Статья Секция атлетизма. Здоровьесбережение

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Секция «Основы атлетизма» как средство воспитания подростков.

Общество развивается именно потому, что каждое поколение передаёт следующему свой опыт. Эта передача происходит через воспитание и образование человека и прежде всего в школе. Пространство социальных отношений вместе с установками самой личности остаётся одним из важных факторов, способствующих эффективной и быстрой адаптации или дезадаптации подростков в меняющихся условиях, а сам процесс социального самосознания в значительной степени определяется средой, в который живёт человек, его взаимоотношениями с окружающими людьми. Опыт работы с подростками в течение 14 лет показал, что именно внеклассные занятия приносят наибольшую пользу не только в «теоретическом» плане: постижении правил общения, формировании научных основ здорового образа жизни, понимании сути патриотизма и т.д., но и в практическом - умении адаптироваться в среде сверстников, войти в коллектив, стать членом команды, приобрести навыки общения в социуме, повысить мотивацию к изучению КБЖ, занятиям физической культурой. Сегодня воспитательная работа организуется и проводится в нашей школе на единой основе с учётом возможностей образовательного учреждения, возрастных особенностей, реального уровня воспитанности, интересов и запросов подростков, тесной взаимосвязи с учебным процессом и внеклассной работой. Очень часто школьники, нарушающие дисциплину, неуспешные в учебной деятельности, находят себя именно во внеклассной работе, различных конкурсах, соревнованиях. Как и всегда, у ребят пользуются успехом массовые мероприятия: «Зарница», «Богатырская застава», конкурсы «А ну-ка, парни!», «А ну-ка, девушки!», «Строя и песни», соревнования по стрельбе и многие другие. Учитывая это, я уже более 10 лет организую занятия со школьниками 12-17-ти летнего возраста по атлетизму и в стрелковом кружке. На основании предыдущего опыта мною были созданы и апробированы программы «Основы атлетизма» и «Юный стрелок», стимулирующие развитие и познавательный интерес учеников через внеклассную работу к предметам ОБЖ/КБЖ, физической культуре, помогающие воспитанию патриотизма и осознанного отношения к укреплению и сохранению здоровья, отказу от вредных привычек. Созданные рабочие программы, кроме того выполняют ещё несколько функций:

  • организуют досуг подростков;

  • воспитывают целеустремлённость, волю, коллективизм;

  • пробуждают интерес к познанию себя, самовоспитанию и саморазвитию;

  • корректируют поведение «трудных» учащихся.

В возрасте 12-17 лет все подростки хотят быть сильными, стремятся к лидерству в какой-либо деятельности. При занятиях силовыми видами спорта укрепляется физическое и нравственное здоровье подростка. Наглядный стимул начинает «работать», когда юноши ловят одобрительные взгляды сверстников, старших. Атлетизм хорош прежде всего тем, что позволяет быстро удовлетворить потребность в самореализации (ощутимый результат виден уже через месяц - два). Занятия в секции «Основы атлетизма» учат любого подростка верить в себя. Происходит вхождение школьника в самостоятельную жизнь, в которой он занимает достойное место среди сверстников. В программе предусмотрены следующие комплексы:

  1. Для начинающих.

  2. Общефизической подготовки.

  3. Коррекционные.

  4. Соревновательной подготовки.

Ко всем комплексам относятся единые обязательные требования - разминка, распределение нагрузки, страховка, а также индивидуальные - освоение техники, дозирование нагрузки, интенсивность тренировок. Начинающим нагрузка определяется после предварительного тестирования. Как правило, это наиболее любимое мальчишками и относительно безопасное упражнение «жим штанги лёжа» (смотри приложение). После 1-2 месяцев занятий проводится контрольное тестирование с целью построения дальнейших тренировок. Начинающие выполняют только назначенные им комплексы, не превышая заданной нагрузки; вторая группа принимает участие в планировании тренировок вместе с руководителем; третья группа подростков совместно с тренером-преподавателем вполне самостоятельно (по освоенным методикам) составляет комплексы силовых упражнений и дозирует нагрузку. На каждом занятии определяется индекс Руфье - проверяется работоспособность сердечно-сосудистой системы.

Приложения.

1.Тестирование начинающих

Вид упражнения

Подходы

Вес отягощения в % от собственного атлета

Кол-во повторений

Жим лёжа

1

25

10-16

2

30

6

3

40

3

4

45

1

5

50

1

6

40

6

7

30

8

Отжимания в упоре

1


5-10

2


3-8

3


1-5

Подтягивание на перекладине

1


5-3

2


4-2

3


3-1



  1. Ежегодное тестирование проводится по другой схеме:

Вид упражнения

Вес отягощения

Количество повторений

Жим лёжа

1-й год занятий-2/3 собств. веса

1

2-й год занятий-3/4 собств. веса

1

3-й год занятий - собств. вес

1

Занятия атлетизмом построены таким образом, что ни одно упражнение не делается без страховки, не выполняется на пределе возможностей, без присмотра руководителя. На занятиях юноши учатся распределять свои силы, терпеливо выполнять задания, что развивает характер. Школьники приучаются к самостоятельности, становятся членами одной команды, у них очень быстро появляется чувство ответственности за товарищей, за весь коллектив. Даже «трудные» подростки (а их немало в секции!) меняются на глазах: становятся более уравновешенными, спокойными, рассудительными, успешно адаптируются в референтной группе, то есть развиваются вместе с «благополучными» не только физически, но и нравственно.



© 2010-2022