• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Методическая разработка. «ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ 9-11 КЛАССОВ В ГРАЖДАНСКОЙ СФЕРЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Методическая разработка. «ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ 9-11 КЛАССОВ В ГРАЖДАНСКОЙ СФЕРЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Проблема гражданского становления личности учащихся занимает одно из важных мест в педагогическом опыте лучших педагогов (А. С. Макаренко; В. А. Сухомлинский; А. Н. Тубельский; В. А. Караковский). В.А. Сухомлинский считал, что молодежи необходимо развивать «гражданские чувства», которые развивают видение мира, утверждают честь и достоинства [3, с. 268].          Одна из основных общественных и гражданских ценностей, исторически сложившихся в нашей стране, признается любовь к Родине, к Отечеству ...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

С.П. Афанасьев

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 70

(г. Ульяновск)

«ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ 9-11 КЛАССОВ В ГРАЖДАНСКОЙ СФЕРЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Проблема гражданского становления личности учащихся занимает одно из важных мест в педагогическом опыте лучших педагогов (А. С. Макаренко; В. А. Сухомлинский; А. Н. Тубельский; В. А. Караковский). В.А. Сухомлинский считал, что молодежи необходимо развивать «гражданские чувства», которые развивают видение мира, утверждают честь и достоинства [3, с. 268].

Одна из основных общественных и гражданских ценностей, исторически сложившихся в нашей стране, признается любовь к Родине, к Отечеству («Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» А. Н. Некрасов; «У каждого народа есть Родина, но только у нас - Россия» Г. Федотов)

В современной социально-педагогической ситуации актуальной выступает проблема воспитания гражданина, поэтому в отечественном образовательном процессе в качестве ведущих педагогических задач являются: формирование гражданских чувств, качеств, гражданственности как личности включающей в себя в единое гражданскую культуру, сознание, позицию.

Самореализация и творческое самовыражение гражданских характеристик человека в гражданской сфере жизнедеятельности обуславливаются его гражданским самоопределением, осуществление которого требует условий, способствующих гражданскому самоопределению личности школьника.

Гражданское самоопределение школьника - это процесс и результат определения им своего места и роли как гражданина страны в общественно-государственном пространстве, в демократическом, гражданском обществе на основе осознанного выбора и проживания гражданских ценностей в условиях реального участия в социальной жизни образовательного учреждения и общества.

Анализируя теоретические подходы к определению сущности гражданина, на которые в качестве целеполагающих ориентируется педагог в современном образовательном процессе, в качестве принципиально важных находим следующие.

Гражданин - это человек своего государства, обладающий широкими правами, адекватными международной Хартии прав человека, знающий свои права и умеющий их защитить, нетерпимый к любым проявлениям насилия и произвола, человек честно, по велению сердца выполняющий свои обязанности, чувствующий неразрывную связь со своим Отечеством, его прошлым, настоящим и будущим, постоянно берущим на себя ответственность за его судьбу, своими конкретными делами помогающий стране стать сильнее и богаче, человек, обладающий активистской политической культурой и высокой гуманистической правовой культурой [5,с.7].

На наш взгляд, этот подход выражен преимущественно как исторически ретроспективный, согласно которому патриотические ценности выступают в качестве основных общественных и гражданских ценностей.

Воспитание личности гражданина, исходя из этого подхода, организуется в условиях стабильно существующего общественного устройства, относительно постоянного в основных его сферах жизнедеятельности и предполагает трансляцию молодому поколению исторически сложившихся ценностей общества.

Другой подход учитывает преимущественно новые реалии государственного, общественного устройства, проявлений гражданского общества. Гражданин - человек, живущий в демократическом государстве, обладающий определенными знаниями (о правах человека, о государстве, о выборах и т.п.), умениями (критически мыслить, сотрудничать друг с другом и т.д.), ценностями (уважение к правам других, толерантность, свобода и др.), желанием участвовать в общественно-политической жизни [1, с.2].

На наш взгляд, такой подход можно характеризовать как перспективно-исторический на основе демократических, гражданских ценностей как основных прогрессивных общественных ценностей демократического правового государства и гражданского общества в современной социальной ситуации и в обществе будущего. Он ориентирует видеть гражданина в современной реальной ситуации в условиях демократического правового государства, отражает реально существующую прогрессивную тенденцию, выражающуюся в развитии гражданского общества.

Несмотря на то, что гражданское общество в нашей стране еще только набирает силу, оно развивается благодаря свободной, активной, добровольной общественной деятельности его граждан. По мнению М. Мамардашвили, «гражданское общество - ... есть определенное качество общества», которое предполагает и новое качество гражданина, его граждан [2, с. 79]. В образовательном процессе, согласно этому подходу, необходимо обеспечение педагогических условий для освоения и взращивания гражданских ценностей, и уже недостаточным в воспитании гражданина является трансляция традиционных для общества ценностей.

В педагогической практике воспитания и обучения наиболее распространенной является ориентация педагогов на эти подходы в понимании сущности гражданина в качестве целеполагающих установок образовательного процесса.

Рассмотренные подходы не являются полярными, более того, они естественно выражают диалектичность как закономерность мироздания: а) диалектику общественного развития (в обществе различимы «традиционное» (постоянное, стабильное; будущее рассматривается как длящееся прошлое) и «динамичное» (развивающееся, преобразующееся; будущее развивается уже в настоящем): б) диалектику научного познания (классически представленное традиционное научное знание и формирующееся классическое знание о новых явлениях действительности); в) диалектику развития педагогического научного знания (с одной стороны, цель и задачи воспитания и обучения гражданина формулируются на основе гражданских ценностей как патриотических, с другой стороны - на основе демократических, гражданских ценностей).

Общественная и гражданская сфера жизнедеятельности общества - это сфера реализации личных и общественных интересов человека как гражданина на основе культивирования общественных и гражданских ценностей в условиях общественной жизни, демократического правового государства, в условиях гражданского общества.

Воспитание в человеке гражданина: современного, прогрессивного, деятельного, мобильного, творческого, открытого, компетентного с точки зрения адекватного его расположения в новых реалиях общественного развития, требует от субъектов педагогической действительности конструирования педагогической реальности, соответствующей современным тенденциям в жизни Отечества, в развитии демократического правового государства, самого гражданского общества.

Усложняющаяся структура социального взаимодействия, социального опыта, связанная с включением в нее взаимодействия гражданина и государства, гражданина и институтов гражданского общества, государства и институтов гражданского общества, предполагает воспитание человека, дееспособного к адекватной самореализации своего гражданского потенциала в динамично изменяющихся условиях общественного развития.

Гражданское самоопределение должно помочь современному молодому человеку свободно ориентироваться в ценностях общественной гражданской жизни в современном обществе с тем, чтобы реализовать свой гражданский потенциал как личности.

Стержневой основой гражданского самоопределения школьника выступает его ценностное самоопределение.

Сущность процесса ценностного самоопределения старшего школьника в сфере общественной жизни заключается в активном поиске, выборе, проживании им ценностей из числа культивируемых социально значимых в современном обществе, которые обеспечиваются условиями реальной общественной жизни класса, школы, района, города, страны.

Специфика процесса ценностного самоопределения старшеклассников в гражданской сфере жизнедеятельности заключается в том, что это - целостный интегративный внутренний процесс, включающий в себя составляющие: когнитивно-рефлексивную (познание гражданских и общественных ценностей, личностных гражданских ценностей); эмоциональную (связан с эмоциональным переживанием, проживанием гражданских ценностей); поведенческо-деятельностную (только в условиях общественной и гражданской деятельности при проявлении гражданского поведения личностью школьника осваиваются и взращиваются гражданские и общественные ценности); духовную (гражданское участие в общественной жизнедеятельности способствует становлению и развитию индивидуальности в условиях социума).

Ценностное самоопределение предполагает:

• осмысление и понимание общественных, общественно-политических, демократических гражданских ценностей жизни личности и общества;

• осознание своего места и роли гражданина в жизни общества, в собственной жизни;

• выбор, освоение и обретение системы ценностей, которая определяет гражданскую жизнедеятельность;

• определение ценностных предпочтений в сфере гражданской жизни общества: в общественной деятельности, в сфере общения с государственной властью, с институтами гражданского общества, в сфере общения государственной власти с институтами гражданского общества;

• выбор целей, направлений и способов гражданского участия в жизнедеятельности общества.

Доминантными характеристиками процесса ценностного самоопределения старшеклассника как гражданина страны являются осмысление и эмоциональное проживание гражданских ценностей, владение способами выражения ценностного отношения в гражданской сфере жизнедеятельности, что составляет субъектный опыт ценностного гражданского самоопределения личности.

Основными функциональными аспектами гражданского самоопределения как доминантной эмоционально- и мотивационно-смысловой основы жизнедеятельности старшеклассника как гражданина являются:

• когнитивно-рефлексивный - определяет общественные и гражданские ценности в качестве нравственных жизненных ориентиров;

• ценностно-ориентировочный - соотносит и определяет общественные и гражданские ценности с системой персональных ценностей;

• эмоциональный - указывает на эмоциональную удовлетворенность в освоении (проживании) гражданских ценностей, на их эмоциональную окрашенность;

• поведенческо-деятельностный - позволяет самореализовать субъектные ценностные проявления личности как гражданина.

Гражданское самоопределение - это процесс, который не прекращается человеком на протяжении всей его жизни в условиях современного общественного развития.

Наиболее сензитивным периодом ценностного гражданского самоопределения является период ранней юности, когда природные устремления личности определяют ее субъектную позицию в жизнедеятельности; позволяют быть активным субъектом социальной ситуации, в которой происходит ценностное самоопределение; обеспечивают проживание ценностей социально значимой деятельности.

Этому способствуют особенности личностного и индивидуального развития человека в раннем юношеском возрасте: формирование абстрактного мышления (аналитического, критичного, рефлективного), поиски смысла жизни и жизненных явлений, проектирование жизненного сценария, переживание собственной уникальности и проявление субъектной активности, стремление к идентификации, стремление ко взрослой жизни (как ответственной, наполненной смыслом, самостоятельной, деятельной), стремление к общению в сообществе сверстников.

Школьник как субъект гражданской жизнедеятельности проявляет самостоятельный и ответственный выбор ценностей общественной жизни, которая реально конструируется совместно со сверстниками при педагогическом сопровождении в условиях педагогического процесса.

Содержание ценностного самоопределения в ранней юности в сфере гражданской жизнедеятельности составляют ценности, которые, как личностно значимые, выбирают старшеклассники в соответствии с актуальными жизненными интересами и потребностями.

В системе гражданских ценностей старшеклассников различимы:

1) ценности гражданской жизни общества и общественной деятельности;

2) ценности, определяющие отношения к Родине, Отечеству, соотечественникам;

3) ценности, лежащие в основе отношения к себе как к гражданину.

В акцентировании гражданских ценностей современных старшеклассников мы исходили из того, какие из гражданских ценностей наиболее адекватно соотносятся как с традиционными патриотическими, общественными, гражданскими устоями общества, так и с динамичными эволюционными изменениями в общественном развитии. В этой связи актуальными являются:

• ценности гражданской жизни и общественной деятельности: свобода, толерантность, сотрудничество, уважение прав других, справедливость, творчество, самореализация и др.;

• ценности, определяющие отношение к Родине, Отечеству, соотечественникам: любовь к Родине, гордость за историческое прошлое, гордость за соотечественников, гордость за современные достижения России и др.;

• ценности, лежащие в основе отношения к себе как к гражданину: «я - активный гражданин», «я творю историю», «я открыт гражданскому опыту другого», «я - патриот», «я - свободный гражданин», «я - гражданин своей страны и мира» и др.

Специфика содержания ценностного самоопределения старшеклассников в гражданской сфере жизнедеятельности обуславливается следующими факторами:

• особенностями ценностного процесса в обществе, где живет старший школьник: его противоречивостью, разновекторностью, недостаточной проясненностью ценностных приоритетов и паритетов, «мобильностью» ценностей, которые накладывают свой отпечаток на ценностное самоопределение школьников;

• спецификой перемен, происходящих в государственной и общественной жизни страны, в частности, связанных с увеличением роли самого человека в строительстве собственной жизни, с появлением условий для самореализации личности в общественной, гражданской жизни общества;

• необходимым когнитивным обеспечением ценностного развития личности старшего школьника в сфере гражданской жизни общества в виде обществоведческих, граждановедческих знаний;

• возможностью включения старшеклассников в усвоение гражданских ценностей в условиях общественной деятельности класса, школы, микрорайона, в которой он как субъект этой деятельности актуализирует свой ценностный гражданский опыт;

• природными особенностями личностного развития в раннем юношеском возрасте, которые побуждают личность к востребованию этих знаний и вместе с тем обеспечивают дееспособность личности к реализации механизмов ценностного самоопределения личности;

• спецификой самоценностного процесса личности старшего школьника, который связан с тем, что формируются жизненные ценностные ориентации, выстраиваются жизненные планы, конструируется образ социального мира.

Проблема ценностного самоопределения школьника как гражданина требует выделения специфики механизмов ценностного самоопределения в данной сфере. Преимущественными механизмами ценностного самоопределения старшеклассников в гражданской сфере жизнедеятельности являются следующие:

Экзистенциально-ценностная рефлексия как осознание и осмысление своего общественного, гражданского бытия в жизнедеятельности на основе выбора ценностей, который осуществляется в противоречиях между общественными гражданскими ценностями и персональными гражданскими ценностями старшеклассника как гражданина. На ее основе происходит выбор гражданских ценностей старшеклассника, определяется его эмоционально-смысловое отношение к ним как нравственным ориентирам гражданской жизнедеятельности, корректируется система его гражданских ценностей как личности. Смысл подобной рефлексии можно представить как перестройку, достройку, осмысление личностью своей системы гражданских ценностей.

Аутентизация как процесс осознания личностью соответствия общечеловеческих, гражданских ценностей своей индивидуальности, своей сущности, что позволяет старшекласснику самоактуализировать гражданские интересы, позицию, деятельностные качества в условиях гражданской жизнедеятельности.

Идентификация со значимым другим как вхождение в систему гражданских ценностей, проявленных другими людьми, значимыми для личности старшеклассника. На ее основе происходит соотнесение старшеклассником своих гражданских ценностей с ценностями, проявленными рядом, осмысление цены данной гражданской ценности, принятие или непринятие наблюдаемой ценности.

Ценностная идентификация старшеклассника в гражданской сфере жизнедеятельности включает в себя: а) знание и понимание сущности ценностей общественной и гражданской жизни общества, школьного сообщества; б) проявление ценностной гражданской идентичности (то есть особенностей его гражданской культуры как личности гражданина, осознания и принятия им своей индивидуальности как субъекта общественной, гражданской жизни) в условиях обучающей среды и воспитательного пространства, где старшеклассник может соотносить ценности своего гражданского мировоззрения с существующими в школьном сообществе, в обществе; в) ценностное самоопределение как поиск и выбор общественных гражданских ценностей в условиях (ситуациях) общественной жизнедеятельности, где необходима презентация ценностей личностью старшеклассника.

Специфичным механизмом, обеспечивающим ценностное гражданское самоопределение старшеклассников, выступает объективизация ценностного субъектного опыта личности старшеклассника.

Она происходит посредством создания ситуаций ценностного самоопределения личности, инициирующих проявления гражданского ценностного отношения старшеклассника в реальных условиях общественной и гражданской деятельности школьного сообщества и общества, что позволяет обретать субъектный ценностный опыт в ситуациях (условиях) общественной, гражданской жизни.

В качестве критериев оценки степени сформированности ценностных ориентаций старшеклассников в гражданской сфере нами использованы:

• содержание и соотношение образующих их ценностей гражданской жизни и общественной деятельности;

содержание и соотношение ценностей, определяющих отношение к Родине, Отечеству, соотечественникам;

• содержание и соотношение ценностей, лежащих в основе ценностного отношения к себе как гражданину;

• представленность гражданских ценностей в ценностных ориентациях, характеризующих ценностное самоопределение старшеклассников в других сферах жизнедеятельности (духовно-практической, профессиональной, семейной).

Анализ обнаруженных ценностных ориентаций старшеклассников в гражданской сфере жизнедеятельности показал, что в числе главных жизненных ценностей такая гражданская ценность как «благосостояние общества» занимает последнее, 10 место (4,9%). Вместе с тем, смысл своей жизни сейчас 21,6% старшеклассников связывают с желанием принести пользу обществу, людям (это шестое место среди 9-ти ценностных позиций). Так почти пятая часть старшеклассников в качестве актуальной смысложизненной ценности выбрали гражданско-гуманистическую ценность социоцентрической направленности.

Свою будущую профессиональную жизнь связывают с необходимостью служения обществу 8,8% старшеклассников, что, на их взгляд, должно выражаться в полезности своего профессионального вклада в жизнь общества. Приблизительно 8,1% старшеклассников считают, что выбранная ими профессия должна быть значима в обществе, для общества.

Низкий ценностный ранг гражданской ценности «благосостояние общества» можно объяснить рядом обстоятельств: а) установлено, что в период нестабильного общественного развития личность выбирает ценности, связанные с малой общностью (ценность «хорошая крепкая семья» стоит на 1-м месте); б) благосостояние общества, как объективная реальность современного общества, в котором живет старшеклассник не соответствует его желаемым образцам общественного развития и в связи с этим не является ценностью; в) для личности в ранней юношеском возрасте эта ценность представляется отдаленной от его реальных возможностей, индивидуальных интересов и потребностей, а потому не столь актуальной как другие.

В подсистеме гражданских ценностей, определяющих отношение к Родине, Отечеству, соотечественникам, первое место занимает гражданская ценность «защищать честь и достоинство своей страны» (41,1%). На втором месте и третьем - гражданские гуманистические ценности социоцентрической направленности (быть настоящим человеком, достойным членом общества (22,5%); приносить пользу обществу своим трудом (17,7%), выражающие стремление старшеклассника к самореализации в общественной жизни.

Актуальность гражданской ценности, которой старшеклассники отводят самое высокое ранговое место в подсистеме ценностей, можно объяснить рядом аспектов: а) исторически-ценностным (наибольшую ценность для старшеклассников представляет преданное служение Родине, которое в истории связано с защитой ее независимости, чести и достоинства); б) реально-ценностным (защита Отечества остается острой актуальной общественной и государственной проблемой в условиях межнациональных конфликтов и международного терроризма); в) гражданско-ценностным (старшеклассник мыслит себя частью своего Отечества, морально ориентирует себя на служение Отечеству); г) тендерным аспектом (эту ценность выбрали 29% юношей и 12,1% девушек, что, очевидно, объясняется соотнесением данной ценности юношами со службой в армии и защитой Отечества как своего гражданского долга).

Только 7% юношей и девушек в предъявленной подсистеме гражданских ценностей связывают служение Отечеству с утверждением современных прогрессивных общественных ценностей (свобода, справедливость, плюрализм, толерантность и др.), тем самым выбирают демократические ценности, необходимые в гражданском обществе и возможно признают их как ценности, несколько дистанцированные от реальной социальной ситуации российского общества, но уже имеющие место в проявлениях гражданского общества в стране и мировом сообществе.

Ценности участия в общественной жизни школы, района, города (2,4%) занимают последнее место в иерархии гражданских ценностей. Это объясняется, вероятно, тем, что старшеклассники связывают себя с Отечеством на уровне своей гражданской принадлежности к стране как к большой общности, а не на уровне принадлежности к малому сообществу (класс, школа, район, город); для них более значимыми являются ценности, выражающие отношение к Отечеству, как большой Родине; приоритетными выступают ценности, проживание которых отдалено от реальной жизни старшеклассников и видится во временной перспективе (старшеклассник готов служить Отечеству в будущем). Вместе с тем последнее ранговое место этой ценности может объясняться и незрелостью социальных действий старшеклассников, их способов деятельности в реальной общественной гражданской жизни.

Гражданскую гордость старшеклассники испытывают, прежде всего, в связи с достижениями предыдущих поколений (горжусь славным историческим прошлым 46,1%). Вместе с тем в системе гражданских ценностей старшеклассников определенное место занимают духовные ценности (гордятся богатым культурным наследием 29%).

Несколько девальвированной в глазах учащихся выглядит ценность «духовные традиции народа» - 14,8% (четвертая ценностная позиция).

Гражданские ценности современного общества занимают в иерархии ценностей старшеклассников неустойчивые позиции: гордость за современные преобразования в стране испытывают 4,8%, только 5,6% признали, что им интересно то, что происходит сегодня в России. Верят в будущее и уверены, что станут успешными в своей стране - 27,3%, что составляет только 1/4 часть всех старшеклассников. Уехать из страны изъявили желание 15,3% старшеклассников.

Выявленное отношение к современной жизни российского общества объясняется, на наш взгляд, рядом причин: а) особенностями социально- экономической ситуации в стране, где происходит постоянное реформирование, что обусловливает восприятие эволюционных перемен как некоторую экономическую, общественно-политическую, социальную нестабильность и ожидание гражданами результатов реформ в отдаленном будущем; б) особенностями гражданского самочувствия в нашем обществе, которое характеризуется некоторой обеспокоенностью и тревожностью 1раждан, связанной с возможностью межнациональных конфликтов, экономической нестабильностью, ростом преступности, падением нравов, бездуховностью, несоответствием реальных действий политической элиты декларируемым целям и ценностям, социальной напряженностью и др.; в) особенностями ценностного процесса личности в ранней юности как внутреннего самопроцесса противоречивого, сложного, связанного с формированием широкой палитры жизненных ценностных ориентации, выстраиванием жизненных планов, конструированием образа социального мира, с участием в социальной жизни.

В реальной общественной жизни класса, школы старшеклассники ориентируются преимущественно на ценности самореализации - 48,4%, гедонистические ценности - 45,1%, социоцентрической направленности - 40,3%, ценности саморазвития - 37,2%, будущие профессиональные ценности - 27,7%, ценности общности - 21,7%, ценности совместной творческой деятельности - 17,1%. Не участвуют в общественной жизни 16,1% учащихся, что может свидетельствовать о наличии затруднений в ценностном самоопределении этих учащихся.

В профессиональной сфере жизнедеятельности старшеклассника гражданские ценности, связанные с признанием полезности своего труда для людей и общества, занимают незначительное место (9,61%), признание значимости будущей профессии для общества - 8.16%. В ранговом ряду ценностей старшеклассников в профессиональной сфере жизнедеятельности гражданские ценности занимают пятое и шестое место из девяти.

Необходимость позитивных изменений в ценностном сознании молодежи, обеспечивающих их гражданское становление, предполагает создание социально-педагогических условий ценностного самоопределения старшеклассников в гражданской сфере жизнедеятельности, представленных в образовательном процессе и других направлениях социально-педагогического сопровождения гражданского самоопределения.

Существенное значение в данном процессе приобретает организация ценностно-ориентирующей учебно-познавательной деятельности старшеклассников при изучении: а) граждановедческих и обществоведческих учебных предметов; б) всех других учебных предметов, обеспечивающих когнитивный и деятельностный компоненты процесса ценностного самоопределения личности. В условиях новой обучающей среды (когда в содержании обучения ярко выражены ценностные основания изучаемых явлений общественной, гражданской жизни, а их достижение организуется посредством адекватных методов, техник, технологий) старшеклассники не только усваивают знания, умения, навыки, компетенции общественной, гражданской жизни, но и видят образцы ценностного гражданского самовыражения в изучаемом материале и находятся в условиях, необходимых для проявления собственных гражданских ценностей. (В области гражданского образования - это предметная модель обучения и воспитания гражданина.)

Организация социального опыта старшеклассников в гражданской сфере жизнедеятельности как конструирование новой реальности в общественной жизни старшеклассников обеспечивает преимущественно целевой, мотивационно-деятельностный, рефлексивный компоненты процесса ценностного самоопределения старшеклассника в данной сфере жизнедеятельности. Она включает в себя: а) организацию общественно-гражданской жизни класса, школы посредством развития демократического самоуправления в классе (к примеру, по типу коллективной творческой деятельности - КТД, по типу «республики», «выборы в парламент», «работа Думы», «Законы нашего класса» и др.); б) организацию школьного сообщества, в котором создаются реальные условия для устроительства демократического уклада жизни в школе и проявления в нем гражданских ценностей. Образовательный процесс в такой школе организуется как общественная, гражданская жизнедеятельность учащихся, которую они создают вместе со взрослыми как новую реальность, полностью соответствующую тенденциям и реалиям современного общественного устройства и в которой сами участвуют как граждане. (Наиболее яркое воплощение демократического уклада школы содержится в современном педагогическом опыте А. Н. Тубельского [4]. В области гражданского образования это направление - институциональное в обучении и воспитании гражданина).

Ценностный гражданский опыт приобретается старшеклассником в процессе участия в жизни своей социальной группы и общества на уровне школы, города или села, региона, страны. Это происходит посредством включения их: а) во всероссийские, региональные, городские гражданские акции типа «Я - гражданин России» на основе социального проектирования; б) в местные (городские и сельские) гражданские акции (типа праздника «День города», «Мой город - культурная столица Поволжья»); в) в реализацию социальных проектов («Мой двор», «Дети против наркотиков», «Живи, Волга», «Чистые пруды», «Сделаем мир красивее» и др.) В гражданском образовании - это проектная модель в обучении и воспитании гражданина.

Гражданское участие юношей и девушек в реальной общественной жизни позволяет старшеклассникам актуализировать гражданские ценности, формировать ценностное отношение к различным сторонам общественной, гражданской жизни; способствует развитию ценностного сознания старшеклассников; расширяет социальные связи и социальное окружение старшеклассников как субъектов социального опыта в гражданской сфере жизнедеятельности, позволяет приобретать знания, умения и навыки, компетенции социального взаимодействия.

Индивидуальная педагогическая помощь старшекласснику в ценностном гражданском самоопределении оказывается старшекласснику с целью стимулирования его ценностно-смысловой деятельности в условиях создания социальной ситуации ценностного самоопределения конкретного старшеклассника в общественно-гражданской жизнедеятельности (в условиях групповой работы: при решении ценностных дилемм, возможно в условиях тренинга, ролевой игры; средствами приемов индивидуальной помощи: «Я к Вам пишу, к кому же боле...», «Сказка про меня», «Ценностный круг», «Ценностная радуга», «Цена ценностей», «Ценностная клиника» и др.).

Индивидуальная педагогическая помощь старшекласснику в ценностном гражданском самоопределении направлена на стимулирование ценностного поиска личностью старшеклассника в гражданской жизни школьного сообщества, общества, на разрешение ценностных противоречий (диссонанса, коллизии, казуса); на осмысление личностью ценностных переживаний с тем, чтобы старшеклассник комфортно себя чувствовал и мог самореализоваться в реальной для него общественной, гражданской жизнедеятельности.





ЛИТЕРАТУРА

  1. Гражданское образование: Пособие для педагогов и работников образования/Под ред. Н. Воскресенской, И.Фрумина. - М., 2000. -151 с.

  2. Мамардашвили М.. Сознание и цивилизация. Тексты и беседы. - М.: Изд. «Логос», 2004.- 272 с.

  3. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - М.: Молодая гвардия, 1979.- 335 с.

  4. Тубельский А.Н. Формирование опыта демократического поведения у школьников и учителей. Уч.-метод. Пособие. - М.: Пед. Общество России, 2001.-154 с.

  5. Элиасберг Н.И. Обществознание. Права человека в свободной стране. Уч. Пособие для 8-9 классов. -С-Пб.: Изд. «Союз»,2005.

  6. Формирование личности в переходный период от подрасткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1987


© 2010-2022