Статья Система военно-патриотического воспитания школьников

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Система военно - патриотического воспитания школьников в МБОУ Ломовская СШ.

М.А. Новиков - преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ Ломовская СШ


Аннотация. В статье рассматриваются вопросы военно-патриотического воспитания школьников, анализируется опыт работы по воспитанию патриотизма, формированию и развитию личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины.

Ключевые слова: воспитание, патриотизм, гражданственность, Родина.

В настоящее время проблема военно-патриотического воспитания (далее ВПВ) детей и подростков актуальна как никогда. В условиях ослабления в нашем обществе традиционного российского патриотического сознания и падения престижа военной службы формируется комплекс ущербности и неполноценности нации. Причастность к защите Родины, гордость за принадлежность к Вооруженным силам, воинская честь и достоинство утрачивают привлекательность для значительной части призывной молодежи. Поэтому очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма как основы управления государством. Проблема военно- патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня в числе приоритетных. Но без формирования нравственных ценностей ВПВ невозможно. Это направление педагогической деятельности, я считаю, одним из главных. ВПВ должно проводиться комплексно, с учетом возрастных особенностей учащихся. Стержень воспитания гражданина- патриота, способного служить Родине и защищать ее, является формирование морально - психологических качеств, умений и навыков школьников, необходимых для выполнения гражданского долга.

За годы моей профессиональной деятельности накоплен определенный опыт работы по организации ВПВ в школе. Хотелось бы поделиться некоторыми практическими наработками в этом направлении.

При организации работы ВПВ мы ставим перед собой и решаем следующие задачи:

  • формирование духовно-нравственных качеств личности школьников;

  • создание условий для формирования социально-активной позиции гражданина и патриота;

  • подготовка учащихся к выполнению гражданского долга - службе в армии.

В нашей школе система ВПВ включает в себя:

  • изучение предмета ОБЖ;

  • знакомство с военной историей и воспитание школьников на историческом опыте России;

  • занятия военно-спортивными и прикладными видами спорта;

  • несение Почетной Вахты на Посту №1 у Вечного Огня города Арзамаса.

  • проведение военно-полевых сборов и др.

Целью преподаванию ОБЖ, я считаю, подготовку физически и нравственно развитых людей, которые могли бы адаптироваться в изменяющемся мире. Свои уроки я строю так, чтобы они вызывали интерес к профессиям спасателя, военного, пожарного, милиционера, работника медицинской службы. Но я, как преподаватель ОБЖ и ФК, не умоляя роли урока, считаю очень важным компонентом ВПВ внеурочную деятельность.

Формирование чувства патриотизма и любви к Родине в нашей школе начинается с 1 класса, когда мы всех ребят включаем в подготовку и участие в военно-спортивных играх «Зарничка», «Зарница» и « Мужество и отвага». Эти игры проводятся у нас в школе традиционно ко Дню Защитника Отечества, в которых участвуют учащиеся всех классов. Предшествует играм большая подготовительная работа всего педагогического коллектива и ребят- старшеклассников. В это время у нас в школе проводится месячник оборонно-спортивной работы, насыщенный многообразием патриотических мероприятий и спортивно-прикладных соревнований. Финал проводится 21-22 февраля. Определяются победители и призеры как в командном, так и в личном зачетах (по всем специальностям). Все победители и призеры награждаются почетными грамотами.

Лучшие юнармейцы представляют нашу школу в районных и областных соревнованиях «Мужество и отвага» «Школа безопасности» «Зарница» «Старты надежд» «Мальчишник», в соревнованиях ВПК, в которых ребята неизменно становятся победителями или призерами. Эти игры дают возможность продемонстрировать силу и ловкость, различные специальные умения и навыки, ответственное отношение к порученному делу, чувство коллективизма. У детей формируется потребность в здоровом образе жизни . Воля и стремление к победе влияют на личностное становление детей, а побед у наших отрядов много.

Наша команда «Юнармеец» является победителем региональных соревнований и была одной из лучших на областных соревнованиях среди ВПК - IV м, а юнармеец Сидоров Александр занял личное 2 место в соревнованиях по стрельбе.

Мужество и героизм, патриотизм - вот то наследие, которое мы получили от славных наших отцов и дедов. Их памяти и славе служат такие дела в нашей школе: митинги памяти у обелисков, служба юнармейского отряда на Посту № 1 у Вечного Огня города Арзамаса. 28 отрядов нашей школы, начиная с 1981 года, с честью выполняют свой патриотический долг, имена многих юнармейцев занесены в Книгу Почета штаба Поста № 1. Вернувшись после службы в школу, комсостав отряда организует творческий отчет «Память сердца не знает забвений», рассказывает младшим школьником о том, что честь, оказанную школьным коллективом, не уронили, традиции службы отряда сохранили. Не забываемы впечатления от встреч и совместной деятельности с начальником штаба Поста № 1, ветеранами ВОВ, бывшим военным комиссаром города Арзамаса И.Д. Литвиненко. Служба на Посту №1 дополняется многообразием патриотических мероприятий, таких как:

  • встреча с ветеранами ВОВ;

  • посещение музеев города Арзамаса;

  • посещение в /ч и музея МЧС города Арзамас;

  • урок мужества «Орден в твоем доме»;

  • защита плакатов о ЗОЖ;

  • поездка в районный поселок Шатки на мемориал погибшим в годы ВОВ и на могилу Тани Савичевой;

  • посещение памятников, погибшим воинам в ВОВ в близлежащих населенных пунктах ( Чернуха, Мотовилово, Волчиха, Вторусское, братской могилы в селе Верижки) и встречи там с ветеранами ВОВ.

В этом году учащиеся нашей школы участвовали в конкурсе творческих работ, посвященных 70летней годовщине победы в ВОВ, написали сочинение о славной биографии Почётного гражданина города Арзамаса И.Д. Литвиненко, в память о котором в городе открыта мемориальная доска.

Организованная служба на посту №1, особая атмосфера штаба, уникальный опыт самоуправления в отряде - все способствует успешному воспитательному воздействию на подростков, готовящихся к службе в армии. Естественной опорой гражданственности является традиционное для русских людей уважительное отношение к защите Родине, а, следовательно, и к армии. Именно на основе этой ценности можно и должно строить систему воспитания настоящего гражданина и патриота.

Наступивший 2015 год проходит под знаком 70летия Победы нашего народа в ВОВ. Эпиграфом всей нашей деятельности в этот период мы выбираем слова К. Симонова: «У нас, у живых, есть много человеческих прав: у нас есть право трудиться, право любить, есть право на дружбу. Но одного права у нас, у живых, нет, и никогда не будет: у нас нет права забыть о том, что сделали наши погибшие товарищи во имя победы».

Школьники участвуют в разнообразных мероприятиях, посвященных славной дате: слете военно-патриотических и юнармейских клубов Арзамасского района, в параде Победы, посвященном 70летней годовщине победы в ВОВ в поселке Березовка, в военно-прикладных и спортивных соревнованиях: « Мужество и отвага », « Зарница - 2015 », зимнем и летнем армейском многоборье и др. Фотоконкурсы и конкурсы рисунков: « Живи и помни », « Праздник с сединою на висках », « Сюжеты нашей планеты », встреча с ветеранами ВОВ и тружениками тыла.

Особенную роль в успехе ВПВ имеет гармоничное физическое и духовное развитие. С довоенных пор в поселке популярны различные виды спорта. Из поколения в поколение передается любовь к лыжному спорту, волейболу, футболу, хоккею, гиревому спорту, шахматам. В спортивный зал приходят отцы и дети и занимаются в спортивных секциях.

Гордостью школы являются лучшие наши спортсмены - перворазрядники и мастера спорта.

Наиболее эффективным средством ВПВ, на наш взгляд, являются учебные сборы, проводимые ежегодно на базе Пошатовского детского дома с привлечением работников военкомата и солдат в /ч. В течение 5 дней со школьниками проводятся занятия по строевой, тактической, огневой, физической подготовке, ГО. Основная задача сборов - проверить у юношей умения и навыки, полученные на занятиях по ОВС. При проведении занятий на сборах они стремятся преодолеть трудности, с интересом вникают в азы солдаткой службы, знакомятся с бытом военнослужащих, несением службы, с современными видами оружия и многим другим. После прохождения сборов у большинства юношей проявляется интерес к военной службе. Школьники становятся более собранными, дисциплинированными.

Вместе с педагогическом коллективом мы добились высоких результатов, т. к. среди выпускников школы многие отслужили в ВС РФ, есть ребята которые выбрали своей профессией - Родину защищать , поступают в кадетский корпус (3 человека) и в высшие военные учебные заведения (3 человека), успешно там учатся и служат в ВС РФ. Благодарят за это школу, учителей. И я уверен, что они передадут по наследству своим детям и своим воспитанникам все те ценности, которые приобрели в нашей школе.

Литература:

  1. Брысин П,М, Калинин М.П. Сегодня юнармеец-завтра солдат. - М.: Высшая школа, 1998.

  2. Аронов А.А. Воспитать патриотов. - М.: Просвещение, 2000.

  3. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы - патриоты! - М.: Вако, 2008.

  4. Микрюков В.Ю. Военно-патриотическое воспитание в школе. - М.: Вако, 2009.

Новиков М.А. «Система военно-патриотического воспитания школьников в МБОУ Ломовская СШ.

Abstract. The article recounts the questions of students' military-patriotic education. These questions analyse the experience of work regarding the subject of upbringing the sense of patriotism, of forming and developing the students' character possessing firm features of a citizen - a true patriot of his Motherland.

Keywords: education, patriotism, citizenship, Motherland

© 2010-2022