• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Конспект урока в 9 классе по теме «Народ и Армия в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. »

Конспект урока в 9 классе по теме «Народ и Армия в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. »

Конспект урока в 9 классе по теме «Народ и Армия в Великой Отечественной  войне 1941 – 1945 гг.». Цели урока: Обучающая: Повторить, обобщить и закрепить учебный материал  основных событий периодов Великой Отечественной войны; сформировать представление о масштабности Великой Отечественной войны, раскрыть человеческий фактор в войне, сформировать у учащихся объективное представление о значении и величии Победы СССР в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. Развивающая: Продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы с Интернет-ресурсами; умение делать анализ содержания и отбор информационных источников; подготавливать презентации; умение рассказывать о событиях и их участниках, выражать своё отношение к ним; развивать монологическую речь учащихся, познавательный интерес к предмету Воспитательная: Воспитывать чувство патриотизма; уважительное отношение к ветеранам войны и труда;  чувство гордости за героическое прошлое советского народа.
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок в 9 классе преподавателя - Гальцова М.Ф. 12.03.14 г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа

п. Липовский»
Тема урока: «Народ и Армия в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.»
Разработал и провел Преподаватель Организатор ОБЖ - Гальцова М.Ф. 2013 - 2014 учебный год

Разглядеть, что истинно, что ложно,

Может только беспристрастный суд:

Осторожно с прошлым, осторожно,

Не разбейте глиняный сосуд

(В.Высоцкий)

Цели урока:

Обучающая: Повторить, обобщить и закрепить учебный материал основных событий периодов Великой Отечественной войны; сформировать представление о масштабности Великой Отечественной войны, раскрыть человеческий фактор в войне, сформировать у учащихся объективное представление о значении и величии Победы СССР в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.

Развивающая: Продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы с Интернет-ресурсами; умение делать анализ содержания и отбор информационных источников; подготавливать презентации; умение рассказывать о событиях и их участниках, выражать своё отношение к ним; развивать монологическую речь учащихся, познавательный интерес к предмету

Воспитательная: Воспитывать чувство патриотизма; уважительное отношение к ветеранам войны и труда; чувство гордости за героическое прошлое советского народа.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Форма проведения: общественный смотр знаний

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентации

Время урока: 1 час

Дидактическая задача урока: повторить учебный материал, используя презентации, подготовленные учащимися; ответить на обобщающие вопросы по теме

План урока.

Вводное слово преподавателя. Выступления учащихся с подготовленными презентациями по основным этапам и событиям великой Отечественной войны. Обобщение выступлений.

1. Презентация «Трагическое начало»

2. Презентация «Советский тыл в Годы Великой Отечественной войны »

3. Презентация «Дети войны»

4. Презентация «Блокада Ленинграда»

5. Презентация 1944 год: «Освобождение»

Подведение итогов. Заключительное слово преподавателя

Домашнее задание: написать эссе на тему: «Величие Победы СССР»

Ход урока

Вводное слово преподавателя. Наш урок посвящён одной из самых трагических, но одновременно наиболее славных страниц истории нашей страны - Великой Отечественной войне советского народа против фашистских захватчиков 1941 - 1945 гг. Нам предстоит поэтапно вспомнить драматические и героические события этого тяжёлейшего испытания, которые в итоге привели к великой Победе. Готовясь к уроку, вы выполняли опережающее задание, сегодня вы представите результаты вашей работы, а именно работы с интернет - ресурсами, подготовку презентаций событий войны. Наше занятие мы проведём в форме общественного смотра знаний, где на уроке вы представите свои презентации, где вы ответите на обобщающие вопросы темы.

Звучит отрывок песни «Священная война» (А.Александрова)

I ЭТАП. 1941 г. Трагическое начало

Преподаватель: 22 июня 1941 г. нападением Германии на СССР началась Великая Отечественная война. Этот год был, несомненно, самым трагическим и страшным. «Войну против России нельзя вести по-рыцарски. Её нужно вести с беспощадной, безжалостной и неукротимой жестокостью» - так напутствовал Гитлер свои войска перед нападением на нашу страну. Как же сложились для советского народа эти тяжёлые дни?

Презентация 1941 год - «Трагическое начало» (Амангалиев Р)

Гитлер на совещании вермахта заявил: «Нам недостаточно просто разбить русскую армию и захватить Ленинград, Москву, Кавказ. Мы должны стереть с лица земли эту страну и уничтожить её народ» (из дневника генерала Гальдера, начальника Генштаба сухопутных войск вермахта, 1941 г.), генеральный план «Ост». По плану «Барбаросса» предусматривался молниеносный разгром основных сил Красной Армии с захватом Москвы, Ленинграда, Донбасса, с последующим выходом на линию Архангельск - Волга - Астрахань. Предполагаемая продолжительность основных боевых действий была рассчитана на 2 - 3 месяца - так называемая стратегия «блицкрига» Взятие Москвы Гитлер считал решающей операцией начатой им войны…. Важнее всего было то, что сорвался стратегический расчёт Гитлера полностью разгромить СССР в течение полугода, разрушить государство, не дав ему времени на мобилизацию всех ресурсов страны. Советский Союз в результате победы под Москвой получил почти полгода бесценной передышки от непрерывных поражений. Чем дольше длилась война, тем больше появлялось на фронте свежих советских дивизий, и новой техники. Продолжались призывы, обучение и вооружение сотен и сотен тысяч резервистов; командиры постепенно осваивали трудную, сложную науку воевать. Налаживались поставки союзников - страна, казалось, уже сбитая с ног, оправлялась от катастрофы

Презентация «Советский тыл в Годы Великой Отечественной войны» (Кислиева Е)

Преподаватель: Угроза захвата немцами наиболее развитых промышленных районов страны потребовала организовать вывоз наиболее ценного оборудования, созданного трудом сов. Людей в первые годы пятилеток. Началась грандиозная эвакуация на Восток заводов и фабрик, оборудования, МТС, Предстояло в короткий срок под налётами авиации вывезти тысячи предприятий и миллионы людей. Такой практики мировая история ещё не знала. Для организации этой колоссальной работы был создан Совет по эвакуации. Уже за первые 5 месяцев войны удалось направить из прифронтовых восточных район страны более 2 тыс крупных предприятий и свыше 12 млн. человек Порой станки и оборудование монтировались прямо под открытым небом для того, чтобы срочно обеспечить выпуск так необходимых фронту оружия и боеприпасов. К станкам, вместо ушедших на фронт мужчин, встали женщины и дети Работали дети 12 - 13 лет по 11 12 часов в сутки. Порой дети не дотягивались до станков и им под ноги ставили ящики.

Презентация «Дети войны» (Рыскалиева А)

Преподаватель: В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово - война. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война. Война и дети... Трудно представить что-то более несовместимое. Война разом оборвала их звонкие песни. Черной молнией пронеслась она по пионерским лагерям, дачам, дворам и околицам - всюду солнечное утро 22 июня предвещало новый радостный день летних каникул. Затрубили тревожно горны: «Война!» Уходили на фронт отцы, старшие братья. Рвались и мальчишки в бой, осаждая военкоматы. От мирных, привычных забот не осталось и следа. Срочно перестраивали работу заводы, фабрики, колхозы, все учреждения. «Все для фронта! Все для победы!» - этот лозунг военного времени требовал огромной работы, полной отдачи сил от каждого. Тяжелой ношей легли на детские плечи заботы трудового фронта. И по истине «гулливеровскими» были нормы выработки на полях, где трудились мальчишки и девчонки, тысячи гектаров скошенного хлеба, тысячи связанных снопов, тысячи намолоченного зерна.

Презентация «Блокада Ленинграда» (Каспекова А)

Преподаватель: Можно перечислить много героических и трагических страниц истории нашей страны в годы Великой Отечественной войны. Одна из них - это «Блокада Ленинграда».

Презентация 1944 г. Освобождение (Хаиргазиев Н)

Преподаватель: Добившись коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны, разгромив врага под Сталинградом и Курском, форсировав Днепр, в 1944 г. советские вооружённые силы начали освобождение территории СССР и стран Европы от фашистских захватчиков.

Обобщение пройденного на уроке.

Великая Отечественная война 1941 -1945 гг. потребовала от общества и безоглядного мужества, и готовности сплотиться ради победы, и сверхчеловеческого напряжения сил. Залогом победы было единство фронта и тыла, сделавшее реальным лозунг военных лет: «Все для фронта, все для победы!» Великая Отечественная война является составной второй мировой войны. Одержанная победа сил Антигитлеровской коалиции привели к краху агрессивных режимов в Европе и Азии. Решающий вклад в разгром фашизма внес Советский Союз. После Второй мировой войны значительно укрепились позиции СССР и США на международной арене, произошли существенные политические и территориальные изменения в Европе и Азии. Советская армия завершила войну самой мощной армией мира, а Советский Союз стал одной из двух сверхдержав. Главным источником победы СССР в войне стали беспримерное мужество и героизм советских людей на фронте и в тылу. Война показала, что в борьбе с общим врагом и общей угрозой могут объединиться самые различные страны и народы, Победа многонационального советского народа в самой кровавой и жестокой войне в истории человечества стала звездным часом для нашей страны в 20 веке.

Домашнее задание: написать реферат на тему: «Величие Победы СССР»

Подведение итогов: Выставление оценок.








I. ЭТАП. 1941 г. Трагическое начало

1. Для похода на Восток гитлеровское командование разработало два важных плана. Один получил название «Барбаросса». Как назывался второй? («Ост»)


2. Уже в июне 1941 г. появилось стихотворение, вскоре ставшее словами известной советской песни, посвященной Великой Отечественной войны. Какая это песня? («Священная война»)


3. В июне 1941 г. советский летчик направил свой подбитый самолёт на скопление немецкой боевой техники. Кто этот летчик? [Николай Гастелло)


4. Для нападения на СССР гитлеровское командование сосредоточило 3 группы армий - «Север», «Юг», а как называлась третья? («Центр»)


5. На фронтах войны сражались не только люди, но и «яки», «тигры», «пантеры», «леопарды». Что это было? (Боевая техника - танки, самолёты)


6. Уже в июне 1941 г. из западных районов СССР на восток стали вывозиться люди и производственные объекты. Как это называлось? (Эвакуация)


7. В 1941 г. в снабжении Красной армии продовольствием наступил кризис. Пришлось обратиться за советом к бывшему интенданту царской армии. Он выдал следующий рецепт: «Русскую армию спасут три «с» - спирт, сало и ...» Что ещё? (Сухари)


8. Это был первый советский город, который был окружён врагами, но гитлеровские войска не смогли захватить его. Какой это город? (Ленинград)


9. Этот «большой ветер» по замыслу немецкого командования должен был привести к захвату крупнейшего города в СССР в 1941 г. Что это за «ветер»? (Операция «Тайфун» - в переводе с китайского «большой ветер»)


10. После этой битвы был развеян миф о непобедимости германской армии. Какое это сражение? (Московская битва)







II. ЭТАП. 1942 г. Горечь новых поражений

I. Разрабатывая план военных действий на весну- лето 1942 г., германское командование главным направлением своего наступления считало:

  1. Центральное - на Москву.

  2. Северное - на Архангельск.

  3. Южное - на Донбасс и Кавказ.

  4. Одновременное наступление по всему фронту.

II. Самое тяжёлое положение для Красной армии летом-осенью 1942 г. сложилось:

1. На юге.

2. Под Ленинградом.

3. Под Москвой.

4. Все приведённые варианты неверны.

III. В трагические дни лета 1942 г. появился приказ наркома обороны № 227, который получил среди военнослужащих название:

  1. «Только вперёд».

  2. «Ни шагу назад».

  3. «Велика Россия, а отступать некуда».

  4. «За Родину, за Сталина».

IV. Для руководства этим был создан Центральный штаб во главе с П.К.Пономаренко, который руководил:

1. Эвакуацией.

2. Маскировкой важнейших военных и гражданских объектов.

  1. Обороной Сталинграда.

  2. Партизанским движением.

V. Для разгрома врага под Сталинградом советское командование разработало план операции под кодовым названием:

  1. «Уран».

  2. «Цитадель».

  3. «Искра».

  4. «Восточный вал».

II. ЭТАП. 1942 г. Горечь новых поражений

I. Разрабатывая план военных действий на весну- лето 1942 г., германское командование главным направлением своего наступления считало:

1.Центральное - на Москву.

2.Северное - на Архангельск.

3.Южное - на Донбасс и Кавказ.

4.Одновременное наступление по всему фронту.

II. Самое тяжёлое положение для Красной армии летом-осенью 1942 г. сложилось:

1. На юге.

2. Под Ленинградом.

3. Под Москвой.

4. Все приведённые варианты неверны.

III. В трагические дни лета 1942 г. появился приказ наркома обороны № 227, который получил среди военнослужащих название:

1.«Только вперёд».

2.«Ни шагу назад».

3.«Велика Россия, а отступать некуда».

4.«За Родину, за Сталина».

IV. Для руководства этим был создан Центральный штаб во главе с П.К.Пономаренко, который руководил:

1. Эвакуацией.

2. Маскировкой важнейших военных и гражданских объектов.

3. Обороной Сталинграда.

4. Партизанским движением.

V. Для разгрома врага под Сталинградом советское командование разработало план операции под кодовым названием:

1.«Уран».

2.«Цитадель».

3.«Искра».

4.«Восточный вал».



Ответы: 1-3,II-1, III-2, IV-4, V-1.
















III ЭТАП. 1943 г. Коренной перелом

Назовите фамилии советских полководцев Великой Отечественной войны

Московская битва:

Жуков, западный фронт

Конев, калининский фронт

Тимошенко, юго-западный

Сталинградская битва: Жуков, Василевский Ватутин, юго-западный фронт,

Рокоссовский, донской фронт

Ерёменко, сталинградский фронт

Малиновский второй украинский

IV ЭТАП. 1944 г. Освобождение

  1. В начале 1944 г. была окончательно ликвидирована блокада одного из крупнейших советских городов. Сколько дней она длилась? (900 дней, блокада Ленинграда)

  2. В июне 1944 г. союзники СССР осуществили операцию «Оверлорд». Что она означала? (Открытие второго фронта в Европе)

  3. В честь этого полководца Отечественной войны 1812 г. была названа операция советских войск по освобождению Белоруссии в 1944 г. Кто этот полководец? (Багратион)

  4. По-испански она означает «череп», эта вещь спасла жизни многих солдат в годы войны. Что это? (Каска)

  5. Второй фронт был открыт только в 1944 г., но многим советским воинам удавалось «открывать» его лично ещё раньше, причём делали они это с большим удовольствием. Что называли солдаты «вторым фронтом»? (Американские консервы)

  6. Фашистские войска в 1941-1942 гг. потратили на захват этого города 250 дней, а советские освободили его в 1944 г. за 5 дней. О каком городе идёт речь? (Севастополь)

  7. К началу 1944 г. их было около 20, а к концу 1944 г. они имели более 1000 отделений. Их называли «фабриками смерти». Что это такое? (Фашистские концентрационные лагеря)

  8. В 1944 г. советские войска сумели в основном освободить территорию СССР от врага. К государственной границе, с какой страной раньше всего вышли части Красной армии? (С Румынией)

  9. Эта страна в годы Второй мировой войны была союзницей Германии и воевала против Англии и США, но против СССР она своих войск не посылала. В 1944 г. она была освобождена советской армией. Какая это страна? (Болгария)

  10. В тёплое время года советские солдаты свёртывали её в трубку и носили через плечо, на привалах её использовали и как подушку, и как одеяло. Её называли «скаткой». Что это такое? (Шинель)





V. этап 1945 г. Победа

  1. Какое сражение было самым крупным в Великой Отечественной войне в 1945 г.? (Битва за Берлин)

  2. Победа принесла Сталину высшее воинское звание. Какое? (Генералиссимус)

  3. Героями на войне становились не только люди, но и целые города и даже один оборонительный объект. Какой? (Брестская крепость)

  4. В наступлении на Берлин в 1945 г. 1-м Белорусским фронтом командовал Г.К.Жуков, а кто был командующим 1-м Украинским? (И.С.Конев)

  5. До войны в СССР их было только 5, а в годы войны появилось ещё 11, все они находили своих героев. Что это такое? (Ордена)

  6. Чем в истории войны знамениты бойцы Егоров и Кантария? (Они водрузили знамя Победы над рейхстагом)

  7. «Александр Невский», «Кутузов», «Суворов» тоже воевали на фронтах Великой Отечественной войны, но в виде... Чего? (В виде наград)

  8. Союзные или советские войска брали столицу Германии в 1945 г.? (Советские войска)

  9. Название советского танка KB расшифровывалось как Климентий Ворошилов. А в честь кого был назван танк ИС? (В честь Иосифа Сталина)

  10. Когда был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии? (8 мая 1945 г.)

  11. Кто был первым награждён главным советским военным орденом «Победа»? (Г.К.Жуков)

  12. В каком советском городе состоялся первый парад Победы? (В Москве)

  13. Дважды орденом «Победа» были награждены три человека - Жуков, Василевский... Кто третий? (И.В.Сталин)

  14. В этот союз борьбы против агрессоров в годы Второй мировой войны входило более 50 государств. Как он назывался? (Антигитлеровская (антифашистская) коалиция)

  15. В 1945 г. состоялись две конференции союзников по антигитлеровской коалиции. Вторая - в пригороде Берлина. А где проходила первая? (Крым, Ялта)

  16. Сколько дней шла Великая Отечественная война? (1418 дней)

  17. Каковы общие потери СССР в Великой Отечественной войне? (Около 27 млн человек)

  18. Что завершилось раньше - Великая Отечественная или Вторая мировая война? (Великая Отечественная)

  19. Она началась 1 сентября, завершилась 2 сентября, а сколько лет она продолжалась? (б лет длилась Вторая мировая война)

  20. С этой страной СССР в период Великой Отечественной войны имел договор о нейтралитете, а в 1945 г. объявил ей войну. (Япония)

  21. За годы войны их количество составило в Красной армии 12 млн, а в германской - 7 млн человек? О ком идёт речь? (Потери убитыми)

  22. Кто из крупных советских военачальников за годы Великой Отечественной войны не проиграл ни одного сражения? (Г.К.Жуков)

  23. Кто кроме У.Черчилля и Ф.Рузвельта на Крымской конференции представлял «большую тройку»? (И.В.Сталин)

  24. С кем СССР воевал дольше - с Германией или Японией в годы Второй мировой войны? (С Германией)

  25. За годы войны ими стали 11 600 человек, 86 из них - женщины. Кто это? (Герои Советского Союза)

  26. В годы войны в Красной армии их называли «младшие командиры». А как их стали называть вскоре после войны? (Сержанты)

  27. В Берлине 30 апреля 1945 г. произошло два исторических события: водружено знамя Победы над рейхстагом. А какое второе? (Самоубийство Гитлера)

  28. Какую европейскую страну советские войска освободили от фашизма последней? (Чехословакию)

  29. Какое название получила международная организация для поддержания мира, созданная по решению Крымской конференции? (ООН)

Самоанализ урока.

1.Тема урока: Народ и Армия в Великой Отечественной Войны.

2.Класс: урок проходил в 9 классе. В целом коллектив класса работоспособен и имеет средний уровень развития.

3.Тип урока: Урок планировался как изучение нового материала. Все этапы урока выдержаны. На каждом из них проводилось закрепление материала и проверка умений. К уроку разработана презентация и рабочий лист.

4. Цели:

1.Образовательные:- Охарактеризовать трагическое начало Великой Отечественной войны

- Советский тыл в Годы Великой Отечественной войны. Дети войны. Блокада Ленинграда. Освобождение

2. Развивающие

- формировать умения извлекать информацию с разных источников, анализировать ее, делать выводы

- развивать логическое мышление и речь

- формировать ИКТ- компетентности

3. Воспитательные:

- воспитывать любовь к Родине, чувства уважения к тем, кто победил в войне с фашистами на примере мужества советских солдат

5. Формы работы: На уроке были представлены такие виды работы как:

- индивидуальная. Она прослеживалась в таких заданиях как: заполните пропуски в тексте, на этапе закрепления- тест, выберите правильный ответ.

- работа с презентациями когда ребята подбирали материалы.

- Фронтальная (на этапе актуализации знаний и изучения нового материала)

6.Различные методы работы:

Словесный методы (рассказ, сообщение)

Наглядный (презентация и фильмы)

Практический (решение заданий)

Проблемная ситуация

7. Умение и навыки:

Учащиеся на уроке показали следующие умения:

1. Регулятивные универсальные умения

А) Целепологание (умения ставить цели, отвечая на вопросы что хотели узнать на уроке.)

2. Познавательные общеучебные:

А) умения работать с разными источниками информации: понимать смысл этой информации, давать на вопросы логические и правильные ответы.

В) умения структурирования знаний - в задании, где необходимо было выбрать правильный ответ из всех перечисленных причин неудач.

Г) произвольное и осознанное построение речевого высказывания- при устных ответах на вопросы

3. Познавательные логические

А) умения работать с таблицей.

Б) умения работать с первоисточником- извлекать из него необходимую информации ( при прослушивании аудиофрагмента и при просмотре фильма)

В) умения логически отражать план урока - работать с рабочими листами, выполнять различные задания. По ходу их выполнения оценивать свою работу и усваивать материал.

Г) установление причинно- следственных связей- при просмотре фильма и при решении проблемного вопроса.

4. Коммуникативные

А) анализировать, делать выводы

Б) умения работать в парах

Рефлексия была двух видов:

1. Рефлексия знаний, где ученики выставляли себе оценки за свою работу

2. Рефлексия умений, где ребята отвечали, чему научились и что смогли сделать на уроке.

8. Цели достигнуты. Они решались постепенно, исходя из плана урока.


© 2010-2022