Дополнительная рабочая программа ЮИД

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей№1 г. Усмани Липецкой области

им. Героя Советского Союза Б.А.Котова

ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО

педагогическим советом приказом лицея от 30.10.2014 г. № 166

протокол от 28.10. 2014г. № 18 Директор лицея Э.В. Елфимова








«Юный инспектор движения»

дополнительная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности



для детей 9-14 лет

Срок реализации программы: январь - май 2015 год




Составил:

Кувалдин А. Г.,

преподаватель - организатор ОБЖ




Усмань

2014

Пояснительная записка


Основная цель программы: охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и законных интересов путем предупреждения до­рожно-транспортных происшествий, подготовка убежденно-орга­низованных юных инспекторов движения к агитационной, пропа­гандистской, информационной деятельности безопасного дорож­ного движения, ориентация на выбор будущей профессии.

Задачи:

- Организация, координация, управление деятельностью го­родского детского объединения, отрядов ЮИД общеобразователь­ных учреждений.

- Изучение сложившейся системы пропаганды в области безопасного дорожного движения.

- Поиск новых агитационных форм агитации и пропаганды ПДД

- Сотрудничество со службами ГАИ-ГИБДД в практическое
деятельности.

- Профориентация на профессии водителя, работника авто­
транспортного предприятия, сотрудника ГИБДД и др.

- Организация поисковой, учебно-исследовательской деятельности.

- Воспитание убежденного образцового участника дорожного
движения, активного агитатора и пропагандиста ПДД.

- Развитие значимых для данной деятельности личностных
качеств:

1) самостоятельности в принятии правильных решений;

2) убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения Правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;

3) внимательности и вежливости во взаимоотношениях участ­ников дорожного движения;

4) здорового образ жизни и навыка самостоятельного физичес­кого совершенства.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.

- Закона РФ от 29.12.2012 №273 - ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказа Минобрнауки России от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 №30468);

- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. №189 г. Москва «Об утверждении СанПиН2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных общеразвивающих программ муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицея №1 города Усмани Липецкой области;

- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов дополнительных общеразвивающих программ муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицея №1 города Усмани Липецкой области.

Данная программа носит социально-педагогическую направленность: создаются условия для социальной практики ребенка в сфере дорожного движения, накопления нравственного и практического опыта.

В программе делается акцент на особенности работы детского объединения юных инспекторов движения, направленные на формирование грамотного участника и убежденного пропагандиста правил дорожного движения, способствующие формированию внутренней мотивации у ребенка осознанной необходимости безопасного поведения на дороге.

Направления реализации программы:

Образовательное - расширение знаний участников смены о Правилах дорожного движения, выработка прочных навыков и способов безопасного поведения на дороге.

Воспитательное - формирование активной жизненной позиции в обеспечении собственной безопасности на дороге, правосознания, улучшение поведенческой культуры и стереотипов законопослушного поведения посредством убеждения в этом других.

Общественное - организация совместной деятельности по развитию у детей навыков общения с различными категориями участников дорожного движения, формирование у них позитивного отношения к проблемам безопасности дорожного движения, накопление опыта сотрудничества при подготовке совместных мероприятий и вовлечение участников смены в работу по пропаганде безопасности дорожного движения.

Необходимость данной программы для обучающихся лицея

Программа составлена на основании образовательной программы «Школа светофорных наук» (автор Лабенский В.Н.) и рассчитана на 70 часов в год.

В соответствии с учебным планом образовательного учреждения дополнительного образования детей отведено 2 часа в неделю, поэтому возникла необходимость модификации программы по работе с отрядом ЮИД.

Современное общество трудно представить без автомобильного транспорта. Транспортные перевозки поддерживают высокий уровень экономической, социальной и культурной жизни страны. Заполнив дорогу машинами, человек, тем самым, ограничил свою свободу действий на улицах, проезжая часть стала опасным участком движения. Автомобиль стал не только необходимым средством передвижения, но и одновременно источником угрозы нашей жизни.

Знания и соблюдение правил дорожного движения является одной из важнейших составляющих частей поведения человека и, соответственно, составляющей общего культурного уровня развития личности. Воспитанный, культурный человек не станет подвергать опасности свою жизнь, жизнь других участников движения. Задача обучения основам правил дорожного движения, навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах будет оставаться актуальной.

Объединения юных инспекторов движения в образовательном учреждении, при­званы вести активную работу по профилактике детского дорожно-транспортного трав­матизма.

Актуальность программы

Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми. Ребенок - это живой «материал», на основе которого можно сформировать новый тип участника дорожного движения, в основе которого лежит дисциплина и ответственность. Поэтому программа обучения учащихся правилам дорожного движения и профилактики дорожно - транспортных происшествий работа на перспективу. Чем раньше мы научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.

Данная программа - это действительно нетрадиционный подход в обучении школьников правилам дорожного движения. Программа предусматривает систематическую работу в трех направлениях: знакомство с историей ПДД, развитие практических навыков и применение их в реальной жизни.

Возраст детей: предполагаемая программа предназначена для детей 9-14 лет, с учетом возрастных возможностей восприятия и усвоения теоретического материала и практических занятий.

Сроки реализации: программа рассчитана на январь-май 2015 год.

Информация о количестве учебных часов, на которые рассчитана дополнительная программа ( в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком) Согласно действующему в лицее учебному плану и с учетом направленности классов в течение учебного года предусмотрено проведение 35учебных занятий (2 часа в неделю) в 4-7 классе. Для реализации программы в полном объеме, возможна корректировка учебной программы в течение года на усмотрение преподавателя в связи с освоением учащимися пройденных тем.

Формы организации рабочего процесса В данной программе делается акцент на особенности воспитательной работы в связи с совершенствованием профилактической работы, поиском новых форм и методов обучения правилам дорожного движения, на формирование грамотного участника и убежденного пропагандиста правил дорожного движения. Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Технологии обучения Предлагается активное использование практической деятельности с целью создания конкурентно способных работ для участия в различных конкурсах разного уровня. На учебных занятиях предполагается использование деятельностного подхода.

Основные методы, используемые при реализации программы:
в обучении - практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод;
в воспитании - (по Г. И. Щукиной) - методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности. В программе реализуются теоретические и практические блоки агитации и пропаганды, что позволяет наиболее полно охватить и реализовать потребности обучающихся, дать необходимую информацию и создать условия для творческого самовыражения личности и профессионального самоопределения. Предусматриваются практические работы, конкурсно - соревновательные мероприятия, самостоятельная подготовка и проведение агитационно-пропагандистских мероприятий для школьников, творческих проектов. Основные формы деятельности по данной программе: обучение, профессионально-ориентированные игры, соревнования, практическая работа по проведению пропаганды и агитации.

Формы, методы и средства реализации программы.

  1. Формы:

  • индивидуальная, групповая;

  • маршрут «школа - дом»;

  • работа с картой-схемой микрорайона;

  • рисунок - о правилах дорожного движения;

  • экскурсии;

  • конкурсы, викторины для обучающихся начальных классов;

  • работа с родителями.

2. Методы:

  • словесные (рассказ, беседа, объяснение, дискуссия, работа с книгой);

  • наглядные (метод иллюстраций, метод демонстраций);

  • практические (упражнения, практические работы);

  • репродуктивный;

  • частично-поисковый.

3. Средства:

  • учебные видеофильмы фильмы;

  • компьютерные программы;

  • печатные пособия;

  • объемные пособия.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ



ТЕМА 1.

Введение в образовательную программу.

ТЕОРИЯ.
История детского отряда юных инспекторов движения; цели и задачи ЮИД; и ГАИ-ГИБДД - надежные друзья. Знакомство с положением об отрядах ЮИД, программой «Дети - Дорога - Жизнь». Решение организационных вопросов (структура отряда, выборы командира, его заместителя, связного, пропагандистов, редакторов стенной газеты, агитационного листка, оформителя дневника отряда. Выбор названия, девиза, речевки, песни).

ТЕМА 2.
История правил дорожного движения.

ТЕОРИЯ.
История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте - легковом, грузовом, общественном, о велосипеде в России, о первых дорожных знаках, жезлах, разметке.

ПРАКТИКА.
Изготовление макетов первого светофора, автомобиля, знака.

ТЕМА 3.
Изучение правил дорожного движения.

ТЕОРИЯ.
Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Проблемы безопасности движения, причины дорожно-транспортных происшествий.
ПДД для пешеходов - правостороннее движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения.
ПДД для пассажиров - виды общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов. Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя.
ПДД для велосипедистов - техническое состояние велосипеда, дорожные знаки, движение групп велосипедистов. Тормозной и остановочные пути. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных условий на движение транспортных средств.

ПРАКТИКА.
В рабочей тетради и в дневнике отряда сделать подборку светофоров, соответствующих дорожных знаков, автомобилей (отечественных и зарубежных). Оформить красочно места перехода проезжей части дороги. Нарисовать схемы остановочного и тормозного путей автомобиля. Проверить теоретические и практические знания велосипедистов.

ТЕМА 4.
Дорожные знаки.

ТЕОРИЯ.
Дорожные знаки и их группы (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно - указательные, приоритета, сервиса, дополнительной информации). Значение отдельных дорожных знаков. Установка дорожных знаков.

ПРАКТИКА.
В рабочей тетради сделать зарисовки дорожных знаков, написать их название.


ТЕМА 5.
Экскурсии по улицам города

ПРАКТИКА.
Во время экскурсии провести наблюдение работы светофора (и регулировщика). Оценить дорожную ситуацию на перекрестке, предвидеть скрытую опасность. Научиться оценивать скорость и направление движения машин. Из участников дорожного движения выделить «образцовых и нарушителей».

ТЕМА 6.
Конкурсные встречи.

ПРАКТИКА.
Составление сценарных планов мероприятия. Подбор информации и составление дидактического материала с использованием знания ПДД и навыков работы с профильной литературой. Езда в автогородке и по полосе препятствия на велосипеде. Психологический тренинг на общение.

ЗАДАНИЕ.
Овладение навыками вождения велосипеда, езды в автогородке по указаниям дорожных знаков. Провести рейд «Юный велосипедист». Провести беседы, игры, соревнования, зачетные занятия в младшей, средней и старшей параллелях образовательного учреждения.

ТЕМА 7.
Традиционно-массовые мероприятия

ПРАКТИКА.
Подготовка и оформление материала для включения в сценарий школьного мероприятия. Оформление площадок для проведения мероприятия.


ТЕМА8.
Подведение итогов финальные встречи «Дети-Дорога-Жизнь»

ПРАКТИКА.
Знакомство с положением, подготовка и участие в финальной встрече отрядов ЮИД. Конкурс на знание ПДД для пешеходов, пассажиров, велосипедистов, дорожных знаков и их серий, средств регулирования движением; разводка автотранспорта на макете перекрестка; разбор дорожных ситуаций.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Содержание

Количество часов

всего

теория

практика

1. Введение в образовательную программу:

• история детского объединения юных инспекторов движения;

• цели и задачи объединения ЮИД;

• ЮИД и ГАИ-ГИБДД - надежные друзья

2

2

2. История правил дорожного движения:

• первый светофор;

• первые грузовые, легковые автомобили, автобусы, троллейбусы, трамваи;

• первые велосипеды; первые жезлы, дорожные знаки, разметка и ПДД

4

2

2

3. Изучение правил дорожного движения:

• Для пешеходов;
• Для пассажиров;
• Для водителей;
• Для велосипедистов

10

8

2

4. Дорожные знаки:

• предупреждающие;

• запрещающие;

• предписывающие;

• информационно-указательные;

• приоритета;

• сервиса;

• дополнительной информации

16

12

4

5. Экскурсии по улицам города

4

4

6. Конкурсные встречи:

• игра «Умелый пешеход (водитель, пассажир)»;

• «Блицтурнир по ПДД», «Знатоки дорожных знаков», «Вопросы и ответы по ситуациям на дорогах», «Пойми меня с полуслова (полужеста)» и др.;

• мастерство вождения велосипеда, техническое обслуживание велосипеда

26

26

7. Традиционно-массовые мероприятия:

• театрализованное представление «Посвящение в пеше­ходы»;

• встреча «Зеленый огонек»;

• конкурсная встреча «ЮИД и старшие товарищи»;

4

4

8. Организация и выступление агитотряда в младших классах и детском саду

4

4

ВСЕГО ЧАСОВ

70

24

46

Средства необходимые для реализации программы

Материально-технические:

- кабинет на 20 посадочных мест;

- экран и проектор для демонстрации презентаций и кинофильмов;

- дорожные знаки;

- плакаты «формы перекрестков», «жесты регулировщиков», «сигналы

светофора»;

- фотоматериал «улицы нашего города», «эмблемы автомобилей», «марки отечественных и зарубежных автомобилей»;

- видеоматериалы: «Ситуации на дорогах»;

- телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, аудио и видео кассеты;

- жезлы;

- стенд «дорожные знаки» распределенные по сериям;

- стенд «дорожная разметка»;

- велосипед;

- наборы тематических плакатов; настольные игры по ПДД;

- цветные мелки для вычерчивания схем дорожного движения;

- форма для ЮИД

Ожидаемые результаты

По итогам 1 года освоения программы обучающиеся должны знать:

  • историю отряда ЮИД, службы ГАИ-ГИБДД;

  • историю развития Правил дорожного движения;

  • о первых светофорах, легковом, грузовом и общественном транспорте,
    велосипедах;

  • серии дорожных знаков и их представителей;

  • новые формы агитации и пропаганды ПДД;

уметь:

  • работать с Правилами дорожного движения, выделять нужную
    информацию;

  • читать информацию по дорожным знакам;

  • оценить дорожную ситуацию,

  • участвовать в конкурсах;


иметь навыки:

  • дисциплины, осторожности, предвидения опасности на дороге не
    переходящие в чувство боязни и страха;

  • взаимной поддержки и выручки во время проведения конкурсных
    мероприятий.

Критерии оценки

Отметка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу ОБЖ, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Отметка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Отметка«3» ставится, если учащийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса ОБЖ, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий; допустил не

более одной грубой ошибки и двух недочетов.

Система оценивания ЮИД

п/п

Раздел

Оценка «3» предполагает знание учащимися

Оценка «4» предполагает знание учащимися:


Оценка «5» предполагает знание учащимися


1




2



История правил дорожного движения.

История детского отряда юных инспекторов движения; цели и задачи ЮИД,


+ История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте - легковом, грузовом, общественном, о велосипеде в России, о первых дорожных знаках, жезлах, разметке.

+ Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Проблемы безопасности движения, причины дорожно-транспортных происшествий

Дорожные знаки.

Дорожные знаки и их группы (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно - указательные, приоритета, сервиса, дополнительной информации).

+ Овладение навыками вождения велосипеда, езды в автогородке по указаниям дорожных знаков. Правила регулировщиков

+ Во время экскурсии провести наблюдение работы светофора (и регулировщика). Оценить дорожную ситуацию на перекрестке, предвидеть скрытую опасность. Научиться оценивать скорость и направление движения машин. Из участников дорожного движения выделить «образцовых и нарушителей».


Информационно-методическое обеспечение программы

Нормативно-правовое сопровождение

  • Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», от 30.12.2001 года, № 196-ФЗ.

  • Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации от 7.05. 2003г. № 265. Введены в действие с 01.07.2003г.

  • Комментарий к Правилам дорожного движения РФ за 2009, 2010г.

Учебно-методическое сопровождение

  • Автогражданка. 20 вопросов и ответов. - М., Офис ОСАГО, 2007г.

  • Архипов А.А. Страхование. - М., «Вита», 2008г.

  • Гражданский кодекс. - М., ООО «Юркнига», 2006г.

  • Ижевский П.В. Безопасное поведение на улицах и дорогах, пособие для учащихся начальной школы. - М. Просвещение, 2007г.

  • Ижевский П.В. Обучение правилам дорожного движения, 1-4 кл., методическое пособие. - М. Просвещение, 2007г.

  • Кодекс РФ об административных правонарушениях. - М. «Атберг», 2008г.

  • Методические рекомендации по обучению детей ПДД. - Чебоксары, ГАИ МВД ЧАССР.

  • Основы безопасности жизнедеятельности, 5-7 кл., учебник для общеобразовательных учреждений, А. Т. Смирнов и др. - М. Просвещение, 2011г.

  • Правила дорожного движения. - М., «Атберг», 2008г.

  • Рыбин А.Л. и др. Безопасность в дорожно-транспортных ситуациях. - М., Просвещение, 2008г.

  • Рыбин А.Л. Дорожная азбука велосипедиста, кн. для учащихся 5-7 кл. - М., Просвещение, 2009г.

  • Рыбин А.Л. и др. Обучение правилам дорожного движения. - М., Просвещение, 2008г.

  • Смирнов А.Т. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителе, 5-9 кл, пособие для учащихся. - М., Просвещение, 2009 г.

  • Смирнов А.Т. Методика обучения правилам дорожного движения, 5-9 кл, пособие для преподавателя-организатора ОБЖ. - М., Просвещение, 2009 г.

  • Три сигнала светофора. - М., Просвещение, 2009 г.

Интернет-ресурсы

base.garant.ru - информационно-правовая система «Гарант»

mon.gov.ru - официальный сайт Министерства образования РФ

gibdd.ru - официальный сайт ГИБДД России

doinhmao.ru - официальный сайт Департамента образования и науки ХМАО

pdd-test-online.ru - ПДД, тест-онлайн для школьников











КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п\п

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

Планируемое

Фактически

1

История детского объединения юных инспекторов движения

2

12.01


2

История правил дорожного движения.

2

19.01


3

Изучение правил дорожного движения для пешеходов

2

26.01


4

Изучение правил дорожного движения для пассажиров

2

2.02



5

Изучение правил дорожного движения для водителей

2

9.02


6

Изучение правил дорожного движения для велосипедистов

2

16.02




7-13

Дорожные знаки.

• предупреждающие;

16


2


22.02


  • запрещающие;


2



2.03



• предписывающие;


2


9.03


• информационно-указательные;

2


16.03


• приоритета;

2


23.03


• сервиса;

2


30.03


• дополнительной информации

2



6.04


14-15

Игра «Умелый пешеход (водитель, пассажир)

4

13.04

20.04


16-17

«Блицтурнир по ПДД», «Знатоки дорожных знаков», «Вопросы и ответы по ситуациям на дорогах», «Пойми меня с полуслова (полужеста)» и др.;

4

27.04

4.05


18-20

Мастерство вождения велосипеда, техническое обслуживание велосипеда

6

11.05

18.05

23.05


21

Экскурсии по улицам города

2

30.05




© 2010-2022