• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Конспект урока по ОБЖ Автономное существование человека в природе (6 класс)

Конспект урока по ОБЖ Автономное существование человека в природе (6 класс)

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

2014г.


Урок ОБЖ. Автономное существование человека в природе. 6 класс.


Урок изучения нового материала из раздела «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни».

Цель урока:

Обучающая: сформировать у учащихся представления о понятии «автономное существование», его видах, возможностях выживания в условиях дикой природы.


Воспитательная

  1. приобретение учащимися навыков общения при совместной работе; активизация их творческого мышления;

  2. усиление личностной заинтересованности учеников;

  3. привитие навыков ответственности за личную безопасность, организованности и инициативности в условиях чрезвычайных ситуаций, ценностное отношение к своему здоровью и жизни.

Развивающая - развивать:

  • речь, логическое мышление;

  • навыки контроля и самоконтроля;

  • навыки работы в группах;

  • умения преодолевать трудности.

Здоровьесберегающие:

способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физкультминутки.

Тип урока - изучения нового материала.

Вид урока - смешанный.

Форма проведения урока - фронтальная.

Методы, используемые на уроке - словесные, наглядные, практические.

Способ проверки знаний и оценивания - устный опрос

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, бланки конспектов для учеников, наборы с необходимым вспомогательным материалом

Обеспечение урока.

  • Пакет Microsoft Office 2003-2010.

  • Подготовленный вспомогательный материал на тему «Автономное существование человека в природе».

  • Письменные принадлежности.

  • Демонстрационный мультимедиа проектор и экран.

  • Презентация к уроку.


Учащиеся знают понятия «активный отдых на природе», «активный туризм», «ориентирование».

10. План урока


  1. Организационный момент (1 мин.)

  2. Изучение новой темы (28 мин.)

  3. Закрепление материала (4 мин.)

  4. Домашнее задание (1 мин.)

  5. Итог урока (1 мин.)

Ход урока

1. Организационный момент


Учитель заходит в класс, приветствует учеников. Ученики встают, здороваются с учителем.


Учитель: Здравствуйте, ребята! Позвольте представиться, меня зовут ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА. Я учитель О…Б…Ж… школы № 1. Я рада видеть вас сегодня. Давайте настроимся на позитивную совместную работу.

2. Изучение новой темы

Учитель: Итак, внимание на доску. СЛАЙД 2


Ученики просматривают видеосюжет

(сюжет - анимация о быте и культуре выживания северных народов - саамов)

Учитель:

Предположите, пожалуйста, к какому народу принадлежат герои нашего сюжета? На какой территории они проживали?

( саамы (лопари), населяли территорию Кольского полуострова)


Совершенно верно. А какой образ жизни они вели? Где обосновались? Чем занимались?

(Саамы вели полукочевой образ жизни в поисках рыбы, животных, часто меняли места. Селились по берегам рек, озер, на побережье.)


СЛАЙД 3

Учитель: Правильно. Давайте посмотрим на экран!

Чахкли выполняют

важную работу:

рыбу промышляют,

ходят на охоту.

Заняты брусникой,

Клюквой и грибами;

Спелую чернику

ищут, как саами.


Кто же это?



(Это чахкли - маленькие сказочные люди, которые живут под землёй.)

Учитель: Cегодня наш сказочный герой, и помощник Чахкли, перепутал местами слова из темы нашего урока. Давайте попытаемся исправить ситуацию.

СЛАЙД 3

(Автономное существование человека в природе)


СЛАЙД 3

Учитель: Запишите в опорный конспект тему нашего урока.


Учитель: Что же такое автономное существование?

( учащиеся высказывают своё мнение вслух)


СЛАЙД 4


Учитель: Автономное существование - самостоятельное, независимое существование человека или группы людей в природных условиях)


Выполним Задание №1 в вашем конспекте и вставим недостающие слова в определение «автномного существования»

Учитель: Скажите, а можем ли мы с Вами оказаться в такой экстремальной ситуации? По каким причинам?


( можем заблудиться в лесу, отстать от группы в туристическом походе и т.д.)

Учитель: Скажите, а если вам самостоятельно захотелось отправиться в путешествие по дикой природе без средств к существованию, можно ли назвать такую ситуацию - добровольной автономией, по вашему собственному желанию?

(ответы учащихся)


Учитель: А как можно назвать ситуацию, когда вы оказались вынуждены выживать в условиях природы в результате аварии транспортного средства или заблудились?

Является ли такая ситуация - вынужденной автономией, заставившей вас пребывать в таких условиях?

(ответы учащихся)


СЛАЙД 5

Учитель: Можно ли сказать, что северные народы нашего Кольского полуострова жили автономно? Почему?


(Да, можно. Потому что им приходилось выживать в условиях дикой природы, приспосабливаться к ней).

Учитель: А в какой автономииони проживали?

В вынужденной или добровольной?

( добровольной)

Учитель: Сегодня наш Чахкли отправился в поход, но сбился с пути, заблудился и потерял свой волшебный мешочек.


СЛАЙД 6

Давайте поможем нашему взволнованному герою. Какие действия ему необходимо совершить для того, чтобы выжить в условиях дикой природы?

Выполним Задание №2 в вашем конспекте и вставим недостающие слова в алгоритм действий


СЛАЙД 7

Учитель:

  1. Прежде всего нашему герою необходимо успокоиться!

  2. Соориентироваться на местности

  3. Соорудить временное укрытие

  4. Добыть огонь и развести костер

  5. Обеспечить себя водой и пищей

  6. Уметь оказывать себе первую помощь


Учитель: Какие существуют способы ориентирования на местности?

(по звездам, Солнцу, часам, местным признакам)


СЛАЙД 8



Учитель: Перечислите местные признаки могут нам помочь определить стороны горизонта?


( муравейник, кроны деревьев, мох и т.д.)


Учитель: (достает «колышек» из мешочка): Ребята, а что это за предмет? Как можно его использовать для ориентирования?

Давайте посмотрим сюжет о таком способе ориентирования. СЛАЙД 9

Учитель: В соответствии с нашим алгоритмом действий, в случае, когда выбраться из местности невозможно - необходимо построить укрытие или временное жилище.

Учитель: А каким должно быть место для построения временного укрытия? По каким принципам мы будем его выбирать?

(Место должно быть ровным и возвышенным; поблизости источник питьевой воды и дрова; площадка хорошо продувается от комаров и мошкары; рядом должна быть поляна для подачи сигнала бедствия.)


Учитель: Выполним Задание №3 в вашем конспекте и установим соответствия между видами укрытий

( тем временем учитель вызывает трех учеников к доске и предлагает построить на доске макеты костров «Шалаш», «Звездный», «Колодец» из предложенного количества брусков)



Учитель вместе с классом проверяет, что получилось в конспектах у доски:

СЛАЙД 10

Укрытия

Конспект урока по ОБЖ Автономное существование человека в природе (6 класс)

Конспект урока по ОБЖ Автономное существование человека в природе (6 класс)

Летние Зимние

Шалаш Снежная траншея

Вигвам Снежная пещера

Навес Снежный домик - иглу

Учитель (обращаясь к ученикам, стоящим у доски):

Вы построили СЛАЙД 11

  1. Шалаш

  2. Колодец

  3. Звездный

И помимо них существуют «Нодья» и «Таежный»


Как вы думаете, какой вид костра дольше горит и обогревает большую площадь ?

( нодья)

Учитель: Для разжигания костра обычно используют спички. А если их нет? (достает содержимое мешочка): лупа, камень, стальной предмет, мох .

Скажите каким образом при помощи этих предметов можно добыть огонь?

СЛАЙД 12

( при помощи: 1) камня, стали и трута -


Ударяя стальным предметом о камень ( или камнем о камень), надо высечь искры. Мох необходимо расположить так, чтобы искры падали на него. Затем аккуратно его раздуть.

2)при помощи лупы в солнечную погоду.


В солнечную погоду, используя увеличительное стекло можно воспламенить мох (трут). Выпуклое стекло собирает солнечные лучи на поверхности трута, вследствие чего происходит возгорание.

3) Также можно пользоваться еще одним способом: заостренную палочку вставить в углубление куска древесины или коры, и терпеливо вращать до появления дымка


СЛАЙД 13

ФИЗМИНУТКА

Учитель: А как мы будем добывать воду в природных условиях?

(Наиболее распространёнными источниками питьевой воды являются реки,ручьи, озера, ключи, колодцы.

Однако помните нельзя пить сырую воду, так как это может привести к тяжёлым заболеваниям. Воду нужно кипятить, дезинфицировать

(марганцовкой), фильтровать.

Учитель: А что является основными источниками пищи в условиях автономного существования?


(Съедобные растения, грибы , корневища, клубни, луковицы, травы, листья, бутоны, стебли, ягоды, кора деревьев, съедобные грибы, мясо зверей и рыб.)


Учитель: Пока наш Чахкли сооружал жилище и разводил костер, он поранился и повредил себе руку. Давайте поможем ему оказать первую помощь.

СЛАЙД 14

1 ряд: оказывает первую помощь при повреждении предплечья руки;

2 ряд: оказывает первую помощь при артериальном кровотечении;

1 вариант - пострадавший, 2 - оказывает первую помощь.

3 ряд: сопоставляет природные средства оказания первой помощи, комментирует назначение


СЛАЙД 15

Учитель: Итак, ребята, каждый из нас должен понимать, что люди, оказавшиеся в силу различных обстоятельств один на один с природой как наш Чахкли, СЛАЙД 16

могут в течение длительного времени сохранять свои силы и надёжно защищать себя от неблагоприятных природных воздействий. Человеку необходимо всегда быть в определённой степени подготовленным к автономному существованию в природных условиях.

4.Закрепление материала

Учитель: Ну вот мы и подошли к завершению нашего занятия. Давайте повторим, что мы сегодня изучили с вами на уроке.

Что такое автономное существовние? Его виды?

Расскажите, какие умения нам потребуются, чтобы выжить в условиях автономного существования?

(Умение устроить ночлег и укрытие от непогоды, разводить костер, добывть питьевую воду, обеспечить себя пищей, уметь ориентироваться на местности и двигаться в нужном направлении, а при необходимости подавать сигнал бедствия)

Какие способы выживания и существания в условиях дикой природы для вас сегодня оказались новыми?


5.Домашнее задание

Учитель: Ребята, я предлагаю вам выполнить следующее домашнее задание:

Составить схему построения временного урытия - навеса.




СЛАЙД 17

Рефлексия

Учитель: Вернемся к началу нашего урока. Перед вами лежит национальный флаг саамов - народа, проживающего в Лапландии (на севере Норвегии, Финляндии и Швеции, а также в Мурманской области России). Флаг состоит из вертикальных линий разной ширины и объединяющего их красно-синего круга. По преданию, красная половина олицетворяет Солнце, а синяя - Луну.

Оцените свое настроение сейчас: ели урок вам понравился, то отделите красную половину круга и на выходе положите её в волшебный мешочек, приготовленный нашим сказочным другом Чахкли; если же ничего нового вы для себя не узнали - то проделайте то же самое с синей половиной круга.

Учитель: Ребята, вы все отлично справились с поставленными задачами. Хотелось бы отметить учащихся, проявивших наибольшую активность....

СЛАЙД 18


Благодарю вас за хорошую и плодотворную работу.

До свидания!

Использованная литература

  1. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для
    общеобразовательных учреждений/ авторы: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников.- М.: «Просвещение», 2013.

  2. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для
    общеобразовательных учебных заведений/авторы: А.Г.Маслов, В.В.
    Марков, В.И. Латчук, М.И.Кузнецов.- Зе издание. - М.: Дрофа, 2012

  3. Учебно-методические материалы для преподавателей - организаторов Основ Безопасности Жизнедеятельности: учебно-методическое пособие / А.В. Шигаев, Е.А. Якимова / Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2012.


© 2010-2022