- Преподавателю
- ОБЖ
- Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Порядина С.В. |
Дата | 21.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Государственное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
«Прокопьевский транспортный техникум»
Методические рекомендации по
Выполнениювнеаудиторной
самостоятельной работы студентов
дисциплина безопасность жизнедеятельности
Прокопьевск
2013
Содержание
Пояснительная записка
-
Требования к оценке результатов выполнения внеаудиторной самостоятельной работы
-
Требования к выполнению отдельных видов самостоятельной работы
-
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
-
Перечень видов самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины
Источники
Пояснительная записка
В современном производстве востребованы специалисты, обладающие профессиональной грамотностью, умением адаптироваться к современным условиям трудовой деятельности. Этого можно добиться только через повышение активности студентов в учебном процессе и развитие умения самостоятельно овладевать знаниями.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов - это планируемая учебная, учебно-исследовательская работа обучающихся, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве и консультативной помощи преподавателя, но без его непосредственного участия.
В данных методических рекомендациях представлены следующие формы внеаудиторной самостоятельной работы, которые определяются содержанием междисциплинарного курса.
Выполнение заданий в тетрадях для самостоятельной работы заполнение таблицы, составление кроссворда, составление индивидуального режима труда.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
- применять первичные средства пожаротушения;
- ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
-владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
- оказывать первую помощь пострадавшим;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
- основы военной службы и обороны государства;
- задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
- способы защиты населения от оружия массового поражения;
- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
- организацию и порядок призыва граждан на военную службы и поступления на нее в добровольном порядке;
- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям НПО;
- область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
- порядок и правила оказания первой помощи.
1. Требования к оценке результатов выполнения внеаудиторной самостоятельной работы
Требования к результатам:
-
освоение необходимого уровня учебного материала, указанного в рабочей программедисциплины;
-
овладение опытом творческой, исследовательской деятельности при подготовке работ (сообщений, докладов, рефератов и т.д.);
-
умение применять теоретические знания на практике;
-
умение использовать нормативную, справочную и специальную литературу, интернет -ресурсы;
-
выполнение заданий в указанной форме и в установленные сроки;
-
оформление материала в соответствии с предъявляемыми требованиями.
2. Требования к выполнению отдельных видов самостоятельной работы
Рефера́т(нем. Referat, от лат. refere - докладывать, сообщать) - письменный доклад или выступление по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. Рефераты могут являться изложением содержания научной работы, художественной книги и т. п.
Различают два вида рефератов: продуктивные и репродуктивные. Репродуктивный реферат воспроизводит содержание первичного текста. Продуктивный содержит творческое или критическое осмысление реферируемого источника.
Репродуктивные рефераты можно разделить еще на два вида: реферат-конспект и реферат-резюме. Реферат-конспект содержит фактическую информацию в обобщённом виде, иллюстрированный материал, различные сведения о методах исследования, результатах исследования и возможностях их применения. Реферат-резюме содержит только основные положения данной темы.
В продуктивных рефератах выделяют реферат-доклад и реферат-обзор. Реферат-обзор составляется на основе нескольких источников и сопоставляет различные точки зрения по данному вопросу. В реферате-докладе, наряду с анализом информации первоисточника, есть объективная оценка проблемы; этот реферат имеет развёрнутый характер.
Реферат имеет определенную композицию:
Вступление. Во вступлении обосновывается выбор темы, могут быть даны исходные данные реферируемого текста, сообщены сведения об авторе раскрывается проблематика выбранной темы.
Основная часть. Содержание реферируемого текста, приводятся и аргументируются основные тезисы.
Вывод. Делается общий вывод по проблеме, заявленной в реферате.
Пример оформления титульного листа представлен в Приложении А.
Тест (от англ. test - «испытание») - проверка на пригодность к выполнению каких-либо функций. Тест - это инструмент, предназначенный для измерения обученности учащегося, состоящий из системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения, обработки и анализа результатов.
Виды тестов:
Кроссворд - игра, состоящая в разгадывании слов по определениям.
К каждому слову даётся текстовое определение, в описательной или вопросительной форме указывающее некое слово, являющееся ответом. Ответ вписывается в сетку кроссворда и, благодаря пересечениям с другими словами, облегчает нахождение ответов на другие определения.
Загаданные слова представлены в кроссворде в виде цепочки ячеек, в каждую из которых по порядку вписываются буквы ответа - по одной в каждую ячейку. В классическом кроссворде ячейки имеют вид квадратных клеток, собранных в прямую линию.
Слова «пересекаются» друг с другом, образуя сетку кроссворда. Сетка должна быть связной, без изолированных участков, «оторванных» от остальной сетки. Классическая сетка кроссворда состоит из слов, написанных по вертикали (сверху вниз) и горизонтали (слева направо). Любое слово должно быть пересечено как минимум дважды.
Для привязки ответов к определениям в кроссворде последовательно нумеруются ячейки, содержащие первые буквы ответов. Нумерация идет по правилам чтения: слева направо и сверху вниз. Слова, идущие из одной клетки в разных направлениях, нумеруются одной цифрой. В списке определений уточняется направление каждого слова (чаще всего определения сгруппированы по направлениям). Для удачного кроссворда представлены следующие рекомендации:
1. Оптимальное количество слов в кроссворде - 10-20.
2. Приступая к созданию кроссворда, прежде всего решите, какого он будет характера: общего, для которого можно подбирать самые разнообразные слова, или строго тематический. При создании кроссвордов общего типа лучше сначала придумать хороший рисунок, а затем подобрать к нему слова. При составлении же кроссвордов по тематическому признаку лучше сделать наоборот - сначала подобрать слова, а затем, исходя из них, придумать рисунок. Это вот по какой причине. Скажем, вы сделали рисунок тематического кроссворда, в котором должны быть использованы, к примеру, слова, состоящие из трех, пяти, восьми букв. А когда начали подбирать слова, то оказалось, что на данную тему больше слов четырех-, семи-, девятибуквенных, из которых и надо придумать фигуру кроссворда.
3. Правильным считается тот рисунок того кроссворда, у которого все четыре стороны симметричны, каждое слово имеет, как минимум, два пересечения (а вообще чем больше, тем лучше), кроссворд не распадается на части, не связанные между собой. Очень интересны и сложны по составлению «сплошные» кроссворды, в которых все буквы слов пересекаются с другими. Хотя разгадывать их иногда легче - стоит только вписать все слова по горизонтали, как автоматически получится ответ и по вертикали. Кривые и некрасивые кроссворды получаются тогда, когда составитель берет слова и начинает нанизывать их друг на друга. Для плотности кроссвордной фигуры есть определенная мерка: отношение количества пересеченных клеток к общему количеству клеток в фигуре. Обычно это соотношение колеблется в пределах от 1:3 до 1:5. Если плотность фигуры ниже соотношения 1:5 (то есть пересекаемых клеток меньше одной пятой части всех клеток в фигуре), то для кроссворда это уже серьезный недостаток. Значит, нерасчетливо, неэкономно использованы возможности клеточной фигуры - она осталась недоразвитой.
4. При оформлении текста задания кроссворда для единообразия желательно начинать со слов по горизонтали, как мы и пишем обычно, хотя для разгадывания это никакого значения не имеет.
5.В кроссвордах допустимы к употреблению только имена существительные единственного числа в именительном падеже, а также те, которые имеют лишь множественное число: ворота, сумерки, кроссовки и т. д. Никакие эмоционально окрашенные слова: уменьшительные, ласкательные, пренебрежительные и прочие в кроссвордах неупотребимы. Не включаются в кроссворды и названия, состоящие из двух и более слов (заправочная станция, роторный насос), а также слова, пишущиеся через дефис (индикатор- ограничитель).
6. Клетки кроссворда, куда должны вписываться первые буквы слов, последовательно нумеруются. Некоторые слова по горизонтали и вертикали могут идти под одним номером, если они образуют прямой угол, то есть начинаются с общей буквы.
7. Значения слов необходимо даватьтолько по словарям. В кроссвордах нетематических, как правило, определения слов даются общие, в тематических - более детальнее, поскольку общий признак в них может быть присущ значениям нескольких слов, а значит, различить эти слова можно только по характерным деталям. В общих кроссвордах следует избегать обилия однотипных слов.
Компьютерные презентации- разнообразные публичные выступления часто требуют использования демонстрационного материала.
Презентация это набор материала (текст и картинки), которые обладают выраженной яркостью и используются в качестве презентационного или же информационного материала. Презентацию принято также называть слайд-фильмом. Презентации бывают разного рода, на этот раз рассмотрим только вариант презентации компьютерного типа. Обычно для компьютерной презентации используется мультимедийный проектор, отражающий содержимое экрана компьютера на большом экране, вывешенном в аудитории. Презентация представляет собой совмещение видеоряда - последовательности кадров со звукорядом - последовательностью звукового сопровождения. Презентация тем эффективнее, чем в большей мере в ней используются возможности мультимедиа технологий.
Презентация представляет собой последовательность слайдов. Отдельный слайд может содержать текст, рисунки, фотографии, анимацию, видео и звук. В основном учебные презентации создают в программе PowerPoint.
Правила создания удачной компьютерной презентации:
-
Определите цель презентации и придерживайтесь ее в создание.
-
Все образы должны быть яркими и понятными.
-
Должна присутствовать динамичность.
-
Материал должен быть интересным и кратким.
-
Текст должен быть дополнен картинками, звуком и т.д., чтобы сделать презентацию более интересной и эффективной.
-
Информация должна быть адаптирована для презентации.
-
Выберите оптимальный размер презентации, так чтобы она не была ни сильно долгой и не сильно короткой.
-
Только самую важную информацию с соблюдением последовательности и т.д.
Основные плюсы презентации заключаются в том, что небольшое количество материала способно передать большой объем информации быстро и эффективно.
Рекомендации по созданию презентации:
-
Первый слайд:
Тема информационного сообщения (или иного вида задания):
Подготовил: Ф.И.О. обучающегося, курс, группа, специальность
Руководитель: Ф.И.О. преподавателя
-
Второй слайд
План:
1. ______________________________.
2. ______________________________.
3. ______________________________.
-
Третий и последующие слайды
Лаконично раскрывает содержание информации, можно
включать рисунки, автофигуры, графики, диаграммы
и другие способы наглядного отображения информации
-
Последний слайд
Список источников для создания презентации
3.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем
часов
Максимальная учебная нагрузка
57
Обязательная аудиторная учебная нагрузка
32
в том числе:
практические занятия
9
Самостоятельная работа обучающегося
25
в том числе:
- выполнение заданий в тетрадях для самостоятельной работы (заполнение таблицы, составление кроссворда, составление индивидуального режима труда и т.д.);
10
- подготовка и написание рефератов на заданные темы;
15
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
3.Перечень видов самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины безопасность жизнедеятельности
Тема
Вид самостоятельной работы
Кол-во
часов
Тема 2.1.
ЧС мирного времени.
составление кроссворда по теме: «ЧС мирного времени»
2
Тема 2.2.
ЧС военного времени.
подготовка и написание рефератов по теме (на выбор): «Ядерное оружие», «Химическое оружие», «Биологическое оружие».
6
заполнение таблицы «Виды оружия и его характеристика»
1
Тема 2.4.
Основы военной службы.
создание презентаций по темам (на выбор): «Военная служба - особый вид федеральной государственной службы», «Организация воинского учета», «Особенности воинской службы»
2
Тема 3.1. Первая медицинская помощь в ЧС.
подготовка и написание рефератов по темам (на выбор): «Помощь при кровотечении», «Помощь при ожогах», «Помощь при отморожениях».
7
отработка правил оказания первой медицинской помощи в домашних условиях.
2
Тема 3.2.
Обеспечение здорового образа жизни.
подготовка и написание рефератов по темам (на выбор): «Здоровый образ жизни», «Вредные привычки».
5
Всего:
25
Источники
Основные источники:
1. Косолапова, Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности. [Текст]: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко.- 5-е изд., стер.- М.: Академия, 2012. - 320 с.
2. Латчук, В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 кл. [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений / В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.П. Миронов, С.Н. Вангородский. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 288 с.: ил.
3. Латчук, В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 кл. [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений / В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.П. Миронов, С.Н. Вангородский. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 280 с.: ил.
Дополнительные источники:
1. Латчук, В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 кл. [Текст]: методическое пособие / В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.П. Миронов, С.Н. Вангородский. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, ДИК, 2008. - 160 с.: ил.
2. Латчук, В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 кл. [Текст]: учебно-методическое пособие / В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.П. Миронов, С.Н. Вангородский. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, ДИК, 2008. - 128 с.: ил.
3. ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст]: ежемесячный научно-методический и информационный журнал // ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности. - М.: Русский журнал, 2013-2014.
Интернет-ресурсы:
1. Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ. [Электронный ресурс]: учебные фильмы, плакаты . - Режим доступа: http :// bez.econavt.ru. - Загл. с экрана.
2. Новости - ОБЖ - Основы безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http :// obzh.ru . - Загл. с экрана.
3. ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности, гражданская оборона. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http :// 0bj.ru. - Загл. с экрана.
4. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" [Электронный ресурс]: [(с изменениями и дополнениями)]. - Режим доступа: [Консультант плюс]. - Загл. с экрана.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Образец оформления титульного листа для реферата
Департамент образования и науки Кемеровской области
Государственное образовательное учреждение
начального профессионального образования
«Профессиональное училище №12»
080203.01 Оператор диспетчерской службы.
(шифр, наименование профессии)
Р Е Ф Е Р А Т
по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
Тема: __________________________________________________________________
Реферат подготовил
студент группы:
________________
Проверил:
________________
г. Прокопьевск, 2013 г.
Список тем для реферирования
по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
№
п\п
Наименование темы
1
Космические опасности: мифы и реальность
2
Оповещение и информирование населения об опасности
3
Инженерная защита в системе обеспечения безопасности
4
Первая помощь при острой сердечной недостаточности и инфаркте
5
Первая помощь при ДТП
6
Характеристика различных видов кровотечений и их причин
7
Двигательная активность и закаливание организма как составляющие здорового образа жизни
8
Компьютерные игры и их влияние на организм человека
Список тем для презентаций
по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
№
п\п
Наименование темы
1
Военная служба - особый вид федеральной государственной службы
2
Организация воинского учета
3
Особенности воинской службы
Список тем для составления кроссворда и таблицы
по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
№
п\п
Наименование темы
1
ЧС мирного времени
2
Виды оружия и его характеристика
3
4
5