- Преподавателю
- ОБЖ
- Формирование личности безопасного типа с использованием ситуационных ролевых игр на уроках ОБЖ
Формирование личности безопасного типа с использованием ситуационных ролевых игр на уроках ОБЖ
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Двуреченская Н.Н. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Формирование личности безопасного типа с использованием ситуационных ролевых игр на уроках ОБЖ
Преподаватель-организатор
ОБЖ МБОУ СОШ №16
Двуреченская Н.Н.
г. Новошахтинск
2013 год
Школа является ключевым звеном в создании личности безопасного типа, то есть безопасной для себя, окружающих и среды проживания, способной на созидание и развитие. Для выполнения поставленной цели преподаватель-организатор ОБЖ должен формировать у учащихся системность взглядов по защите их в окружающей среде обитания, учить их бережливому отношению к природе, правильному пониманию здорового образа жизни и сознательному отношению к выполнению общественного долга. В ходе урока создаются необходимые условия к познавательной деятельности учащихся и их самостоятельному мнению. В результате они получают навыки быстро ориентироваться в сложной обстановке и принимать верные решения.
Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» включает в себя большой аспект методических рекомендаций для преподавателей ОБЖ. Она позволяет преподавателям осуществлять учебно-воспитательную деятельность по интенсивной технологии, характеризующейся отказом от преимущественно объяснительного способа сообщения знаний, и предлагает проводить уроки не в традиционной форме, а скорее как ситуационно-ролевые игры. Использование таких игр имеет
своей целью внести оживление в деятельность учащихся на уроках ОБЖ, где каждый школьник может выполнять конкретные учебные действия.
Из всех видов активного обучения игровые методы, пожалуй, наиболее точно воспроизводят реальную действительность и являются самыми эффективными.
Сравним для примера: в процессе урока усваивается 15% учебного материала, а в процессе деловой игры 50-60%.
Ситуационно-ролевая игра включает:
-
процесс взаимодействия учителя и учащихся;
-
естественное распределение ролей между участниками игры;
-
разнообразие интересов у участвующих в игре;
-
присутствие конфликтной ситуации в игре;
-
наличие индивидуального и группового подхода в оценке деятельности участника игры.
Игры не требуют репетиций и поэтому не теряют своей новизны, вызывая постоянный интерес у ее участников.
Ситуационно-ролевые игры на уроках ОБЖ позволяют активно и одновременно включать в урок большое количество учащихся. В это время каждый участник принимает свое решение, реализует его, действует в конкретных заданных ситуациях. Использование ситуационно-ролевых игр на уроках ОБЖ позволяет проводить уроки нового, нестандартного типа, где школьник может проявить решительность, целеустремленность, самостоятельность и определенную ответственность за совершенные им поступки. В ходе игры у детей возникают и закрепляются прочные умения и навыки поведения в реальной действительности.
Использование игровых форм обучения заключается в разработке и проведении дидактических игр: имитационных, символических и исследовательских, а также их разновидностей, например имитационно-символических или учебно-исследовательских. Сама же игра есть целеустремленная самостоятельная деятельность обучаемых, направленная на усвоение конкретных знаний, умений и навыков их применения для достижения цели игры с установкой на наивысший результат конкретного игрока или группы.
Цель дидактической игры имеет чисто состязательный характер в честном соревновании игроков. Целью же игровых форм обучения является вовлечение обучающегося в активную деятельность, быстрое и прочное усвоение знаний и умений, а также контроль и самоконтроль при оценке полученных результатов по итогам соревнования.
Все дидактические игры делятся на три основных вида:
-
прямого дидактического воздействия, в которых преподаватель действует совместно с обучаемыми в роли одной из играющих сторон;
-
опосредованного дидактического воздействия, когда преподаватель находится «вне игры» в качестве наблюдателя или болельщика;
-
смешанного дидактического воздействия, когда преподаватель участвует в игре в роли ведущего, арбитра, эксперта и консультанта.
Совместная игра преподавателя включает в себя процессы планирования организации и постепенного разрешения проблемных ситуаций с перестановкой ролей обучающего и обучаемого.
Двойная дидактика игры заключается в том, что игра создает все необходимые условия для возникновения и разрешения проблемных ситуаций, которые появляются в игре как бы самопроизвольно.
Даже при запланированном успехе игра дарит учащемуся озарение, интеллектуальное наслаждение, всплеск положительных эмоций.
Таким образом, учащийся, понимая преподавателя в ходе целеустремленной деятельности, благодаря планированию и разрешению проблемных ситуаций игры, становится уверенно мыслящим человеком, способным к активным действиям. Имитационная игра (ИМИ) в структуре дидактических игр занимает одно из главных мест.
Предметом ИМИ является сама конкретная человеческая деятельность во всех своих проявлениях. Основное средство ИМИ - это исполнение роли в имитационной модели конкретной ситуации.
Достижение цели игры удовлетворяет познавательные потребности игрока, которые находят отражение в самостоятельном предвидении результатов игры и выражаются в очевидном усвоении содержания и методов моделируемой деятельности.
В общую структуру входят следующие компоненты:
-
потребность или побуждение, на удовлетворение которых направлена конкретная деятельность;
-
предметы деятельности и/или заменители предметов;
-
самостоятельные действия с предметами или их заменителями;
-
средства и материалы, в том числе и источники энергии;
-
результаты деятельности (свои и чужие достижения).
ИМИ является активной самостоятельной деятельностью, которая выступает в учебном процессе как эффективное средство теоретической и экспериментальной подготовки мышления обучающегося игрока к предстоящей практической деятельности.
Дидактическая игра используется для решения
закрепления
комплексных задач усвоения нового,
материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.
Этап подготовки. Подготовка дидактической игры начинается с разработки сценария - условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план дидактической игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристика действующих лиц.
Далее идет ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости учащиеся обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от получения по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.
Этап проведения - процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.
В зависимости от модификации дидактической игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников. Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик.
Организационные позиции: организатор,
координатор, интегратор, контролер, тренер, манипулятор.
Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне: инициатор, осторожный критик, консерватор.
Методологические позиции: методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлексирующий, программист.
Социально-психологические позиции: лидер,
предпочитаемый, принимаемый, независимый,
непринимаемый, отвергаемый.
Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение преподаватель констатирует достигнутые результаты, отменяет ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета.
Этап подготовки
Разработка игры
-
разработка сценария
-
план деловой игры
-
общее описание игры
-
содержание инструктажа
-
подготовка материального обеспечения
Ввод в игру
-
постановка проблемы, целей
-
условия, инструктаж
-
регламент, правила
-
распределение ролей
-
формирование групп
-
консультации____________
Этап проведения
Групповая работа над заданием
-
работа с источниками
-
тренинг
-
мозговой штурм
-
работа с игротехником
Межгрупповая дискуссия
-
выступления групп
-
защита результатов
-
правила дискуссии
-
работа экспертов
Этап анализа и обобщения
-
вывод из игры
-
анализ, рефлексия
-
оценка и самооценка работы
-
выводы и обобщения
-
рекомендации__________
Технология дидактической игры