• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Формирование личности безопасного типа с использованием ситуационных ролевых игр на уроках ОБЖ

Формирование личности безопасного типа с использованием ситуационных ролевых игр на уроках ОБЖ

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Формирование личности безопасного типа с использованием ситуационных ролевых игр на уроках ОБЖ


Преподаватель-организатор

ОБЖ МБОУ СОШ №16

Двуреченская Н.Н.


г. Новошахтинск


2013 год






Школа является ключевым звеном в создании личности безопасного типа, то есть безопасной для себя, окружающих и среды проживания, способной на созидание и развитие. Для выполнения поставленной цели преподаватель-организатор ОБЖ должен формировать у учащихся системность взглядов по защите их в окружающей среде обитания, учить их бережливому отношению к природе, правильному пониманию здорового образа жизни и сознательному отношению к выполнению общественного долга. В ходе урока создаются необходимые условия к познавательной деятельности учащихся и их самостоятельному мнению. В результате они получают навыки быстро ориентироваться в сложной обстановке и принимать верные решения.

Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» включает в себя большой аспект методических рекомендаций для преподавателей ОБЖ. Она позволяет преподавателям осуществлять учебно-воспитательную деятельность по интенсивной технологии, характеризующейся отказом от преимущественно объяснительного способа сообщения знаний, и предлагает проводить уроки не в традиционной форме, а скорее как ситуационно-ролевые игры. Использование таких игр имеет
своей целью внести оживление в деятельность учащихся на уроках ОБЖ, где каждый школьник может выполнять конкретные учебные действия.

Из всех видов активного обучения игровые методы, пожалуй, наиболее точно воспроизводят реальную действительность и являются самыми эффективными.

Сравним для примера: в процессе урока усваивается 15% учебного материала, а в процессе деловой игры 50-60%.

Ситуационно-ролевая игра включает:

  • процесс взаимодействия учителя и учащихся;

  • естественное распределение ролей между участниками игры;

  • разнообразие интересов у участвующих в игре;

  • присутствие конфликтной ситуации в игре;

  • наличие индивидуального и группового подхода в оценке деятельности участника игры.

Игры не требуют репетиций и поэтому не теряют своей новизны, вызывая постоянный интерес у ее участников.

Ситуационно-ролевые игры на уроках ОБЖ позволяют активно и одновременно включать в урок большое количество учащихся. В это время каждый участник принимает свое решение, реализует его, действует в конкретных заданных ситуациях. Использование ситуационно-ролевых игр на уроках ОБЖ позволяет проводить уроки нового, нестандартного типа, где школьник может проявить решительность, целеустремленность, самостоятельность и определенную ответственность за совершенные им поступки. В ходе игры у детей возникают и закрепляются прочные умения и навыки поведения в реальной действительности.

Использование игровых форм обучения заключается в разработке и проведении дидактических игр: имитационных, символических и исследовательских, а также их разновидностей, например имитационно-символических или учебно-исследовательских. Сама же игра есть целеустремленная самостоятельная деятельность обучаемых, направленная на усвоение конкретных знаний, умений и навыков их применения для достижения цели игры с установкой на наивысший результат конкретного игрока или группы.

Цель дидактической игры имеет чисто состязательный характер в честном соревновании игроков. Целью же игровых форм обучения является вовлечение обучающегося в активную деятельность, быстрое и прочное усвоение знаний и умений, а также контроль и самоконтроль при оценке полученных результатов по итогам соревнования.

Все дидактические игры делятся на три основных вида:

  • прямого дидактического воздействия, в которых преподаватель действует совместно с обучаемыми в роли одной из играющих сторон;

  • опосредованного дидактического воздействия, когда преподаватель находится «вне игры» в качестве наблюдателя или болельщика;

  • смешанного дидактического воздействия, когда преподаватель участвует в игре в роли ведущего, арбитра, эксперта и консультанта.

Совместная игра преподавателя включает в себя процессы планирования организации и постепенного разрешения проблемных ситуаций с перестановкой ролей обучающего и обучаемого.

Двойная дидактика игры заключается в том, что игра создает все необходимые условия для возникновения и разрешения проблемных ситуаций, которые появляются в игре как бы самопроизвольно.

Даже при запланированном успехе игра дарит учащемуся озарение, интеллектуальное наслаждение, всплеск положительных эмоций.

Таким образом, учащийся, понимая преподавателя в ходе целеустремленной деятельности, благодаря планированию и разрешению проблемных ситуаций игры, становится уверенно мыслящим человеком, способным к активным действиям. Имитационная игра (ИМИ) в структуре дидактических игр занимает одно из главных мест.

Предметом ИМИ является сама конкретная человеческая деятельность во всех своих проявлениях. Основное средство ИМИ - это исполнение роли в имитационной модели конкретной ситуации.

Достижение цели игры удовлетворяет познавательные потребности игрока, которые находят отражение в самостоятельном предвидении результатов игры и выражаются в очевидном усвоении содержания и методов моделируемой деятельности.

В общую структуру входят следующие компоненты:

  • потребность или побуждение, на удовлетворение которых направлена конкретная деятельность;

  • предметы деятельности и/или заменители предметов;

  • самостоятельные действия с предметами или их заменителями;

  • средства и материалы, в том числе и источники энергии;

  • результаты деятельности (свои и чужие достижения).

ИМИ является активной самостоятельной деятельностью, которая выступает в учебном процессе как эффективное средство теоретической и экспериментальной подготовки мышления обучающегося игрока к предстоящей практической деятельности.

Дидактическая игра используется для решения

закрепления

комплексных задач усвоения нового,

материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

Этап подготовки. Подготовка дидактической игры начинается с разработки сценария - условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план дидактической игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристика действующих лиц.

Далее идет ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости учащиеся обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от получения по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.

Этап проведения - процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.

В зависимости от модификации дидактической игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников. Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик.

Организационные позиции: организатор,
координатор, интегратор, контролер, тренер, манипулятор.

Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне: инициатор, осторожный критик, консерватор.

Методологические позиции: методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлексирующий, программист.

Социально-психологические позиции: лидер,
предпочитаемый, принимаемый, независимый,
непринимаемый, отвергаемый.

Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение преподаватель констатирует достигнутые результаты, отменяет ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета.


Этап подготовки

Разработка игры

  • разработка сценария

  • план деловой игры

  • общее описание игры

  • содержание инструктажа

  • подготовка материального обеспечения



Ввод в игру

  • постановка проблемы, целей

  • условия, инструктаж

  • регламент, правила

  • распределение ролей

  • формирование групп

  • консультации____________


Этап проведения


Групповая работа над заданием

  • работа с источниками

  • тренинг

  • мозговой штурм

  • работа с игротехником


Межгрупповая дискуссия

  • выступления групп

  • защита результатов

  • правила дискуссии

  • работа экспертов



Этап анализа и обобщения

  • вывод из игры

  • анализ, рефлексия

  • оценка и самооценка работы

  • выводы и обобщения

  • рекомендации__________

Технология дидактической игры

© 2010-2022