Программа кружка Меткий стрелок

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа г.Сурска


Принята

педагогическим советом

Протокол №1

от 27.08.2015г

Председатель _____________(Романова М.А.)


Утверждаю

Директор

___________(Романова М.А.)

Приказ № 177 от 27.08.2015г







Дополнительная общеразвивающая программа

физкультурно-спортивной направленности

/направленность программы/

«Меткий стрелок»

/название программы/

_____ возраст 14-17 лет, срок реализации 3 года________________

/возраст детей, сроки реализации/






Педагог дополнительного образования

Романов С.Н.


г. Сурск

2015 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Каждый родитель желает счастья своему ребенку, хочет видеть его достойным человеком, сильной личностью, уверенно и целеустремленно идущей по жизни. Ничто не закаляет характер человека так, как занятия спортом.

Стрелковый спорт в целом является одним из наиболее древних прикладных видов спорта. Он берет свое начало от состязаний в стрельбе из лука и арбалета. С появлением в середине XIV века огнестрельного оружия начались состязания по стрельбе, сначала из гладкоствольных ружей, а создание нарезного оружия обусловило развитие пулевой стрельбы.

Соревнования в стрельбе из винтовки и пистолета были включены в программу первых Олимпийских игр в 1896 году, а с 1897 года стали регулярно проводиться чемпионаты мира по пулевой стрельбе. В России стрелковый спорт начал развиваться с конца XIX века.

В ходе подготовки по спортивной стрельбе, во время постоянных тренировок ребенок воспитывает все лучшее в себе: ответственность, собранность, упорство в достижении цели, волю к победе, терпение и настойчивость. В процессе занятий пулевой стрельбой вырабатываются такие волевые качества, как целеустремленность, настойчивость, выдержка, самообладание. Пулевая стрельба требует хорошей физической подготовки, развития ЦНС. В то же время, развиваются вестибулярный аппарат, зрительный анализатор.

Необходимость разработки и внедрения курса стрелковой подготовки в системе дополнительного образования детей обусловлена тем, что в программе курса «Основы безопасности жизнедеятельности» недостаточно времени уделяется этим темам, но в то же самое время в программу ежегодно проводимых соревнований допризывной молодёжи и программу учебно-полевых учебных сборов входит стрельба из пневматической винтовки. Поэтому данная программа используется для подготовки стрелков-спортсменов по стрельбе из пневматической винтовки. Программа позволяет развить у воспитанников такие качества, как ловкость, выносливость, терпеливость, аккуратность, коммуникабельность, самостоятельность. Привлекает воспитанников эта программа тем, что у них имеется реальная возможность в изучении современного стрелкового оружия и овладеть навыками меткой стрельбы, что крайне важно для будущих защитников Отечества.

Привлечение учащихся к военно-прикладным видам спорта позволяет отвлечь детей от безнадзорности и вредных привычек, тем самым снизить уровень детской наркомании и преступности.

Настоящая программа имеет физкультурно-спортивное направление. В ней учитывается использование новых моделей пневматических винтовок, а также оптических прицелов к ним. В программу также включены темы по изучению материальной части, разборка и сборка автомата Калашникова, метание ручных осколочных гранат, так как это входит в программу соревнований спартакиады допризывной молодёжи ОМОД Городищенского района

Особенности программы. В отличие от спортивной школы, основной акцент в деятельности настоящего объединения делается не на достижение спортивных результатов (они не являются самоцелью), а на массовое вовлечение школьников, развитие интереса к стрелковому спорту, постановку начальных навыков стрельбы.

Цель: Создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения через занятия стрелковым спортом.

Задачи:

Обучающие

  • Обучить детей основам теории стрельбы; материальной части современного стрелкового и спортивного оружия; истории создания и развития стрелкового оружия России; мерам безопасности при обращении с оружием и боеприпасами во время учебных стрельб и соревнований; основам судейства соревнований по стрельбе.

  • Научить воспитанников разбираться в современном стрелковом и спортивном оружии;

  • Формировать навыки меткой стрельбы из пневматической винтовки на различные расстояния из различных положений.

Воспитательные

  • Воспитывать любовь к военно-прикладным видам спорта; уважение к Вооружённым Силам России и их истории; уважение к Российскому оружию и его истории.

  • Формировать у воспитанников целеустремлённость, терпеливость, настойчивость, самоотверженность, коллективизм и толерантность.

Развивающие

  • Развивать у воспитанников внимание, усидчивость, глазомер, память, внимательность.

  • Допрофессиональная подготовка детей и подростков проявление у них профессионального самоопределения, профессионального интереса.

Организационно-педагогические основы обучения

Программа разработана на возрастную группу 14-17 лет.

Программа рассчитана на 3 года обучения.

Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 часу (108 часов в год).

Приём детей по желанию.

В процессе 1-го года обучения обучить основным правилам стрельбы, материальной части стрелкового оружия, научить метко и кучно стрелять, корректировать стрельбу.

В процессе 2-го и 3-го года обучения усовершенствовать и дополнить полученные знания.

Основной формой проведения учебно-тренировочных занятий является групповое занятие, кроме того, обучающиеся выполняют индивидуальные задания педагога по совершенствованию техники, тактики и развитию физических качеств.


Оценка результатов обучения детей


В целях оценки и контроля результатов обучения в течение учебного года проводятся:

  • проверка выполнения нормативов по ОФП для допризывной молодёжи;

  • проверка выполнения нормативов по стрельбе из пневматической винтовки;

  • контрольные занятия по проверке усвоения теоретических знаний по темам курса;

  • соревнования на личное первенство среди воспитанников;

  • общешкольные соревнования по стрельбе из пневматического оружия;

  • спартакиада допризывной молодёжи г.Вольска.

  • анализ и обсуждение проводимых мероприятий с учащимися и их родителями.

В ходе обучения по данной программе у обучаемых формируются следующие компетенции:

  1. Коммуникативная:

  • Саморегуляция, самоконтроль;

  • Конструктивное взаимодействие;

  • Ответственность;

  • Адекватная самооценка;

  • Реалистичность ожиданий.

  1. Творческая:

  • Критическое мышление;

  • Генерирование, сохранение культуры общества;

  • Определение себя в культуре и своего места в обществе.

  1. Социальная:

  • Социальная зрелость (ответственность, целеустремленность, позитивизм);

  • Самостоятельность;

  • Знание и соблюдение основных правовых норм, интерес к общественной жизни.

  1. Здоровьесберегающая:

  • Умение организовать активный досуг;

  • Рациональное распределение физических, психических, интеллектуальных нагрузок;

  • Стрессоустойчивость.

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Цель: изучение и освоение основных элементов техники выполнения выстрела, соединение их в единое действие, закрепление навыка по выполнению целостного выстрела

Задачи:

  • изучение материальной части оружия и приобретение навыков устранения неполадок;

  • усвоение мер безопасности при обращении с оружием и правил поведения в местах проведения стрельб, доведение их выполнения до автоматизма;

  • воспитание черт характера, необходимых стрелку, соответствующих нормам высокой морали, гражданской и спортивной этик.


Учебный план


Название раздела

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

1

-

1

2

Меры безопасности при стрельбе

2

-

2

3

Теоретические основы стрельбы

2

-

2

4

Материальная часть оружия

4

10

14

5

Изготовка к стрельбе из пневматической винтовки

4

40

44

6

Совершенствование техники и навыков стрельбы из пневматической винтовки

5

38

43

7

Участие в соревнованиях по стрельбе из пневматической винтовки на личное и командное первенство

-

2

2

Итого:

18

90

108

Содержание занятий

Тема №1. Вводное занятие (1 час).

Занятие № 1. Ознакомление с годовой программой и расписанием занятий. История и виды российского стрелкового оружия.

Тема №2. Меры безопасности при стрельбе (2 часа).

Занятие №1. Техника безопасности при обращении с оружием и боеприпасами.

Занятие №2 Техника безопасности при заряжании, наводке и выстреле.

Тема №3. Теоретические основы стрельбы (2часа).

Занятие №1. Явление выстрела. Образование траектории. Прямой выстрел. Начальная скорость пули. Отдача оружия. Пробивное и убойное действие пули.

Занятие №2. Прикрытое, поражаемое и мёртвое пространство. Способы определения расстояния до цели. Элементы наводки. Выбор цели и точки прицеливания при стрельбе по неподвижным целям.

Тема №4. Материальная часть оружия (14 часов).

Занятие №1,2. Назначение, общее устройство, принцип действия и технические характеристики пневматической винтовки ИЖ-38.Техническое обслуживание, ремонт, чистка и смазка винтовки ИЖ-38. Хранение винтовки. Замена основных частей и механизмов винтовки.

Занятие №3,4. Назначение, общее устройство, принцип действия и технические характеристики пневматической винтовки МР-521.Техобслуживание, ремонт, чистка и смазка. Хранение винтовки МР-512. Замена основных частей и механизмов винтовки.

Занятие №5,6. Назначение, общее устройство, принцип действия и технические характеристики пневматического пистолета (ПП) Техобслуживание и ремонт ПП. Возможные неисправности, задержки при стрельбе и их устранение. Чистка, смазка и хранение винтовки.

Занятие №7-14 (практическое). Настройка пневматических винтовок. Выверка открытого прицела. Установка и выверка оптического прицела на винтовке МР-512. пристрелка пневматических винтовок.

Тема №5. Изготовка к стрельбе из пневматических винтовок (44 часа).

Занятие № 1-4 (практическое). Заряжание винтовки. Изучение докладов о получении боеприпасов, готовности к стрельбе и о завершении стрельбы.

Занятие № 5-19(практическое). Заряжание, изготовка к стрельбе из положения сидя за столом с опорой на локоть. Доклады о получении боеприпасов. Прицеливание. Производство выстрела. Доклад о завершении стрельбы.

Занятие № 20-34 (практическое). Заряжание, изготовка, прицеливание, производство выстрела из положения стоя без опоры. Доклады.

Занятие №35-44(практическое). Изготовка к стрельбе из положения с колена и лёжа с опорой и без опоры. Прицеливание. Производство выстрела. Доклады.

Тема №6 Совершенствование техники и навыков стрельбы из пневматической винтовки (43 часа).

Занятие №1-10 (практическое). Тренировка в стрельбе по мишени «П» на расстояние 5 метров из положения сидя за столом с опорой на локоть.

Занятие №11-20 Совершенствование техники и навыков стрельбы. Тренировка в стрельбе из положения стоя с опорой и без опоры.

Занятие №21-32 (практическое). Тренировка в стрельбе из пневматической винтовки по мишени «П» на расстояние 5 метров из положения стоя и с колена с опорой и без опоры. Дальнейшее совершенствование техники и навыков стрельбы из этих положений. Стрельба лёжа с опорой на локоть.

Занятие №33-43 (практическое). Тренировка в стрельбе из пневматической винтовки по мишени «П» на расстояние 5 и 10 метров из положения лёжа с опорой и без опоры. Подготовка к соревнованиям по стрельбе из пневматической винтовки.

Тема №7 Участие в соревнованиях по стрельбе из пневматической винтовки на личное и командное первенство (2 часа).

Занятие №1 (практическое). Участие в соревнованиях на личное первенство среди воспитанников кружка.

Занятие №2 (практическое). Участие в общешкольных соревнованиях по стрельбе из пневматической винтовки. Анализ соревнований.

Закончив первый год обучения, обучающийся должен знать:

  • историю, виды и типы российского стрелкового и спортивного оружия;

  • правила безопасного поведения при обращении с оружием и боеприпасами во время стрельбы;

  • основные правила стрельбы;

  • материальную часть пневматического и малокалиберного оружия;
    Обучающийся должен уметь:

  • ремонтировать, обслуживать, чистить, смазывать и ставить на хранение пневматическую и малокалиберную винтовки;

  • стрелять по мишеням из различных положений, корректировать и самокорректировать стрельбу;

  • анализировать результаты своей стрельбы;

  • участвовать в соревнованиях по стрельбе;

  • выполнить нормы на звание «Юный стрелок» (приложение № 1).


ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Цель: совершенствование техники и тактики стрельбы, накопление опыта участия в соревнованиях.

Задачи:

  • формирование стойкого интереса и сознательного отношения к занятиям физической культурой, спортом вообще и пулевой стрельбой в частности

  • совершенствование психических качеств, определяющих успешность овладения техникой и тактикой пулевой стрельбы и выступлений стрелков на соревнованиях.

Учебный план


Название раздела

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

1

-

1

2

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами

1

-

1

3

Правила стрельбы

3

-

3

4

Материальная часть оружия

3

9

12

5

Подготовка оружия к стрельбе, стрельба из пневматической винтовки и метание ручных осколочных гранат

5

18

23

6

Совершенствование техники и навыков стрельбы из пневматической винтовки

5

61

66

7

Участие в соревнованиях по стрельбе из пневматической винтовки на личное и командное первенство

-

2

2

Итого:

18

90

108

Содержание занятий

Тема №1. Вводное занятие (1 час).

Занятие № 1. Обзор развития стрелкового спорта в России. Единая всероссийская спортивная классификация. Разрядные нормы при стрельбе из пневматического оружия. Ознакомление с годовым учебным планом и расписанием занятий.

Тема №2 Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами (1 час).

Занятие №1. Правила поведения в стрелковом тире. Порядок обращения с оружием. Сигналы и команды, подаваемые при проведении стрельб, и их выполнение. Обязанности дежурного на занятиях в тире.

Тема №3 Правила стрельбы (3 часа).

Занятие №1-2. Рассеивание выстрелов. Кучность и меткость стрельбы. Определение средней точки попадания. Определение поправок.

Занятие №3. Правила прицеливания. Ошибки, допускаемые при прицеливании. Внесение поправок на боковой ветер и движение цели.

Тема №4 Материальная часть оружия (3 часа).

Занятие №1. Назначение, боевые свойства, общее устройство и модификации автомата Калашникова. Назначение и устройство частей и механизмов автомата. Устройство патрона. Назначение, устройство, боевые свойства, принцип действия ручных осколочных гранат.

Занятие №2 (практическое). Разборка и сборка автомата. Порядок неполной разборки автомата. Порядок сборки после неполной разборки. Снаряжение магазина патронами.

Занятие №3 (практическое). Принадлежности автомата. Чистка и смазка автомата. Хранение и сбережение автомата. Осмотр и подготовка автомата к стрельбе. Возможные задержки при стрельбе и способы их устранения. Подготовка ручных осколочных гранат к бою.

Тема №5 Подготовка оружия к стрельбе, стрельба из пневматической винтовки и

метание ручных осколочных гранат (5 часов).

Занятие №1 (практическое). Тренировка в заряжании и метании гранат на

дальность и меткость в полный рост с разбега и из укрытия по горизонтальной

мишени.

Занятие №2 (практическое). Изготовка. Заряжание. Выбор точки прицеливания.

Производство выстрела. Доклады о получении боеприпасов, о готовности стрельбе и о завершении стрельбы.

Занятие №3 (практическое). Изготовка для стрельбы стоя с опорой и без опоры.

Стрельба из пневматической винтовки из положения стоя с опорой и без опоры на

расстояние 5 метров по мишени №8 в двух сериях 1-я 3 пробных, 2-я 5 зачётных.

Отработка спуска курка. Ошибки при спуске курка и меры борьбы с ними.

Занятие №4 (практическое). Изготовка к стрельбе из положения лёжа с опорой

и без опоры. Стрельба на расстояние 5 и 10 метров по мишени №8 в двух сериях

1-я 3 пробных, 2-я 5 зачётных. Тренировка на длительное удержание винтовки в

положении лёжа без опоры.

Занятие №5 (практическое). Стрельба на время из различных положений на

результативность с опорой и без опоры. Тренировка на длительное удержание

винтовки в положении стоя и с колена без опоры.

Тема №6. Совершенствование техники и навыков стрельбы из пневматической винтовки (5 часов).

Занятие №1 (практическое). Тренировка в стрельбе из положения стоя с опорой

и без опоры. Совершенствование техники стрельбы. Приобретение навыков

корректировки выстрелов. Стрельба на время и результативность, приобретение

навыков кучной стрельбы.

Занятие №2 (практическое). Тренировка в стрельбе из положения с колена с

опорой и без опоры на различные расстояния по различным мишеням.

Совершенствование техники стрельбы из данного положения. Приобретение навыков корректирования стрельбы и кучности стрельбы. Тренировка в стрельбе на скорость.

Занятие №3 (практическое). Тренировка в стрельбе из положения лёжа с

опорой и без опоры на различные расстояния. Совершенствование техники и

навыков стрельбы из положения лёжа. Техника скоростной стрельбы и её совершенствование.

Занятие №4 (практическое). Тренировка в стрельбе из различных положений

по падающим и движущимся целям. Корректирование стрельбы.

Совершенствование техники стрельбы по падающим и движущимся целям. Приобретение навыков внесения поправок на движение и боковой ветер.

Занятие №5 (практическое). Дальнейшее совершенствование техники и навыков стрельбы. Подготовка к школьным и районным соревнованиям пострельбе на личное и командное первенство.

Тема №7 Участие в соревнованиях по стрельбе из пневматической винтовки на личное и командное первенство (2 часа).

Занятие №1 (практическое). Участие в соревнованиях на личное первенство среди

воспитанников объединения.

Занятие №2 (практическое). Участие в общешкольных соревнованиях по стрельбе

из пневматической винтовки на личное и командное первенство. Анализ соревнований.

Закончив второй год обучения, обучающийся должен знать:

  • о развитии стрелкового спорта в России;

  • разрядные нормы по стрельбе из пневматического оружия;

  • технику безопасности при заряжании, изготовке и стрельбе;

  • правила поведения в тире, команды, подаваемые при проведении стрельб и их выполнение;

• материальную часть автомата Калашникова и ручных осколочных гранат;

• основные правила стрельбы.

Обучающийся должен уметь:

• производить неполную разборку и сборку автомата на время;

• снаряжать магазин автомата патронами;

• готовить гранату к броску;

• готовить оружие к бою и устранять возможные задержки при стрельбе;

• чистить, смазывать и ставить на хранение автомат;

• кучно и метко стрелять по мишеням из пневматической винтовки;

• вносить поправки при стрельбе;

• осуществлять корректировку и самокорректировку при стрельбе;

• участвовать в соревнованиях по стрельбе на уровне района.

• выполнить нормы I юношеского разряда по упражнению ВП-1.

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ


Цель: обеспечение разносторонней физической подготовки стрелков-пулевиков и формирование специальных качеств, определяющих спортивный рост и успехи в соревнованиях: силовой выносливости, статической выносливости, координированности (движений и внутримышечной), ловкости, скоростных способностей, равновесия, произвольного мышечного расслабления;


Учебный план


Название раздела

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

1

-

1

2

Меры безопасности при стрельбе из пневматического и стрелкового оружия

1

-

1

3

Материальная часть оружия

-

1

1

4

Правила соревнований, инструкторская и судейская практика

1

-

1

5

Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Гигиена спортсмена

2

-

2

6

Общая физическая подготовка

-

18

18

7

Специальная физическая подготовка

-

20

20

8

Основы техники и тактики стрельбы

4

-

4

9

Изучение и совершенствование техники стрельбы. Тренировка в стрельбе из пневматической винтовки

7

51

58

10

Участие в соревнованиях на личное и командное первенство

2

-

2

Итого:

18

90

108

Содержание занятий

Тема №1. Вводное занятие (1 час).

Занятие №1. Обзор развития стрелкового спорта в России. Крупнейшие всероссийские и международные соревнования по стрелковому спорту. Разрядные нормы и требования. Ознакомление с программой и расписанием занятий.

Тема №2 Меры безопасности при стрельбе из пневматического и стрелкового оружия (1 час).

Занятие №1. Порядок и организация тренировок. Обязанности дежурного инструктора по поддержанию порядка на линии огня при проведении стрельб. Примеры несчастных случаев из-за несоблюдения правил безопасности пи обращении с оружием.

Тема №3 Материальная часть оружия (1 час).

Занятие № 1. Устройство пневматических винтовок производства Германии. Осмотр оружия. Уход за оружием. Устройство прицелов. Внесение поправок на прицеле.

Тема №4. Правила соревнований, инструкторская и судейская практика (1 час).

Занятие №1. Порядок стрельбы, одежда стрелка. Судья комиссии по определению результатов стрельбы, секторный судья линии мишеней, секторный судья линии огня, судья информатор, контролёр, показчик.

Тема №5 Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Гигиена спортсмена (2 часа).

Занятие №1. Кровообращение. Сердце и сосуды. Центральная нервная система, органы чувств.

Занятие №2. Влияние занятий физическими упражнениями на обмен веществ. Общий режим дня. Значение водных процедур. Закаливание организма. Оказание первой помощи при кровотечениях.

Тема №6 Общая физическая подготовка (18 часов).

Занятие №1-5(практическое). Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами. Упражнения для формирования правильной осанки.

Занятие № 6-12 (практическое).Упражнения для развития координации и точности движений. Упражнения для развития вестибулярного аппарата. Подвижные игры.

Занятие №13-18. (практическое). Бег на длинные и короткие дистанции. Челночный бег. Комплексное упражнение на ловкость. Подвижные игры. Подготовка и сдача нормативов по допризывной подготовке юношей.

Тема №7. Специальная физическая подготовка (20 часов).

Занятие №1-5. (практическое). Упражнение с оружием (или макетом оружия), наведённым в район прицеливания, на длительное удержание в изготовке для повышения выносливости.

Занятие №6-12. (практическое). Упражнение с оружием на длительное удержание в изготовке для медленных стрельб из винтовки стоя, с колена из пистолета по мишени с чёрным кругом до утомления.

Занятие №13-20. (практическое). Упражнение с оружием по многократному подъёму оружия в район прицеливания (сериями 10 вскидок, с отдыхом между сериями 1 мин.) до ощутимого утомления спортсмена. Упражнения с утяжелённым спуском курка.

Тема №8. Основы техники и тактики стрельбы (4 часа).

Занятие №1-2. Анализ результатов своей стрельбы. Рациональная поза изготовки стрелка. Ощущение оружия: хватка оружия, подъём руки с оружием, движение спускового крючка. Распределение внимания спортсмена. Выработка устойчивого внимания на основных моментах при производстве качественного выстрела. Занятие № 3-4. Ошибки, допускаемые при спуске курка, и меры борьбы с ними. Требования и ограничения, предъявляемые правилами соревнований к оружию и принадлежностям, к одежде участника соревнований.

Тема №9. Изучение и совершенствование техники стрельбы. Тренировки в стрельбе из пневматической винтовки (51 час).

Занятие №1-25. (практическое). Закрепление знаний и навыков, прицеливания, совершенствование работы с прицелом, внесение точных поправок. Корректировка и самокорректировка стрельбы.

Занятие № 26-35. Дальнейшее совершенствование техники стрельбы из положения стоя, сидя за столом, лёжа и с колена. Стрельба на кучность. Стрельба на меткость с самокорректировкой. Стрельба в регламенте соревнований.

Занятие № 36-48. Тренировки без патронов. Стрельба по индивидуальному заданию тренера. Контрольные стрельбы. Совершенствование техники и навыков стрельбы из различных положений с соблюдением требований и правил соревнований.

Занятие №49-51. Выполнение упражнений по стрельбе на время и меткость.

Тема №10 Участие в соревнованиях на личное и командное первенство (2 часа).

Занятие №1-2 (практическое). Участие в групповых, общешкольных и районных соревнованиях по стрельбе на личное и командное первенство. Анализ соревнований. Выполнение нормативов по стрельбе из пневматической винтовки для юношей допризывного возраста.

Закончив третий год обучения, обучающийся должен знать:

• историю развития стрелкового спорта в России;

• правила безопасного поведения стрелка в тире, порядок обращения с оружием, сигналы во время стрельб;

• материальную часть пневматического спортивного оружия, правила ухода за ним, обслуживание и выверку прицельного приспособления;

• порядок стрельбы во время соревнований, работу судий на стрелковых соревнованиях;

• строение и функции организма человека, гигиену спортсмена.

Обучающийся должен уметь:

• оказывать первую помощь при кровотечениях;

• кучно и метко стрелять из различного пневматического оружия и из различных положений и на различное расстояние;

• анализировать результаты своей стрельбы;

• корректировать и самокорректировать стрельбу, вносить поправки;

• выполнить нормы III разряда по упражнению ВП-2 (приложение № 1).

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Владение методикой обучения не только предполагает выполнение программы, но требует от педагога умения уточнить, видоизменить как задачи, так и методику работы. При обучении детей наиболее ярко проявляются индивидуальные их различия. В связи с этим возрастает роль дифференцированного подхода к отбору содержания обучения, его объёму, последовательности и темпу изложения для каждого юного стрелка. Методы и технологии многоплановы. Заложенные в них принципы работы, направления поиска, должны постоянно углубляться, развиваться, совершенствоваться.

Основные принципы занятия:

наглядность - демонстрация упражнений педагогом, образный рассказ, имитация движений;

доступность - обучение от простого к сложному, от известного к неизвестному;

систематичность - регулярность занятий с постепенным увеличением количества упражнений, усложнением способов их выполнения;

индивидуальный подход - учет особенностей восприятия каждого ребенка;

увлеченность - каждый должен в полной мере участвовать в тренировке;

сознательность - понимание выполняемых действий, активность.

Основными формами учебно-тренировочного процесса являются:

  • групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия;

  • работа по индивидуальным планам;

  • проведение соревнований и участие в соревнованиях;

  • открытые учебно-тренировочные занятия.

Управление спортивной подготовкой стрелков предусматривает постоянное внесение корректив в выполнение тренировочных планов. Эффективность управления находится в прямой зависимости от систематичности, своевременности и качества информации, полученной посредством измерения, наблюдений и оценок. С этой целью применяется педагогический контроль, который должен быть комплексным и включать в себя следующие разделы:

- контроль соревновательной деятельности;

- контроль тренировочной деятельности;

- контроль за состоянием обучающихся.

Контроль за соревновательной деятельностью осуществляется непосредственно в процессе соревнований по следующим разделам:

- контроль за отношением обучающихся к соревнованиям;

- контроль за переносимостью детьми соревновательных нагрузок;

- контроль тренировочной деятельности;

- контроль за технико-тактическими и техническими показателями действий.

Контроль тренировочной деятельности осуществляется по следующим направлениям:

- контроль за отношением обучающихся к тренировочному процессу;

- контроль за применяемыми тренировочными нагрузками (объем, интенсивность, характер и направленность нагрузок).

Контроль за отношением обучающихся к занятиям осуществляется по оценке их поведения. Критерием оценки служат данные о посещаемости занятий, степень проявления обучающимися активности и самостоятельности в выполнении упражнений и требований педагога, трудолюбие и настойчивость в преодолении трудностей, сосредоточенность, внимание и дисциплинированность. Данные о посещаемости занятий и оценку поведения занимающихся на каждом занятии педагог вносит в журнал.

Личностное развитие детей - одна из основных задач учреждений дополнительного образования. Высокий профессионализм педагога способствует формированию у ребенка способности выстраивать свою жизнь в границах достойной жизни достойного человека. На протяжении обучения педагог формирует у воспитанников прежде всего патриотизм, нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, смелость, упорство, терпеливость), эстетические чувства прекрасного, аккуратность, трудолюбие.

Воспитательные средства:

  • личный пример педагога;

  • высокая организация учебно-тренировочного процесса;

  • атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;

  • дружный коллектив;

  • система морального стимулирования;

  • наставничество опытных спортсменов.

Основные воспитательные мероприятия:

  • просмотр соревнований (видео и телевидение) и их обсуждение;

  • регулярное подведение итогов спортивной деятельности учащихся;

  • проведение тематических праздников;

  • экскурсии, культпоходы в театры и на выставки;

  • тематические диспуты и беседы;

  • трудовые сборы и субботники;

  • оформление стендов и газет.

Материально-техническое обеспечение программы:

  • пневматическое оружие, место, приспособленное под стрелковый тир,

  • пулеулавливатель,

  • прицельный станок,

  • показные прицельные приборы,

  • мишени «П»,

  • пули для пневматического оружия,

  • плакаты,

  • учебные видеофильмы.


ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

ПО УСВОЕНИЮ ПРОГРАММЫ

Первый год обучения


Этапы

Сроки контроля

Какие знания, умения и навыки формируются

Формы контроля

1

Декабрь

После новой темы

Знание материальной части пневматического оружия и умения его обслуживания и настройки

Зачетный урок

2

Февраль

После приобретения навыков стрельбы по мишеням и изучения правил стрельбы

Знания правил стрельбы, докладов стрелка и команд старшего. Умения изготавливаться, заряжать, прицеливаться, докладывать о готовности к стрельбе; производить выстрел и докладывать о завершении стрельбы

Зачетный урок по проверке полученных знаний и умений

3

Март

После приобретения навыков меткой стрельбы

Умение корректировать и самокорректировать стрельбу

Соревнования на личное и командное первенство (школьное)

4

Апрель

После ознакомления с правилами соревнований

Знания правил соревнований и умения участвовать в них

Соревнования по стрельбе (открытое занятие)

5

Май

После окончания курса

Знания, полученные за год обучения

Выполнение нормативов по стрельбе

Второй год обучения


Этапы

Сроки контроля

Какие знания, умения и навыки формируются

Формы контроля

1

Ноябрь

После изучения темы

Знание основных правил стрельбы

Зачетное занятие

2

Январь

После изучения назначения и устройства автомата

Знание материальной части автомата, умение быстро и правильно осуществлять неполную разборку и сборку автомата Калашникова, готовить гранату к броску

Зачетное занятие

3

Февраль

После получения навыков подготовки оружия к стрельбе, изготовки и заряжения

Знание докладов о готовности к стрельбе и завершении стрельбы. Умение изготавливаться заряжать оружие и производить выстрел

Соревнования на личное первенство

4

Март

После приобретения навыков быстрой стрельбы из различных положений

Умение кучно стрелять из положения лежа на 10 метров в двух сериях (1ая - 3 пробных, 2ая - пять зачетных по мишени «П»)

Соревнования на личное и командное первенство

5

Май

После окончания курса

Знания, полученные за год обучения

Выполнение нормативов по стрельбе



Третий год обучения


Этапы

Сроки контроля

Какие знания, умения и навыки формируются

Формы контроля

1

Октябрь

После изучения тем

Знания материальной части оружия, правил соревнований и обязанностей судей. Знания о строении и функциях организма. Умение оказывать первую помощь при кровотечениях

Зачетное занятие

2

Ноябрь

После тренировок по общефизической подготовке

Умение бегать кросс 3000м на быстроту; подтягиваться на перекладине, выполнять упражнения на ловкость

Принятие нормативов по допризывной подготовке

3

Март

После приобретения навыков быстрой стрельбы из различных положений

Умение кучно стрелять из положения лежа на 10 метров в двух сериях (1ая - 3 пробных, 2ая - пять зачетных по мишени «П»)

Муниципальные соревнования на личное и командное первенство

4

Май

После окончания курса

Знания, полученные за год обучения

Выполнение нормативов по стрельбе

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

а) для педагога:

  1. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных
    школ. Оборонно-спортивные кружки. М.: Просвещение, 1987

  2. Аверин А.И., Выдрин И.Ф. Начальная военная подготовка. М.:
    Просвещение, 1984.

  3. Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности 10 кл. М: АСТ, 1996.

  4. Стрелковый спорт. Правила соревнований. М., 1977.

  5. Юрьев А. Спортивная стрельба. М., 1967.

  6. Вайнштейн Л. М. Основы стрелкового мастерства. М., Изд-во ДОСААФ, 1960.

  7. Вайнштейн Л. М. Стрелок и тренер. М., «Физкультура и спорт», 1969.

  8. Вайнштейн Л. М., Микуленко Р. А., Расс В. П. «Меткий стрелок». М., Изд-во ДОСААФ, 1972.

  9. Всесоюзный физкультурный комплекс ГТО. М., «Физкультура и спорт», 1972.

  10. Данилов А. П. Современное спортивное оружие и его откладка М, Изд-во ДОСААФ, 1964.

  11. Единая Всесоюзная спортивная классификация. М. «Физкультура и спорт», 1973.

  12. Иодко В. Организация и судейство стрелковых соревнований М Изд-во ДОСААФ, 1970.

  13. Иодко В. Советские стрелки-спортсмены. М., Изд-во ДОСААФ, 1969.

  14. Куколевский Г. М. Гигиенический режим спортсмена. М., «Физкультура и спорт», 1967.

  15. Общая психология. М., «Просвещение», 1970.

  16. Озолин Н. Г. Современная система спортивной тренировки. М., «Физкультура и спорт», 1970.

  17. Программа детско-юношеской спортивно-технической школы ДОСААФ - ДСО профсоюзов по стрелковому спорту. М., Изд-во ДОСААФ, 1973.

  18. Пулевая стрельба. М., «Физкультура и спорт», 1964.

  19. Серия плакатов Спортивная стрельба. М. Изд-во ДОСААФ, 1965

  20. Стрелковый спорт. Правила соревнований М., «Физкультура и спорт». 1970.

  21. Суранов П., Блинков И Основы стрельбы из малокалиберного оружия. М.. Изд-во ДОСААФ, 1970.

  22. Тренировка юных спортсменов. Под общ. ред. В. Филина. М., «Физкультура и спорт», 1965.

  23. Умаров М. Особенности психологической подготовки стрелка, М., «Физкультура и спорт», 1960.

  24. Учебник спортсмена М., «Физкультура и спорт», 1964.

  25. Юрьев А. Спортивная стрельба. М., «Физкультура и спорт», 1967.

б) для детей:

1. Пономарев В.Т. Энциклопедия безопасности. - Д.: Сталкер, 1997.

2. Панасенко Г.П. Стрелковое оружие. -М.: Воениздат, 2003.

3. Поляков А.И. Учись метко стрелять. - М. Учгиз, 1985.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Методические рекомендации

для руководителей стрельб по подготовке учащихся к выполнению требований на значок «Юный стрелок»


Освоение учащимися программы обучения на получение значка «ЮНЫЙ СТРЕЛОК» подразумевает ознакомление с основами и правилами стрельбы из пневматической винтовки ИЖ-22 или ИЖ-38.

Как известно, приобретенные навыки и умения в производстве выстрелов из винтовок с использованием открытого прицела позволяет без особых сложностей осваивать и другие виды стрелкового оружия, применяемого как в повседневной деятельности, так и в ВС РФ.

Меры безопасности при проведении стрельб из пневматического оружия

Безопасность при стрельбе обеспечивается высокой дисциплинированностью всех ее участников, четкой организацией стрельб и точным соблюдением установленных правил и мер безопасности.

Лица, не усвоившие правила и меры безопасности, к стрельбе не допускаются.

Тир должен обеспечивать безопасность стрелков и окружающих. В первую очередь нужно добиться того, чтобы не допустить рикошета пулек в сторону стреляющих.

Пульки выдаются стреляющим на огневом рубеже перед началом стрельбы. Заряжать оружие на огневом рубеже разрешается только после команды "ЗАРЯЖАЙ".

Ведение огня разрешается только после команды "ОГОНЬ" ("СТАРТ"). Разрешение на открытие огня дает только руководитель стрельбы.

В тех случаях, когда руководитель стрельбы подает команду "ОТБОЙ" ( "СТОП"), стрельба немедленно прекращается и оружие кладется на стол, независимо от того заряжено оно или нет.

В тире категорически запрещается:

  • находясь вне линии огня, изготавливаться к стрельбе и прицеливаться в мишени или другие предметы, независимо от того заряжено оружие или нет;

  • стрелять или заряжать оружие на линии огня без разрешения ответственных за стрельбу лиц;

  • поворачивать оружие на линии огня в сторону от направления стрельбы при всех действиях с оружием (стрельба, перезаряжание, задержка, осечка и т.д.);

  • прикасаться к оружию, когда в зоне стрельбы находятся люди или животные;

  • выносить заряженное оружие с линии огня;

  • стрелять по предметам, не относящимся к выполнению упражнения.

Лица, нарушившие данные правила, немедленно удаляются с линии огня.

Обязанности лиц, руководящих стрельбой


Руководитель стрельбы в тире отвечает за точное соблюдение участниками стрельб установленного порядка, условий отрабатываемых упражнений, правил и мер безопасности.

Руководитель стрельбы обязан:

  1. перед началом стрельбы проверить знание стрелками правил и мер безопасности;

  2. произвести расчет стреляющих по сменам, вызывать на линию огня очередную смену;

  3. указать для не стреляющих смен место в тылу;

  4. убедившись в готовности занимающихся, приступить к стрельбе;

  5. во время стрельбы руководить и вести учет результатов;

  6. выдавать стрелкам пульки на линии огня;

  7. обеспечивать соблюдение стрелками правил и мер безопасности;

  8. проверять оружие каждой стреляющей смены, окончивших упражнение, убеждаясь в том, что оно разряжено;

  9. немедленно прекращать стрельбу при нарушении стрелками правил и мер безопасности;

  10. следить, чтобы на линии огня кроме стреляющей смены не было посторонних лиц;

  11. в непредвиденных ситуациях отстранять от участия в стрельбе, если стрелок допускает неспортивное поведение и нарушает мер безопасности.

Основы и правила стрельбы

Прицеливание

Процесс прицеливания заключается в том, чтобы с помощью прицельного приспособления направить винтовку в цель.

При стрельбе из пневматических винтовок ИЖ-22 и ИЖ-38 используется прицел открытого типа.

Данное приспособление состоит из прицела и мушки с намушником. Для наведения винтовки в цель необходимо поместить мушку точно посреди прорези прицела, а ее вершину на уровне с верхними краями прорези, т.е. выдержать «ровную мушку» и подвести ее под нижний срез «яблока» с небольшим, но каждый раз одинаковым просветом. Наличие постоянного просвета предотвратит разброс пробоин по вертикали (см. рис. 1).

Малейшее отклонение мушки в прорези прицельной планки приведет к смещению линии прицеливания и отклонению пульки от центра мишени.

При стрельбе на 5 метров отклонение мушки на 1 мм составляет 8,3 мм на мишени, с достоинством пробоины не выше «восьмерки». Из этого следует, что стрелку в первую очередь необходимо видеть «ровную мушку» в прорези прицельной планки, мишень же может быть видна несколько расплывчато.

Изготовка, заряжание оружия


Качество стрельбы зависит от очень многих факторов. Одним из них является правильная изготовка.

Правильная изготовка обеспечивает наибольшую неподвижность всей системы «стрелок-оружие» при минимальном напряжении мышц.

По команде руководителя «ПРИГОТОВИТЬСЯ» учащиеся рассаживаются перед столом с винтовками так, чтобы не мешать друг другу.

Прежде чем приступить к практической стрельбе необходимо правильно изготовиться. Положение для стрельбы следующее: сидеть на стуле следует на всей его поверхности, как можно ближе к столу. Не запрещается касаться стола грудью. Стопы ног располагаются на полу в естественном положении в расслабленном состоянии.

Приклад упирается в правое плечо плотно, но не сильно. Локти располагаются на столе таким образом, чтобы основная нагрузка от винтовки приходилась на левую руку. Цевье винтовки располагается на «подушечке большого пальца кисти левой руки, пальцы которой не должны быть в напряжении. Они только слегка обхватывают цевье. Кисть правой руки обхватывает шейку приклада без значительных усилий, и голова опускается щекой на приклад так, чтобы правый глаз находился напротив прицельной планки.

Следует отметить, что такая изготовка и прицеливание касаются только правшей. Левши изготавливаются в зеркальном порядке.

Опытные стрелки перед началом стрельбы обязательно проверяют правильность своей изготовки. Она заключается в следующем: без заряжания оружия стрелок, закрыв глаза, принимает удобную ему для стрельбы изготовку. Затем, затаив дыхание, как при выстреле, открывает глаза и смотрит как располагается прицельное приспособление относительно мишени. Если мушка находится далеко от мишени, делается грубая поправка смещением локтя вправо или влево. Более тонкие поправки делаются поворотом корпуса вокруг левого локтя. Поправки по вертикали осуществляются движением кисти по цевью винтовки вперед или назад.

В процессе стрельбы рекомендуется после выстрела некоторое время продолжать смотреть через прицел, фиксируя положение мушки относительно мишени. В случае если линия прицеливания сместилась, необходимо поправить свою изготовку.

Игнорирование однообразия изготовки приводит к смещению средней точки попадания.

После раздачи боезапаса по команде руководителя «ЗАРЯЖАЙ» учащиеся берут винтовку за цевье правой рукой, а левой - за конец ствола и, не поворачивая ствол в стороны «ломают его вниз до щелчка, фиксирующего взведение пружины с поршнем.

Пулька закладывается в казенную часть ствола так, чтобы была видна ее вогнутая часть. После этого ствол возвращается в исходное положение до фиксации. Винтовка готова к выстрелу.

Начинающим стрелкам необходимо помнить, что в стрельбе не бывает мелочей. Любая малейшая погрешность в той или иной степени влияет на качество производства выстрела, что негативно отражается на результате стрельбы.

После команды «ОГОНЬ (СТАРТ)» разрешается делать соответствующее количество выстрелов.

В связи с тем, что пульки изготавливаются из мягкого металла (свинца) желательно, чтобы учащиеся, особенно перед зачетной стрельбой, тщательно проверяли качество каждой пульки. Использование деформированных пулек может привести либо к некачественным выстрелам, либо к застреванию их в канале ствола. Подобные последствия возможны и при неправильном вставлении пульки.

Нажатие на спусковой крючок.

Постановка дыхания стрелка.

Одним из важнейших факторов при стрельбе является нажатие на спусковой крючок.

Грубейшей ошибкой при стрельбе из пневматической винтовки ИЖ-38 следует считать выражение «нажал на курок». Курок устанавливается на огнестрельное оружие для воспламенения порохового заряда. В пневматической винтовке курок отсутствует.

При нажатии на спусковой крючок должна сохраняться неподвижность оружия в момент прицеливания и производства выстрела, чтобы не сбивалось наведение оружия на цель.

Нажатие на спусковой крючок должно производиться либо первой фалангой либо первым суставом указательного пальца так, чтобы палец двигался вдоль канала ствола.

Для производства выстрела стрелок должен научиться плавно, постепенно и равномерно усиливать давление на спусковой крючок.

Немаловажное значение для стрелка также имеет правильное дыхание при прицеливании и производстве выстрела. При выстреле следует задержать дыхание на выдохе на 2-5 сек. Для достижения устойчивого и неподвижного положения оружия, сосредотачивая все внимание на прицеливании и нажатии на спусковой крючок.

Если за это время стрелок не успел сделать выстрел, нужно прекратить прицеливание и отдохнуть.

Стрелковые приборы и учебные пособия.

На начальном этапе обучения стрелков большое значение имеет использование простейших учебных приборов и пособий, таких как прицельный станок, показная мушка, ручная указка и т.п.

Прицельный станок служит для обучения наведению винтовки на цель.

Показная мушка служит для обучения основам прицеливания.

Ручная указка также служит для отработки занимающимися основ прицеливания и предназначается для проверки умения начинающих стрелков производить правильную наводку винтовки в цель. Кроме того использование ручной указки с группой учащихся наглядно показывает индивидуальность зрения каждого стрелка при определении средней точки прицеливания (СТП).

Определение средней точки прицеливания (СТП). Корректировка стрельбы.

Уровень стрелковой подготовки занимающихся определяется количеством и качеством попаданий пуль в мишень.

Под меткостью следует понимать способность стрелка попадать в мишень максимально близко к ее центру. Основой меткости стрельбы является умение стрелка самостоятельно или с помощью руководителя определять СТП.

СТП у различных стрелков из одной и той же винтовки в зависимости от изготовки, антропометрических и физических данных, зрения и других факторов может быть различна. Это означает, что и результаты стрельбы при аналогичной кучности будут различны. Отсюда следует, что пристрелять винтовку в центр мишени одному человеку невозможно, т.к. каждый стрелок имеет свои индивидуальные особенности.

В тех случаях, когда СТП пробных (пристрелочных) выстрелов находится в стороне от центра мишени необходимо произвести соответствующую корректировку стрельбы для того, чтобы в зачетной серии выстрелов СТП сместилась на центр мишени.

Устройство прицельного приспособления, установленного на пневматической винтовке ИЖ-38, не позволяет делать точные и надежные поправки в связи с несовершенством конструкции.

В случаях отклонения СТП приходится выносить ровную мушку в зависимости от расположения СТП относительно центра мишени. Точка прицеливания сдвигается на расстояние от СТП до центра мишени в противоположную сторону.

По положению об условиях выполнения данного упражнения перед зачетной стрельбой стрелку разрешается сделать только три пробных (пристрелочных) выстрела. Теоретически для определения СТП применяется следующий способ: две любые пробоины соединяются прямой линией, а затем ее середину соединяют прямой линией с третьей пробоиной и делят эту линию на три равные части. Точка ближайшая к первой прямой является СТП данных трех выстрелов. Подобным способом можно пользоваться в тех случаях, когда все три пробоины находятся вблизи друг от друга. Далекий отрыв во внимание не принимается.

Определение результатов стрельбы.

При выполнении стрельбы для получения значка «ЮНЫЙ СТРЕЛОК» используются мишени «П», у которых диаметр «десятки» составляет 2 мм и расстояние между габаритными линиями - 4,5 мм. Калибр винтовки ИЖ-38 и пулек к ним также - 4,5 мм.

В тех случаях, когда пробоина хоть немного «закусывает» габаритную линию достоинство пробоины считается в большую сторону.

Следует учитывать, что мишени «П» печатаются на тонкой бумаге, поэтому пулька проходя через нее оставляет незначительный след, по которому иногда трудно оценить достоинство пробоины. Желательно для большей объективности, особенно при зачетной стрельбе, мишень наклеивать на плотный лист бумаги. В этом случае от пульки ДЦ получается пробоина по калибру 4,5 мм с ровными краями.


© 2010-2022