Доклад. Школа творческого чтения

Школа творческого чтения. Воспитание вдумчивого читателя. – Для чего люди читают?– Чтобы не забыть буквы.– Чтобы читать объявления.– Чтобы писать документы.– Чтобы быть грамотным. Из разговора с детьми Нет наслаждения книгой –нет чтения, нет читателя. Безучастное перелистывание страниц,холодное наблюдение за происходящимв книге – это не чтение.Любование искусством писателя, поэта,смакование слова и сочетания слов,восторг по поводу удачного выражения,изумление перед мастерством изображенияи опи...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Школа творческого чтения.

Воспитание вдумчивого читателя.

- Для чего люди читают?
- Чтобы не забыть буквы.
- Чтобы читать объявления.
- Чтобы писать документы.
- Чтобы быть грамотным.
Из разговора с детьми

Нет наслаждения книгой -
нет чтения, нет читателя.
Безучастное перелистывание страниц,
холодное наблюдение за происходящим
в книге - это не чтение.
Любование искусством писателя, поэта,
смакование слова и сочетания слов,
восторг по поводу удачного выражения,
изумление перед мастерством изображения
и описания, волнение, вызванное
глубиной мысли, - вот чтение.
Симон Соловейчик



Человек читающий - человек успешный …»

(Продвижение и поддержка чтения детей в век цифровых технологий)

«…Привейте человеку вкус к чтению

и предоставьте ему возможность читать,

и Вы неизбежно сделаете его счастливым…».

Джон Хершел

Детское чтение называют сегодня интеллектуальным ресурсом страны, главным резервом развития человеческого потенциала нации. Мировой опыт показывает: надо как можно раньше приобщать ребенка к книге и чтению.

На детское чтение влияют семья, школа, среда, учителя, сверстники. Важно отметить, что каждый из этих факторов имеет ресурсы положительного влияния на детское чтение, если их умело использовать.

Большую роль в становлении читателя играют и школьные библиотеки. Ведь именно школьная библиотека становится порой первой и последней в жизни ребенка.

Да, мы проводим большую работу по привлечению своих читателей через массовую работу. Это утренники, викторины, праздники. В библиотеке постоянно оформляются книжные выставки, проводятся обзоры книг с выставки.

О роли книги в жизни человека на протяжении его жизни (с младенчества и до сегодняшнего дня) говорилось на уроках по устному народному творчеству - фольклору - в 4-5 классах (учителя Саракаева С.Г. и Кулиева Д.А.). Фольклор - это мудрость народа, наша история, наши корни. Знакомство со стариной помогает нам, живущим в 21 веке узнать, как жили наши предки, об их быте, традициях, культуре. Знакомство состоялось в форме путешествия. Путешествуя «По фольклорным островам», дети пели колыбельные песенки, рисовали отгадки к загадкам, сами на ходу придумывали загадки, инсценировали сказки, играли в потешные игры.

Открытый Урок чтения для учащихся 6-7 класса прошел в библиотеке, где ребята узнали много интересного из истории создания книги и книгопечатания.

Традиционными становятся у нас конкурсы чтецов. Когда провели конкурс в первый раз, убедились, какой большой интерес вызывает у ребят поэзия. Стали проводить тематические конкурсы: в «Год русского языка» - «Созвучье слов живых», о родном крае «Всё это - Родина твоя, Земля твоя родная!», ежегодно проводятся конкурсы чтецов по творчеству Коста Хетагурова.

Подготовка к конкурсу - дело серьезное. Подбирается литература, собираются тексты стихов с сайтов Интернет в электронную папку, готовятся биографические справки о поэтах, их портреты.

Хорошо воспринимается детьми библиографические обзоры, рассказы о книгах. Кто, кроме библиотекаря, может интересно, увлеченно рассказать о книге. Мы не подменяем преподавателей, все мероприятия, которые проводятся в библиотеке, содержат дополнительную или внешкольную информацию. Как правило, беседы дополняются просмотром видеофильмов (художественных и образовательных) прослушиванием дисков, просмотром презентаций. Это позволяет дать максимальную информацию, которая лучше усваивается в условиях информационной комфортности.

Разработаны презентации по темам:

  • «Волшебный мир Шарля Перро»

  • « В гостях у А.Л. Барто»

  • «Город, который построил С. Я. Маршак»

  • «Великая Отечественная в произведениях современных писателей»

  • « Слово - дело великое» (о В.И. Дале)

  • « Аркадий Петрович Гайдар» и т.д.

Массовые формы работы с читателями при применении современных технологий только выигрывают. Об этом говорят количественные показатели: возросло число выданных книг, число посещений, записались новые читатели. Возможность использования новейших технологий позволяет сделать их качественными и информативными, это нравится ребятам.

Конечно, учителя ведут большую работу по продвижению чтения. Но здесь появляется проблема внутренней и внешней несвободы учителя: зависимость от учебных программ, системы отчетности, подготовка к ЕГЭ. Решить эту проблему может возвращение уроков внеклассного чтения в школьное расписание, на которых дети будут знакомиться с лучшими образцами детской литературы. Роль библиотекаря в этой ситуации особенно велика. Педагогическая функция школьного библиотекаря ставит целью приохотить к чтению и книгам, мягко и доброжелательно учить культуре чтения. И не только.

Книга и чтение используется как один из способов выхода из духовного кризиса. Дети с интересом слушают о книгах, в которых рассказывается об их сверстниках, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Как сказал недавно поэт Андрей Дементьев, нам надо вновь учиться воспитывать детей полноценной книгой.

Конечно, привлечь к чтению в ходе какой-то «кампании», «волевым путем» невозможно: заставить читать невозможно, заразить чтением можно через интерес, увлеченность и взаимопонимание. Эта работа должна вестись систематически.

Любое дело, в том числе и обучение детей чтению, принесет больше плодов, если оно вызывает интерес. «Учиться надо весело, учиться будем весело, чтоб хорошо учиться». Вызвать интерес можно красивыми, яркими, красочными книгами, которых так не хватает в наших школьных библиотеках! А приобрести их мы не можем. Не имеем средств на комплектование фондов, получение книжных и некнижных материалов. Необходимо предусмотреть в смете расходов школ защищенную статью на комплектование художественно-познавательного фонда, отдельно от учебного.

А издательствам необходимо целенаправленно для школьных библиотек издавать лучшую классическую и современную литературу. Часто обидно становится за тех детей, которые любят чтение и стремятся к нему, но не реализуют свои потребности из-за отсутствия нужных книг.

С целью рекламы книг следует увеличить финансирование теле- и радиопрограмм о литературе, призванных увлечь детей лучшими книгами, развивать их духовные потребности и художественный вкус.

И, если уж наших детей привлекают компьютерные технологии, то, может быть, стоит подумать над созданием информационного ресурса (сайта?), объединяющего информацию о лучших Интернет-ресурсах, стимулирующих чтение литературы и обсуждение книг юношеством и молодежью в виртуальном пространстве.

Школьная библиотека сегодня - неспокойное, весёлое, громкоголосое место, где ребята не только читают, но и обсуждают прочитанное, оформляют стенгазеты, путешествуют по виртуальному миру и просто общаются. Для того чтобы создать этот удивительный детский мир, мир, где есть место не только детям, но и учителям, - библиотекарям приходится совершенствоваться, постоянно придумывать что-то новое и необычное. Сейчас много издается специальных методических изданий в помощь школьным библиотекарям, а дотацию на приобретение методической литературы, предусмотренную для учителей, библиотекари не получают.

И в наш 21 век - век цифровых технологий - неизменным условием должен быть закон взаимодействия трех «К»: культуры, книги, компьютера. У учащихся должно сложиться мнение о том, что «человек читающий - человек успешный».



© 2010-2022