Рабочая программа по ОБЖ 8 класс Смирнов

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» составлена на основе авторской программы разработанной А.Т. Смирновым, Б.О. Хренниковым (2009 года) в рамках Государственной программы обучения населения к действиям в ЧС, постановления Правительства Российской Федерации от 18.04.1992 года № 261 «О создании Российской системы предупреждения и действия в ЧС» с учетом местных условий и материально-технической базы. В соответствии с Требованиями к обязательному минимуму содержания основного общего образования.

В соответствии с основными Требованиями Минобразования России (Письмо Минобразования России от 14.05.99 № 714/11-12.) курс корректированной программы предусматривает ознакомление и обучение учащихся с характеристиками различных ЧС природного характера, а также для приобретения ими знаний и умений по защите жизни и здоровья в условиях опасных и ЧС жизни.

На этом уровне оптимизация обучения может быть достигнута путем реализации межпредметных программ (экология, биология, физика, химия, физическая культура, ОБЖ), требующих авторской разработки

Программа рассчитана на 34 часов и включает теоретические и практические знания.

В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов:

- «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

- «Об охране окружающей природной среды»;

- «О пожарной безопасности»;

- «О гражданской обороне»;

- «О безопасности дорожного движения» и др.

Содержание программы выстроено по четырем линиям:

 обеспечение личной безопасности в повседневной жизни;

 основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях.

 основы здорового образа жизни;

 оказание первой медицинской помощи;

В содержание рабочей программы включен региональный компонент в количестве 9 часов, взаимосвязанных с основной тематикой занятий.

Цели и задачи курса:

  • воспитание ответственного отношения к окружающей природ­ной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства;

  • развитие личных духовных и физических качеств, обеспечива­ющих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; разви­тие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; подго­товку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Рос­сийской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;

  • освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и го­сударства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоро­вом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при не­отложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области бе­зопасности жизнедеятельности;

овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различ­ных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реаль­ной обстановки и своих возможностей.

5-9 классы (основное общее образование).

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ПОНИМАТЬ:

  • значение экологической безопасности для населения страны (региона);

  • значение и функции Министерства ГОЧС РФ;

  • ценность собственного здоровья.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

  • основные опасные ситуации, возникающие в повседневной и профессиональной деятельности (по профилю будущей специальности) и правила поведения в них;

  • характеристику наиболее важных природных явлений и производственной деятельности человека, вызывающих возникновение чрезвычайных ситуаций;

  • основные мероприятия гражданской обороны по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

  • способы оповещения населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

  • правила поведения населения в зонах военного конфликта, порядок использования защитных сооружений гражданской обороны, порядок эвакуации населения;

  • наиболее распространенные инфекционные заболевания, причины их возникновения, меры профилактики;

  • методы и средства оказания первой медицинской помощи при различных видах травм, ранений и отравлениях;

  • основные составляющие здорового образа жизни, систему самооздоровления и основы личной и общественной гигиены;

  • основы законодательства Российской Федерации об обороне государства и воинской обязанности граждан, правовые основы военной службы, порядок прохождения военной службы по призыву.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

  • обеспечить собственную безопасность в зонах криминогенной опасности, использовать приемы самозащиты;

  • выполнять мероприятия гражданской обороны по защите в чрезвычайных ситуациях мирного военного времени, предусмотренных органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;

  • использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;

  • оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях, растяжениях и ушибах, обморожениях, тепловом и солнечном ударах, проведении искусственной вентиляции легких и непрямом массаже сердца;

  • выполнять различные физические упражнения для развития силы, выносливости, гибкости и снятия эмоциональных нагрузок;

  • соблюдать правила личной гигиены, составлять рациональный режим дня.

















Тематическое планирование

8 класс


№ модуля, раздела, темы

Наименование модуля, раздела, темы

Количество часов

I

Основы безопасности личности, общества и государства

11

1

Пожарная безопасность


3

2

Безопасность на дорогах

2

3

Безопасность на водоемах

3

4

Экология и безопасность

2

II

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения

11

5

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия

8

6

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

3

III

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

12

7

Основы здорового образа жизни

8

8

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

4

Всего часов

34






Содержание учебной программы

«Основы безопасности жизнедеятельности»

(8 класс)

Раздел I Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни (11ч)

Тема 1 Пожарная безопасность (3ч)

Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние «человеческого фактора» на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.

Тема 2 Безопасность на дорогах(2ч)

Причины дорожно-транспортного травматизма. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.

Тема 3 Безопасность на водоемах (3ч)

Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.

Тема 4 Экология и безопасность (2ч)

Загрязнение окружающей природной среды. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ, в атмосфере, воде, почве.1 Мероприятия, проводимые на защите здоровье населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.

Раздел II Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность (11ч)

Тема 5 Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия (8ч)

Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения.

Потенциально основные объекты экономики. Аварии на радиационных, химически опасных и пожаро - взрывоопасных объектах. Причины их возникновения и возможные последствия. Аварии на гидродинамических объектах. Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

1 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

Тема 6 Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера (3ч)

Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Организация защиты населения при авариях на радиационных и химически опасных объектах.

Раздел III Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (12ч)

Тема 7 Основы здорового образа жизни (8ч)

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и безопасность, основные составляющие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества и обеспечения их безопасности. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека. Вредные привычки и их профилактика.

Тема 8 Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи(4ч)

Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здорового человека. Средства оказания первой медицинской помощи. Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком.








Поурочное планирование учебной

программы ОБЖ (8 класс)



№ раздела, темы и урока

Наименование раздела, темы и урока

Количество часов


Раздел

Тема

I


Обеспечение личной безопасности в повсе­дневной жизни

11

1

Пожарная безопасность

3

1.1

Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия

1

1.2

Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения

1

1.3

Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожаре

1

2

Безопасность на дорогах

3

2.1

Причины дорожно-транспортных происшест­вий и травматизм людей

1

2.2

Организация дорожного движения. Обязанно­сти пешеходов и пассажиров

1

2.3

Водитель, формирование качеств безопасного водителя

1

3

Безопасность на водоемах

3

3.1

Безопасное поведение на водоемах в различных условиях

1

3.2

Безопасный отдых у воды

1

3.3

Оказание помощи терпящим бедствие на воде

1

4

Экология и безопасность

2

4.1

Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека

1

4.2

Правила безопасного поведения при неблаго­приятной экологической обстановке

1

II

Чрезвычайные ситуации техногенного ха­рактера и безопасность населения

11

5

Чрезвычайные ситуации техногенного характе­ра и их последствия

8

5.1

Классификация чрезвычайных ситуаций техно­генного характера

1

5.2

Аварии на радиационно- опасных объектах и их возможные последствия

1

5.3

Обеспечение радиационной безопасности насе­ления

1

5.4

Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия

1

5.5

Обеспечение химической защиты населения

1

5.6

Пожары на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия

1

5.7

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах

1


5.8

Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия

1

5.9

Обеспечение защиты населения от аварий на гидротехнических сооружениях

1

6

Организация защиты населения от чрезвычай­ных ситуаций техногенного характера

3

6.1

Оповещение о чрезвычайных ситуациях техно­генного характера

1

6.2

Эвакуация населения

1

6.3

Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного харак­тера

1

III

Основы медицинских знаний и здорового об­раза жизни

12

7

Основы здорового образа жизни

8

7.1

Общие понятия о здоровье как основной цен­ности человека

1

7.2

Индивидуальное здоровье, его физическая, ду­ховная и социальная сущность

1

7.3

Репродуктивное здоровье - составная часть здоровья человека и общества

1

7.4

Здоровый образ жизни как необходимое усло­вие сохранения и укрепления здоровья человека и общества

1

7.5

Здоровый образ жизни и профилактика основ­ных неинфекционных заболеваний

1

7.6

Вредные привычки и их влияние на здоровье

1

7.7

Профилактика вредных привычек

1

7.8

Здоровый образ жизни и безопасность жизне­деятельности

1

8

Основы медицинских знаний и оказание пер­вой медицинской помощи

4

8.1

Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение (практические занятия)

1

8.2

Первая медицинская помощь при отравлении АХОВ (практические занятия)

1

8.3

Первая медицинская помощь при травмах (практические занятия)

1

8.4

Первая медицинская помощь при утоплении (практические занятия)

1

Всего часов

34





















Контрольно-измерительные материалы


Проверочные работы по курсу ОБЖ - 8 класс


п /п

Тема проверочной работы

Форма проведения

Время работы


1

«Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни».



Тестирование


20 мин.

2

«Чрезвычайные ситуации природного характера»


Тестирование

20 мин.

3

«Чрезвычайные ситуации техногенного характера».

Тестирование

20 мин.






























Перечень литературы

УМК учителя:

  1. Федеральный закон «Об образовании» от 10.07 1992 № 3266-1 (с изменениями на 1.12.2007г.)

  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования 2008 года.

  3. Э.Д. Днепров. А.Г.Аркадьев «Сборник нормативных документов ОБЖ (4-е издание, - М: Дрофа, 2008 год)

  4. Примерные программы по основам безопасности жизнедеятельности. 2008 года.

  5. Программы образовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности (комплексная программа). Под общей редакцией А.Т. Смирнова 5 - 11 классы изд. Москва, Просвещение 2009 год.

  6. А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников «ОБЖ 8 класс» изд., М: Просвещение, 2008г.

  7. Евлахов, В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 5 - 9 кл. - М.: Дрофа, 2004.

  8. Федеральный закон «Безопасности дородного движения от 10.12.1995г. № 196 (с изменениями на 30.12.2008 г.)

  9. Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21.12 1994 г. № 69 (с изменениями на 22.07.2008 г.)

  10. Федеральный закон «О чрезвычайном положении» от 30.05.2001, № 3 (с изменениями на 07.03.2005)

  11. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности. / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. - М.: Дрофа, 2002;

  12. Методика обучения ОБЖ / Л.В.Байгородова, Ю.В.Индюков-2003г.

  13. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по основам безопасности жизнедеятельности / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. - М.: Дрофа, 2002

  14. Сб. ситуационных задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» / авт.-сост. В. К. Емельянчик, М. Е. Капитонова. - СПб.: КАРО, 2002

УМК обучающегося:

  1. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 8 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б.И.Мишин, под общ. ред. А. Т. Смирнова.М:Просвещение, 2004;

  2. Основы безопасности жизнедеятельности: Справочник школьника Москва 1997


11

© 2010-2022