Воспитательный час Глобальные опасности. Чернобыльская катастрофа

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Воспитательный час

«Глобальные опасности. Чернобыльская катастрофа»

(8 класс)




Подготовила:

учитель биологии и химии

ЗОШ І-ІІ ст. № 4

г. Ясиноватая

Н.С.Доценко











2012 - 2013 учебный год

Цели мероприятия:

- сформировать у учащихся понятие о глобальных опасностях;

- познакомить с чернобыльской катастрофой, последствиями радиационного излучения на здоровье человека;

- развивать позитивную аутивную жизненную позицию, мышление, умение пользования источниками информации для нахождения фактов;

- формировать чувства ответственности по отношению к окружающей природе и патриотизма;

- воспитывать сострадание.

Оборудование: мультимедийный проэктор, метроном, иллюстрации, плакат «Чернобыльская катастрофа», презентация «Глобальные опасности», видеоролик «Горький урок Чернобыля», индивидуальная карта.

Ход мероприятия


Учитель: Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, гости.

Тема нашего мероприятия «Глобальные опасности. Чернобыльская катастрофа».

Сегодня мы познакомимся с глобальными опасностями и их признаками,

воспроизведем события чернобыльской катастрофы.

Полученные знания вы сможете применить на уроках географии, биологии, основ здоровья.

Услышанное на уроке, вы, ребята, будете фиксировать в индивидуальных картах.

Человек живет в очень сложной среде (природной, техногенной, антропогенной). Результат взаимодействия человека со средой обитания может быть как позитивным, так и негативным. В самом взаимодействии уже кроется определенная опасность.

Мозговой штурм:

1)Приведите примеры опасностей: а) природных; б) техногенных; в) антропогенных

( ответы учащихся).

2) Сформулируйте определение опасности

( ответы учащихся).

1.Глобальные опасности

Сегодня мы познакомимся с глобальными опасностями.

3) подберите синонимы к слову «глобальный»

( ответы учащихся).

Отличительная черта современной цивилизации - это нарастание глобальных опасностей, порождающих глобальные проблемы. Какие глобальные проблемы актуальны сегодня?

(показ слайдов презентации «Глобальные проблемы»,

работа с индивидуальной картой - задание 1, задание 2, задание 3).

2. Влияние радиационного излучения на здоровье человека

Учитель: XX век - атомный век. Появились атомные электростанции. Атомная энергетика имеет много преимуществ по сравнению с классическими - дешевое сырье, нет загрязнения окружающей среды. Атомной энергетике пророчили блестящее будущее.

Ученик 1: Воздействие радиации на организм человека называют облучением. Во время этого процесса энергия радиации передается клеткам, разрушая их. Облучение может вызывать всевозможные заболевания: инфекционные осложнения, нарушения обмена веществ, злокачественные опухоли, лейкоз, бесплодие, катаракту и другие. Особенно остро радиация воздействует на делящиеся клетки, поэтому она особенно опасна для детей.

Радиоактивные вещества могут проникать в организм через кишечник (с пищей и водой), через лёгкие (при дыхании) и даже через кожу.

Учитель: Вашему вниманию предоставляется сценка «Больной и врач», просмотрев которую необходимо ответить на вопрос «Каковы симптомы и последствия радиационного излучения на здоровье человека?»

Сценка "Больной и врач"

Больной:

Скажите, доктор, что со мной?

Я загорел, как в летний зной.

Врач:

Да это - ядерный загар:

Не солнечных лучей дар.

Больной:

А еще у меня тошнота и рвота

Будто съел я с утра гадкое что-то.

Врач:

Гамма-лучи и нейтроны

Вызывают такие симптомы.

Больной:

Волосы клочками выпадают,

Нервные расстройства возникают.

Мучают боли во всем теле -

Долго ли осталось на самом деле?


Врач:

Лучевая болезнь очень опасна.

Небольшая доза бывает достаточна,

Чтобы вызвать рак - лейкемию,

А также эпиляцию и анемию.

Радиочувствительны половые клетки.

И не будут у них здоровыми детки.

Лечится долго, упорно, с трудом -

Вот такая опасность с лучом.

Больной:

Спасибо, доктор, я все понял. -

Радиоактивный атом счастье отнял.

Держаться буду до конца

И вытру слезы я с лица.

Врач:

Радиация - наш друг и враг.

В экономике без него никак.

И может лечить, и может убить

И может весь мир в прах превратить.

( Выполнение задания 4)

3. Чернобыльская катастрофа

Учитель: Сегодня мы поговорим о трагедии, произошедшей в Чернобыле, спустя 27 лет.

- Что случилось в ту роковую ночь?

- Кто виноват в этом взрыве?

- Как отразились последствия взрыва на людях и окружающей среде?

- Какие меры предпринимаются государством для сохранения здоровья людей?

На эти вопросы мы и попытаемся ответить.

Итак, как это было?

Ученик 2: 26 апреля 1986 г. весь мир "вздрогнул" от взрыва энергоблока, прозвучавшего на Чернобыльской АЭС. Радиационная пыль протянулась через территорию Украины, Белоруссии, 14 областей России и накрыла часть территории Западной Европы (Финляндию, Швецию, Норвегию, Австрию, Германию).

.

Ученик 3: Предполагаемые причины аварии:

реактор был неправильно спроектирован и опасен;

персонал не был проинформирован об опасностях;

персонал допустил ряд ошибок и неумышленно нарушил существующие инструкции.

Ученик 4: . Взрыв четвертого энергоблока Чернобыльской АЭС произошел 26 апреля 1986 года в 01 ч 23 мин 40 с и вызвал механическое разрушение множества топливных кассет. При этом произошел выброс более 100 различных нуклидов. Различают три стадии аварии.

Верхняя защитная плита ядерного реактора массой 2 тыс. т разлетелась вдребезги, обнажив реактор.

В период горения стержней температура внутри реактора приближалась к 3000 С. Горение реактора, хотя и с меньшей силой, продолжалось до 10 мая. Из горящего реактора, как из жерла вулкана, выбрасывались горящие частички, разрушенного реактора и радионуклиды с радиоактивностью в миллионы кюри.

Ученик 5: Что рассказывают очевидцы? Вот некоторые свидетельства (зачитывают):

«Тут вижу, что включается сигнал оповещения об аварии с 4-го блока. Я побежал туда. Встретились ребята. Они были очень грязные. Я спросил: «Льете ли воду для охлаждения реактора?». Мне ответили, что льют, но куда она идет и сами не знают. Появился дозиметрист, сообщил, что его прибор слабенький и полную мощность радиационного излучения измерить не может. Вижу, ребята несут обожженного человека, это оказался Володя Шашенок. Он был в шоковом состоянии, стонал. Потом позвонил телефонистке, чтобы объявила общую аварию по станции».

Володю Шашенка, вынесли на руках обожженного и облученного врачи и пожарники. Он успеет простонать: «Там... Валера...», - и его покинет сознание, беспомощными окажутся врачи. Погибшими непосредственно в момент аварии считают двух человек - Владимира Шашенка ( умер от перелома позвоночника и многочисленных ожогов) и Валерия Ходемчука ( тело не найдено, завалено под обломками ).

Ученик 6: Все силы страны были брошены на ликвидацию страшной аварии. Местных жителей спешно эвакуировали. Не разрешали даже брать самые необходимые вещи - все было заражено радиацией. Многие женщины и дети уезжали в легких халатах и платьицах, унося на них и в волосах миллионы распадов.

4. Обязанности эвакуируемых, их экипировка

(работа с наглядным пособием)

Учитель:

Выберите из предложенного перечня вещи, необходимые при эвакуации:

-трехсуточный запас продуктов питания и воды

-посуда

-набор медикаментов

-документы (паспорт, военный билет, диплом об образовании, свидетельства о рождении детей)

-деньги

-книги, журналы

-средства индивидуальной защиты

-одежда, обувь.

( Ответы учащихся ).

Расставьте действия эвакуируемых в правильной последовательности ( задание 5).


Ученик 7: Чернобыльская атомная станция расположена вблизи города Припять, в 18 километрах от города Чернобыль и 110 километрах от Киева.

Жизнь на этой земле остановилась. Город Припять не разрушился. Он стал покинутым, законсервированным радиацией на несколько десятков лет, радиоактивный город - призрак. Население города Припять до аварии на Чернобыльской АЭС составляло: - 49,5 тыс. человек, в том числе 15,5 тыс. детей. Население города было эвакуировано 27 апреля 1986 года.

Ученик 8: Но что же делать с разрушенным реактором? Ведь он оставался радиоактивно опасным. Ученые решили зачистить все развалы и закопать в землю радиоактивные куски графита и топлива. Впереди предстояли еще долгие месяцы напряженной и опасной работы. И здесь будут трудиться десятки тысяч людей.

От аварии пострадали 3,2 млн. человек.

В ликвидации последствий аварии участвовало около 600 тыс. человек.

Тяжелой оказалась судьба ликвидаторов аварии на ЧАЭС: обострились болезни, у всех хронический бронхит и болезни щитовидной железы.

Инвалидами стали 40 тыс. человек, 18 тыс. ликвидаторов умерли.

Учитель: Прошу всех встать и почтить минутой молчания память всех погибших в чернобыльской катастрофе.

Минута молчания

Учитель: Ликвидаторам аварии ЧАЭС государство оказывает помощь (предоставляются льготы, выплачиваются пенсии), но возвратит ли это драгоценное здоровье людей, улучшит ли генофонд нации?.. Вряд ли.

Ученик 9:

Чернобыльская зона отчуждения, в 1986-1987 именовавшаяся 30-километровой зоной- запрещённая для свободного доступа территория, подвергшаяся интенсивному загрязнению долгоживущими радионуклидами вследствие аварии на ЧАЭС.

На сегодняшний день здесь трудится порядка 6000 человек, которые приехали сюда со всей территории Украины. Трудятся они посменно - 15 дней находятся в зоне, 15 дней - за ее пределами.

Официально жить на территории зоны запрещено, хотя через год после аварии 1000 человек вернулись в свои бывшие дома, из-за этого их прозвали самоселами.

На территории чернобыльской зоны отчуждения действует 130 организаций, из них - это сама ЧАЭС, Чернобыльлес , Чернобыльсервис , Чернобыльметалл (дезактивация и утилизация металла), хранилище отработанного ядерного топлива (ХОЯТ) , захоронение для ядерных отходов со всей Украины «Вектор».


5. Уроки Чернобыля

Ученик 10: Какие уроки преподал Чернобыль?

1 урок. Самый главный урок Чернобыля - это еще более обостренное ощущение зыбкости человеческой жизни, ее уязвимости. Всемогущество и бессилие человека продемонстрировал Чернобыль. И предостерег: не упивайся своим могуществом, человек, не шути с ним, не ищи в нем суетных благ, утех, блеска славы.

2 урок. Пристальней и все ответственней вглядывайся в себя и в созданное тобой. Ибо ты причина, но ты и следствие.

3 урок. Горечь смерти и увечья Чернобыля. И это мучает больше всего, убитые или изуродованные гены. Они ушли в будущее. Люди еще встретятся с ними. И это самый страшный урок Чернобыля.

Просмотр видеоролика «Горький урок Чернобыля».

Итоги

Учитель:

Подведём итоги. Ответьте на вопросы.

Какой факт о Чернобыльской трагедии произвел на вас самое большое впечатление?

Почему необходимо знать о трагедии в Чернобыле?

Нужны ли атомные станции? Можно ли обойтись без них?

Почему Землю можно назвать «хрупкой» планетой?

Ученик 11:

Чернобыль … звучит это страшно…

Душа холодеет и вспомнить ужасно

Те дни, когда мир потрясло известие,

Что началось радиоактивное бедствие.

В эту ночь спокойно город спал,

На атомной станции дежурил персонал.

Но после полуночи - аварийный сигнал

И на четвертом реакторе взрыв прозвучал.

Взвился в небеса черно - огненный шар,

А вслед за ним начался пожар.

Тридцать тысяч рентген и нейтронное излучение

Из жерла "вулкана" вышли в освобожденье.

Радиационные облака ветер уносил,

По всей Европе тучи распространил.

Заражались почва, воздух и вода,

А иные объекты гибли навсегда.

Мы жители хрупкой планеты Земля

Хотим, чтоб она цветущей была.

Нам черные пятна на ней не нужны

И бережно к ней относиться должны.

Заключительное слово учителя:

Наш воспитательный час подошёл к концу. Спасибо за внимание.

Список литературы:

- Боровский Е. Чернобыльская трагедия. // Газета «Химия». - 2001. - №15.

- Дайсон Д. Призрак Чернобыля // «Ридерз дайджест». - 2006.-№4.- с.94-104.

- Михеев Г. Другая жизнь. // «Сельская новь». - 2006. - №4. - с.2-3.

- Фоминых С. Трагедия XX века - 20 лет спустя. // Газета «Знамя».- 2006. - № 15.



© 2010-2022