Рабочая программа по ОБЖ 10 класс

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Толбазинская башкирская гимназия

Муниципального района Аургазинский район РБ

«Рассмотрено»

На заседании ШМО

________Амирханов И.И.

Протокол № _1__ от

«28»____08___2015 г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МБОУ Толбазинская башкирская гимназия

_____________ Кидрасов З.Н.

«_29__»__08__2015 г.

«Утверждено»

Директор МБОУ Толбазинская башкирская гимназия

_____________ С.Р.Юлмухаметова

Приказ № __ от «29_»_08_2015 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» 10 класс



Разработал преподаватель-организатор ОБЖ

Амирханов И.И.





2015 год.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа: Данная рабочая программа по « Основам безопасности жизнедеятельности» для 10 класса разработана на основе: 1) федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования от 5 марта 2004 года № 1089 (ред. от 19.10.2009, с изм. от 31.01.2012); «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования» и в соответствии с положениями Конституции РФ и федеральными законами РФ "06 обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "О гражданской обороне", "О защите населения территории от чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера" ;

2) Комплексной программы по «Основам безопасности жизнедеятельности для 5-11 классов» (основная школа, средняя (полная школа): под общей редакцией Смирнова А.Т., М.: Просвещение, 2011.

3) Учебного плана МБОУ Толбазинская башкирская гимназия на 2015 - 2016 учебный год, утвержденного приказом № от 28.08. 2015 г.

В курсе ОБЖ для 10-11 классов завершается обучение учащихся правилам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. В соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности военной службе" письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 14. 07. 98 г №1133/14-12 в программу курса ОБЖ для обучающихся 10-11 классов введен раздел "Основы военной службы". Раздел Основы военной службы" органически связан с другими разделами курса и направлен, прежде всего на подготовку подрастающего поколения к службе в Вооруженных Силах, выполнению конституционного долга по защите Отечества, патриотическое (военно-патриотическое воспитание) старшеклассников. В целях закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практически; навыков программой курса предусмотрено проведение практических занятий в форме учебных сборов с юношами 10-го класса в конце учебного года. На проведение учебных сборов выделяется пять дней (35 часов учебного времени).

Предлагаемая программа рассчитана на изучение курса «Основ безопасности жизнедеятельности» в 10 классе, в течение 34 часов учебного времени в год. Минимальное количество учебных часов в неделю - 1 час.

Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 10 классе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;

  • развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и Социального характера; потребности вести здоровый образ жизни; необходимых моральных, физических и психологических качеств для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества;

  • освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства;

  • формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.

Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в основной общеобразовательной школе, и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.

Структурно программа состоит из трех разделов и тринадцати тем.

Раздел I «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях» предназначен для систематизации и углубления знаний обучаемых в вопросах обеспечения личной безопасности человека и организации в Российской Федерации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, полученных при изучении основ безопасности жизнедеятельности в 5-9 классах. Раздел состоит из двух обобщающих тем: «Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения», «Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны».

Раздел II «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» предназначен для формирования у обучаемых знаний о здоровом образе жизни, основных инфекционных и неинфекционных заболеваниях, средствах их профилактики и правилах оказания первой медицинской помощи. Раздел состоит из четырех тем.

Раздел III «Основы военной службы» предусматривает изучение основных положений, раскрывающих содержание обязательной подготовки молодежи к военной службе. Раздел состоит из семи тем, в которых последовательно раскрывается содержание обязательной подготовки граждан к военной службе. В процессе изучения тематики раздела учащиеся получат начальные знания в области обороны, ознакомятся с основными положениями Военной доктрины Российской Федерации; получат сведения о Вооруженных Силах Российской Федерации, их структуре и предназначении для обеспечения национальной безопасности страны; уяснят роль и значение военно-патриотического воспитания молодежи в деле подготовки граждан России к выполнению конституционного долга по защите Отечества.

  • методы и формы обучения:

Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения. Перцептивные: (словесные, наглядные, практические) рассказ, лекция, беседа, семинары демонстрация, практические занятия. Соревнования. Ролевые игры.

Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации).

Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый. (Реферат. Доклад. Проектное задание)

Контроля и самоконтроля (устный, письменный).

Стимулирования и мотивации. Самостоятельной учебной деятельности.

Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.

Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.

Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.

  • предполагаемые результаты:

В результате учебного процесса учащиеся получают весь комплекс знаний умений и навыков запланированного учебного процесса;

  • общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий

В учебном процессе используются методы рассказа, показа, тренировок при изучении тем практической направленности. Информационная тематика предполагает большее использование на занятиях анализа ситуаций, объяснительно-репродуктивной, информационно поисковой, исследовательской

деятельности учащихся.

  • логические связи данного предмета с остальными предметами учебного плана;

Практически вся тематика ОБЖ базируется на знаниях получаемых учащимися при изучении других общеобразовательных предметов. Поэтому на уроках ОБЖ непременно используется меж предметная связь: физкультура - ЗОЖ; история - ОВС; биология - ЗОЖ, оказание ПМП; география - выживание в природе, химия - опасные вещества, экологическая безопасность; физика - природные явления, техногенные аварии и катастрофы.

  • система оценки достижений учащихся;

Деятельность учащихся на уроках ОБЖ оценивается с позиций современных образовательных технологий: личностного подхода в обучении, развивающего обучения и успешности деятельности учащихся. Задания носят развивающий характер. Оценивание имеет форму стимулирования обучения и саморазвития школьника в рамках возможностей учащихся.

  • инструментарий для оценивания результатов;

Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности - главная составляющая учебного процесса.

2. Учебно - тематический план.

Содержательные

линии



Разделы и темы программы

Количество часов

всего

Основы комплексной безопасности- 7 час.


  1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

  1. Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций.

  2. Современный комплекс проблем безопасности социального характера .

3

2

2

Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций- 2 час

4. Нормативно-правовая база Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства

2

Основы здорового образа жизни- 4 час

5.Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний .

  1. Здоровый образ жизни и его составляющие

1

3

Основы обороны государства- 15 час


  1. Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны.

  2. Вооруженные Силы Российской Федерации - защитники нашего Отечества.

  3. Виды Вооруженных Сил Российской Федерации и рода войск.

  4. Боевые традиции Вооруженных Сил России

7

2

5

1

Основы военной

Службы - 5 ч

  1. Размещение и быт военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

  2. Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда.

  3. Организация караульной службы.

  4. Строевая подготовка.

  5. Огневая подготовка

1

1

1

1

1

ИТОГО

34

3. Содержание учебного курса.

Раздел № I. Основы комплексной безопасности - 7 часов.

Тема №1 Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

/. /. Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях. Практические занятия. Разбор наиболее возможных причин попадания человека в условия вынужденного автономного существования, меры профилактики и подготовки к безопасному поведению в условиях автономного существования. Отработка правил ориентирования на местности, движения по азимуту, правил обеспечения водой и питанием Оборудование временного жилища, добыча огня.

1.2. Правила поведения в ситуациях криминогенного характера. Правила самозащиты от насильников и хулиганов. Практические занятия. Обсуждение с обучающимися наиболее возможных ситуаций при встрече с насильниками и хулиганами на улице, в общественном транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью на рынке, на стадионе, на вокзале и др.

1.3. . Обеспечение личной безопасности на дорогах. Правила личной безопасности при угрозе террористического акта. Уголовная ответственность за участие в террористической деятельности.

Тема №2 Личная безопасность в условиях ЧС.

2.1. Чрезвычайные ситуации природного характера. Причины их возникновения и возможные последствия . Рекомендации населению. Практические занятия. Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации и одного из возможных вариантов, предусмотренных планом образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.)

2.2 Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Причины их возникновения и возможные последствия . Рекомендации населению. Практические занятия. Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Отработка правил поведения.

Тема № 3. Современный комплекс проблем безопасности социального характера -2 часа

3.1 Военные угрозы национальной безопасности России. Характер современных войн и вооруженных конфликтов.

3.2. Международный терроризм - угроза национальной безопасности России. Виды террористических актов, их цели и способы осуществления.

Раздел II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций - 2 часа.

Тема № 4. Нормативно правовая база РФ по обеспечению безопасности личности, общества и государства.

4.1 Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности. Положения Конституции РФ, гарантирующие права и свободы человека и гражданина. Основные законы Российской Федерации, положения которых направлены на обеспечение безопасности Граждан (Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".; Закон РФ "О безопасности». Федеральные законы: "О пожарной безопасности", "О безопасности дорожного движения», «Об обороне", "О гражданской обороне" и др.) Краткое содержание законов, основные права и обязанности граждан.

4.2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации (РСЧС), ее структура и задачи.

РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Правила и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Раздел III. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Тема № 5. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний.

5.1 Сохранение и укрепление здоровья - важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности.

Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья - социальная потребность общества.

Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика. Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций. Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике. Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний.

Тема №6 Основы здорового образа жизни

6.1. Здоровый образ жизни и его составляющие.

Здоровый образ жизни - индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Общие понятия о режиме жизнедеятельности и его значение для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности. Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная и физическая нагрузка, активный отдых, сои, питание и др.), рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств.

6.2. Биологические ритмы и трудоспособность человека.

Основные понятия о биологических ритмах организма. Влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспособности. Значение двигательной активности и закаливания организма для здоровья человека. Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и здорового долголетия.

6.3. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и социальные последствия вредных привычек. Алкоголь, влияние алкоголя на здоровье и поведение человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.

Курение и его влияние на состояние здоровья Табачный дым и его составные части Влияние курения на нервную систему, сердечно-сосудистую систему Пассивное курение и его влияние на здоровье

Наркотики Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения Социальные последствия пристрастия к наркотикам Профилактика наркомании, чистота и культура в быту

Раздел № IV. Основы обороны государства - 15 час

Тема №7. Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны.

7.1. Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны.

Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий. Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций.

7.2. Основные виды оружия и их поражающие факторы. Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва.

7.3 Химическое оружие, классификация отравляющих веществ (0В) по предназначению и воздействию на организм.

7.4 Бактериологическое (биологическое) оружие. Современные обычные средства поражения, их поражающие факторы

7.5 Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Порядок подачи сигнала "Внимание всем'" Передача речевой информации о чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание, действие населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях.

7.6 . Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного " и военного времени

7.7 Средства индивидуальной защиты населения.

Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования Средства защиты кожи Медицинские средства защиты и профилактики.

Практические занятия Отработать порядок получения и пользования средствами индивидуальной защиты.

Тема № 8. Вооруженные Силы Российской Федерации - защитники нашего Отечества.

8.1 . История создания Вооруженных Сил России. Организация вооруженных сил Московского государства в Х1У-ХУ веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XIV века. Военная реформа Петра 1, создание регулярной армии, ее особенности Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии. Создание Советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение. Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы.

Памяти поколений - дни воинской славы России. Дни воинской славы России - дни славных побед, сыгравшие решающую роль в истории России. Основные формы увековечивания памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.

8.2 Состав Вооруженных Сил РФ. Руководство и управление ВС РФ.

Тема № 9 Виды Вооруженных Сил Российской Федерации и рода войск - 5 часов

9.1 Сухопутные войска, история создания, предназначение, рода войск, входящие в Сухопутные войска.

Воздушно - десантные войска, их состав и предназначение.

9.2 Военно-Воздушные Силы, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВВС.

9.3 Военно-Морской флот, его состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВМФ.

9.4 Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника РВСН.

9.5 Войска и воинские формирования, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации.

Тема № 10 Боевые традиции Вооруженных Сил России - 1час.

. Патриотизм и верность воинскому долгу - основные качества защитника Отечества. Патриотизм - духовно-нравственная основа личности военнослужащего - защитника Отечества, источник духовных сил воина.

Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов - основное содержание патриотизма. Воинский долг - обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Основные составляющие личности военнослужащего - защитника Отечества, способного с честью и достоинством выполнить воинский долг.

Раздел № V. Основы военной службы.

Тема № 11 Размещение и быт военнослужащих, проходящих военную службу по призыву - 1 час.

11.1 Размещение военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, содержание помещений Противопожарная защита. Охрана окружающей среды. Распределение служебного времени и повседневный порядок.

Распределение времени в воинской части, распорядок дня. Подъем, утренний осмотр и вечерняя проверка. Учебные занятия, завтрак, обед и ужин. Увольнение из расположения части Посещение военнослужащих.

Тема № 12 Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда - 1 час.

12.1 . Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда.

Назначение и состав суточного наряда воинской части. Подготовка суточного наряда.

Тема № 13 Организация караульной службы - 1 час.

13. Организация караульной службы, обязанности часового. Организация караульной службы, общие положения Наряд караулов, подготовка караулов Часовой Обязанности часового

Тема № 14 Строевая подготовка.

Строевая подготовка. Отработка строевых приемов и движений без оружия. Отработка правил воинского приветствия без оружия на месте и в движении. Строи отделения. Строи взвода. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении.

Тема № 15 Огневая подготовка - 1 час.

Автомат Калашникова, работа частей и механизмов автомата, чистка, смазка и хранение автомата. Подготовка автомата к стрельбе. Правила стрельбы, ведения огня из автомата. Меры безопасности при стрельбе. Практическая стрельба.

4. Календарно - тематический план.

п/п

Темы и разделы

Кол-во

час

Материальное

обеспечение,

ТСО

Вид урока

Планир. дата

Факт. дата

Раздел 1 Основы комплексной безопасности - 7 часов

Тема № 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни - 3 часа

1.

Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях.

1

Журнал ОБЖ, плакат, д/ф «Ориентирование на местности и движение по азимуту»

Изучение нового материала

1.09



2.

Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях

1

Учебник ОБЖ, журнал ОБЖ №2/00 и № 5/2001

Беседа

8.09


3.

Обеспечение личной безопасности на дорогах. Правила личной безопасности при угрозе террористического акта

1

Учебник ОБЖ,

Кодекс административных

правонарушений,

Лекция

15.09


Тема № 2. Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций - 2 часа

4.

Чрезвычайные ситуации природного характера, причины их возникновения и возможные последствия

Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях Ч С природного характера


1

библиотечка

журнала «ВЗ»,

журнал ОБЖ,

материалы МЧС, План ГО школы, Плакат «Эвакуация населения»

Изучение нового материала

22.09

5.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях ЧС .

1

Беседа

29.09

Тема № 3. Современный комплекс проблем безопасности социального характера -2 часа

6.

Военные угрозы национальной безопасности России. Характер современных войн и вооруженных конфликтов

1

Конституция РФ,

Федеральный закон

«О защите населения и

территорий ОГ ЧС» и др.

Изучение нового материала

6.10

7.

Международный терроризм - угроза национальной безопасности России. Виды террористических актов, их цели и способы осуществления

1

13.10

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций - 2 часа

Тема № 4. Нормативно-правовая база Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства - 2 часа

8.

Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности


1

Федеральный закон

«О защите населения и территорий ОГ ЧС» и др.

Теоретическое

20.10

9.

Единая государств. система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи

1

Теоретическое

27.10

Раздел 3. Основы здорового образа жизни- 4 час

Тема № 5 Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний - 1 час

10

Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика.

1

Учебник ОБЖ

стр.137-141

Теоретическое

10.11

Тема № 6 Здоровый образ жизни и его составляющие - 3 час

11

Здоровый образ жизни. Сохранение и укрепление здоровья - важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности


1

Учебник ОБЖ

стр.137-141

Теоретическое

17.11

12

Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека. Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека

1

Учебник ОБЖ

Теоретическое

24.11

13

Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек

1

Учебник ОБЖ

стр.159

1.12

Раздел № 4. Основы обороны государства - 15 час

Тема № 7 Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны - 7 часов

14

Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны. Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации.

1

Учебник ОБЖ

Теоретическое

8.12

15

Ядерное оружие

1

плакаты «Виды ядерных взрывов»,

«Очаг химического поражения», материалы из журнала ОБЖ

Теоретическое

15.12

16

Химическое оружие

1

22.12

17.

Бактериологическое оружие.

Современные обычные средства поражения

1

29.12

18

Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени

1

учебник ГО, ОЗК, Л-1, аптечки АИ-1,2

19.01

19

Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций военного и мирного времени

1

плакат «Защитные сооружения ГО»

26.01

20.

Средства индивидуальной защиты

1

Противогазы ГП-5, ГП-7

2.02

Тема № 8 Вооруженные Силы Российской Федерации - защитники нашего Отечества - 2 часа

21

История создания Вооруженных Сил Российской Федерации. Памяти поколений - дни воинской славы России


1


Учебник ОБЖ

стр.211

Изучение нового материала

22

Состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Руководство и управление Вооруженными Силами РФ.

1

Учебник ОБЖ

Лекция

Тема № 9 Виды Вооруженных Сил Российской Федерации и рода войск - 5 часов

23

Сухопутные войска, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника Сухопутных войск. Воздушно-десантные войска, их состав и предназначение

1

Учебник ОБЖ

стр.137-141

24.02

24

Военно-Воздушные Силы, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВВС

1

Учебник ОБЖ,

цветные плакаты

по ОБЖ.

Лекция

2.03

25

Военно-Морской флот, его состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВМФ

1

9.03

26

Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), их состав и предназначение.

1

16.03

27

Войска и воинские формирования, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации

1

6.04

Тема № 10 Боевые традиции Вооруженных Сил России - 1час

28

Патриотизм и верность воинскому долгу - качества защитника Отечества. Дружба и войсковое товарищество - основы боевой готовности частей и подразделений

1

Учебник ОБЖ

стр.248-276

Изучение нового материала

13.04

Раздел № 5 Основы военной службы

Тема № 11 Размещение и быт военнослужащих, проходящих военную службу по призыву - 1 час

29

Размещение военнослужащих. Распределение времени и повседневный порядок. Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих

1

Изучение нового материала

20.04

Тема № 12 Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда - 1 час

30

Суточный наряд. Обязанности дежурного, дневального по роте.

1

Устав внутренней службы

27.04

Тема № 13 Организация караульной службы - 1 час

31

Организация караульной службы. Общие положения. Часовой и его неприкосновенность. Обязанности часового

1

Устав гарнизонной и караульной службы

Комбинированный

4.05

Тема № 14 Строевая подготовка

32

Строи и управление ими. Элементы строя, строевые приемы

1

Строевой устав

11.05

Тема № 15 Огневая подготовка - 1 час

33

Назначение и боевые свойства автомата Калашникова

1

учебник ОБЖ, плакаты

18.05

34

Подведение итогов изучения курса ОБЖ за10 класс.

1

Итоговая контрольная работа


25.05

5. Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 10 классе

Ученик должен знать: потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности; правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях; соблюдение мер пожарной безопасности в быту и на природе; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности; основные поражающие факторы при авариях на химических и радиационных объектах; правила поведения населения при авариях; классификация АХОВ по характеру воздействия на человека; организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных объектах; предназначение, структуру и задачи РСЧС; предназначение, структуру и задачи гражданской обороны; основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; историю Вооруженных Сил Российской Федерации и Дни воинской славы России; состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации; основные виды воинской деятельности; общие обязанности солдата в бою; основные способы передвижения солдата в бою; государственные и военные символы Российской Федерации. средства массового поражения и их поражающие факторы;

Ученик должен уметь:

предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам; принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций; действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности; пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для: - обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; - оказания первой медицинской помощи пострадавшим; - выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни; - пользоваться индивидуальными средствами защиты; - выполнять элементы строевой и тактической подготовки; обращаться к старшим (начальнику), действовать при выполнении приказаний и отдании воинского приветствия, соблюдать воинскую вежливость. Правильно выполнять команды в строю и одиночные строевые приемы без оружия. Выполнять воинское приветствие. Пользоваться средствами индивидуальной защиты, изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания. Определять свое местонахождение, ориентироваться на местности без карты, Оказывать первую медицинскую помощь при травмах, ранениях, ожогах, тепловом и солнечном ударе, отморожении, утомлении, отравлении и т.д.

6. Нормы оценок по предмету.

Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос (собеседование) и периодически - письменный (самостоятельные работы или контрольное тестирование).

Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.

1. Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление),практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 - 100% от максимально возможного количества баллов.

2. Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 - 89% от максимально возможного количества баллов.

3. Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.

4. Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший менее 44% от максимально возможного количества баллов.

7. Перечень учебно - методического обеспечения программы и список литературы.

Основой программы послужила программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности», подготовленная авторским коллективом под редакцией А.Т. Смирнова, Москва «Просвещение» 2011 год.

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: школьный учебник для 10 класса «Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А.Т. Хренников Б.О. под редакцией Смирнова А.Т. Москва. Издательство «Просвещение», 2012 г.) и методическое пособие для учителя (Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. Поурочные разработки. М. Просвещение, 2010 г.).

Список литературы для учителя.

1.Основы безопасности жизнедеятельности: 10-й кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / А.Т. Смирнов и др.;.М.:Просвещение 2012.

2. Конституция Российской Федерации.

3. Федеральные законы: "Об обороне", "О гражданской обороне", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"// Собрание законодательства Российской Федерации: официальное издание. М., 1998 2006.

4. Баль Л.В. Педагогу о здоровом образе жизни / Л.В. Баль. М.: «Просвещение», 2005.

5. Дуров В.А. Русские награды /В.А. Дуров. М.: «Просвещение», 2003.

6. Военный энциклопедический словарь. М.: Военное издательство,1983.

7. Общевоинскне уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. - М.: Военное издательство, 1994.

Список литературы для учащихся.

Когда не один противостоишь злу...: пособия для учащихся. М.: Просвещение, 2010.Краткая медицинская энциклопедия. В 2 т. / главный ред. Академик РАМН В.И. Покровский.

Макеева А.Г. Все цвета, кроме черного: семейная профилактика наркотизма школьников: кн. для родителей / А.Г. Макеева. М.: Просвещение, 2005.

Основы безопасности жизнедеятельности: справочник / А.Т. Смирнов, Б.О.

Хренников, Р.А. Дурнев, Э.Н. Аюпов; под общ. ред. А.Т. Смирнова. М.:Просвещение, 2007.

Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения / Ю.Л. Воробьев, В.А. Тучков, Р.А. Дурнев; под общ. ред. Ю.Л. Воробьева. -М.: Деловой экспресс, 2006.

Петров С.В. Первая помощь в экстремальных ситуациях: практическое пособие / С.В. Петров, В.Г. Бубнов. -М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2000.Противодействие терроризму: учеб.-метод. Пособие / под общ. ред. Ю.С.Паткевича.

М.: Просвещение, 2008.

Сальникова И.В. «Свой?» _ «Чужой?» А стоит ли делить?: пособие для учащихся /И.В. Сальникова. М.: Просвещение, 2010.

Перечень WEB- сайтов для дополнительного образования по предмету.

Название сайта

Электронный адрес

Совет безопасности РФ

scrf.gov.ru

МЧС России

emercom.gov.ru

Министерство обороны РФ

mil.ru

Министерство образования и науки РФ

mon.gov.ru/

Федеральный российский общеобразовательный портал

school.edu.ru

Федеральный портал «Российское образование»

edu.ru

Портал компании «Кирилл и Мефодий»

km.ru

Образовательный портал «Учеба»

uroki.ru

Энциклопедия безопасности

opasno.net

Личная безопасность

personal-safety.redut-7.ru

Образовательные ресурсы Интернета-Безопасность жизнедеятельности

alleng.ru

«Мой компас» (безопасность ребёнка)

moikompas.ru/compas/bezopasnost_det

Информационно-методическое издание для преподавателей ОБЖ-МЧС России

school-obz.org/topics/bzd/bzd.html

Образовательные ресурсы Интернета - Безопасность жизнедеятельности

alleng.ru/edu/saf.htm

Безопасность. Образование. Человек. Информационный портал ОБЖ и БЖД: Всё о безопасности жизнедеятельности

bezopasnost.edu66.ru

Безопасность и выживание в экстремальных ситуациях

hardtime.ru



© 2010-2022