрофа, 2002
-
Сб. ситуационных задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» / авт.-сост. В. К. Емельянчик, М. Е. Капитонова. - СПб.: КАРО, 2002
УМК обучающегося:
-
Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 8 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б.И.Мишин, под общ. ред. А. Т. Смирнова.М:Просвещение, 2004;
-
Основы безопасности жизнедеятельности: Справочник школьника Москва 1997
11