Программа обучения учащихся ППБ

Причиной несчастных, а порой и трагичных случаев с огнем обычно служит наша беспечность или неосторожность окружающих.          В рамках школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» предусмотрено обязательное изучение на уроках тем, связанных с вопросами пожарной безопасности. Но практика показывает, что отведенного программой урочного времени оказывается недостаточно для полного теоретического освещения проблемы пожарной безопасности и отработки практических действий при возникновении пожара.          Организация профилактической работы по пожарной безопасности нуждается в проведении внеклассных мероприятий в течение всего учебного года и в особенности по окончании каждой четверти перед каникулярным отдыхом, когда учащимся крайне важно напомнить об основных правилах безопасности, о причинах и последствиях пожаров, действиях при пожаре. Данная программа разработана на основе методических требований и рекомендаций органов Государственного управления служб противопожарной безопасности МЧС России, она охватывает весь процесс обучения от младшего школьного возраста до старшего.
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

___________________ Директор МОУ «СОШ № 17»

___________________ В.М. Дудник

«___»___________ 200__г. « » 200__ г.




ПРОГРАММА

обучения мерам пожарной безопасности

учащихся МОУ «СОШ№17».


Пояснительная записка


Наличие вокруг нас потенциальных опасностей не означает, что несчастье непременно произойдет. Этому предшествуют определенные условия, причины, источники.

Причиной несчастных, а порой и трагичных случаев с огнем обычно служит наша беспечность или неосторожность окружающих.

В рамках школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» предусмотрено обязательное изучение на уроках тем, связанных с вопросами пожарной безопасности. Но практика показывает, что отведенного программой урочного времени оказывается недостаточно для полного теоретического освещения проблемы пожарной безопасности и отработки практических действий при возникновении пожара.

Организация профилактической работы по пожарной безопасности нуждается в проведении внеклассных мероприятий в течение всего учебного года и в особенности по окончании каждой четверти перед каникулярным отдыхом, когда учащимся крайне важно напомнить об основных правилах безопасности, о причинах и последствиях пожаров, действиях при пожаре.

Данная программа разработана на основе методических требований и рекомендаций органов Государственного управления служб противопожарной безопасности МЧС России, она охватывает весь процесс обучения от младшего школьного возраста до старшего.

В процессе учебы для ребенка должно быть значимо, интересно познание нового. Обучение наиболее успешно тогда, когда в нем учитываются направленность и тип мотивации, характерные для детей определенной возрастной или индивидуально-типологической группы. Усвоение одного и того же материала происходит по-разному, а следовательно, требует и разных педагогических условий в зависимости от уровня развития ребенка, его положения в семье, места проживания. Одним детям приходится, пока родители на работе, самим разогревать еду, другим же это делают бабушки или неработающие мамы и т. д. И то, что для одних является уже давно знакомым, для других полно новизны. В процессе усвоения ребенок проявляется как личность с присущими ей особенностями направленности, сознания и деятельности.

Общая закономерность развития познания младших школьников состоит в том, что оно формируется на основе деятельности субъекта. Важно, что эта деятельность может строиться с помощью и под руководством взрослого. Например, после объяснения, что спички опасны, можно рассказать о пожарах, возникших из-за детской шалости с этими, безобидными на первый взгляд, палочками. Этот путь обучения особенно важен при усвоении такого содержания, которого непосредственно «не видно» в конкретных предметах: пожары от привычных бытовых вещей - утюг, плита, обогреватель и т. д.

Для проведения занятий можно использовать детскую литературу: С.Маршак «Пожар», «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое», Т.Юрмин «Кто плохой?», В.Ровицкий «Друзья в твоем доме», И.Демьянов «Коробок - черный бок», К.Паустовский «Барсучий нос», Е.Хоринская «Спичка-невеличка», С.Михалков «Дядя Степа», Л.Толстой «Пожарные собаки», кроме того, необходим показ имеющихся видеофильмов пожарной тематики для данного возраста. Обязательно проведение викторин, конкурсов, КВНов, игр типа «Поле чудес», игровых ситуаций типа «Включил электроприбор или газ, ушел гулять. Пожар. Что делать?», спортивных соревнований - «Чья пожарная машина быстрее доедет до пожара?» и т. д.

В подростковом возрасте дети уже прекрасно знают, что и как будет гореть, им интересно наблюдать пожар. Появляется комплекс героизма, им кажется, что они смелые люди, решившиеся на поджог. Поэтому в этот период уже следует напомнить о существовании юридических законов и ответственности. Профилактическую работу с детьми среднего школьного возраста необходимо проводить индивидуально в группах или классах. Причиной пожаров по вине подростков может быть умышленный поджог, курение, опыты с химическими веществами.

Для детей этого возраста интересны и полезны встречи с работниками пожарной службы, рассказы которых будут привлекать ребят риском, победой над стихией, но в то же время объяснять, что для этой профессии необходимы знания, опыт, дисциплина и т. д. Большое внимание следует уделять опасности возникновения пожаров, их тушения неподготовленными людьми, разъяснению, к каким последствиям это может привести.

С детьми среднего школьного возраста целесообразно на занятиях рассматривать следующие темы: что нужно делать, чтобы не возник пожар в доме, в школе, в школьном лагере; первичные средства тушения пожаров и их применение; действия при обнаружении пожаров; пожароопасность веществ и материалов; правила пожарной безопасности при проведении массовых мероприятий в школе; профилактика курения; меры предосторожности во время грозы и разведении костров; причины и последствия лесных пожаров.

Показатель гибели старшеклассников на пожарах заметно ниже, чем дошкольников и подростков. В этом возрасте дети уже не только знают основные причины пожаров и их последствия, но и умеют принимать меры к тушению мелких загораний. Они уже чувствуют себя настолько самостоятельными.

При обучении учащихся этого возраста правилам пожарной безопасности целесообразно использовать имеющийся местный материал по происшедшим пожарам, материалы периодической печати, радио, телевидение, проводить встречи со специалистами пожарного дела. В процессе подачи учебного материала в обязательном порядке раскрывается тяжесть последствий пожаров. При этом у учащихся не должно возникнуть желание нарушить требования пожарной безопасности. На занятиях по пожарной безопасности следует рассматривать уже более сложные темы: первичные средства тушения пожаров, пожарная профилактика в жилых домах, пожарная опасность электрических сетей, противопожарное оборудование, система автоматического пожаротушения, правила поведения во время пожара, юридическая ответственность лиц за нарушение правил пожарной безопасности, оказание помощи учащимся младших классов в эвакуации.

Следует учитывать, что противопожарная разъяснительная работа среди школьников должна проводиться в неразрывной связи с общим учебно-воспитательным процессом, планомерно как во время уроков, так и во время внеклассных и внешкольных мероприятий. Нельзя забывать, что прочные навыки соблюдения требований пожарной безопасности формируются у человека лишь в ходе длительной и систематической разъяснительной работ.



Тематика учебных занятий.

№ п\п

Тема занятий

Сроки

Отметка о выполнении

Младший школьный возраст 7-10 лет

Огонь - друг и враг человека



Детские шалости с огнем и их последствия



Запомнить твердо нужно нам - пожар не возникает сам!



Безопасный газ



Электричество в доме



От чего возникают пожары и их предупреждение



Основные действия при пожаре



Труд пожарных



Условия и порядок эвакуации при пожаре



Средний школьный возраст 11-15 лет

Пожар как явление



Характеристика пожара как опасного фактора окружающей среды, причин возникновения пожаров и способов борьбы с ними



Общие требования пожарной безопасности в школе, быту и т.д.



Элементарные способы тушения возгораний



Первичные средства пожаротушения и их возможности



Основы профессии «пожарный»



Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности



Условия и порядок эвакуации при пожаре



Старший школьный возраст 16 - 18 лет

Экстремальная ситуация аварийного характера в жилище



Подручные средства пожаротушения. Правила пользования пожарным краном.



Огнетушители, их типы и принципы работы



Особенности использования различных типов огнетушителей



Действия при пожаре и спасение людей



Пропаганда правил пожарной безопасности среди младших школьников



Первая медицинская помощь при отравлении токсичными продуктами горения



Условия и порядок эвакуации при пожаре





Авторы программы:

Дудник В.М., директор МОУ «СОШ № 17»

Горчакова С.А., зам.директора по ПР





















© 2010-2022