- Преподавателю
- ОБЖ
- Рабочая программа по обж 6 класс
Рабочая программа по обж 6 класс
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Недобега А.В. |
Дата | 11.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
РАССМОТРЕНО на заседании МС
Протокол № 1 от 26 августа 2015 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УР МКОУ СОШ п.Индустриальный ___________/Артищева Ю.А./ 28 августа 2015 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ СОШ п.Индустриальный ___________/Татарко Н.В./ Приказ № 169 от 31 августа 2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя первой квалификационной категории
Недобега Анны Валерьевны
по основам безопасности жизнедеятельности
6 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от 31 августа 2015 г.
2015-2016 учебный год
ОГЛАВЛЕНИЕ
№
Раздел программы
Стр.
1
Пояснительная записка
2
Содержание тем учебного курса
3
Требования к уровню подготовки обучающихся
4
Учебно-тематический план
5
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
6
Приложение
Пояснительная записка
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности в 6 классе разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, авторской программы общеобразовательных учреждений по основам безопасности жизнедеятельности для 5-11 классов //А.Т.Смирнов (М.: Просвещение, 2011) , а также в соответствии с основными целями деятельности МКОУ СОШ п. Индустриальный, сформулированными в Уставе и Образовательной программе ОУ на 2014-2015 учебный год:
повышение эффективности образовательного процесса и качества образования; обеспечение получения полноценного образования, учитывающего способности, возможности и интересы учащихся; создание условий для развития социально-адаптивной, конкурентоспособной личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, умеющей ориентироваться в современных социокультурных условиях.
Рабочая программа в полном обьеме соответствует авторской программе и обеспечена УМК:
1. «Основы безопасности жизнедеятельности 6» , /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников- Москва, Просвещение, 2009./
2. Методические рекомендации по основам безопасности жизнедеятельности, /А.Т. Смирнов-М.: «Просвещение»,2010./
Рабочая программа адресована учащимся 6 класса МКОУ СОШ п. Индустриальный.
Срок реализации - 2015-2016 учебный год.
Общая характеристика учебного предмета:
В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
Анализ трагических последствий различных опасных и ЧС показывает, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является человеческий фактор. Трагедия чаще всего происходит из-за несоблюдения человеком комплекса мер безопасности в различных жизненных ситуациях, в том числе и при угрозе совершения террористического акта, пренебрежения соблюдению норм здорового образа жизни и установленных норм безопасного поведения в повседневной жизни.
По мнению специалистов МЧС России, человеческий фактор в настоящее время является если не главным, то определяющим в деле обеспечения личной безопасности каждого человека и национальной безопасности России. При этом роль человека в обеспечении личной безопасности и национальной безопасности России постоянно возрастает.
Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует пересмотра системы подготовки подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, связанных с различными опасностями и ЧС, в том числе с терроризмом и военными угрозами.
Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде - природной, техногенной и социальной.
Содержание рабочей программы ОБЖ в 6 классе направлено на обеспечение личной безопасности в повседневной жизни и чрезвычайных ситуациях, принципы отбора материала отражают специфику предмета, которая заключается в следующем:
-
-
учет основных закономерностей развития теории безопасности;
-
-
интегративность (проблематика курса ОБЖ охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);
-
направленность на формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного фактора на безопасность
Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях. Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на второй ступени общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.
В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.
Программа направлена на достижение следующих целей и задач: из программы
В соответствии с Образовательной программой и учебным планом МКОУ СОШ п.Индустриальный на весь курс обучения основам безопасности жизнедеятельности в 6 классе отводится 34 учебных часа, по 1 часу в неделю с учётом 34 учебных недель.
Содержание тем учебного курса
Раздел I.
БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ (28)
Тема 1. Подготовка к активному отдыху на природе. (6ч)
Природа и человек. Общение с живой природой - естественная потребность человека для развития своих духовных и физических качеств. Активный отдых на природе и необходимость подготовки к нему.
Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение своего местонахождения и направления движения на местности.
Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту. Определение места для бивака и организация бивачных работ. Разведение костра, заготовка топлива, приготовление пищи на костре.
Определение необходимого снаряжения для похода.
Тема 2. Активный отдых на природе и безопасность.(5ч)
Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе.
Обеспечение безопасности в пеших и горных походах. Порядок движения походной группы. Выбор линии движения в пешем путешествии. Режим и распорядок дня похода. Преодоление лесных зарослей и завалов, движение по склонам, преодоление водных препятствий.
Подготовка и проведение лыжных походов, одежда и обувь туриста-лыжника, подбор и подготовка лыж. Организация движения, организация ночлегов. Меры безопасности в лыжном походе.
Водные походы. Подготовка к водному путешествию. Возможные аварийные ситуации в водном походе. Обеспечение безопасности на воде.
Велосипедные походы. Особенности организации велосипедных походов. Обеспечение безопасности туристов в велосипедном походе.
Тема 3. Дальний и международный туризм, меры безопасности . (6ч)
Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и международном туризме. Акклиматизация человека в различных климатических условиях. Акклиматизация к холодному климату. Акклиматизация в условиях жаркого климата.
Акклиматизация в горной местности.
Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта (автомобилем, железнодорожным транспортом).
Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха водным или воздушным видами транспорта.
Тема 4. Обеспечение безопасности при автономном пребывании человека в природной среде (4 ч)
Автономное пребывание человека в природе. Добровольная и вынужденная автономии. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании. Сооружение временного укрытия из подручных средств. Добывание огня, обеспечение водой и пищей. Подача сигналов бедствия.
Тема 5. Опасные ситуации в природных условиях .(4 ч)
Опасные погодные условия и способы защиты от них.
Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях. Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика.
Раздел II.
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Тема 6. Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи . (4 ч)
Вопросы личной гигиены и оказания первой медицинской помощи в природных условиях. Походная аптечка. Лекарственные растения.
Оказание первой медицинской помощи при ссадинах и потертостях. Первая медицинская помощь при ушибах, вывихах, растяжениях связок.
Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах и отморожении. Первая медицинская помощь при ожогах.
Оказание первой медицинской помощи при укусе ядовитой змеи. Первая медицинская помощь при укусах насекомых.
Тема 7. Здоровье человека . (4)
Здоровый образ жизни и профилактика утомления.
Компьютер и его влияние на здоровье.
Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека.
Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека.
Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека. Профилактика употребления наркотиков и психоактивных веществ.
Формы контроля на уроках ОБЖ
индивидуальный и фронтальный
устный и письменный
1.Устный опрос
1.Устный опрос (в парах, в группах)
2.Домашняя работа
2.Тесты
3.Самостоятельная работа
Нормы оценивания работ обучающихся изложены в Положении о системе оценивания учебных достижений обучающихся МКОУ СОШ п. Индустриальный».
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 6 классе ученик должен
1.знать:
- основные опасные ситуации в природных условиях правила безопасного поведения в этих ситуациях;
- порядок подготовки к активному отдыху на природе и обеспечения безопасности при автономном пребывании человека в природной среде;
- основные составляющие здоровья человека и факторы, на него влияющие, мероприятия по профилактике вредных привычек;
- приёмы и правила оказания первой медицинской помощи в природных условиях;
2. уметь:
- соблюдать правила личной безопасности в опасных ситуациях природного характера и действовать, обеспечивая личную безопасность;
- выполнять общие правила безопасности при активном отдыхе на природе;
- доступно объяснять значение здорового образа жизни для сохранения и укрепления здоровья;
- грамотно оказывать первую медицинскую помощь при различных травмах, полученных в природных условиях;
- использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни;
- обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- безопасного пользования различными бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;
- подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях (походы выходного дня, ближний, дальний и международный туризм);
- оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях.
Учебно-тематический план
Количество часов: всего 34 ч., в неделю 1 час.
№
Дата
план
Дата
факт
Наименование разделов и тем
Кол-во
часов
Безопасность человека в природных условиях.
1. Подготовка к активному отдыху на природе.
6
1
1.1
Природа и человек.
1
2
1.2
Ориентирование на местности.
1
3
1.3
Определение своего местонахождения и направления движения на местности.
1
4
1.4
Подготовка к выходу на природу.
1
5
1.5
Определение места для бивака и организация бивачных работ.
1
6
1.6
Определение необходимого снаряжения для похода.
1
2.Активный отдых на природе и безопасность.
5
7
2.1
Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе.
1
8
2.2
Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности.
1
9
2.3
Подготовка и проведение лыжных походов.
1
10
2.4
Водные походы и обеспечение безопасности на воде.
1
11
2.5
Велосипедные походы и безопасность туристов.
1
3. Дальний (внутренний) и выездной туризм и меры безопасности
6
12
3.1
Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем (внутреннем) и выездном туризме.
1
13
3.2
Акклиматизация человека в различных климатических условиях.
1
14
3.3
Акклиматизация в горной местности.
1
15
3.4
Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта.
1
16
3.5
Обеспечение личной безопасности на водном транспорте.
1
17
3.6
Обеспечение личной безопасности на воздушном транспорте.
1
4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде
4
18
4.1
Автономное существование человека в природе.
1
19
4.2
Добровольная автономия человека в природной среде.
1
20
4.3
Вынужденная автономия человека в природной среде.
1
21
4.4
Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании.
1
5. Опасные ситуации в природных условиях
4
22
5.1
Опасные погодные явления.
1
23
5.2
Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях.
1
24
5.3
Укусы насекомых и защита от них.
1
25
5.4
Клещевой энцефалит и его профилактика.
1
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни .
6. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
4
26
6.1
Личная гигиена и оказание первой помощи в природных условиях.
1
27
6.2
Оказание первой помощи при травмах.
1
28
6.3
Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге.
1
29
6.4
Оказание первой помощи при укусах змей и насекомых.
1
7. Здоровье человека и факторы, на него влияющие.
4
30
7.1
Здоровый образ жизни и профилактика утомления.
1
31
7.2
Компьютер и его влияние на здоровье.
1
32
7.3-7.4
Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека.
1
33
7.5
Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека. Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ.
1
34
Повторение.
1
Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение программы
-
Основная литература:
Учебник, «Основы безопасности жизнедеятельности 6» авт. А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников- Москва, Просвещение, 2009./
2.Дополнительная литература и справочные пособия:
ОБЖ: 6кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробьева. - 2 - е изд., испр. и доп. - М.: АСТ: Астрель, 2007 г.
Шорыгина Т.А. Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет.-М.: ТЦ Сфера, 2005.
Смирнов А.Т. Методические рекомендации по основам безопасности жизнедеятельности-М.: «Просвещение»,2010.
3.Интернет-ресурсы:
1it-n.ru/communities - Сообщество учителей безопасности жизнедеятельности;
shkolazhizni.ru/tag - Школа жизни. Материалы по безопасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям;
school.holm.ru/predmet/obg - Ссылки по учебным предметам: ОБЖ;
аfestival.1september.ru/subjects/12 - Фестиваль «Открытый урок», материалы по ОБЖ;
uroki.net/dokobgd/htm - Для учителя ОБЖ материалы к урокам, сценарии внеклассных мероприятий, документы;
4students.ru/search- Рефераты по безопасности жизнедеятельности
hsea.ru Первая медицинская помощь
4.Перечень ЭОР:
Презентации к урокам ОБЖ 5-11 классы.
5.Материально-техническое обеспечение:
Печатные пособия:
1.Плакаты «Пожарная безопасность»
2. Плакаты « Оказание ПМП при различных повреждениях»
На отдельных уроках используется материально-техническая база кабинетов № 12,19,14
Приложения
Тест по теме: «Подготовка к активному отдыху на природе»
Выберите правильный ответ
1. Собирая грибы, Миша заблудился в лесу. Чтобы определить, в какую сторону идти, он вспомнил все изученные способы ориентирования. Но какой из них не подведет в густом лесу?
А) Идти туда, куда течет вода: ручеек впадает в ручей, ручей в речку, а на берегах рек всегда селились люди;
Б) С юга крона деревьев больше, склон муравейника положе, больше смолы на хвойных деревьях;
В) Солнце, звезды и компас никогда не подведут.
2.Выйдя на дорогу или тропинку, можно определить, с какой стороны ближе поселок, по приметам: потерянные на дороге бревна направлены комлем к поселку, выезд на дорогу с полян направлен к поселку, тропы раздваиваются от поселка, а сходятся к нему. Верны ли эти приметы?
А) Нет, не верны;
Б) Да, почти всегда верны;
В) Все совсем наоборот.
3.Заблудившись в лесу, станете ли вы есть незнакомые ягоды и грибы?
А) Да, понемногу, и если их едят животные;
Б) Нет, все незнакомые растения надо считать несъедобными;
4. Можно ли в критической ситуации употреблять в пищу малоподвижных птиц и животных?
А) Нельзя, они наверняка больные;
Б) Можно, но только в крайнем случае;
В) Можно, если хорошо поварить.
5.Как вы в лесу добудете питьевую воду?
А) Устроите опреснитель из надетого на ветку пакета;
Б) Процедите речную воду через платок;
В) Поищите озеро с прозрачной, чистой водой.
6.При недостатке питьевой воды как вы будете пить?
А) Вдоволь, но как можно реже;
Б) Маленькими глотками, но как можно чаще;
В) Понемножку, только когда очень хочется, полоская ею рот перед каждым глотком.
7. Какие условия надо выполнять при разведении костра для обеспечения пожарной безопасности?
а - разводить не ближе 4-5 метров от деревьев;
б- не оставлять бутылок и стекол в траве;
в- не пользоваться горючими жидкостями;
г- удалить вокруг костра сухую траву;
д- заливать костры водой или забрасывать землей;
е- не бросать окурков в лесу.
А) все;
Б) все, кроме - в;
В) а, в, г, д.
8. Почему нельзя разводить костер под кроной деревьев?
А) от температуры погибают листья;
Б) сгорают корни дерева, и оно погибает;
В) взлетающие искры могут поджечь крону.
9. Назовите главную причину, почему нельзя бросать и бить бутылки в лесу?
А) потому, что лес превращается в свалку;
Б) другие люди могут потом порезаться;
В) стекло может сфокусировать солнечный свет и поджечь траву.
10. На каком расстоянии от ближайшего дерева можно разводить костер?
А) не ближе 2 метров от ствола;
Б) в 4-6 метрах от ствола;
В) главное не под кроной.
11. Почему не рекомендуется использовать осиновые и пихтовые дрова в засушливую погоду?
А) сухая осина много дымит;
Б) они плохо горят в любую погоду;
В) они сильно стреляют искрами - возможен пожар.
12. Что из перечисленного не является типом костров:
А) колодец;
Б) шалаш;
В) звездный;
Г) ладья.
13. Что из перечисленного не является съедобными ягодами:
А) жимолость;
Б) смородина красная;
В) бузина черная;
Г) княженика.
14. К съедобным грибам относятся:
А) моховики;
Б) мухоморы;
В) поганки;
Г) ложные опята.
15. Во время грозы нельзя:
А) располагаться рядом с железнодорожным полотном;
Б) располагаться радом с автомагистралью;
В) разговаривать по мобильному телефону.
Ключ к тесту
Вопрос
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Ответ
Б
Б
Б
В
А
В
Б
В
В
Б
В
Г
В
А
В
90 % и более правильных ответов - «отлично»
70 % и более правильных ответов - «хорошо»
50 % и более правильных ответов - «удовлетворительно»
Менее 50 % правильных ответов - «неудовлетворительно»
Тест по теме: «Обеспечение безопасности при автономном пребывании человека в природной среде»
Выберите правильный ответ
1.Из перечисленных ниже причин выберите те, которые являются причинами вынужденного автономного существования в природных условиях:
А) потеря ориентировки на местности во время похода, авария транспортных средств, крупный лесной пожар;
Б) несвоевременная регистрация туристической группы перед выходом на маршрут, отсутствие средств связи;
В) потеря части продуктов питания, потеря компаса.
2.Если во время движения на маршруте вы заблудились и не можете найти свои следы, то необходимо:
А) остановиться и оценить ситуацию, искать тропу или дорогу, ручей или реку;
Б) найти возвышенное место и оглядеться, а затем двигаться в направлении захода солнца;
В) прислушаться к звукам, чтобы потом двигаться подальше от дорог или рек.
3.Наиболее удобной обувью в походе считаются:
А) сапоги резиновые или хромовые, легкие спортивные тапочки;
Б) туристические ботинки, кеды, кроссовки;
В) полуботинки, сапоги, туфли.
4.Ориентирование - это:
А) определение своего местонахождения относительно сторон горизонта;
Б) поиск пищи и воды в условиях вынужденного автономного существования;
В) нахождение человека в определенном месте в определенное время.
5.По каким местным приметам можно определить стороны света:
А) стволам и коре деревьев, лишайнику и мху, склонам холмов, муравейникам, таянию снега;
Б) кустарнику и сухой траве, направлению течения ручьев и рек, наезженной колее;
В) полыньям на водоемах, скорости ветра, направлению комлей валяющихся на дороге спиленных деревьев.
6.Укажите самый простой способ обеззараживания воды в полевых условиях из предложенных ниже:
А) очистка через фильтр из песка, ваты и материи;
Б) добавление в воду марганцовки;
В) кипячение воды.
7.Какое время является лучшим для рыбной ловли:
А) утро (на рассвете); Б) полдень;
В) ночь (после наступления темноты); Г) в течение дня.
8. Что важнее для сохранения жизни и здоровья потерпевших:
А) пища; Б) вода.
9.Можно ли пить морскую воду, пустынный рассол:
А) можно Б) нельзя.
10.Каковы требования к месту сооружения временного жилища:
А) место среди сухостоя, который можно использовать для костра, на берегу реки на уровне воды;
Б) ровная возвышенная продуваемая площадка, возле - источник воды и достаточно топлива, вблизи поляна для подачи сигналов бедствия;
В) недалеко дорога или наезженная тропа, вблизи много грибов и ягод.
11.Вас одиннадцать человек, вам нужно не просто приготовить пищу на костре, но и обсушиться около него, согреться. Какой тип костра вы для этого выберите:
А) «колодец»; Б) «шалаш»; В) таежный; Г) «пирамида»; Д) «камин».
12.Какие типы костров предназначены для приготовления большого количества пищи, просушки вещей, согревания людей, если они ночуют около костра:
А) сигнальные;
Б) пламенные;
В) жаровые (длительного горения);
Г) простейшие очаги (закрытый огонь).
Ключ к тесту
Вопрос
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Ответ
А
А
Б
А
А
В
А
Б
Б
Б
В
В
90 % и более правильных ответов - «отлично»
70 % и более правильных ответов - «хорошо»
50 % и более правильных ответов - «удовлетворительно»
Менее 50 % правильных ответов - «неудовлетворительно»
Итоговая контрольная работа (тестирование)
Часть 1.
Эта часть работы содержит задания с выбором одного (несколько) вариантов ответа. К каждому заданию дается несколько вариантов ответа, один из которых верный. Внимательно прочитайте каждое задание и все варианты ответов. Впишите правильный вариант в бланк ответов.
1. Управлять велосипедом на дорогах Правилами дорожного движения, а также участвовать в туристических походах разрешается:
А) с 12 лет;
Б) с 13 лет;
В) с 14 лет;
Г) с 15 лет.
2. При аварийной посадке самолета необходимо:
А) выполнять указания командира корабля и экипажа;
Б) покинуть самолет до его полной остановки и отойти от самолета на расстояние не менее 100 метров;
В) перечитать инструкцию об использовании аварийно-спасательного оборудования, расположении и обозначении аварийных выходов.
3. Что необходимо сделать потерпевшему бедствие при аварии транспортного средства в первую очередь?
А) не следует что-либо предпринимать до приезда спасателей;
Б) перебраться в безопасное место. А также оказать первую медицинскую помощь пострадавшему;
В) покидая транспортное средство, взять с собой имущество, которое может пригодиться для автономного существования;
Г) Сориентироваться на местности и уточнить своё местонахождение, а при неблагоприятных климатических условиях соорудить временное укрытие.
4. Как определить стороны света, находясь в лесу в безлунную ночь?
А) по часам;
Б) по луне;
В) по полярной звезде.
5.Какие известны основные способы ориентирования на местности?
А) по памяти;
Б) по растениям;
В) по небесным светилам;
Г) По компасу;
Д) по местным признакам.
6.Какие факторы необходимо учесть при оборудовании временного жилища (укрытия)?
А) наличие по близости населённого пункта, где можно взять материалы и инструменты;
Б) температуру воздуха и насекомых;
В) наличие материалов, необходимых для строительства укрытия, и продолжительность предполагаемой стоянки;
Г) количество и физическое состояние потерпевших бедствие.
7. Как обеспечить себе питание в автономном существовании?
А) ничего предпринимать не надо, пищу доставят спасатели;
Б) разделить запасы продовольствия на части, оставь неприкосновенный запас (НЗ);
В) обеспечить питание резервов природы (дикорастущие съедобные растения, мясо животных, рыба)
8. Как сушить одежду и обувь на привале после дождя?
А) сделаю сушилку из жердей недалеко от костра;
Б) сделаю навес над костром;
В) буду сушить на себе;
Г) буду сушить одежду и обувь в руках над костром
9. Укажите последовательность разведения костра.
А) в любой последовательности;
Б) заготовить растопку (мелкие сухие веточки, дрова);
В) поджечь костер 2-3 спичками;
Г) проложить на растопку ветки потолще, поверх веток положить поленья.
10. При укусе человека ядовитой змеей необходимо:
А) выдавливать из ранки в течение 4-5 мин. несколько капель крови;
Б) промыть ранку под сильной струей воды;
В) отсосать яд из ранки ртом;
Г) приложить к ранке холод.
11. Приспособление человека к новым для него условиям жизни называется:
А) интоксикацией;
Б) акклиматизацией;
В) реакклиматизацией.
12. К ядовитым растениям относятся:
а) ландыш;
б) малина;
в) крапива;
г) купена;
д) подорожник
13. Правила личной гигиены, которые необходимо соблюдать в походе:
А) закаливание и солнечные ванны
Б) мыть руки перед едой, чистить зубы, обтирать тело, купаться
В) купаться, загарать, мыть руки, умываться
14. При оказании первой медицинской помощи при обморожении, необходимо:
А) перенести пострадавшего в прохладное место, в тень;
Б) уложить не спину, приподнять голову и повернуть ее набок;
В) напоить горячим чаем.
15. Через какой промежуток времени необходимо менять холодные примочки при ушибах?
А) через 1-2 мин.;
Б) через 10-15 мин.;
В) через 1,5-2 часа;
Г) не рекомендуется менять.
16. Назовите приемы первой медицинской помощи, которые необходимо выполнить при наличии у пострадавшего сильного кровотечения (выберите ответ):
А) наложить шину для обеспечения неподвижности конечности;
Б) наложить жгут на конечность;
В) наложить давящую повязку;
Г) продезинфицировать рану.
17. Одной из составляющих здорового образа жизни является:
А) малоподвижный образ жизни;
Б) небольшие и умеренные физические нагрузки;
В) оптимальный уровень двигательной активности;
Г) курение и употребление алкоголя в небольших количествах.
18. Укажите, какие из приведенных ниже названий привычек человека являются вредными потому, что они разрушают его здоровье:
А) систематическое соблюдение правил личной и общественной гигиены;
Б) систематическое курение;
В) систематические занятия физической культурой;
Г) систематическое употребление пива;
Д) употребление наркотиков.
19. Найдите среди приведенных ниже названий элементов образа жизни те, которые соответствуют здоровому образу жизни:
А) длительное нахождение в постели, в том числе и чтение книг в постели;
Б) ежедневная утренняя зарядка;
В) ежедневное выполнение гигиенических процедур;
Г) применение в пищу большого количества пирожных, мороженого, конфет;
Д) систематическое участие в подвижных играх (футбол, горелки и т.п.);
Е большое увлечение играми в карты, домино, лото;
Ж) систематическое курение;
З) использование в пищу оптимального количества разнообразных растительных, рыбных и мясных продуктов.
Часть II.
В этой части содержатся задания, которые требуют письменно дополнить информацию или на месте многоточия должно стоять название термина (слово или словосочетание), определение
-
Повреждение тканей тела из-за высокой температуры -
-
Любое повреждение кожи -
-
Повреждение тканей и органов без нарушения целостности кожи и костей
-
Чем обрабатывают (дезинфицируют) рану?
-
Дополните фразу: «Многократное воздействие на поверхность тела разных температур посредством водных или воздушных ванн, вызывающее появление приспособленности организма к неблагоприятному воздействию низких и высоких температур, называется ______ ».
Ключ к тесту
Часть 1
Вопрос
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Ответ
В
А
БВГ
В
ВГД
БВГ
Б
А
БВГ
В
Вопрос
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Ответ
Б
Г
Б
В
А
БГВ
В
БГД
БВДЗ
Часть II.
-
ожог
-
рана
-
ушиб
-
йод, зеленка, марганцовка, перекись водорода
-
закаливание
90 % и более правильных ответов - «отлично»
70 % и более правильных ответов - «хорошо»
50 % и более правильных ответов - «удовлетворительно»
Менее 50 % правильных ответов - «неудовлетворительно»