• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Конспект урока 10 класса на тему Правила безопасного поведения в условиях вынужденного автономного существования

Конспект урока 10 класса на тему Правила безопасного поведения в условиях вынужденного автономного существования

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 1

Правила безопасного поведения в условиях вынужденного автономного существования

Класс 10

Дата проведения

Провёл преподаватель-организатор ОБЖ Мордвинов И.Н

Тема: Правила безопасного поведения в условиях вынужденного автономного существования

Ход урока.

  1. Орг.момент.

  2. Фронтальная беседа.

Объявление темы, установление связи с изученным материалом.

  1. Активизация знаний.

- Что понимают под ориентированием?

- Какие способы ориентирования используются при автономном существовании на природе?

- Как ориентирована карта относительно сторон света?

- Для чего служит компас и как им пользоваться?

- Как можно ориентироваться по небесным светилам?

- Каким образом можно ориентироваться по местным предметам?

- Как используются при ориентировании культовые сооружения?

  1. Мозговой штурм.

Учащимся предлагается, разбившись на группы, назвать три первоочередные задачи, которые необходимо решить, чтобы выжить в условиях автономии в природе.

Благоприятный исход автономного существования зависит от многих причин: физического и психологического состояния, запасов пищи, воды, эффективности снаряжения.

К первоочередным заботам относятся: оказание первой помощи или самопомощи, спасение необходимого снаряжения, имущества и запасов продуктов. В дальнейшем осуществляется подача сигналов бедствия или устанавливается радиосвязь, готовится временное укрытие, добывается пища и вода, проводятся ориентирование, поиск маршрутов и выход в населенную местность.

Выжить в случае вынужденной автономии в природе - это значит решить три важнейшие задачи:

  1. Суметь укрыться от холода, жары и ветра, защитить организм от переохлаждения или перегрева в зависимости от местности и погодных условий.

  2. Сразу установить дневную норму расхода воды, оставив неприкосновенный запас на крайний случай, принять меры для нахождения источников воды.

  3. Составить пищевой рацион и суметь воспользоваться дарами природы.

5. Ориентирование на местности.

В случае отсутствия компаса ориентироваться можно по другим показателям.

По небесным телам.

К небесным телам относятся солнце, луна, звёзды. Места восхода и захода солнца по временам года различны: зимой солнце восходит на юго-востоке, а заходит на юго-западе; летом солнце восходит на северо-востоке, а заходит на северо-западе; весной и осенью солнце восходит на востоке, а заходит на западе.

В полдень тень от любого предмета указывает на север. В связи с переменой времени по сезонам, местный полдень можно узнать по наименьшей тени, которую будет отбрасывать палка длиной до 1 метра.

Луна так же, как и солнце, всходит на востоке и заходит на западе.

Полярная звезда.

Она всегда находится над Северным полюсом, и её отклонение - самое малое из возможных ориентиров. Найти её не сложно, если потренироваться. Созвездие Большой Медведицы найти можно довольно легко. Две крайние точки ковша продолжаем, мысленно откладывая пять этих расстояний, и упираемся в звезду, которая является частью Малой Медведицы. Практика показывает, что это не совсем прямая. Самое главное - отложить эти пять отрезков и найти в районе поиска ближайшую звезду. Её отличает

большая яркость по сравнению с окружающими звёздами. Встаньте лицом в сторону Полярой Звезды, и вы уверенно определите направление на север. Запомните его, наметьте какие-либо неподвижные объекты на земле и днём проверьте свои ночные вычисления. Вообще говоря, никогда не заканчивайте определение сторон горизонта по одному признаку. Совместите несколько и вы будете гораздо увереннее в своих поисках.

По часам.

Если у вас есть стрелочные часы, вы можете определить стороны горизонта по ним. Для этого положите часы горизонтально так, чтобы часовая стрелка указывала на Солнце. Затем на циферблате найдите среднюю точку между часовой стрелкой и 1 (в летнее время 2). Эта точка показывает направление на юг, обратная ей - на север.

По местным предметам.

В лесу муравейник имеет пологий склон на юг, годовые кольца на срезе пня удлиняются и расстояние между ними больше с южной стороны, снег быстрее тает на южном склоне оврага, а вот мох в нашей местности растёт одинаково со всех сторон деревьев. Алтари и часовни христианских и лютеранских церквей обращены на восток, колокольни - на запад. Опущенный край нижней перекладины креста на куполе православной церкви обращен к югу, приподнятый - к северу. В домах сельской местности больше окон в жилых помещениях прорубается с южной стороны, а краска на стенах строений с южной стороны выцветает больше и имеет жухлый цвет.

В случае если вы заблудились и не можете определить стороны горизонта (или их нахождение вам ничего не даст), искать поселения необходимо следующим образом. Попробуйте подняться на самое высокое дерево, прислушайтесь к звукам, возможно, вы сможете определить ближайшую трассу, железнодорожную ветку, лай собак или другой бытовой шум. Приблизительное расстояние до объекта таково: шум мотора машин - 3-4 км, гудок автомобиля - 2-3 км, громкий крик, лай собак - 1 км, громкий разговор - 0,5 км. Если вы увидите в лесу тропинку, надо идти до развилки и двигаться против хода. То есть, найдя развилку тропинки, надо идти в сторону, откуда идёт разъединение троп. Ещё лучше выйти к реке и двигаться вниз по течению.

  1. Подведение итогов урока.

Задать вопросы « Что нового для себя узнали обучающиеся, что именно они запомнили из данной темы, и какие именно знания из данной темы им пригодятся в повседневной жизни?

  1. Домашнее задание. Подготовить сообщение о примерах пребывания людей в автономных условиях.

© 2010-2022