• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Методическая разработка цикла факультативных занятий в колледже в учебной группе учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Методическая разработка цикла факультативных занятий в колледже в учебной группе учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Спасский политехнический колледж»









СПИД: суть,опасность, профилактика

(методическая разработка цикла факультативных занятий в колледже в учебной группе учащихся с ограниченными возможностями здоровья)







Автор: Большаков Николай Валентинович, преподаватель курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

План цикла факультативных занятий по тематике: «СПИД: суть, опасность, профилактика» .



Тема цикла: СПИД: суть, опасность, профилактика

Группы: 209 (профессия «мастер строительных отделочных работ»).

Цели цикла:

Образовательные:

  • Сформировать у студентов ясное представление о болезни, как явлении;

  • изучить историю болезни;

  • добиться чёткого уяснения учащимися источника болезни СПИД-ВИЧ ;

  • сформировать твёрдые знания о способах передачи и заражения ВИЧ-инфекцией;

  • сформировать знания и выработать умения избегать опасных контактов и ситуаций , в которых возможно заражение ВИЧ;

  • дать знания и выработать порядок действий в случае:

а) подозрения на заражение ;

б) при заражении самим учащимся, его родными, близкими, знакомыми.

Развивающие:

  • развивать мотивацию изучения болезни;

  • развивать навыки и умения профилактики заражения ВИЧ.

Воспитательные:

  • воспитывать поведенческую культуру в интимных отношениях;

  • этическое воспитание в свете изучаемой темы:

-личное поведение при заражении ВИЧ-инфекцией;

-отношение к ВИЧ-инфицированным.

План проведения занятий цикла:

Вступительная часть -15 мин.

Основная часть:

1.Основные понятия СПИД и ВИЧ-2часа

2.ВИЧ и СПИД -это одно и то же ?-1 час

3. История вопроса -1,5 часа

4. Гипотезы происхождения вируса иммунодефицита человека-1час

5. Пути передачи и заражения-2 часа

6. Степень риска заражения. Группы риска -2 час

7. Вирус иммунодефицита человека не передаётся…-1 час

8. Переход ВИЧ в СПИД и течение болезни- 1час

9. Можно ли уберечься? Возникли подозрения? Как провериться?(Меры профилактики. Здоровый образ жизни как основа профилактики ВИЧ-инфекции)-2часа

10.Эпидемиологическая ситуация по ВИЧ-инфекции в мире, Российской Федерации, в крае и меры мирового сообщества, Российского государства по профилактике СПИДа-0,5часа

11. Правовые аспекты проблемы СПИДа-0,5 часа

12. Больные СПИДом, ВИЧ-инфицированные и этика взаимоотношений с ними-1 час

Заключение-15 мин.

Тип занятий : комбинированные уроки с использованием презентаций, видеофильмов по теме, проведением отдельных занятий профессиональным специалистом, самостоятельная работа с текстовым материалом.

Дидактические материалы: Н.В.Косолапова, Н.А, Прокопенко . Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для начального и среднего профессионального образования, Москва, издательский центр «Академия», 2011 г.

Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, интерактивная доска, подборка наглядно-иллюстративных материалов.

При изложении материала следует помнить, что аудитория-это юноши и девушки 16-19 лет, то есть возраста сильного полового влечения. Это- с одной стороны. А с другой-что в учебной группе-ребята с определёнными ограничениями по здоровью. Учитывая эти факторы, к рассматриваемой проблеме следует подходить максимально деликатно и стараться как можно меньше употреблять

«заумные» слова и фразы, приемлемые, быть может, при чтении лекций студентам медицинских ВУЗов (примером может служить один из рефератов на тему «ВИЧ-инфо-2», изобилующий терминами: латентный, этиология, морфология, парентальный и т.п.)



Запись на доске: число, тема занятия «Основные понятия СПИД и ВИЧ»

План занятий:

Этап урока

Цель

Формы и методы

Время

Организационный момент

Настроить на образовательную деятельность

Рассказ

5 мин.

Мотивация и целеполагание

Сформулировать цели и задачи урока

Рассказ. Демонстрация видеосюжета о СПИДе

10 мин

Актуализация знаний

Определить уровень знаний по теме, полученный в школе и на бытовом уровне

Фронтальная беседа. Записи на доске и в тетради.

10 мин

Изучение нового материала

Рассмотреть в подробностях СПИД и ВИЧ как явление, как инфекцию, как болезнь

Объяснение. Демонстрация видеосюжетов, слайдов. Самостоятельная работа с учебником.

40 мин

Закрепление изученного материала

Научиться давать определение СПИДу и ВИЧ, иметь чёткое понятие об инфекции и болезни.

Абстрагирование, моделирование. Запись на доске и в тетради

15 мин

Первичная проверка усвоения материала

Проверить степень усвоения изученного материала по теме

Тестирование. Блицопрос. Взаимоконтроль

5 мин

Рефлексия

Беседа

5 мин

Домашняя работа

Сообщение

5 мин

90 мин

Ход занятий цикла.

Вступительная часть -15 мин.

Здравствуйте! Сегодня мы начинаем цикл факультативных занятий по теме: «СПИД-суть, опасность, профилактика». Конечно, каждый из вас слышал что-то о СПИДе, не исключено, что у кого-то среди знакомых есть больные этим заболеванием. Насколько страшна болезнь? Можно ли избежать заболевания и что для этого следует ( и наоборот, не следует) делать? Эти и многие другие вопросы нам предстоит рассмотреть, изучить, усвоить. И, я надеюсь, полученными знаниями вы будете руководствоваться в жизни.

Вот строки одного письма: «Дорогая редакция ! Я бы хотела, чтобы мою историю узнали как можно больше людей и не повторяли бы моей ошибки. Мне сейчас очень плохо. Всё чаще приходит мысль покончить всё разом а ведь раньше было так прекрасно! До тех пор, пока не закончила школу и не уехала в город. Познакомилась с ребятами -пиво, вино, сигареты…В общем, однажды попробовала наркотики…Чтобы достать на них деньги, я совершила кражу с убийством. Сейчас я за решёткой. Очень больна. Мой вид день ото дня становится хуже и хуже. Я уже не сопротивляюсь болезни. Возможно, я не была бы такой безвольной, если бы не привязанность к моему другу. Мы вместе были три года, а потом он умер. Он умер от СПИДа, а потом оказалось, что и я больна. Это меня доканало. Не хочу ни на кого перекладывать свою вину, я виновата сама. Знаю, что скоро умру. Не хочу умирать, ведь мне всего 21 год. Я хочу, чтобы моя история стала предупреждением для других. Расскажите о СПИДе. О его последствиях. Возможно, люди будут более осмотрительны.»

Р а с с к а ж у. И покажу. И организую встречи с профессиналами: врачом-гинекологом и сотрудником Госнаркоконтроля. Но прежде хочу сообщить вам, что ваша собственная судьба во многом- в ваших руках.

Методическая разработка цикла факультативных занятий в колледже в учебной группе учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Основная часть:

1.Основные понятия СПИД и ВИЧ-2часа

Каждые 7 секунд в мире появляется новый ВИЧ-инфицированный. То есть, с начала нашего сегодняшнего занятия на земном шаре количество ВИЧ-инфицированных увеличилось на:

(на доске произвожу несложные арифметические расчёты)

15 мин.*60 сек.=900сек* 7 чел.=6300 чел.

Считается, что если на какой-то территории заражён хотя бы 1% населения, то она несёт такие же потери, как при войне (источник: еженедельник «Аргументы и факты»№45,2015г.). Моя задача, как преподавателя, убедить вас не пополнить эту печальную и страшную статистику. А поэтому очень внимательно рассмотрим, изучим, что это такое-СПИД и как с ним бороться.

2. Мотивация и целеполагание.

Самое главное при изучении любой темы, любого предмета - это научиться думать. В рассматриваемой нами теме это как никогда важно, потому что связано с собственным ( и не только собственным) здоровьем, жизнью, счастьем.

Методическая разработка цикла факультативных занятий в колледже в учебной группе учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Над чем же нам стоит задуматься в контексте нашей сегодняшней темы?

Прежде всего-над тем, что даже один необдуманный поступок может привести к заражению ВИЧ-инфекцией и, как следствие, поломать жизнь.

( Демонстрирую видеоролик: «Простые правила против СПИДа»).

Актуализация знаний.

Вовлекаю в беседу большинство учащихся группы, задавая вопросы: «Кто и что слышал, знает о СПИДе»? «Что такое СПИД»? «Что такое ВИЧ»? Выясняю уровень осведомлённости и степень глубины знаний о предмете.

Изучение нового материала.

СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита. Это заболевание вызывается вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). Вирус иммунодефицита человека ослабляет иммунную систему, в результате чего организм теряет возможность противостоять различным заболеваниям. Термином СПИД обозначили конечную стадию ВИЧ-инфекции; она характеризуется поражением иммунной системы человека, на фоне которого развиваются сопутствующие заболевания легких, органов кишечно-желудочного тракта, головного мозга. Болезнь заканчивается смертью.

Аббревиатура СПИД обозначает Синдром Приобретенного Иммунодефицита.

Синдром - совокупность признаков, симптомов, характерных для какой-либо болезни.

Приобретенного - заболевание, приобретенное в течение жизни.

Иммунодефицита - недостаточная активность иммунной системы организма.(Учитывая специфику аудитории, разъясняю, что иммунитет-это защита, барьер, который ставит наш организм на пути всяческой инфекции).

Демонстрирую слайд фрагмент презентации, предлагаю списать определение в тетради.

Методическая разработка цикла факультативных занятий в колледже в учебной группе учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) поражает живые клетки (лимфоциты) и развивается в них. Живые клетки используются как «инкубатор», в котором происходит деление и размножение вирусов. Размеры ВИЧ очень малы: по линии длиной 1 см может разместиться около 100 тысяч вирусных частиц. Вирус вызывает медленно текущее заболевание с длительным скрытым (инкубационным) периодом (от момента заражения до появления признаков болезни). Поэтому, проникнув в организм человека, ВИЧ сначала ничем себя не проявляет. Проходят годы, пока разовьется заболевание СПИД.

ВИЧ-вирус иммунодефицита человека-это вирус, который передаётся от человека к человеку, он постепенно разрушает его защитную(иммунную) систему, делая беззащитным перед различными инфекциями и заболеваниями. Людям, у которых обнаружен этот вирус, ставят диагноз- «ВИЧ-инфекция». Заразившись этим вирусом, человек живёт с ним. С момента заражения ВИЧ до развития СПИДа может пройти от 7 до 15 лет. Пока ВИЧ не перешёл в стадию СПИДа, инфицированный человек может чувствовать себя хорошо, выглядеть здоровым и даже не подозревать, что заражён, но при этом он может заражать других.

СПИД-это последняя стадия ВИЧ-инфекции. Это заболевание, когда вся защита организма разрушена и уже не может бороться против инфекций и болезней. Заболевания, которые человек преодолевает в обычной жизни (например, грипп или воспаление лёгких)-могут стать роковыми для людей, у которых СПИД. ( источник: еженедельник «Аргументы и факты»№48,2015г.) ). На фоне резко ослабленного иммунитета появляются предпосылки для развития злокачественных опухолей.

Закрепление изученного материала.

Вновь вывожу на экран слайд с определением ВИЧ и СПИДПовторяю в сокращённом варианте основные определения темы. Прошу слушателей сначала по желанию, а затем, вызывая по именам и начиная с самых «сильных»,попытаться дать определения ВИЧ,СПИД своими словами. Помогаю.



Методическая разработка цикла факультативных занятий в колледже в учебной группе учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Об устойчивости вируса.

ВИЧ нестоек во внешней среде.Высокочувствителен к нагреванию.При 56 гр. в течении 10 мин. инактивируется, в течении 30 мин.-погибает. При 100 гр. погибает мгновенно. Дезинфектанты- обычные концентрации по бактерицидному режиму. Этиловый спирт, ацетон, эфир действуют по мере испарения. В активном состоянии в крови на предметах внешней среды сохраняет заразную способность до 14 дней, в высушенных субстратах- до 7 суток.В то же время устойчив к действию УФО и гамма- излучения в дозах, обычно применяемых для стерилизации.

Первичная проверка усвоения материала.

Раздаю учащимся листки. Прошу написать : «Что такое ВИЧ, СПИД своими словами». Кто затрудняется, может использовать записи в тетради. Вызываю к доске двух учащихся и прошу разыграть сценку : первый абсолютно ничего не знает о СПИДе , второй должен попытаться доходчиво рассказать о болезни.

Рефлексия.

- Что заинтересовало вас сегодня на уроке более всего?

- Как вы усвоили пройденный материал?

- Какие были трудности? Удалось ли их преодолеть?

- Помог ли сегодняшний урок лучше разобраться в вопросах темы?

- Пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке?

7. Итоги урока. Оценки за урок

8. Домашнее задание: §5.13 учебника; записи в конспектах.

2-е и последующие занятия проводятся по той же схеме, поэтому раскрываю содержание очередного занятия. А остальные элементы и приёмы проведения урока (актуализация знаний, рефлексия и т.д.)иллюстрирую только при существенных отличиях от первого занятия.

2.ВИЧ и СПИД -это одно и то же?-1 час

Спрашиваю у слушателей аудитории, как, по их мнению, одно ли и то же СПИД и ВИЧ? (Как правило, мнение большинства- это одно и тоже. Развести эти понятия мало кто может).

Поясняю: ВИЧ- вирус иммунодефицита человека ослабляет иммунную систему, в результате чего организм теряет возможность противостоять различным заболеваниям. Термином СПИД обозначили конечную стадию ВИЧ-инфекции; она характеризуется поражением иммунной системы человека, на фоне которого развиваются сопутствующие заболевания легких, органов кишечно-желудочного тракта, головного мозга. Болезнь заканчивается смертью.

ВИЧ-инфекция-это инфекционный процесс в организме человека, вызываемый вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), характеризующийся медленным течением, поражением иммунной и нервной систем, последующим развитием на этом фоне оппортунистических инфекций и новообразований, приводящих инфицированных ВИЧ к летальному,т.е. смертельному исходу.

Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) поражает живые клетки (лимфоциты) и развивается в них. Живые клетки используются как «инкубатор», в котором происходит деление и размножение вирусов. Размеры ВИЧ очень малы: по линии длиной 1 см может разместиться около 100 тысяч вирусных частиц.

(На доске рисую линию длиной 1 см и даю образное понятие цифры 100 000-по количеству населения в городе, крае, по покупательной способности суммы в 1000 000 руб. и т.п.)


Вирус вызывает медленно текущее заболевание с длительным скрытым (инкубационным) периодом (от момента заражения до появления признаков болезни). Поэтому, проникнув в организм человека, ВИЧ сначала ничем себя не проявляет. Проходят годы, пока разовьется заболевание СПИД.

Демонстрирую видеоролик: « СПИД ,как он есть»

(см. приложение)

3. История вопроса -1,5 часа

Откуда же взялась эта болезнь? Как давно она существует? Как и где её открыли? Сегодня мы рассмотрим историю СПИДа.

Впервые сообщение о новом заболевании было помещено в 1981 году в американском еженедельнике «Ежедневные сообщения о заболеваемости и смертности».

В 1981 году Центр по контролю и профилактике болезней (CDC) сообщил о выявлении у молодых гомосексуалистов в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке новой болезни. В США было выявлено около 440 носителей вируса ВИЧ. Около 200 из этих людей умерли. Так как большинство больных были гомосексуалистами, новая болезнь получила название "Иммунодефицит, передаваемый гомосексуалистами" (Gay Related Immuno Deficiency - GRID) или "Гомосексуальный рак" (A Gay Cancer).

5 июня 1981 года американский ученый из Центра по контролю над заболеваниями Майкл Готлиб впервые описал новое заболевание, протекающее с глубоким поражением иммунной системы. Тщательный анализ привел американских исследователей к выводу о наличии неизвестного ранее синдрома, получившего в 1982 году название Aquired Immune Deficience Syndrom (AIDS) - синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД). Тогда же СПИД назвали болезнью четырех «Н», по заглавным буквам английских слов - гомосексуалисты, больные гемофилией, гаитяне и героин, выделив этим самым группы риска для новой болезни.

Интересно, что иммунный дефицит (снижение иммунитета), от которого страдали заболевшие СПИДом, ранее встречался только как врожденный порок недоношенных новорожденных детей. Врачи установили, что у этих больных снижение иммунитета не было врожденным, но было приобретено в зрелом возрасте.

В 1983 году французским ученым Монтанье была установлена вирусная природа болезни. Он обнаружил в удаленном у больного СПИДом лимфатическом узле вирус, назвав его LAV (lymphadenopathy associated virus).

24 апреля 1984 года директор Института вирусологии человека Мэрилендского университета доктор Роберт Галло объявил о том, что он нашел истинную причину СПИДа. Ему удалось выделить вирус из периферической крови больных СПИДом. Он изолировал ретровирус, получивший название HTLV-III (Human T-lymphotropic virus type III). Эти два вируса оказались идентичными.

В 1985 году было установлено, что ВИЧ передается через жидкие среды тела: кровь, сперму, материнское молоко. В том же году был разработан первый тест на ВИЧ, на основе которого в США и Японии начали проверять на ВИЧ донорскую кровь и ее препараты.
В 1986 году группа Монтанье объявила об открытии нового вируса, который получил название HIV-2 (ВИЧ-2). Сравнительное изучение геномов ВИЧ-1 и ВИЧ-2 показало, что в эволюционном плане ВИЧ-2 далеко отстоит от ВИЧ-1. Авторы высказали предположение, что оба вируса существовали задолго до возникновения современной эпидемии СПИДа. ВИЧ-2 был впервые выделен в 1985 году от больных СПИДом в Гвинее-Бисау и Островах Зеленого Мыса. Исследования показали, что обусловленные ВИЧ-2 и ВИЧ-1 заболевания являются самостоятельными инфекциями, так как имеются различия в особенностях возбудителей, клинике и эпидемиологии.

В 1987 году Всемирная Организация Здравоохранения утвердила название возбудителя СПИД - "вирус иммунодефицита человека" (ВИЧ, или в английской аббревиатуре HIV).

В 1987 году была учреждена Глобальная программа ВОЗ по СПИДу, а Всемирной ассамблеей здравоохранения принята глобальная стратегия борьбы со СПИДом. В этом же году в ряде стран внедряется в лечение больных первый противовирусный препарат - азидотимидин (зидовудин, ретровир).

А вот ещё некоторые данные об истории СПИДа.

Ученые уверены, что заболевание начало передаваться от животных, а именно от обезьян и произошло это в 1926 году. СПИД начал распространяться с Африканских стран. До тридцатых годов вирус не давал о себе знать. А в 1959 году был зафиксирован случай, когда от него погиб мужчина, проживающий в Конго. Медиками не было точно подтверждено, что смерть наступила из-за СПИДа, это лишь предположения. Это был первый случай.

Через 10 лет у проституток были выявлены симптомы СПИДа из-за развратной половой жизни. В то время медики не обратили на это внимания и списали всё на пневмонию. Ещё через 9 лет симптомы выявили у гомосексуылистов из Швеции, Танзании, США и ТАИТИ.

К 1981 году была выявлена новая болезнь, которая пошла от гомосексуалистов. Когда к этому отнеслись серьёзно,то в США удалось выявить более 400 носителей ВИЧ-инфекции, половина из которых умерла.

В те годы болезнь называли гомосексуальный рак. В этом году учёным из Америки было описано новое заболевание, которое сегодня называют СПИД. А в мире болезнь получила такое название к 1982 году.

Чаще вирус переносили такие категории граждан:

-гаитяне;

-гомосексуалисты;

-люди с гемофилией (нарушением свёртываемости крови).

Через год болезнь стали считать вирусной, на это были все основания. В 1985 году выяснилось, что болезнь может передаваться через биологические жидкости. В это же время изобрели тесты, которые могли определить инфицированного человека.

В развитых странах начали проверять донорскую кровь. Лишь в 1987 году люди начали активно бороться с заболеванием.

4. Гипотезы происхождения вируса иммунодефицита человека-1час.

Впервые сообщение о новом заболевании было помещено в 1981 году в американском еженедельнике «Ежедневные сообщения о заболеваемости и смертности». Естественно, что появление нового вируса породило многочисленные гипотезы по его происхождению.

По мнению некоторых ученых, вирус имеет обезьянье происхождение. От обезьян из Африки выделены вирусы, очень близкие по генному строению к ВИЧ. Как могла произойти передача родственного вируса обезьян человеку? Многие племена Центральной Африки охотятся на обезьян и употребляют внутренние органы, и кровь в пищу. Заражение обезьяним вирусом могло произойти при разделе туши через повреждения на коже охотника или при употреблении сырого мяса, мозга.

Ученые высказывают мнение, что преодоление видового барьера могло произойти в результате мутации обезьяньего вируса, как следствие радиационного воздействия. В 1909 - 1909 годах проводились испытания ядерного оружия, и в экваториальной зоне земного шара произошло резкое повышение радиационного фона. Не исключается воздействия естественного радиационного фона, который в местах залегания урановых руд в некоторых районах Африки весьма высок.

По другой версии, высказанной рядом ученых, ВИЧ является искусственно созданным. Еще в 1969 году Пентагоном была разработана программа по созданию бактериологического оружия, способного подавлять иммунную систему человека. В одном из научно-исследовательских центров США методом генной инженерии получали новые виды вирусов. Испытания проводили на осужденных, отбывающих пожизненное заключение, в обмен на освобождение по завершению эксперимента. Возможно, выход на свободу способствовал распространению ВИЧ-инфекции среди населения.

Версия построена на совпадении времени завершения эксперимента по разработке такого вида бактериологического оружия и появления первых случаев СПИДа среди гомосексуалистов, и именно в США и странах Центральной Африки. Однако убедительных объективных или документальных доказательств в ее подтверждение пока нет.

Вот ещё несколько версий -гипотез о возникновении СПИДа. Однако следует знать, что на сегодняшний день нет единой версии его происхождения.

Специалисты, занимающиеся проблемой ВИЧ/СПИД, высказывают несколько основных гипотез происхождения вируса. По мнению американского ученого Р. Галло, с именем которого связывают открытие ВИЧ, этот вирус возник очень давно, и в далекие времена эпидемии СПИДа стирали с лица Земли целые народы. В скрытой форме вирус приспосабливался к определенному кругу хозяев: он циркулировал в изолированных от внешнего мира группах коренного населения Африки.

Экономическое освоение этих территорий, расширение контактов и миграция населения способствовали распространению инфекции на другие группы населения.

Для вируса иммунодефицита человека свойственна большая изменчивость (примерно в 10 раз больше, чем у вируса гриппа). Под влиянием внешних факторов в течение некоторого периода времени он превратился в весьма агрессивного возбудителя и в 60-х годах начал свое шествие по планете.

Наиболее обсуждаемой в средствах массовой информации была так называемая «лабораторная» версия, согласно которой еще в 1969 г. была разработана программа по созданию бактериологического оружия, способного подавлять иммунитет человека.

В результате гибридизации был получен вирус, способный ослаблять иммунную систему человека и делать его высоковосприимчивым к бактериологическому оружию. Испытания нового вируса проводили на добровольцах, из числа приговоренных к смертной казни или к пожизненному заключению в обмен на освобождение по окончании эксперимента. Таким образом, как считают сторонники этой версии, вирус вышел из стен лаборатории и получил распространение среди населения.

Несмотря на заманчивость для прессы «лабораторной» версии, большинство специалистов считают, что она несостоятельна, поскольку вирус имеет очень сложное строение и в настоящее время не существует необходимой научной и материальной базы для его создания в искусственных условиях.

Учеными отмечено большое сходство данного вируса с природными ретровирусами. Очередная версия происхождения вируса иммунодефицита человека построена па основании его сходства с вирусами, выявленными у ряда зеленых мартышек и макак, обитающих в африканских джунглях. Предполагается, что СПИДом человека заразил шимпанзе. Исследования подтвердили, что вирус, обнаруженный у подвида шимпанзе, очень близок по строению человеческому.

Как могла произойти передача родственного ВИЧ вируса обезьян человеку, учитывая, что вирусы, выявленные у животных, для человека опасности не представляют?

Вполне возможно, что в результате мутации вирус приобрел новые качества и, преодолев видовой барьер, стал опасен для человека. Причиной мутации мог стать повышенный радиационный фон в ряде районов Африки, богатых залежами урана, или же радиоактивный стронций-90, попадавший в большом количестве в атмосферу после испытаний ядерного оружия в 1950-1960-х годах. Большая часть его выпадала с тропическими ливнями в Экваториальной Африке. Именно в этом районе находятся границы наиболее интенсивного первоначального распространения эпидемии ВИЧ в Африке, совпадающие с ареалом данного вида шимпанзе, у которых выявлен схожий вирус.

Авторы данной версии убеждены, что вирус сначала внедрялся в организм охотников через инфицированную кровь обезьян и претерпел неоднократные межвидовые изменения. Заражение обезьяньим вирусом могло произойти при разделывании туши через повреждения на коже oxoтника, употреблении сырого мяса или мозга.

Кроме мутационного воздействия на вирус, повышенный радиационный фон мог послужить причиной снижения общей сопротивляемости организма местных жителей к инфекционным заболеваниям, способствовать более высокой восприимчивости к ВИЧ-инфекции и очень быстрому распространению ее в Африке.

Подтверждением этого могут служить страны Центральной Африки, наиболее пораженные СПИДом, которые расположены в полосе господствующей розы ветров от французского ядерного полигона в Сахаре. Подобное уже случалось с эпидемией лейкемии (рак белых кровяных телец), начавшейся через 5 лет после ядерного взрыва в Хиросиме.

Это основные, наиболее распространенные гипотезы происхождения ВИЧ, который вызывает неизлечимую на сегодняшний день болезнь - ВИЧ-инфекцию.

Несмотря на большое количество фактов и доказательств, собранных учеными в пользу различных версий,

до настоящего времени нет единого мнения о происхождении вируса, а также о причинах стремительного распространения ВИЧ-инфекции в конце XX в.

5. Пути передачи и заражения-2 часа

На этот и на следующий разделы цикла приглашаю врача-гинеколога высшей категории городской женской консультации Николаеву Т.С., к 209 учебной группе по согласованию с руководством колледжа присоединяю девушек других учебных групп. А с юношами провожу занятие сам.

Методическая разработка цикла факультативных занятий в колледже в учебной группе учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

ВИЧ не живет в организме животных. Для своей жизнедеятельности и размножения он нуждается в клетках человека, поэтому не может передаться от животных человеку. Это положение было доказано американскими учеными, работавшими в обезьяньем питомнике. В опытах на крысах, мышах, павлинах и кошках ни разу не удалось получить заражение. Следовательно, заразиться вирусом, вызывающим СПИД, можно только от человека, который является источником ВИЧ-инфекции.

У ВИЧ-инфицированного человека содержание вируса в различных жидкостях неодинаково. Наибольшее количество вируса, достаточное для заражения другого человека, у ВИЧ-инфицированного содержится в крови, сперме, вагинальном секрете, спинномозговой жидкости, грудном молоке.

Следовательно, можем говорить о трех путях передачи ВИЧ-инфекции:

-половом;

-парентеральном (попадание вируса в кровь);

Методическая разработка цикла факультативных занятий в колледже в учебной группе учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

-вертикальном (от ВИЧ-инфицированной матери ребенку во время беременности, родов, кормления).

Источником ВИЧ-инфекции является больной СПИДом человек или бессимптомный вирусоноситель. Основной механизм передачи инфекции - кровоконтактный. Болезнь передается при половых контактах, особенно гомосексуальных; от инфицированной матери к ребенку в период беременности через плаценту, во время родов, при грудном вскармливании от матери к плоду; через бритвенные приборы и другие колюще-режущие предметы, зубные щетки и т. п.(т.е. там, где имеются микротравмы, имеется возможность заразиться).

Также опасен контакт повреждённой кожи с биологической жидкость, содержащей значительное количество вируса-с кровью, вагинальным секретом, спермой, грудным молоком.

Существует и искусственный путь передачи: при лечебно-диагностических манипуляциях путем проникновения вируса через поврежденную кожу, слизистые оболочки (трансфузии крови и ее препаратов, трансплантации органов и тканей, инъекции, операции, эндоскопические процедуры и т. п.), искусственном оплодотворении, при внутривенном введении наркотических веществ, выполнении различного рода татуировок.

Особо следует отметить связь донорства и ВИЧ.
Поскольку кровь, биологические жидкости и ткани организма могут стать источником инфицирования, ВИЧ-инфекция и донорство - взаимоисключающие понятия. Человек, желающий быть донором, автоматически соглашается на тестирование к ВИЧ. Технология взятия биоматериала у донора не угрожает заражением - при этом используются системы однократного применения.

Риск заражения и степень риска

Попадание биологических жидкостей ВИЧ-инфицированного на поврежденные кожные покровы здорового человека (укол иглой, порез острым инструментом или предметом, заболевания кожи - раны на руках, экссудативное поражение кожи, мокнущие дерматиты. Попадание биологических жидкостей ВИЧ-инфицированного на слизистые оболочки здорового человека. При контакте раневых поверхностей и слизистых оболочек с биологической жидкостью, содержащей ВИЧ, риск заражения в среднем составляет 1%. Риск инфицирования при попадании биологической жидкости, содержащей ВИЧ, на неповрежденные слизистые и кожные покровы минимален (составляет примерно 0,09%).

Не стоит уж слишком бояться заразиться и, вследствие незнания предмета шарахаться от ВИЧ-инфицированных, как от зачумлённых, или, ещё того хуже, подвергать их травле.

6. Степень риска заражения. Группы риска -2 час.

В группу риска входят: пассивные гомосексуалисты и проститутки, у которых более вероятны повреждения слизистых оболочек в виде микротрещин. Среди женщин основную группу риска составляют наркоманки, вводящие наркотики внутривенно. Среди больных детей 4/5 составляют дети, матери которых больны СПИДом, инфицированы ВИЧ или принадлежат к известным группам риска. Второе по частоте место занимают дети, которым производили гемотрансфузии, третье - больные гемофилией, медицинский персонал, имеющий профессиональный контакт с кровью и другими биологическими жидкостями ВИЧ-инфицированных пациентов.





7. Вирус иммунодефицита человека не передаётся…-1 час.

Пути, которыми ВИЧ-инфекция не передается:

ВИЧ-инфекция не передается:

  • при дружеских объятиях и поцелуях;

  • через рукопожатие;

  • при пользовании школьными принадлежностями, компьютером, столовыми приборами( питье из одной чашки или еде из общей тарелки), верхней одеждой;

  • через предметы сантехоборудования, при пользовании бассейном, душем, общим туалетом;

  • в общественном транспорте;

  • через укусы насекомыми, в том числе и кровососущими;

  • через предметы производственной и домашней обстановки;

  • воздушно-капельным путем ( при кашле, чихании).

Эпидемиологи ВИЧ не допускают существования воздушно-капельного и фекально-орального путей передачи, так как выделение ВИЧ с мокротой, мочой и калом весьма незначительно, а также незначительно и число восприимчивых клеток в желудочно-кишечном тракте и дыхательных путях.

ВИЧ-инфекция также не передается при наличии постоянного полового партнера, при сексуальном контакте с использованием презерватива. Нельзя заразиться при уходе за больным человеком.

8. Переход ВИЧ в СПИД и течение болезни-1 час.

Коварство ВИЧ заключается в том, что, попав в организм, он долгое время никак себя не проявляет, и обнаружить его можно только при лабораторном обследовании. В течение болезни, вызванной вирусом иммунодефицита человека, выделяется несколько стадий:

Первая стадия - отсутствие клинических проявление ВИЧ-инфекции. Эта стадия длится от 2 до 15 лет. Она называется асимптомной инфекцией. Человек может выглядеть и чувствовать себя здоровым и при этом передавать инфекцию другим людям.

Вторая стадия - пре-СПИД. Характеризуется появлением первых симптомов болезни: увеличение лимфатических узлов; потеря массы тела; лихорадка; слабость.

Третья стадия - СПИД. Продолжается от нескольких месяцев до 2 лет, заканчивается смертью больного. Характеризуется развитием тяжелых, угрожающих жизни заболеваний, вызванных грибками, бактериями вирусами.

От внедрения вируса в организм человека до развернутой стадии СПИД может пройти много лет. За это время заболевание успевает пройти несколько стадий.

В России считается основной и рекомендуется для практического использования классификация, предложенная академиком В. И. Покровским в 1989 году:

( Примечание: Изложение этого материала следует, учитывая состав аудитории, максимально упростить, опираясь на подчёркнутый текст)

I. Стадия инкубации( развитие, провожу параллель на инкубатор)


II. Стадия первичных проявлений:


А - острая лихорадочная фаза;
Б - бессимптомная фаза;
В - персистирующая генерализованная лимфаденопатия.(бактериальные вирусные, грибковые,поражения ЦНС ,пневмония,кандидоз пищевода,внелегочныйтуберкулез,

паразитарные заболевания)


III. Стадия вторичных заболеваний:


А - потеря массы тела менее 10%; поверхностные грибковые, вирусные, бактериальные поражения кожи и слизистых оболочек; опоясывающий лишай; повторные фарингиты, синуситы;


Б - прогрессирующая потеря массы тела более 10%; необъяснимая диарея или лихорадка более 1 мес; волосатая лейкоплакия; туберкулез легких; повторные или стойкие бактериальные, вирусные, грибковые, протозойные поражения внутренних органов (без диссеминации) или глубокие поражения кожи и слизистых оболочек; повторный или диссеминированный опоясывающий лишай; локализованная саркома Капоши;


В - генерализованные бактериальные, вирусные, грибковые, протозойные, паразитарные заболевания; пневмоцистная пневмония; кандидоз пищевода; внелегочный и атипичный туберкулез; кахексия; диссеминированная саркома Капоши; поражения ЦНС различной этиологии.


IV. Терминальная стадия.


Установлено, что инкубационный период (от момента инфицирования до первых клинических проявлений или сероконверсии) продолжается от 2-3 нед до 1-2 мес, а по некоторым данным и до 3-5 лет.

признаки острой фазы часто имеют неспецифический характер и определяются выраженной интоксикацией, слабостью, лихорадкой, болью в мышцах и суставах, катаральными явлениями со стороны верхних дыхательных путей, тонзиллитом (ангиной), полиаденитом, иногда этим явлениям сопутствует сыпь на коже. Кроме того, могут регистрироваться преходящие нарушения деятельности центральной нервной системы - от головных болей до острой обратимой энцефалопатии с потерей ориентации, памяти и сдвигами в сознании. В сыворотке крови начинают обнаруживаться специфические антитела к ВИЧ, но не постоянно. Нередко их выявляют не в начале, а по завершению острой фазы. Продолжительность данного лихорадочного состояния - от 1-2 нед до мес. При этом необходимо отметить, что острая фаза развивается не у всех ВИЧ-инфицированных и в виду трудности ее установления процент таких случаев от общего числа не берется оценить никто..

Бессимптомная фаза (IIБ) наступает либо сразу после острой лихорадочной фазы, либо начинает стадию первичных проявлений. Длительность сроков инфицирования в этой фазе от 1-3 мес до нескольких лет, но чаще всего - до 1,5-2 лет.

Фаза бессимптомного вирусоносительства переходит в фазу В Длительность инфекционного процесса в среднем составляет от 6 мес до 5 лет. Единственным клиническим проявлением болезни в данном периоде может быть увеличенные лимфатические узлы не менее 1 см в диаметре ,сохраняющие свой вид по меньшей мере 3 мес в отсутствие какого-либо текущего заболевания или лечения, которое могло бы вызывать такой эффект. В конце этой фазы могут наблюдаться увеличение печени, селезенки, астенический синдром.

Стадия вторичных заболеваний характеризуется развитием на фоне нарушенного иммунитета бактериальных, вирусных, грибковых инфекций и (или) опухолевых процессов. При этом длительность инфекционного процесса составляет от 3 до 7 лет. Обнаруживаются более выраженный астенический синдром, снижение умственной и физической работоспособности, ночная потливость, периодический подъем температуры, неустойчивый стул, потеря массы тела менее 10%.. Кроме того, нередко встречаются рецидивирующие инфекции верхних дыхательных путей, включая бактериальные синуситы.

Фаза IIIБ (умеренно выраженная, "промежуточные" признаки) Характерны необъяснимая пролонгированная лихорадка перемежающегося или постоянного типа более 1 мес, необъяснимая хроническая диарея более 1 мес, потеря более 10% массы тела. Отмечаются более выраженные изменения на коже и слизистых оболочках микотического (кандидоз полости рта, реже генитальной и перианальной областей), вирусного (оральная "волосатая" лейкоплакия, повторный или диссеминированный опоясывающий лишай), бактериального (вегетирующая, диффузная и шанкриформная формы хронических пиодермитов, целлюлит, пиомиозит, пиогенная гранулема, фурункул, абсцесс), сосудистого (телеангиэктазии, геморрагические высыпания, лейкопластический васкулит, гиперальгезивный псевдотромбофлебитический синдром), опухолевого (локализованная форма саркомы Капоши) генеза. Могут отмечаться бактериальные (в том числе легочный туберкулез), вирусные, грибковые, протозойные поражения внутренних органов, но без диссеминации.

Методическая разработка цикла факультативных занятий в колледже в учебной группе учащихся с ограниченными возможностями здоровья.. Вирус активно размножается, нарастают признаки иммунодефицита.

Фаза IIIВ болезни (выраженная, поздние признаки) соответствует стадии развернутого СПИДа. Как правило, она развивается при длительности инфекционного процесса более 5 лет. Нарастающая несостоятельность иммунной системы приводит к развитию двух основных клинических проявлений СПИДа - оппортунистических инфекций, вызванных условно-патогенной флорой, и новообразований. Кроме этого, необходимо помнить, что любые патогенные микроорганизмы вызывают необычно тяжелые клинические состояния.

Данный период характеризуется развитием следующих осложнений. Основными среди инфекций являются пневмония, токсоплазмоз головного мозга, протекающий в форме энцефалита; криптоспоридиоз, проявляющийся энтероколитом с диареей более 1 мес.

Группу грибковых инфекций составляют кандидоз пищевода, трахеи, бронхов или легких, проявляющийся чаще всего менингитом

Из бактериальных инфекций наиболее часто наблюдаются: атипичный диссеминированный микобактериоз с поражением легких, кожи, периферических лимфатических узлов, желудочно-кишечного тракта, центральной нервной системы и других органов; внелегочный туберкулез; нетифоидная сальмонеллезная септицемия. Реже могут выявляться стафилококковая и стрептококковая бактериемия, гемофилез, легионеллез.

Индикаторными опухолевыми процессами для СПИДа являются саркома Капоши (при этом могут быть не только дерматологические проявления, но и поражения внутренних органов).

Необходимо отметить, что этиология развивающихся вторичных заболеваний, осложняющих ВИЧ-инфекцию в III стадии, вообще может быть самой различной и во многом определяется бытовыми, климатическими и природными условиями, в которых проживает больной человек.

Таким образом, патологический процесс при ВИЧ-инфекции затрагивает практически все органы и системы человека, но основными очагами поражения являются легкие, желудочно-кишечный тракт и нервная система.

Иммунная система перестает различать свое и чужое. Болезнь прогрессирует, наступает терминальная стадия, которая заканчивается смертью.

На снимках- различные проявления болезни, в стадии, когда ВИЧ перешёл в СПИД

Методическая разработка цикла факультативных занятий в колледже в учебной группе учащихся с ограниченными возможностями здоровья.Методическая разработка цикла факультативных занятий в колледже в учебной группе учащихся с ограниченными возможностями здоровья.Методическая разработка цикла факультативных занятий в колледже в учебной группе учащихся с ограниченными возможностями здоровья.Методическая разработка цикла факультативных занятий в колледже в учебной группе учащихся с ограниченными возможностями здоровья.Методическая разработка цикла факультативных занятий в колледже в учебной группе учащихся с ограниченными возможностями здоровья.Методическая разработка цикла факультативных занятий в колледже в учебной группе учащихся с ограниченными возможностями здоровья.Методическая разработка цикла факультативных занятий в колледже в учебной группе учащихся с ограниченными возможностями здоровья.Методическая разработка цикла факультативных занятий в колледже в учебной группе учащихся с ограниченными возможностями здоровья.Методическая разработка цикла факультативных занятий в колледже в учебной группе учащихся с ограниченными возможностями здоровья.Методическая разработка цикла факультативных занятий в колледже в учебной группе учащихся с ограниченными возможностями здоровья.Методическая разработка цикла факультативных занятий в колледже в учебной группе учащихся с ограниченными возможностями здоровья.Методическая разработка цикла факультативных занятий в колледже в учебной группе учащихся с ограниченными возможностями здоровья.Методическая разработка цикла факультативных занятий в колледже в учебной группе учащихся с ограниченными возможностями здоровья.Методическая разработка цикла факультативных занятий в колледже в учебной группе учащихся с ограниченными возможностями здоровья.Методическая разработка цикла факультативных занятий в колледже в учебной группе учащихся с ограниченными возможностями здоровья.Методическая разработка цикла факультативных занятий в колледже в учебной группе учащихся с ограниченными возможностями здоровья.Методическая разработка цикла факультативных занятий в колледже в учебной группе учащихся с ограниченными возможностями здоровья.Методическая разработка цикла факультативных занятий в колледже в учебной группе учащихся с ограниченными возможностями здоровья.Методическая разработка цикла факультативных занятий в колледже в учебной группе учащихся с ограниченными возможностями здоровья.Методическая разработка цикла факультативных занятий в колледже в учебной группе учащихся с ограниченными возможностями здоровья.Методическая разработка цикла факультативных занятий в колледже в учебной группе учащихся с ограниченными возможностями здоровья.Методическая разработка цикла факультативных занятий в колледже в учебной группе учащихся с ограниченными возможностями здоровья.Методическая разработка цикла факультативных занятий в колледже в учебной группе учащихся с ограниченными возможностями здоровья.Методическая разработка цикла факультативных занятий в колледже в учебной группе учащихся с ограниченными возможностями здоровья.Методическая разработка цикла факультативных занятий в колледже в учебной группе учащихся с ограниченными возможностями здоровья.Методическая разработка цикла факультативных занятий в колледже в учебной группе учащихся с ограниченными возможностями здоровья.



9. Можно ли уберечься? Возникли подозрения? Как провериться? (Меры профилактики. Здоровый образ жизни как основа профилактики ВИЧ-инфекции)-2часа

В мире пока еще не изобретены лекарства и вакцины, которые могли бы излечить от ВИЧ-инфекции или предупредить заражение. Исход болезни смертелен. Только безопасное поведение и ответственное отношение к своему здоровью защитят от заражения вирусом иммунодефицита человека.

Половой путь заражения. У человека, не имеющего половых контактов и не практикующего внутривенное введение наркотиков, риск заражения ВИЧ равен нулю.

Ранние половые связи могут привезти к нежелательной беременности, заражении венерическими заболеваниями, СПИДом. Надо ли это нашим детям? Готовы ли они стать сами родителями? Поэтому основой в предупреждении заражения ВИЧ должно быть:

  1. Безопасное и ответственное поведение, здоровый образ жизни.

  2. Исключение ранних половых отношений. (Воздержание от половых отношений до вступления в брак способствует созданию настоящих глубоких отношений, развивать терпение и самоконтроль, открывать возможность радоваться юности, поможет осознать уникальность супружеских отношений, избавить от страха заразиться инфекциями, передаваемыми половым путем и их последствий.)

  3. Соблюдение верности в браке.

  4. Использование презервативов при случайных половых контактах.

  5. Использование индивидуальных предметов личной гигиены.

  6. Обязательное обследование беременных женщин; в случае выявления у них ВИЧ- применение антивирусной терапии для предотвращения ВИЧ-инфицирования ребёнка.

Здоровый образ жизни - как основа профилактики СПИД

Существует тысяча болезней, но здоровье бывает одно (Л.Берне).

Самое дорогое у человека - это жизнь. Главное в жизни здоровье. Заботясь о своем здоровье, мы заботимся о будущих поколениях. Здоровье человека зависит от многих причин: от наследственных факторов, медицинской помощи, состояния окружающей среды и образа жизни. Образ жизни складывается из привычек, характера, потребностей того или иного человека, его материального и духовного состояния, традиций и т.д. Для того чтобы чувствовать себя благополучно, нужно стремиться вести здоровый образ жизни. Ведь еще великие люди говорили: «Здоровый человек-самое драгоценное произведение природы» (Т.Карлейль). Здоровый образ жизни тесно связан и информированностью человека о закономерностях развития организма, знание того, что для него полезно, что вредно. Самая опасная из всех болезней - невежество. Здоровый образ жизни включает в себя соблюдение правил личной гигиены, занятие физкультурой и закаливанием, правильное питание, воздержание от употребления алкоголя и наркотиков, психологическая уравновешенность, умение справляться с различными переживаниями. Полезные привычки могут способствовать сохранению и укреплению здоровья, также как и вредные привычки могут быть направлены против него.

Очень важно для здоровья занятие физической культурой. "Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь" (Гиппократ).

Наиболее опасное влияние на здоровье человека оказывает употребление алкоголя, табака и наркотиков. Под их воздействия поражаются внутренние органы, сосуды, головной мозг и возникают серьезные болезни. От таких привычек очень трудно отказаться, и они становятся "необходимыми" в повседневной жизни.

Последствия, которые наступают в результате их ограничения, настолько болезненны, что человек не в состоянии справиться с ними самостоятельно. Особенно сложно избавиться от вредных привычек, если они формируются в молодом возрасте. Организм только формируется и не способен оказывать сопротивление разрушающим воздействиям вредных веществ. Болезни возникают чаще, протекают тяжелее и приводят к печальному исходу. Есть болезни, которые излечимы: грипп, респираторные заболевания, а есть болезни, заканчивающиеся смертельным исходом. Необдуманное поведение (беспорядочные половые связи, инъекционное введение наркотиков) может привести к непредвиденным последствиям. Жизнь ваша только начинается. Она полна трудностей, неожиданностей, побед, поражений. Каждый из вас строит планы о счастливом будущем своих детей, и чтобы они осуществились, необходимо уже сейчас воспитывать в них сильную личность, стремящуюся чего-то достичь, не поддающуюся на соблазны, которые приводят к серьезным последствиям.

  1. Воспитание ценностного отношения к собственному здоровью - вот цель формирования здорового образа жизни.

Лечение ВИЧ-инфекции


Методическая разработка цикла факультативных занятий в колледже в учебной группе учащихся с ограниченными возможностями здоровья.Средств, позволяющих избавить человека от ВИЧ-инфекции, пока не существует. Как и не существует вакцины, защищающей от заражения ВИЧ. Однако возможно продление латентной(замедленной) стадии заболевания с помощью антиретровирусной терапии. Она подразумевает постоянный прием специальных препаратов, которые тормозят размножение вируса в организме. Тем самым, иммунная система дольше сохраняет способность противостоять вторичным инфекциям.

В случае подозрения на заражение ВИЧ-инфекцией бесплатно и анонимно можно пройти обследование, получить дотестовое и послетестовое консультирование психолога в краевом( Приморском)клиническом Центре по профилактике и борьбе со СПИД( г. Владивосток, ул. Борисенко, 50. Тел. 263-63-72, либо в любом лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства.

10.Эпидемиологическая ситуация по ВИЧ-инфекции в мире, Российской Федерации, в крае и меры мирового сообщества, Российского государства по профилактике СПИДа-0,5часа

Итак, 1981год-начало эпидемии ВИЧ-инфекции в мире.

1983год-открытие вируса ВИЧ.

1987 год-начало эпидемии в нашей стране.

В 1981 году умерли 5 человек в США( гомосексуалисты)

Сейчас в мире более 42 млн. людей с ВИЧ-инфекцией.Мелкие африканские страны не подают сведения. А там ВИЧ-инфицированных- большинство. Поэтому, вероятно, инфицированных в 3 раза больше.

24 млн. человек ВИЧ-инфицированных уже погибло, достигнув стадии СПИДа.

По Российской Федерации-385 тыс. инфицированных (неофициально-1,5 млн.)

По нарастанию, по темпам распространения Россия-на одном из первых мест.

Скорость распространения ВИЧ-инфекции в стране можно проследить, сравнив вышеприведённые данные с самыми свежими (источник-газета «Новая» №48 3.12 2015г., статья «СПИД атакует Россию»):

«В 2014 г было зарегистрировано 85 тыс. новых случаев заражения ВИЧ. Общее число инфицированных превысило 900 тыс. человек. Почти 185 тыс. больных умерли. Только в прошлом году-25 тыс., что на 15 % больше, чем в 2013г. В г. Тольятти-3% населения больны, в С-Петербурге, Свердловской, Самарской, Иркутской областях, в ряде городов Урала, Сибири, Поволжья заражён 1% населения» (Не забываем, что речь- только о зарегистрированных случаях). «Так же плохо обстоят дела только на Украине. В остальных странах Европы и Азии ситуация намного благополучнее». По данным Роспотребнадзора. Порядка 54% больных заражаются при внутривенном введении наркотиков. Около 42%- при гетеросексуальных половых контактах. Отмечается, что среди беременных женщин в России 1%-ВИЧ-инфицированы.

Уровень заболеваемости ВИЧ среди россиян составляет 50,4 случая на 100тыс. населения. По регионам данный показатель выше в 2-3 раза. На 1. 11.2015г. число ВИЧ-инфицированных в РФ составило 986 657 человек.

Из этой нерадостной статистики делаем вывод: хорошо изучим проблему ВИЧ-СПИД; твёрдо запомним изученное; примем всё это как руководство к действию и тогда имеем все шансы не пополнить собой вышеприведённые цифры.

11. Правовые аспекты проблемы СПИДа-0,5 часа

Немало проблем с распространением ВИЧ-инфекции приносят мигранты .

Согласно положениям миграционной службы, они обязательно проходят обследование на ВИЧ-инфекцию. При её обнаружении мигрант подлежит депортации, это-закон! Российская Федерация такого лечить не будет.

ВИЧ-инфицированный россиянин. Когда его знакомят с диагнозом, даёт подписку о том, что информирован о диагнозе и в случае инфицирования другого лица будет привлечён к уголовной ответственности.

Существует государственная программа борьбы со СПИД.В 2015г.на профилактику распространения ВИЧ-инфекции было выделено 400 млн. рублей. В республиках, областях страны созданы региональные центры борьбы со СПИДом.

В 1988 году ВОЗ(Всемирная организация здравоохранения) провозгласила Всемирный день борьбы со СПИДом, который отмечается ежегодно 1 декабря.

Существует и ряд нормативных актов, касающихся рассматриваемой проблемы:

Пожалуй, главный из них-закон от 30.03.1995г.№38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека(ВИЧ-инфекции)».

В его 2-й главе рассматривается вопрос медпомощи ВИЧ-инфицированным;

В 3-й-социальная поддержка ВИЧ-инфицированных и членов их семей;

В 4-й-социальная поддержка лиц. подвергающихся риску заражения ВИЧ-инфекцией при исполнении служебных обязанностей (Обычно это медработники).

Ниже мы рассмотрим некоторые другие нормативные документы с последующими изменениями и наиболее важные пункты в них:

1.О мерах по организации оказания паллиативной помощи больным ВИЧ-инфекцией см. приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 сентября 2007 г. N 610

СТ.7 п. 3. Медицинское освидетельствование проводится добровольно, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9 настоящего Федерального закона, когда такое освидетельствование является обязательным.

П.4. Лицо, проходящее медицинское освидетельствование, имеет право на присутствие при этом своего законного представителя. Оформление представительства производится в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

2. Выдача официального документа о наличии или об отсутствии ВИЧ-инфекции у освидетельствуемого лица осуществляется только медицинскими организациями государственной или муниципальной системы здравоохранения.

.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

5. Медицинское освидетельствование несовершеннолетнего в возрасте до пятнадцати лет или больного наркоманией несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет может проводиться при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство одного из родителей или иного законного представителя, а лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство, - при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство его законного представителя. Один из родителей или иной законный представитель одного из указанных лиц имеет право присутствовать при проведении медицинского освидетельствования.

6. Медицинское освидетельствование граждан проводится с предварительным и последующим консультированием по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции.

7. В медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения медицинское освидетельствование граждан Российской Федерации проводится бесплатно.

Ст.8. Добровольное медицинское освидетельствование

1. Медицинское освидетельствование в медицинских организациях проводится добровольно при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство освидетельствуемого лица или законного представителя лица, указанного в пункте 5 статьи 7 настоящего Федерального закона.

2. По желанию освидетельствуемого лица добровольное медицинское освидетельствование может быть анонимным.

2. Лица, отказавшиеся от обязательного медицинского освидетельствования, не могут быть донорами крови, биологических жидкостей, органов и тканей.

3. Работники отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проходят обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров.

Статья 10. Условия въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства

Федеральным законом от 12 августа 1996 г. N 112-ФЗ в пункт 1 статьи 10 настоящего Федерального закона внесены изменения

1. Дипломатические представительства или консульские учреждения Российской Федерации выдают российскую визу на въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывающим в Российскую Федерацию на срок свыше трех месяцев, при условии предъявления ими сертификата об отсутствии у них ВИЧ-инфекции, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации. Данное положение не распространяется на сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, сотрудников международных межправительственных организаций и членов их семей.

Статья 11. Последствия выявления ВИЧ-инфекции

1. Граждане Российской Федерации в случае выявления у них ВИЧ-инфекции не могут быть донорами крови, биологических жидкостей, органов и тканей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 438-ФЗ в пункт 2 статьи 11 настоящего Федерального закона внесены изменения

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ в статью 12 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 12. Право на повторное медицинское освидетельствование

Лицо, прошедшее медицинское освидетельствование, имеет право на повторное медицинское освидетельствование в той же медицинской организации, а также в иной медицинской организации по своему выбору независимо от срока, прошедшего с момента предыдущего освидетельствования.

Статья 13. Право ВИЧ-инфицированного на получение информации о результатах медицинского освидетельствования

Информация об изменениях:

1. Лицо, у которого выявлена ВИЧ-инфекция, уведомляется работником медицинской организации, проводившей медицинское освидетельствование, о результатах освидетельствования и необходимости соблюдения мер предосторожности с целью исключения распространения ВИЧ-инфекции, о гарантиях соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных, а также об уголовной ответственности за поставление в опасность заражения либо заражение другого лица.

2. В случае выявления ВИЧ-инфекции у несовершеннолетнего в возрасте до восемнадцати лет, а также у лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, работник медицинской организации, указанной в пункте 1 настоящей статьи, уведомляет об этом одного из родителей или иного законного представителя таких лиц.

Статья 14. Права ВИЧ-инфицированных при оказании им медицинской помощи

ВИЧ-инфицированным оказываются на общих основаниях все виды медицинской помощи по медицинским показаниям, при этом они пользуются всеми правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Статья 15. Профилактика, диагностика и лечение ВИЧ-инфекции

Соответствующие федеральные органы исполнительной власти, координирующие научные исследования, обеспечивают разработку и внедрение современных методов профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции, а также вносят на утверждение Правительства Российской Федерации проект федеральной целевой программы, направленной на предупреждение распространения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации.

См. СП 3.1.5.2826-10 "Профилактика ВИЧ-инфекции", утвержденные постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 11 января 2011 г. N 1

См. Инструкцию по профилактике передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку во время беременности, родов и в период новорожденности, утвержденную приказом Минздрава РФ от 19 декабря 2003 г. N 606

См. комментарии к статье 15 настоящего Федерального закона

Статья 16. Обязанности медицинских организаций при оказании медицинской помощи ВИЧ-инфицированным

Медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь ВИЧ-инфицированным в амбулаторных и стационарных условиях, обязаны создать условия для реализации предусмотренных настоящим Федеральным законом прав ВИЧ-инфицированных, а также для предупреждения распространения ВИЧ-инфекции.

12. Больные СПИДом, ВИЧ-инфицированные и этика взаимоотношений с ними-1 час.

СПИД является не только медицинской проблемой, так как ведет к различным социальным последствиям, создает проблемы как для самих ВИЧ-инфицированных, так и для их родных, близких, для всех людей, которые так или иначе связаны с ними.

Неизбежной реакцией большинства людей на слово "СПИД" является страх. Страх перед заражением, перед умиранием, смертью, бессилием медицины и общества в целом, неспособных, по распространенному мнению, противопоставить СПИДу что-либо действенное. "Спидофобия" - социально-психологический феномен, аналогичный "канцерофобии", "сифилофобии", "радиофобии" и т.п. В силу ряда обстоятельств вспышка спидофобии в массовом сознании даже более выражена. К таким обстоятельствам прежде всего относится то, что летальность при СПИДе выше, чем при холере и черной оспе. К несчастью, одним из парадоксальных проявлений спидофобии является бессознательное стремление людей "забыть" об угрозе, отвернуться от нее. Это проявляется как в безответственном, постоянно грозящем инфицированием поведении, так и, что не менее важно, в недооценке проблемы со стороны государственных органов.

В сознании же самих ВИЧ-инфицированиых на первом плане нередко оказывается страх перед дискриминацией и стигматизацией, социальным остракизмом. Как известно, поначалу в западных странах СПИД распространялся в основном среди так называемых "маргинальных социальных групп" - гомосексуалистов, наркоманов, проституток. Строгие моралисты не раз заявляли, что СПИД есть "кара Божья" за "грех гомосексуализма", "спортивный секс", "секс-туризм" и т.п. Негативное отношение общества к представителям названных маргинальных групп по инерции было перенесено на всех ВИЧ-инфицированных лиц, причем их стигматизация многократно усиливалась нарастающим страхом перед СПИДом.

Уместно, видимо, в связи с обсуждаемой проблемой сравнить СПИД с раком. Диагноз рака воспринимается массовым сознанием и отдельным человеком как смертный приговор. Диагноз психического заболевания нередко стигматизирует человека. Больные СПИДом, как правило, испытывают и то и другое: сознание неизлечимости, обреченности на смерть усугубляется эмоциональной изоляцией, враждебным отношением к ним со стороны общества. Отсюда вытекает особая значимость сохранения врачебной тайны в случаях ВИЧ-инфекции.

Последнии несколько лет зарубежные и отечественные средства массовой информации были полны сообщений о фактах насилия над больными СПИДом, изгнания их из родных мест, создания вокруг них "эмоционального гетто" и т.п Так, в Буэнос-Айресе больные СПИДом содержались на цепи а в одном из городов США соседи подожгли дом, принадлежавший семье, в которой три ребенка были ВИЧ-инфицированы. Российские газеты писали о случае, когда рейсовый автобус, следовавший из Элисты (где в это время была обнаружена вспышка внутрибольничного заражения детей СПИДом) в Волгоград, забрасывали камнями. Как видим, имея дело с ВИЧ-инфицированными или больными СПИДом, врачу приходится сталкиваться не только с клинической реальностью, но также и со связанными с этим заболеванием мифами и предрассудками, распространение которых во многом порождается невежеством значительной части населения - он должен иметь достаточно мужества, чтобы противостоять этим проявлениям.

Между тем запрет на какую-либо дискриминацию (в том числе и больных СПИДом) является нормой международного права, содержится во многих документах, принятых различными международными организациями, членом которых является и наша страна. Можно в связи с этим напомнить и моральное обязательство врача, содержащееся в "Женевской декларации" Всемирной медицинской ассоциации (ВМА): Я не позволю соображениям пола или возраста, болезни или недееспособности, вероисповедания, этнической, национальной или расовой принадлежности, политической идеологии, сексуальной ориентацииили социального положения встать между исполнением моего долга и моим пациентом".

На примере отношения медиков к ВИЧ-инфицированным лицам, представляющим маргинальные группы, особенно хорошо видна важность принципа "делай благо", в соответствии с которым моральным долгом медицинского работника является оказание профессиональной помощи, проявление заботы и сострадания к таким лицам, а не оценка их образа жизни. Здесь же уместно напомнить еще одно требование биомедицинской этики - недопустимость со стороны врача, медсестры, медицинского психолога и т.д. навязывания своего мировоззрения, своих религиозных и философских взглядов, своих убеждений пациенту. Уважение автономии пациента - это и уважительное отношение к его системе ценностей, особенностям его индивидуальности.

В первых же документах, принятых ВОЗ, ВМА и другими международными организациями в связи с нарастанием пандемии СПИДа, одно из центральных мест заняло специально выделяемое требование не допускать дискриминации ВИЧ-инфицированных, а также лиц, представляющих так называемые "группы риска". Важно, однако, не только моральное осуждение дискриминации больных СПИДом, но и создание соответствующих гарантий. Дело в том, что борьба с дискриминацией является одним из компонентов борьбы со СПИДом как таковым. Об этом, в частности, четко говорится в принятой в 1988 г. Резолюции ВОЗ "СПИД: избежание несправедливости в отношении лиц, инфицированных ВИЧ и больных СПИДом".

Дискриминация инфицированных и больных СПИДом, невежество и предрассудки, присущие не только населению, но и части специалистов-медиков, - все это в конечном счете негативно отражается на эпидемиологической обстановке, на темпах распространения инфекции. То есть дискриминация ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом не только попирает права человека, но и подрывает основополагающие принципы общественного здравоохранения. Она может провоцировать у инфицированного или больного чувство мести, способное превратить его в злостного преднамеренного распространителя инфекции, у человека, осознавшего свою обреченность, такое чувство мести может быть особенно ожесточенным.

Отказы врачей и других представителей медицинской профессии оказывать помощь ВИЧ-инфицированным - это едва ли не самая напряженная с точки зрения медицинской этики проблема. Проведенное еще в начале 90-х годов в США исследование показало, что, отказывая в помощи больным СПИДом, врачи ссылались на недостаточную специальную подготовку, страх перед инфицированием, отвращение к гомосексуалистам, наркоманам или другим представителям "групп повышенного риска", а также на опасения отпугнуть других пациентов.

Между тем подобный отказ не отвечает не только нормам медицинской этики и этики вообще, но и требованиям закона. (Сослаться на п.11 настоящей разработки) Отказ в помощи ВИЧ-инфицированным и людям, живущим с ВИЧ-СПИД является грубейшим нарушением профессиональной медицинской этики.

Заключение-15 мин.

Анекдот в тему: «Что самое надёжное в профилактике СПИДа?- слово НЕТ!»

Итак, изучив проблему СПИД-ВИЧ, мы приходим к выводам:

1.ВИЧ и СПИД-не одно и то же.

2. «Не так страшен чёрт, как его малюют»(если, конечно, соблюдать определённые правила и твёрдо знать пути передачи ВИЧ

(фронтальным опросом вспоминаем пути передачи вируса), а также при каких условиях вирус не передаётся (таким же образом вспоминаем что не опасно в плане передачи вируса).

3. Надёжные способы профилактики, это: -супружеская верность;-это-один партнёр в интимных отношениях; это- здоровый образ жизни; это -твёрдое знание всего изученного нами в цикле факультативного курса и умение этими знаниями руководствоваться.

4. Больные ВИЧ-не прокажённые, их не следует бояться и тем более травить.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

  1. Видеоролики по тематике ВИЧ-СПИД.









© 2010-2022