Рабочая программа элективного курса Социальная безопасность

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Усть-Донецкий район, станица Нижнекундрюченская

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Нижнекундрюченская средняя общеобразовательная школа

Рабочая программа элективного курса Социальная безопасность







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по элективному курсу

Социальная безопасность

среднее общее образование 10класс


Количество часов 34


Учитель Спицына Е.Н.


Программа разработана автором - Спицыной Е.Н. в 2013 году.

В 2015 году программа получила экспертное заключение доцента, к.т.н. ЮФУ Баян Е.М.

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена автором Спицыной Е.Н.. Программа составлена в соответствии с требованиями и с учетом положений:

1 Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», 2. Компонента федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, 3. Учебного плана МБОУ НижнекундрюченскойСОШ за 2014-2015 учебный год на базе Федерального компонента Элективный курс «Социальная безопасность» предназначен способствовать целостной социализации старших школьников, нацелен на формирование у учащихся умений и навыков безопасного типа поведения в социуме; раскрытия проблем социальной эволюции человечества, глобализации, перемен в России, а без этого нельзя понять их объективную природу и сущность, грамотно противостоять новым опасностям и угрозам, ежедневно подстерегающих нас на улицах городов и сёл. Ведь цельный взгляд на безопасность не сводится только к защите от вооруженной агрессии, обучению действиям в условиях ЧС техногенного и природного характера, о чём подробно написано в школьных учебниках, но на данном этапе национальная безопасность должна отражать потребности России в обеспечении социальной, демографической, информационной, и экономической безопасности.

Целью курса считаю формирование умений у учащихся безопасного типа поведения в социуме.

Задачи, на реализацию которых направлен элективный курс «Социальная безопасность»:

- обучающие: дополнить и расширить знания учащихся об опасностях в окружающем мире, обучить способам безопасного поведения в возможных непредвиденных ситуациях в повседневной жизни

- развивающие: способствовать развитию у учащихся навыков аналитического мышления, умению предвидеть возможную опасную ситуацию.

- воспитывающие: способствовать становлению социальной культуры личности, активизировать у учащихся интерес к вопросам собственной безопасности, помочь преодолеть синдром боязни современного общества.

Социум - это особая система, некоторый организм, развивающийся по своим специфическим законам. В социуме взаимодействует огромное количество людей и результатом этих связей является особая обстановка, создающаяся в отдельных социальных группах.

Социальные опасности захлестнули современное общество, с каждым годом их становится всё больше и больше. Прискорбно, что мы сами порождаем их.

Если говорить о задачах данного курса, то в самом начале работы над программой я выделила следующие положения:

- помочь учащимся в социальной адаптации в окружающем мире;

- предотвратить негативное влияние на подростков дестабилизирующих факторов современного мира;

- рассмотреть основные средства самозащиты человека в условиях социальной опасности;

- сформировать навыки поведения по снижению риска чрезвычайных ситуаций социального характера.

2) Общая характеристика учебного предмета

Элективный курс "Социальная безопасность" направлен на формирование умений безопасного типа поведения в социуме.
Как выжить в этом непростом мире? Как сделать нашу жизнь комфортной и безопасной? Или страх будет преследовать нас всегда? - ответом на эти вопросы и является элективный курс «Социальная безопасность».

Воздействие социальных рисков на школьника, усиливается не только в связи с увеличением масштабов его деятельности, но и такими внутренними факторами риска, как стремление к аутодеструктивному поведению, потребность в удовлетворении исследовательских инстинктов, когда наиболее привлекательными становятся социально опасные места (свалки, подвалы, сараи, чердаки и т.п.).
На развитие отношений ребенка с миром влияют и социально-психологические особенности возраста - доверчивость, впечатлительность, внушаемость (податливость), наличие высокого авторитета взрослого (что ставит ребенка в заведомо зависимое положение в отношениях с недобропорядочным взрослым и накладывает на детское поведение черты виктимности, как соглашательство, подчинение). Известно, что преступники в своих противоправных действиях пользуются именно этими особенностями школьников, обещая прокатить их на машине, показать компьютерную игруи т.п.. К сожалению, многие дети соглашаются на эти уловки и не подозревают об опасности.

. Принципы построения и методическое обеспечение элективного курса

Элективный курс построен на основании следующих принципов:

- принцип научности (использованы актуальные теории и концепции, позволяющие создать целостное представление о безопасности жизнедеятельности человека в условиях социальной опасности.);

- принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения и навыки в области социальной безопасности жизнедеятельности человека на базе уже имеющихся.

- принцип гуманистичности (основой программы является человек и забота о его безопасности в условиях современного социума)

- принцип междисциплинарности (в программе рассматриваются вопросы, требующие использования знаний из различных общеобразовательных дисциплин школьного курса)

- принцип проблемности (в содержании программы отражены проблемы общественной и личностной безопасности жизнедеятельности, возникающие в результате взаимодействия человека и общества в условиях социальной опасности ).

При реализации элективного курса основное внимание учителя обращается на выработку у обучающихся психологической устойчивости поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях, а так же практических навыков поведения в условиях социальной опасности.

В конце изучения каждого из разделов рекомендуется провести с учащимися семинарское занятие, на котором обобщается и систематизируется изученный материал.

По окончании изучения курса учащиеся готовят и защищают рефераты по предложенным учителем темам.

Несомненно, внедряя авторскую программу, учитель сталкивается с трудностями методического обеспечения образовательного процесса. Ведь идея должна быть подкреплена материальным наполнением как для учащихся, так и для учителя. Для решения этой проблемы мною предлагается использовать методические материалы ежемесячного информационного и научно-методического пособия -Журнал ОБЖ Москва «Русский журнал» 2002-2011годы выпуска

Для учителя можно использовать CD-rom с мультимедиа-презентациями, которые позволят повысить мотивацию учащихся к изучению определённой темы, а так же наглядно сделать акцент на той или иной обсуждаемой проблеме.

Рассматривая систему работы с учащимися, кроме проведения традиционных типов уроков я предлагаю использовать метод защиты проектов

В ходе подготовки к реализации проекта дома попытайтесь обдумать ответы на следующие вопросы:

1.Возможно ли существование идеального социума социальной справедливости, где не будет недовольства?

2. Возможно ли индивидуальное выживание в обществе социальной несправедливости?

3. Кто действительно по-настоящему может гарантировать социальную безопасность людей в обществе?

4. Как избавить общество от криминала, мошенников, бандитов и убийц? Будет ли выходом посадить все криминальные элементы в места заключения или на их месте неизбежно будут появляться новые? Как сделать всех людей законопослушными?

5. Как избавить общество от социальных пороков наркомании и пьянства?

6.Возможно ли искоренить терроризм?);

- уроки-диспуты (при изучении религиозных сект);

- уроки-практикумы (например, задания такого типа: используя изученные способы психологической самозащиты, проиграйте с одноклассниками следующие ситуации:

Поговорите с «незнакомцем» так, чтобы он почувствовал вашу уверенность, готовность постоять за себя.

Попробуйте при встрече с «нападающим» вести себя агрессивно, наступательно, инициативно.

Попытайтесь найти мирное решение конфликта в самом его начале, когда играющий роль злоумышленника пытается найти повод для столкновения.

В сложной ситуации введите «нападающего» в заблуждение: симулируйте обморок, болезнь, глухоту и т. п.);

- уроки-встречи (по возможности) с ОВД, отдел социальной защиты населения, в центр занятости населения;

- семинарские занятия;

(поскольку основы безопасности жизнедеятельности являются интегрированной образовательной областью, тесно связанной абсолютно со всеми школьными дисциплинами. Так, например, при изучении современной демографической ситуации в России или изучении миграции населения как дестабилизирующих факторов целесообразно провести интегрированный урок совместно с учителем географии, при изучении причин появления социальных опасностей целесообразна интеграция с обществознанием, не говоря уже об изучении раздела «Информационная безопасность», где компьютер является одновременно и источником опасности, и средством получения новых знаний).

В своей работе кроме традиционных педагогических технологий я стараюсь использовать технологию сотрудничества с учениками, где в ходе конструктивной беседы, а нередко и диспута, мы приходим к единому мнению по изучаемым вопросам. Личностно-ориентированный подход позволяет избежать морального травмирования ребёнка при изучении ситуаций, в которых дети нередко уже оказались по вине общества и родителей. Использование ИКТ позволяет диверсифицировать процесс изучения материала и получить доступ к нужной и важной информации с помощью Интернета.

3) Место учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в учебном плане:

Предмет изучается в соответствии с учебным планом МБОУ НижнекундрюченскойСОШ за 2015-2016 учебный год на базе Регионального компонента

Мною была составлена программа элективного курса «Социальная безопасность» для учащихся 10классов общеобразовательной школы, рассчитанная на 34 часа учебного времени

4) Результаты (в рамках ФГОС общего образования - личностные, метапредметные и предметные) освоения конкретного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) и система их оценки

Учащиеся должны знать:

- характеристики опасностей социального происхождения;

- правила и требования безопасного поведения и защиты в различных условиях и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного(связанные с поведением людей) характера;

- систему предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;

Учащиеся должны владеть навыками и умениями:

-общения со сверстником, группой сверстников; общения со взрослым, группой взрослых; нахождения в толпе. - оказания психологической помощи и поддержки оказавшемуся в условиях чрезвычайной ситуации социального, природного и техногенного(связанные с поведением людей) характера;

- знать психологию поведения человека в экстремальных и чрезвычайных ситуациях социального характера и уметь направлять его в нужное русло;

- оценивать возможный риск появления опасных и чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера(связанные с поведением людей), применять своевременные меры по ликвидации их последствий;

- грамотно применять практические навыки обеспечения безопасности в опасных ситуациях социального характера, возникающих в учебном процессе и повседневной жизни:

  • - ориентироваться во дворе, школе, на улице;
    - избегать опасных ситуаций;
    - просить о помощи окружающих;
    - сохранять спокойствие и уверенность в ситуациях социального риска;
    - умение отказываться от нежелательного общения;
    - критически мыслить;
    - уметь анализировать причины успешного или неудачного выхода из опасной ситуации;
    - объяснять с позиции безопасности жизнедеятельности, почему конкретные действия опасны, безопасны, самосохранительны;
    - правильно оценивать свое поведение с точки зрения самосохранения.
    - предвидеть результат собственных действий
    - правильно выбирать самосохранительные действия в социально опасной ситуации;
    - составлять алгоритм самосохранительного поведения.

5) Содержание учебного предмета

Содержание элективного курса базируется на основных положениях и задачах безопасности жизнедеятельности и состоит из 3 разделов: Теоретические основы социальной безопасности жизнедеятельности. Классификация безопасности ЧСсоциального характера

Раздел I. ЧС связанные с воздействием на человека.

Раздел II ЧС связанные с нарушением здоровья

Раздел III.Дестабилизирующие факторы современности. ЧС связанные с воздействием на группы людей

В содержании предлагаемого курса при изучении социальных опасностей учитывается интегрированный подход, преемственность знаний из смежных школьных дисциплин. Программа включает в себя изучение понятийно-категориального аппарата по безопасности жизнедеятельности, современных методов изучения, распознавания и профилактики социальных опасностей, поведения в условиях чрезвычайных ситуаций, сохранения здоровья и жизни человека в различных жизненных ситуациях.

Раздел I. Теоретические основы социальной безопасности жизнедеятельности 12 часов

Социальные опасности как управляемые факторы обеспечения безопасности жизнедеятельности. Характеристика социальных опасностей, причины их возникновения и распространения. Классификация и виды ЧС социального характера. Понятия социальная безопасность, социальная защита, социальная помощь, личная безопасность,(Психологические причины несчастных случаев) общественная безопасность, государственная безопасность, национальная безопасность. Роль государства и общества в обеспечении социальной защиты населения. Формирование навыков поведения по снижению риска ЧС социального характера. Влияние индивидуально - личностных особенностей человека на безопасное поведение. Молодежный активизм и терроризм. Криминальная безопасность Как уберечься в толпе

Как не стать жертвой преступления. Правила поведения в условиях криминального характера. Причины и жертвы преступлений, поведение при встрече с преступником. Криминогенные ситуации в жилище. Борьба с терроризмом, её цели и особенности. Терроризм как глобальная опасность.

Раздел II. ЧС связанные с нарушением здоровья 14 часов

Употребление веществ разрушающих организм

Алкогольная мифология. Употребление алкоголя и его последствия. Профилактика употребления пива несовершеннолетними.

Наркологическая оценка энергетических напитков. Медико-социальные последствия курения табака и борьба с ним. Табакокурение-угроза здоровью людей. Изменение личности курильщика.. Скажи, нет наркотикам. Наркологическая помощь, где и как надо лечить.

Социальные болезни.

Виды социальных опасностей и их профилактика (ИППП, Спид, ВИЧ - инфекции, наркомании, суициды и т.д.).ИППП

Нарушение психики.

Суицидальное поведение Игромания. Роль информации в социальных отношениях и ее значение для человека. Понятие дезинформации и причины ее существования. Примеры отрицательных информационных влияний в обществе. Негативное воздействие СМИ и методы защиты от него. Угрозы телепередач. Безопасны ли мобильники.

Раздел III.Дестабилизирующие факторы современности 7 часов

ЧС связанные с воздействием на группы людей

Политическо-социальные ЧС, конфликты. Духово-психологическая безопасность личности. Нетрадиционные религиозные объединения.

Нетрадиционные религиозные объединения. Оккультизм, магия и спирит изм

Политико-социальные конфликты. Психические состояния, увеличивающие риск опасности: напряжение (интеллектуальное, сенсорное, физическое, эмоциональное, мотивационное и т. д); утомление; стресс; тревога, испуг, страх, фобии, паника и др.

6)Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата

Тема урока


Вид учебной деятельности



Основные понятия

Используемая литература

план

факт

Журнал ОБЖ

1

09

09

Теоретические основы социальной безопасности жизнедеятельности

Классификация безопасности ЧС. ЧС социального характера

10.05г


Раздел I. ЧС связанные с воздействием на человека.


2

09

09

Психические воздейстия на человека Психические особенности человека

Лекция, беседа

Шантаж, воровство мошенничество,

8.04, 8.03

3

09

09

Роль группы в формировании психической безопасности

9.05

4

09

09

. Подростковые уличные формирования

Дискуссия

5.03

09

09

Методы психической саморегуляции

11.05

5

10

10

Физические воздейстия на человека

Терроризм как социально-политическое явление

Лекция, беседа

Терроризм как глобальная опасность Террор, разбой, бандитизм, изнасилование , заложничество Способы самосохранения формы агрессивности окружающих: провокационные действия хулиганов (оскорбления, приставания ,рэкет и места, где он наиболее вероятен

9.11, 5.01

6

10

10

.Молодежный активизм и терроризм

Лекция, беседа

11.05

7

10

10

Криминальная безопасность

11.06

8

10

10

Как не стать жертвой преступления. Как уберечься в толпе

Дискуссия

11.06, 11.02

9

11

11

Правила поведения в условиях криминального характера. Причины и жертвы преступлений, поведение при встрече с преступником

Лекция, беседа

5.01

10

11

11

. Криминогенные ситуации в жилище

Лекция, беседа

9.04

11

11

11

Борьба с терроризмом, её цели и особенности

Лекция, беседа

12.02

13

12

12

Семинарское занятие. Защита творческих работ. ( урок-встреча )

Вид учебной деятельности

контроль

14

12

12

Раздел II ЧС связанные с нарушением здоровья

Употребление веществ разрушающих организм

Алкогольная мифология. Употребление алкоголя и его последствия.

Лекция, беседа

Употребление веществ разрушающих организм: алкоголь, табак, наркотики

11.06;11.03;12.06;6.04

15

12

12

Профилактика употребления пива несовершеннолетними.

Лекция, беседа

1.04

Профилактика употребления алкоголя несовершеннолетними. Табакокурение - угроза здоровью людей

16

12

12

Наркологическая оценка энергетических напитков

Лекция, беседа

2.04

17

01

01

Медико-социальные последствия курения табака и борьба с ним

урок-встреч

12.06;1.06;11.05

18

01

01

Табакокурение-угроза здоровью людей. Изменение личности курильщика.

Дискуссия

1.07; 12.05

19

01

01

Скажи, нет наркотикам

, научная и методическая литература;

8.04; 5.01

20

02

02

Наркологическая помощь, где и как надо лечить.

6.03

21

02

02

Социальные болезни.

Спид

Лекция, беседа

Спид, венерические заболевания, туберкулез.

2.01

22

02

02

ИППП

Дискуссия

Биология в школе

23

02

02

Нарушение психики.

Суицидальное поведение

Лекция, беседа

Суицид, зомбирование сознания, игромания, аномальное психическое поведение Негативное влияние СМИ на психическое здоровье человека, Влияние рекламы на дете Меры и способы защиты информационной безопасности й,

1.03; 12.02

24

03

03

Игромания.

Лекция, беседа

12.04

25

03

03

Негативное воздействие СМИ и методы защиты от него. Угрозы телепередач.

Лекция, беседа

12.06;7.03

26

03

03

Безопасны ли мобильники.

Дискуссия

10,11. 03

27

04

04

Семинар, защита проектов


Раздел III.Дестабилизирующие факторы современности

ЧС связанные с воздействием на группы людей

Лекция, беседа

Эмоционально-демографическо социальные воздействия, Политическо-социальные ЧС, конфликты: этнические религиозные, политические Религиозные секты Экстремистские организации

28

04

04

Политическо-социальные ЧС, конфликты

8.06

29

04

04

Духово-психологическая безопасность личности. Нетрадиционные религиозные объединения.

7.03;8.06; 9.06; 6.04

30

04

04

Нетрадиционные религиозные объединения.

Дискуссия

2.06; 5.06; 5.04

31

05

05

Оккультизм, магия и спирит изм

5.06

32

05

05

Политико-социальные конфликты.

8.06

33

05

05

Стресс, паника, страх

9.07

34

05

05

Семинар, защита проектов


итого34 часа


  1. 7) Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  2. Александров А. А., Александрова В. Ю. Курение и его профилактика в школе. - М.: Медиа-Сфера, 1996.

  3. Э.А. Арустамов «Безопасность жизнедеятельности» М.: «Дашков и К», 2001

  4. Г.А. Безрукавников « Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени» М.: «Дрофа» 2007

  5. Багаева Н. В. О борьбе с вредными привычками в школе // Предупреждение вредных привычек у школьников. - М.: АПН СССР, 1990. - С. 47-53.

  6. Журнал ОБЖ Москва «Русский журнал» 2002-2011годы выпуска

  7. А.Ильин энциклопедия «Выживание в городе» М «Эксмо» 2005

  8. А.Ильичев «Большая энциклопедия выживания» «Эксмо-пресс» М 2002

  9. В.М. Губанов, Л.А. Михайлов, В.П.Соломин «Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них» М.: «Дрофа» 2007

  10. Димофф Т., Карпер С. Как уберечь детей от наркотиков / Пер. с англ. - М.: Золотой телёнок, 1999. - 224 с.

  11. Интернет - энциклопедия «Википедия»

  12. Касимова Э. Жизненный опыт - путь к наркотикам? Путь к свободе от наркотиков! - Казань: Медицина, 1999. - 28 с.

  13. Корченое В. В. Об изучении проблем формирования здорового образа жизни среди молодого поколения // Предупреждение вредных привычек у школьников. - М.: АПН СССР, 1990. - С. 73-82.

  14. В.Ю. Микрюков «Безопасность жизнедеятельности» М.: «Феникс» 2007

8) Планируемые результаты изучения предмета

Учащиеся должны знать: Оставаясь в квартире без взрослых, при звонке в дверь не открывать ее, обязательно спросить: «Кто там?». Если это незнакомец, не поддаваться ни на какие уговоры («Произошло несчастье, открой, пожалуйста, помоги!» или «Я из милиции!»). Лучший вариант - позвонить соседям и попросить о помощи или позвонить по номеру 02 и рассказать о ситуации. Необходимо знать телефон соседей на случай обращения за помощью. Правила безопасности при звонках незнакомых людей: не сообщать номер телефона, имя, фамилию, домашний адрес. Если спрашивают дома ли родители, но их нет, не говорить об этом, а ответить, например, так: «Папа сейчас спит, перезвоните позже». Когда родители возвратились с работы домой, обязательно сообщить им обо всех звонках незнакомцев. Правила безопасного поведения при столкновении с незнакомцем в подъезде или на лестничной площадке. «Заготовки» ответов для быстрого реагирования в предусмотренных случаях. Алгоритм самосохранительного поведения, если в квартиру ломятся (поднять шум, выбить оконное стекло, кричать, вызвать милицию)
При возвращении домой, подходя к дому, убедиться, что следом никто подозрительный не идет. Обратить внимание на несовпадение приятной внешности и недобрых намерений. Не следует доставать при посторонних и показывать ключи от квартиры. Знать соседей, чтобы заметить посторонних у подъезда и на лестничной площадке. Учиться наблюдать и замечать изменения окружающей обстановки. Быть готовым вовремя среагировать. Возможные формы агрессивности окружающих: провокационные действия хулиганов (оскорбления, приставания). Безопасное поведение: перейти на другую сторону улицы, уйти со школьного двора, избежать встречи, не вступать в перепалку, в спор. В случае, если незнакомец схватил тебя за руку и тащит вопреки желанию - вырываться, кусаться, царапаться, кричать как можно громче: «Я вас не знаю! Отпустите! Куда вы меня тащите!»
Школьный рэкет и места, где он наиболее вероятен (раздевалки, закоулки и подворотни около школы). Правила поведения при столкновении с вымогателями: если требуют деньги, попробуй проявить сообразительность, выиграть время, убежать или позвать на помощь.. Способы самосохранения - поднять шум, сразу же обратиться за помощью к педагогам и другим взрослым. Опасные места в школе - туалеты, раздевалка, коридоры. Правильный выбор товарищей для дружбы и общения.
Знать опасные места, где промышляют мошенники - рынки, вокзалы, супермаркеты, общественный транспорт. Потенциально опасные места - заброшенные дома, стройплощадки, плохо освещенные места - обходи их стороной. «Островки безопасности» на улице - магазин, библиотека, банк, школа. Люди, которые могут помочь - милиционер, охранник, продавец, работник банка и т.д. Безопасные места в автобусе - рядом с водителем или кондуктором. Знай особенности своего маршрута. Как поступить, если в переполненном автобусе кто-то их окружающих ведет себя не совсем обычно. Человек имеет право и должен защищать себя. Главные правила безопасности: предвидеть опасность, избежать ее или в случае необходимости самосохранительно действовать. Насильник - им может стать и знакомый человек. Но заранее планирует преступление, завоевывая доверие. Меры самосохранения - под любым предлогом немедленно уйти, рассказать родителям о таком повышенном интересе со стороны кого бы то ни было.

Примерные темы рефератов для защиты на зачётном занятии

1. Различные виды социальных опасностей, связанных с психическим и физическим воздействием на человека, и защита от них.

2. Социально опасные явления, характерные для различных групп населения.

3. Средства и способы защиты и самозащиты в чрезвычайных ситуациях социального характера.

4. Юридические и правовые аспекты защиты и самозащиты от социально опасных явлений.

5. Поведение человека в состоянии стресса. Проблемы эмоциональной саморегуляции.

6. Суицидальный синдром: причины возникновения и предупреждения его.

7. Криминальное поведение и профессиональная преступность.

8. Факторы, влияющие на распространение инфекций, передающихся половым путем, профилактика ИППП.

9. Опасное влияние информационных воздействий на человека.

10. Опасности, связанные с компьютерными играми.

11. Защита современного потребителя от шарлатанства в медицине.

12. Причины возникновения терроризма и защита от него.

13. Подростковая агрессивность и ее профилактика.

14. Межнациональные конфликты как социально опасные явления.

15. Современная семья: проблемы и их решение.

16. Роль семьи и общества в воспитании безопасного типа поведения детей и подростков.

17. Социальные проблемы вынужденной миграции.

18. Обеспечение социальной защиты и помощи беспризорным детям со стороны государства.

19. Нравственное воспитание человека как важнейшее условие снижения риска возникновения социально опасных явлений.

20. Религиозные секты как зоны риска.


СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического совета

МБОУ НКСОШ

от 31.08.2015. №1

Руководитель МС

______________ / /


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по учебной работе

______________ /Калашникова О.И. /

31.08.2015.



© 2010-2022