• Преподавателю
  • ОБЖ
  • «Здоровьесберегающие технологии на уроках ОБЖ в рамках реализации ФГОС»

«Здоровьесберегающие технологии на уроках ОБЖ в рамках реализации ФГОС»

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



«Здоровьесберегающие технологии на уроках ОБЖ в рамках реализации ФГОС».

Ум возрастает, пока имеется здоровье,

забота о котором - прекрасное дело для

людей здравомыслящих.
Демокрит


Здоровье населения страны - высшая национальная ценность, которая должна начаться в первую очередь с детей.

В.А. Сухомлинский неоднократно повторял: «…Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя».

В законе РФ «Об образовании» говорится «…обязанность образовательного учреждения создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся».
Охрана детского здоровья является неотъемлемым направлением деятельности любой школы во все времена. Однако результативность этой деятельности во многом зависит от целей образовательного процесса, доступных способов и средств их достижения. В условиях внедрения в массовое образование нового Федерального государственного стандарта общего образования актуально исследование новых возможностей, открывающихся в здоровьесберегающей работе школы.

Новизна проекта в том, что в пакет документов ФГОС впервые вошла Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни. На ее основе каждая школа, используя накопленный опыт формирования культуры здоровья учащихся, конструирует свою одноименную Программу, учитывающую региональные культурные, этнические, социальные, природные особенности и контингент учащихся. Программу формирования ценности здоровья и здорового образа жизни дополняет Программа духовно-нравственного развития учащихся, определяющая пути формирования их личностного здоровья.

Впервые стандарт общего образования предусматривает включение в содержание здорового образа жизни ребенка, умений регуляции своей ведущей деятельности - учения, общения, познания, социальной практики - и формулирует требования к формированию у учащихся средств ее осознанной саморегуляции. Ключевая задача ФГОС, зафиксированная в его Концепции и Фундаментальном ядре содержания образования - формирование у учащихся умений самообучения, самовоспитания, саморазвития - как инструмента проектирования учащимися индивидуальных траекторий обучений. Предусматривается развитие у учащихся универсальных учебных действий как средств самостоятельного приобретения в течение жизни знаний о здоровом образе жизни, их обновления и применения в нестандартных жизненных ситуациях.

Современный урок должен соответствовать запросам государства, то есть должно готовить ребёнка к жизни в высокотехнологическом конкурентом мире. На уроке должны формироваться навыки самостоятельного и критического мышления, творческое мышление, а так же умение работать с информацией, учиться работать в коллективе. Урок должен отвечать качественным характеристикам современного образования. Ключевой характеристикой качества образования сегодня становятся требования стандарта-требования к результатам освоения основных образовательных программ. Концепция стандартов пополняет известные понятия - «компетенция» и «Знания» - «умения» -«навыки» (ЗУНы). Основным результатом обучения становится освоение обобщенных способов действий(компетенций) и достижение новых уровней развития личности учащихся (компетентностей). Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, а так же включают в себя предметные, мета предметные и личностные результаты.

Определяющим фактором в системе сохранения и развития здоровья подрастающего поколения может стать здоровьеориентированный образовательный процесс в школе. Вместе с тем чрезвычайно широкая трактовка термина «здоровье» создает существенные методологические и технологические трудности в достижении этой цели.

В последние годы педагоги стали больше акцентировать свое внимание на вопросах обеспечения здоровья учащихся. Многие учителя стремятся включить школьников в различные виды двигательной, интеллектуальной, эмоциональной активности в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, создать условия для их творческого самовыражения. Для этого они используют программы и методики формирования у детей ценностей ЗОЖ, применяют различные способы укрепления здоровья (дыхательную, коррегирующую гимнастику, элементы психотерапии и др.). На уроке одним из ключевых направлений должна стать поддержка социального здоровья учащихся, что проявляется в их обучении противостоянию манипуляции, преодолению стрессовых ситуаций, целостной подготовке к оптимизации своей жизнеспособности в условиях системных социальных изменений. В наибольшей степени поставленные цели можно решить в условиях здоровьеориентированной организации образовательного процесса на уроке.

Здоровьеориентированная образовательная деятельность учителя базируется на трех методологических принципах: сохранение, укрепление и формирование здоровья учащихся (И.И. Брехман, Н.В. Колбанов, Г.К. Зайцев, Л.Г. Татарникова).

Суть принципа сохранения здоровья составляет гомеостаз как способность организма обеспечивать постоянство своей внутренней среды под влиянием внешних воздействий. В этой связи учебно-воспитательный процесс на уроке должен быть направлен на поддержание постоянства внутренней среды организма учащегося через соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований, осуществление профилактических и психогигиенических мероприятий при организации обучения и воспитания школьника, учета его индивидуальных особенностей в определении темпов и уровня усвоения учебного материала и т.д.

Принцип формирования здоровья и мотивации учащихся на здоровый образ жизни, осуществляется через содержание учебного материала школьных предметов, раскрывающих сущность основных компонентов здоровья и здорового образа жизни посредством организации взаимодействия участников педагогического процесса, в котором формируются ценности, идеалы здоровья и понимание определенных способов его достижения.

По характеру действия различают следующие технологии, которые я использую в своей практике:

Стимулирующие. Они позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния.

Защитно-профилактические. Это выполнение санитарно-гигиенических норм и требований. Ограничение предельной нагрузки, исключающей переутомление на уроке. Компенсаторно-нейтрализующие технологии. Это физкультминутки, физкультпаузы, которые в какой-то мере нейтрализуют неблагоприятное воздействие статичности уроков.

Информационно-обучающие технологии. Обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье.


Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяю следующие средства:
1.средства двигательной направленности;
2.гигиенические факторы.
Комплексное применение этих средств позволяет решить мне задачи педагогики оздоровления.

Среди факторов, влияющих на здоровье обучающихся можно выделить ряд психолого-педагогических факторов, которые зависят в большей степени от учителя, а также позволяют с наименьшим для здоровья учащихся риском внедрить ФГОСЫ.

1. Стиль педагогического общения учителя с учащимися.
2. Психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок.
3. Характер проведения опросов и проблема оценок.
4. Степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно, группы риска).
5. Особенности работы с «трудными подростками» в классе.
6. Соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.
7. Степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках (и вообще во время пребывания в школе).
8. Личные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений, его способность психоэмоционального переключения.
9. Компетентность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.

Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

  • технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;

  • технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;

  • разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами.

Общедидактические принципы - это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с общими целями здоровьесберегающих образовательных технологий. Среди специфических принципов, выражающих специфические закономерности педагогики оздоровления, важнейшим можно назвать принцип «Не навреди!» - одинаково актуальный как для медиков, так и для педагогов. Усвоение пользы здоровьесберегающих мероприятий требуют их повторяемости.

Рассмотрим более подробно указанные группы принципов.

Общедидактические принципы:

  1. Принцип сознательности и активности - нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности. Это когда при изучении нового материала, проводится прямая взаимосвязь с окружающей действительностью.

  2. Принцип активности - предполагает у учащихся высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества. Лучше всего это делать через проблемное обучение.

  1. Принцип наглядности - обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Для этого использую видео фильмы, интерактивные игры., а помощь учимся оказывать на себе или на МАКСЕ.

  2. Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Тут проводиться полная взаимосвязь с предыдущим уроком и идёт целеполагание следующего.

Специфические принципы:

  1. Принцип не нанесения вреда.

  2. Принцип триединого представления о здоровье (единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья).

  3. Принцип повторения умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

  4. Включение вариантных изменений в стереотипы предполагает соблюдение принципа постепенности. Он предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой.

  5. Принцип доступности и индивидуализации имеет свои особенности в оздоровительной направленности здоровьесберегающих образовательных технологий.

  6. Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие.

  7. Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.

  8. Принцип цикличности. Упорядочению процесса педагогики оздоровления способствует принцип цикличности. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ребенка к каждому последующему этапу обучения.

  9. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Данный принцип способствует формированию двигательных умений и навыков, развитию двигательных способностей ребенка, учету функциональных возможности организма младшего школьника.

  10. Принцип всестороннего и гармонического развития личности. Этот принцип имеет важнейшее значение, так как содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое развитие личности ребенка.

  11. Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка в процессе обучения.

  12. Принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников.

  13. Принцип активного обучения, заключающийся в повсеместном использовании активных форм и методов обучения (обучение в парах, групповая работа, игровые технологии и др.).

  14. Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей.

  15. Принцип связи теории с практикой призывает настойчиво приучать младших школьников применять свои знания по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения.

Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, полезно на уроках рассматривать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями "гигиена", "безопасное поведение ", "здоровый образ жизни", "правильное питание"……. Все эти темы прослеживаются в курсе ОБЖ начиная с пятого класса.

Роль учителя велика, так как задания на тему сохранения здоровья призваны заинтересовать учеников, а учитель помогает систематизации знаний.

У многих детей преобладает непроизвольное внимание. Ученики способны сосредоточиться лишь на том, что им интересно, нравится, поэтому задача учителя - помочь им преодолеть усталость, уныние и неудовлетворенность. Огромное значение в предупреждении переутомления является четкая организация учебного труда. Я на начало урока делаю необходимые записи на доске; иногда для создания интриги записи закрываю плакатами и по мере изучения темы открываются. Более интересно для современной молодёжи использование интерактивной доски и интернет ресурсов. Необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Для этого я на уроках организую работу в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища. Антистрессовым моментом на уроках является накопительная система баллов в течение всего урока, это позволяет стимулировать учащихся к использованию различных способов решения, и они уже тогда совершенно не бояться допустить ошибку.

По мнению ведущих специалистов в области нейропедагогики, оптимальные психолого - педагогические условия для реализации потенциальных возможностей ребенка, для создания ситуации успеха должны формироваться с учетом мозговой организации познавательных процессов. Поэтому я на уроках часто использую метод мозгового штурма.

В развитии утомления при учебной деятельности большую роль играет методика преподавания ОБЖ. Необходимо правильное использование технических средств обучения, плакатов, схем, интерактивной доски. Длительное применение ТСО создает повышенную нагрузку на центральную нервную систему, сильно утомляет ребенка. Поэтому необходимо учитывать нормы длительности использования технических средств на уроках: в 5 - 7 классах длительность непрерывного применения диафильмов, диапозитивов составляет от 20 до 25 минут. В течение недели количество уроков с применением ТСО для обучающихся не должно превышать 4 - 6 уроков. (п. 2.9.11. СанПиН)

Стиль общения учителя с обучающимися также влияет на состояние здоровья. Учителям должен быть свойственен демократичекий стиль общения, который создает условия для развития психической активности ребенка, дает свободу познавательной деятельности, школьник не боится ошибиться при решении поставленной задачи. Ученик, находясь в состоянии душевного комфорта и защищенности, с удовольствием работает на уроке.

Приемы с элементами соревнования, благотворно влияющие на здоровье. Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

Также использую методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Ученики выступают в роли исследователя или учителя. Уроки - конкурсы, уроки-экскурсии, уроки - игры и другие. При таком обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, что вызывает особый интерес к учебе.

В числе учителей-предметников учитель ОБЖ занимает в вопросах формирования ЗОЖ особое место. Именно он даёт учащимся первичные знания о понятиях «здоровье» и «ЗОЖ», прививает культуру безопасного отношения к себе и окружающим, в совместной учебной деятельности с учащимися формирует знания, умения и навыки по основам медицинских знаний.

Идея здоровьесбережения учащихся в образовании - одно из главных направлений национального проекта «Образование», президентской инициативы «Новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов.

Школа сегодня должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества. Следовательно, в вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, социальные педагоги и другие специалисты.

Список используемой литературы.

1. «Здоровье - дело не только личное, но и общественное», ПОРТФОЛИО №1, 2011 год, рубрика «Педагогические технологии», стр. 10-11.

2. Актуальность здоровьесбережения отражена в следующих документах:

Национальная доктрина образования в России;

Концепция модернизации российского образования;

Концепция непрерывного образования;

Национальная образовательная инициатива

«Наша новая школа» (п.5 Сохранение и укрепление здоровья школьников);

Федеральный государственный образовательный стандарт образования (ФГОС)

3. Бутова С.В. Оздоровительные упражнения на уроках// «Начальная школа», 2006, №8, стр. 98.
4.Закон РФ «Об образовании»;

5.Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

6.Наш выбор - здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. - Волгоград: Учитель, 2009.

7.Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение.

8.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.

9.Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО, 2002.







© 2010-2022