• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Учебно-методическое пособие Изучение связной речи детей дошкольного возраста

Учебно-методическое пособие Изучение связной речи детей дошкольного возраста

Пособие раскрывает особенности организации диагностики уровня развития связной речи детей дошкольного возраста. Результаты изучения связной речи детей необходимы педагогу при составлении индивидуальных ха­рактеристик речевого развития детей, при отборе методов, приемов и технологий рече­вой работы, а также при планировании образовательной и коррекционной работы с детьми в дошкольном образовательном учреждении.   В пособии представлены диагностические методики изучения связной диалогической и мон...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки челябинской области


Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования


Челябинский государственный педагогический колледж № 2











Изучение связной речи

детей дошкольного возраста


Учебно-методическое пособие
























Челябинск

2012


Изучение связной речи детей дошкольного возраста [Текст]: учебно-методическое пособие /В.Л.Сиротина. - Челябинск: Челябинский государственный педагогический колледж № 2, 2012. - 28 с.




Пособие раскрывает особенности организации диагностики уровня развития связной речи детей дошкольного возраста. Результаты изучения связной речи детей необходимы педагогу при составлении индивидуальных ха­рактеристик речевого развития детей, при отборе методов, приемов и технологий рече­вой работы, а также при планировании образовательной и коррекционной работы с детьми в дошкольном образовательном учреждении.

В пособии представлены диагностические методики изучения связной диалогической и монологической речи детей дошкольного возраста, представленные в современных теоретических исследованиях и апробированные в практике работы дошкольных образовательных учреждений.

Пособие может быть адресовано студентам педагогических колледжей и вузов, педагогам дошкольных образовательных учреждений.




В.Л.Сиротина, 2012

Челябинский государственный педагогический колледж № 2, 2012



Пояснительная записка

Основная цель работы по развитию и обучению родному языку детей - формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающим на основе овладения литературным языком своего народа. Развитие речи рассматривается как формирование навыков и умений точной, выразительной речи, свободного и умственного использования языковых единиц, соблюдения правил речевого этикета.

Центральной, ведущей задачей речевого развития дошкольников является развитие связной речи. Это объясняется рядом обстоятельств:

- в связной речи реализуется коммуникативная функция языка и речи;

- в связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития ребенка;

- в связной речи отражены все другие задачи речевого развития (формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны).

Связная речь представляет собой оптимальный вариант осуществления речевой деятельности человека в процессе решения задач речевой коммуникации. В современной науке под связной речью в широком смысле слова понимается любая единица речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим и «каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи».

Понятие связная речь относится как к диалогической, так и к монологической формам речи.

Диалог - первичная по происхождению форма речи. Имея ярко выраженную социальную направленность, она служит потребности непосредственного живого общения. Диалог как форма речи состоит из реплик (отдельных высказываний), их цепи последовательных речевых реакций; он осуществляется или в виде чередующихся обращений, вопросов и ответов, или в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников речевого общения. Диалог опирается на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание предмета, о котором идет речь. В диалоге наряду с собственно языковыми средствами звучащей речи большую роль играют и невербальные компоненты - жест, мимика, а также средства интонационной выразительности. Структура диалога допускает грамматическую неполноту, опускание отдельных элементов грамматически развернутого высказывания (эллипсы или элизии), наличие повтора лексических элементов в смешных репликах, употребление стереотипных конструкций разговорного стиля (речевые штампы).

Монолог понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой - сообщении о каких - либо фактах, явлениях реальной действительности. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. К основным свойствам монологической речи относятся: односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность, развернутость, логическая последовательность изложения, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации. Особенность этой формы речи состоит в том, что ее содержание, как правило, заранее задано и предварительно планируются. Сопоставляя монологическую и диалогическую форму речи, как относительная развернутость, большая производительность и программированность.

Являясь особым видом речевой деятельности, монологическая речь отличается спецификой выполнения речевых функций. В ней используются и обобщаются такие компоненты языковой системы, как лексика, способы выражения грамматических отношений, формо - и словообразующие, а также синтаксические средства. Вместе с тем в ней реализуется замысел высказывания в последовательном, связном, заранее спланированном изложении. Реализация связного развернутого высказывания предполагает удерживание в памяти составленной программы на весь период речевого сообщения, задействование всех видов контроля за процессом речевой деятельности (текущего, последующего, упреждающего) с опорой, как на слуховое, так и на зрительное (составление рассказа по наглядному материалу) восприятие. По сравнению с диалогом монологическая речь более контекстная и излагается в более полной форме, с тщательным отбором адекватных лексических средств и использованием разнообразных, в том числе сложных, синтаксических конструкций. Последовательность и логичность, полнота и связность изложения, композиционное оформление являются важнейшими качествами монологической речи, вытекающими из ее контекстного и непрерывного характера.

При решении задачи развития связной речи детей обучают умениям вести беседу, разным типам связных высказываний на занятиях по обучению рассказыванию по картине, игрушке, рассказыванию из опыта, творческому рассказыванию и пересказу художественных произведений.

Обучая пересказу литературного произведения, у детей формируют умение воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам воспитателя, затем совместно с ним.

При рассказывании по картине дети учатся сначала отвечать на вопросы воспитателя по содержанию картины, постепенно их подводят к составлению короткого рассказа сначала вместе со взрослым, а потом самостоятельно.

В детском саду воспитывается умение рассказывать неторопливо, обдумывая свои мысли, обращаясь к слушателям, а также умение выступать перед незнакомой аудиторией, что способствует совершенствованию речи, развивает находчивость, навыки поведения в коллективе.

Правильно и четко организованная работа по развитию связной речи в детском саду возможная лишь в том случае, если педагог хорошо знает состояние речевого развития всех де­тей группы. Это помогает ему правильно планировать свою деятельность, а в зависимо­сти от прочности овладения детьми материалом, корректировать содержание занятий в группе.

Изучение связной речи

детей младшего дошкольного возраста

Выявить умения

- отвечать на вопросы по содержанию картины и составлять короткий рассказ совместно со взрослым;

- воспроизводить текст хорошо знакомой сказки;

- составлять рассказ из личного опыта ребенка;

- пользоваться словами, обозначающими речевой этикет (спасибо, пожалуйста, здравствуйте и др.).

Материалы для обследования

- кукла (которая может сидеть, стоять, поднять руку, идти);

- мяч (яркой расцветки, резиновый);

- кошка (лучше всего мягкая игрушка);

- картинки небольшого формата: кошка с котятами, изображение игрушек, отдельные предметы посуды, одежды, мебели.

Ход обследования

Педагог предлагает ребенку рассказать сказку: «Ты знаешь сказку про курочку Рябу? Расскажи ее».

- пересказывает сказку самостоятельно;

- рассказывает по вопросам воспитателя;

- называет отдельные слова.

Изучение связной речи

детей среднего дошкольного возраста

Выявить умения

- пересказывать короткие сказки и рассказы с незнакомым им ранее содержанием;

- составлять рассказ по картинке или об игрушке совместно со взрослым;

- описывать предмет, изображенный на картинке, называя признаки, качества, действия, высказывая свою оценку;

- пользоваться разнообразными вежливы ми формами речи.

Детям среднего дошкольного возраста даются такие же задания, что и детям четвертого года жизни, однако они усложняются тем, что ребенку, помимо на­зывания игрушек и домашних животных, выделения признаков и качеств пред­мета, предлагается определить значение слова, обозначающего предмет.

Ход обследования

Выявляется умение описывать предмет (картину, игрушку), составить описа­ние без наглядности. Для этого ребенку сначала предлагается кукла.

Вопрос 1. Опиши куклу. Расскажи, какая она, что с ней можно делать, как с ней играют.

- ребенок самостоятельно описывает игрушку: Это кукла; Она красивая, ее зовут Катя. С Катей можно играть;

- ребенок рассказывает по вопросам педагога;

- ребенок называет отдельные слова, не связывая их в предложение.

Вопрос 2. Составь описание мяча: какой он, для чего нужен, что с ним можно делать?

- ребенок описывает (Это мяч. Он круглый, красный, резиновый. Его можно бросать, ловить. С мячом играют);

- ребенок перечисляет признаки (красный, резиновый);

- ребенок называет отдельные слова.

Вопрос 3. Опиши мне собаку, какая она, или придумай про нее рассказ.

- ребенок составляет описание (рассказ);

- ребенок перечисляет качества и действия;

- ребенок называет 2-3 слова.

Вопрос 4. Ребенку предлагается составить рассказ на любую из предложенных тем: «Как я играю», «Моя семья», «Мои друзья».

- составляет рассказ самостоятельно;

- рассказывает с помощью взрослого;

- отвечает на вопросы односложно.

Вопрос 5. Педагог читает ребенку текст рассказа или сказки и предлагает пересказать.

- пересказывает самостоятельно;

- пересказывает с подсказыванием слов взрослых;

- говорит отдельные слова.

Оценка ответов

- если ответы ребенка подходят под № 1, он получает три балла;

- если ответы соответствуют № 2 -2 балла;

- если ответы соответствуют № 3, ребенок получает 1 балл.

В целом, если 2/3 ответов детей оцениваются в 3 балла - это высокий уровень. Если 2/3 ответов оцениваются в 2 балла - это хороший уровень. Если же 2/3 ответов детей получают по 1 баллу - это средний (или ниже среднего) уровень.

Изучение связной речи

детей старшего дошкольного возраста

Выявить умения

- при пересказе литературных произведений интонационно передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей;

- составлять описание, повествование или рассуждение;

- развивать сюжетную линию в серии картин, соединяя части высказывания разными типами связей.

Ход обследования

1. Педагог предлагает ребенку описать ежа (описание картинки).

- ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структурные части: начало, середина, конец. Это ежик. Он коричневый, колючий. На спине у ежа острые иголки. Они нужны ежу, чтобы накалывать грибы и ягоды. Ежик заботится о своих ежатах;

- рассказывает, опуская начало (или конец);

- перечисляет отдельные качества.

2. Педагог предлагает серию картинок (3-4), объединенных сюжетом, предлагает ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ.

- раскладывает картинки в правильной последовательности, составляет связный рассказ;

- рассказывает с помощью взрослого;

- перечисляет нарисованное на картинках.

3. Педагог предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему.

- придумывает рассказ (сказку), дает свое название;

- составляет рассказ с помощью взрослого;

- не справляется с заданием.

Критерии оценивания

качества связного высказывания

Развитие связной речи оценивается, помимо указанных выше общих показателей, по специальным критериям, которые характеризуют основные качества связного высказывания (описания, рассказа по серии сюжетных картин или на самостоятельно выбранную тему).

1. Содержательность

- в повествовании - это умение придумать интересный сю­жет, развернуть его в логической последовательности;

- в описании - это раскрытие микротем, признаков и действий.

Оценка ответов

3 балла - если ребенок придумывает интересный сюжет;

2 балла - если сюжет заимствован - 2 балла;

1 балл - если идет пере­числение признаков.

2. Композиция высказывания

Оценка ответов

3 балла - наличие трех структурных частей (начала, се­редины, конца), выстраивание сюжета в логической последовательности;

2 балла - наличие двух структурных частей (начала и середины, середины и кон­ца), частичное нарушение логики изложения;

1 балл - отсутствие начала и конца.

3. Грамматическая правильность

Оценка ответов

3 балла - построение простых и сложных предложений, правильное согласование слов в словосочетаниях и предложениях;

2 балла - использование только простых предложений;

1 балл - однотипные конструкции (назывные предложения).

4. Способы связей между предложениями

Оценка ответов

3 балла - использование разнообразных способов связей между предложениями;

2 балла - использование способов формально-сочинительной связи (через союзы а, и, наречие потом);

1 балл - неумение связывать между собой предложения.

5. Разнообразие лексических средств

Оценка ответов

3 балла - использование разных частей речи, образных слов - определений, сравнений, синонимов, антонимов);

2 балла - некоторое нарушение точности словоупотребления;

1 балл - однообразие лексики, повторение одних и тех же слов.

6. Звуковое оформление высказывания

Оценка ответов

3 балла - плавность, интонационная вырази­тельность, изложение в умеренном темпе;

2 балла - прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы;

1 балл - монотонное, невыразительное изложение.

Оценку выполнения всех заданий воспитатель дает, подсчитав общее количе­ство баллов.

Изучение диалогической речи в общении

Оценка коммуникативных умений может быть дана условно с учетом сле­дующих критериев:



Критерии оценки коммуникативных умений детей

Оценка в баллах

Уровень речевой коммуни­кации

1

Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и педагогом, ясно и последовательно вы­ражает свои мысли, умеет пользоваться формами речевого этикета


3


высокий

2

Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в об­щении чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое


2


средний

3

Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется фор­мами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание


1


низкий

Изучение диалогической речи

детей дошкольного возраста

Цель: изучить особенности диалогической речи детей в ситуации общения «взрослый - ребенок», «ребенок - ребенок».

Форма работы: наблюдение за общением воспитателя и детей.

Методические указания к выполнению задания: содержание разговоров фиксируется по возможности дословно с сохране­нием особенностей речи участников и их поведения.

Вопросы для анализа записей:

- поводы общения воспитателя с детьми, детей с воспитателем и сверстниками;

- инициативность, адресность речи;

- тематика и содержание разговоров;

- анализ особенностей речи детей (лексика, ее богатство и разнообразие;

- развернутость высказываний;

- использование речевых высказываний;

- использование речевых клише, форм речевого этикета; культура поведения во время речевого общения);

- особенности речи воспитателя (лексическая, грамматическая, фонетическая оформленность речи; соответствие содержания речи возрасту детей;

- умение воспитателя организовать содержательное общение с детьми, решать в ходе общения задачи воспитания и обучения).

Оформление результатов: результаты наблюдений и анализа оформляются в таблицах:


Участники общения


Тон общения


Стиль общения

Речевой этикет

доброжелательный

не доброжелательный

спокойный

крикливый

внимание к речи собеседника

невнимание

перебивает собеседника

не перебивает, ожидает очереди

не мешает общению

сдержанность в жестах, мимике, позе

развязность в жестах, мимике, позе

Дети:




1.




2.




3.




4.




Воспитатель





Повод

общения

Общее количество

Воспитатель

Дети

с одним ребенком

с группой детей

с воспитателем

с одним ребенком

с группой детей

Организационный


Дисциплинарный


Какая-либо деятельность


Всего:


Тематика

разговоров

Воспитатель

Дети

с одним ребенком

с группой детей

с воспита-телем

с ребен-ком

с группой детей

О самом ребенке, его семье


О предметах и игрушках


О жизни детей в детском саду


Об окружающей жизни


О книгах


Об играх, о совместной деятельности


Характеристика коммуникативных умений детей

Фамилия, имя ребенка

Умение

вступать в диалог

Умение поддерживать

и завершать диалог

Владеет речевыми оборотами для установления контакта

Легкость

контактирования

Затрудненность контактирования со сверстниками и взрослыми

Умение отвечать на вопросы

Умение задавать вопросы в ходе диалога

Умение слушать собеседника

Умение своевременно вступать в диалог

Умение завершать

разговор










Изучение монологической речи

детей дошкольного возраста

Цель: изучить некоторые особенности описательной и повествовательной речи детей дошкольного возраста; выявить влияние обучения на улучшение качества навыков и умений связной речи.

Методические указания к выполнению задания: для обследования необходимо подобрать наглядный материал (игрушки, картинки), продумать содержание формулировки заданий детям с учетом их возрастных возможностей.

Во второй младшей и средней группах используются образные и дидактические игрушки (куклы, животные, пирамидки, матрешки). В старей и подготовительной к школе группах используются образные и технические игрушки, предметные и малоэпизодные сюжетные картинки.

Ход обследования:

Для выявления навыков описания ребенку предлагается рассказать про игрушку или картинку: Рассмотри внимательно игрушку (картинку) и расскажи про нее. Какая она?

Высказывания детей дословно фиксируются (с сохранением особенностей речи, с указанием пауз и их продолжительности), затем запись анализируется и оценивается с учетом основных качеств связной речи.

Оценка результатов: при анализе высказываний ребенка отмечается предметно-логическое содержание, структура и языковое оформление.

Оформление результатов: результаты анализа заносятся в таблицу.

Фамилия, имя ребенка

Возраст

Количество выделенных признаков

Структура и последовательность описания

Связность

Языковые средства

Информативность высказывания

(всего слов)

Плавность

(кол-во пауз)

Кол-во прилагательных

Кол-во существительных

Глагольная лексика

Образные средства языка

Типы предложений



















Изучение уровня владения словом

на основе установления ассоциативных связей

Задание 1.

Педагог предлагает ребенку: «Давай с тобой поиграем в слова. Я назову тебе свое слово, а ты свое, какое хочешь. Какое придет тебе в голову, то и называй».

Педагог называет слова, ответы ребенка фиксируются.

Задание 2.

Когда получены ответы на все слова, педагог возвращается к высказыванию ребенка: «Я сказала слово игла, а ты назвал слово шьет. Почему ты подобрал это слово? Объясни».

Высказывания-объяснения ребенка также фиксируются.

Задание 3.

Составление рассказа (сказки) на тему многозначного слова игла. Это задание выявляет понимание детьми разных значений многозначного слова и умение в сюжете отобразить это понимание. Рассказ лучше записывать на диктофон (магнитофон) или в ситуации письменной речи: педагог предлагает ребенку диктовать, т е. говорить медленно, чтобы можно было записать каждое слово. Для анализа очень важно, какие предложения использует ребенок для рассказа - простые или сложные, правильно ли они грамматически оформле­ны и связаны ли между собой, передается ли содержание рассказа в логической последовательности и соответствует ли заданной теме.

После выполнения трех заданий анализируются ответы детей. Ассоциативный эксперимент выявляет, прежде всего, понимание значения слова. Если ребенок на слово игла дает разные значения этого слова: швейная (нитка, шьет, острая), ежиная (еж, колючая), еловая (елка, зеленая) и т.п., это говорит о вы­соком уровне его речевого развития.

Названное ребенком слово может быть со­отнесено со словом-стимулом частично или совсем не соотнесено со смыслом. Ответ и выявляет, понимает ли ребенок разные значения многозначного слова, ориентируется ли на одно из его значений, или он не понимает (пока не соотно­сит) заданное слово с его смыслом. Ответы детей показывают и особенности смысловых связей слов в их понимании, а также структуру высказывания. На стимул взрослого ребенок может ответить одним словом (игла - елка), слово­сочетанием (игла - игла швейная) или предложением (У ежа колючие иголки).

Оценка результатов выполнения задания № 1

Все ответы детей на задание № 1 можно разделить на следующие типы реакций:

1. Реакции, соотнесенные по смыслу со словом-стимулом:

- по сходству (иголка - нитка, звонок - колокольчик);

- по контрасту (тяжелый - легкий, твердый - мягкий);

- по смежности (звонок - в дверь, молния - дождь);

- по словообразовательному (формообразовательному) принципу (игла иголочка, звонок - звоночек, идти - идет).

2. Реакции, соотнесенные со словом-стимулом по несущественным признакам:

- по общности звучания (игла - пила);

- соотнесение части и целого (лист - лес).

3. Называние слов, не соотнесенных со словом-стимулом (молния -рукавица, плыть - стол).

4. Отрицательные реакции (молчание, «не знаю»).

Оценивание проводится по трехбалльной системе:

3 балла - за ответ, соответствующий первому типу реакции;

2 балла - за ответ, соответствующий второму типу реакции;

1 балл - за ответ, соответствующий третьему типу реакции.

Если же ребенок не выполняет задание совсем (четвертый тип реакции), он не получает никакой оценки.

Оценка результатов выполнения задания № 2

Ответы детей на задание 2 (объяснение выбора того или иного слова) анали­зируются по следующим показателям:

1. Соотнесение слова-стимула и слова-реакции по смыслу и умение его объ­яснить:

- выделение функционального признака: слова объединяются на основе назначения или действия предмета (ручка - открывать: потому что без ручки дверь не откроешь);

- введение обобщающих слов (кукла - машина, это игрушки);

- объяснение противоположного значения слова-стимула и слова-реакции (острый - тупой: Если нож острый, им можно порезаться, а если тупой, ничего не режет);

- установление причинно-следственных связей (легкий - пустой: Когда сумка бывает пустая, то она совсем легкая, а если полная, то она тяжелая).

Если в целом объяснения достаточно логично обосновывают тот или иной выбор слова-реакции, то ребенок получает за свой ответ 3 балла;

2. Объяснение выбора слова по несущественным признакам:

- выделение по сходству звучания слов (потому что пила - игла звучат складно);

- соотнесение части и целого (лист - лес: в лесу есть деревья, там листья и ветки).

Такие ответы оцениваются в 2 балла.

3. Неумение объяснить выбор слова, не соотнесенного со словом-стимулом (Я просто так сказал).

Такие ответы оцениваются в 1 балл.

Оценка результатов выполнения задания № 3

Оценка выполнения задания 3 (составление рассказа на тему многозначного слова) включает в себя показатели как связности высказывания, так и его грамматической оформленности. Кроме того, оценивается понимание разных значе­ний многозначного слова и разнообразие лексических средств.

Оценка детских рассказов проводится по следующим показателям:

1. Содержательность

3 балла - интересный сюжет в рассказе (сказке), придуманном самостоятельно, т.е. оригинальность сюжета;

2 балла - заимствованный сюжет (из литературных произведений, мультфильмов);

1 балл - неумение составить рассказ.

2. Композиция высказывания

3 балла - наличие трех структурных частей (начала, середины, конца), выстраивание сюжета в логической последовательности;

2 балла - наличие двух структурных частей (начала и середины; середины и конца), нарушение логики изложения;

1 балл - отсутствие начала и конца.

3. Грамматическая правильность

3 балла - построение простых и сложных предложений, правильное согласование слов в словосочетаниях и предложениях;

2 балла - использование только простых предложений;

1 балл - однотипные конструкции (назывные предложения).

4. Способы связи

3 балла - разнообразные способы связей между предложениями;

2 балла - использование способов формально-сочинительной связи (через союзы а, и, наречие потом);

1 балл - неумение связывать между собой предложения.

5. Разнообразие лексических средств

3 балла - использование образных слов в прямом и переносном смысле, разных частей речи;

2 балла - некоторые нарушения точности словоупотребления;

1 балл - однообразие лексики, повторение одних и тех же слов.

6. Заглавие рассказа

3 балла - умеет дать заглавие своему рассказу в соответствии с пониманием смысла многозначного слова;

2 балла - название, частично соотнесенное с содержанием сочинения;

1 балл - название, не соответствующее сюжету.

Таким образом, если сочинение ребенка (рассказ, сказка) интересно задума­но, составлено грамматически правильно, излагается в логической последова­тельности, отражает понимание ребенком разных значений многозначного сло­ва, оно получает 18 баллов. Если в повествовании встречаются отдельные на­рушения, охарактеризованные выше - 12 баллов.

Комплексное изучение связной речи

детей старшего дошкольного возраста


Методика диагностики связной речи старших дошкольников включает в себя задания, направленные на:

1. Анализ литературного текста с позиций связности (понимание темы, структуры).

2. Придумывание рассказа.

3. Придумывание рассказа по серии сюжетных картинок.

Задание 1.

Цель: выявить понимание темы и выделение основных структурных частей текста, определение названия текста.

Детям (индивидуально) предлагается прослушать рассказ. Рассказ подбирает­ся небольшой по объему, с четко выраженной композицией. Название рассказа при чтении не дается.

После чтения перед детьми ставятся вопросы:

1. О чем говорится в рассказе?

2. О чем говорится в начале рассказа?

З. О чем говорится в середине рассказа?

4. Чем закончился рассказ?

5. Как можно назвать этот рассказ?

Ответы детей дословно фиксируются. При анализе ответов детей необходимо обратить внимание на характер высказываний, их точность и обобщенность:

высокий уровень - ребенок объясняет свое название, соотнося его со смыслом рассказа;

средний уровень - ребенок фактически начинает пересказывать текст;

низкий уровень - ребенок не отвечает на вопрос или отвечает не по существу темы.

Оформление результатов: результаты анализа заносятся в таблицу.


Группа


Время

проведения


Кол-во

детей


Характер определения темы

обобщенно

распространенно

не определяет




В следующую таблицу заносятся данные первого обследования детей и данные обследования после обучения этому умению.

При анализе ответов детей на 2, 3, 4-й вопросы необходимо обращать внима­ние на умение обобщенно представлять структурные части текста, умение вы­делить тему, микротемы той или иной части и увидеть, насколько дети видят границы структурных частей текста.


Кол-во

детей

Начало

Середина

Конец

обобщенно

не расчленяет начало и середину

пересказ

не определяет начало

обобщенно

не расчленяет начало и середину

не выделяет середину

обобщенно

пересказ













Последний вопрос позволяет определить, насколько точно дети дают название рассказу. Название, данное ребенком, будет свидетельствовать о прямой зависимости между умением определять тему литературного произведения и умением озаглавливать его.

Время проведения

Количество

детей

Соотносят тему и название (правильно озаглавливают)

Не озаглавливают






Задание 2.

Цель: выяснить последовательность передачи структуры текста, полноту со­держания всего текста и отдельных его частей, выяснить, как дети используют связи, данные в тексте.

Читается литературный текст. После чтения предлагается ответить на вопрос «О чем этот рассказ?» и затем следует предложение пересказать текст. Переска­зы детей фиксируются дословно. Критерии для анализа пересказов детей:

1 .Понимание темы рассказа.

2.Объем пересказа (через подсчет предложений и слов).

3.Структурная соотнесенность.

4.Полнота раскрытия каждой структурной части.

Задание 3.

Цель: выявить понимание нарушения целостности структуры текста при опускании начала и умение придумывать содержание начала.

Каждому ребенку читается рассказ, в котором опускается начало.

(Необходимо, чтобы в рассказе была отчетливо представлена взаимосвязь начала с другими струк­турными частями, от понимания начала зависит понимание развертывания со­бытия, факта.)

После чтения детям задают вопросы: «Все ли было понятно в рассказе? Какой части в рассказе не хватает? О чем может говориться в начале рассказа?»

Оценка результатов:

высокий уровень - ребенок замечает отсутствие начала и предлагает свой вариант (это свидетельствует об осознанном понимании структуры текста, так как ребенок на основе анализа со держания текста не только определяет недостающую часть, но и наполняет ее содержанием);

средний уровень - ребенок справляется с заданием после дополнительных вопросов;

низкий уровень - ребенок не справился с зада­нием.

Задание 4.

Цель: выяснить особенности понимания и осознания детьми значения сере­дины рассказа (главной его части, где развертывается основная мысль).

Читается рассказ, в котором опускается основная часть (читаются только на­чало и конец). После чтения задаются вопросы, аналогичные предыдущему за­данию: «Все ли понятно в рассказе? Какая часть в рассказе выпущена? О чем можно рассказать в середине рассказа?».

Оценка результатов:

высокий уровень - ребенок сразу замечает отсутствие недостающей части и предлагает содержание середины;

средний уровень - ребенок справляется с заданием после дополнительных вопросов;

низкий уровень - ребенок не справился с зада­нием.

Задание 5.

Цель: выявить особенности понимания завершенности текста (концовки). При подборе текста необходимо учитывать, что завершенность текста проявля­ется в соотнесенности содержания, в частности концовки с заголовком.

Читается рассказ, концовка опускается. После чтения предлагается ответить на вопросы: «Все ли в рассказе понятно? Какой части в рассказе недостает? Как можно закончить рассказ?»

Оценка результатов:

высокий уровень - ребенок сразу замечает отсутствие недостающей части рассказа и логически его завершает;

средний уровень - ребенок справляется с заданием после дополнительных вопросов;

низкий уровень - ребенок не справился с зада­нием.

Изучение способности сочинения сказок

Задание 1.

Цель: выявить понимание детьми жанровых отличий произведений.

Детям предлагается (индивидуально) прослушать три произведения - сказку, рассказ, стихотворение. После прослушивания каждого жанра задаются вопросы:

  1. Что тебе прочитали? (Выявляется узнавание жанра. Если ребенок не отвечает, педагог сам называет жанр.)

  2. Почему ты думаешь, что это сказка (рассказ, стихотворение)? (Проверяется понимание специфических особенностей каждого жанра.)

3. О чем говорится в произведении, которое тебе прочитали? (Выявляется по­нимание содержания.)

4. Чему нас учит это произведение? (Понимание идеи.)

5. Какие слова и выражения тебе больше всего запомнились и понравились?

6. Как автор описывает ... (явление, персонаж)?

7. С чем сравнивает?

Вопросы на вычленение средств художественной выразительности задаются в зависимости от особенностей произведения.

Правильный ответ оценивается в 3 балла, максимальная сумма баллов - 21.

Задание 2.

Цель: выявить умения сочинять сказку.

Детям предлагается придумать сказку и дать ей название. Никаких указаний по выполнению задания не дается. Выполнение задания оценивается по сле­дующим показателям:

- выраженность сказочного содержания;

- соответствие названия содержанию;

- логичность, законченность построения;

- грамматическая правильность речи;

- использование языковых выразительных средств.

Каждый ответ, соответствующий предложенным критериям, оценивается в 3 балла, общая сумма -15 баллов.

Для выявления возможностей детей самостоятельно строить высказывание на тему, предложенную педагогом, предлагаются следующие задания.

Задание 3.

Цель: выяснить, как дети по названию раскрывают основную мысль выска­зывания, строят повествовательный рассказ, какие связи используют при по­строении высказывания.

Каждому ребенку предлагается составить рассказ на тему, определенную педагогом, при этом следует помнить, что тема должна быть конкретна, реалистична. Педагог, обращаясь к ребенку, говорит: «Мы придумывали разные рассказы и на занятиях, и на прогулках на разные темы. Сейчас ты по­думай и придумай рассказ на тему «Как Сережа нашел котенка» (тема может быть любой). Рассказы детей фиксируются дословно, с указанием имеющихся пауз, повторов и т.д. В протоколах отмечается и поведение детей: как принял задание, как приступил к его реализации, обращался ли за помощью к воспита­телю, характер обращений.

Для определения связности рассказа необходимо ориентироваться на сле­дующие показатели:

1. Раскрытие темы (рассказы детей анализируются с позиций соответствия темы, заданной в названии, и содержания).

2. Объем рассказа объем высказывания ребенка определяется через подсчет слов, предложений, важным является не только количественный подсчет, но и качественный анализ, так как объем рассказа будет зависеть от наличия осведомленности о сообщаемом предмете, тематике, интереса к ней со стороны ребенка, стремления к полноте передачи информации, от уровня развития мыслительной деятельности).

3. Соблюдение структуры повествования (при анализе рассказов детей следует обратить внимание не только на последовательность передачи события, на наличие начала, середины, конца, но и на соотнесенность концовки с названием).

4. Средства связи (структурная организация текста рассказа обусловлена наличием логической схемы построения и выражения в специальных знаках начала и конца рассказа, в синтаксисе отдельных предложений, в строении и сочетании соединений предложений).

Проанализировав детские высказывания с позиций данных критериев, можно сделать выводы об уровне связности речи:

Высокий уровень - объем рассказа ребенка, в котором раскрыта тема, составляет не менее 9-10 предложений, 50-60 слов (может быть больше); характер предложений разно образный, соблюдается структура не только основных частей, но и внутри каж­дой части, используются разнообразные средства связи, речь плавная, повторы и паузы единичны; в рассказе используются сравнения, речь образная, эмоцио­нальная.

Средний уровень - в рассказе при раскрытии темы, соблюдении структуры наблюдается меньший объем, ограниченное употребление средств связи, например только местоименная (они - они), большее количество пауз и повторов, отсутствие языковых средств выразительности.

Уровень ниже среднего - отсутствие большого числа показателей в высказывании, чаще всего это рассказ-схема либо незаконченный рассказ при нали­чии длительных пауз и многочисленных повторов.

Низкий уровень - 1-3 предложения, повторы, отсутствие структурной соотнесенности.

Полученные данные предоставляют воспитателю возможность не только четко определить общие направления в работе, например, над выразительностью речи у всех детей, так как отсутствие языковой выразительности наблюдалось у всех, но и определить конкретные задачи в работе с подгруппами, отдельными детьми. Данные анализа будут служить дифференцированному подходу в обу­чении навыкам связной речи.

Литература


  1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] /М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.

  2. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников [Текст] /М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.

  3. Выявление речевой подготовки детей к школьному обучению [Текст] / Сост. А.С. Бушуева. - Магнитогорск, 1997.

  4. Диагностические методики речевого развития дошкольников [Текст] / Сост. Л.В. Градусова, Н.И. Левшина. - Магнитогорск, 2008.

  5. Жукова, Н.С. Формирование устной речи [Текст] /Н.С. Жукова. - М., 1994.

  6. Микляева, Н.В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста. Логопедическое объединение [Текст] /Н.В. Микляева. - М.: Айрис-пресс, 2006.

  7. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст] /Н.А. Стародубова. - М., 2003.

  8. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии [Текст] /Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.

  9. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] /О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004.

  10. Ушакова, О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду [Текст] /О.С. Ушакова. - М., 1994.

  11. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения [Текст] /М.Ф. Фомичева. - М.: Просвещение, 1980.

Содержание

Пояснительная записка …………………………………………..…...…3

Изучение связной речи детей младшего дошкольного возраста ……...5

Изучение связной речи детей среднего дошкольного возраста …….....6

Изучение связной речи детей старшего дошкольного возраста ..……..8

Критерии оценивания качества связного высказывания ……………….9

Изучение диалогической речи в общении …………………………..…11

Изучение диалогической речи детей дошкольного возраста …………12

Изучение монологической речи детей дошкольного возраста ……….15

Изучение уровня владения словом на основе установления ассоциативных связей …………………………………………………………………...16

Комплексное изучение связной речи детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………..……………………………….19

Изучение способности сочинения сказок ……………...……………….22

Литература ………………………………………………………………..24

Для заметок

Для заметок



© 2010-2022