Рабочая программа по ОБЖ для 5-9 классов (ФГОС 2004)

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание


1

Пояснительная записка

2

1.2

Общая характеристика предмета

2

1.3

Место предмета в учебном плане

2

1.4

Цель обучения

2

1.5

Методы и формы обучения

3

1.6

Способы контроля и оценивания образовательных достижений

4

2

3

Обязательный минимум содержания

Требования к уровню подготовки выпускников

5

22

4

Учебно-методическое, материально-техническое, информационное обеспечение образовательного процесса

23

5

Список использованных источников

27



























  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе государственного образовательного стандарта основного общего образования по Основам безопасности жизнедеятельности.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.


  1. Общая характеристика учебного предмета

В программе реализованы положения ГОС, а также требования Конституции и Федеральных законов РФ: « Об образовании», «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности дорожного движения», «О радиационной безопасности населения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», Концепции национальной безопасности Российской Федерации.

Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях. Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на второй ступени общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.

В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.


  1. Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации впервые вводит обязательное изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования. В 5-9 классе на его изучение выделяется 175 часов, из расчета 1 час в неделю.

Программа рассчитана на 175 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 140 учебных часов.


  1. Цель обучения

Изучение основ безопасности жизнедеятельности в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасной жизнедеятельности;

  • воспитание ответственности за личную безопасность и безопасность окружающих, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;


  • развитие эмоционально-волевых качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • овладение умениями определять потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.

1.5. Методы и формы обучения

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

- использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;

- выделение характерных причинно-следственных связей;

- творческое решение учебных и практических задач;

- сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;

- самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

- самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;

- соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;

- использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Формы занятий, используемые при обучении ОБЖ следующие:

- учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций;

- семинары и круглые столы;

- индивидуальные консультации;

- учебные сборы на базе воинской части по основам военной службы с учащимися - юношами 10 классов;

- внеклассная и внешкольная работа (участие в мероприятиях и соревнованиях в рамках детско-юношеского движения «Школа безопасности», проведение Дня защиты детей, различные эстафеты и викторины по ОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками военкоматов и правоохранительных органов, органов ГОЧС, ГИБДД, медицины; тематические выставки и выставки творческих работ учащихся и др.).

Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения.

  • Персептивные (словесные, наглядные, практические): рассказ, лекция, беседа, круглый стол, семинары демонстрация, практические занятия. Соревнования. Ролевые игры.

  • Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации).

  • Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание)

  • Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.

  • Контроля и самоконтроля (устный, письменный).

  • Стимулирования и мотивации.

  • Самостоятельной учебной деятельности.

  • Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.

  • Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.

  • Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.

1.6. Способы контроля и оценивания образовательных достижений

Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, разноуровневые тесты, устный опрос, фронтальный опрос, ситуационные задачи, сообщения, рефераты, игровые ситуации, выполнение рисунков, схем, викторины и практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности - главная составляющая учебного процесса.

Формы контроля. Текущий контроль проводится систематически на каждом уроке и позволяет выявить степень усвоения изученного учебного материала. Он проводится в форме решения ситуационных задач, индивидуального опроса, работы по карточкам. Также для этого используются контрольные вопросы, разработанные к каждому уроку. Большое внимание уделяется практическим работам. В конце изучения каждого блока предусмотрены проверочные работы, которые проводятся в форме тестирования. Итоговый контроль - экзамен по окончании 9 класса - завершает процесс изучения предмета ОБЖ в основной школе. Основная функция итогового контроля - контролирующая.

Оценка устных ответов учащихся.

Отметка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу ОБЖ, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Отметка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку«5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Отметка «3» ставится, если учащийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса ОБЖ, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием стереотипных решений

но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.

Отметка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе программных требований к основным знаниям и умениям учащихся, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений, усвоение которых целесообразно считать обязательными результатами обучения.

Оценка письменных контрольных работ.

Отметка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Отметка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

2.ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ (175 часов)

1.ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ(14 часов +резерв 103часа)

Понятие о здоровом образе жизни и факторах, укрепляющих и разрушающих здоровье. Вредные привычки и их профилактика.

Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами и др.

Индивидуальные средства защиты: индивидуальная медицинская аптечка, ватно-марлевая повязка, респиратор, противогаз.

Пожар. Возможные причины пожара. Меры пожарной безопасности. Правила поведения на пожаре. Средства пожаротушения.

Опасные ситуации и правила поведения на воде. Оказание помощи утопающему.

Опасные ситуации на дороге. Правила дорожного движения (в части правил, касающихся пешеходов, велосипедистов и водителей мопедов).

Опасные ситуации на транспорте. Правила поведения пассажиров в общественном транспорте.

Опасные ситуации в случае вынужденного автономного пребывания в природных условиях. Способы ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия, добывания огня, воды и пищи, сооружения укрытия (жилища).

Опасные ситуации в условиях пребывания человека на территории с неблагоприятными экологическими факторами. Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в атмосфере, воде, почве. Бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания.

Опасные ситуации криминогенного характера, меры предосторожности и умение правильно вести себя в опасных ситуациях. Элементарные способы самозащиты, допустимые пределы самообороны.

Опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого скопления людей (в толпе, на стадионах, в местах проведения массовых мероприятий и др.).

Меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта. Поведение при похищении или захвате в качестве заложника.

Поведение в условиях военного конфликта.

Органы государственной власти, обеспечивающие безопасность населения; порядок взаимодействия населения с ними.

2. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ (4 часа + резерв 14 часов)

Первая медицинская помощь при отравлениях, ожогах, обморожениях, тепловых и солнечных ударах, поражениях электрическим током, ушибах, растяжении связок, вывихах, переломах, кровотечениях.

Проведение искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.

3.ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ (17 часов+ резерв23 часа)

Чрезвычайные ситуации природного происхождения (метеорологического, геологического, гидрологического, биологического) и правила поведения в этих ситуациях.

Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения (аварии на транспорте и объектах экономики, радиационное и химическое загрязнение местности и др.) и правила поведения в этих ситуациях.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (РСЧС), ее основные задачи.

Гражданская оборона, ее предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий.

Действие населения по сигналу оповещения «Внимание всем!» и сопровождающей речевой информации.

Средства коллективной защиты и правила пользования ими.

Эвакуация населения. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Содержание разделов

Количество часов по классам

5

6

7

8

9

1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни

2+2р

3+1р

Правила обеспечения безопасности дорожного движения

Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре



1+2р


Правила безопасного поведения на воде



1+1р


Правила безопасного поведения в быту





Правила поведения на природе

3 р

19р



Нарушение экологического равновесия в местах проживания



2


Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях



Национальная безопасность





5

  1. Оказание первой медицинской помощи

Оказание первой медицинской помощи

5 р

1+3р

2+2р

1+1р

3. Основы опасного поведения в чрезвычайных ситуациях

Чрезвычайные ситуации природного характера, их последствия и правила безопасного поведения

1 р


7+11р


2

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и правила безопасного поведения



5+6р

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций





3+3р

итого

35

35

35

35

35

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (5 КЛАСС)

I. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни (резерв 28 часов)

1. Человек и среда его обитания

  1. Роль городов в развитии человеческого общества. Особенности современных городов, их деление в зависимости от количества жителей. Система жизнеобеспечения современных городов. Наиболее характерные опасные ситуации, которые могут возникнуть в городе.

  2. Система обеспечения жилища человека водой, теплом, электроэнергией, газом. Бытовые приборы, используемые человеком в повседневной жизни. Возможные опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище, и меры по их профилактике.

  3. Природные и антропогенные факторы, формирующие микроклимат города. Особенности природной среды в городе. Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в городе с учетом окружающей среды. Правила поведения у воды.

  4. Особенности социальной среды в городе с учетом его предназначения (город-столица, город-порт и др.). Зоны повышенной криминогенной опасности, зоны безопасности в городе. Правила безопасного общения с окружающими людьми в городе (с взрослыми и сверстниками, с незнакомым человеком).

  5. Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях. Организация обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в городе. Основные службы города, предназначенные для защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.

Требования к уровню усвоения знаний:

Знать:

- особенности жизнеобеспечения города, городского жилища;

- меры безопасности в быту;

- правила безопасного поведения в повседневной жизни с учётом экологической обстановки в городе;

- правила взаимоотношений с окружающими людьми;

- номера телефонов основных служб города и правила их вызова.

Уметь:

- предвидеть возможные опасные и аварийные ситуации в жилище;

- выбирать наиболее эффективный способ предотвращения опасной ситуации в быту.

2. Опасные ситуации социального характера

2.1.Криминальные ситуации в городе. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминальной ситуации.

2.2.Некоторые общие правила безопасного поведения дома для профилактики криминальных ситуаций. Безопасность у телефона. Воры в квартире. Нападение в лифте. Нападение в подъезде дома.

2.3.Безопасность на улице. Знание своего города и его особенностей. Умение предвидеть события и избегать опасных ситуаций. Умение выбрать безопасный маршрут движения по городу, знание расположения безопасных зон в городе (отделение милиции, посты ГИБДД и зоны повышенной опасности).

2.4.Правила безопасного поведения в школе. Меры личной безопасности при общении с одноклассниками.

2.5.Обеспечение личной безопасности в общественных местах. Умение соблюдать правила безопасности в толпе и при большом скоплении людей.

Требования к уровню усвоения знаний:

Знать:

- правила безопасного поведения на улице, дома, в общественном месте.

Уметь:

- вырабатывать алгоритм безопасного поведения в повседневной жизни.

3. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни

3.1. Здоровый образ жизни как система повседневного поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств.

3.2.Основные составляющие здорового образа жизни. Режим дня и умение рационально распределить своё время как основные составляющие здорового образа жизни.

3.3.Значение двигательной активности и физической культуры для совершенствования физических и духовных качеств человека. Систематические занятия физической культурой.

3.4.Основные понятия о рациональном питании. Роль питания в сохранении и укреплении здоровья. Необходимые организму вещества: продукты, витамины, минеральные вещества, вода. Гигиена питания.

3.5.Потенциальные возможности человека, значение образа жизни и привычек для совершенствования физических и духовных качеств.

Вредные привычки (курение и его отрицательное влияние на развитие способностей человека и здоровье).

Табачный дым и его составляющие. Влияние табачного дыма на организм курящего и на окружающих. Возможные последствия постоянного курения для здоровья человека. Как уберечь себя от курения.

Требования к уровню усвоения знаний:

Знать:

- возрастные особенности развития человека и основные составляющие здорового образа жизни;

- правила рационального питания;

- пагубность для здоровья курения и употребления алкоголя.

Уметь:

- объяснять значение здорового образа жизни в сохранении и укреплении здоровья;

- дозировать физические нагрузки с учётом индивидуальных особенностей.

4. Правила дорожного движения

Улицы и движение в нашем городе. Элементы улиц и дорог. Дорожные знаки и дополнительные средства информации. Средства регулирования дорожного движения. Пешеход. Безопасность пешехода.Пассажир. Безопасность пассажира. Водитель.

Требования к уровню усвоения знаний:

Знать:

- участников дорожного движения, общие положения правил дорожного движения, краткую характеристику современного транспорта, правила безопасного поведения участников дорожного движения.

Уметь:

- соблюдать правила дорожного движения в качестве пешехода и пассажира.

II. Оказание первой медицинской помощи (резерв 5 часов)

Первая медицинская помощь, общие положения по оказанию
первой медицинской помощи.

Ситуации, при которых следует немедленно вызывать «скорую помощь», правила её вызова. Содержание аптечки первой помощи, которую желательно иметь дома.

Последовательная отработка навыков в оказании первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении.

Отравления, пути попадания токсических веществ в организм человека. Общие правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях.

Характеристика бытовых токсических веществ.

Требования к уровню усвоения знаний:

Знать:

- приёмы и правила оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений.

Уметь:

- наложить стерильную повязку при различных незначительных повреждениях;

- оказывать ПМП при отравлениях.

III.Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях (резерв 2 часа)

1. Опасные ситуации техногенного характера, возможные в Оренбургской области

1.1Пожар в жилище и причины его возникновения. Пожарная безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище. Личная безопасность при пожаре.

1.2.Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни. Общие правила безопасного поведения в быту. Безопасное обращение с бытовыми приборами, бытовым газом, средствами бытовой химии. Соблюдение мер безопасности при работе с инструментами и компьютером. Профилактика травм при занятиях физической культурой и спортом.

Требования к уровню усвоения знаний:

Знать

- потенциальные опасности техногенного характера, возможные в Оренбургской области, возникающие в повседневной жизни, их последствия и правила личной безопасности;

- причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях, правила поведения при пожаре.

Уметь:

- соблюдать правила личной безопасности в опасных ситуациях, возникающих в повседневной жизни;

- выбирать наиболее эффективный способ предотвращения возгорания, правила эвакуации, оказания помощи младшим, престарелым и т.д.

2. Опасные ситуации природного характера, возможные в Оренбургской области

2.1.Погода и её основные показатели. Опасные природные явления (гроза, гололёд, снежный занос, метель) и правила безопасного поведения до и во время опасных природных явлений.

2.2.Водоёмы в черте города. Состояние водоёмов в различное время года. Меры безопасного поведения на водоёмах в различное время года.

Требования к уровню усвоения знаний:

Знать

- потенциальные опасности природного характера, возможные в Оренбургской области, возникающие в повседневной жизни, их последствия и правила личной безопасности;

- правила поведения на водоёмах.

Уметь:

- соблюдать правила личной безопасности в опасных ситуациях природного характера.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (6 КЛАСС)

I. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни (резерв 32 часа)

1. Подготовка к активному отдыху на природе

  1. Природа и человек. Общение с живой природой - естественная потребность человека для развития своих духовных и физических качеств. Активный отдых на природе и необходимость подготовки к нему.

  2. Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта.

  3. Определение своего места нахождения и направления движения на местности.

  1. Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту.

  2. Определение места для бивака и организация бивачных работ. Разведение костра, заготовка топлива, приготовление пищи на костре.

  3. Определение необходимого снаряжения для похода.

Требования к уровню усвоения знаний:

Знать: способы ориентирования на местности

Уметь: ориентироваться на местности, определять место для бивака

2. Активный отдых на природе и безопасность

  1. Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе.

  2. Обеспечение безопасности в пеших и горных походах. Порядок движения походной группы. Выбор линии движения в пешем путешествии. Режим и распорядок дня похода. Преодоление лесных зарослей и завалов. Движение по склонам. Преодоление водных препятствий. Велосипедные походы. Особенности организации велосипедных походов. Обеспечение безопасности туристов в велосипедных походах.

  3. Подготовка и проведение лыжных походов, одежда и обувь туриста-лыжника, подбор и подготовка лыж. Организация движения, организация ночлегов. Меры безопасности в лыжном походе.

  4. Водные походы. Подготовка к водному путешествию. Возможные аварийные ситуации в водном походе. Обеспечение безопасности на воде.

Требования к уровню усвоения знаний:

Знать: общие правила безопасного поведения во время активного отдыха на природе.

Уметь: соблюдать правила личной безопасности в походе.

3. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде

  1. Автономное пребывание человека в природе. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании.

  2. Добровольная автономия. Сооружение временного укрытия из подручных средств. Добывание огня, обеспечение водой и пищей, подача сигналов бедствия.

  3. Вынужденная автономия. Особенности выживания человека в чрезвычайной ситуации.

Требования к уровню усвоения знаний:

Знать: общие правила безопасного поведения во время пребывания на природе.

Уметь: соблюдать правила личной безопасности на природе.

4. Опасные ситуации в природных условиях, характерных для Оренбургской области

  1. Опасные погодные условия и способы защиты от них.

  2. Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях.

  3. Укусы насекомых и защита от них.

  4. Клещевой энцефалит и его профилактика.

Требования к уровню усвоения знаний:

Знать: общие правила безопасного поведения во время пребывания на природе.

Уметь: соблюдать правила личной безопасности на природе.

5. Здоровье человека и факторы, на него влияющие

5.1Здоровый образ жизни и профилактика утомления.

5.2Компьютер и его влияние на здоровье.

5.3Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека.

5.4Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека.

5.5Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека. Профилактика употребления наркотиков и психоактивных веществ.

Требования к уровню усвоения знаний:

Знать: правила ведения здорового образа жизни.

Уметь: соблюдать правила ведения здорового образа жизни.

6. Правила дорожного движения

Причины дорожно - транспортных происшествий.Где и как переходить улицу?Перекрестки и их виды.Сигналы светофора с дополнительной секцией.Знаки для пешеходов и водителей.


Требования к уровню усвоения знаний:

- методику организации дорожного движения в городе;

- виды, причины дорожно-транспортных происшествий;

- участников дорожного движения, общие положения правил дорожного движения, краткую характеристику современного транспорта, правила безопасного поведения участников дорожного движения.

Уметь:

- грамотно действовать в ситуациях при дорожно-транспортных происшествиях.

II. Оказание первой медицинской помощи (резерв 3 часа)

Вопросы личной гигиены и оказание первой медицинской помощи в природных условиях. Походная аптечка. Лекарственные растения.

Оказание первой медицинской помощи при ссадинах и потёртостях. Первая медицинская помощь при ушибах, вывихах, растяжениях связок.

Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах и отморожении. Первая медицинская помощь при ожогах.

Оказание первой медицинской помощи при укусе ядовитой змеи. Первая медицинская помощь при укусах насекомых.

Требования к уровню усвоения знаний:

Знать: правила личной гигиены и правила оказания первой медицинской помощи при травмах, при тепловом и солнечном ударах, при отморожении и ожоге, при укусах животных.

Уметь: оказывать первую медицинскую помощь при травмах, при тепловом и солнечном ударах, при отморожении и ожоге, при укусах животных.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (7 КЛАСС)

  1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни ( 2 часа + резерв 11 часов)

1. Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека

1.1 Общие понятия о здоровье как основной ценности человека. Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Определение, данное здоровью в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

1.2 Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность. Взаимосвязь, существующая между физической, духовной и социальной составляющими здоровья человека.

1.3 Особенности психологического здоровья в подростковом возрасте. Конфликтные ситуации и их разрешение.

1.4 Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Основные факторы, оказывающие существенное влияние на здоровье.

1.5 Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний.

1.6 Вредные привычки и их влияние на здоровье. Определение отрицательного отношения к алкоголю, курению, наркомании и токсикомании.

1.7 Профилактика вредных привычек.

Требования к уровню усвоения знаний:

Знать: особенности индивидуального, репродуктивного здоровья, составляющие здорового образа жизни.

Уметь: соблюдать профилактику вредных привычек.

2. Правила дорожного движения

Дорожные «ловушки». Поведение участников и очевидцев ДТП. Светофоры для пешеходов. Сигналы регулировщика. Перевозка учащихся на грузовых автомобилях.


Требования к уровню усвоения знаний:

Знать: правила дорожного движения, типы и виды светофоров, сигналы регулировщиков, поведение участников и очевидцев ДТП.

Уметь: применять правила дорожного движения на практике.

II. Оказание первой медицинской помощи (1час + 3 часа резерв)

Общие понятия и определения первой медицинской помощи, доврачебной помощи, первой врачебной помощи. Общий порядок действий при оказании первой медицинской помощи. Когда необходимо вызывать «скорую помощь».

Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении. Первая медицинская помощь при незначительных ранах. Первая медицинская помощь при сильном кровотечении.

Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах.

Общие правила транспортировки пострадавшего.

Требования к уровню усвоения знаний:

Знать: правила оказания первой медицинской помощи при наружном кровотечении, при ушибах и переломах, при транспортировке пострадавшего.

Уметь: оказывать первую медицинскую помощь при наружном кровотечении, при ушибах и переломах, при транспортировке пострадавшего.

III.Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях

(7часов +резерв 11часов)

1. ЧС природного характера

1.1. Общая характеристика природных явлений. Природные явления геологического, метеорологического, гидрологического, биологического и космического происхождения, их характеристика, возникновение опасности для жизнедеятельности человека.

1.2. Опасные и чрезвычайные ситуации. Общие понятия и определения. Опасная ситуация, стихийное бедствие, чрезвычайная ситуация, общие понятия и определения.

1.3. Чрезвычайные ситуации природного характера, характерные для Оренбургской области, причины их возникновения.

Требования к уровню усвоения знаний:

Знать: общие понятия и определения природных явлений, причины их возникновения.

Уметь: ориентироваться в данных обстоятельствах

2. Чрезвычайные ситуации геофизического происхождения

2.1. Землетрясения. Причины возникновения землетрясений и их
возможные последствия. Геофизические процессы, происходящие в литосфере Земли, в результате которых возникают землетрясения. Очаг, магнитуда, эпицентр, интенсивность землетрясения. Определение интенсивности землетрясения. Возможные последствия землетрясения. Основные районы на территории России, где вероятность землетрясений велика.

Защита населения от последствий землетрясений.

Комплекс мероприятий, проводимых по защите населения от последствий землетрясений в рамках задач, решаемых РСЧС. Прогнозирование землетрясений.

Правила безопасного поведения при землетрясении.

2.2. Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на земле. Типы вулканов: дремлющие, действующие и потухшие вулканы.

Организация защиты населения от последствий извержений вулканов.

Требования к уровню усвоения знаний:

Знать: причины возникновения землетрясений, вулканов, правила поведения при возникновении конкретной чрезвычайной ситуации природного характера.

Уметь: ориентироваться в данных обстоятельствах, соблюдать правила личной безопасности в опасных ситуациях.

3. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения

3.1. Оползни, причины их возникновения. Классификация оползней по занимаемой площади.

Последствия оползней. Организация защиты населения от последствий оползней.

Рекомендации населению по действиям при угрозе возникновения оползня.

Обвалы и снежные лавины, их причины и последствия. Организация защиты населения от последствий обвалов и снежных лавин.

3.2. Оврагообразования и другие геологические явления.

Требования к уровню усвоения знаний:

Знать: причины возникновения геологических явлений, правила поведения при возникновении конкретной чрезвычайной ситуации природного характера.

Уметь: ориентироваться в данных обстоятельствах, соблюдать правила личной безопасности в опасных ситуациях.

4. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения

4.1. Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. Циклоны, их строение, скорость перемещения.

Последствия ураганов и бурь. Характеристика разрушительной силы ураганов и бурь. Шкала Бофорта, определяющая силу ветра.

Защита населения от последствий ураганов и бурь.

Прогноз возникновения циклонов, их перемещения и возможные последствия. Организация оповещения населения об угрозе ураганов и бурь.

Рекомендации населению по правилам поведения при получении штормового предупреждения о приближении урагана.

4.2. Смерч, основные понятия и определения, характеристика смерча, разрушительная сила смерча и его возможные последствия. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время смерча.

Требования к уровню усвоения знаний:

Знать: причины возникновения явлений метеорологического происхождения, правила поведения при возникновении конкретной чрезвычайной ситуации природного характера.

Уметь: ориентироваться в данных обстоятельствах, соблюдать правила личной безопасности в опасных ситуациях.

5. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения

5.1. Наводнения, виды наводнений и их причины.

Природные явления гидрологического происхождения, вызывающие наводнения.

Наводнения, связанные со стоком воды во время половодья. Паводок. Заторы и зажоры. Нагоны воды.

Возможные последствия наводнений.

Защита населения от последствий наводнений. Прогнозирование наводнений, оповещение и защита населения. Спасательные работы и эвакуация.

Рекомендации населению по правилам поведения при угрозе и во время наводнения.

5.2.Сели и их характеристика, причины возникновения. Защита населения. Рекомендации населению, проживающему в селеопасных районах.

5.3.Цунами. Общая характеристика цунами, причины их возникновения, последствия. Организация оповещения населения от последствий цунами. Подготовка населения к безопасному поведению при угрозе возникновения цунами, во время цунами и после него.

Требования к уровню усвоения знаний:

Знать: причины возникновения явлений, гидрологического происхождения, правила поведения при возникновении конкретной чрезвычайной ситуации природного характера.

Уметь: ориентироваться в данных обстоятельствах, соблюдать правила личной безопасности в опасных ситуациях.

6. Природные пожары

  1. Лесные и торфяные пожары, виды пожаров, классификация лесных пожаров. Последствия лесных и торфяных пожаров для населения и окружающей среды.

  2. Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения от лесных пожаров.

Общие рекомендации по безопасному поведению при нахождении вблизи очага пожара в лесу.

Требования к уровню усвоения знаний:

Знать: причины возникновения лесных и торфяных пожаров, правила поведения при пожаре.

Уметь: ориентироваться в данных обстоятельствах, соблюдать правила личной безопасности при пожаре.

7. Чрезвычайные биолого-социальные ситуации

7.1. Инфекционные болезни человека, причины их возникновения. Классификация инфекционных болезней по способу передачи инфекции от больного человека к здоровому.

Эпидемия, её характеристика, опасность для населения. Эпидемический процесс и факторы, его определяющие. Противоэпидемические мероприятия и защита населения. Распространенные инфекции и их профилактика. Защита населения от инфекций. Правила личной гигиены для профилактики инфекционных заболеваний.

  1. Эпизоотии. Инфекционные болезни животных. Причины их возникновения, краткая характеристика. Меры защиты.

  2. Эпифитотии. Инфекционные болезни растений. Меры защиты.

Требования к уровню усвоения знаний:

Знать: причины возникновения биолого-социальных чрезвычайных ситуаций, правила поведения при возникновении конкретной чрезвычайной ситуации.

Уметь: ориентироваться в данных обстоятельствах, соблюдать правила личной безопасности в опасных ситуациях.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (8 КЛАСС)

  1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

(7 часов + 13 часов резерв)

1. Пожарная безопасность

  1. Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров.

  2. Профилактика пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.

Требования к уровню усвоения знаний:

Знать:

- права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности;

- причины возникновения пожаров в зданиях;

- правила безопасного поведения при пожаре, правила эвакуации

Уметь:

- выбирать наиболее эффективный способ предотвращения возгорания;

- действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очага возгорания.

2. Безопасность на водоёмах

2.1. Водоёмы. Особенности состояния водоёмов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.

Требования к уровню усвоения знаний:

Знать:

- рекомендации специалистов в области безопасного поведения на водоёмах и оказания помощи терпящим бедствие на воде.

Уметь:

- оказывать первую помощь терпящим бедствие на воде.

3. Экологическая безопасность

  1. Загрязнение окружающей природной среды. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ.

  2. Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения с неблагоприятной экологической обстановкой.

Требования к уровню усвоения знаний:

Знать:

- перечень мероприятий, проводимых по защите населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.

Уметь:

- находить информацию об экологической обстановке в местах проживания и возможных опасных ситуациях в области экологии.

4. Основы здорового образа жизни

4.1Психологическая уравновешенность, её значение в формировании системы здорового образа жизни и обеспечения личной безопасности. Качества, необходимые для повышения уровня психологической уравновешенности. Психологическая устойчивость и коммуникабельность.

4.2Общие понятия и определения стресса. Влияние стресса на состояние здоровья человека. Содержание общих принципов борьбы со стрессом.

4.3Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте.

4.4Значение правильного общения с взрослыми, особенно с родителями, для социального развития в подростковом возрасте. Конфликтные ситуации в семье и школе и основные способы их разрешения.

4.5 Формирование личности подростка при его взаимоотношении со сверстниками. Рост потребности общения со сверстниками, пути достижения признания среди сверстников. Возможные конфликтные ситуации при общении со сверстниками, основные пути их разрешения. Личные качества, обеспечивающие более тесное общение со сверстниками.

4.6Формирование взаимоотношений со сверстниками противоположного пола. Особенности поведения подростка. Факторы, определяющие развитие взаимоотношений со сверстниками противоположного пола. Формирование социально значимых качеств для установления правильного взаимоотношения со сверстниками противоположного пола. Духовная и социальная зрелость и её значение в определении стиля своего поведения с лицами противоположного пола.

4.7Взаимоотношения подростка и общества. Ответственность несовершеннолетних. Значение правового воспитания для социального развития подростка. Правонарушения, совершаемые подростками, и их основные причины. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

4.8Здоровый образ жизни и безопасность - основные составляющие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества и обеспечения их безопасности. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека. Вредные привычки и их профилактика.

Требования к уровню усвоения знаний:

Знать:

- значение здорового образа жизни в безопасной жизнедеятельности человека;

- правила позитивных взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, обществом;

- обязанности и права несовершеннолетних.

Уметь:

- доступно объяснять значение здорового образа жизни в обеспечении безопасности личности, общества и государства.

5. Правила дорожного движения

История дорожных знаков. Разметка проезжей части улиц и дорог. Движение пешеходов индивидуально, группами и в колоннах. Назначение номерных и опознавательных знаков, надписей на транспортных средствах. Остановочный путь автомобиля.

Требования к уровню усвоения знаний:

Знать:

Знать: правила дорожного движения, правила движения учащихся в группе и в колонне, правила перевозки людей, знаки дорожного движения, дорожную разметку и её характеристику.

Уметь: соблюдать правила личной безопасности на дорогах.

- методику организации дорожного движения в городе;

- виды, причины и правила поведения при дорожно-транспортном происшествии;

- участников дорожного движения, общие положения правил дорожного движения, краткую характеристику современного транспорта, правила безопасного поведения участников дорожного движения.

Уметь:

- грамотно действовать в ситуациях при дорожно-транспортных происшествиях.

II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (2 часа +2 часа резерв)

Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здоровья человека.

Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком.

Приёмы и средства оказания первой медицинской помощи при травмах.

Приёмы и средства оказания первой медицинской помощи при утоплении.

Требования к уровню усвоения знаний:

Знать:

- приёмы и правила оказания первой медицинской помощи при различных видах травм, отравлении АХОВ и утоплении;

- общую характеристику различных повреждений и травм.

Уметь:

- анализировать возможные последствия различных повреждений и травм;

- оказывать первую медицинскую помощь при отравлении АХОВ, различных видах травм.

ПI.Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях

(5 часов +6 часов резерв)

Общие понятия о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения.

Потенциально опасные объекты экономики. Аварии на радиационно-опасных объектах.

Последствия аварии на Чернобыльской АЭС.

Аварии на химически опасных объектах. Причины их возникновения и возможные последствия. Обеспечение химической защиты населения.

Аварии на пожаровзрывоопасных объектах экономики. Профилактика пожаров. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на данных объектах.

Аварии на гидродинамических объектах. Рекомендации специалистов по обеспечению защиты населения от их последствий.

Требования к уровню усвоения знаний:

Знать:

- причины возникновения ЧС техногенного характера и их возможные последствия;

- потенциальные опасности от чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

- потенциально опасные объекты в районе проживания.

Уметь:

- перечислять последовательность действий при возникновении угрозы чрезвычайной ситуации техногенного характера и во время данной ситуации;

- различать ЧС техногенного характера в соответствии с их классификацией.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (9 КЛАСС)

I. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

(5 часов + 19 часов резерв)

1. Национальная безопасность Российской Федерации

  1. Россия в мировом сообществе. Страны и организации в современном мире, с которыми Россия успешно сотрудничает. Значение для России сотрудничества со странами СНГ. Роль молодого поколения России в развитии нашей страны.

  2. Национальные интересы России в современном мире и их содержание. Степень влияния каждого человека на национальную безопасность России.

  1. Основные угрозы национальным интересам России, влияние определенного поведения каждого человека на национальную безопасность России.

  2. Значение формирования общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения национальной безопасности России.

Требования к уровню усвоения знаний:

Знать:

- основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства;

- что национальная безопасность России во многом зависит от уровня культуры в области безопасности каждого человека.

Уметь:

- доступно объяснять основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации

2. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера как угроза национальной безопасности России

  1. Опасные и чрезвычайные ситуации характерные для Оренбургской области, общие понятия и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций, основные причины увеличения их числа. Масштабы и последствия чрезвычайных ситуаций для жизнедеятельности человека.

  2. Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия. Виды чрезвычайных ситуаций природного происхождения.

  3. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия. Значение человеческого фактора для предупреждения техногенных аварий и катастроф.

Требования к уровню усвоения знаний:

Знать:

- потенциальные опасности от наиболее часто возникающих чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствия и классификацию.

Уметь:

- предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность.

3. Современные проблемы безопасности социального характера

  1. Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Роль Вооруженных Сил России в обеспечении национальной безопасности страны.

  2. Международный терроризм - угроза национальной безопасности России.

  3. Религиозная безопасность общества. Профилактика религиозного экстремизма.

  4. Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма.

  5. Виды террористических актов, их цели и способы осуществления.

Подразделение терроризма по видам в зависимости от целей, которые преследуют преступники. Международный терроризм и его основные особенности.

  1. Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. Основные органы исполнительной федеральной власти, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом. Основные задачи гражданской обороны по защите населения от террористических актов.

  2. Система борьбы с терроризмом. Существующие в мировой практике формы борьбы с терроризмом. Организация информирования населения о террористической акции. Уголовная ответственность, предусмотренная за участие в террористической деятельности.

3.8. Правила поведения при угрозе террористического акта.

Подготовка к экстренной эвакуации. Помощь больным и престарелым. Подготовка медицинских средств оказания первой медицинской помощи. Постоянное прослушивание средств массовой информации. Создание запаса продуктов и воды.

3.9. Государственная политика противодействия распространению наркомании. Основные меры, принимаемые в России для борьбы с наркоманией. Наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, за сбыт наркотических средств и за склонение к употреблению наркотических средств. Профилактика наркомании.

Требования к уровню усвоения знаний:

Знать:

- потенциальные опасности от наиболее часто возникающих чрезвычайных ситуаций социального характера, их последствия и классификацию;

- современные проблемы безопасности от военных угроз России, международного терроризма, религиозного и национального экстремизма;

- правила поведения при захвате в заложники или похищении;

- последствия наркомании и её влияние на национальную безопасность России.

Уметь:

- предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;

- соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей;

- вырабатывать варианты своего поведения при угрозе возникновения теракта.

  1. Культура здорового образа жизни

4.1Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Определение, данное здоровью в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Основные факторы, оказывающие существенное влияние на здоровье человека. Взаимосвязь, существующая между духовной, физической и социальной составляющими здоровья человека. Психологическое и соматическое здоровье.

4.2Психологическое здоровье обучающихся (профилактика экзаменационного стресса).

4.3Здоровый образ жизни и его составляющие. Способы оценки состояния своего здоровья. Роль здорового образа жизни в формировании у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности.

4.4Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.

Требования к уровню усвоения знаний:

Знать:

- особенности индивидуального и репродуктивного здоровья;

- способы оценки состояния своего здоровья в домашних условиях.

Уметь:

- характеризовать социально-демографические процессы и сопоставлять их с безопасностью государства;

- описывать составляющие здорового образа жизни;

- анализировать состояние своего здоровья.

5. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье

Ранние половые связи и их последствия. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Инфекции, передаваемые половым путём.

Требования к уровню усвоения знаний:

Знать:

- основные факторы, разрушающие здоровье:

- последствия для здоровья человека ранних половых связей;

- профилактику ВИЧ-инфекции.

Уметь:

- выявлять ситуации, потенциально опасные для здоровья.

6. Правила дорожного двжения

Ответственность за нарушение Правил дорожного движения. История автомототранспорта и предпринимаемые меры по обеспечению безопасности. Правила дорожного движения и история их создания. Перевозка грузов. Предупредительные сигналы водителей. Движение в темное время суток. Влияние погодных условий на безопасность дорожного движения.

Требования к уровню усвоения знаний:

Знать:

- основные направления государственной политики в области обеспечения дорожно-транспортной безопасности;

- правила безопасного поведения на дорогах.

Уметь:

- оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

II. Оказание первой медицинской помощи (1 час + 1 час резерв)

Первая медицинская помощь при массовых поражениях. Первая медицинская помощь при передозировке от приёма психоактивных веществ.

Требования к уровню усвоения знаний:

Уметь:

- оказывать первую медицинскую помощь при массовых поражениях.

ПI.Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях

(5 часов +4 часа резерв)

1. Организационные основы по защите населения страны от
чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основные задачи, решаемые РСЧС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороны страны. Основные факторы, определяющие развитие гражданской обороны в настоящее время.

МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС России в формировании культуры в области безопасности жизнедеятельности населения страны.

Требования к уровню усвоения знаний:

Знать:

- правовые основы обеспечения защиты населения страны от ЧС.

- организацию защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени в России.

Уметь:

- действовать при оповещении об угрозе чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации.

2. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Основное предназначение проведения системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Централизованная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях; единая дежурно- диспетчерская служба на базе телефона 01. Создание локальных и автоматизированных систем оповещения.

Эвакуация населения. Классификация мероприятий по эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций. Экстренная эвакуация. Заблаговременные мероприятия, проводимые человеком по подготовке к эвакуации.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.

Требования к уровню усвоения знаний:

Знать:

- организацию защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени в России.

- правила оповещения и эвакуации населения, правила пользования средствами защиты.

Уметь:

- действовать при оповещении об угрозе чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации;

- пользоваться средствами индивидуальной защиты.

3.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне ученик должен

знать

  • основы здорового образа жизни и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье, вредные привычки и их профилактику;

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

  • основы безопасной жизнедеятельности в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного происхождения;

  • основные задачи РСЧС и гражданской обороны;

  • основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности населения и порядок взаимодействия населения с этими службами;

уметь и применять в практической деятельности и повседневной жизни

  • правильно действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

  • соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

  • выполнять правила дорожного движения (в части правил, касающейся пешехода, велосипедиста, водителя мопеда);

  • правильно пользоваться бытовыми приборами и инструментами, бытовыми приборами контроля качества окружающей среды и продуктов питания;

  • соблюдать меры предосторожности и правила поведения пассажиров в общественном транспорте;

  • соблюдать меры предосторожности и правила поведения в криминогенной ситуации и в местах большого скопления людей, применять элементарные способы самозащиты в конкретной ситуации криминогенного характера;

  • проявлять бдительность и правильно действовать в случае угрозы террористического акта;

  • правильно пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, индивидуальной медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

  • оказывать первую медицинскую помощь в неотложных случаях;

  • ориентироваться на местности, подавать сигналы бедствия, добывать огонь, воду и пищу, строить укрытие (жилище) в случае вынужденного (автономного) пребывания в природной среде;

  • правильно действовать в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного происхождения;

  • правильно действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей, ценностей и продуктов питания в случае эвакуации населения;

  • обращаться за помощью в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

4.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Средствами оснащения кабинета ОБЖ являются:

  1. Учебно-методическая литература.

  2. Технические средства обучения.

  3. Средства программного обучения и контроля знаний.

  4. Макеты, муляжи, модели.

  5. Тренажеры.

  6. Стенды, плакаты.

  7. Средства индивидуальной защиты.

  8. Аудиовизуальные пособия.


  1. Учебно-методическая литература

Нормативно - правовые документы

  • Конституция Российской Федерации

  • Правила дорожного движения Российской Федерации

  • Семейный кодекс Российской Федерации

  • Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.

  • Уголовный кодекс Российской Федерации

  • Федеральный закон «О гражданской обороне»

  • Закон «Об образовании»

  • Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»

  • Федеральный закон «О пожарной безопасности»

  • Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»

  • Федеральный закон «О противодействии терроризму»

  • Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»

Учебная литература

  • Комплексная программа 5 - 11 классы/А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников; под общей ред. А.Т.Смирнова. - М.: Просвещение, 2011 г.

  • Пособие для учителя «Обучение правилам дорожного движения. 5-9 классы».

  • Пособие для учителя «Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 5-11 классы».

  • Пособие для учителя «Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные разработки.5-9 классы».

  • Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 5 кл., 6 кл., 7 кл., 8 кл., 9 кл. общеобразовательных учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под общ. ред. А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2014-2015г.


  1. Технические средства обучения

Мультимедийный компьютер

Сканер

Принтер

Мультимедиапроектор

Экран


  1. Средства программного обучения и контроля

  • Компьютерные программы и пособия по учебному разделу «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций».

  • Компьютерные программы и пособия по учебному разделу «Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи».

  • Компьютерное учебное пособие «Безопасность на улицах и дорогах».

  • Компьютерные тесты


  1. Стенды, плакаты

  • Дорожные знаки

  • Пожарная безопасность

  • Безопасность в быту

  • Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях

  • Активный отдых на природе

  • Опасные ситуации в природных условиях

  • Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

  • Правила безопасного поведения при землетрясении

  • Правила безопасного поведения при наводнении

  • Правила безопасного поведения при аварии радиационно опасном объекте

  • Правила безопасного поведения при аварии на химически опасном объекте

  • Первая помощь при массовых поражениях

  • Правила транспортировки пострадавших

  • Основы медицинских знаний и правила оказания первой.

  • Терроризм

  1. Средства индивидуальной защиты

Средства защиты дыхания

  • Ватно - марлевые повязки

  • Респираторы

  • Противогазы

Средства защиты кожи

  • Изолирующие ОЗК

Медицинское имущество


  • Санитарная сумка

  • Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 7 м*14 м

  • Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 5 м*10 м

  • Шина лестничная для рук, ног

  • Жгут кровоостанавливающий эластичный

  • Носилки санитарные

  1. Аудиовизуальные пособия

  • Основы ГО. Организация и методика обучения.

  • Современное стрелковое оружие

  • СИЗ.

  • Защита от отравляющих веществ.

  • ЧС в районе школы. Пожар. Авария на химически опасном предприятии.

  • Действия населения в случае наводнения.

  • Безопасность детей в транспортном мире

  • ПДД

  • Безопасность на воде

  • Первая помощь при травмах

  • Первая помощь при кровотечениях

  • Первая помощь при ожогах

  • Применение огнетушителей и правила пользования ими.

Помещение кабинета основ безопасности жизнедеятельности удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 178-02). Помещение оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки учащихся.











5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Программы образовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа 5-11 классы / под общ. ред. А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2011.

  2. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 5 кл., 6 кл., 7 кл., 8 кл., 9 кл. общеобразовательных учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под общ. ред. А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2010-2013.

  3. Акимов В. А. Основы анализа и управления рисков в природной и техногенной сферах: учеб. пособие в системе образования МЧС России и РСЧС / В. А. Акимов. - М., 2004. .

  4. Гражданская защита: энцикл. словарь / [Ю. Л. Воробьев и др.; под общ. ред. С. К. Шойгу]. - М., 2005.

  5. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях / под общ. ред. М. И. Фалеева. - Калуга, 2001.

  6. Игровые классные часы. Правила пожарной безопасности (5 - 11 классы)/ Е.Н. Дубровская - М.: Педагогическое общество России, 2007.

  7. Литература для учителя авт-сост. Г.П.Попова. Волгоград: Учитель,2009г. ОБЖ 5-8 кл. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками

  8. Макеева А. Г. Все цвета, кроме черного: семейная профилактика наркотизма школьников: кн. для родителей / А. Г. Макеева. - М., 2005.

  9. Макеева А. Г. Все цвета, кроме черного: педагогическая профилактика наркотизма школьников: метод, пособие для учителя: 7-9 кл. /А. Г. Макеева. - М., 2005.

  10. Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления / под общ. ред. А. Н. Гаранского. - М., 2003.

  11. Основы безопасности жизнедеятельности: сб. заданий для проведения экзаменов в 9 кл. / [А. Т. Смирнов, М. В. Маслов, Б. И. Мишин; под общ. ред. А. Т. Смирнова]. - М., 2006.

  12. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник/ [А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюбов; под общ. ред. А. Т. Смирнова]. - М., 2007.

  13. Пожарная безопасность в школе: методическое пособие/Л.Ю. Скрипник. 3-е изд. М,: Айрис - пресс,2006.

  14. Противодействие терроризму: учеб.-метод, пособие / под общ. ред. Ю. С. Паткевича. - Ижевск, 2004.

  15. Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению правил дорожного движения/ авт. - сост. В.Е. Амелина. - М.: Глобус,2006.

  16. Топорова И.К., С.С.Соловьев М.: Изд-во «Экзамен», 2010 г. ОБЖ тесты:

  17. Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации: Официальное издание. - М., 2006. - № 11.

  18. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ: метод, пособие /А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин. - М., 2002.


Сайты, используемые при подготовке уроков, сообщений, докладов и рефератов.

Название сайта

Электронный адрес

Российское образование" Федеральный портал»

edu.ru

Российский общеобразовательный портал

school.edu

МЧС России

emercom.gov.ru

Министерство образования и науки РФ

mon.gov.ru/

Портал компании «Кирилл и Мефодий»

km.ru

Образовательный портал «Учеба»

uroki.ru

Издательский дом «1 сентября»

1september.ru

Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября)

festival.1september.ru

Энциклопедия безопасности

opasno.net

Личная безопасность

personal-safety.redut-7.ru

Образовательные ресурсы Интернета-Безопасность жизнедеятельности

alleng.ru

«Мой компас» (безопасность ребёнка)

moikompas.ru/compas/bezopasnost_det

27


© 2010-2022