- Преподавателю
- ОБЖ
- Конспект урока по ОБЖ Автономное существование человека в природе (6 класс)
Конспект урока по ОБЖ Автономное существование человека в природе (6 класс)
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Белобрюшкова Е.А. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
2014г.
Урок ОБЖ. Автономное существование человека в природе. 6 класс.
Урок изучения нового материала из раздела «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни».
Цель урока:
Обучающая: сформировать у учащихся представления о понятии «автономное существование», его видах, возможностях выживания в условиях дикой природы.
Воспитательная
-
приобретение учащимися навыков общения при совместной работе; активизация их творческого мышления;
-
усиление личностной заинтересованности учеников;
-
привитие навыков ответственности за личную безопасность, организованности и инициативности в условиях чрезвычайных ситуаций, ценностное отношение к своему здоровью и жизни.
Развивающая - развивать:
-
речь, логическое мышление;
-
навыки контроля и самоконтроля;
-
навыки работы в группах;
-
умения преодолевать трудности.
Здоровьесберегающие:
способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физкультминутки.
Тип урока - изучения нового материала.
Вид урока - смешанный.
Форма проведения урока - фронтальная.
Методы, используемые на уроке - словесные, наглядные, практические.
Способ проверки знаний и оценивания - устный опрос
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, бланки конспектов для учеников, наборы с необходимым вспомогательным материалом
Обеспечение урока.
-
Пакет Microsoft Office 2003-2010.
-
Подготовленный вспомогательный материал на тему «Автономное существование человека в природе».
-
Письменные принадлежности.
-
Демонстрационный мультимедиа проектор и экран.
-
Презентация к уроку.
Учащиеся знают понятия «активный отдых на природе», «активный туризм», «ориентирование».
10. План урока
-
Организационный момент (1 мин.)
-
Изучение новой темы (28 мин.)
-
Закрепление материала (4 мин.)
-
Домашнее задание (1 мин.)
-
Итог урока (1 мин.)
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель заходит в класс, приветствует учеников. Ученики встают, здороваются с учителем.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Позвольте представиться, меня зовут ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА. Я учитель О…Б…Ж… школы № 1. Я рада видеть вас сегодня. Давайте настроимся на позитивную совместную работу.
2. Изучение новой темы
Учитель: Итак, внимание на доску. СЛАЙД 2
Ученики просматривают видеосюжет
(сюжет - анимация о быте и культуре выживания северных народов - саамов)
Учитель:
Предположите, пожалуйста, к какому народу принадлежат герои нашего сюжета? На какой территории они проживали?
( саамы (лопари), населяли территорию Кольского полуострова)
Совершенно верно. А какой образ жизни они вели? Где обосновались? Чем занимались?
(Саамы вели полукочевой образ жизни в поисках рыбы, животных, часто меняли места. Селились по берегам рек, озер, на побережье.)
СЛАЙД 3
Учитель: Правильно. Давайте посмотрим на экран!
Чахкли выполняют
важную работу:
рыбу промышляют,
ходят на охоту.
Заняты брусникой,
Клюквой и грибами;
Спелую чернику
ищут, как саами.
Кто же это?
(Это чахкли - маленькие сказочные люди, которые живут под землёй.)
Учитель: Cегодня наш сказочный герой, и помощник Чахкли, перепутал местами слова из темы нашего урока. Давайте попытаемся исправить ситуацию.
СЛАЙД 3
(Автономное существование человека в природе)
СЛАЙД 3
Учитель: Запишите в опорный конспект тему нашего урока.
Учитель: Что же такое автономное существование?
( учащиеся высказывают своё мнение вслух)
СЛАЙД 4
Учитель: Автономное существование - самостоятельное, независимое существование человека или группы людей в природных условиях)
Выполним Задание №1 в вашем конспекте и вставим недостающие слова в определение «автномного существования»
Учитель: Скажите, а можем ли мы с Вами оказаться в такой экстремальной ситуации? По каким причинам?
( можем заблудиться в лесу, отстать от группы в туристическом походе и т.д.)
Учитель: Скажите, а если вам самостоятельно захотелось отправиться в путешествие по дикой природе без средств к существованию, можно ли назвать такую ситуацию - добровольной автономией, по вашему собственному желанию?
(ответы учащихся)
Учитель: А как можно назвать ситуацию, когда вы оказались вынуждены выживать в условиях природы в результате аварии транспортного средства или заблудились?
Является ли такая ситуация - вынужденной автономией, заставившей вас пребывать в таких условиях?
(ответы учащихся)
СЛАЙД 5
Учитель: Можно ли сказать, что северные народы нашего Кольского полуострова жили автономно? Почему?
(Да, можно. Потому что им приходилось выживать в условиях дикой природы, приспосабливаться к ней).
Учитель: А в какой автономииони проживали?
В вынужденной или добровольной?
( добровольной)
Учитель: Сегодня наш Чахкли отправился в поход, но сбился с пути, заблудился и потерял свой волшебный мешочек.
СЛАЙД 6
Давайте поможем нашему взволнованному герою. Какие действия ему необходимо совершить для того, чтобы выжить в условиях дикой природы?
Выполним Задание №2 в вашем конспекте и вставим недостающие слова в алгоритм действий
СЛАЙД 7
Учитель:
-
Прежде всего нашему герою необходимо успокоиться!
-
Соориентироваться на местности
-
Соорудить временное укрытие
-
Добыть огонь и развести костер
-
Обеспечить себя водой и пищей
-
Уметь оказывать себе первую помощь
Учитель: Какие существуют способы ориентирования на местности?
(по звездам, Солнцу, часам, местным признакам)
СЛАЙД 8
Учитель: Перечислите местные признаки могут нам помочь определить стороны горизонта?
( муравейник, кроны деревьев, мох и т.д.)
Учитель: (достает «колышек» из мешочка): Ребята, а что это за предмет? Как можно его использовать для ориентирования?
Давайте посмотрим сюжет о таком способе ориентирования. СЛАЙД 9
Учитель: В соответствии с нашим алгоритмом действий, в случае, когда выбраться из местности невозможно - необходимо построить укрытие или временное жилище.
Учитель: А каким должно быть место для построения временного укрытия? По каким принципам мы будем его выбирать?
(Место должно быть ровным и возвышенным; поблизости источник питьевой воды и дрова; площадка хорошо продувается от комаров и мошкары; рядом должна быть поляна для подачи сигнала бедствия.)
Учитель: Выполним Задание №3 в вашем конспекте и установим соответствия между видами укрытий
( тем временем учитель вызывает трех учеников к доске и предлагает построить на доске макеты костров «Шалаш», «Звездный», «Колодец» из предложенного количества брусков)
Учитель вместе с классом проверяет, что получилось в конспектах у доски:
СЛАЙД 10
Укрытия
Летние Зимние
Шалаш Снежная траншея
Вигвам Снежная пещера
Навес Снежный домик - иглу
Учитель (обращаясь к ученикам, стоящим у доски):
Вы построили СЛАЙД 11
-
Шалаш
-
Колодец
-
Звездный
И помимо них существуют «Нодья» и «Таежный»
Как вы думаете, какой вид костра дольше горит и обогревает большую площадь ?
( нодья)
Учитель: Для разжигания костра обычно используют спички. А если их нет? (достает содержимое мешочка): лупа, камень, стальной предмет, мох .
Скажите каким образом при помощи этих предметов можно добыть огонь?
СЛАЙД 12
( при помощи: 1) камня, стали и трута -
Ударяя стальным предметом о камень ( или камнем о камень), надо высечь искры. Мох необходимо расположить так, чтобы искры падали на него. Затем аккуратно его раздуть.
2)при помощи лупы в солнечную погоду.
В солнечную погоду, используя увеличительное стекло можно воспламенить мох (трут). Выпуклое стекло собирает солнечные лучи на поверхности трута, вследствие чего происходит возгорание.
3) Также можно пользоваться еще одним способом: заостренную палочку вставить в углубление куска древесины или коры, и терпеливо вращать до появления дымка
СЛАЙД 13
ФИЗМИНУТКА
Учитель: А как мы будем добывать воду в природных условиях?
(Наиболее распространёнными источниками питьевой воды являются реки,ручьи, озера, ключи, колодцы.
Однако помните нельзя пить сырую воду, так как это может привести к тяжёлым заболеваниям. Воду нужно кипятить, дезинфицировать
(марганцовкой), фильтровать.
Учитель: А что является основными источниками пищи в условиях автономного существования?
(Съедобные растения, грибы , корневища, клубни, луковицы, травы, листья, бутоны, стебли, ягоды, кора деревьев, съедобные грибы, мясо зверей и рыб.)
Учитель: Пока наш Чахкли сооружал жилище и разводил костер, он поранился и повредил себе руку. Давайте поможем ему оказать первую помощь.
СЛАЙД 14
1 ряд: оказывает первую помощь при повреждении предплечья руки;
2 ряд: оказывает первую помощь при артериальном кровотечении;
1 вариант - пострадавший, 2 - оказывает первую помощь.
3 ряд: сопоставляет природные средства оказания первой помощи, комментирует назначение
СЛАЙД 15
Учитель: Итак, ребята, каждый из нас должен понимать, что люди, оказавшиеся в силу различных обстоятельств один на один с природой как наш Чахкли, СЛАЙД 16
могут в течение длительного времени сохранять свои силы и надёжно защищать себя от неблагоприятных природных воздействий. Человеку необходимо всегда быть в определённой степени подготовленным к автономному существованию в природных условиях.
4.Закрепление материала
Учитель: Ну вот мы и подошли к завершению нашего занятия. Давайте повторим, что мы сегодня изучили с вами на уроке.
Что такое автономное существовние? Его виды?
Расскажите, какие умения нам потребуются, чтобы выжить в условиях автономного существования?
(Умение устроить ночлег и укрытие от непогоды, разводить костер, добывть питьевую воду, обеспечить себя пищей, уметь ориентироваться на местности и двигаться в нужном направлении, а при необходимости подавать сигнал бедствия)
Какие способы выживания и существания в условиях дикой природы для вас сегодня оказались новыми?
5.Домашнее задание
Учитель: Ребята, я предлагаю вам выполнить следующее домашнее задание:
Составить схему построения временного урытия - навеса.
СЛАЙД 17
Рефлексия
Учитель: Вернемся к началу нашего урока. Перед вами лежит национальный флаг саамов - народа, проживающего в Лапландии (на севере Норвегии, Финляндии и Швеции, а также в Мурманской области России). Флаг состоит из вертикальных линий разной ширины и объединяющего их красно-синего круга. По преданию, красная половина олицетворяет Солнце, а синяя - Луну.
Оцените свое настроение сейчас: ели урок вам понравился, то отделите красную половину круга и на выходе положите её в волшебный мешочек, приготовленный нашим сказочным другом Чахкли; если же ничего нового вы для себя не узнали - то проделайте то же самое с синей половиной круга.
Учитель: Ребята, вы все отлично справились с поставленными задачами. Хотелось бы отметить учащихся, проявивших наибольшую активность....
СЛАЙД 18
Благодарю вас за хорошую и плодотворную работу.
До свидания!
Использованная литература
-
Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для
общеобразовательных учреждений/ авторы: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников.- М.: «Просвещение», 2013. -
Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для
общеобразовательных учебных заведений/авторы: А.Г.Маслов, В.В.
Марков, В.И. Латчук, М.И.Кузнецов.- Зе издание. - М.: Дрофа, 2012 -
Учебно-методические материалы для преподавателей - организаторов Основ Безопасности Жизнедеятельности: учебно-методическое пособие / А.В. Шигаев, Е.А. Якимова / Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2012.