Рабочая программа кружка ОБЖ 3 класс

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Тотемская средняя общеобразовательная школа №1»



«РАССМОТРЕНО»

на педагогическом совете

Протокол № 1

от «28»_августа_2014 г.

«СОГЛАСОВАНО»

с заместителем директора школы по УВР МБОУ «Тотемская СОШ №1»

__________ Семакова Н. В.

«29» августа 2014 г.

«УТВЕРЖДЕНО»

директором МБОУ «Тотемская СОШ №1»

_________ Кринкина Н. В.

Приказ № 171 от «01» сентября 2014г

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Основы безопасности жизнедеятельности»

3 класс

(социальное направление)

Составитель: учитель высшей

квалификационной категории

Вязникова Марина Николаевна



2014-2015 учебный год





  1. Пояснительная записка.

Данная рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС НОО, Положением о рабочей программе учебного предмета педагога МБОУ «Тотемская СОШ №1», на основе авторской программы Л. П. Анастасовой, Москва, «Просвещение», рекомендованной Министерством образования РФ. В авторскую программу изменения не внесены.

Цели программы:


- Сформировать у детей потребность предвидеть возможные жизненные экстремальные ситуации;
- Формировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих
- Приобретение ими навыков сохранения жизни и здоровья в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим.
- Выработать достаточно твёрдые умения и навыки поведения в той или иной ситуации;
- Обучить детей методам обеспечения личной безопасности;
Задачи программы:
- развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

- стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни
приобретение учащимся начальных знаний, умений и навыков в области безопасности жизни;
- формирование у детей научно обоснованной системы понятий основ безопасности жизнедеятельности;
- выработка необходимых умений и навыков безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.

Реализация программы позволит:
- привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;
- сформировать у детей научно-обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
- выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.

Особое значение имеет необходимость углубления и расширения определённых понятий основного курса, что обусловлено растущим интересом учащихся к умениям действовать в экстремальных ситуациях, развитию самостоятельности при решении социальных и бытовых проблем в сложных жизненных ситуациях.

В ходе реализации содержания программы учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.

Программой предусмотрены обязательные практические занятия:

• работа с дидактическим материалом (в игровой форме);
• изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы).

Программа построена с учётом уровня подготовки и общего развития учащихся начальной школы по классам обучения и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребёнок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.
Главными задачами обучения по данной программе являются развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.

Принципы и методы обучения младших школьников ОБЖ
Учитывая неравномерность психического и физического развития детей 7-10-летнего возраста, образовательный процесс по основам безопасности дорожного движения построен, на основе дидактических закономерностей: от простого к сложному; от непонимания к пониманию; от частного к общему; от конкретного к абстрактному; от абстрактного к конкретному.

Реализуются дидактические принципы: преемственность, последовательность и постепенность, принцип развивающего обучения, доступность, наглядность, принцип единства воспитания и обучения.

При обучении школьников начальных классов наиболее целесообразны следующие устные методы изложения знаний по основам безопасности жизнедеятельности: рассказ, рассказ-объяснение, беседа, самостоятельная работа с учебными пособиями (книжками-тетрадями).

Определение места учебного курса

В соответствии с учебным планом МБОУ «Тотемская СОШ № 1» отводится 1 час в неделю, 34 часа в год для изучения основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) .

Формы контроля: беседа; фронтальный опрос; индивидуальный опрос; практикум; тестирование.

Литература и средства обучения:

Методическая литература:

- Концепция и программы для начальных классов, Ч.2, Москва: Просвещение.

- « Основы безопасности жизнедеятельности, 1 - 4 классы», А. В. Гостюшин, М.: Просвещение.

- «Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях: книга для учителя», Топоров И. К., Москва,«Просвещение».


- Федеральные законы Российской Федерации «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собр. законодательства Российской Федерации: официальное издание. - М.

Основное содержание авторской программы полностью нашло отражение в данной рабочей программе.



  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

Планируемый уровень подготовки обучающихся

на конец учебного года:

Личностными результатами обучения ОБЖ:
• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Метапредметными результатами обучения основам безопасностижизнедеятельности являются:
• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметными результатами обучения ОБЖ являются:
1. В познавательной сфере:
• знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
• умения применять полученные теоретические знания на практике - принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
3. В коммуникативной сфере:
• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.

  1. Учебно - тематический план

Название темы, раздела.

Количество часов

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся. Безопасное поведение на улицах и дорогах.

10

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся. Пожарная безопасность и правильное поведение при пожарах.

3

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся. Безопасное поведение дома.

6

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся. Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера

6

Первая медицинская помощь при отравлении газами

3

Защита человека в чрезвычайных ситуациях

6

Итого

34


4. Содержание рабочей программы

I. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся
1.1. Безопасное поведение на дорогах
Движение пешеходов по дорогам. Правостороннее и левостороннее движение.
Элементы дорог. Дорожная разметка. Перекрестки. Их виды.
Переходим дорогу, перекресток. Сигналы светофора и регулировщика.
Виды транспортных средств. Специальные транспортные средства. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Скорость движения городского транспорта. Состояние дороги, тормозной путь автомобиля. Загородная дорога, движение пешехода по загородной дороге.
1.2. Мы - пассажиры
Безопасность пассажиров. Обязанности пассажиров. Правила посадки в транспортное средство и высадки из него. Поведение при угрозе и во время аварии. Безопасная поза.
1.3. Пожарная безопасность и поведение при пожаре
Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр), причина пожаров. Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах. Страх, навыки безопасного поведения.
Возникновение пожара в общественном транспорте, правила поведения.
1.4. Безопасное поведение дома
Лифт - наш домашний транспорт.
Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии. Профилактика отравлений.
Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами в быту.
Соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми приборами и печным отоплением.
1.5. Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера
Правила обеспечения сохранности личных вещей.
Защита квартиры (дома) от воров и грабителей: звонок в дверь, звонок (беседа) по телефону.
Особенности поведения с незнакомыми людьми: опасные незнакомцы.
2. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
2.1. Первая медицинская помощь при отравлении газами
Отравление. Причины отравлений газообразными или вдыхаемыми токсическими веществами. Профилактика отравлений. Признаки отравления угарным газом. Первая помощь при отравлении угарным газом.
3. Защита человека в чрезвычайных ситуациях
3.1. Чрезвычайные ситуации
Чрезвычайные ситуации природного происхождения - стихийные бедствия. Примеры стихийных бедствий: тайфуны, ураганы, бури (штормы), смерчи, снегопады, метели, наводнения. Их последствия, мероприятия по защите.
Лесные пожары. Действия школьников по их предупреждению.
3.2. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения
Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Примеры содержания речевой информации о чрезвычайных ситуациях.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

К концу 3 класса учащиеся должны знать:
- правила движения пешеходов по дорогам, различать право- и левостороннее движение;
- виды транспортных средств, сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Скорость движения городского транспорта, тормозной путь в зависимости от состояния дороги;
- правила движения пешеходов по загородной дороге;
- обязанности пассажиров. Правила посадки в транспортное средство и высадки из него;
- правила поведения при возникновении пожара в общественных местах, в общественном транспорте;
- меры безопасности при пользовании в быту предметами бытовой химии, электрическими и газовыми приборами, печным отоплением;
- признаки отравления угарным газом, меры профилактики отравлений;
- правила обеспечения сохранности личных вещей; особенности поведения с незнакомыми людьми;
- как оповещают население о чрезвычайных ситуациях;
- о чрезвычайных ситуациях природного и антропогенного происхождения:
- ураган, буря, смерч (примеры, последствия);
- лесной пожар. Действия по его предупреждению.
Практическая работа: к концу 3 класса учащиеся должны уметь:
- переходить дорогу, перекресток. Различать сигналы светофора и регулировщика, сигналы, подаваемые водителями транспортных средств;
- оценить скорость движения городского транспорта, состояние дороги и тормозной путь;
- правильно садиться в общественный транспорт и выходить из него;
- двигаться по загородной дороге, в том числе группой;
- правильно вести себя при возникновении пожара в общественных местах или в общественном транспорте;
- разговаривать с незнакомыми людьми при звонке в дверь или по телефону;
- соблюдать меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии, электрическими, газовыми приборами и печным отоплением;
- оказать первую помощь при отравлении угарным газом;
- действовать при обнаружении возгорания в лесу, в поле.

  1. Календарно - тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела и темы

Использование интерактивного оборудования

Безопасное поведение на улицах и дорогах (10)

1

Движение пешеходов по дорогам. Правостороннее и левостороннее движение

ИД

2

Элементы дорог. Дорожная разметка. Перекрёстки. Их виды.

ИД

3

Переходим дорогу, перекрёсток.

Сигналы светофора и регулировщика

4

Виды транспортных средств. Специальные транспортные средства. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.

ИД

5

Скорость движения городского транспорта. Состояние дороги, тормозной путь автомобиля.

6

На загородной дороге. Движение пешехода по загородной дороге

ИД

7

Безопасность пассажиров. Обязанности пассажиров.

8

Правила посадки и высадки из транспортного средства

Правила посадки в общественный транспорт и выход из него

9

Поведение при угрозе и во время аварии. Безопасная поза.

10

Правила поведения при аварии в общественном транспорте.

Пожарная безопасность и поведение при пожаре (4)

11

Пожар в общественных местах. Причина пожара

12

Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах

13

Правила поведения при возникновении пожара в общественном транспорте

14

Страх. Навыки безопасного поведения

Безопасное поведение дома (6)

15

Лифт - наш домашний транспорт

ИД

16

Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии.

ИД

17

Профилактика отравлений

Правила безопасности при пользовании предметами бытовой химии.

18

Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами в быту

ИД

19

Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами в быту

Правила безопасности при пользовании электрическими приборами

20

Соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми приборами, печным отоплением

Оказание первой помощи при отравлении угарным газом

ИД


Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера (6)

21

Правила обеспечения сохранности личных вещей

22

Защита дома от воров и грабителей: звонок в дверь, звонок по телефону.

23

Правила поведения при звонке в дверь или по телефону

24

Особенности поведения с незнакомыми людьми

25

Опасные незнакомцы.

26

Система обеспечения безопасности, правила вызова служб безопасности.

Первая медицинская помощь при отравлении газами (3)

27

Отравление. Профилактика отравлений.

28

Причины отравлений газообразными токсическими веществами.

29

Первая помощь при отравлении угарным газом.

Защита человека в чрезвычайных ситуациях (6)


30

Чрезвычайные ситуации природного происхождения - «стихийные бедствия»

31

Последствия стихийных бедствий, мероприятия по защите населения.

32

Лесные пожары

Действия при обнаружении возгорания в лесу

33

Действия школьников при обнаружении загорания в поле

34

Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях

  1. Ресурсное обеспечение программы



  1. Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября».

  2. http:Nachalka.com.

  3. http:viku.rdf.ru.

  4. http:rusedu.ru.

  5. school-collection.edu.ru/

  6. center.fio.ru

  7. maro.newmail.ru

  8. skazochki.narod.ru/index_flash.html

  9. int-edu.ni









© 2010-2022