Рабочая программа по ОБЖ

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Райковская средняя общеобразовательная школа им. Н.И. Носова»






Рассмотрено

на заседании ШМО

__________________ цикла

Руководитель: __________________ _____

«____» ____________2014 г.

Согласовано

зам директора по УВР

____________________/

Котельникова А.Ю.

Утверждено

директор школы

________________/

Токмова О. «____» ____________2014 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по ОБЖ


для 8 класса


Составитель: учитель ОБЖ и технологии:

Котельников Александр Васильевич

















аал Райков, 2013 г.

  1. Пояснительная записка.

Программа «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 8 класса МБОУ «Райковская СОШ им. Н.И. Носова» разработана с учетом нормативно-правовых актов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности. Она предназначена для ознакомления учащихся с общими характеристиками различных чрезвычайных ситуаций, их последствиями, а также для приобретения ими знаний и умений по защите жизни и здоровья в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.

Структура рабочей программы:

Программа включает пять разделов: пояснительную записку; содержание учебного предмета; требования к уровню подготовки обучающихся или выпускников; критерии и нормы оценивания обучающихся по предмету; список литературы.

Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов.

Общеучебные цели и задачи курса ОБЖ:

- соответствие содержания образования возрастным возможностям и особенностям развития учащихся на каждой ступени образования;

- личностная ориентация содержания образования;

- деятельный характер образования, направленность образования на формирование коммуникативной, практической и творческой деятельности;

- усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования;

Предметно-ориентированные цели и задачи предмета ОБЖ:

- основные источники опасности;

- чрезвычайные ситуации техногенного характера;

- правила поведения на улицах и дорогах;

- правила пожарной безопасности, меры по предупреждению пожара и способы тушения; - гражданская оборона, ее задачи и структура;

- правила действия в чрезвычайных ситуациях техногенного и криминального характера;

- порядок эвакуации из помещений;

- основы личной гигиены;

- правила оказания первой медицинской помощи при несчастных случаях.

Общая характеристика учебного предмета:

Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни; оказание первой медицинской помощи; основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях.

Место предмета в базисном учебном плане.

Согласно учебному плану МБОУ «Райковская СОШ им. Н.И. Носова» на предмет Основы безопасности жизнедеятельности в 8 классе отведено 35 часов в год. Из них 10% учебного материала отведено на изучение регионального компонента.



Реализация практической части.

Перечень проверочных работ по модулям:

Модуль (глава)

Проверочная работа

1

Чрезвычайные ситуации локального характера и безопасность детей. Основы пожарной безопасности.

Тест

2

Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий.

Тест

3

Гражданская оборона, ее предназначение и задачи по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций военного и мирного времени.

Тест

4

Основы медицинских знаний

Тест

Перечень практических работ:

Тема

Практическая работа

1

Условия безопасного поведения учащихся (правила дорожного движения)

Внеклассные мероприятия по ПДД.

2

Чрезвычайные ситуации локального характера и безопасность детей. Основы пожарной безопасности.

Тренировка по эвакуации из здания

2 раза в год.

3

Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий.

4

Гражданская оборона, ее предназначение и задачи по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций военного и мирного времени

5

Основы медицинских знаний

Практические занятия по оказанию медицинской помощи.


  1. Содержание учебного предмета.

Раздел 1. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях техногенного характера (20 часов).

Глава 1. Производственные аварии и катастрофы (2 часа)

Понятие о промышленных авариях и катастрофах. Потенциально опасные объекты.

Глава 2. Взрывы и пожары (4 часа)

Пожары и взрывы, их характеристика, пожаро-взрывоопасные объекты. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах. Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей, применении источников открытого огня.

Правила безопасного поведения при пожаре в доме (квартире, подъезде, балконе, подвале). Способы эвакуации из горящего здания.

Возникновение пожара на транспорте и его причины. Правила безопасного поведения в случае возникновения пожара на транспорте.

Глава 3. Аварии с выбросом химически опасных веществ (3 часа)

Промышленные аварии с выбросом опасных химических веществ. Химически опасные объекты производства. Аварийно химически опасные вещества (АХОВ) их характеристика и поражающие факторы. Защита населения от АХОВ. Правила безопасного поведения при авариях с выбросом опасного химического вещества.

Глава 4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ (4 часа)

Аварии на радиационно-опасных объектах. Правила безопасного поведения при радиационных авариях. Понятие о радиационно-опасном объекте. Классификация аварий на радиационно-опасных объектах. Производственный и научно-технологический потенциал атомной энергетики в Российской Федерации.

Последствия радиационных аварий. Свойства радиоактивных веществ. Вредные последствия радиационного воздействия на людей и животных. Классификация возможных последствий облучения людей. Особенности радиоактивного загрязнения местности при аварии на объекте ядерной энергетики.

Характер поражения людей и животных при авариях на ядерных энергетических установках и при транспортировке радиационно-опасных веществ. Понятие о степени лучевых (радиационных) поражений. И их зависимость от полученной дозы и времени облучения. Однократное и многократное облучение. Последствия острого однократного и многократного облучения организма человека.

Характеристика радиоактивного загрязнения сельскохозяйственных растений и продуктов питания при авариях на ядерных энергетических установках. Механизм загрязнения. Допустимые значения загрязнения продуктов питания и воды.

Что должно знать население, проживающее в непосредственной близости от радиационно-опасных объектов? Действия населения по сигналу оповещения об аварии на радиационно-опасных объектах: при эвакуации; при отсутствии убежища и средств защиты. Подготовка к эвакуации. Правила безопасного поведения во время эвакуации по зараженной местности. Действия населения по прибытии в район размещения эвакуированных. Правила безопасного поведения при проживании на загрязненной местности.

Защита населения при радиационных авариях. Мероприятия защиты населения. Режим радиационной защиты. Использование средств индивидуальной защиты. Элементы герметизации одежды. Проведение йодной профилактики. Защитный эффект в результате проведения йодной профилактики. Контроль за потреблением продуктов питания.

Глава 5. Гидродинамические аварии (2 часа)

Гидродинамические аварии. Виды гидродинамических аварий. Понятие о гидродинамически опасном объекте. Понятие о зоне катастрофического затопления. Классификация гидродинамических объектов: постоянные, временные, основные, второстепенные. Основные поражающие факторы гидродинамических аварий.

Причины аварий, сопровождающиеся прорывом гидротехнических сооружений и затоплением территорий. Особенности поражающих факторов при гидродинамических авариях. Вторичные поражающие факторы в зоне затопления. Последствия аварий на гидродинамически опасных объектах.

Мероприятия, направленные на предотвращение или ограничение масштабов катастрофического затопления. Мероприятия по защите населения от поражения при авариях на гидродинамически опасных объектах .

Правила безопасного поведения при угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической аварии.

Глава 6. Нарушение экологического равновесия (5 часов)

Нарушение экологического равновесия в местах проживания. Влияние деятельности человека на окружающую среду. Экология и экологическая безопасность.

Загрязнение атмосферы, вод, почв. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Краткая характеристика состояния окружающей среды в регионе и месте проживания.

Правила безопасного поведения в экологически неблагоприятных районах.

Раздел 2. Основы медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи (9 часов).

Глава 1.Первая медицинская помощь при поражении аварийно химически опасными веществами (8 часов)

Медицинская (домашняя) аптечка. Перевязочные и лекарственные средства. Средства индивидуальной защиты органов дыхания (противогаз ГП-7, детский противогаз ПДФ-Ш). Их использование. Пути проникновения химических веществ в организм человека, характерные общие признаки химического отравления. Общие принципы неотложной помощи при поражении опасными химическими веществами при:

поступлении СДЯВ через дыхательные пути; попадании СДЯВ на кожу; поступлении СДЯВ через рот.

Поражение СДЯВ удушающего действия. Периоды развития поражения. Признаки поражения. Первая медицинская помощь.

Поражение СДЯВ общеядовитого действия. Признаки отравления синильной кислотой. Степени поражения. Первая медицинская помощь. Признаки отравления оксидом углерода и первая медицинская помощь. Признаки отравления мышьяковистым водородом и первая медицинская помощь.

Поражение СДЯВ удушающего и общеядовитого действия. Общие признаки отравления и первая медицинская помощь. Признаки отравления сероводородом и первая медицинская помощь.

Поражение СДЯВ нейротропного действия. Общие признаки отравления и первая медицинская помощь. Признаки отравления сероуглеродом и оказание первой медицинской помощи.

Поражение удушающими и нейротропными СДЯВ. Признаки отравления аммиаком и первая медицинская помощь.

Поражение солями тяжелых металлов и мышьяка. Признаки острых отравлений. Особенности отравлений соединениями тяжелых металлов, мышьяка, ртути, свинца, меди. Признаки ингаляционных отравлений парами ртути и соединений тяжелых металлов. Оказание первой медицинской помощи.

Глава 2. Первая медицинская помощь при отравлениях препаратами бытовой химии (1 час)

Химические ожоги и их причины. Первая медицинская помощь при ожогах. Особенности оказания первой медицинской помощи при ожогах кислотами и щелочами.

Раздел 3. Основы здорового образа жизни (5 часов).

Глава 1. Занятия физической культурой и спортом. Закаливание организма.


  1. Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса.

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности учащиеся 8 класса должны

знать/понимать:

основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;

правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;

способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;

уметь:

действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;

пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;

действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;

пользования бытовыми приборами и инструментами;

проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;

обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.


  1. Критерии и нормы оценки знаний и умений учащихся.

Оценка "5" выставляется, если ответ:

полный, содержание материала раскрыто в объеме программы и отличается самостоятельностью суждений обучающихся, использованы ранее приобретенные знания (на уроках ОБЖ и других предметах), а также знания из личного опыта и опыта других людей; ответ построен логично, грамотно и последовательно с использованием общенаучных приемов (анализа, сравнения, сопоставления, обобщения и выводов); четко даны определения и раскрыто содержание понятий, верно, использованы научные термины.

Оценка "4" выставляется, если:

раскрыто основное содержание материала, ответ самостоятелен и построен достаточно уверенно, грамотно в речевом отношении; в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; встречаются 1-2 неточности в ответе, определение понятий неполное, допускаются незначительные нарушения последовательности, искажение научного термина (в выводах и обобщениях).

Оценка "3" выставляется, если:

усвоено основное содержание предмета ОБЖ, но изложение фрагментарное, не всегда последовательное; определения понятий даны недостаточно четко; не используются в качестве доказательства выводы и обобщения, неумело применяются полученные знания в жизненных ситуациях, но могут быть устранены с помощью учителя; допускаются ошибки и неточности в использовании научной терминологии.

Оценка "2" выставляется, если:

не раскрыто основное содержание учебного материала; не даны ответы на вспомогательные вопросы; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.



  1. Список литературы

У ч е б н и к и и у ч е б н ы е п о с о б и я:


  1. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 8 кл. общеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов, М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов - АСТ «Астрель» Москва, 2011.

Д о п о л н и т е л ь н а я л и т е р а т у р а:


  1. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности. / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. - М.: Дрофа, 2011;

  2. Ваши шансы избежать беды: учебное пособие / сборник ситуационных задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» / авт.-сост. В. К. Емельянчик, М. Е. Капитонова. - СПб.: КАРО, 2002;

  3. Евлахов В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 5-9 кл. - М.: Дрофа, 2006;

  4. Основы безопасности жизнедеятельности: сб.заданий для проведения экзамена в 9 кл. / А. Т. Смирнов, М. В. Маслов, Б. И. Мишин; под общ. ред. А. Т. Смирнова. - М: Просвещение, 2012.

Э л е к т р о н н ы е р е с у р с ы:


  1. edu.rin.ru/ - Образование - RIN.RU.

  2. festival.1september.ru/subjects/12/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок".

  3. fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

  4. alleng.ru/edu/saf1.htm-ОБЖ - билеты, ответы, уроки.

  5. alleng.ru/edu/saf3.htm-Книги, пособия по ОБЖ.

  6. satinoschool.narod.ru/test1/p1aa1.html-методическое пособие для учителей ОБЖ .

  7. uchportal.ru/load/81-учительский портал.

  8. severskijkadet.ru/voennoe_delo/обж/уроки-обж-ссылки.html-уроки ОБЖ.

  9. zdd.1september.ru/ - газета "Здоровье детей".











© 2010-2022