• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Методическая разработка по ОБЖ (ОВП) на тему Проведение урока Размещение военнослужащих в форме деловой игры

Методическая разработка по ОБЖ (ОВП) на тему Проведение урока Размещение военнослужащих в форме деловой игры

Решение проблемы повышения мотивации учебной деятельности на занятиях по изучению теоретических положений общевоинских уставов автор видит в применении активных методов обучения. Среди прочих следует выделить игровые методы. Играть любят все. Почему бы не применить эту форму занятия к изучению «скучной теории». Данная методическая разработка может быть полезна преподавателям-организаторам ОБЖ(ОВП) и воспитателям учебных курсов, для подготовки и проведения занятий по изучению уставов ВС РФ в форме деловой игры, а также преподавателям других дисциплин в качестве методического пособия по военной составляющей и обмена опытом методической работы.
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

40

Отдельная дисциплина

«ОБЖ (ОВП)»






Методическая разработка

по теме

«Методика проведения урока: «Размещение военнослужащих» в форме деловой игры»






Москва

2015 год



СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Проведение урока «Размещение военнослужащих» в форме деловой игры………………….……

Раздел 1. Обоснование выбора темы урока

и вида деловой игры ………………………………………….......

Раздел 2. Методические рекомендации по проведению

урока в форме деловой игры……………………………..………

2.1. Подготовка к проведению деловой игры………………

2.2. Основные характеристики деловой игры………………

2.3. Проведение деловой игры……………………………….

Раздел 3. План занятия……………...…………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...………………………………….………………

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………...

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………...

3


6

6


11

12

13


16

19

23

24

25



ВЕДЕНИЕ

В современные условия возрастает роль профессионально-личностных качеств военного специалиста, обеспечивающих ему успешность профессиональной самореализации, а также роль общей компетентности военнослужащего.

Высокие требования к качеству образования военнослужащих указывают на необходимость постоянного совершенствования образовательной системы всех уровней, в том числе довузовского.

В связи с переходом российской системы образования на новые Государственные стандарты, в учебной деятельности довузовских образовательных организаций все большее распространение находят инновационные формы преподавания (интерактивные методы обучения), обеспечивающие более эффективное усвоение знаний, развитие у обучающихся общих и профессиональных компетенций, формирование у них навыков самостоятельной работы с различными видами учебной информации, нормативными правовыми актами, в том числе с общевоинскими уставами ВС РФ, необходимыми для обеспечения их будущей профессиональной деятельности.

Значение воинских уставов в жизни военнослужащего трудно переоценить. Об этом немало сказано и написано. В бессмертном фильме Станислава Ростоцкого по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие» старшина Васков, отчитывая молоденьких зенитчиц за нарушение устава при разводе караула, говорит: «А устав для солдата - это …». Думаю, что эмоциональная реплика старшины авторитетно это подтверждает. С ним трудно не согласиться.

С учетом важной роли уставов в формировании профессиональных командирских качеств обучающихся, как будущих младших командиров курсантских отделений вузов, а в дальнейшем - офицеров, и разработана программа: «Основы военной подготовки».

Рабочей программой по основам военной подготовки в 8-11 классах из 35 часов в год на изучение общевоинских уставов отводится 14-18 часов, т.е. 40-50 процентов учебного времени. Кроме того, суворовцы изучают и практически исполняют уставы при подготовке к заступлению в наряд и в ходе исполнения обязанностей дневальных и дежурных во внутреннем наряде, а также в процессе повседневной уставной воинской жизни от подъема до отбоя.

Казалось бы, этого времени вполне достаточно для отличного знания обучающимися основных положений общевоинских уставов. Однако, реальный уровень знаний общевоинских уставов большинством обучающихся 8-11 классов по результатам устного и письменного контроля соответствует только удовлетворительной оценке. Это подтверждается и в отзывах на выпускников и при встречах с ними в высших военно-учебных заведениях.

Налицо противоречие между прилагаемыми (на наш взгляд, достаточными) усилиями всех субъектов образовательной деятельности (преподавателей и обучающихся) и достигнутыми ими (обучающимися) недостаточными предметными результатами. Личностные и метапредметные результаты согласно требований ФГОС в этом случае также не достигаются.

Как решить данную проблему?

Решение, на наш взгляд, видится в проведении уроков на основе ФГОС. Это, среди прочих, определение конкретных способов повышении мотивации обучающихся, формулирование определенных личностных, метапредметных и предметных результатов, которые учитель надеется получить в конце урока, помощь обучающимся в поиске и формулировании для себя личностного смысла изучения нового материала, использование оптимальных методов обучения с доминированием методов стимулирования учебной деятельности и особенно мотивов интереса, соревновательности, игры, участие обучающихся в оценке своей работы на уроке, в оценке полученных результатов образования и др. [12].

Двигаясь в данном направлении, одним из авторов, в качестве педагогического эксперимента, было выбрано занятие 3.9: «Размещение военнослужащих» по теме 3: «Устав внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации», которое решили провести в форме деловой игры. Выбор этого занятия был не случаен, так как в программе оно следует сразу же после практических занятий по военной топографии и является первым из пяти уроков по изучению ряда положений устава внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации.

Ранее это занятие проводилось репродуктивным методом. Деятельность обучающихся носила пассивный характер и заключалась в конспектировании и заучивании новых знаний (положений устава), сообщаемых преподавателем и повторении заученных знаний с опорой на свою память при ответах на вопросы учителя. Интерес и мотивация обучающихся подкреплялись авторитарными методами и были на низком уровне.

Проведение первого занятия по уставам в форме деловой игры, по замыслу авторов, должно было сохранить практическую направленность и высокую мотивацию предыдущих уроков по основам военной топографии и сделать «практический задел» остальным четырем занятиям этой темы.

На этапе подготовки данного занятия были разработаны необходимы методические и раздаточные материалы, проведена предварительная теоретическая и организационная подготовка обучающихся и мест проведения деловой игры в часы самоподготовки накануне занятия.

Согласно К. Марксу, практика - критерий истины. Занятия по теме: «Размещение военнослужащих» в форме деловой игры были проведены в ноябре 2015 г. с обучающимися 8-х классов. Всего было проведено 4 занятия. Из них одно занятие - открытый урок. Как общий вывод, следует отметить, что направление на активизацию методов обучения выбрано правильно. Уроки по уставам в форме деловой игры прошли интересно и с пользой для основных субъектов образовательной деятельности.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ПРОВЕДЕНИЕ УРОКА «РАЗМЕЩЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ» В ФОРМЕ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ


Проведение занятий по ФГОС предполагает применение на уроке современных способов и средств мотивации обучающихся на активную, по возможности самостоятельную работу на уроке [11].

Примером таких инновационных технологий в педагогической деятельности можно назвать деловую игру.

Деловая игра в данном случае выступает средством моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные), методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности [7].

Все это послужило нам основанием для выбора деловой игры в качестве основного метода проведения урока по изучению общевоинских уставов ВС РФ на тему: «Размещение военнослужащих».

1. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ

И ВИДА ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

Существует много названий и разновидностей деловых игр, которые могут отличаться методикой проведения и поставленными целями: дидактические и управленческие игры, ролевые игры, проблемно-ориентированные, организационно-деятельностные игры и другие [2].

Для проведения, выбранного нами занятия решено было использовать ситуационно-ролевую игру. Основанием выбора этого метода для проведения занятия по изучению Устава внутренней службы ВС РФ явилось следующее.

При проведении уроков по изучению теоретических положений общевоинских уставов ВС РФ, по нашему опыту, преподаватель зачастую сталкивается с проблемой слабой мотивации обучающихся на достижение запланированных целей занятия.

Причина этому не только в юношеском возрасте обучающихся. Аналогичная проблема стоит и перед преподавателями образовательных организаций высшего профессионального (военного) образования, хотя инструментов для стимулирования успешного изучения курсантами общевоинских уставов ВС РФ у преподавателей вузов значительно больше.

В нашем случае, тема: «Размещение военнослужащих» отрабатывается только на одном уроке, а её содержание довольно объемно: сорок четыре статьи на шести страницах одноименной четвертой главы Устава внутренней службы ВС РФ [1]. Отработать все вопросы этого урока традиционным репродуктивным методом, а главное добиться всех трех видов результатов, в соответствии с ФГОС, на наш взгляд, вряд ли возможно.

В нашем случае, ситуационно-ролевая игра, по своей сути, позволяет провести специально организованное соревнование между обучающимися в решении коммуникативных задач и имитации предметно-практических действий участников, исполняющих строго заданные роли в условиях вымышленной ситуации по определенным заранее (регламентированным) правилами игры [15].

В педагогической литературе описаны различные виды ситуационно-ролевых игр. Среди этих игр авторы выделяют малые ролевые игры (или «павильонные игры»), военизированные игры на местности («рейнжерки»), большие ролевые игры и игру-эпопею [4, 5, 8,13].

В малой ситуационно-ролевой игре (МИГе) традиционно участвует от 12 до 30 человек. Другое название этого вида игр - «кабинетки», поскольку игровое взаимодействие организовывается в каком-либо помещении (в нашем случае в помещении роты). Особенностью является то, что каждый игрок участвует в малой ролевой игре индивидуально. Исходя из ролевого предписания, он устанавливает с другими игроками различные отношения - от сотрудничества до конфронтации.

В малой ролевой игре разворачивается одна игровая ситуация (путешествие туристов на яхте, международная конференция представителей мировых держав, или как у нас - подготовка помещений роты к проверке и т.д.). Перед участием в игре каждый получает описание своей роли, называемое «индивидуальная вводная». Игроку предлагается определенный разработчиком игры игровой образ (игровое имя, возраст, профессия, или как у нас - воинская должность и т.д.), игровые задачи (собственные интересы в игровых конфликтах), игровые средства, с помощью которых можно решить задачи. Основным средством в МИГе является информация, хотя в них могут присутствовать и другие ресурсы, например, игровые деньги, игровое оружие, награды, магия [14].

Ситуационно-ролевая игра имеет свои воспитательные потенциалы, т.е. результаты, которые могут быть достигнуты при её использовании в качестве педагогического средства [3].

Таблица 1.

Педагогические потенциалы ситуационно-ролевой игры

Уровни

Основные потенциалы

Дополнительные

потенциалы

Второй уровень

Возможность использования ребенком игры как средства для самопознания и самосовершенствования

Возможность развития коммуникативных, аналитических, рефлексивных, организаторских способностей, позитивно-конструктивной ценностной ориентации в межличностных взаимоотношениях

Увлекательность и загадочность игры, относительная легкость преодоления затруднений

Первый уровень

Достижение субъектом состояния включенности в игровую деятельность

Ограничения ситуационно-ролевой игры [6]:

1) Такие характеристики игры, как азартность, экстремальность игровых ситуаций, эмоциональная напряженность, занимательность мысленного и практического решения игровых задач препятствуют осознанию обучающимся собственных действий в игре.

2) Предъявляемые игрой требования к эрудированности и общей осведомленности обучающихся. Менее эрудированные и осведомленные обучающиеся испытывают затруднения при понимании и интерпретации ролевых предписаний.

Авторами описан определенный алгоритм проведения игры в том случае, если мы используем ее как педагогическую технологию и хотим активизировать ее потенциалы [9, 10].

  1. Авансирование - это специально организованная деятельность педагога, направленная на положительное восприятие учащимся игры, ожидание успеха и удовольствия от участия в ней.

  2. Информирование - это обеспечение участника информацией, во-первых, об особенностях и правилах игры, а во-вторых, о возможностях реализации его желаний, интересов, целей, талантов в процессе участия в игре.

  3. Опробование представляет собой пробное решение задач игрового взаимодействия (установление контакта, проведение переговоров, сбор и анализ информации и т.д.)

  4. Ориентирование является педагогической помощью учащемуся в постановке цели участия в игре.

  5. Инструментирование участия в игре состоит в изложении общей вводной, получении игроками индивидуальных вводных и игровых средств.

  6. Игровое взаимодействие состоит в реализации игроками ролевых целей с помощью общения и действий.

  7. Вербализация игровых ощущений (выражение в словах) представляет собой послеигровое обсуждение, в ходе которого участники игры обмениваются своими впечатлениями, выражают в словах игровые ощущения.

  8. Реконструирование состоит в описательном обзоре-характеристике «событий» игры и их восприятия участниками, возникавших по ходу дела трудностей, идей, которые приходили в голову.

  9. Оценивание игровых действий состоит в оглашении педагогом индивидуальных результатов игры.

  10. Рефлексия игровых действий - это осознание участниками игровой группы собственных стереотипов взаимодействия.


















2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО

ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА В ФОРМЕ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ


С учетом основных положений теории деловых игр, изложенных в предыдущем разделе, для проведения урока по теме: «Размещение военнослужащих» нами была разработана ситуационно-ролевая игра с названием: «Проверка уставного порядка размещения военнослужащих 6 мотострелковой роты».

Данная форма занятий вызвала у обучающихся большой интерес, был достигнут высокий уровень их активности на уроке. В ходе деловой игры, обучающиеся проявили инициативу, самостоятельность в принятии решений и творческий подход. Высокая активность и эмоциональная окрашенность игры привели к высокой степени открытости обучающихся, способствовала успешному запоминанию учебного материала.

Проведение четырех занятий по этой теме в форме деловой игры с обучающимися 8-х классов позволило накопить определенный опыт проведения таких уроков и выработать методические рекомендации для преподавателей, которые могут быть использованы ими в педагогической деятельности.

Представляется целесообразным изложить эти рекомендации последовательно, согласно основным этапам подготовки и проведения деловой игры:

1) подготовка к проведению деловой игры;

2) основные характеристики деловой игры;

3) проведение деловой игры;

4) подведение итогов деловой игры.




2.1. ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ


Проведению деловой игры предшествует тщательная предварительная подготовка. До проведения деловой игры в часы самоподготовки преподаватель объявляет обучающимся о предстоящем проведении деловой игры, разъясняет цели, условия, место, время и порядок ее проведения, знакомит студентов с ситуационной задачей, сценарием деловой игры, проводит его обстоятельный разбор, разъясняет должностной статус участников игры, и их должностные обязанности.

Затем происходит процедура распределения ролей. Самовыдвижение обучающихся на роли поддерживается. Преподаватель распределяет роли с учетом учебных, личностных, волевых, эмоциональных и интеллектуальных способностей и качеств обучающихся. Однако преподаватель во избежание излишних споров должен убедить обучающихся в важности и значимости всех ролей, предусмотренных сценарием. Получив роль, обучающиеся должны осознанно войти в нее.

В целях подготовки к проведению деловой игры преподаватель должен предоставить обучающимся перечень нормативно-правовых актов и учебной литературы по теме занятия. Нормативный и учебный материал, особенно в части избранной обучающимся роли, подлежит тщательному изучению. Всем участникам деловой игры, с учетом распределения ролей, выдается задание, которое они выполняют до проведения игры. Перед проведением игры преподаватель проводит консультацию, проверяет готовность обучающихся к игре, при необходимости оказывает обучающимся помощь, ориентирует их на творческий, деловой подход к проведению игры.

Готовя обучающихся к игре нельзя упустить из виду подготовку игровой площадки. В нашем случае - это расположение роты (учебного курса). Желательно, чтобы содержание помещений, их внутренний порядок, соответствовали высокому уровню уставных требований. Не забывайте, учить надо на хороших примерах. Не повторяйте ошибок авторов. Обучающиеся должны иметь возможность до начала игры ознакомиться с помещениями, в которых они будут играть по своей роли.

2.2. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ


Ситуационная (практическая) задача: Для проверки готовности мотострелкового батальона к зимнему периоду обучения командир 1 мотострелкового полка приказал провести проверку ротного хозяйства. Приказом назначена соответствующая комиссия, которая планирует провести выборочную проверку подразделений 3 батальона.

Командир батальона поставил задачу командиру 6 мотострелковой роты подготовиться к проверке ротного хозяйства.

Командир роты приглашает офицеров и старшину роты на совещание и ставит задачу должностным лицам роты подготовить помещения к проверке.

По прибытии проверяющих лиц в роту, командир роты представляет помещения роты для проверки.

Проверяющие в сопровождении должностных лиц роты осматривают помещения роты, по ходу проверки задают вопросы должностным лицам роты и записывают свои замечания в акт проверки помещений.

По завершении проверки старший группы на служебном совещании доводит результаты проверки офицерам роты.

Состав участников деловой игры:


1) Должностные лица проверяемой роты (Командир роты - 1, Заместитель командира роты по воспитательной работе- 1, Заместитель командира роты по технической части -1, Командиры взводов - 3-4, Старшина роты - 1-2. Всего - 7-9 чел.: по числу подготавливаемых для проверки помещений минус 1).

Командир роты руководит офицерами и старшиной роты при подготовке помещений к проверке и сопровождает проверяющих во время проверки помещений роты. Задание: поставить индивидуальные задачи подчиненным офицерам на подготовку помещений роты к проверке и проверить их выполнение. Умело руководить подчиненными офицерами в ходе деловой игры. По завершении игры оценить действия своих подчиненных.

Офицеры и старшина роты согласно ролевого распределения по помещениям, после постановки задачи командиром роты готовят помещения к проверке, устраняют обнаруженные недостатки или докладывают о них командиру роты. В ходе проверки закрепленных за ними помещений, отвечают на вопросы проверяющих и устраняют обнаруженные ими замечания. Задание: выписать в карточку участника деловой игры все обнаруженные ими замечания. По завершении деловой игры оценить свои действия и действия проверяющего.

2) Проверяющие роту должностные лица (Старший инспектор -1, Инспекторы - 6-8 чел. Всего - 7-9 чел.: по числу проверяемых помещений минус 1).

Старший инспектор руководит инспекторами при подготовке и входе проверки помещений роты. Опрашивает инспекторов об обнаруженных недостатках и замечаниях при проверке помещений и по завершении составляет Акт проверки роты. Задание: поставить индивидуальные задачи подчиненным инспекторам на проверку помещений роты и запись замечений в карточку участника деловой игры. Умело руководить подчиненными инспекторами в ходе деловой игры. Составить Акт проверки роты. По завершении игры оценить действия своих подчиненных.

3) Эксперты (2-3 чел.) оценивают действия игроков двух команд (проверяемых и проверяющих), выступают в роли третейских судей при возникновении спорных вопросов у обучающихся и оказывают всевозможную техническую и организационную помощь ведущему по ходу игры и при подведении её итогов.


Цели игры:


1. Обучающая - обеспечение получения и закрепления теоретических знаний и практических навыков по наведению и поддержанию уставного порядка в помещениях роты; формирование навыков работы в команде, командирских навыков и навыков публичных выступлений и дискуссий;

2. Воспитательная - воспитание у обучающихся уважения к Уставам ВС РФ и другим нормативно-правовым актам; формирование воинской культуры межличностных отношений, воспитание уважения и позитивного отношения к правам командиров и начальников и к своим обязанностям.

3. Развивающая - развитие у обучающихся памяти, внимания, логического мышления (сравнение, анализ, сопоставление и т.д.), речи, пополнение словарного запаса; развитие самостоятельности и умений отстаивать свою позицию.

4. Практическая - отработка на практике знаний, полученных после изучения теоретического материала; развитие у обучающихся навыков самостоятельной работы с нормативными правовыми актами, умений грамотно пользоваться уставной и воинской терминологией.

Тип занятия: Интегрированный урок: сообщения новых знаний - деловой (ситуационно-ролевой) игры.

Форма проведения занятия: ситуационно-ролевая деловая игра.

Ресурсы урока: мультимедийный компьютер, интерактивная доска (TFT - панель), презентационный материал, учебный фильм по размещению военнослужащих, общевоинские уставы, раздаточный материал.

Междисциплинарные связи: основы безопасности жизнедеятельности, история, обществознание

Время проведения: 1 учебный час. (45 мин.)

2.3. ПРОВЕДЕНИЕ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

Вводная часть деловой игры


Преподаватель сообщает тему деловой игры объявляет её цели, проверяет готовность обучающихся к игре, выделяя тех, кто получил основные роли (Приложение 3).

Обучающиеся ориентируются на творческий, деловой подход к проведению игры, на необходимость разрешения всех возникающих в процессе игры вопросов только в, соответствии с требованиями уставов ВС РФ и правил игры.

Затем преподаватель напоминает обучающимся порядок и правила деловой игры и переходит к основной части.

Основная часть


Преподаватель, исполняя роль командира батальона и ведущего деловой игры доводит до обучающихся игровую ситуацию и дает команду: «К деловой игре приступить».

Обучающиеся в соответствии с ролевым распределением приступают к исполнению своих должностных обязанностей согласно сценария деловой игры (Приложение 2).

Действия проверяемых: командир роты строит своих подчиненных и ставит им индивидуальные задачи на подготовку закрепленных за ними помещений к проверке. После постановки задач командиром роты, офицеры и старшина выдвигаются в назначенные помещения и приступают к работе согласно индивидуальным заданиям (Приложения 4 - 9).

Действия проверяющих: с началом игры старший инспектор строит инспекторов в расположении роты и ставит им индивидуальные задачи на проверку закрепленных помещений. В течение 5 минут инспекторы изучают свои индивидуальные задания и по истечении 5 минут после убытия команды проверяемых в закрепленные помещения, следуют за ними. По прибытии в закрепленные помещения проверяют работу должностных лиц роты, т.е., отмечают, как они подготовили помещение к проверке.

Действия экспертов: в ходе игры наблюдают за действиями обучающихся обеих команд и оценивают их действия. При необходимости разрешают возникающие споры и конфликты, руководствуясь требованиями общевоинских уставов ВС РФ.

Подведение итогов деловой игры

После проведения игры происходит разбор и анализ действий участников деловой игры. Преподаватель подводит итоги проведенного занятия, кратко анализирует действия участников игры, высказывает свое мнение. При этом обращает внимание на полноту достижения поставленных перед обучающимися целей, на положительные стороны и недостатки.

Заслушиваются мнения обучающихся о деловой игре, что в перспективе может способствовать совершенствованию данного вида занятий. Для оценки качества проведения деловой игры и самооценки действий обучающихся всем участникам игры выдаются оценочные листы (Приложения 10, 11).

После его заполнения обучающимися, если позволяет время, полученные результаты можно использовать для подведения итогов игры.

Далее происходит выставление оценок с учетом мнения экспертов, старших команд, самих участников деловой игры и их аргументация. Учитывается активность обучающихся, количество обнаруженных или устраненных недостатков при проверке (подготовке) помещений, умение пользоваться уставной терминологией и нормативно-правовыми документами, отстаивать свою позицию, поведение во время проведения игры и соблюдение общепринятых норм и правил. По завершении урока преподаватель благодарит всех его участников и присутствующих.



















3. ПЛАН ЗАНЯТИЯ

(Приложение1)

Тема 3: Устав внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации.

Занятие 3.9: Размещение военнослужащих.

Цель урока: Активизировать познавательную деятельность обучающихся по вопросам уставных требований к размещению военнослужащих посредством ситуационно-ролевой игры.

Задачи: Углубить у обучающихся знания по размещению военнослужащих, содержанию помещений и территории, отоплению, проветриванию и освещению. Формировать определенные командирские умения и навыки, необходимые в повседневной суворовской и будущей курсантской деятельности. Воспитывать самостоятельность, волю, сотрудничество, общительность, коллективизм, коммуникативность, посредством деловой игры.


Планируемые результаты

Предметные. Знание основных положений Устава внутренней службы ВС РФ по вопросам размещения военнослужащих.

Метапредметные. Уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Личностные. Формировать осознанное выполнение требований Устава внутренней службы ВС РФ.

Результативность обучения. Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД.

Целевое назначение. Систематизация и углубление предметных знаний, универсальных учебных действий (решение практических предметных задач).

Тип урока. Интегрированный урок: сообщения новых знаний - деловой (ситуационно-ролевой) игры.

Ресурсы урока: мультимедийный компьютер, интерактивная доска (TFT-панель), презентационный материал, учебный фильм по теме занятия, общевоинские уставы, раздаточные материалы.

Изучаемые вопросы: 1.Уставные требования к размещению военнослужащих. Содержание помещений, отопление, проветривание и освещение.


Ход урока (содержание и методические рекомендации)


Этап № 1. Организационный (вводный) - 3 мин.

Содержание деятельности учителя. Принимаю рапорт ЗКВ и приветствую обучающихся. Проверяю наличие обучающихся на уроке и их готовность к занятию. Показываю фильм по размещению в/с и предлагаю определить тему урока. Далее довожу до обучаемых основные цели и учебные вопросы занятия.

Содержание деятельности обучающихся. Обучающиеся выстраиваются в проходах между столами. Заместитель командира взвода докладывает о готовности к уроку. Обучающиеся рассаживаются за столы и готовятся к уроку.

Этап № 2.

Проверка домашнего задания (повторения и обобщения) - 5 мин.


Содержание деятельности учителя. Провожу опрос с помощью слайдов презентации по общим положениям УВС ВС РФ.

Содержание деятельности обучающихся. Обучающиеся отвечают на заданные вопросы по предыдущему уроку (Приложение 12).


Этап № 3.

Изучение нового материала (первичного ознакомления с материалом) - 25 мин.


Содержание деятельности учителя. Изучение тематики занятия провожу посредством ситуационно-ролевой игры по отдельному плану

Содержание деятельности обучающихся. Обучающиеся участвуют в деловой игре согласно сценария.

Этап № 4.

Закрепление новых знаний (образование понятий,

установление законов и правил) - 5 мин.


Содержание деятельности учителя. Контроль степени усвоения новых знаний провожу с помощью вопросов по теме занятия: 1. Какие помещения выделяются для размещения военнослужащих согласно УВС ВС РФ. 2. Какие требования определяются Уставом ВС РФ к содержанию помещений, их отоплению, проветриванию и освещению? 3. Какие особенности по размещению суворовцев в МсСВУ?

Содержание деятельности обучающихся. Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы.

Этап № 5. Подведение итогов урока - 4 мин.


Содержание деятельности учителя. Напоминаю тему, цель и учебные вопросы, изученные на уроке. Подвожу итоги занятия. Объявляю оценки.

Содержание деятельности обучающихся. Обучающиеся внимательно слушают руководителя занятия. Участвуют в оценке результатов деловой игры.

Этап № 6. Инструктаж о домашнем задании - 3 мин.


Содержание деятельности учителя. Довожу до обучающихся под запись задание на самостоятельную подготовку:

1. Изучить общие положения Устава внутренней службы ВС РФ ст. 164-208, стр. 87-92;

2. Быть готовым ответить вопросы по теме занятия. Заканчиваю урок, прощаюсь с обучающимися.

Содержание деятельности обучающихся. Обучающие записывают задание для самостоятельного изучения. Выстраиваются в проходах между партами. Прощаются с преподавателем.







ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Решение проблемы повышения мотивации учебной деятельности на занятиях по изучению теоретических положений общевоинских уставов авторы видят в применении активных методов обучения.

Среди прочих, по нашему мнению, следует выделить игровые методы. Играть любят все. Почему бы не применить эту форму занятия к изучению «скучной теории».

Для того, чтобы деловая игра стимулировала мотивацию обучения, она должна быть хорошо подготовлена и организована, а также принята всей классом (взводом) и вовлекать в деятельность всех без исключения.

В процессе игры, обучающиеся учатся применять теоретические знания в конкретных жизненных и профессиональных ситуациях, обеспечивается взаимопонимание между участниками при решении различных вопросов, развиваются навыки ведения дискуссий и принятия решений.

Деловая игра выполняет в учебном процессе, кроме мотивационной и обучающей, воспитательную и образовательную функции. Обучающиеся знакомятся с технологией игры, открывается широкое поле для изобретательности. Само же перевоплощение способствует расширению психологического диапазона и формированию коммуникативной компетенции обучающихся.

Первая попытка разработки и проведения деловой игры применительно к занятию по изучению Устава внутренней службы на тему: «Размещение военнослужащих» состоялась в ноябре 2015 г. Не все получилось в плане организации обучающихся и подготовки места проведения занятия, но направление было выбрано правильно. Задел есть. Тем более, что в настоящее время проведение занятий репродуктивными методами уходят в прошлое. ФГОС всех рассудит и все расставит по местам.

Список литературы

1. Общевоинские уставы Вооружённых сил Российской Федерации. - М., Феникс, 2014. - 496с.

2. Абрамова Г.С., Степанович В.А. Деловые игры. Теория и организация. - Екатеринбург: Деловая книга, 2009. - 192с.

3. Вербицкий А.А., Борисова Н.В. Методические рекомендации по проведению деловых игр. - М., 2006. - 184с.

4. Гидрович С.Р., Сыроежкин И.М. Игровое моделирование экономических процессов. Деловые игры. - М.: АСТ, 2008.

5. Данилов В.И. Лекции по теории игр. - М.: Российская экономическая школа, 2002. - 140с.

6. Завьялова Ж. Метафорическая деловая игра. - СПб.: Речь, 2005. - 134с.

7. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра: введение в активные методы обучения - М.: Флинта, 1998. - 91с.

8. Матросова Л.Н. Деловая игра как эффективное средство в подготовке учителя. - М.: Прометей, 2012. - 123с.

9. Новиков А.М. Методология игровой деятельности. - М.: Издательство «Эгвес», 2006. - 48с.

10. Пафилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога. - М.: Академия, 2014. - 368с.

11. Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС. Пособие для учителей. - М.: Педагогическое общество России, 2015. - 320 с.

12. Поташник М.М., Левит М.В. Освоение ФГОС: методические материалы для учителя. - М.: Педагогическое общество России, 2015. - 208 с.

13. Слободина Н.Д. Деловые игры. - СПб.: ИВЭСЭП, 2006. - 72с.

14. Смирнов Т.М. Методические рекомендации по подготовке и проведению деловых игр. - М.: ИМХО, 2014. - 92с.

15.Трайнев В.А. Деловые игры в учебном процессе. Методология разработки и практика проведения. - М.: Дашков и Ко, 2015. - 360с.

Приложение 1

План

проведения урока в форме деловой игры

с суворовцами 6 роты (8 класс)

по основам военной подготовки

Раздел 2: Общевоинские уставы

Тема 3: Устав внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации.

Занятие 3.9: Размещение военнослужащих.

Цель урока: Активизировать познавательную деятельность обучающихся по вопросам уставных требований к размещению военнослужащих посредством ситуационно-ролевой игры.

Задачи: Углубить у обучающихся знания по размещению военнослужащих, содержанию помещений и территории, отоплению, проветриванию и освещению. Формировать определенные командирские умения и навыки, необходимые в повседневной суворовской и будущей курсантской деятельности. Воспитывать самостоятельность, волю, сотрудничество, общительность, коллективизм, коммуникативность, посредством практической работы в группах.

Планируемые результаты

Личностные

Формировать осознанное выполнение требований Устава внутренней службы ВС РФ.

Метапредметные

Уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Предметные

Знание основных положений Устава внутренней службы ВС РФ по вопросам размещения военнослужащих.

Тип урока

Целевое назначение

Результативность обучения

Интегрированный урок: сообщения новых знаний - деловой (ситуационно-ролевой) игры.

Систематизация и углубление предметных знаний, универсальных учебных действий (решение практических предметных задач)

Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД

Ресурсы урока: мультимедийный компьютер, телевизор, презентационный материал, учебный фильм по теме занятия, общевоинские уставы.

Изучаемые вопросы: 1.Уставные требования к размещению военнослужащих. Содержание помещений, отопление, проветривание и освещение.

Ход урока (содержание и методические рекомендации)

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Этап № 1. Организационный (вводный) -3 мин.

Принимаю рапорт ЗКВ и приветствую обучающихся.

Проверяю наличие обучающихся на уроке и их готовность к занятию.

Показываю фильм по размещению в/с и предлагаю определить тему урока. Далее довожу до обучаемых основные цели и учебные вопросы занятия.

Обучающиеся выстраиваются в проходах между столами;

ЗКВ докладывает о готовности к уроку;

Рассаживаются, готовятся к уроку.

Этап № 2. Проверка домашнего задания (повторения и обобщения) - 5 мин.

Провожу опрос с помощью слайдов презентации по общим положениям УВС ВС РФ.

Обучающиеся отвечают на заданные вопросы по предыдущему уроку

Этап № 3. Изучение нового материала (первичного ознакомления с материалом) - 25 мин.

Изучение вопросов занятия провожу посредством ситуационно-ролевой игры по отдельному плану (см. приложение к уроку).

Обучающиеся внимательно слушают предлагаемый материал, производят записи в тетради, при возникновении вопросов задают их.

Этап № 4. Закрепление новых знаний (образование понятий, установление законов и правил) - 5 мин.

Контроль степени усвоения новых знаний провожу с помощью вопросов по теме занятия: 1. Какие помещения выделяются для размещения военнослужащих согласно УВС ВС РФ. 2. Какие требования определяются Уставом ВС РФ к содержанию помещений, их отоплению, проветриванию и освещению? 3. Какие особенности по размещению суворовцев в Мс СВУ?

Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы.

Этап № 5. Подведение итогов урока -4 мин.

Напоминаю тему, цель и учебные вопросы, изученные на уроке.
Подвожу итоги занятия. Объявляю оценки.

Обучающиеся внимательно слушают руководителя занятия

Этап № 6. Инструктаж о домашнем задании - 3 мин.

Довожу до обучающихся под запись задание на самостоятельную подготовку:

Изучить общие положения Устава внутренней службы ВС РФ ст. 164-208, стр. 87-92, быть готовым ответить вопросы по теме занятия.

Заканчиваю урок, прощаюсь с обучающимися.

Обучающие записывают задание для самостоятельного изучения.

Выстраиваются в проходах между партами. Прощаются


Руководитель занятия

Приложение 2

Сценарий
ситуативно-ролевой игры

Тема: «Проверка уставного порядка размещения военнослужащих 6 мотострелковой роты»

Сценарий деловой игры

Вводная часть

Вступление.
Тема игры: «Проверка уставного порядка размещения военнослужащих 6 мотострелковой роты» .
Основные цели игры:
1. Активизация познавательной деятельность обучающихся по вопросам уставных требований к размещению военнослужащих, содержанию помещений, их отоплению, проветриванию и освещению.
2. Формирование определенных командирских умений и навыков, необходимых в повседневной суворовской и будущей курсантской деятельности.
3. Воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, общительности, коллективизма коммуникативности посредством групповой командной работы.

Игровая ситуация

Ознакомление с ситуацией в роте.
Для проверки готовности мотострелкового батальона к зимнему периоду обучения командир 1 мотострелкового полка приказал провести проверку ротного хозяйства. Приказом назначена соответствующая комиссия, которая планирует провести выборочную проверку подразделений 3 батальона. Командир батальона поставил задачу командиру 6 мотострелковой роты подготовиться к проверке ротного хозяйства. Командир роты ставит задачу должностным лицам роты подготовить помещения к проверке. По прибытии проверяющих лиц в роту, командир роты представляет помещения роты для проверки. Проверяющие в сопровождении должностных лиц роты осматривают помещения роты, по ходу проверки задают вопросы должностным лицам роты и записывают свои замечания в акт проверки помещений. По завершении проверки старший группы доводит результаты проверки офицерам роты.

План подготовки к проверке

Распределение ролей (7 офицеров роты, 7 проверяющих и 7 экспертов):

  • Командир роты -1

  • Заместитель командира роты - 2

  • Командир взвода - 3

  • Старшина роты - 1

Ведущий организует информирование участников игры с планом проверки ротного хозяйства. Проверке подлежат:

  • спальное помещение;

  • комната информирования и досуга военнослужащих;

  • комната бытового обслуживания;

  • место для спортивных занятий

  • комната для умывания;

  • душевая;

  • туалет.

Проверка помещений роты

Ведущий дает команду на начало проверки помещений роты. Обучающиеся, назначенные на роли должностных лиц роты и проверяющих приступают к игре. Эксперты из числа обучающихся следят за действиями игроков и записывают свои замечания.

Дискуссия и коллективное обсуждение вопросов.

Ведущий задает вопросы обучающимся:

  • на что следует обратить внимание проверяющего при осмотре спального помещения?

  • что разрешается хранить в прикроватной тумбочке?

  • как расставляются кровати в спальном помещении?

  • порядок заправки кроватей в спальном помещении и каким документом это определяется?

  • как оборудуется комната бытового обслуживания?

  • Из какого расчета оборудуются комната для умывания, туалет, душевая?

  • как и кем осуществляется уборка помещений роты?

  • уставные требования к отоплению, проветриванию и освещению помещений роты?

Подведение итогов

Ведущий дает команду на подведение итогов. Обучающиеся заслушивают выводы проверяющих и мнение участников игры. Самооценка. Решили ли поставленные задачи, достигли ли целей?




Приложение 3

ПЛАН
ролевого распределения участников деловой игры

Тема: «Проверка уставного порядка размещения военнослужащих 6 мотострелковой роты»

Учебный курс (класс) ________________________________

Помещения роты, закрепленные за участниками игры

Исполняемая роль

Проверяемые: должностных лица мотострелковой роты

Проверяющие

Эксперты

(2-3 чел.)

Спальное помещение

1. Командир роты

Старший инспектор

Комната информирования и досуга в/с

2. Зам. командира роты по воспитательной работе

Инспектор

Комната для спортивных занятий

3. Зам. командира роты по технической части

Инспектор

Комната для умывания, душевая

4. Командир 1 взвода

Инспектор

Туалет

5. Командир 2 взвода

Инспектор

Сушилка для обмундирования

6. Командир 3 взвода

Инспектор

Комната бытового обслуживания

7. Старшина роты

Инспектор


Приложение 4

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ

УЧАСТНИКА СИТУАТИВНО-ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

_______________________________________________________________________ (фамилия, инициалы участника)

Роль ________________________________

Проверяемый объект ________спальное помещение_______________________

Уставные требования к оборудованию и содержанию помещений*

Состояние (оценка) проверяемого объекта

1. Проверить правильность размещения кроватей в спальном помещении:

Размещение военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (кроме находящихся на кораблях), в спальных помещениях (жилых комнатах) производится из расчета не менее 12 куб. метров объема воздуха на одного человека.

Кровати в спальных помещениях (жилых комнатах) роты располагаются в последовательности, соответствующей штатно-должностному списку роты, и так, чтобы около каждой из них или около двух сдвинутых вместе оставалось место для прикроватных тумбочек, а между рядами кроватей в спальных помещениях было достаточно места для построения личного состава; кровати следует располагать не ближе 50 сантиметров от наружных стен с соблюдением равнения. Кровати должны быть единообразные.

Кровати в жилых комнатах роты должны располагаться в один ярус, а в спальных помещениях допускается два яруса.

2. Проверить требования устава к постели военнослужащих (состав, заправка):

Постели военнослужащих, размещенных в казарме, должны состоять из одеял, простынь, подушек с наволочками, матрацев и подстилок. Постели заправляются единообразно. Запрещается садиться и ложиться на постель в обмундировании (кроме дежурного по роте при отдыхе).
Постели в спальном помещении должны быть однообразно заправлены, одеяла - одинакового цвета, подушки - одного размера. Края нижней простыни подворачиваются под матрац со всех сторон, кроме изголовья, верхняя простыня, сложенная вдвое по длине, настилается на нижнюю и подвертывается под матрац у изголовья. Одеяло застилается с подвертыванием под матрац краев со всех сторон, кроме изголовья. Подушка взбивается и укладывается у изголовья с расправленными углами.
Во избежание повреждения матраца на металлическую сетку кровати настилается и закрепляется по углам и середине (6 - 8 резинок) простилка под матрац.
Полотенце для лица, сложенное вдвое по длине, вешается на перекладине спинки кровати у изголовья со стороны прохода.
Полотенце для ног, сложенное вдвое, вешается на нижней перекладине спинки кровати в ногах со стороны прохода, а концы его заправляются под матрац. На одном из углов полотенца ставится клеймо "Н" размером 20 x 15 мм.
Казарменные тапочки хранятся под кроватью в ногах, над ними размещают на специально изготовленных металлических перекладинах, подвешенных к сетке кровати, свернутый днем прикроватный коврик.
3. Проверить хранение принадлежностей в прикроватных тумбочках военнослужащих:
В прикроватной тумбочке хранятся туалетные и бритвенные принадлежности, принадлежности для чистки одежды и обуви, носовые платки, подворотнички, банные принадлежности и другие мелкие предметы личного пользования, а также книги, уставы, фотоальбомы, тетради и другие письменные принадлежности.

* изучить требования УВС ВС РФ (Гл.4) к оборудованию проверяемого помещения (места) и составить основные вопросы для проверки этих требований при осмотре помещения.

Общая оценка состояния проверяемого объекта (соответствует требованиям устава или не соответствует) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Приложение 5

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ

УЧАСТНИКА СИТУАТИВНО-ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

_______________________________________________________________________ (фамилия, инициалы участника)

Роль ________________________________

Проверяемый объект ____комната бытового обслуживания______

Уставные требования к оборудованию и содержанию помещений*

Состояние (оценка) проверяемого объекта

1. Проверить комнату бытового обслуживания:

В комнате бытового обслуживания устанавливаются полки с гигиеническим покрытием, зеркала, столы для ремонта и глажения вещевого имущества, электрические утюги, оборудованные несгораемыми подставками, шкаф с набором инструмента и материалов для мелкого ремонта вещевого имущества (фурнитура, лоскут, иголки, нитки, ножницы), вывешиваются плакаты по нормам обеспечения военнослужащих вещевым имуществом и продовольственным пайком, правилам ношения военной формы одежды, по подгонке и мелкому ремонту, уходу за одеждой и обувью, порядку проведения утренних осмотров, находятся одежные щетки, машинки для стрижки волос, ножницы, пеньюары для стрижки размером 190 x 100 см, халаты для парикмахера, тканевые салфетки для глажения вещевого имущества размером 100 x 60 см, средства для дезинфекции инструментов парикмахера и другой необходимый инвентарь. Парикмахерский инструмент должен быть закреплен за лицами, обученными обращению с ним и порядку его дезинфекции.
Порядок работы комнаты бытового обслуживания определяет командир роты в соответствии с распорядком дня.
Для стрижки военнослужащих в роте назначаются нештатные парикмахеры.

* изучить требования УВС ВС РФ (Гл.4) к оборудованию проверяемого помещения (места) и составить основные вопросы для проверки этих требований при осмотре помещения.

Общая оценка состояния проверяемого объекта (соответствует требованиям устава или не соответствует) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 6

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ

УЧАСТНИКА СИТУАТИВНО-ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

_______________________________________________________________________ (фамилия, инициалы участника)

Роль ________________________________

Проверяемый объект _комната для информирования и досуга военнослужащих

Уставные требования к оборудованию и содержанию помещений*

Состояние (оценка) проверяемого объекта

1. Проверить комнату для информирования и досуга военнослужащих:

Комната информирования и досуга оборудуется необходимым количеством столов и стульев. В ней должны иметься настольные игры, технические средства работы с личным составом и музыкальные инструменты, предусмотренные табелями и нормами обеспечения, подшивки получаемых газет и журналов, наглядные пособия, административные карты Российской Федерации и мира, библиотечки патриотической и правовой литературы, стенды с наглядной агитацией, тематический подбор литературных, газетных и журнальных статей, видео- и аудиотеки.
Комнатные динамики проводного радиовещания и телевизоры могут размещаться также в спальных помещениях для военнослужащих.

* изучить требования УВС ВС РФ (Гл.4) к оборудованию проверяемого помещения (места) и составить основные вопросы для проверки этих требований при осмотре помещения.

Общая оценка состояния проверяемого объекта (соответствует требованиям устава или не соответствует) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 7

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ

УЧАСТНИКА СИТУАТИВНО-ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

_______________________________________________________________________ (фамилия, инициалы участника)

Роль ________________________________

Проверяемый объект ________комната для занятий спортом______

Уставные требования к оборудованию и содержанию помещений*

Состояние (оценка) проверяемого объекта

1. Проверить оборудование и содержание комнаты для занятий спортом:

Комната (место) для спортивных занятий оборудуется спортивным инвентарем. (Ст.181.УВС ВС РФ):

* изучить требования УВС ВС РФ (Гл.4) к оборудованию проверяемого помещения (места) и составить основные вопросы для проверки этих требований при осмотре помещения.

Общая оценка состояния проверяемого объекта (соответствует требованиям устава или не соответствует) _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Приложение 8

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ

УЧАСТНИКА СИТУАТИВНО-ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

_______________________________________________________________________ (фамилия, инициалы участника)

Роль ________________________________

Проверяемый объект ______сушилка для обмундирования_______

Уставные требования к оборудованию и содержанию помещений*

Состояние (оценка) проверяемого объекта

1. Проверить оборудование и содержание сушилки для обмундирования:

Сушилка для вещевого имущества оборудуется в соответствии с требованиями технической эксплуатации воинских зданий. Размещение в ней имущества должно соответствовать требованиям пожарной безопасности и исключать возможность возгорания (самовозгорания) вещевого имущества во время просушки. Температура при просушке не должна превышать:
•для обуви - 40 градусов;
•для шерстяных и меховых изделий - 60 градусов;
•для хлопчатобумажного обмундирования - 110 градусов.
Сушилка оборудуется вешалками для просушки обмундирования на плечиках и металлическими штырями для просушки обуви.
Просушка обмундирования, обуви и другого имущества организуется старшиной роты и проводится под наблюдением дежурного по роте.
Внутри сушилки на стене вывешиваются термометр, инструкция по режиму сушки имущества, опись имущества.
Хранение в сушилке различного имущества, кроме обмундирования и обуви, а также пропитанной маслами и горючими жидкостями одежды ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
При электрическом отоплении сушилки, внутри ее дополнительно вывешивается инструкция по мерам безопасности, проводится обслуживание заземления и проверка сопротивления изоляции.
Сушилка для обмундирования и обуви запирается на замок, ключ от которого хранится у дежурного по роте.
Дополнительные требования из ДГШ 432/2/500 2002 г. «Методическое пособие по организации и руководству службой войск и обеспечению безопасности военной службы в воинской части (подразделении)».

* изучить требования УВС ВС РФ (Гл.4) к оборудованию проверяемого помещения (места) и составить основные вопросы для проверки этих требований при осмотре помещения.

Общая оценка состояния проверяемого объекта (соответствует требованиям устава или не соответствует) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Приложение 9

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ

УЧАСТНИКА СИТУАТИВНО-ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

_______________________________________________________________________ (фамилия, инициалы участника)

Роль ________________________________

Проверяемый объект ________комната для умывания, душевая, туалет______

Уставные требования к оборудованию и содержанию помещений*

Состояние (оценка) проверяемого объекта

1. Проверить комнату для умывания:

В роте оборудуются: комната для умывания - из расчета один умывальник на 5 - 7 человек ножная ванна с проточной водой (в комнате для умывания) - на 30 - 35 человек, а также мойка на этажную казарменную секцию для стирки обмундирования военнослужащими.

3. Проверить оборудование туалета:

В роте оборудуется туалет - из расчета один унитаз и один писсуар на 10-12 человек.

2. Проверить оборудование душевой:

При размещении военнослужащих на отдельном этаже здания или в отдельно расположенном помещении в казарме (солдатском общежитии) должно быть оборудовано душевое помещение.

В роте оборудуется душевая - из расчета 3 - 5 душевых сеток на этажную казарменную секцию.
В душевом помещении должны быть предусмотрены места для раздевания (одевания), оборудованные специальными шкафами (вешалками), для выдачи чистого белья и приема грязного белья, для проведения телесного осмотра моющихся медицинским работником.

* изучить требования УВС ВС РФ (Гл.4) к оборудованию проверяемого помещения (места) и составить основные вопросы для проверки этих требований при осмотре помещения.

Общая оценка состояния проверяемого объекта (соответствует требованиям устава или не соответствует) _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 10

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

Тема: «Проверка уставного порядка размещения военнослужащих 6 мотострелковой роты»

Учебный курс (класс) ________________________________

Оцениваемые результаты (вопросы)

Оценка (качественная и количественная в баллах до 5)

  1. 1.Что нового, интересного вы извлекли из данной деловой обучающей игры?

  2. 2. Какие вновь приобретенные навыки вы сможете использовать в своей повседневной жизни?

  3. 3. Какие знания вам могут помочь в ближайшее время?

  4. 4. Хотели бы вы участвовать в таких деловых играх в дальнейшем?

5. Будете ли вы рассказывать о данной деловой игре своим друзьям, родственникам?

6. Что вам, как вам кажется, было менее интересным, важным?

7. Как бы вы оценили роль преподавателя и его профессиональные качества?


  1. 8. Что, как вам кажется, можно было бы добавить (убавить) в данную деловую игру?

9. Насколько вы считаете уместным сценарий игры? Ее длительность? Количество участников?

10. Какие еще вопросы для оценки результатов игры, по вашему мнению, отсутствуют в предлагаемом опроснике?

Общая оценка деловой игре:__________________________________________________ ___________________________________________________________________________


Приложение 11

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ЗАНЯТИЯ

Учебный курс (класс) ________________________________



Оцениваемые результаты (вопросы)

Оценка (качественная и количественная в баллах до 5)

1.Что нового, интересного, важного вы получили на уроке?

2.Насколько понятно было то, что вы изучали на уроке?

3. Помогут ли вам приобретенные на уроке знания в будущей жизни и профессии?

4.Что из происходящего на уроке повлияло на твои ценности, взгляды, отношение к окружающему миру, людям, к себе?


  1. 5.Были ли моменты урока, которые тебя очень сильно взволновали, восхитили, обрадовали, подтвердили твою правоту?

6.Появились ли интересные собственные мысли, идеи, предложения, варианты, темы для проектов, вопросы, вследствие изучения материала на уроке?

7.Появилось ли желание заниматься изучением данного предмета, темы, проблемы?

8.Нужна ли тебе помощь учителя в углубленном изучении данного предмета?

Оцените свою работу на уроке (оценкой в баллах до 5):__________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

© 2010-2022