Урок ОБЖ в 7 классе по теме «Ураганы, бури, смерчи»

Актуальность проблемы развития творческой активности учащихся также обусловлена требованиями Государственного образовательного стандарта, в основе которого лежит личностно ориентированное обучение, обеспечивающее глубокую разностороннюю подготовку к последующей профессиональной творческой деятельности. использование определенных форм и методов деятельности в процессе обучения ОБЖ может значительно повысить творческую активность школьника.         Как показывает опыт людей, оказавшихся в различных чрезвычайных ситуациях, многим из них приходилось действовать, полагаясь на собственный опыт, смекалку.         Основными методами обучения ОБЖ в школе, на наш взгляд, должны стать методы наглядные (видеофильмы и компьютерные программы) и практические (а не словесные, как в большинстве школ). Меньше всего времени в изучении курса ОБЖ следует уделять словесным методам.           Развитие творческой активности школьников определяется рядом условий: педагогической поддержкой, предполагающей выстраивание индивидуальной образовательной траектории ученика в процессе проектной деятельности; вариативностью содержания обучения, обеспечивающей индивидуальный характер развития учащихся; организацией групповой работы учащихся, способствующей формированию опыта управления собственной учебной деятельностью.          Важнейшие условия формирования творческой активности учащихся - содержание изучаемого материала, характер деятельности. Формирование творческой активности взаимосвязано с развитием самостоятельности.          В школе на уроках ОБЖ перед учащимися ставится учебная цель и дается максимально возможная самостоятельность для выполнения невозможно переоценивать значение познавательной деятельности для общего развития школьника и формирования его личности.                 Взаимосвязь познавательной и практической деятельности удовлетворяет  запросам и тех, кто углублялся в процесс познания, и тех, кто стремился непосредственно видеть результаты своих практических условий;          В обучении фигурирует особый вид интереса – интерес к познанию, как его принято теперь называть, познавательный интерес. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.                Чаще всего познавательный интерес является доминирующим и при всех обстоятельствах имеет большую личную значимость для ученика. А раз так, то учитель очень важно не только его распознать, но и управлять им.          Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду три тесно связанные между собой задачи. Первая из них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, вторая – в том, чтобы научить учащихся самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.        Познавая предмет или явление, мы прежде всего должны ознакомиться с. ним, рассмотреть его в целом. Выявить функциональную взаимосвязь его частей, а уже затем описать.        Описав предмет или явление, мы должны объяснить их (функциональную взаимосвязь их частей и структуры в целом), сформулировать закон их существования, а затем предписать, как управлять ими, как с помощью определенных операций преобразовать эти предметы и явления.         Доказано, что без знаний и умений нет самостоятельности в обучении. Вот почему важна полноценная учебная деятельность, в которой формируется система знаний и комплекс разнообразных умений.         Сотрудничество ученика с педагогом и товарищами – необходимое условие овладения умениями – важнейшим компонентом самостоятельности. Наличие знаний и умений определяет готовность учащихся к самостоятельному действию, как, впрочем, и эмоциональное состояние при выполнении заданий.                 Предмет ОБЖ никогда не воспринимался всерьёз, многие ученики считают его слишком простым, поэтому не уделяют должного внимания подготовке домашнего задания. Да и многие взрослые считают, что ОБЖ - предмет простой и не самый важный, привыкли думать, что он лишь учит, как вести себя в экстремальных ситуациях. На самом же деле это лишь минимум тех знаний и умений, которые должны получить школьники в процессе обучения.         Главное, чему должны научиться дети – это культуре безопасности жизнедеятельности, то есть не только знать, что делать при пожаре, но и знать, что нужно делать, чтобы его не случилось.               При подготовке и проведении уроков я стараюсь брать во внимание психологические особенности каждого ребёнка, так как личностно -ориентированное обучение направленно именно на это.                  Каждый урок, на мой взгляд, должен быть так построен, содержать в себе такие задачи, чтобы ученик чувствовал себя участником большого и нужного дела, а не посторонним наблюдателем.
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок ОБЖ в 7 классе по теме «Ураганы, бури, смерчи»

Цели урока:

Обучающие:

- сформировать представление о стихийных бедствиях: ураганах, бурях, смерчах;

- познакомить с причинами образования этих стихийных бедствий и их последствиями;

- развивать познавательный интерес.

Развивающие:

- развивать у учащихся познавательный интерес;

- осознавать проблемы опасности ЧС для жизнедеятельности человека;

- формировать понимание и оценку опасностей в природе;

- расширять кругозор учащихся;

- повышать стимул к изучению способов обеспечения безопасности

Воспитывающие:

- воспитывать ответственность у учащихся за свою жизнь и здоровье окружающих

Оборудование:

Компьютер, мультимедийные устройства, карточки с заданиями, презентация по теме «Ураганы, бури, смерчи», дополнительная литература

Ход урока

  1. Организационный момент:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро»

И каждый становится добрым, доверчивым

Доброе утро длится до вечера.

2.Подготовка к изучению темы урока.

Ребята, посмотрите на экран (слайд 1) , здесь отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник»

Осада. Приступ. Злые волны,

Как воры лезут в окна. Чёлны

С разбега стёкла бьют кормой.

Лотки под мокрой пеленою.

Обломки хижин, брёвна, кровли,

Товар запасливой торговки,

Пожитки бледной нищеты,

Грозой снесённые мосты,

Гроба с разбитого кладбища,

Плывут по улицам. Народ

Зрит божий гнев и казни ждёт.

Увы. Всё гибнет: кров и пища…

У: Какие природные явления здесь описаны.(буря, гроза, молния, наводнение)

В: Как эти природные явления влияют на жизнь людей. ( люди проклинали бури и ураганы, приносившие большой ущерб и уносившие тысячи жизней)

В: Ребята, с чем связаны эти природные явления.(с ветром)

В: Ребята, а вы знаете отчего бывает ветер. (перепад давления в воздухе).

В: А какой бывает ветер. (слабым, умеренным, сильным).

В: А по тому откуда дует. (южным, северным, восточным, западным).

У: Ребята, что же такое ветер.(на слайде 2 определение ветра. Ветер - это движение воздуха параллельно поверхности земли в результате неравномерного распределения тепла и атмосферного давления. Направлено из зоны высокого в зону низкого давления)

У: Ветер характеризуется направлением, скоростью, силой ( слайд 3 ).

Сказать в чём измеряется скорость, сила, направление.

У: Для определения силы ветра существует шкала Бофорта ( слайд 4 - 10 со шкалой). Учитель говорит о Бофорте, используя слайд 4.

В: В зависимости от силы ветры бывают следующих видов: бриз, буря, атмосферные вихри.(слайд 11)

В: Какие из них отрицательно воздействуют на жизнь людей.(ураганы, бури, смерчи).

У: Итак, тема нашего урока «Ураганы, бури, смерчи» (слайд 12 )

У: Наша задача на сегодняшнем уроке: узнать, что относится к понятиям буря, ураган, смерч; чем они отличаются; каковы их причины; какие последствия они вызывают.(слайд 12)

У: Посмотрите, на экране картинки различных ветров (слайд 13 ).

Вам нужно определить, где буря, ураган, смерч и чем они отличаются.

- Показ следующего слайда ( слайды 14, 15, 16 с картинкой и определением урагана, бури, смерча)

Учитель зачитывает эти определения вместе с учениками и дополнительную информацию об ураганах: ураган по своему действию приравнивается к землетрясению; первое описание урагана сделал Христофор Колумб в 1495 году; слово «ураган» произошло от имени бога зла Хурикана; за последние 200 лет ураганы убили около 1,9 млн человек; в Австралии ураганы называют «вилли-виллис»; ураганы длятся 9-12 дней.

Бури могут наблюдаться при прохождении циклона, при грозе; шторм (буря на море) теряет свою власть и свирепость при выходе на поверхность земли; в зависимости от цвета почвы бури бывают жёлтые, белые, чёрные; если скорость бури превышает 60 км в час ей присваивается собственное имя.

Смерчи: скорость вращения воздуха в воронке 600-1000 км в час; время образования вихря обычно минуты, реже - десятки минут; особенность движения смерча - это прыгание ( проходит по земле, а потом поднимается в воздух, а затем снова опускается).

В: Ребята, чем же буря отличается от урагана.

У: Как вы думаете, что является причиной этих ветров(ураганов, бурь, смерчей).

У: Причиной возникновения ураганов, бурь, смерчей является образование в атмосфере циклонов. Циклон - это область пониженного давления в атмосфере. В центре слабая облачность и слабый ветер, а вокруг ураганные скорости вращения воздуха.(слайд 17)

У: Все ураганные ветры проходят 3 стадии: зарождение, развитие, распад. На это уходит от нескольких часов до нескольких дней. Ураганы зарождаются вдалеке от суши, а потом на большой скорости переносятся на материк. В наше время можно обнаружить и уничтожить ураганы на ранней стадии.

(слайд 18)

У: Ребята, сейчас мы выполним практическую групповую работу по карточкам.

Психологи утверждают, что материал, добываемый человеком самостоятельно, сохраняется дольше в памяти. Поэтому я предлагаю вам ответить на следующие вопросы. Вопросы на карточках. Работаем в группах с дополнительной литературой.

У: Ребята, мы должны выбрать руководителей групп. Тот, кто правильно ответит на вопросы будет руководителем.

У задаёт вопросы для выбора руководителей ( 1.Погода без ветра (штиль). 2.Давление воздуха измеряют (барометром).3. Иней, изморозь, роса - это (атмосферные осадки). 4.Ветер, меняющий своё направление 2 раза в год (муссон). 5.Многолетний режим погоды в данной местности называется (климат). 6.Нижний слой атмосферы называется (тропосферой).

У: А сейчас руководители каждой группы поделятся собранной информацией.

(Карточки с вопросами прилагаются отдельно для каждой группы 1,2,3, 4; первая группа - ураганы, вторая группа - бури, третья группа - смерчи, четвёртая группа - последствия)

( ученики рассказывают - показ на слайдах 19, 20, 21 ответов)

У: А сейчас мы с вами посмотрим фильм «Последствия ураганов, бурь, смерчей»

- Показ фильма

Итоги урока.

У: Мы с вами познакомились с природными ЧС: ураганами, бурями, смерчами и рассмотрели опасности, связанные с их возникновением. Ребята, решили мы задачи урока.(слайд 22) Каковы же причины и последствия ураганов, бурь, смерчей.( ответы учащихся) ( Повреждают и сносят лёгкие строения, обрывают провода линии электропередач, опустошают поля, ломают и вырывают с корнем деревья. Также ураган вызывает ливни наводнения, сход снежных лавин. Отрывают людей от земли. После них могут быть пожары и взрывы.)

У: Сейчас проверим, как вы усвоили материал урока и составим синквейн: 1 группа - ураган, 2 группа - буря, 3 группа - смерч, 4 группа - последствия.

План составления синквейна на экране (слайд 23).

- Зачитывают тексты синквейнов. Примеры синквейнов (слайд 24)

Рефлексия:

Чтобы я поняла, усвоили ли вы тему урока. Выходя из кабинета, каждый из вас выбором цвета покажет, понял он тему или нет.

Наклеить на доску смайлики. Если понял тему, то зелёный.

Если не понял тему, то жёлтый.

Слайд 25 «Спасибо за внимание».



© 2010-2022