Рабочая программа по ОБЖ

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, а также на основе следующих нормативных документов:

• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями от 30.12.2013 № 1342, от 28.05.2014 № 598);

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования".

• Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения Киргинской средней общеобразовательной школы, утвержденный постановлением администрации Ирбитского муниципального образования от 06.10.2011 года №313-ПА;

• Образовательная программа МКОУ Киргинской СОШ утверждена приказом директора МКОУ Киргинской СОШ от .

• Календарный учебный график МКОУ Киргинская СОШ, утверждён приказом

Программа ориентирована на использование учебника:

Основы безопасности жизнедеятельности.8-9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/С.Н. Вангородский, М.И. Кузнецов, В.Н. Латчук/Под ред.В.Н. Латчука; издательство «ДРОФА»-2014

В рабочей программе реализованы требования Конституции Российской Федерации и федеральных законов «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности дорожного движения», «О радиационной безопасности населения», «О пожарной безопасности», «Об экологической безопасности», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.

Цели и задачи:

Рабочая программа имеет цели:

 -безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

 -понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;

 -антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;

 -готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию

Рабочая программа способствует решению следующих задач:

 -формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

 -формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;

 -выработка у учащихся анти экстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.

Организация и проведение занятий по предлагаемой программе позволяют эффективно использовать образовательный и воспитательный потенциал образовательного учреждения, создать благоприятные условия для личностного и познавательного развития учащихся, обеспечивают формирование важнейших компетенций школьников.

Изучение предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» должно обеспечить:

 физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности обучающихся с учётом исторической, общекультурной и ценностной составляющей предметной области;

 формирование и развитие установок активного, экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;

 понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

 овладение основами современной культуры безопасности жизнедеятельности, понимание ценности экологического качества окружающей среды, как естественной основы безопасности жизни;

 понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения;

 развитие двигательной активности обучающихся, достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств и показателях физической подготовленности, формированиепотребностивсистематическомучастиивфизкультурно-спортивныхиоздоровительныхмероприятиях;

 установление связей между жизненным опытом обучающих с знаниями из разных предметных областей.

Итогом овладения курсом ОБЖ должны стать знания об основных элементах культуры безопасности, умения и навыки возможно более свободного, творческого оперирования ими в дальнейшей жизни. Главный экзамен по ОБЖ человек сдает всю свою жизнь, осознавая взаимосвязь между явлениями, неблагоприятную динамику развития ситуации от потенциально опасной к экстремальной и даже к чрезвычайной.

Когда ученик встречается с неизвестной ему проблемой, он должен иметь представление о потенциальных опасностях, стараться их избегать, понимать, где или у кого ему следует проконсультироваться. Если опасной ситуации избежать невозможно, то обучающийся должен уметь действовать осмысленно и быстро. Ясно, что без изучения основ безопасности жизнедеятельности часто применение на практике знаний из области других естественных и общественных предметов может оказаться опасным как для него самого, так и для окружающих.

Общая характеристика учебного предмета

Настоящая программа по ОБЖ для основной школы является логическим продолжением программы по ОБЖ для начальной школы и составляет вместе с другими предметами (физической культурой, географией, химией, физикой, биологией) непрерывный школьный курс.

Функционально-целостный подход к явлениям жизни. Жизнь - свойство целого, а не его частей. Поэтому в программе 8-9-го классов многообразие опасных и чрезвычайных ситуаций рассматривается в виде целостных планов действий по их предвидению, профилактике (стремлению их избежать), а при необходимости - действовать. Особенное внимание при этом уделяется необходимости фундаментальных знаний о составных факторах опасности, роли каждой её части в функционировании целого. Так, например, для понимания того, как действовать в случае пожара, необходимы знания о «треугольнике огня», понимание основ процесса горения, единого вне зависимости от первоисточника загорания.

В программе рассматривается взаимосвязь стихийных бедствий между собой, понимание единства природы и человека. Идейным стержнем программы 8-го класса является рассмотрение основных видов техногенных аварий и ЧС как неизбежного следствия научно-технического прогресса в ходе преобразования природной среды. Основной идеей программы 9-го класса служит регуляция социальных процессов как основа устойчивого существования и развития, необходимость знания основ всех уровней организации живого - от микроорганизмов до человеческого общества.

Исторический подход к рассмотрению явлений с точки зрения современного общества. Особенность данного курса состоит в том, что историческое воззрение на культуру безопасности проводится с самого начала изучения предмета в средней школе. В программе в историческом аспекте показана последовательность развития стихийных бедствий как природных явлений (см., например, параграфы, посвящённые ЧС, в т.ч. ЧС в мифах и легендах разных народов, а также о безопасном поведении в условиях автономного существования). В разделах, посвященных основам здорового образа жизни и принципам оказания первой помощи, показано эволюционное сходство основных структур и функций человеческого тела.

В программе 8-го класса исторический подход последовательно проведен в экологическом аспекте при рассмотрении последствий техногенных ЧС. В 9-м классе основное внимание уделено преемственности проблем обеспечения безопасности при биолого-социальных ЧС. Человечество сталкивалось с такими биологическими ЧС, как эпидемии чумы, оспы, гриппа, и другими инфекционными болезнями на протяжении тысячелетий. Однако основные принципы безопасности в случае биологических ЧС стали понятны лишь в ХХ веке. Анализ развития социальных ЧС (войны, терроризм и др.) без рассмотрения исторических аспектов, по нашему мнению, невозможен.

Экосистемный подход. Процесс обучения должен быть ориентирован на решение практических задач, наиболее часто стоящих перед человеком. Для этого в программах всех классов предусмотрены практические занятия. Основное внимание уделено аспектам безопасного поведения в условиях автономного существования. При этом в программах предусмотрено изучение того, как оказывать первую помощь пострадавшему, показана роль условий жизни человека в поддержании его работоспособности и здоровья, правила действия в этих и других ЧС.

Научный метод («сравнительный», теория классификаций). Без применения научного метода сегодня нельзя поставить ни одной научно осмысленной задачи и получить ни одного научно значимого вывода. Необходимо использовать научный подход при анализе проблем безопасности и введения его основ в программу школьного курса. Последовательное и полное развитие научный метод получил в радиобиологии и радиационной безопасности. Поэтому в программу 8-го класса введен раздел, посвященный применению научного метода. На примере воздействия ионизирующих (радиация) и неионизирующих (шум, электромагнитные волны) излучений на живые организмы показано, что основными опасностями в понятиях культуры безопасности являются не отдельные факторы (физические, химические, биологические или социальные) как таковые, а условия их воздействия на человека (доза, продолжительность воздействия и др.).

Технология проблемно-диалогического обучения. Во всех классах основной школы на этапе введения знаний используется технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет организовать исследовательскую работу учащихся на уроке и самостоятельное открытие знаний. Данная технология разработана на основе исследований в двух самостоятельных педагогических областях - проблемном обучении (И.А. Ильницкая, В.Т. Кудрявцев, М.И. Махмутов и др.) и психологии творчества (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, А.Т. Шумилин и др.). Так же как в научном творчестве постановка проблемы идет через проблемную ситуацию, так и на уроке открытия новых знаний постановка проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и организации выхода из нее одним из трех способов: 1) учитель сам заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему; 2) ученики осознают противоречие и формулируют проблему; 3) учитель в диалоге побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы. В учебниках по ОБЖ это достигается путём введения литературных героев - образов трёх учеников и учителя - в диалогах, предваряющих и заключающих тематику каждого из разделов учебников.

Место учебного предмета

Основы безопасности жизнедеятельности изучаются в 8-9 классах, 1 час в неделю по 35 часов в год. Общее число учебных часов - 70.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Личностные результаты:

• усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, а также правил поведения на дорогах и на транспорте;

• формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни;

• усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание патриотизма, чувства ответственности и долга перед Родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору профессии и построению индивидуальной траектории дальнейшего образования;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества, учитывающего социальное, культурное, языковое и духовное многообразие современного мира;

• формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

• освоение социальных норм, правил и форм поведения в различных группах и сообществах;

• развитие правового мышления и компетентности при решении моральных проблем, формирование моральных качеств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебной, исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного и бережного отношения к окружающей среде;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• формирование антиэкстремистского и антитеррористического мышления и поведения, потребностей соблюдать нормы здорового и разумного образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

Метапредметные результаты:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать и ставить перед собой новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы в этих видах деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение согласовывать свои действия в опасных и чрезвычайных ситуациях с прогнозируемыми результатами, определять их способы, контролировать и корректировать их в соответствии с изменениями обстановки;

• умение оценивать собственные возможности при выполнении учебных задач в области безопасности жизнедеятельности и правильность их решения;

• овладение навыками принятия решений, осознанного выбора путей их выполнения, основами самоконтроля и самооценки в учебной и познавательной деятельности;

• умение формулировать понятия в области безопасности жизнедеятельности, анализировать и выявлять причинно-следственные связи внешних и внутренних опасностей среды обитания и их влияние на деятельность человека;

• умение воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни, опасных и чрезвычайных ситуациях;

• освоение приемов действий и способов применения средств защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

• умение работать индивидуально и в группе, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

• умение правильно применять речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей при решении различных учебных и познавательных задач;

• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий для решения задач обеспечения безопасности;

• формирование и развитие мышления безопасной жизнедеятельности, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике, для профессиональной ориентации.

Предметные результаты:

• формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе осознания и понимания необходимости защиты личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

• формирование убеждения в необходимости безопасного здорового и разумного образа жизни;

• понимание значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности для личности и общества;

• понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

• понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;

• формирование установки на здоровый и разумный образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, табакокурение и нанесение иного вреда здоровью;

• формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;

• понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

• знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, их последствий для личности, общества и государства;

• знание безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, умение применять их на практике;

• умение оказать первую самопомощь и первую помощь пострадавшим;

• умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по их характерным признакам, а также на основе информации из различных источников;

• умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

• овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.

Содержание учебного предмета.

Основы безопасности личности, общества и государства

Основы комплексной безопасности

Человек и окружающая среда. Мероприятия по защите населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой, предельно допустимые концентрации вредных веществ в атмосфере, воде, почве. Бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания. Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами и др. Безопасность на дорогах. Правила безопасного поведения пешехода, пассажира и велосипедиста. Средства индивидуальной защиты велосипедиста. Пожар его причины и последствия. Правила поведения при пожаре при пожаре. Первичные средства пожаротушения. Средства индивидуальной защиты. Водоемы. Правила поведения у воды и оказания помощи на воде. Правила безопасности в туристических походах и поездках. Правила поведения в автономных условиях. Сигналы бедствия, способы их подачи и ответы на них. Правила безопасности в ситуациях криминогенного характера (квартира, улица, подъезд, лифт, карманная кража, мошенничество, самозащита покупателя). Элементарные способы самозащиты. Информационная безопасность подростка.

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от них (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины, ураганы, бури, смерчи, сильный дождь (ливень), крупный град, гроза, сильный снегопад, сильный гололед, метели, снежные заносы, наводнения, половодье, сели, цунами, лесные, торфяные и степные пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии). Рекомендации по безопасному поведению. Средства индивидуальной защиты. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от них (аварии на радиационно-опасных, химически опасных, пожароопасных и взрывоопасных, объектах экономики, транспорте, гидротехнических сооружениях). Рекомендации по безопасному поведению. Средства индивидуальной и коллективной защиты. Правила пользования ими. Действия по сигналу «Внимание всем!». Эвакуация населения и правила поведения при эвакуации.

Основы противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации

Терроризм, экстремизм, наркотизм - сущность и угрозы безопасности личности и общества. Пути и средства вовлечения подростка в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность. Ответственность несовершеннолетних за правонарушения. Личная безопасность при террористических актах и при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве). Личная безопасность при похищении или захвате в заложники (попытке похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников. Личная безопасность при посещении массовых мероприятий.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Основы здорового образа жизни

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие и факторы здорового образа жизни (физическая активность, питание, режим дня, гигиена). Вредные привычки и их факторы (навязчивые действия, игромания употребление алкоголя и наркотических веществ, курение табака и курительных смесей), их влияние на здоровье.Профилактика вредных привычек и их факторов. Семья в современном обществе. Права и обязанности супругов. Защита прав ребенка.

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

Основы оказания первой помощи. Первая помощь при наружном и внутреннем кровотечении. Извлечение инородного тела из верхних дыхательных путей. Первая помощь при ушибах и растяжениях, вывихах и переломах. Первая помощь при ожогах, отморожениях и общем переохлаждении. Основные неинфекционные и инфекционные заболевания, их профилактика. Первая помощь при отравлениях. Первая помощь при тепловом (солнечном) ударе. Первая помощь при укусе насекомых и змей. Первая помощь при остановке сердечной деятельности. Первая помощь при коме. Особенности оказания первой помощи при поражении электрическим током.

Тематическое планирование

8 класс

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности учащихся

Основы комплексной безопасности.

Производственные аварии и катастрофы

Получают представление о причинах и видах аварий на пожаро - и взрывоопасных объектах

Причины чрезвычайных ситуаций техногенного характера и защита от них

Изучают и анализируют причины чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Приобретают знания о мерах по предупреждению и защите от таких чрезвычайных ситуаций

Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах

Получают представление о причинах и видах аварий на пожаро- и взрыво¬опасных объектах

Общие сведения о взрыве и пожаре

Получают представление о взрыве, пожаре, процессе горения

Классификация пожаров

Узнают о классификации пожаров, условиях и видах их распространения

Причины пожаров и взрывов, их последствия

Изучают и анализируют причины взрывов и пожаров в жилых и общественных зданиях, на промышленных предприятиях

Опасные факторы пожаров и поражающие факторы взрывов

Изучают и анализируют воздействие на людей опасных факторов и поражающих факторов взрыва

Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах

Изучают правила безопасного поведения при пожарах и взрывах, применения первичных средств пожаротушения

Пожары и паника

Изучают и тренируются правильно действовать при возникновении паники во время пожара

Виды аварий на химически опасных объектах

Получают представление об аварийно химически опасных веществах, химически опасных объектах и химических авариях

Аварийно химически опасные вещества и их поражающее действие на организм человека

Изучают классификацию АХОВ в зависимости от воздействия на организм человека и характеристики распространенных АХОВ

Причины и последствия

аварий нахимическиопасныхобъектах

Узнают о причинах и последствиях химических аварий. Получают представление об очаге и зоне химического заражения, стойкости АХОВ

Защита населения от аварийно химически опасных веществ

Изучают основные способы защиты населения от АХОВ. Учатся изготавливать ватно-марлевые повязки, проводить герметизацию помещений

Правила безопасного поведения при авариях с выбросом аварийно химически опасных веществ

Учатся правильно действовать при авариях с выбросом АХОВ

Радиация вокруг нас

Получают представление о радиоактивном излучении, о естественных и искусственных источниках этого излучения, дозах облучения людей, внешнем и внутреннем облучении, путях попадания радиоактивных веществ в организм человека

Аварии на радиационно опасных объектах

Получают представление о радиационно опасных объектах, классификации и причинах аварий на этих объектах, зонах радиоактивного заражения местности при таких авариях

Последствия

радиационных аварий

Изучают виды радиационного воздействия на людей и животных и их последствия

Защита от радиационных аварий

Учатся правильно действовать при авариях на радиационно опасных объектах. Изучают правила безопасного поведения при проживании на загрязненной местности.

Аварии на гидродинамически опасных объектах, их причины и последствия

Получают представление о гидродинамически опасных объектах и гидродинамических авариях, их классификации, причинах, поражающих факторах и последствиях.

Защита от гидродинамических аварий

Изучают меры по уменьшению потерь от гидродинамических аварий. Учатся правильно действовать при внезапном затоплении и после схода воды

Правила безопасного поведения при гидродинамических авариях

Учатся правильно действовать при внезапном затоплении и после схода воды

Автомобильные аварии и катастрофы

Получают представление об автомобильных авариях и катастрофах, их главных причинах

Безопасное поведение на дорогах велосипедистов и водителей мопедов

Изучают правила безопасного поведения на дорогах велосипедистов и водителей мопедов

Состояние природной среды и жизнедеятельность человека

Получают представление о негативном влиянии деятельности человека на окружающую среду, источниках загрязнения биосферы, чрезвычайных ситуациях экологического характера и их классификации

Изменение состава

атмосферы (воздушной

среды)

Узнают об источниках и причинах загрязнения атмосферы

Изменение состояния гидросферы (водной среды)

Узнают о причинах ухудшения качества пресных вод. Получают представление о сточных водах и их классификации

Изменение состояния суши (почвы)

Узнают о причинах деградации земель. Получают представление о промышленных, бытовых, твердых и жидких отходах

Нормативы предельно допустимых воздействий на природу

Получают представление о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве, нормах качества атмосферы, воды и почвы. Изучают меры безопасности при нахождении на территории с неблагоприятными экологическими условиями

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Первая помощь при массовых поражениях

Получают представление о целях, задачах и мероприятиях первой помощи пострадавшим при массовых поражениях

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.

Первая помощь при поражении аварийно химически опасными веществами

Изучают правила оказания первой помощи при отравлении АХОВ. Учатся оказывать первую помощь при ожогах кислотой и щелочью

Первая помощь при бытовых отравлениях

Учатся оказывать первую помощь при отравлении минеральными удобрениями и другими химикатами

Основы здорового образа жизни.

Физическая культура и закаливание

Учатся развивать у себя физические качества, необходимые для хорошей физической формы. Получают представление о принципах и методике закаливания. Учатся выполнять закаливающие процедуры, используя факторы окружающей среды

Семья в современном

обществе.

Получают представление о браке и семье, правах и обязанностях супругов.

9 класс

Тематическое планирование.

Характеристика видов деятельности учащихся.

Основы безопасности личности, общества и государства.

Правовые основы

обеспечения безопасности личности,

общества и государства

Изучают положения Конституции Российской Федерации, федеральные законы и подзаконные акты в области обеспечения безопасности личности, общества и государства

Угрозы национальной

безопасности Российской Федерации

Получают представление об угрозах национальной безопасности РФ, основных направлениях и стратегии ее обеспечения.

Международный терроризм как угроза национальной безопасности

Получают представление о современном терроризме, его классификации, основных направлениях деятельности по противодействию терроризму

Наркотизм и национальная безопасность

Получают представление о наркотизме, наркомании и токсикомании. Изучают основы государственной политики в отношении оборота наркотических средств и психотропных веществ

Гражданская оборона как составная часть системы национальной безопасности

Получают представление об основных задачах, силах и средствах гражданской обороны

Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).Цели, задачи и структура РСЧС

получают представление о функциях и структуре РСЧС

Режимы функционирования, силы и средства РСЧС

Получают представление о режимах функционирования, силах и средствах РСЧС

Международное гуманитарное право. Сфера применения и ответственность за нарушение норм

Изучают основные документы международного права

Защита раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, медицинского и духовного персонала

Получают представление об основных требованиях международного гуманитарного права по защите раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, медицинского и духовного персонала

Защита военнопленных и гражданского населения

Получают представление об основных требованиях международного гуманитарного права по защите военнопленных и гражданского населения

Безопасное поведение в криминогенных ситуациях.

Защита от мошенников

Получают представление об основных видах и приемах мошенничества. Осваивают правила защиты от мошенников

Безопасное поведение

девушек

Получают представление о преступлениях на сексуальной почве. Учатся соблюдать правила безопасного поведения и психологической защиты по предотвращению насильственных действий

Психологические основы самозащиты в криминогенных ситуациях. Пути выхода из конфликтных ситуаций

Развивают у себя качества личности уверенного человека. Учатся соблюдать правила безопасного поведения, помогающие защититься от насильников и хулиганов

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Причины травматизма и пути их предотвращения

Изучают причины травматизма школьников и правила безопасного поведения по его предотвращению

Безопасное поведение дома и на улице

Учатся соблюдать правила безопасного поведения, помогающие предотвратить травматизм дома и на улице

Безопасное поведение в школе, на занятиях физкультурой и спортом

Учатся соблюдать правила безопасного поведения, помогающие предотвратить травмы

Основы медицинских знаний.

Профилактика осложнений ран. Асептика и антисептика

Получают представление об асептике и антисептике

Травмы головы, позвоночника и спины

Учатся определять признаки и оказывать первую помощь при травмах головы и позвоночника

Экстренная

реанимационная

помощь

Учатся определять признаки клинической смерти и практически осваивают технику и последовательность выполнения реанимационных мероприятий

Основные инфекционные заболевания

Получают представление о наиболее распространенных и опасных инфекционных заболеваниях

Основы здорового образа жизни

Здоровье человека

Получают представление о составляющих здоровья человека, критериях его оценки, группах здоровья детей и подростков

Здоровый образ жизни как путь к достижению высокого уровня здоровья и современные методы оздоровления

Получают представление об основных элементах здорового образа жизни и его влиянии на формирование личности

Факторы риска во внешней среде и их влияние на внутреннюю среду организма человека и его здоровье

Получают представление о влиянии факторов риска, риска внешней среды на внутреннюю среду организма человека

Понятие личной гигиены. Гигиена кожи и одежды

Получают представление о гигиене и ее составляющих, гигиенических требованиях к одежде, обуви и головным уборам

Гигиена питания и воды

Узнают общие сведения о продуктах животного и растительного происхождения и питьевой воде. Учатся соблюдать режим питания, правильно распределять рацион питания в течение дня

Гигиена жилища и индивидуального строительства

Получают представление о гигиенических требованиях к современному жилищу и индивидуальному строительству загородных домов

Физиологическое и психологическое развитие подростков

Получают представление о физическом и психологическом развитии в подростковом и юношеском возрасте. Учатся учитывать эти особенности при общении с окружающими

Роль взаимоотношений в формировании репродуктивной функции

Получают представление об особенностях отношений юношей и девушек

Виды конфликтов. Правила поведения в конфликтных ситуациях

Учатся правильно вести себя в конфликтных ситуациях

Суицидальное поведение в подростковом возрасте

Получают представление о причинах и профилактике суицидов. Учатся преодолевать угнетенное психическое состояние и депрессию

Факторы, разрушающие здоровье человека.

Употребление табака

Формируют у себя негативное отношение к табакокурению.

Употребление алкоголя

Формируют у себя негативное отношение к употреблению алкоголя

Наркомания и токсикомания

Формируют у себя негативное отношение к употреблению психоактивных веществ. Учатся оказывать первую помощь при отравлении наркотиками и лекарственными препаратами

Заболевания, передающиеся половым путем

Получают представление о заболеваниях, передающихся половым путем, и путях их профилактики.

Описание учебно-методического технического обеспечения образовательного процесса.

Наименование объектов и средств материально - технического обеспечения

Количество

1. Печатные пособия

Нормативные и программные документы

Основы безопасности жизнедеятельности. Сборник нормативных документов Министерства образования Российской Федерации - М. Дрофа 2007

Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности - М. Дрофа 2001

Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5- 9 классов общеобразовательных учреждений - М. Дрофа 2006

Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по основам безопасности жизнедеятельности - М. Дрофа 2001

1

1

1

1

Учебники

Основы безопасности жизнедеятельности.8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/С.Н. Вангородский, М.И. Кузнецов, В.Н. Латчук/Под ред.В.Н. Латчука; издательство «ДРОФА»-2014

16

Методические пособия к учебникам

Латчук В.Н., Марков В.В. Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс; методическое пособие, - М. Дрофа 2006

15

Методические и учебно-методические пособия

Крючек Н.А., Миронов С.К., Мишин В.И. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации по оборудованию кабинета (класса) ОБЖ в общеобразовательном учреждении. - М. Дрофа 2005

Латчук В.Н., Миронов С.К., Мишин В.И. Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе, 5 - 11 классы; методическое пособие. М. Дрофа 2006

Латчук В.Н., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека; 5 -11 классы. Учебно-методическое пособие. М. Дрофа 2006

Соловьев С.С. Основы безопасности жизнедеятельности. Алкоголь, табак, наркотики - главные враги здоровья человека. Учебно-методическое пособие. М. Дрофа 2006

1

1

1

6

Дидактические материалы

Латчук В.Н., Марков В.В., Фролов М.П. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 - 9 классы: дидактические материалы. - М. Дрофа 2001

5 комплектов

Литература

В.В.Петров. Основы безопасности в городе для детей и родителей, Минск: Харвест 2007

Кулинич Г.Г. Вредные привычки, профилактика зависимостей. 5 - 7 классы: М. ВАКО 2008

Правила дорожного движения Российской Федерации. М 2007

Комментарии к правилам дорожного движения Федерации.

1

1

6

2

Научно - популярная литература

Основы безопасности жизни (периодическое издание 2007, 2008,2009 гг

3

2.УЧЕБНЫЕ НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ

Безопасность на дороге

Терроризм - угроза обществу

Умей действовать при пожаре

Уголок гражданской защиты

Уголок пожарная безопасность

5

2

2

1

1

3.УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Бинт марлевый

Вата гигроскопическая нестерильная

Шины

Аптечка

Респиратор

Противогаз ГП-7В

Респиратор - лепесток

Ножницы для перевязочного материала (прямые)

Жгут кровоостанавливающий резиновый

Ватно-марлевая повязка

4

4

1

1

15

4

4

2

2

22

4. Основные электронные образовательные ресурсы, применяемые в изучении предмета (курса):

МЧС России

emercom.gov.ru

Министерство здравоохранения РФ

minzdrav-rf.ru

Министерство образования и науки РФ

mon.gov.ru/

Министерство природных ресурсов РФ

mnr.gov.ru

Энциклопедия безопасности

opasno.net

Личная безопасность

personal-safety.redut-7.ru

Информационно-методическое издание для преподавателей ОБЖ-МЧС России

school-obz.org/topics/bzd/bzd.html

Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября»)

festival.1september.ru

Издательский дом «1 сентября»

1september.ru

Портал Всероссийской олимпиады школьников

rusolymp.ru/

Образовательные ресурсы Интернета - Безопасность жизнедеятельности

alleng.ru/edu/saf.htm

Безопасность. Образование. Человек. Информационный портал ОБЖ и БЖД: Всё Безопасности Жизнедеятельности

bezopasnost.edu66.ru

Планируемые результаты.

Выпускник научится:

• классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности;

• использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве;

• использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и продуктов питания с использованием бытовых приборов;

• классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций при использовании бытовых приборов контроля качества окружающей среды и продуктов питания;

• безопасно, использовать бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания;

• безопасно использовать бытовые приборы;

• безопасно использовать средства бытовой химии;

• безопасно использовать средства коммуникации;

• классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера;

• предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного характера;

• безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации на улице;

• безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в подъезде;

• безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в лифте;

• безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в квартире;

• безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной краже;

• безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества;

• адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;

• адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;

• безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;

• безопасно применять первичные средства пожаротушения;

• соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода;

• соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста;

• соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного средства;

• классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на воде;

• адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде;

• использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде;

• классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических походах;

• готовиться к туристическим походам;

• адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах;

• адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности;

• добывать и поддерживать огонь в автономных условиях;

• добывать и очищать воду в автономных условиях;

• добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать (обустраивать) временное жилище в автономных условиях;

• подавать сигналы бедствия и отвечать на них;

• характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера для личности, общества и государства;

• классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера;

• предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций геологического происхождения;

• предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения;

• предвидеть опасности и правильно действовать в случае в чрезвычайных ситуаций гидрологического происхождения;

• предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций биологического происхождения;

• безопасно использовать средства индивидуальной защиты;

• характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера для личности, общества и государства;

• классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

• предвидеть опасности и правильно действовать в случае аварии на радиационно, химически опасном объекте;

• безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;

• предвидеть опасности и правильно действовать в случае аварии на пожароопасном и взрывоопасном объекте экономики;

• безопасно использовать средства индивидуальной защиты;

• предвидеть опасности и правильно действовать в случае аварии на транспорте;

• предвидеть опасности и правильно действовать в случае аварии на гидротехнических сооружениях;

• комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации;

• классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и последствия данных явлений для личности, общества и государства;

• классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма, наркотизма;

• адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства;

• адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников;

• классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения;

• классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого скопления людей;

• предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;

• адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления людей;

• оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;

• характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для личности, общества и государства;

• классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;

• планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья;

• адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья;

• планировать распорядок дня с учетом нагрузок;

• определять состояния оказания неотложной помощи;

• использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;

• классифицировать средства оказания первой помощи;

• оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении;

• оказывать первую помощь при ушибах;

• оказывать первую помощь при растяжениях;

• оказывать первую помощь при вывихах;

• оказывать первую помощь при переломах;

• оказывать первую помощь при ожогах;

• оказывать первую помощь при обморожениях;

• оказывать первую помощь при отравлениях;

• оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе;

• оказывать первую помощь при укусе насекомых;

Выпускник получит возможность научиться:

• безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста;

• классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических поездках;

• готовиться к туристическим поездкам;

• адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках;

• анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;

• анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера;

• безопасно вести и применять права покупателя;

• безопасно использовать ресурсы интернета;

• использовать способы профилактики игромании;

• анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма;

• предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность;

• выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;

• анализировать влияние вредных привычек и факторов и на состояние своего здоровья;

• анализировать состояние своего здоровья;

• характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье человека;

• классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регулирующих права и обязанности супругов, и защищающих права ребенка;

• владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности;

• классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;

• оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях;

• оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях;

• оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности;

• оказывать первую помощь при коме;

• оказывать первую помощь при поражении электрическим током;

• использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных;

• усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

• исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности;

• творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности.



© 2010-2022