• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Программа по ОБЖ Я становлюсь самостоятельным (Начальная школа XXI века, 1 класс)

Программа по ОБЖ Я становлюсь самостоятельным (Начальная школа XXI века, 1 класс)

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа факультативного курса по ОБЖ

«Я становлюсь самостоятельным»

(Программа «Школа XXI века»)

Пояснительная записка.

Мир, в котором мы живем, полон опасностей. Они подстерегают человека в быту, на отдыхе. Человечество накопило богатый опыт выхода из опасных ситуаций. Если мы усвоили его, то, попав в любую ситуацию, опасную для жизни, сумели подавить в себе страх, и будем действовать так, как того требуют обстоятельства. Знание определенных правил помогает нам и том случае, если ситуация не знакомая, так как в своей памяти мы всегда отыщем аналогичную ситуацию, проанализировав ее, сможем определить верные способы своего поведения.

Курс "Основы безопасности жизнедеятельности" призван помочь:

  • распознавать и оценивать опасности среды обитания человека;

  • определить способы защиты от них;

  • приобретать навыки в ликвидации последствий экстремальных ситуаций;

  • оказание помощи и взаимопомощи в случае их необходимости.

Курс ОБЖ нацелен на формирование специальных знаний и навыков, ряда физических и психологических качеств личности, необходимых для ускоренного приспособления к условиям среды обитания, а также внутренней готовности к любым видам деятельности с исключением нежелательных последствий.

ЦЕЛЬ: Обеспечение здорового образа жизни, сохранение здоровья. Обеспечение личной безопасности младшего школьника.

ЗАДАЧИ:

  • Освоение знаний о здоровом образе жизни;

  • Правила безопасного поведения на улицах и дорогах, правила дорожного движения;

  • Пожар. Возможные причины возникновения пожара. Меры пожарной безопасности. Правила поведения на пожаре. Использование средств пожаротушения.

  • Опасные ситуации и правила поведения на воде.

  • Основные правила пользования бытовыми приборами, средствами бытовой химии.

  • Опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого скопления людей.

  • Меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта. Поведение при похищении или захвата в качестве заложника.

Изучение ОБЖ на первой ступени развития должно проводиться обязательно. В этом возрасте закладывается база всех знаний. В обязательном тематическом планировании нет отдельного предмета ОБЖ. Предмет изучается интегрировано внутри предмета "Окружающий мир". В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы ОБЖ. На него отводится мало времени, и изучить основную базу курса ОБЖ удается не целиком. Следовательно, для того чтобы получить эти знания необходимо ввести курс дополнительно, во внеурочное время на что и рассчитана программа кружка по ОБЖ «Шаг за шагом».

Курс рассчитан на 30 часов, которые проводятся в течение всего учебного года 1 раз в неделю продолжительностью 30 минут.

Формы организации учебного процесса: индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные; практикумы.

Формы контроля ЗУН:

  • беседа;

  • фронтальный опрос;

  • индивидуальный опрос;

  • практикум;

  • тестирование.

Предполагаемые результаты обучения

Личностными результатами обучения являются:

• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Метапредметными результатами обучения являются:

• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;

• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметными результатами обучения являются:

1. В познавательной сфере:

• знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

• умения применять полученные теоретические знания на практике - принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.

3. В коммуникативной сфере:

• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.


В результате освоения программы воспитанники будут

иметь представления:

  • о несовпадении приятной внешности и добрых намерений человека;

  • об опасных ситуациях при контакте с незнакомыми людьми;

  • о нормах поведения при общении с другими дети, в том числе подростками;

  • о нормах поведения в экстремальных ситуациях в быту;

  • о нормах поведения в случае, если ребенок потерялся на улице;

  • о правилах безопасного поведения на улице;

  • о местах на улице, где позволительно играть;

  • о правилах обращения с предметами, несущими в себе опасность;

  • о ценности здоровой пищи;

  • о роли лекарств и витаминов;

  • о пользе овощей и фруктов;

  • о значении крови для живых существ;

  • о способах решения конфликтов и ссор между детьми;

  • о допущении здоровой дозы страха в реально опасных ситуациях.

  • о необходимости следить за своей внешностью.

знать:

  • домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада;

  • телефоны милиции, скорой помощи, пожарной части;

  • правила пользования телефоном;

  • правила поведения в ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого;

  • строение человеческого тела и его внутреннее строение;

  • правила уличного движения, перехода улицы в указанных местах, в соответствии со световыми сигналами;

  • дорожные знаки для водителей и пешеходов;

  • разные виды транспорта;

  • разные способы проявления заботы о здоровье окружающих.

  • какие действия вредят природе, а какие способствуют ее восстановлению.

  • какие опасности встречаются в природе.

уметь:

  • применять усвоенные знания и способы деятельности для решения проблемных ситуаций;

  • планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;

  • соблюдать правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах;

  • различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный);

  • ориентироваться в окружающем пространстве, обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями;

  • устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов, бережно относиться к природе;

  • бережно относиться к своему здоровью.

Содержание изучаемого курса


Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях

Общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации.

Защита человека в чрезвычайных ситуациях.

Улица полна неожиданностей

Наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дорог. Движение пешеходов.

Дорожные знаки. Сигналы светофора и регулировщика. Виды перекрёстков. Движение группами. Особенности движения по мокрой и скользкой дороге.

Мы - пассажиры, обязанности пассажира. Правила поведения в транспорте.

Безопасность в помещении

Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома. Их профилактика.

Как вести себя, когда ты дома один.

Электричество и газ как источники возможной опасности.

Лекарства и средства бытовой химии как источники опасности.

«Опасная высота» - опасности, возникающие при нарушении правил поведения в жилище, на балконах и лестничных клетках.

Причина возникновения пожаров в доме. Дым и его опасность. Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме.




Календарно-тематический план


п/п

Названия темы

занятия

Цель

Кол-во

час.

Дата проведения


По плану

Факт


1

Что такое безопасность.

Знакомимся с Колей и Олей.

  • ознакомить с понятиями «опасность», «безопасность»;

  • учить предвидеть опасность, находить опасные предметы в доме, в лесу;

  • учить правила безопасного поведения;

  • закреплять понятия «опасность», «безопасность»;

1

05.10


2-3

Как обращаться с электроприборами

  • учить предвидеть опасности дома, видеть опасности со стороны самых обычных вещей и соблюдать осторожность при обращении с ними.

  • ознакомить с основными правилами пожарной безопасности.

  • разобрать ситуации, в которых пожар произошёл по вине детей;

  • повторить правила пожарной безопасности;

  • изучить правила действия при пожаре.

  • знакомство с правилами поведения при возникновении пожара в доме, в транспорте, в школе.

2

12.10

19.10


4

Если произошла утечка газа…

1

02.11


5-7

Если случился пожар

3

09.11

16.11

23.11


8-9

Если нужно оказать первую помощь

  • изучить домашнюю аптечку и правила хранения лекарственных препаратов, обращение с ними.

  • познакомиться с основными правилами оказания первой помощи

2

30.11

07.12


10

Телефонное хулиганство

  • ответить на вопрос «почему нельзя без надобности вызывать службы скорой помощи?»

  • познакомиться с понятием «телефонный терроризм»

1

14.12


11

Если звонят в дверь

  • обсудить ситуацию «один дома», выделить основные правила.

1

21.12


12

Если лифт остановился

  • повторить правила поведения в лифте

1

28.12


13

Если ты не знаешь дорогу домой

  • обсудить ситуацию «если ты оказался в незнакомом районе»

1

18.01


14

Как вести себя в общественном транспорте.

Правила поведения.

  • ознакомить с правилами поведения в общественном транспорте и с правилами пользования общественным транспортом.

1

25.01


15

Беседы с посторонними

  • как вести себя с посторонними людьми

1

01.02


16-18

На проезжей части

  • повторить правила дорожного движения;

проанализировать случаи, произошедшие с детьми.

  • Повторить основные дорожные знаки

3

08.02

15.02

29.02


19

Игра «Угадай, какой знак»

  • закрепить знания о дорожных знаках;

  • научить практически использовать полученные знания.

1

07.03


20-21

Виды перекрёстков

  • ознакомить с разными видами перекрёстков;

  • повторить правила дорожного движения;

  • обобщить знания по теме: «Перекрёсток».

2

14.03

21.03


22

Как правильно переходить дорогу

  • ознакомить с элементами улицы и правилами перехода дороги

1

04.04


23

Где можно и где нельзя играть.

  • понять, что игры на проезжей части опасны;

  • определить наиболее безопасные места для игр.

1

11.04


24

Практическое занятие «Улицы посёлка».

  • ознакомить с улицами посёлка;

  • определить улицы с односторонним и двусторонним движением.

1

18.04


25

Наиболее безопасный путь в школу и из школы.

  • обобщить изученные знания;

  • определить безопасный путь в школу.

1

25.04


26

Знакомство с транспортом посёлка.

  • ознакомить с разными видами общественного транспорта и знаками, обозначающими остановку транспорта.

1

09.05


27

Игра «красный, жёлтый, зелёный» (обобщающий урок по теме: «Улица полна неожиданностей»)

  • обобщить знания по правилам дорожного движения.

1

16.05


28

Викторина «Коля и Оля в мире сказок»

  • на примере сказочных героев повторить правила безопасности

1

23.05


Ресурсное обеспечение рабочей программы.

1. Сборник нормативных документов. Основы безопасности жизнедеятельности./Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2004. - 48с.

2. Клюева Т.Н. Я становлюсь самостоятельным: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений - М.: Вентана - Граф, 2011. - 64 с.: ил.


© 2010-2022