План-конспект урока «Правовые основы самозащиты»

Экстремальные ситуации криминального характера, явление очень распространённые. Факторы, способствующие росту преступных посягательств: нестабильность в обществе, экономический кризис, обнищание населения, падение нравов, наркомания, алкоголизм и так далее. Самооборона – естественная реакция человека. Осознанное поведение людей,  знающих как себя защитить, должно подкрепляться правовыми знаниями. Юридическая защита прав личности определяется конституцией и законами государства. Основной закон га...             Каждый человек, ставший объектом неправомерного посягательства (нападения хулиганов, грабителей, насильников и т.д.), вправе рассчитывать на помощь правоохранительных органов. Но не всегда милиция оказывается рядом, когда она нам так нужна. Да и преступники стараются не нападать там, где может прийти помощь. Поэтому человек оказавшийся лицом к лицу с преступником всегда стоит перед выбором: подчиниться и выполнить требования бандита, попытаться убежать, позвать на помощь, оказать акт...             Гражданин России имеет право на самозащиту лишь в тех ситуациях, явно угрожающих его жизни и жизни его близких. Во всех остальных случаях на мягкость закона он рассчитывать не может. Право на самозащиту вам предоставлено законом. Но вы должны оценить характер, степень опасности нападения, размер возможного материального ущерба. В ситуации, когда возможны лишь небольшие материальные потери, более целесообразно уступить. Нужно помнить, если вы не сможете достойно оказать сопротивление,...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока: «Правовые основы самозащиты».

Цели:

1. Формирование у учащихся мотивации к соблюдению законов, норм поведения.

2. Ознакомить с нормами права, способами обеспечения безопасной жизнедеятельности

на основе применения правовых норм.

3. Совершенствование практического опыта применения правовых знаний для прогнози- рования, профилактики, преодоления воздействия вредных для жизни факторов.

По окончанию урока учащиеся должны знать:

а) что такое необходимая оборона;

б) в каких ситуациях возникает право на необходимую оборону;

в) какие средства и способы самозащиты можно применять при нападении преступника;

г) в чем проявляется превышение пределов необходимой самообороны;

д) каковы признаки ситуации крайней необходимости.

План урока:

1. Изучение нового материала.

А) Постановка учителем целей и задач урока, его актуальность в современных условиях.

Б) Право человека на самозащиту.

В) Условия правомерности необходимой обороны.

Г) Оружие самообороны.

Д) Действия после нейтрализации нападавшего.

Е) Состояние крайней необходимости.

Ж) Правила поведения в конфликтной ситуации.

2. Закрепление изученного материала.

3. Домашнее задание.

Ход урока:

1. Изучение нового материала.

А) Вступительное слово учителя.

Экстремальные ситуации криминального характера, явление очень распространённые.

Факторы, способствующие росту преступных посягательств: нестабильность в обществе,

экономический кризис, обнищание населения, падение нравов, наркомания, алкоголизм и так далее. Самооборона - естественная реакция человека. Осознанное поведение людей, знающих как себя защитить, должно подкрепляться правовыми знаниями. Юридическая защита прав личности определяется конституцией и законами государства. Основной закон гарантирует гражданам неприкосновенность личности.

Конституция РФ. Статья 22: «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновен-ность…» Статья 23: «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени…».

Б) Право человека на самозащиту.

Каждый человек, ставший объектом неправомерного посягательства ( нападения хулиганов, грабителей, насильников и т.д. ), вправе рассчитывать на помощь правоохранительных органов. Но не всегда милиция оказывается рядом, когда она нам так нужна. Да и преступники стараются не нападать там, где может прийти помощь. Поэтому человек оказавшийся лицом к лицу с преступником всегда стоит перед выбором: подчиниться и выполнить требования бандита, попытаться убежать, позвать на помощь, оказать активное сопротивление. Если на вас нападает преступник, и он вооружён, пытается применить оружие, ударить вас или иным образом своими действиями угрожает вашей жизни, вы имеете право нанести ему любой вред, даже лишить его жизни.

Гражданин России имеет право на самозащиту лишь в тех ситуациях, явно угрожающих его жизни и жизни его близких. Во всех остальных случаях на мягкость закона он рассчитывать не может. Право на самозащиту вам предоставлено законом. Но вы должны оценить характер, степень опасности нападения, размер возможного материального ущерба. В ситуации, когда возможны лишь небольшие материальные потери, более целесообразно уступить. Нужно помнить, если вы не сможете достойно оказать сопротивление, то это сможет спровоцировать излишнюю жестокость со стороны преступника, и привести к опасным для вашей жизни и здоровью последствиям.

В) Условия правомерности необходимой обороны.

Если вы решились на оборону, то должны знать, что существует ряд условий правомерности необходимой обороны. Необходимо, чтобы посягательство было общественно опасным, наличным и действительным.

1. «Посягательство является общественно опасным, если гражданин сталкивается с деятельностью, угрожающей законным интересам личности, государства, общества.

Вопрос: Придумайте жизненную ситуацию, которая бы соответствовала этому условию

правомерности применения необходимой обороны.

После ответов учеников приводятся примеры таких ситуаций - хулиган пытается нанести удар прохожему, грабитель угрожает ножом, похититель надевает жертве наручники, преступник, засунув руку в карман пугает гранатой и т.д.

2. «Нападение должно быть наличным, т.е.ущерб уже причиняется либо существует возможность его причинения».

Ученики пытаются объяснить эту формулировку, приводя примеры жизненных ситуаций. Право на самооборону возникает уже тогда, когда посягающее лицо только готовиться причинить вам вред.

Примеры:

Нападающий лишь выхватил нож, пытается открыть складной нож, но он не открывается, пытается передёрнуть затвор огнестрельного оружия и так далее. Не нужно ждать, когда вам причинят реальный ущерб.

3. «Опасность должна быть действительной, а не воображаемой»

Ученики пытаются привести примеры, а учитель, если надо их поправляет.

Примеры:

а) встретив в безлюдном месте человека с топором в руках, прохожий, решив, что его жизни угрожает опасность, нанёс упреждающий удар. Правильно ли он поступил?

Выслушав ответы учеников, учитель объясняет ситуацию с правовой стороны. В этой ситуации права на необходимую оборону не было, так как не было посягательства. Мужчина мог нести топор домой разрубить мясо и т.д. В данном случае была «мнимая оборона» от несуществующего посягательства, что несёт ответственность уголовную, административную. А если этот человек нёс топор ночью? Нёс, спрятав под курткой?

Если бы встреченный человек им угрожал, размахивал, пытался бросить? Заявил, что если не отдадите деньги, то получите по голове? В этих ситуациях применение необходимой обороны было бы оправданно.

4. Границы обороны во времени.

Выслушав догадки учеников, учитель приводит ситуации, объясняющие это условие.

Отсутствует право на необходимую оборону, если нападавший, столкнувшись с сопротивлением, бежит с места происшествия. Закон не даёт право защищавшемуся

догнать нападавшего и нанести ему удар его же ножом. Это расправа над нападавшим.

А если не бить его же ножом, а ударить кулаком или палкой? Или бросить вслед камень?

Если нож из рук посягающего попал в ваши руки в ходе схватки, а нападающий продолжает на вас нападать? Вы можете защищаться этим ножом. В этом случае применение перехваченного ножа в целях самообороны вполне оправданно.

5. Защита должна быть направлена непосредственно против посягающего лица.

После обсуждения этого условия, если нужно приводятся подтверждающие примеры.

Средства самозащиты, которые вы использовали ( оружие, палка, камень и т.д ), не должны причинить вред случайным прохожим, лицам которые не участвовали в нападении и т.д.

6. Соотношение характера, степени защиты и посягательства.

Защита не должна превышать допустимых законом пределов.

«Превышение пределов необходимой обороны - это явное несоответствие способов защиты и опасности посягательства».

Примеры:

а) удар в ответ на словесное оскорбление;

б) грабитель, после отказа дать деньги, достаёт пистолет, но в свете фонаря видно, что он

игрушечный;

в) у пьяного в руках нож, но он теряет равновесие и падает.

А если бы оскорбивший вас одновременно пытался нанести удар или угрожал физической расправой? Здесь нет превышения необходимой обороны.

Помните, что с точки зрения закона нападающая сторона будет признана виновной , даже если пострадает больше потерпевшей. Но только тогда, когда нападает. А если только угрожает, а вы отвечаете на брань и демонстрацию кулаков калечащим ударом, то тогда УК РФ защищает уже не вас, а вашу жертву. И вы из потерпевшего превращаетесь в преступника. Эта та грань законодательства, о которой надо знать, чтобы не оказаться вдруг на тюремных нарах.

Закон даёт защищающемуся право причинить посягающему не только равный, но и больший вред, чем тот, который мог быть причинён. При реальной угрозе жизни вы вправе убить преступника. Если в руках преступника нож, кусок трубы, арматура, пистолет или другие орудия, которыми вас могут убить, то оправданы любые средства и способы самозащиты.

Г) Оружие самообороны.

Часто не надеясь на свои физические возможности, некоторые граждане незаконно приобретают, хранят и носят с собой огнестрельное оружие. Такими действиями гражданин ставит себя в очень сложное положение, так как незаконное владение оружием становится преступлением и карается очень сурово. Так стоит ли рисковать?

В нашей стране в настоящее время запрещено ношение и хранение огнестрельного оружия: мера уголовного наказания до 5 лет лишения свободы. Мы единственная страна в мире, которая не производит предметов самообороны для своих граждан ( ни газовых пистолетов, ни газовых баллончиков, ни бронежилетов, ни спец.дубинок и т.д. ).

Справка об отношении к оружию в цивилизованных странах .

В США пистолет, автомат, винтовку может приобрести любой гражданин, достигший

18-летнего возраста, психически здоровый, не судимый ранее за нападение с применением оружия. Газовое оружие - пистолеты, баллоны - продаются без ограничения. На руках в США 200 млн. единиц огнестрельного оружия.

Законопослушная Швейцария. Население - 6,5 млн. человек. На руках у швейцарцев находится до 4 млн. единиц нарезного оружия. В том числе 340 тыс. пистолетов, 600 тыс. штурмовых винтовок - и всё с разрешения государства. За последние 10 лет количество преступлений с применением оружия сократилось на 30% ( с 600 до 400!!! ).

Если где-то в Москве во дворе убивают женщину, то в лучшем случае москвич позвонит в милицию. Когда приедет милиция, человек будет, скорее всего, убит. В Швейцарии, видя такую сцену, швейцарец достаёт винтовку и стреляет по преступникам, ранит или убивает их, а после звонит в полицию. Нашей стране до этого ещё далеко. Можно долго спорить: разрешать ли в России свободное владение огнестрельным оружием или нет? Но то, что россияне отличаются от европейцев своим отношением к исполнению законов бесспорно.

Согласно действующему законодательству, каждый гражданин имеет право на «первый выстрел». «Каждый гражданин имеет право на самозащиту. Это право принадлежит лицу, независимо от возможности избежать посягательства либо обратиться за помощью к другим лицам или органам власти».

Главное - применять оружие самообороны только для защиты и соразмерно угрожающей опасности и не бояться этого. Лучше отвечать на вопросы следователя по поводу правомерности применения оружия, чем оказаться инвалидом, лишённым имущества или

расстаться с жизнью или потерять своих близких.

К разряду разрешённых, в России относятся только охотничьи ружья. Они эффективны при защите от нападения на дом, квартиру. Применять их надо по обстановке: сначала предупредив и выстрелив, а уж потом - на поражение.

Сам вид ружья уже действует внушительно, а выстрел вверх очень эффективен, так что, если есть возможность не стрелять в человека, - не стреляйте, но, если преступник озверел, убивает свою жертву, вооружён ножом, пистолетом, гранатой, уже совершил тяжкое преступление или пытается скрыться, - применяйте оружие на поражение.

Статья из газеты «Советская молодёжь» за 2013 год, статья «Черемховский боевик»:

«Пенсионер отбил две атаки преступников, пытавшихся штурмом взять его дом. В результате два человека убиты, один ранен и один сбежал с поля боя.

В 11 часов 22 января здесь разгорелся настоящий бой. Притоптанный снег был обильно полит кровью. Тяжелораненого мужчину и девушку «Скорая помощь» увезла в реанимационное отделение городской больницы, ещё одну женщину отправили прямо в морг.

Итак, в субботу в одном из частных домов гуляли родственники: две женщины и двое мужчин. Основательно выпив, собутыльники решили «бомбануть» частную усадьбу на соседней улице Есенина. Черемховцы знали, что дом продали и там сейчас живут новые хозяева-пенсионеры. Возможно, преступники делали ставку на то, что пожилые люди даже в свою усадьбу побояться ночью выходить. Первым делом пьяные грабители обчистили летнюю кухню: они вывезли оттуда несколько мешков комбикорма, муки, стиральную машинку, кухонную утварь. Пенсионер слышал весь этот шум, вышел на крыльцо и попросил убраться со двора, однако через некоторое время налётчики уже обступили веранду и стали ломать двери. Пожилой защитник зарядил двуствольное охотничье ружьё, принадлежавшее бывшей хозяйке дома, вышел в тёплые сени, и предупредил, что будет стрелять. Осаждавшие обещали ответить тем же - огнём.

Два выстрела не подействовали отрезвляюще, и преступники взломав дверь на веранду, принялись долбиться уже в сени. Старик пальнул вверх ещё один раз, но это, казалось только подзадорило нападавших. Когда засовы отвалились, защитник открыл огонь на поражение, заряд дроби попал в мужчину. Он рухнул на пол, а сообщники бросились бежать, однако через несколько минут предприняли вторую попытку штурма.

Пенсионер уже вышел на крыльцо и в четвёртый раз предупредил, что откроет огонь. Разбойники уже ничего не понимали и пёрли напролом:- Стреляй! Выстрел - и дробовой заряд накрыл шедших впереди двух женщин: мать скончалась на месте, а дочь тяжёлое ранение. Мужчина, прикрывавший тыл бросился бежать. Гулявшая на улице молодёжь вызвала милицию…..».

Задание: Всё ли в действиях пенсионера сделано в соответствии с законодательством?

( Оружие принадлежало бывшей хозяйке дома, т.е. незаконно ).

Оружие не спасает от всех бед. Нередко оно становится источником опасности для самого владельца:

1. Из-за неосторожного и неумелого обращения с оружием могут погибнуть люди.

( Чаще всего это дети имеющие доступ к оружию, а так же сам владелец ).

2. Владелец становится объектом охоты - преступники нападают на него, чтобы завладеть оружием.

3. Иногда нападающие захватывают оружие и убивают владельца.

4. Приходится объясняться с работниками милиции, по поводу незаконного владения оружия.

Иногда граждане в целях самообороны носят с собой нож. Нужно помнить, что отдельные виды ножей, могут быть признаны холодным оружием, и владелец должен понести суровое наказание. Но даже если нож, применённый при отражении нападения, не будет признан холодным оружием, при рассмотрении вопроса о правомерности применения необходимой обороны такое средство самозащиты может произвести не очень благожелательное впечатление на следователей, судей, прокуратуру. Ношение ножа определённо характеризует человека.

Чтобы при решении о правомерности применения необходимой обороны не возникало проблем, лучше всего, если при отражении нападения вы будете применять предметы, случайно оказавшиеся на месте происшествия, или вещи, вполне оправданно оказавшейся в вашей сумочке, дипломате или в кармане. Во все других случаях на гуманность закона рассчитывать не приходится. Равно как в случаях, когда в качестве возмездия были использованы не случайные кирпичи, колья, перочинные и кухонные ножи, а запрещённое законом огнестрельное и холодное оружие.

Д) Действия после нейтрализации нападавшего.

Для признания ваших действий правомерными, крайне важно правильно поступит после того, как вы отбили нападение преступника и покалечили его. Рекомендации здесь следующие:

а) позвонить в милицию и сообщить, что произошло ( сообщение должно быть кратким, чётким, полным, с указанием характера и места происшествия. Например: «На меня напали два грабителя и пытались использовать ножи. Это произошло в таком то месте.

Я оказал сопротивление и ранил одного нападавшего. Меня зовут…» ).

б) самому позвонить в «Скорую помощь», сообщить о случившемся, обратиться к очевидцам происшедшего с просьбой засвидетельствовать в случае необходимости факт нападения на вас;

в) при прибытии на место происшествия работников милиции не вступать с ними в конфликт;

г) очень важно ваше поведение у следователя, следите за точностью ваших показаний

( Например в протоколе записывается: « Они подошли к нам и потребовали деньги». Вроде бы так и было, но не совсем. В действительности они сказали: «Гони деньги! Или об этом долго будешь жалеть». Точность показаний крайне важна, так как преступники может потом сказать: « Мы просили деньги взаймы на несколько дней». ).

Е) Состояние крайней необходимости.

Крайняя необходимость - это состояние, когда человек имеет право на осуществление действий необходимых для устранения опасности, угрожающей интересам личности, обществу, государству. Источник опасности - действия людей, стихийные бедствия,

чрезвычайные ситуации техногенного характера и т.д.

Приведите примеры из СМИ, кинофильмов о таких ситуациях?

После ответов учащихся приводиться показательный пример о такой ситуации:

«Преступники ворвались с целью грабежа в магазин. Случайный прохожий, увидев это, кидает в окно кирпич. Через, несколько минут приезжают сотрудники вневедомственной охраны, которые задерживают налётчиков».

В ходе беседы, выясняются признаки крайней необходимости в данной ситуации:

а) право на защиту от вооружённого нападения зафиксировано законом;

б) ущерб мог быть причинён владельцам магазина;

в) прохожий не имел возможности быстро и другим способом вызвать милицию;

г) действия прохожего предотвратили огромный ущерб: все остались живы, злоумышленники задержаны.

Ж) Правила поведения в конфликтной ситуации.

При наличии соответствующего опыта конфликты могут быть предотвращены или разрешены и даже использованы для улучшения отношений с другими людьми. Задача состоит не в том, чтобы уйти от конфликта, который потенциально возможен во всех общественных ситуациях, а в распознании конфликта и контроля над ним с целью получения наилучшего опыта. Ведь большинство людей мечтают о том, чтобы их отношения с окружающими складывались на основе мира и взаимопонимания, без столкновения и конфликтов.

Правила поведения в конфликтной ситуации.

1. Не стремитесь доминировать во, чтобы то не стало.

2. Будьте принципиальны, но не боритесь из принципов.

3. Помните: прямолинейность хороша, но не всегда.

4. Критикуйте, но не критиканствуёте.

5. Чаще улыбайтесь! Улыбка дёшево стоит, но дорого цениться.

6. Традиции бывают хорошие и не очень.

7. Сказать правду тоже надо уметь.

8. Будьте независимы, но не самоуверенны!

9. Не превращайте настойчивость в назойливость!

10. Не ждите справедливости по отношению к себе, если вы несправедливы к другим.

11. Не переоценивайте свои возможности и способности.

12. Не проявляйте инициативу там, где в ней не нуждаются.

13. Проявляйте доброжелательность!

14. Проявляйте выдержку в любой ситуации.

15. Реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах.

2. Закрепление изученного материала.

Преподаватель называет ситуации, а учащиеся должны определить, в каких случаях возникает право на необходимую оборону, а в каких нет:

- из кармана прохожего видна рукоятка ножа;

- девушку насильно хватают и заталкивают в машину;

- на пустыре подростки окружают выпившего мужчину, и начинаю его бить;

- хулиган нецензурно оскорбляет человека;

- хулиган размахивает рукой, пытаясь ударить;

- пьяный едва стоящий на ногах, заплетающимся языком требует деньги на водку;

- пьяный вынимает бритву и угрожает;

- в руках у пьяного нож, но он теряет равновесие, падает, потом снова встаёт;

- преступники ворвались в квартиру с криками: «Всех перережем!!!».

3. Домашнее задание: найти в СМИ примеры о применении необходимой обороны,

придумать ситуацию о применении необходимой обороны с ошибками и с правильными действиями, повторить материал, изученный на уроке и подготовиться к тестированию по изученной теме.

5


© 2010-2022