Разработка программы по дополнительному образованию НШБ - Зарница

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Отдел образования г. о. г. Шахунья


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Шахунская гимназия имени А.С.Пушкина»






Утверждено:

И.О. Директора МБОУ «Гимназия»

__________________


_______________ 2014г





Программа по дополнительному образованию

по направлению «Основы безопасности жизнедеятельности»

«Безопасное колесо. Зарница».























Составил : Учитель ОБЖ

Коновалов Андрей Александрович




Г.Шахунья

2014

Рабочая программа

по военно-прикладным видам спорта на 2015-2016 учебный год в МБОУ «Гимназия»

Руководитель объединения: преподаватель-организатор ОБЖ Коновалов А.А.

Введение

Кружки являются важной формой распространения военных, военно-технических знаний, повышения качества работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, подготовки их к военной службе, популяризации военно-прикладных и технических видов спорта и оздоровления учащихся.

К таким образовательно-оздоровительным направлениям можно отнести «Дружина юных пожарных», «Юный стрелок», «Военно-прикладная подготовка», «Юный спасатель». Направленность - военно-патриотическая.

Структурно программа состоит из четырех содержательных линий:

1.Военно-историческая подготовка

2.Прикладная физическая подготовка

3.Основы военного дела

4.Основы военно-технической и специальной подготовки.

Исходя из содержания , их можно объединить в военно-прикладные виды спорта.

Основные задачи :

1.Воспитание патриотизма и подготовка молодежи к военной службе.

2. Пропаганда героических традиций Русской армии.

3.Ориентация на выбор воинской специальности, рода войск, профессии офицера, силовых структур, спасателя, пожарного, социального работника.

4.Формирование качеств необходимых при действиях в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях.

Программа рассчитана на 105 часов в год, 3 часа в неделю реализуются в 6-10 классах (возраст 12-17лет) общеобразовательного учреждения.

Распределение времени программы объединения


п/п

Название

Количество часов

1 год

1.

«Дружина юных пожарных»

18 часов

3-часа в неделю

2.

«Юный стрелок»

18 часов

3-часа в неделю

3.


«Военно-прикладная подготовка»

39 часов

3-часа в неделю

4

«Юный спасатель»

30 часов

3-часа в неделю


"Дружина юных пожарных"


Пояснительная записка

Программа подготовки членов дружины юных пожарных.

Настоящая программа рассчитана на обучение членов дружины юных пожарных основам пожарного дела с целью привлечения их к массово-разъяснительной работе по предупреждению пожаров от детской шалости с огнем, пожарно-профилактической работе и оказанию помощи при тушении пожаров.

Члены дружины юных пожарных к учебным занятиям и работе в дружине привлекаются с учетом их возраста. На каждую тему занятий отводится не менее одного часа.

На практических занятиях и соревнованиях по пожарно-прикладному спорту руководитель должен обеспечить строгое соблюдение правил по технике безопасности.

В ходе занятий юные пожарные наряду с теоретическими занятиями должны приобрести практические навыки проверки жилых домов и школьных помещений, обнаружения противопожарных недочетов и устранения этих недочетов. Здесь же, в ходе проверки, надо рассказать о первичных средствах пожаротушения и, по возможности, показать на практике способы их применения во время пожара.

Направление состоит из двух разделов.

Первый раздел направлен на предупреждение, профилактику пожаров и ликвидацию пожаров.

Второй раздел направлен на оказание доврачебной помощи.

Всего 18 часов по 3 часа в неделю

Расчет учебных часов по разделам и темам


№ темы и занятия

Наименование тем и занятий

Краткое содержание занятий

Кол-во часов

Дата

проведения

Раздел 1. Огонь - друг и враг человека (12часов)

Тема 1.

Занятие 1.

Историческая справка о развитии пожарной охраны и добровольных пожарных организаций.

Советская пожарная охрана и ее задачи. Значение ленинского декрета от 17 апреля 1918 года "Об организации государственных мер борьбы с огнем". Предупреждение пожаров - основное направление деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций. Использование достижений науки и техники в деле предупреждения и тушения пожаров.

1час

Занятие 2.

Подвиги пожарных

в Гражданской и Великой Отечественной войнах, в годы мирного строительства. Герои огненного фронта, чей подвиг отмечен медалью "За отвагу на пожаре" и другими правительственными наградами.

1час

Практическое занятие -1 час

1 час

Тема 2.

Занятие 1.

Огонь - друг и враг человека

Что такое огонь.

Рассказать о том, какую пользу приносит огонь человеку и как человек научился управлять огнем.

1час

Занятие 2.

Способы прекращения горения веществ и материалов

Какой вред наносит огонь (когда он вырывается из повиновения) человеку. Последствия пожаров в жилых и других зданиях. Меры предосторожности в обращении с огнем. Обратить особое внимание на недопустимость игр детей с огнем, привести примеры тяжелых последствий пожаров, происшедших в результате детской шалости с огнем.

1час

Практическое занятие -1 час

1час

Тема 3.

Занятие 1.

Первичные средства тушения пожаров, знаки безопасности.

Пенные, порошковые, углекислотные огнетушители.

Область их применения. Внутренние пожарные краны, ящики с песком, бочки с водой, кошмы, щиты с набором пожарного инвентаря.

1 час

Занятие 2.

Нормы обеспечения первичными средствами пожаротушения зданий и помещений.

Места их установки, правила содержания и порядок применения на пожаре. Знаки безопасности.

Предупреждающие, предписывающие, запрещающие, указательные, примеры их применения и места их установки.

1 час

Практическое занятие -1 час

1час

Тема 4.

Занятие 1.

Что нужно делать при пожаре.

Правила поведения людей, которым угрожает опасность пожара, предотвращение паники, эвакуация, меры предосторожности от поражения электрическим током, получения ожогов, отравления дымом.

1 час

Занятие 2.

Действия юного пожарного при обнаружении пожара: порядок вызова пожарной помощи, встречи пожарных подразделений; выполнение поручений руководителя пожаротушения по эвакуации людей и имущества, охрана материальных ценностей, оказание первой помощи пострадавшим на пожаре.

1 час

Практическое занятие -1 час

1час

Раздел 2 . Оказание доврачебной помощи (6 часов)

Тема 5

Занятие 1.

Оказание доврачебной помощи пострадавшим.

Понятие о травмах. Вывихи и растяжения связок, закрытые и открытые травмы.

1 час

Занятие 2.

Кровотечение. Характеристика кровотечений, временная остановка кровотечений. Правила наложения повязок. Виды повязок, наложение повязок на различные места тела.

1 час

Практическое занятие -1 час

1час

Занятие 3.

Переломы костей. Виды переломов, первая медицинская помощь при переломах.

1 час

Занятие 4.

Термические поражения и обморожения. Виды ожогов, ПМП при ожогах.

1 час

Практическое занятие -1 час

1час

Итого: 18 часов



















"Юный стрелок"


Пояснительная записка.


На современном этапе развития страны мы сталкиваемся с рядом отрицательных явлений: обострение криминогенной ситуации; рост детской и подростковой преступности; наркомания; безразличие подрастающего поколения к судьбе своего государства; уклонение от военной службы и др.

"Юный стрелок" призвано отвлечь молодежь от этих отрицательных явлений, и включает в себя следующие основные задачи:

1. Совершенствование разностороннего физического развития детей и подростков для их последующей трудовой деятельности и готовности к службе в Вооруженных Силах России.

2. Привлечение молодежи к систематическим занятиям пулевой стрельбы.

3. Укрепление здоровья занимающихся, соблюдению ими требований личной и общественной гигиены, гигиены тренировки.

4. Воспитание патриотизма, уважение героическим традициям Русской армии.

Направление состоит из четырех разделов и рассчитано на 18 часов по 3 часа в неделю.

Наименование разделов.

1. Военно-историческая подготовка

2. Стрелковый спорт.

3. Основы военного дела.

4. Специальная подготовка.

Освоение программы заканчивается проведением соревнования по стрельбе из пневматической винтовки.







№ темы, занятия

Наименование тем и занятий

Кол-во часов

Дата проведения

Раздел I Военно-историческая подготовка (2 часа)

Тема 1.

Стрелковое оружие российской армии.

1 час

Занятие 1

Автомат Калашникова.

Тема 2.

Стрелковое оружие в годы Великой Отечественной войны.

1 час

Практическое занятие -1 час

1 час

Раздел II Стрелковый спорт. (2 часов)

Тема 1.

История стрелкового спорта, достижения советских и российских спортсменов.

1 час

Занятие 1

Олимпийские и чемпионы мира по стрельбе из стрелкового оружия

Тема 2.

Правила поведения в тире и меры безопасности в обращении с оружием.

1 час

Занятие 1

Правила безопасности при проведении стрельб.

Практическое занятие -1 час

1 час

Раздел III Основы военного дела. (2 часа)

Тема 1.

Явление выстрела, траектория полета пули.

1 час

Занятие 1

Явление выстрела. Начальная скорость пули.

Тема 2.

Приемы и способы стрельбы из стрелкового оружия.

1 час

Занятие 1

Способы стрельбы из пневматического оружия.

Практическое занятие -1 час

1 час

Раздел IV Специальная подготовка. (6 часов)

Тема 1.

Устройство и взаимодействие частей пневматической винтовки (1 час)

1 час

Занятие 1

Назначение, устройство и техническая характеристика пневматической винтовки.

Тема 2.

Техника выполнения выстрела. (1час)

Занятие 1

Прицеливание, спуск курка.

1 час

Производство стрельбы.

Практическое занятие -1 час

1 час

Тема 3.

Тренировка в изготовке к стрельбе. (2часа)

Занятие 1

Изготовка и стрельба лежа из винтовки

2 часа

Практическое занятие -1 час

1 час

Тема 4.

Тренировка в стрельбе с упора. (2 часа)

Занятие

Тренировка в однообразии прицеливания с упора.

2 часа

Практическое занятие -1 час

1 час

Итого: 18 часов









"Военно-прикладная подготовка"


Пояснительная записка

Основные задачи :

  • Приобщение детей и молодежи к героической истории Российского государства и подвигу народов в годы В.О.В. 1941-1945 годов.

  • Воспитание патриотизма, гражданственности детей и молодежи

  • Военно-профессиональная ориентация юношей на выбор профессии офицера

  • Укрепления здоровья на основе знаний смежных наук, формирование навыков здорового образа жизни

Направление рассчитано по объему на 39 часов по 3 часа в неделю для учащихся 6-10 классов

Структурно состоит из пяти разделов

  • Военно-историческая подготовка

  • Основы военной службы

  • Прикладная физическая подготовка

  • Основы военно-технической и специальной подготовки

  • Подготовка к участию военно-патриотической игре "Зарница"

Распределение программы по разделам, темам и занятиям

Общее время 26 часов.

№ темы, занятия

Наименование тем и занятий

Кол-во часов

Дата проведения

Раздел I Военно-историческая подготовка. (4 часа)

Тема 1

Занятие 1

История Малой Родины - родного края

1час

С чего начинается Родина?

Тема 2.

Занятие 1

Ратная история России, история Вооруженных сил.

1 час

Вооруженные Силы России.

Практическое занятие -1 час

1 час

Тема 3

Занятие 1

История жизни и деятельности воинов, военноначальников, полководцев, юных защитников Отечества, ученых и конструкторов

1 час

Полководцы и народные герои Великой Отечественной войны.

Тема 4.

Занятие 1

История военной символики и формы (мундира)

1 час

Воинские звания и знаки различия.

Практическое занятие -1 час

Раздел II. Основы военной службы. (14 часов)

Тема 1.

Правовая основа военной службы (2 часа)

Занятие 1

Воинская обязанность и военная служба граждан.

2 часа

Практическое занятие -1 час

Тема 2.

Огневая подготовка (4 часа)

Занятие 1

Общее устройство и принцип работы стрелкового оружия

1 час

Занятие 2

Приемы и правила стрельбы

1 час

Практическое занятие -1 час

Занятие 3

Стрелковая тренировка

2 часа

Практическое занятие -1 час

Тема 3.

Строевая подготовка. (4 часа)

Занятие 1

Строевой Устав Вооруженных Сил Р.Ф.

1 час

Занятие 2

Строевой шаг.

2 часа

Практическое занятие -1 час

Занятие 5

Развернутый строй отделения.

1 час

Практическое занятие -1 час

Раздел III. Прикладная физическая подготовка. (4часа)

Тема 1.

Передвижение по пересеченной местности в пешем порядке (кроссовый бег, марш-броски) (1 час)

2 часа

Занятие 1

Упражнения для развития общей выносливости

Практическое занятие -1 час

Тема 3.

Силовая подготовка. (2-часа)

Занятие 1

Упражнения для развития силы мышц.

2 часа

Практическое занятие -1 час

Раздел IV. Основы военно-технической и специальной подготовке. (5часов)

Тема 1.

Вооружение Российской армии. (2-часа)

1 час

Занятие 1

Ученые и конструкторы оружия Победы.

Тема 2.

Автомат Калашникова. (2-часа)

3 часа

Занятие 1

Разборка и сборка автомата Калашникова.

Практическое занятие -1 час

Тема 3.

Малокалиберная винтовка. (1час)

1 час

Занятие 1

Устройство и правила стрельбы из малокалиберной винтовки.

Практическое занятие -1 час

Раздел V. Подготовка к участию военно-патриотической игре "Зарница" (3 часа)

Тема 1

Подготовка к конкурсам и соревнованиям (3-часа)

Занятие 1

Подготовка к соревнованиям "Снайпер".

1 час

Практическое занятие -1 час

Занятие 2

Подготовка к туристическому многоборью.

1 час

Занятие 3

Подготовка к соревнованиям " Защита".

1 час

Практическое занятие -1 час

Итого: 39 часов










"Юный спасатель"

1. Общие положения.

Предназначена для обучения учащихся по направлению"Юный спасатель" . В ходе обучения должны изучить основные правовые документы в области защиты от чрезвычайных ситуаций и ведения аварийно-спасательных работ, приобрести опыт прохождения туристских маршрутов и навыки основ выживания в экстремальных условиях, изучить инструменты и приборы для ведения спасательных работ, средства защиты от поражающих факторов, способы оказания первой медицинской помощи, меры безопасности при ведении аварийно-спасательных работ, получить психологическую закалку.

Подготовка предполагает три основных направления:

теоретическое,

техническое,

физическое.

Теоретическая подготовка проводится по специально разработанным методическим материалам и пособиям и предполагает изучение законов, подзаконных актов и изучение основ аварийно-спасательных работ.

2. Организационно-методические указания.

Направление разработано для учащихся, желающих получить начальную подготовку по специальности "Аварийно-спасательное дело". Занятия проводятся один раз в неделю в течение 2часов.

В ходе обучения школьники должны научиться вести основам ведения аварийно-спасательных работ в зонах (районах) ЧС природного характера и оказывать помощь профессиональным спасателям при ведении аварийно-восстановительных работ при авариях и катастрофах техногенного характера, пользоваться средствами индивидуальной защиты, оказывать первую медицинскую помощь, иметь навыки выживания в экстремальных условиях.

По окончании подготовки должны знать:

функции спасательной службы и законодательную базу по ней;

специфику аварий, катастроф и стихийных бедствий региона, их поражающие факторы и последствия;

принципы организации и порядок ведения АСР при различных ЧС;

способы поиска, извлечения и транспортировки пострадавших в различных условиях;

приемы и средства оказания первой медицинской помощи;

особенности оказания первой медицинской помощи при переломах различной локализации;

основы передвижения по различной местности;

основы выживания в различных климатических и природных условиях;

свои индивидуально-психологические особенности;

методы и приемы управления собственным состоянием;

особенности психологического воздействия обстановки на людей при ЧС.

уметь:

ориентироваться в законодательной базе по аварийно-спасательному делу;

применять и эффективно использовать спасательную технику, приборы, оборудование, СИЗ и средства связи;

оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;

работать с компасом и картой, ориентироваться на местности в любое время суток при различных погодных условиях;

контролировать свое морально-психологическое состояние при ЧС;

применять приемы управления своим состоянием.

иметь представление:

о природных явлениях региона;

о процессе горения, пожаре и его развитии;

об особенностях тушения пожаров различных категорий на различных объектах;

об основах психологических знаний и особенностях поведения человека в ЧС.

Учебно-тематический план

№ темы, занятия

Наименование тем и занятий

Кол-во часов

Дата проведения

Тема 1

Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность аварийно-спасательных служб и формирований МЧС РФ (1 час)

1 час

Тема 2

Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (1 час)

1час

Практическое занятие -1 час

Тема 3

Техническое оснащение аварийно-спасательных формирований (1 час)

1час

Тема 4

Медицинская подготовка (6 часов)

Занятие 1

Характеристика различных видов кровотечений. Способы остановки кровотечений.

1 час

Практическое занятие -1 час

Занятие 2

Оказание первой помощи при ушибах, растяжениях и переломах

1 час

Занятие 3

Транспортировка пострадавшего в безопасное место

1 час

Практическое занятие -1 час

Занятие 4

Оказание первой помощи утопающему. Правила проведения сердечно-легочной реанимации

1 час

Занятие 5

Оказание первой помощи при термических ожогах

1 час

Практическое занятие -1 час

Занятие 6

Первая помощь при отравлении газами и средствами бытовой химии.

1 час

Тема 5

Физическая подготовка (6 часов)

Занятие 1

Передвижение по пересеченной местности в пешем порядке

2 часа

Практическое занятие -1 час

Занятие 2

Упражнения для развития общей выносливости.

2 часа

Практическое занятие -1 час

Занятие 3

Упражнения для развития силы мышц.

2 часа

Практическое занятие -1 час

Тема 6

Основы автономного существования в различных климатогеографических условиях. (3 часа)

Занятие 1

Ориентирование на местности.

1 час

Занятие 2

Картография.

1 час

Практическое занятие -1 час

Занятие 3

Правила безопасного поведения в природных условиях.

1 час

Тема 7

Гражданская оборона и ее задачи (2 часа)

Занятие 1

Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в ЧС военного и мирного времени

1 час

Практическое занятие -1 час

Занятие 2

Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени

1 час

Итого: 30 часов


Использованная литература:

1. Программа для кружков по изучению основ военного дела и овладению военно-техническими знаниями

Редактор ИА Рязанова. Издательство ДОСАФ СССР, Москва 1986.

2. Стрелковый спорт. Программа для спортивных секции коллективов физической культуры и спортивных клубов.

Москва "Физкультура и спорт" 1974 Автор Скопинцев ГВ.

3. Всероссийская газета для детей, педагогов, родителей "Добрая дорога детства" №4-6 2004 год.

4. Правила дорожного движения

5. Методические рекомендации по работе с дружинами юных пожарных

Издательство: типография им. 50 лет Октября г. Владимир 1985 год

6. Положение о юношеских добровольных пожарных дружинах (ЮДПД) СССР

7. Сборник основных нормативных и правовых актов и формализованных документов по вопросам ГО и ЧС для общеобразовательных учреждений Р.Т.

Часть 2 (2002 год) Министерство образования РТ Редакционно-издательский центр "Школа"

8. Положение о республиканском финале военно-патриотической игре "Зарница - 2004"

9. Положение о Всероссийской спартакиаде школьников по военно-прикладным видам спорта.

10. Настольная книга учителя ОБЖ Составитель БИ Мишин Издательства "Астрель"

11. Методические рекомендации по работе с дружинами юных пожарных

Издательство: типография им. 50 лет Октября г. Владимир 1985 год

12. Положение о юношеских добровольных пожарных дружинах (ЮДПД) СССР

13. Сборник основных нормативных и правовых актов и формализованных документов по вопросам ГО и ЧС для общеобразовательных учреждений Р.Т.

Часть 2 (2002 год) Министерство образования РТ ,Редакционно-издательский центр "Школа".

© 2010-2022