• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Организация создания, использования и пополнения за-пасов (резервов) материально-технических, продоволь-ственных, медицинских, финансовых и иных средств в интересах ГО, предупреждения и ликвидации последст-вий ЧС

Организация создания, использования и пополнения за-пасов (резервов) материально-технических, продоволь-ственных, медицинских, финансовых и иных средств в интересах ГО, предупреждения и ликвидации последст-вий ЧС

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

37

Учебно-методический центр по гражданской обороне

и чрезвычайным ситуациям













Методическая разработка

для проведения лекционного занятия с должностными лицами и

специалистами гражданской обороны и территориальной подсистемы РСЧС


Тема № 23 "Организация создания, использования и пополнения запасов (резервов) материально- технических, продовольственных, медицинских, финансовых и иных средств в интересах ГО, предупреждения и ликвидации последствий ЧС".




Время: 2 часа







г. Ульяновск

Тема № 23 "Организация создания, использования и пополнения запасов (резервов) материально- технических, продовольственных, медицинских, финансовых и иных средств в интересах ГО, (предупреждения и ликвидации последствий ЧС)"

Учебные цели занятия:

1. Глубже и конкретнее изучить со слушателями организацию и порядок материально-технического, продовольственного, медицинского и других видов обеспечения мероприятий в интересах ГО и ликвидации последствий ЧС.

2. Глубже изучить порядок использования, хранения, восполнения резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС, особенности организации работы специальных подразделений, служб материального обеспечения, напомнить нормы довольствия и сроки использования некоторого имущества и средств для ликвидации ЧС.

Метод проведения занятия: лекция

Место проведения занятия: учебный кабинет

Время, отводимое на занятия: 2 часа

Нормативно-правовые акты:

1. Федеральный Закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" № 68 - ФЗ от 21.12.94 г. (в редакции ФЗ № 122 от 22.08.2004г.)

2. Федеральный Закон РФ № 28-ФЗ от 12.02.98 "О гражданской обороне" (ред. ФЗ №122 от 2208.2004 года, ред. ФЗ №103 от 19.06.2007 года)

3. . Федеральный Закон "О государственном материальном резерве" № 79 - ФЗ от 29.12.94 г.

4. Постановление Правительства РФ "О мерах по накоплению и использованию имущества ГО" № 330- 15 от 14.04.99 г.

5. Постановление Правительства РФ "О накоплении, хранении и использовании в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств" № 379 от 24.04.2000 г. ( в редакции ПП РФ № 49 от 1.02.2005г).

6. Постановление Правительства РФ № 750 от 13.10.2008 г. «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий.

7. Приказ МЧС РФ № 993 от 21.12 2005г « Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты»

8. Постановление Правительства Ульяновской области № 32 от 7.02.06г (с изм. от 20.07.03, 23.11.2006) «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера».

9. Постановление Главы администрации Ульяновской области № 114 от 29.08.2003г «Об утверждении Положения о накоплении, хранении и использовании средств радиационной, химической и биологической защиты в организациях Ульяновской области».

Перечень используемой литературы:

  1. Материально-техническое обеспечение сил и мероприятий РСЧС и ГО в современных условиях. А. Семиренко. М.: АГЗ МЧС г. Новогорск, 2001 г.

2.Методическое пособие по организации материального обеспечения РСЧС. ПУРЦ г. Екатеринбург, 2002 г.

  1. Методическая разработка по теме № 23.



Организационно-методические указания:

Последовательно раскрыть сущность и основные задачи материально-технического обеспечения сил и мероприятий ГО и РСЧС, пути разрешения экономических противоречий, свойственных современному этапу развития общества. Учесть категорию обучаемых. Особое внимание обратить на уяснение слушателями вопросов ответственности конкретных уровней и органов РСЧС за накопление и использование ресурсов материально-технического и иного обеспечения сил и мероприятий ГО и РСЧС.

Занятие закончить подведением итогов. Преподаватель отмечает недостатки, положительные результаты, отвечает на вопросы слушателей и дает задание на самоподготовку.















Учебные вопросы и расчет учебного времени:

№ п/п

Наименование учебных вопросов

Время

(мин.)

Страница

I.

Вступительная часть:

Проверить готовность слушателей к занятию. Объявить тему и учебные цели

5

6-7

II.

Основная часть:

80


  1. Первый учебный вопрос:

Виды, номенклатура и объем резервов (запасов) материальных и финансовых ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также выполнения мероприятий ГО и РСЧС. Проведение контроля за их созданием, хранением, использованием и восполнением.

20

8-18

  1. Второй учебный вопрос:

Силы ГО и РСЧС, предназначенные для материального обеспечения, их состав и задачи. Медицинские средства защиты, их состав, порядок накопления, хранения и выдачи. Порядок создания, использования и восполнения резервов (запасов) финансовых, материально-технических, продовольственных и иных средств в интересах ГО, а также для предупреждения и ликвидации ЧС.

40

19-34

3. Третий учебный вопрос:

Перечень имущества ГО, хранящегося на складах. Организация количественного и качественного учета. Техническое обеспечение, консервация при длительном хранении. Сроки освежения, проведения лабораторных испытаний.

20

35-36

III.

Заключительная часть:

Подвести итоги занятия

5

36

IV.

Приложения:

Презентация темы

1. Фрагмент фильма «Сокрушительный резерв».

2. Примерная номенклатура средств продовольственного, вещевого снабжения населения (а также рекомендуемая номенклатура средств защиты населения, находящегося в районах затопления, ожидаемых пожаров, радиационного, химического или бактериологического заражения).





37-42






Содержание занятия

I. Вступительная часть: 5 минут

Опыт организации противодействия чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера убедительно свидетельствует о неопределенности места, времени возникновения и масштабов возникшего бедствия. Вместе с тем, очевидной является необходимость немедленного реагирования на возникшую чрезвычайную ситуацию и принятия мер по ликвидации ее последствий. Для этого, как правило, требуется безотлагательное привлечение к аварийно-спасательным и другим неотложным работам значительного количества техники, материальных средств и людей, а в общем - больших объемов трудовых, финансовых и материальных ресурсов. Отсюда напрашивается естественный вывод о необходимости постоянного содержания в резервах этих ресурсов, используемых в законодательно установленном порядке исключительно в интересах обеспечения ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций. Попытки создания запасов продовольствия в России, нередко подвергавшейся неурожаям и голоду, уходят вглубь истории вплоть до XVI века, когда начали создавать государственные запасы хлеба, покрывавшие трехлетнюю потребность населения городов. Ежегодно треть создаваемых запасов продавали и вместо них заготавливали свежий хлеб. В последующем система создания государственных запасов совершенствовалась, приобретала соответствующие организационные формы, получала необходимое законодательное обеспечение. Происходил рост их объемов и номенклатуры, расширялась сфера использования накапливаемых в резерве материальных ресурсов. В декабре 1990г. в составе государственного материального резерва были образованы запасы материальных ресурсов, предназначенных для использования при проведении работ по ликвидации последствий стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф. Чрезвычайные ситуации, возникающие в мирное время в результате стихийных бедствий, производственных аварий, катастроф и сопровождающие разрушением зданий, сооружений, инженерных коммуникаций, промышленных и энергетических объектов, гибелью людей, материальных ценностей требуют применения экстренных мер по ликвидации их последствий и в первую очередь проведения аварийно - спасательных и других неотложных работ. Для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ привлекаются силы и средства РСЧС: формирования гражданской обороны Российской Федерации регионального, муниципального и объектового уровней, формирования ведомственных спасательных служб, НАСФ и техника организаций, учреждений и предприятий. Работа органов управления, руководителей аварийно­-спасательных формирований по организации аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) в чрезвычайных ситуациях может проходить в условиях отсутствия полных данных об обстановке на маршрутах ввода, на назначенных участках (объектах) работ, возможно неполного сосредоточения подразделений в исходном районе после совершения марша (перевозки) из пункта постоянной дислокации, расходования части запасов материальных средств. Обстановка, возникающая в результате ЧС, характеризуются резким несоответствием между потребностью в материальных средствах и его наличием в зоне ЧС. В такой обстановке, бесперебойное материальное обеспечение сил, привлекаемых для ликвидации последствий ЧС, является одним из основных условий успешного ведения аварийно - спасательных и других неотложных работ в зонах ЧС. Резервирование финансовых и материальных средств, специально предназначенных для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, хотя и является непростой задачей для органов государственного управления всех уровней, органов местного самоуправления и организаций, но экономическая эффективность, проявляющаяся при использовании заблаговременно зарезервированных материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, всегда оказывается оправдывающей немалые затраты и издержки при организации их хранения и постоянном поддержании в готовности к использованию по предназначению.

II. Основная часть: 80 минут

Первый учебный вопрос - 20 минут

«Виды, номенклатура и объем резервов (запасов) материальных и финансовых ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также выполнения мероприятий ГО и РСЧС. Проведение контроля за их содержанием, хранением, использованием и восполнением»

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" каждый субъект Российской Федерации обязан иметь два вида резервов - финансовый и материальный, которые используются при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Материальные и финансовые резервы используются для проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ, обеспечения деятельности временных пунктов размещения и питания пострадавших, выплат единовременной помощи, а также других первоочередных мероприятий. Разрушительное землетрясение в г. Невельске Сахалинской области в августе 2007 года показало, что сегодня такие резервы имеются в достаточных объемах не во всех субъектах РФ. В частности, на Сахалине номенклатура и объемы материальных ресурсов резерва администрации области были определены без учета прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, а резерв материальных ресурсов на муниципальном уровне вообще отсутствовал.

Для обеспечения действий сил РСЧС при ликвидации ЧС и жизнеобеспечения населения создаются следующие виды резервов материальных ресурсов:

- федеральные резервы - резервы материальных ресурсов для обеспечения первоочередных работ по ликвидации ЧС в составе государственного материального резерва, решением Правительства Российской Федерации за счет федерального бюджета;

- ведомственные резервы - резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти, решением федеральных органов исполнительной власти за их счет;

- региональные резервы - резервы материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, решением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет бюджета самого субъекта;

- муниципальные резервы - резервы материальных ресурсов органов местного самоуправления за счет средств местного бюджета;

- объектовые резервы - резервы материальных ресурсов предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно - правовых форм собственности, решением администрации предприятий, учреждений и организаций за счет собственных средств.

Под финансовым резервом имеются в виду денежные средства, находящиеся в распоряжении государственных и муниципальных органов, а также предприятий, учреждений, организаций для осуществления возникающих дополнительных непредвиденных расходов, устранения временных финансовых затруднений и обеспечения нормальных условий деятельности этих органов и организаций. Финансовые резервы на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, как следует из их названия, предназначены для финансового покрытия нужд, связанных с возникающими чрезвычайными ситуациями в текущем финансовом году. Только для МЧС России как для министерства, специализирующегося на противодействии чрезвычайным ситуациям, бюджетом страны предусматривается целевой финансовый резерв для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Этот резерв представляет собой выделенные МЧС России бюджетные средства для покрытия части государственных потребностей, которые могут возникнуть в случае чрезвычайной ситуации. Средства резерва могут быть использованы распорядителем бюджета - МЧС России - только с целью, обозначенной в названии резерва. Ограниченные возможности финансирования мероприятий, находящихся в компетенции МЧС России, не позволяют реализовать многие проекты, обеспечивающие защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Например, бюджетами всех уровней бюджетной системы Российской Федерации не предусматривается выделение денежных средств на мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в том числе на такие ключевые потребности как финансирование мониторинга и прогнозирования. Практически каждый субъект Российской Федерации по-своему подходит к созданию своего резервного фонда финансовых средств, но большинство их них сходятся на положительной оценке перспектив использования в этих целях страховых фондов в соответствии с рекомендациями постановления Правительства Российской Федерации, утвердившего "Правила выделения средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий". Представляют интерес взгляды на данную проблему администрации и органов управления ГОЧС Челябинской области, которые справедливо считают, что развитие рынка страхования опасных производственных объектов выполняет важную социальную функцию, гарантируя законную компенсацию и твердую уверенность, что предприятие, на котором произошла авария, сможет восстановиться и возобновить производство.

Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются для экстренного привлечения материальных средств в интересах проведения в зоне чрезвычайной ситуации аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов устанавливаются создавшими их органами с учетом повторяемости, масштабов и характера чрезвычайных ситуаций, наиболее характерных для конкретного региона, местности, объекта экономики; анализа статистических данных, из которого делаются выводы о потребных материальных ресурсах в составе создаваемых резервов; экспертных оценок и иной информации. Та часть резервов материальных ресурсов, которая используется для проведения неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций и для жизнеобеспечения пострадавшего населения, по номенклатуре и объему определяется в зависимости от типов и масштабов чрезвычайных ситуаций, продолжительности периода жизнеобеспечения, в течение которого должно осуществляться устойчивое снабжение населения по нормам чрезвычайных ситуаций и по другим условиям складывающейся обстановки. По опыту установлено, что продолжительность периода жизнеобеспечения пострадавших составляет при чрезвычайных ситуациях локального и муниципального масштабов - до 7 суток, территориального и регионального - до 14-20 суток.

Размеры резервных фондов в бюджетах субъектов Российской Федерации устанавливаются органами законодательной (представительной) власти соответствующих субъектов Российской Федерации при утверждении их бюджетов на очередной финансовый год. Распределение резервных средств отнесено к компетенции соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям, а контроль за формированием и использованием средств - комитетов по экономике.

Резервы создаются в размерах:

на 3 суток на одного укрываемого в убежищах, подвижных пунктах продовольственного снабжения; на пунктах управления города, района, объекта.

на 15 суток - в столовых, лечебных и детских учреждениях, пунктах

управления области;

Вопросы резервов ведомственной принадлежности можно наглядно рассмотреть на примере резерва материальных ресурсов МЧС России, или как его еще называют, резерва Министра.

Резерв материальных ресурсов МЧС России для ликвидации чрезвычайных ситуаций имеет статус резерва федерального органа исполнительной власти.

В состав резерва МЧС России (резерв Министра) входят:

- средства радиационной и химической защиты;

- инженерное имущество;

- медицинское имущество;

- вещевое имущество;

- средства связи;

- другие материальные ресурсы по решению Министра.

Резервы других федеральных министерств и ведомств могут содержать эти, но, преимущественно, включают другие материальные ресурсы, характерные для их профиля деятельности, например, продовольствие, нефтепродукты, технологическую оснастку и инструменты, сборные конструкции, изделия из черных и цветных металлов, лесоматериалы, ткани и нетканые материалы и многое другое, необходимое для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Резерв МЧС России используется для:

- улучшения материально-технического обеспечения соединений и воинских частей гражданской обороны Российской Федерации, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- усиления материально-технического обеспечения поисково-спасательных служб, участвующих в этих работах;

- улучшения материально-технического обеспечения медицинских подразделений и организаций, оказывающих первую медицинскую и первую врачебную помощь при ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- расширения фронта работ воинских частей гражданской обороны, поисково-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований в зоне чрезвычайной ситуации, а также для восполнения естественной убыли материальных ресурсов в ходе этих работ;

- оказание помощи воинским частям и поисково-спасательным службам в быстром восстановлении способности к выполнению возложенных на них задач;

- решения других внезапно возникших задач.

Предусмотреть заранее все случаи использования этого резерва в связи с потребностями министерства при чрезвычайных ситуациях невозможно, однако

его назначение - для ликвидации чрезвычайных ситуаций - позволяет четко определить обоснованность задействования резерва в тех или иных случаях.

Работа с резервом включает:

- определение номенклатуры и объектов материальных ресурсов резерва;

- производство закупок и накопления материальных ресурсов в резерве, их

учет;

- хранение и обслуживание хранящихся в резерве материальных ресурсов;

- освежение и замена материальных ресурсов;

- организация выпуска материальных ресурсов из резерва;

- восполнение израсходованных материальных ресурсов.

Для организации всех этих работ, а также руководства ими в аппарате МЧС России имеется специальное подразделение. Резерв МЧС России накапливается за счет финансовых средств федерального бюджета Российской Федерации в пределах установленного объема годового финансирования на закупку продукции для государственных нужд, а также за счет целевого финансирования воинских частей гражданской обороны на эти цели и использования высвободившихся материальных средств их неприкосновенного запаса и текущего довольствия.

Финансовые органы МЧС России при формировании предложений к проекту федерального бюджета на соответствующий год по структуре расходов предусматривают ассигнования для закупки и закладки материальных ресурсов в этом резерве.

Заказы на поставку материальных ресурсов в резерв Министра размещаются на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм поставщиков материальных ресурсов.

Резерв МЧС России размещается на базах региональных органов управления

Министерства - каждого регионального центра по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Независимо от места размещения, резерв является федеральной собственностью и принадлежит МЧС России на правах федерального управления.

Обычно резерв материальных ресурсов хранится в воинских частях войск гражданской обороны, подчиненных тому или иному региональному центру. Доставка материальных ресурсов до места назначения (хранения) производится железнодорожным, водным, воздушным и автомобильным транспортом или самовывозом транспортными средствами воинских частей гражданской обороны в соответствии с условиями договоров на поставку материальных ресурсов

Запасы предназначены для первоочередного обеспечения населения в военное время, а также для оснащения соединений и воинских частей войск ГО и НАСФ при проведение АСДНР в случае возникновения опасности при ведении военных действий или вследствие этих действий. Запасы накапливаются заблаговременно в мирное время и хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности. Не допускается хранение запасов с истекшим сроком годности.

Номенклатура и объем запасов определяются:

- для обеспечения соединений и воинских частей ГО - табелями (нормами)

их оснащения с учетом требований, установленных Инструкцией о порядке накопления, хранения, учета и восполнения резерва материальных ресурсов МЧС РФ (резерв Министра), утвержденной приказом МЧС РФ от 8.04.1998г. № 229ДСП и другими нормативными документами министерства;

- для обеспечения формирований ГО - исходя из норм оснащения установленными Методическими рекомендациями, утвержденными Директивой МЧС РФ от 3.04.2000г. № 33-860-14, и потребности обеспечения их дей­ствий в соответствии с планами ГО всех уровней исполнительной власти и организаций;

- для обеспечения защиты рабочих, служащих и населения - исходя из прогнозируемых условий жизнедеятельности в военное время и характера опасностей возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

При определении номенклатуры и объемов запасов должны учитываться имеющиеся материальные ресурсы, накопленные для ликвидации ЧС природного и техногенного характера (в ред. ПП РФ № 49 от 4.02.2005г.).

Складские помещения, используемые для хранения запасов, должны удовлетворять соответствующим требованиям нормативно-технической документации (стандартам, ТУ и тд.). Финансирование работ осуществляется из соответствующих бюджетов и за счет средств организаций по статье «Гражданская оборона».

Состав, номенклатура запасов, включает в себя запасы:

- материально-технических средств;

- продовольствия;

- вещевого имущества;

- строительное имущество;

- ГСМ и т.д.

Запасы материально-технических средств включают:

- специально и автотранспортную технику;

- средства малой механизации;

- оборудование;

- продовольствие, вещевое имущество;

- приборы РХР и РДК; другие средства (по табелю оснащения НАСФ)

К запасам продовольствия относятся:

- мука, крупы;

- консервы (мясные, рыбные, растительные и др.);

- соль, сахар, чай;

- другие наименования в соответствии с «Нормами снабжения населения

в военное время».

Запасы вещевого имущества - это:

- зимние и летние палатки;

- кровати;

- зимняя и летняя одежда;

- белье, постельные принадлежности;

- головные уборы;

- обувь;

- другие наименования в соответствии с «Нормами снабжения населения в

военное время».

К запасам строительных материалов и оборудования относятся:

- лес строительный;

- трубы, кабели, краны;

- кровельные материалы;

цемент, стекло, кирпич, песок;

- ЖБИ;

- арматура и другие материалы.

Запасы ГСМ включают:

- бензин (различных марок), масла и смазки;

керосин;

- ДТ;

- ДДТ;

- мазут.

Необходимо отметить, что при закладке продовольствия исходят из расчета на трое суток для НАСФ, с учетом возможных санитарных потерь.

МТС для строительства ЗС, в том числе быстро возводимых убежищ не накапливаются, а их поставка обеспечивается в соответствии с Планами мероприятий ГО, утвержденными в составе мобилизационных Планов экономики.

Каков порядок определения номенклатуры создаваемых в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских, и иных средств?

Номенклатура запасов определяется создающими их органами и организациями исходя из:

- возможного характера военных действий на территории РФ;

- вероятного ущерба ОЭ и инфраструктуре;

- природных, экономических и иных особенностей территорий;

- условий размещения организаций и других исходных данных, принятых для разработки планов ГО.

Номенклатура средств для защиты населения должна определяться с

учетом прогнозируемых факторов поражения и включать, в том числе:

- в районах ожидаемого затопления - индивидуальные спасательные средства (спасательные жилеты, спасательные круги, лодки и др. средства согласно приложения № 2);

- в районах биологического заражения - банно-прачечные предприятия, подвижные дезинфекционные душевые установки, оборудования и средства для физического и химического способов дезинфекции, выделяемых территориальными санитарно-эпидемическими станциями, и другие средства согласно приложения № 2;

- в районах радиоактивного заражения - СИЗ, приборы радиационной разведки и средства химического, физического и механического способов дезактивации и другие средства согласно приложения № 2;

- в районах ожидаемого химического заражения - СИЗ дыхательных путей,

индивидуальные противохимические пакеты, запасы дегазационных средств и другие средства согласно приложения № 2;

- в районах ожидаемых пожаров - запасы противопожарных средств, емкости для запасов воды, запасы других средств согласно приложения № 2;

Номенклатура коллективных средств защиты населения должна включать средства для оборудования (укомплектования) защитных сооружений, в том числе быстро возводимых убежищ и простейших укрытий (строительные материалы, комплектующие оборудования, аптечки, индивидуальные медицинские пакеты, запасы медикаментов и воды).

Для медицинского обеспечения населения используется имеющиеся медицинское и санитарно-хозяйственное имущество и резервы медицинского имущества, накопленные по планам Минздрава РФ для ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

Для эвакуации населения должно предусматриваться выделение транспортных средств и создание запасов СИЗ. Вещи и другие предметы первой необходимости эвакуируемое население берет с собой из имеющихся в домашнем хозяйстве или приобретаемых в пунктах торговли, организуемых органами местного самоуправления.

Определение конкретной номенклатуры материальных средств в целях ГО осуществляют с учетом местных условий и специфики своей деятельности соответствующие органы исполнительной власти с информированием об этом подразделений, специально уполномоченных на решение задач в области ГО.






Второй учебный вопрос: 40 минут

«Силы ГО и РСЧС, предназначенные для материального обеспечения, их состав и задачи. Медицинские средства защиты, их состав, порядок накопления, хранения и выдачи. Порядок создания, использования и восполнения резервов (запасов) финансовых, материально - технических, продовольственных и иных средств в интересах ГО, а также для предупреждения и ликвидации ЧС»

Материально-техническое обеспечение является одним из условий успешного ведения АСДНР в зонах ЧС мирного и военного времени и организуется с целью:

- заблаговременной подготовки и поддержания постоянной готовности сил ГО и РСЧС;

- проведения эффективных мероприятий по защите населения, объектов

и материальных ценностей от ЧС;

- обеспечения проведения АСДНР в очагах поражения и в районах

аварий, катастроф и стихийных бедствий;

- создания необходимых условий для перевода всей системы ГО с мирного на военное время.

Материально-техническое обеспечение действий сил ГО и РСЧС организуются на основе прогнозирования сложившейся обстановки решением руководителей ГО (председателем КЧС и ОПБ) и распоряжением вышестоящего органа управления. Непосредственным исполнителем является начальник соответствующей службы ГО.

К основным видам материально-технического обеспечения относятся:

- транспортное обеспечение - имеет очень большое значение в случаях, когда необходим выезд формирований (для проведения разведки, АСДНР, перевозки материально-культурных ценностей, перевозке раненых и пораженных из очага к месту назначения и т.д.);

- медицинское обеспечение - обеспечение медицинским имуществом

подвижных формирований и учреждений медицинской службы ГО (на военное время), службы медицины катастроф (при ЧС природного и техногенного характера), а также всех формирований ГО и РСЧС и населения средствами индивидуальной медицинской защиты (АН - 2, ИПП - 8, ИПП - 9, пакетами перевязочными индивидуальными ППМ и т.д.);

- материальное (тыловое) обеспечение - это обеспечение техникой, СИЗ, приборами РДК, и РХР, средствами оповещения и связи, строительными материалами, инструментами, одеждой и обувью, продовольствием, ГСМ, а там где нет МСГО - медицинским имуществом;

Техническое обеспечение - для обеспечения и поддержания в исправном состоянии автотракторной (инженерной) техники.

Распределение функций руководящего состава по вопросам обеспечения:

- руководители ГО - осуществляют общее руководство;

- работник, уполномоченный на решение задач в области ГО - разрабатывает конкретные мероприятия, вносит их в план ГО, в план действий, организует взаимодействие сил, служб, участвующих в обеспечении мероприятий;

- начальники аварийно-спасательных служб - непосредственно организуют обеспечение мероприятий ГО и РСЧС силами своих служб.

Аварийно-спасательная служба - это служба, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, включая подготовку необходимых сил и средств и обеспечения действий НАСФ в ходе проведения АСДНР.

Основными задачами органов управления и аварийно спасательных служб по материально-техническому обеспечению сил ГО и РСЧС и пострадавшего населения в режиме повседневной деятельности являются:

- разработка и корректировка планов материального обеспечения действий по ликвидации ЧС;

- создание и подготовка служб и формирований МТО к выполнению задач при ликвидации последствий военных действий, стихийных бедствий и производственных аварий;

- усовершенствование и расширение в загородной зоне материально технической базы торговли, общественного питания и материального снабжения;

- создание запасов материальных средств, накопление специального имущества и техники ГО для оснащения формирований, выявление и учет местных и материальных ресурсов;

- закладка запасов продовольствия и медикаментов на ПУ;

- совершенствование способов защиты продовольствия и других материальных средств от ОМП и современных средств поражения;

- учет и приписка к формированиям штатно-табельной техники и имущества.

При проведении мероприятий по организации материального обеспечения действий сил ГО и РСЧС и жизнеобеспечения населения целесообразно руководствоваться следующими требованиями:

- запасы ресурсов жизнеобеспечения создавать в объемах, необходимых для удовлетворения потребностей сил ГО и РСЧС и пострадавшего населения по нормам ЧС, с учетом природных и других условий в зоне предполагаемых действий;

- в создаваемых ресурсах продовольствия предусмотреть запасы в виде сухого пайка с длительными сроками хранения;

- хранение ресурсов материально-технических средств осуществлять в местах, исключающих порчу, затопления, заражения и расхищения;

- для распределения ресурсов предусмотреть сеть торговли и общественного

питания, АЗС, предусмотреть создание подвижных пунктов аналогичного предназначения (полевые кухни, хлебопекарни, автолавки, подвижные заправочные станции);

- в зонах возможного радиоактивного загрязнения и химического заражения осуществлять постоянный контроль продуктов питания и товаров первой необходимости;

- для контроля и обеззараживания ресурсов, а также дезинфекции и дератизации создать резерв приборов, реактивов и средств специальной обработки;

- зараженные (загрязненные) продукты питания и товары первой необходимости, непригодные для дальнейшего использования, подлежат захоронению;

- для предотвращения падежа скота и птицы от бескормицы, создавать

запасы кормов (фуража), организовать полевые забойные пункты и перерабатывающие предприятия.

Для выполнения задач материально-технического обеспечения решениями

Глав администраций создаются следующие аварийно-спасательные службы:

торговли и питания;

материально-технического;

снабжения горючими и смазочными материалами.

При обеспечении мероприятий по ликвидации ЧС мирного времени данные службы являются функциональными звеньями РСЧС, поэтому в службах исполняется план действий при ЧС.

Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования, предназначенные для материального обеспечения, их состав и задачи:

Аварийно-спасательная служба торговли и питания:

Служба торговли и питания создается на базе организаций, предприятий

торговли и общественного питания независимо от форм собственности. Руководство службой осуществляется непосредственно через штаб службы и существующие структурные органы управления торговли.

Основными задачами службы являются:

• создание, подготовка и поддержание в готовности специальных подвижных подразделений питания, продовольственного и вещевого снабжения для выполнения возложенных на службу задач по обеспечению сил РСЧС и пострадавшего населения;

• обеспечение горячим питанием и сухими пайками личного состава формирований РСЧС при нахождении их в исходных районах и в ходе ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

• обеспечение горячим питанием пострадавшее население;

• организация доставки и передача пунктам санитарной обработки людей и отрядам медицинской помощи комплектов белья, одежды и обуви для личного состава формирований и пострадавшего населения при проведении санитарной обработки;

• организация и руководство проведением санитарно - пищевого исследования продуктов питания на зараженность (загрязненность) радиоактивными, отравляющими веществами и бактериальными средствами;

• защиты личного состава подвижных подразделений службы, а также возимых товарных запасов от оружия массового поражения и других средств нападения;

• определение потерь возимых товарных запасов, а также установление пригодности для дальнейшего использования сохранившихся товарных запасов службы, организация пополнения этих запасов.

Силами и средствами службы являются:

- стационарные предприятия торговли;

- предприятия общественного питания;

- предприятия хлебопечения;

- предприятия, содержащие продовольствие;

- предприятия пищевой и легкой промышленности;

- подвижные формирования службы;

- специальные контрольно - пищевые лаборатории.

Подвижные формирования торговли и общественного питания привлекаются к работе на основе договоров и используются:

° для приготовления и выдачи горячей пищи (специальные подразделения, созданные на базе столовых, кафе, ресторанов);

° для комплектования и выдачи сухих пайков (специальные подразделения, созданные на база магазинов продовольственных товаров);

° для комплектования и передачи СОПам и ОПМ одежды, белья и обуви, комплектования и выдачи этих и других предметов первой необходимости (раскладушки, матрацы, одеяла и др.) пострадавшему населению (специальные подразделения, созданные на базе магазинов по продаже промышленных товаров).

При привлечении специальных подразделений к работе территориальные органы исполнительной власти совместно с директорами (заведующими) коммерческих магазинов и столовых уточняют следующие вопросы:

- численность обслуживаемого специальным подразделением контингента

и место (район) его расположения, маршрут движения;

- количество (масса) вывозимых продовольственных и промышленных

товаров;

- источники пополнения товаров (наименование, адрес);

- график и режим работы специального подразделения;

- наличие соответствующей документации;

- порядок взаимодействия с органами власти в местах расположения специального подразделения;

- порядок учета и отчетности за выделенные товары;

- организация защиты и контроля выдаваемых товаров.

Укомплектование личным составом, обеспечение специальных подразделений имуществом, предусмотренным табелем оснащения, осуществляется предприятиями торговли, на базе которых они созданы. Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, средств индивидуальной медицинской защиты, приборы радиационной и химической разведки и другое имущество ГО, выделяются через местные управления по делам ГО и ЧС по заявкам.

Расходы на приобретение табельного имущества возлагаются на местные органы власти.

С личным составом специального подразделения проводится подготовка по гражданской обороне, тактико-специальные занятия и учения по установленной программе. Подготовку и проведение этих занятий и учений организует руководитель предприятия.

Автотранспорт с водителями, положенный специальным подразделениям по табелю оснащения, закрепляется решением соответствующей исполнительной власти по заявкам торговых организаций и выделяется автохозяйствами в соответствии с планами управления по делам ГО и ЧС района (города). Непосредственная передача специальной техники и имущества осуществляется с введением соответствующей степени готовности ГО.

Вывод специальных подразделений в район размещения осуществляется по указанию начальника службы торговли и питания района (города) в соответствии с распоряжением начальника ГО района (города).

С прибытием в исходный район специальное подразделение переходит в оперативное подчинение начальника службы торговли и питания ГО района (города), по плану которого определяются его дальнейшие действия.

Подвижные пункты питания (ППП) предназначены для обеспечения горячим питанием личного состава формирований в районах размещения и при ведении аварийно - спасательных и других неотложных работ, а также пострадавшего населения (один пункт на 1200 человек).

Возможности: ориентировочно ППП за 10 часов может приготовить и раздать пищу на 1200 человек. При организации горячего питания предпочтение должно отдаваться доставке в термосах пищи, приготовленной в стационарных условиях или использованию походных кухонь.

Подвижный пункт продовольственного снабжения (ПППС) (подразделения торговли продовольственными товарами) предназначен для обеспечения личного состава формирований и пострадавшего населения продуктами (сухим пайком) при отсутствии возможности приготовления горячей пищи (один пункт на 1200 человек).

Возможности: ориентировочно за 10 часов работы ПППС может скомплектовать и выдать до 5000 сухих пайков.

Подвижный пункт вещевого снабжения (ППВС) (подразделения торговли промышленными товарами) предназначен для обеспечения санитарно­обмывочных пунктов и отрядов первой медицинской помощи подменной одеждой, бельем и обувью. Он формируется на предприятии торговли и создается 1-2 на район размещения в загородной зоне.

Возможности: ориентировочно ППВС за 10 часов работы может подвести и передать пунктам санитарной обработки и отрядам первой медицинской помощи до 1500 комплектов подменной одежды и обуви.

Звено подвоза воды предназначено для обеспечения личного состава формирований и пострадавшего населения водой. Звено формируется коммунально-технической службой. Создается 1-2 звена на район или 1 на объект (участок) работы.

Звено подвоза воды. Возможности: за 10 часов работы звено может подвести до 75 тыс. литров воды, что позволит обеспечить 7,5 тыс. человек по норме 10 л на человека в сутки. Звено подвоза воды при отсутствии автоцистерн оснащается грузовыми автомобилями, бочкотарой или квасными, пивными, молочными цистернами а также ручными насосами.


Аварийно-спасательная служба материального технического обеспечения:

Служба материального технического обеспечения предназначена для обеспечения формирований РСЧС индивидуальными средствами защиты, специальными приборами, техникой, строительными материалами, дегазирующими веществами, инвентарем и специальной одеждой. Силами и средствами службы являются стационарные предприятия материально - технического снабжения (оптовые базы, склады МТС).

Аварийно-спасательная служба снабжения горючим и смазочными

материалами

Служба снабжения горючим и смазочными материалами предназначена

для обеспечения автотранспорта и техники формирований ГСМ.

Силами и средствами службы являются:

- нефтебазы;

- стационарные автозаправочные станции;

- подвижные формирования (подвижные автозаправочные станции).


Подвижные автозаправочные станции (ПАЗС) предназначены для обеспечения автотранспорта и другой техники формирований ГСМ непосред­ственно в местах работ. Формируются на базе предприятий нефтепродуктов,

имеющих средства подвоза и заправки, один на 400-500 ед. техники или на объект (участок) работ.

Возможности: ориентировочно за 10 часов работы звено может обеспечить заправку 400-500 единиц техники.

На все подвижные формирования служб материального обеспечения исполняется комплект документов:

- план приведения подвижного формирования в готовность;

- штатно-должностной список;

- ведомость контроля доз облучения;

Запасы медицинских средств включают в себя:

- медикаменты;

- дезинфицирующие и перевязочные средства;

- медицинские препараты;

- индивидуальные аптечки, а также медицинские инструменты, приборы, аппараты, передвижное оборудование и другое медицинское имущество.

Каковы основные исходные данные для расчета потребных объемов материальных средств?

Все органы исполнительной власти и организации на основе принятого при разработке плана мероприятий по ГО (варианта возможного развития обстановки в военное время) прогнозируют и рассчитывают количество населения, которое может быть подвергнуто опасностям, возникающим при ведении военных действий или вследствие этих действий. При этом должно учитываться планируемое к эвакуации на данную территорию население с другого региона (регионов). При конкретных расчетах потребных объемов материальных средств для населения учитываются:

- установленные органами исполнительной власти субъекта РФ нормы (нормативы) разовой выдачи (обеспечения) их получателям;

- количество получателей;

- количество выдач за планируемый срок обеспечения (снабжения);

Как определяются и создаются запасы специальной техники и имущества ГО (СИЗ, приборы РХР, средства связи и оповещения и т.д.), поставки которых централизованно планирует МЧС России?

Органы исполнительной власти и организации представляют заявки в МЧС России и создают запасы этих средств в соответствии с полученными от Министерства разнарядками. Порядок создания запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в интересах ГО Федеральным законом № 28-ФЗ (статья 7,8,9) определено, что в целях ГО органы исполнительной власти всех уровней и организации создают запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Порядок накопления, хранения и использования упомянутых запасов определен Постановлением Правительства РФ № 379 от 27.04.2000г.. Во исполнении Постановлением Правительства РФ, МЧС РФ совместно с Минэкономразвития РФ, РОС резервом разработаны Методические рекомендации по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях ГО и РСЧС запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями (письмо МЧС России от 7.02.2001г. № 33-396-14).

Методические рекомендации МЧС России предусматривают:

- обеспечение единого методического подхода всех органов исполнительной власти и организаций к разработке и утверждению своих нормативных актов, устанавливающих номенклатуру, объемы и сроки создания в целях гражданской защиты, запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (запасов).

Запасы предназначены для первоочередного обеспечения населения в военное время, а также для оснащения соединений и воинских частей войск ГО и НАСФ при проведение АСДНР в случае возникновения опасности при ведение военных действий или вследствие этих действий. Запасы накапливаются заблаговременно в мирное время и хранятся в условиях, отвечающих постановленным требованиям по обеспечению их сохранности. Не допускается хранение запасов с истекшим сроком годности.

Материально-технические средства для строительства защитных сооружений в том числе быстровозводимых убежищ не накапливаются, а их поставка обеспечивается в соответствии с планами мероприятий ГО, утвержденными в составе мобилизационных планов экономики.

Создание резервов финансовых и материальных ресурсов

В статье номер 25 ФЗ - 68 отмечено, что в целях экстренного привлечения необходимых средств для ликвидации ЧС предусмотрено заблаговременное создание резервов финансовых и материальных ресурсов.

Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления.

При этом руководствуются следующими принципами:

- четкое определение целевого их назначения с учетом потенциальных

опасностей и производственных особенностей территорий (поясните конкретно);

- рациональность размещения (учет степени сохранности резервов и

риска ЧС);

- мобильность - подготовленность к оперативному перемещению и использованию.

Аварийно-спасательные службы торговли и питания в соответствии с планом ГО области (ОТП) организует закладку аварийных запасов продовольствия и воды на пунктах управления и в защитных сооружениях ГО, а также создание резервов продовольствия на предприятиях массового питания.

Заказы на поставку продукции в резервы материальных ресурсов для ликвидации ЧС размещаются в установленном порядке посредством заключения

контрактов заказчиками материальных ресурсов. Контракт является основным

документом, определяющим права и обязанности юридических сторон, и регулирует экономические, правовые, имущественные и организационные отношения между заказчиком и поставщиком.

Ежегодный объем накоплений материальных ценностей во все виды резервов для ЧС планируется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджетах органов, их создающих.

За счет финансовых средств, предусмотренных в бюджетах органов, их

создающих, покрываются расходы, связанные с созданием, хранением, обслу­живанием, проведением технических проверок и защиты от биологических

вредителей и восполнением, освежением, заменой и т.п.

Создание резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС, формирование их номенклатуры и объемов должны регламентироваться специальными

нормативно-правовыми актами органов их создающих.

В этих документах (положениях) должно четко определяться:

- ответственные за создание ресурсов;

- источники финансирования;

- порядок выпуска и возмещения ресурсов;

- порядок учета и контроля их хранения и расходования.

Рассмотрим некоторые особенности финансового обеспечения, порядок

выделения, расхода и возмещения ущерба при ЧС

Полное, в пределах установленных норм, и своевременное удовлетворение заработной платой персонала, а также денежными средствами всех потребностей сил гражданской защиты возлагается на финансово-экономическую службу предприятия, организации. Финансирование мероприятий по ликвидации ЧС природного и техногенного характера производится за счет средств организаций, находящихся в зонах ЧС, федеральных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ, средств соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников.

При недостаточности указанных средств федеральные органы исполни-

тельной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ не позднее 2 месяца со дня возникновения ЧС могут обращаться в Правительство РФ с просьбой о выделении средств из резервного фонда.

В обращении должны быть указаны:

- данные о погибших (количество) и пострадавших людей;

- размеры материального ущерба;

- размеры выделенных и израсходованных на ликвидацию ЧС средств организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, страховых фондов и иных источников, а также о наличии у них резервов материальных и финансовых ресурсов.

Обращение, в котором отсутствуют указанные сведения, возвращаются без рассмотрения.

По поручению Правительства РФ, МЧС, Минфин, Минэкономразвития и торговли РФ с участием других заинтересованных органов в 3 месячный срок со дня выхода указанного поручения рассматривают вопрос о выделении средств из резервного фонда.

Перечень и содержание обосновывающих документов определяется Инструкцией, утвержденной МЧС, Минфином и Минэкономразвития и торговли РФ.

Если в течение месяца после поручения Правительства РФ обратившийся не представил обосновывающие документы, то вопрос об оказании помощи не рассматриваются.

Средства из резервного фонда выделяются для частичного покрытия рас-

ходов на финансирование следующих мероприятий, связанных с ликвидацией ЧС:

- проведение поисковых и аварийно-спасательных работ в зоне ЧС;

- проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах ЖКХ, социальной сферы, энергетики, промышленности, транспорте, связи, сельского хозяйства, пострадавших в результате ЧС;

- закупка, выпуск из Государственного материального резерва, доставка и кратковременное хранение материальных ресурсов для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения;

- развертывание и содержание временных пунктов проживания и питания для эвакуируемых пострадавших граждан в течение необходимого срока, но не более месяца;

- оказание единовременной материальной помощи пострадавшим гражданам;

- оказание гуманитарной помощи.

За счет резервного фонда в установленном порядке осуществляется по-

гашение государственных жилищных сертификатов, выданных гражданам РФ,

лишившихся жилья в результате ЧС. В случае невозможности использования государственных жилищных сертификатов разрешается выплата компенсаций за утраченное жилье в соответствии с действующими в РФ социальными нормами. Использование средств из резервного фонда на другие цели запрещается.

Минфин РФ осуществляет перечисление средств из резервного фонда для первоочередного жизнеобеспечения пострадавших граждан не позднее месяца со дня принятия Правительством РФ соответствующего решения, а для финансирования других мероприятий - не позднее двух месяцев.

В целях повышения оперативности пребывания неотложных мероприятий

по ликвидации ЧС, МЧС РФ использует оперативный резерв финансовых средств, поступающих на лицевой счет Министерства, в размере 0,2% от установленного в федеральном бюджете объема резервного фонда Правительства по предупреждению и ликвидации ЧС.

Средства оперативного резерва направляются на ранее перечисленные мероприятия, а также на возмещение расходов, связанных с проведением экстренных мероприятий по ликвидации ЧС.

МЧС в установленные сроки представляет в МИНФИН РФ сводную квартальную и годовую отчетность о расходовании средств из резервного фонда, выделенных в его распоряжение. Финансирование последующих мероприятий по восстановлению объектов, пострадавших в результате ЧС, осуществляется за счет собственных средств организаций, средств соответствующих бюджетов и других источников, а в случае необходимости, по решению Правительства РФ - за счет государственных инвестиций, предусмотренных в установленном порядке в федеральном бюджете.

Резервы материальных ресурсов для ликвидации ЧС используются при проведении АСДНР, для развертывания и содержания временных пунктов проживания и питания пострадавших граждан, оказания им единовременной медицинской помощи и других первоочередных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности пострадавшего населения.

Резервы материальных ресурсов для ликвидации ЧС, прежде всего, предназначаются для использования на том уровне, к которому они относятся.

Решение об использовании ресурсов материальных резервов при ликвидации ЧС принимает орган, создавший этот резерв.

Каждое решение о выпуске материальных ресурсов из резерва должно сопровождаться письменным распоряжением органа, на который возложены функции по созданию и использованию резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС.

Если масштабы ЧС таковы, что имеющимися материальными ресурсами и объектовыми резервами локализовать или ликвидировать ее невозможно, то администрация объекта вправе обратиться за помощью в органы местного самоуправления, которые привлекают к ликвидации ЧС местные резервы.

При недостаточности местных резервов органы местного самоуправления в установленном порядке обращаются к органам исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых они расположены. Финансирование мероприятий по ликвидации ЧС производится за счет средств объектов независимо от их организационно-правовой формы, находящихся в зонах ЧС.

Восполнение материальных ресурсов резервов

Восполнение материальных ресурсов, израсходованных при ликвидации ЧС, осуществляется органом, создавшим этот резерв.

Объем и структура восполняемых материальных ресурсов резервов должны соответствовать израсходованным при ликвидации ЧС, если нет иного решения органа, издавшего распоряжение о выпуске ресурсов из резервов.

Объемы финансирования мероприятий по восполнению материальных ресурсов включаются в стоимость работ по ликвидации ЧС. В случае утраты или порчи материальных ресурсов из резервов в результате несоблюдения необходимых условий при хранении, восполнение их производится за счет средств объектов, осуществляющих их хранение.

Кроме того, приказом Минздрава РФ и МЧС РФ от 3.11.99 г. № 394/589

"О совершенствовании системы оказания экстренной медицинской помощи, пострадавшим от террористических актов" предусматривается в числе других мер:

- в субъектах РФ, населенных пунктах, где расположены радиационно-опасные и химические аварийно-опасные объекты, в службах медицины катастроф территориального и местного уровня создать штатные бригады специальной медицинской помощи постоянной готовности соответствующего профиля, организовать взаимодействие с медико-санитарными частями ведомственного подчинения, создать необходимые запасы лекарственных средств для профилактики и оказания экстренной медицинской помощи пораженным.

При Всероссийском центре медицины катастроф "Защита" на случай террористических актов содержать в постоянном резерве запас медикаментов на 1500 пораженных (за счет федерального бюджета), при территориальных центрах медицины катастроф - на 500 пораженных (за счет средств бюджета субъекта РФ). В центральных районных больницах создать запасы медицинского имущества за счет средств местного бюджета в соответствии с заданием, установленным органом управления здравоохранения субъекта РФ.

Третий учебный вопрос: 20 минут

«Перечень имущества ГО, хранящегося на складах. Организация количественного и качественного учета. Техническое обеспечение, консервация при длительном хранении. Сроки освежения, проведения лабораторных испытаний»

Руководители объектов, на которых размещены резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, должны систематически проверять наличие, качественное состояние, условия хранения, учет и готовность к использованию материальных ресурсов резервов. При рассредоточенном хранении материальных ресурсов резервов мелкими партиями, которое не исключает возможных нарушений порядка и правил их хранения на отдельных объектах, ужесточается контроль со стороны вышестоящих органов, уполномоченных на правление резервами. В особой степени это относится к контролю порядка хранения материалов, гарантийный срок хранения которых не установлен государственными стандартами и техническими условиями. На все виды материальных ресурсов устанавливаются сроки хранения. Под сроком хранения понимается период, в течение которого тот или иной вид материальных ресурсов, хранящихся в условиях, предусмотренных конструкторской документацией, отвечает установленным техническим требованиям. Под гарантийным сроком хранения понимается период, в течение которого предприятие-поставщик гарантирует исправность изделий при соблюдении правил их хранения. До истечения установленных гарантийных сроков хранения регулярно проводится контроль качества изделий. Основной задачей хранения резерва МЧС России является обеспечение его количественной и качественной сохранности в течение всего срока хранения, а также обеспечение постоянной готовности к быстрой выдаче по предназначению.

Выполнение этой задачи обеспечивается:

- правильным размещением, устройством, оборудованием, содержанием

и использованием складов;

- созданием необходимых условий хранения для каждого вида материальных ресурсов (поддержание температурных режимов, относительной

влажности воздуха, эффективной вентиляции помещений) и соблюдением санитарно-гигиенических требований;

- постоянным наблюдением за качественным состоянием хранимых

материальных ресурсов и своевременное проведение мероприятий, обеспечивающих их сохранность (очистка, просушка, консервация, техническое обслуживание, техническая проверка, перекладка, проведение лабораторных испытаний, переконсервация, борьба с вредителями и др.);

- максимальной механизацией погрузочно-разгрузочных и внутрискладских работ при приемке, складировании, отпуске, консервации и подработке материальных ресурсов;

- поддержанием в исправном состоянии подъездных путей к складам и местам погрузки в любое время года и суток;

- надежной организацией охраны складов и соблюдением правил пожарной безопасности;

- своевременной заменой и освежением материальных ресурсов в соответствии с установленными сроками хранения, а также рядом других мероприятий.

III. Заключительная часть: 5 минут

- напоминаю тему и цель занятия

- объявляю о достижении целей

- отвечаю на вопросы

- даю задание на самостоятельную подготовку

Методическую разработку составил методист УМЦ ГОЧС

М.О. Чернов





Приложение № 2

Примерная номенклатура резервов продовольственного и вещевого

имущества для ликвидации ЧС природного и техногенного характера:



Продовольствие:

Мука: мучные смеси, пшеничная 1 с, 2 с, высшего; ржаная 1 с, 2 с, и др.

Мучные изделия: сухари, хлеб, макаронные изделия, галеты и др.

Крупа разная: рисовая, гречневая, пшено, манная, овсяная, др.

Детское питание: сухие молочные смеси, консервы, соки.

Мясопродукты: говядина, свинина, баранин, птица, др.

Масло: животное, растительное, жиры.

Молоко сухое.

Овощи - фрукты: картофель, картофель сушенный, овощи сушеные,

сухофрукты, др.

Консервы мясные: говядина тушеная, свинина тушеная, говядина в

собственном соку, свинина в собственном соку, др.

Консервы рыбные: в масле, в собственном соку, в томатном соусе.

Консервы растительные: соки, смеси, овощные салаты, овощная икра.

Консервы молочные: сгущенные, концентрированные.

Сухой паек.

Соль.

Сахар: песок, рафинад.

Чай: фасованный, развесной.

Вода минеральная.

Табачные изделия: сигареты.

Спички, свечи.

Вещевое имущество:

Палатки: унифицированные, санитарные, унифицированные бытовые,

солдатские, каркасного типа, зимние, летние.

Раскладушки.

Кровати.

Одежда летняя: мужская, женская, детская.

Одежда теплая: верхняя мужская, женская, детская; костюмы, халаты,

телогрейки, брюки ватные.

Одежда специальная: комплекты (брюки, куртки), халаты, комбинезоны,

брюки, куртки.

Обувь: утепленная мужская, женская, детская; легкая мужская, женская,

детская; валенки, рабочие ботинки, сапоги кирзовые, сапоги резиновые.

Головные уборы: теплые, легкие.

Рукавицы: перчатки рабочие, утепленные.

Белье нательное: мужское, женское, детское.

Постельные принадлежности: одеяла, подушки, матрацы, постельное белье

(простыни, наволочки, др.)

Полотенца.

Моющие средства: мыло хозяйственное, туалетное, стиральные порошки, др.


Рекомендуемая номенклатура запасов средств защиты населения в районах затопления



п/п

Наименование материальных средств



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Лодки десантные типа НЛ-8, ДЛ-10

Надувные плоты десантные

Надувные лодки

Шлюпки спасательные

Понтоны

Моторы лодочные подвесные

Легкое водолазное снаряжение типа ИТ-1,

ИПСА

Дыхательные аппараты типа АВХ, АИР

Запасные баллоны к дыхательным

аппаратам

Пакеты перевязочные индивидуальные

Аптечки индивидуальные

Сумки санитарные

Носилки санитарные

Спасательные жилеты

Спасательные круги

Спасательные веревки



Наименование материальных средств:


1

2


3

4


5

6

7

8

9

10

11

12

13

14


15


16


17

18


19

20

21

22

23


24

25

26

27

28

29

30


Противогазы фильтрующие типа ПМК

Дополнительные патроны типа ДПГ-3 к фильтрующим противогазам

Комплект дополнительных патронов КДП

Респираторы универсальные типа РПГ-61-Г, РПГ-67-А, РУ-60-МГ, РУ-МА

Респираторы типа Р-2

Респираторы типа ШБ-1 ("Лепесток")

Изолирующие противогазы ИП-4м

Патроны регенеративные

Плащи защитные ОП-1

Чулки защитные

Перчатки защитные

Костюмы защитные Л-1

Защитные комплекты типа "КИХ"

Комплекты для защиты от воздействия вредных факторов пожара и АХОВ типа "Ч-20"

Изолирующие комплекты с вентилирующим подкостюмным пространством

Приборы радиационной разведки типа ДП-5В, НМД-IP, ИМД-2, ИМД-5

Общевойсковые измерительные дозы ИД-02

Комплекты термолюминисцентных дозиметров типа КДТ-02-03

Измерители типа НМД-12, РУБ-ОТП4

Спектрометры ионной подвижности "СИП"

Приборы химической разведки ВПХР,"Пчелка"

Запасные комплекты пополнения ЗКР-ВПХР

Полевые химические лаборатории типа ПХЛ-54-М, МПХЛ

Приборы химической разведки типа ПГО-11

Универсальные приборы газового контроля типа УПКГ

Индикаторные трубки ИТ-С2

Индикаторные трубки ИТ-Г1

Индикаторные трубки ИТ-2Т

Дезактивирующий порошок СФ-2У

Гипохлорид кальция НТК или ДТС-ГК


Рекомендуемая номенклатура запасов средств защиты населения в районах биологического, радиационного и химического заражения








41

Рекомендуемая номенклатура запасов средств защиты населения

в районах ожидаемых пожаров



Наименование материальных средств:



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Насосы пожарные НШН-60

Пожарные мотопомпы

Шланги пожарные

Огнетушители

Ломы обыкновенные

Механизмы тяговые монтажные

Лебедки ручные типа ТЛ-5

Лопаты саперные

Лебедки рычажные

Домкраты реечные типа ДР-8

Топоры плотничьи

Киркомотыги тяжелые

Каски защитные с ударопрочным щитком

Противогазы фильтрующие типа ПМК

Дополнительные патроны типа ДПГ-3 к

фильтрующим противогазам

Комплекты дополнительных патронов КДП

Респираторы универсальные типа РПГ-61-Г,

РПГ-67-А, РУ-60-МГ, РУ-МА

Респираторы типа Р-2

Респираторы типа ШБ-1 ("Лепесток")

Изолирующие противогазы ИП-4м

Патроны регенеративные

Плащи защитные ОП-1

Чулки защитные

Перчатки защитные

Костюмы защитные Л-1

Защитные комплекты типа "КИХ"

Комплекты защитные от воздействия

вредных факторов пожара и АХОВ типа "Ч-20".






Временные нормы и нормативы первоочередного жизнеобеспечения

населения в зонах ЧС




п/п

Наименование продуктов

Единицы

измерения

Количество

1

Хлеб из смеси ржаной обдирный из

пшеничной муки 1 сорта

г/чел. в сутки

250

2

Хлеб белый из пшеничной муки 1 сорта

г/чел. в сутки

250

3

Мука пшеничная 2 сорта

г/чел. в сутки

15

4

Крупа разная

г/чел. в сутки

65

5

Макаронные изделия

г/чел. в сутки

20

6

Молоко и молокопродукты

г/чел. в сутки

270

7

Мясо и мясопродукты

г/чел. в сутки

100

8

Рыба и рыбопродукты

г/чел. в сутки

75

9

Животные жиры

г/чел. в сутки

50

10

Сахар

г/чел. в сутки

50

11

Соль

г/чел. в сутки

20

12

Чай

г/чел. в сутки

1

13

Картофель

г/чел. в сутки

400

14

Капуста

г/чел. в сутки

75

15

Свекла

г/чел. в сутки

15

16

Морковь

г/чел. в сутки

25

17

Лук

г/чел. в сутки

25

18

Огурцы, помидоры, коренья, зелень

г/чел. в сутки

10

19

Сигареты

пачек/чел. сут.

1

20

Спички

коробок/чел. сут.

1













© 2010-2022