Урок в 5 классе ОБЖ

Цель занятия: Познакомить учащихся с причинами аварий на воздушном транспорте и мерах безопасности на ВТ. Задачи: Обучающая: - раскрыть причины аварий на воздушном транспорте. - познакомить детей с действиями в случае ЧС на авиационном транспорте - обобщить и систематизировать представление детей о возможных причинах аварий на воздушном транспорте. - правила поведения в ЧС на воздушном транспорте Развивающая:  - развивать у учащихся логическое мышление, внимание, память, реакцию в ЧС Воспитыв...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7

Урок 22 5 класс

Тема урока « Аварии на воздушном транспорте. Меры безопасности»

Цель занятия: Познакомить учащихся с причинами аварий на воздушном транспорте и мерах безопасности на ВТ.

Задачи:

Обучающая:

- раскрыть причины аварий на воздушном транспорте.

- познакомить детей с действиями в случае ЧС на авиационном транспорте

- обобщить и систематизировать представление детей о возможных причинах аварий на воздушном транспорте.

- правила поведения в ЧС на воздушном транспорте

Развивающая:

- развивать у учащихся логическое мышление, внимание, память, реакцию в ЧС

Воспитывающая:

- воспитывать уважение к труду людей, правильному поведению на транспорте.

ХОД УРОКА.


  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания ( поведение на тонком льду - опрос)

  3. Безопасность в самолете ( рассказ) -

( использование мультимедийных видеофильмов)

  1. Аэродром - зона повышенной опасности

  2. Основные правила безопасности на воздушном транспорте

  3. Поведение при вынужденной посадке

  4. Действия при пожаре в самолете

  5. Самолет терпит крушение

IV. Вопросы для проверки усвоения материала

1. Почему не разрешается брать с собой в салон самолета сильно пахнущие вещества, даже если они хорошо упакованы?

2. Что может случиться, если вы возьмете в самолет пакет от незнакомого вам человека?

3. Почему при взлете и посадке стюардессы требуют, чтобы все пристегнули ремни безопасности?

4. Какие еще средства безопасности есть в самолете?

5. Чем опасна разгерметизация салона самолета? Что необходимо сделать в первую очередь в этом случае?

6. Покажите наиболее безопасную позу при резком торможении или ударе самолета.

7. Какие места в салоне самолета наименее опасны при вынужденной посадке?

8. Что вы будете делать сразу после вынужденной посадки самолета?

9. Как можно защитить себя при пожаре в салоне самолета?

10. Вспомните, почему при пожаре в самолете советуют лечь на пол?

V. Домашнее задание

Напишите последовательность действий в случае, если в ваш самолет попала ракета, от которой произошла разгерметизация салона, и потом начался пожар. Пилотам удалось посадить самолет. Вы же должны постараться остаться живыми и покинуть самолет до его взрыва.









ВОПРОС 1 Безопасность в самолете.

А в случае катастрофы и взрыва хорошо бы иметь

достцаточно запломбированных зубов, чтобы вас могли

опознать.

Стивен Кинг. "Бегущий человек".

Запрещены к перевозке авиатранспортом:

  • оружие(огнестрельное и холодное)- только по специальному разрешению

  • взрывчатые и горючие вещества

  • любые жидкости

  • наркотики

Авиакомпании не хотят заниматься в полной мере обеспечением выживания пассажиров -- чтобы не распугать их и не оттолкнуть неудобствами.

Не надевайте в полет туфель на тонких каблуках: каблуки могут проткнуть аварийный надувной трап.

Уточните, где находится аварийный выход, какие способы эвакуации из салона предусмотрены, есть ли кислородные маски и как пустить в них кислород, а также какие имеются средства спасения на воде. Контейнеры с масками обычно крепятся к потолку или к спинке переднего кресла. В качестве спасательных плавучих средств обычно применяются нижние кресельные подушки, надувные жилеты (находятся под креслами), надувные трапы, надувные плотики.

В больших самолетах имеются аварийные выходы на крылья. Ими пользуются при пожаре на земле и при посадке на воду. Размещайтесь по возможности ближе к выходу из салона либо к аварийному выходу, но подальше от носа самолета. В момент аварийного приземления менее опасно находиться в хвосте самолета.

В случае аварийного приводнения основное значение имеет близость выхода. Если в предпочтительных частях салона имеются свободные места, попробуйте пересесть туда заблаговременно. (В случае захвата самолета угонщиками соседство с выходами оказывается, наоборот, более опасным, поскольку через выходы осуществляется штурм.)

По краям прохода между креслами имеются на полу светлые полоски, должные облегчать ориентирование пассажиров, когда те при пожаре будут ползти из задымленного салона: в местах, где полоски загибаются в сторону, находятся выходы (основные и аварийные).

Отрегулируйте привязной ремень по своему телу, потренируйтесь в его быстром застегивании и расстегивании. Слабины быть не должно. Не отстегивайтесь в течение всего полета, иначе при внезапном маневре или попадании в воздушную яму можете оказаться под потолком. По этой же причине опасно хождение по салону во время полета. Позаботьтесь о том, чтобы были пристегнуты и ваши соседи, иначе вы можете пострадать от их неожиданных перемещений.

Не кладите тяжелых вещей на полку над головой и не позволяйте этого делать другим. Свой багаж держите под креслом или на коленях. При риске аварийной посадки позаботьтесь, чтобы другие пассажиры в салоне убрали с полок (под ноги, а не в проход) все жесткие и тяжелые вещи.


ВОПРОС 2Аварии при взлете и посадке.

Большинство авиационных катастроф случается при взлете и посадке (по этой причине следует, среди прочего, избегать селиться вблизи аэродромов).

Летные происшествия:

  • при разгоне происходит 18 процентов аварий;

  • взлете - 11;

  • наборе высоты - 7;

  • горизонтальном полете - 5;

  • последующем снижении - 3;

  • заходе на посадку - 12;

  • посадке - 16

  • при приземлении - 25 процентов.

Почти половина пассажиров, погибших в катастрофах, лишились жизни в самолете, который врезался в землю.

На время взлета и посадки наденьте куртку или пальто -- если они из трудновозгораемого материала (шерсти, кожи). В случае пожара они обеспечат вам некоторую защиту от огня.

Обращайте внимание на то, что происходит в салоне и за бортом, так как экипаж может не сообщить об аварийной ситуации. Дым, остановка двигателя, резкое снижение самолета -- основания для того, чтобы побыстрее предпринять непосредственные меры защиты.

Перед началом аварийной посадки снимите очки, галстук, шарф, замотайте голову какой-нибудь одеждой, закройте лицо руками и нагнитесь к коленям. Это защитит вас от разных летящих предметов.

Не следует задвигать ноги под кресло, которое перед вами. Если пространство между креслами слишком тесное, упритесь руками в переднее кресло и положите голову на руки. Или же можно сесть на пол перед креслом спиной к направлению полета, поджав ноги.

Если совершающий аварийную посадку самолет врезается на большой скорости в препятствие, пассажиры могут оказаться разорванными надвое узкими ремнями безопасности. Чтобы уменьшить такую возможность, надо подсунуть под узкий ремень хотя бы книгу. Также надо позаботиться о смягчении удара о находящееся впереди вас кресло. Для этого можно прижать к спинке кресла перед собой свернутую одежду.

  • Женщинам снять туфли на тонком каблуке и капроновые чулки

  • Вынуть колющие предметы из карманов

  • Снять галстук

  • Вынуть вставные челюсти

  • Снять очки

После аварийной посадки задача номер один -- выбраться из самолета, пока не взорвалось топливо.

При намеке на панику помогите экипажу навести порядок. Например, заявите громко и властно: "Кто будет орать, тому расшибу голову!".Если в критической ситуации нет лидера, берите инициативу на себя. Ваши средства наведения порядка: показное спокойствие, громкие, четкие, немногословные приказы, в крайнем случае также и кулаки.


ВОПРОС 3 Декомпрессия.

При аварии на большой высоте может наступить декомпрессия -падение давления воздуха в салоне. Признаки декомпрессии: свист, боль в ушах и в кишечнике (из-за расширения газов), потепление и пощипывание кожи. Наденьте кислородную маску и меньше двигайтесь. Маску надо именно надеть, а не держать у лица, так как возможна потеря сознания.

При быстрой декомпрессии на большой высоте у вас будет на надевание кислородной маски только секунд 15. Запоздав, вы потеряете сознание. Поэтому сначала воспользуйтесь маской сами и только потом помогайте окружающим. Кислород не начнет поступать, пока вы не включите его подачу. Обычно надо дернуть за шнурок, тянущийся от маски к предохранителю.

Если перед вами (или над вами) внезапно открылся контейнер с кислородной маской, надевайте маску немедленно. Не оглядывайтесь на других и не задавайте вопросов. Обычно этот контейнер устроен так, что при падении давления он открывается автоматически.

По ощущениям трудно определить, поступает кислород или нет, так как у него отсутствует запах. Если на шланге имеется мешочек для накопления кислорода, он должен раздуваться между вашими вдохами.

При значительной разгерметизации самолета на большой высоте (например, после взрыва на борту) возникает на несколько секунд сильный поток воздуха в сторону поврежденной части корпуса. Этот поток сбивает людей с ног, уносит с собой вещи. Люди, оказавшиеся вблизи пролома борта, могут оказаться втянутыми в него. В салоне появляется туман, поднимается пыль, наступает резкое похолодание. Температура воздуха может опуститься до 50 градусов ниже нуля, поэтому нужен запас одежды в ручном багаже.

Обычное действие летчика в случае разгерметизации -- резко снизить высоту путем пикирования, поэтому при падении давления в салоне надо,среди прочего, поскорее застегнуть на себе привязной ремень, если он еще не был застегнут. При резком входе в пикирование все незакрепленные предметы оказываются прижатыми к потолку.

ВОПРОС 4 Пожар.

Если в самолете, совершившем аварийную посадку, начнется пожар, у вас будет всего несколько минут на эвакуацию -- до взрыва топливных баков. Готовясь покинуть горящий самолет, получше прикройте кожу от теплового излучения и пламени: наденьте перчатки, шапку, натяните на голову капюшон.

При большой задымленности салона ползите к выходу на четвереньках: чем ближе к полу, тем меньше концентрация дыма.

Выбравшись из самолета, быстро уходите от него на расстояние не меньше километра -- чтобы обезопасить себя от осколков разлетающихся при взрыве.

ВОПРОС 5 Приводнение.

Если предстоит лететь над океаном, то предпочтительнее самолет с нижним расположением крыльев: в случае аварийной посадки на воду он значительно лучше держится на воде (а если больше вероятность аварийного приземления, а не приводнения, то предпочтительнее самолет, у которого крылья расположены высоко). При отсутствии больших волн удачно севший на воду самолет может сохранять плавучесть длительное время. Покидать такой самолет рекомендуется через аварийный выход, выводящий на крыло.

На трап не садиться а прыгать !

Преждевременно надутый спасательный жилет может помешать выбраться из салона, если придется нырять. Кроме того, есть риск пропороть его об острые края поврежденных конструкций.

Отправляясь в полет, проходящий над океаном, одевайтесь в яркое: спасатели скорее обнаружат вас на воде.

Подготовка к аварийной посадке

Опасности при аварийной посадке:

сильное сотрясение;

столкновение с препятствием;

разрушение фюзеляжа;

пожар в салоне;

возгорание топлива, разлившегося вне ЛА.

Автострады на некоторых участках должны быть приспособлены для аварийной посадки на них самолетов. Эти участки должны быть обозначены на лётных картах и легко различимы с воздуха. Их особенности: отсутствие зданий, сооружений, деревьев и кустов вблизи дорожного полотна, отсутствие канав по сторонам дорожного полотна.

У самолета могут быть системы аварийного...

выпуска топлива;

сброса багажа;

отбрасывания двигателей (для лучшего планирования);

отбрасывания крыльев (после аварийной посадки, но до момента остановки).

В аэропорту должны быть убежища, в которых можно быстро укрыть людей перед аварийной посадкой самолёта (он может врезаться в здание аэропорта). Это может быть просто подвальный этаж, входы в который устроены так, что врезавшийся в здание самолёт не приведёт к их блокированию или к затеканию в них горящего топлива.

© 2010-2022