• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Рабочая программа по основам медицинских знаний для девушек 11 класса на 2015-2016 уч. год

Рабочая программа по основам медицинских знаний для девушек 11 класса на 2015-2016 уч. год

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Новолоктинская средняя общеобразовательная школа


«Рассмотрено»

Руководитель МО

________/_______________/

ФИО

Протокол №____

От «___» ____________2016г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

________/_______Ю.Ю. Гультяева________/

ФИО

«___» ____________2016г.

«Утверждаю»

Директор

________/___Л.В.Скорина____/

ФИО

«__ » _____________2016г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету ОБЖ «Основы медицинских знаний (девушки 11 класс).


Составитель: Боровкова Наталья Петровна,

учитель ОБЖ










Период реализации программы: 2 полугодие 2015-16 уч. года





Пояснительная записка

Пояснительная записка.

Настоящее планирование разработано на основе учебной программы по основам медицинских знаний и здорового образа жизни для девушек 10 - 11 классов в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования и предназначена для проведения с девушками 10 - 11 классов занятий по углубленному изучению основ медицинских знаний.

Структурно программа состоит из 2-х разделов и 10-ти тем.

1 раздел «Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи» состоит из шести тем и предназначен для изучения с девушками в 10 классе. Занятия по разделу проводятся в период, когда с юношами изучается раздел:

«Основы военной службы» (Подготовка к военным сборам) в объеме 17 часов.

2 раздел «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» состоит из пяти тем и предназначен для проведения занятий с девушками 11 классов. Занятия по разделу проводятся в урочное время, в объеме 17 часов - в период, когда с юношами изучаются темы: «Воинская обязанность»; «Военная служба - особый вид федеральной государственной службы»; «Военнослужащий - вооруженный защитник Отечества».

В результате изучения программы ученица должна знать:

- общие понятия о здоровье и репродуктивном здоровье;

- демографическую обстановку в России и её влиянии на безопасность государства;

- о здоровом образе жизни и его составляющих;

- о влиянии здоровья родителей на здоровье будущего ребенка;

- о влиянии неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека;

- о вредных привычках, их последствиях и мерах профилактики;

- об основах семейного права в Российской Федерации;

- о правах и обязанностях родителей и правах ребенка.


Перечень учебно - методического обеспечения:

(УМК - учебно-методический комплект).

Класс.

Программа.

Кол-во часов.

Пособия для учащихся.

Методические пособия для учителя.

11

А.Т.Смирнов, Б.О.Хренникова «Основы безопасности жизнедеятельности», М.: Просвещение - 2012

17

Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень./М.: Просвещение, 2014 г.

Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний и охрана здоровья. Учебное пособие для учащихся ОУ. Вишневская Е.Л., Барсукова Н.К. ---- М.: «Русское слово. Фарминвест», 2005 год.

Медико-санитарная подготовка учащихся. Учебник для ОУ. Курцев В.А.-М.: Просвещение, 2008 год.

Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Смирнов А.Т. --- М.: Просвещение, 2009.


а) дополнительные пособия для учителя:

б) дополнительные пособия для учащихся:

Медиаресурсы:

Класс

Учебники (автор, название, год издания, кем рекомендован или допущен, издательство)

Методические материалы

ЦОР-Цифровые образовательные ресурсы

Интернет-ресурсы


Учебно-тематический план


№п/п

Наименование раздела

Всего часов

1

2


II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

17

1

Здоровье и здоровый образ жизни

3

2

Репродуктивное здоровье женщины и факторы, на него влияющие

5

3

Здоровый образ жизни - неотъемлемое условие сохранения репродуктивного здоровья

4

4

Правовые аспекты взаимоотношений полов

3

5

Беременность и уход за младенцем

2




Содержание курса

1. Здоровье и здоровый образ жизни

1.1. Общие понятия о здоровье

Определение здоровья человека. Общественное здоровье. Инди­видуальное здоровье. Физическое здоровье.

Факторы, влияющие на здоровье и благополучие. Физические и духовные факторы.

1.2. Репродуктивное здоровье и социально-демографические процессы в России

Рождаемость и смертность. Продолжительность жизни. Состоя­ние здоровья детей дошкольного и школьного возраста.

1.3. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохране­ния и укрепления здоровья человека и общества

Здоровый образ жизни - индивидуальная система поведения че­ловека. Факторы, отрицательно влияющие на здоровье. Привлекательность системы здорового образа жизни.

2. Репродуктивное здоровье женщины и факторы, на него влияющие.

2.1. Женская половая система и ее функционирование. Женские половые органы. Менструация. Физиологические про­цессы, происходящие при оплодотворении. Беременность и фор­мирование плода. Факторы, способствующие рождению здорового
ребенка. К каким специалистам следует обращаться за помощью.

2.2. Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка. Наследственные болезни. Хромосомные болезни. Мультифакториальные болезни. Заболевания, при наличии которых противопока­зана беременность женщины.

Резус-фактор. Резус-положительная и резус-отрицательная кровь. Важность знания будущей матерью своей резус-принадлежности.

Важность регулярной медицинской консультации.

2.3. Влияние окружающей среды на здоровье человека. Зависимость уровня жизни от состояния окружающей среды.
Основные источники загрязнения атмосферы. Загрязнители воз­духа и почв. Радиоактивное загрязнение. Загрязнение вод.

Влияние деградации окружающей природной среды на здоровье человека и состояние генетического фонда общества. Мутагенез - процесс изменения генов под воздействием окружающей среды. Влияние неблагоприятных факторов внешней среды на здоровье плода и новорожденного. Антимутагены.

2.4. Вредные привычки и их влияние на здоровье

Влияние окружающей среды и образа жизни на репродуктивное здоровье женщины. Алкоголь и его влияние на репродуктивную функцию женщины. Табакокурение и его влияние на организм. Наркотики, токсикомания и их влияние на духовное и физическое здоровье женщины. Основные признаки отравления алкоголем и наркотиками, первая помощь при отравлении.

Вредные привычки матери и их влияние на здоровье новорожден­ного ребенка. 2.5. Ранние половые связи и их последствия для здоровья


Последствия ранних половых связей и беспорядочной половой жизни для здоровья женщины, опасность заражения венерическими болезнями и СПИД ом. Нежелательная беременность. Профилактика заражения венерическими заболеваниями и нежелательной беремен­ности. Аборт и его последствия,

2.6. Инфекции, передаваемые половым путем. Меры профи­лактики.

Венерические болезни. Самая страшная венерическая болезнь - сифилис. Его симптомы.

Гонорея, генитальный герпес, хламидиоз, трихомоноз, их симп­томы.

ВИЧ-инфекция и синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД). Шесть стадий ВИЧ-инфекции. Меры профилактики СПИДа.

3. Здоровый образ жизни - неотъемлемое условие сохране­ния и укрепления репродуктивного здоровья. Основные состав­ляющие

здорового образа жизни

3.1. Стресс и его воздействие на человека. Психологическая уравновешенность и ее значение для человека

Стресс - состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий.

Три стадии общего адаптационного синдрома. Двойной хронический стресс - дистресс. Умение преодолевать стресс и решать эмоциональные проблемы.

3.2. Режим дня, труда и отдыха

Режим труда и отдыха, профилактика переутомления. Зависимость работоспособности от биологических ритмов. Самоконтроль. Его субъективные и объективные показатели.

3.3. Рациональное питание, его значение для здоровья
Питательные вещества. Углеводы. Жиры. Белки. Витамины. Ми­неральные вещества. Общая энергетическая ценность рациона человека.

Теории видового и раздельного питания. Гигиена питания.

3.4. Влияние двигательной активности на здоровье человека
Роль физической культуры при подготовке человека к активной плодотворной жизнедеятельности. Скоростные и силовые качества. Выносливость. Гибкость.

3.5. Закаливание и его влияние на здоровье человека
Способность организма человека приспосабливаться к меняю­щимся условиям окружающей среды.

Методы закаливания - обтирание водой, обливание. Тренировка системы терморегуляции. Моржевание. Воздушные ванны - самый доступный способ закаливания. Хождение босиком.

3.6. Правила личной гигиены и здоровье человека
Определение гигиены. Личная гигиена и ее правила. Гигиена кожи, зубов и волос. Гигиена одежды и обуви.

4. Правовые аспекты взаимоотношения полов

4.1. Брак и семья. Культура брачных взаимоотношений

Семья. Брак. Факторы, определяющие взаимоотношения супругов.

Требования к уровню подготовки выпускников,

обучающихся по данной программе

В результате изучения программы ученица должна

Знать:

- общие понятия о здоровье и репродуктивном здоровье;

- демографическую обстановку в России, влияние на безопасность государства;

- о социальной роли женщины в современном обществе;

- о здоровом образе жизни и его составляющих;

- о влиянии здоровья родителей на здоровье будущего ребенка;

- о влиянии неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека;

- о вредных привычках, их последствиях и мерах по их профилактике;

- об основах семейного права в Российской Федерации;

- о правах и обязанностях родителей и о правах ребенка.

Уметь:

- коротко излагать основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни;

- объяснять связь репродуктивного здоровья общества с демографической обстановкой в стране;

- перечислить основные направления жизнедеятельности женщины, определяющие ее социальную роль в современном обществе;

- обосновать влияние состояния здоровья родителей на здоровье будущего ребенка;

- дать оценку влияния вредных привычек на благополучие человека и семьи;

- перечислить основные меры профилактики злоупотребления психоактивными веществами;

- коротко изложить основы семейного права в Российской Федерации, определяющие правовые взаимоотношения полов;

- перечислить основные функции семьи в современном обществе.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

- сохранения и укрепления репродуктивного здоровья в реальной окружающей среде;

- профилактики вредных привычек;

- соблюдения режима дня, труда, отдыха и рационального питания;

- соблюдения норм личной и общественной гигиены;

- предотвращения ранних половых связей и профилактики инфекций, передаваемых половым путем;

- оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных бытовых ситуациях.



Календарно-тематическое планирование


№ п/п

Домашнее задание

Тема урока

Содержание

Общеобразовательный стандарт

Повторение

План проведения

Факт проведения

3 четверть. 10 часов

Здоровье и здоровый образ жизни (3 часа)

1

& 1.1 стр. 8

Здоровье, общие понятия и определения.

Определение здоровья человека. Общественное здоровье. Инди­видуальное здоровье. Физическое здоровье.

Факторы, влияющие на здоровье и благополучие. Физические и духовные факторы.

Знать: общие понятия о здоровье

Уметь: - коротко излагать основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни

11/01


    2

    & 1.2 стр. 13

    Репродуктивное здоровье и социально-демографические процессы в России.

    Рождаемость и смертность. Продолжительность жизни. Состоя­ние здоровья детей дошкольного и школьного возраста.

    Знать: общие понятия о репродуктивном здоровье

    Уметь: объяснять связь репродуктивного здоровья общества с демографической обстановкой в стране;

    Общественное здоровье. Инди­видуальное здоровье. Физическое здоровье.

    18/01


      3

      & 1.3

      стр.21

      Здоровый образ жизни как необходимое условие сохране­ния и укрепления здоровья человека и общества

      Здоровый образ жизни - индивидуальная система поведения че­ловека. Факторы, отрицательно влияющие на здоровье. Привлекательность системы здорового образа жизни.

      Знать: о здоровом образе жизни и его составляющих

      Уметь:

      Общественное здоровье. Инди­видуальное здоровье. Рождаемость и смертность.

      25/01

      Репродуктивное здоровье женщины и факторы, на него влияющие (5 часов)

        1

        & 2.1 стр. 26

        Женская половая система и её функционирование.

        Женские половые органы. Менструация. Физиологические про­цессы, происходящие при оплодотворении. Беременность и фор­мирование плода. Факторы, способствующие рождению здорового ребенка. К каким специалистам следует обращаться за помощью.

        Знать: о строении репродуктивной системы человека.

        Уметь: определять для себя приемлемый образ жизни для снижения уровня дискомфорта.

        Здоровый образ жизни - индивидуальная система поведения че­ловека.

        1/02


          2

          & 2.2 стр. 30

          Здоровье родителей и здоровье будущего ребёнка

          Наследственные болезни. Хромосомные болезни. Мультифакториальные болезни. Заболевания, при наличии которых противопока­зана беременность женщины.

          Резус-фактор. Резус-положительная и резус-отрицательная кровь. Важность знания будущей матерью своей резус-принадлежности.

          Важность регулярной медицинской консультации.

          Знать: о наследственных заболеваниях, влияющих на развитие беременности.

          Уметь: обосновать влияние состояния здоровья родителей на здоровье будущего ребенка

          Факторы, способствующие рождению здорового ребенка.

          8/02


            3

            & 2.3 стр. 34

            Влияние окружающей среды на здоровье человека. Влияние неблагоприятных факторов внешней среды на здоровье плода и новорождённого

            Зависимость уровня жизни от состояния окружающей среды.
            Основные источники загрязнения атмосферы. Загрязнители воз­духа и почв. Радиоактивное загрязнение. Загрязнение вод.

            Влияние деградации окружающей природной среды на здоровье человека и состояние генетического фонда общества. Мутагенез - процесс изменения генов под воздействием окружающей среды. Влияние неблагоприятных факторов внешней среды на здоровье плода и новорожденного. Антимутагены.

            Знать: о влиянии неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека

            Уметь: перечислять основные факторы ОС отрицательно влияющих на здоровье человека.

            Наследственные болезни. Хромосомные болезни. Мультифакториальные болезни

            15/02


              4

              & 2.4 стр. 39

              Вредные привычки и их влияние на здоровье.

              Наркомания, её последствия, профилактика наркомании.

              Влияние окружающей среды и образа жизни на репродуктивное здоровье женщины. Алкоголь и его влияние на репродуктивную функцию женщины. Табакокурение и его влияние на организм. Наркотики, токсикомания и их влияние на духовное и физическое здоровье женщины. Основные признаки отравления алкоголем и наркотиками, первая помощь при отравлении.

              Вредные привычки матери и их влияние на здоровье новорожден­ного ребенка

              Знать: о вредных привычках, их последствиях и мерах по их профилактике

              Уметь: давать оценку влиянию вредных привычек на благополучие человека и семьи

              Мутагенез - процесс изменения генов под воздействием окружающей среды.

              22/02


                5

                & 2.5 стр. 48

                & 2.6 стр. 51

                Ранние половые связи и их последствия для здоровья Инфекции, передаваемые половым путём, меры по их профилактике

                Последствия ранних половых связей и беспорядочной половой жизни для здоровья женщины, опасность заражения венерическими болезнями и СПИД ом. Нежелательная беременность. Профилактика заражения венерическими заболеваниями и нежелательной беремен­ности. Аборт и его последствия,

                Знать: причины ранних половых связей.

                Уметь: давать оценку раннему вступлению в половые отношения.

                Основные признаки отравления алкоголем и наркотиками, первая помощь при отравлении.

                29/02

                Здоровый образ жизни - неотъемлемое условие сохранения репродуктивного здоровья (4 часа)

                  1

                  & 3.1 стр. 60

                  & 3.2 стр. 63

                  Стресс и его воздействие на человека.

                  Режим дня, труда и отдыха

                  Психологическая уравновешенность и ее значение для человека

                  Стресс - состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий.

                  Три стадии общего адаптационного синдрома. Двойной хронический стресс - дистресс. Умение преодолевать стресс и решать эмоциональные проблемы.

                  Знать: о причинах появления стрессов

                  Уметь: снимать стресс и сохранять психологическую уравновешенность.

                  Инфекции, передаваемые половым путём, меры по их профилактике

                  7/03


                    2

                    & 3.3 стр. 68

                    Рациональное питание и его значение для здоровья

                    Питательные вещества. Углеводы. Жиры. Белки. Витамины. Ми­неральные вещества. Общая энергетическая ценность рациона человека.

                    Теории видового и раздельного питания. Гигиена питания

                    Знать: правила рационального питания

                    Уметь: применять правила на практике.

                    Психологическая уравновешенность и ее значение для человека

                    14/03


                      3

                      & 3.4 стр. 76

                      & 3.5 стр. 80

                      Влияние двигательной активности на здоровье человека

                      Закаливание и его влияние на здоровье

                      Роль физической культуры при подготовке человека к активной плодотворной жизнедеятельности. Скоростные и силовые качества. Выносливость. Гибкость.

                      Знать: о влиянии двигательной активности на здоровье человека

                      Уметь: подбирать комплекс физических упражнений.

                      Углеводы. Жиры. Белки. Витамины. Ми­неральные вещества.

                      21/03


                        4

                        & 3.6 стр. 86

                        Правила личной гигиены и здоровье человека

                        Определение гигиены. Личная гигиена и ее правила. Гигиена кожи, зубов и волос. Гигиена одежды и обуви.

                        Знать: о правилах личной гигиены

                        Уметь: соблюдать правила в жизни

                        Скоростные и силовые качества.

                        4/04

                        Правовые аспекты взаимоотношений полов (3 часа)

                          1

                          & 4.1 стр. 92

                          Брак и семья. Культура брачных отношений

                          Семья. Брак. Факторы, определяющие взаимоотношения супругов.

                          Знать:

                          Уметь: перечислить основные функции семьи в современном обществе

                          11/04


                            2

                            & 4.2 стр. 98

                            Основы семейного права в Российской Федерации

                            Семья. Брак. Факторы, определяющие взаимоотношения супругов.

                            Знать: об основах семейного права в Российской Федерации;

                            Уметь: коротко изложить основы семейного права в Российской Федерации, определяющие правовые взаимоотношения полов

                            Факторы, определяющие взаимоотношения супругов.

                            18/04


                              3

                              & 4.3 стр. 103

                              Права и обязанности родителей. Конвенция ООН «О правах ребёнка»

                              Алиментные обязанности детей и родителей. Права несовершен­нолетних родителей. Родительские права.

                              Знать: об основных обязанностях родителей

                              Уметь:

                              25/04

                              Беременность и уход за младенцем (2 ч.)

                                1

                                & 5.1 стр. 108

                                Беременность и гигиена беременности.

                                Желанный ребенок. Подготовка к беременности, зачатие. Перио­ды беременности и состояние матери. Развитие плода. Дородовый уход, гигиена питания, физические упражнения.

                                Влияние курения, алкоголя и приема лекарственных препаратов на развитие плода. Проблемы, связанные с беременностью (токсикоз, врожденные уродства, преждевременные роды, выкидыш).

                                Роды.

                                Знать: о гигиене беременности

                                Уметь: кратко рассказывать о периодах беременности, развитии плода.

                                02/05


                                  2

                                  & 5.2 стр. 113

                                  Уход за младенцем

                                  Характеристика возрастных периодов детей: грудной, дошколь­ный, школьный возраст. Обеспечение правильного временного режи­ма младенцев (бодрствование, сон, ритм кормления, купание).

                                  Ответственное родительство. Зависимость благополучия семьи и молодой женщины от уровня здоровья ее детей.

                                  Знать: правила ухода за младенцем.

                                  Уметь: подбирать материал на данную тему.

                                  16/05


                                  © 2010-2022